Научная статья на тему 'О выборах председателей сельских Советов МАССР в избирательную кампанию 1934-1935 гг'

О выборах председателей сельских Советов МАССР в избирательную кампанию 1934-1935 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ELECTION CAMPAIGN / ПРЕДСЕДАТЕЛИ СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ / THE CHAIRMEN OF VILLAGE COUNCILS / ИТОГИ ВЫБОРОВ / ELECTION RESULTS / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ / ОТЧЕТНО-ПЕРЕВЫБОРНЫЕ СОБРАНИЯ / ЛИШЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ / DEPRIVED OF ELECTORAL RIGHTS / ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ / CITY AND RURAL SOVIETS / МАССР / MASSR / ELECTION GUIDE / REPORTING AND RE-ELECTION MEETINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергина Наталья Михайловна

В статье рассматриваются особенности проведения избирательной кампании 1934-1935 гг. В исследуемый период выборам в Советы в политическом плане придавалось большое значение, чтобы добиться решительной изоляции кулака в деревне. В связи с этим в статье показывается отношение местных органов власти к избирательной документации (инструкциям о выборах в советы, инструкциям к составлению отчетности по выборам в советы и другим официальным документам). Выявляются проблемы, с которыми органы власти сельских советов Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики сталкивались в процессе подготовки и проведения перевыборной кампании (срывы отчетно-перевыборных собраний, попытки участия в выборах лиц, лишенных избирательных прав, абсентеизм и др.). Указываются причины отмены результатов выборов и роспуска сельских избиркомов в ряде сел. Анализируются результаты выборов председателей сельских советов мордовского края. Кроме тогo, приводятся количественные данные вновь избранных председателей сельских советов по мордовскому краю, указываются их пол, возраст, национальность, социальное положение, партийность. Отмечаются причины снятия председателей сельсоветов с должности по районам МАССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ELECTION OF HEADS OF VILLAGE COUNCILS of MASSR IN THE CAMPAIGN FOR 1934-1935 YEARS

The article discusses the features of the election campaign of 1934-1935. At that time City and Rural Soviets elections were of great importance in political terms, to decisively isolate the kulaks in rural areas. In this regard, the article shows the attitude of local authorities to the electoral documentation (instructions on the election to the boards, the instructions for reporting on elections to the councils, and others official documents). The author identifies problems with which the authorities of village councils of Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic encountered in the process of preparing and carrying out re-election campaign (breakdowns report and re-election meetings, attempts to participate in the election of persons deprived of their voting rights, absenteeism and others.). The author specifies the reasons for the cancellation of the election results and the dissolution of the village election committees in a number of villages. The results of the election of chairmen of village councils of the Mordovian region are analyzed. Furthermore, quantitative data of the newly elected heads of village councils Mordovian region specified their gender, age, nationality, social status, party membership. The reasons for removal of the chairmen of village councils to the specified positions on MASSR areas are noted, as well as quantitative data.

Текст научной работы на тему «О выборах председателей сельских Советов МАССР в избирательную кампанию 1934-1935 гг»

ISSN 2078-9823

DOI: 10.15507/2078-9823.040.017.201704.021-029

УДК 94.324«1934/1935»(470.345)

Н. М. Ергина

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Тавла» СОШ№ 17»,

г. Саранск, Россия, e-mail: [email protected]

О ВЫБОРАХ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ МАССР В ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ 1934-1935 гг.

В статье рассматриваются особенности проведения избирательной кампании 19341935гг. В исследуемый период выборам в Советы в политическом плане придавалось большое значение, чтобы добиться решительной изоляции кулака в деревне. В связи с этим в статье показывается отношение местных органов власти к избирательной документации (инструкциям о выборах в Советы, инструкциям к составлению отчетности по выборам в Советы и другим официальным документам). Выявляются проблемы, с которыми органы власти сельских Советов Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики сталкивались в процессе подготовки и проведения перевыборной кампании (срывы отчетно-перевыборных собраний, попытки участия в выборах лиц, лишенных избирательных прав, абсентеизм и др.). Указываются причины отмены результатов выборов и роспуска сельских избиркомов в ряде сел. Анализируются результаты выборов председателей сельских Советов мордовского края. Кроме того, приводятся количественные данные вновь избранных председателей сельских Советов по мордовскому краю, указываются их пол, возраст, национальность, социальное положение, партийность. Отмечаются причины снятия председателей сельсоветов с должности по районам МАССР

Ключевые слова: избирательная кампания, председатели сельских Советов, итоги выборов, избирательная инструкция, отчетно-перевыборные собрания, лишенные избирательных прав, городские и сельские Советы, МАССР.

Для цитирования: Ергина Н. М. О выборах председателей сельских Советов МАССР в избирательную кампанию 1934-1935 // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2017. - Т. 17, № 4. - С. 21-29.

N. M. Ergina

Municipal general education institution «Center of Education «Tavla» School No. 17»,

Saransk, Russia, e-mail: [email protected]

ON THE ELECTION OF HEADS OF VILLAGE COUNCILS OF MASSR IN THE CAMPAIGN FOR 1934-1935 YEARS

The article discusses the features of the election campaign of 1934-1935. At that time City and Rural Soviets elections were of great importance in political terms, to decisively isolate the kulaks in rural areas. In this regard, the article shows the attitude of local authorities to the electoral documentation (instructions on the election to the boards, the instructions for reporting on elections to the councils, and others official documents). The author identifies problems with which the authorities of village councils of Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic encountered in the process of preparing and carrying out re-election campaign (breakdowns report and re-election meetings, attempts to participate in the election of persons deprived of their voting rights, absenteeism and others.). The author specifies the reasons for the cancellation of the election results and the dissolution of the village election committees in a number of villages. The results of the election of chairmen of village councils of the Mordovian region are analyzed.

© Ергина Н. М., 2017

Furthermore, quantitative data of the newly elected heads of village councils Mordovian region specified their gender, age, nationality, social status, party membership. The reasons for removal of the chairmen of village councils to the specified positions on MASSR areas are noted, as well as quantitative data.

Keywords: election campaign, the chairmen of village councils, election results, election guide, reporting and re-election meetings, deprived of electoral rights, City and Rural Soviets, MASSR.

For citation: Ergina N. M. On the Election of Heads of Village Councils of MASSR in the Campaign for 19341935 years. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Humanitarian : actual problems of the humanities and education. 2017. 17. No. 4. P. 21-29.

Введение

Изменение политического курса страны непременно ведет к более глубокому и объективному осмыслению событий предшествующего периода. Особенно яркие открытия появляются, когда новый государственный строй кардинально противоречит ушедшему времени. Так случилось и в настоящий момент. Радикальному переосмыслению подвергается большинство событий советского периода. В немалой степени это связано с рассекречиванием архивных документов, ранее закрытых от исследователей.

Сказанное в полной мере можно отнести и к такой актуальной на сегодняшний день проблеме, как специфика организации, проведения, определение итогов избирательных кампаний в условиях современного российского демократического общества, поскольку данный феномен представляет собой уникальный компонент в системе общественной жизни. В современной политической сфере наличествует комплекс разнообразных технологий, методов и приемов проведения выборов, что требует отдельного исследования их исторических особенностей. Это позволит обогатить представление мирового научного сообщества о специфике становления гражданского общества в России.

Актуальность темы имеет как научное, познавательное, так и социальное значение. Это связано с тем, что современное российское общество вновь находится на переломном этапе развития. В стране периодически

проходят выборы в те или иные органы власти. Организаторы вновь и вновь сталкиваются с определенными проблемами в этой области (проявления абсентеизма, давление на избирателей, некачественное выполнение должностных обязанностей вновь избранными представителями власти и др.).

Обратившись к опыту Мордовской АССР середины 1930-х гг., можно убедиться, что в нем чрезвычайно ярко проявились основные тенденции и наиболее существенные противоречия, характеризующие практику советских выборов.

С учетом сказанного, в качестве объекта настоящего исследования автор определил исторический опыт проведения кампании по перевыборам Советов. Указанный объект исследуется в рамках предмета исследования - выборы председателей сельских Советов Мордовской АССР в 1934-1935 гг.

Характеризуя состояние исследуемой проблемы, следует признать, тема выборов председателей сельских Советов МАССР в избирательную кампанию 1934-1935 гг. до сих пор не заняла должного места в системе исторических исследований. Встречается лишь некоторая информация об этой проблеме в работах общего плана, характеризующих общественно-политическую жизнь [2; 4; 5]. В связи с этим исследование проводилось в основном на архивных материалах. Изучить региональную специфику проведения выборов председателей сельских Советов на территории МАССР позволили документы местного архива: ЦГА РМ, Ф. Р-175 (Центральный исполком Мордовской АССР) и Ф. Р-238 (Мор-

довский облисполком) [6-16]. Помимо этого, важную роль в раскрытии темы сыграли опубликованные статистические материалы [1] и периодическая печать [3].

Целью исследования является изучение исторического опыта проведения выборов председателей сельских Советов в Мордовской АССР в середине 1930-х гг.

Для достижения указанной цели были определены следующие основные задачи исследования: показать отношение местных органов власти к избирательной документации; выявить проблемы, с которыми органы власти сельских Советов МАССР сталкивались в процессе подготовки и проведения перевыборной компании; изучить избирательную активность населения; проанализировать результаты выборов председателей сельских Советов Мордовской АССР; выявить причины последующей волны снятия с должностей председателей сельсоветов.

Методы

Основными методами научного исследования послужили сравнительно-исторический метод, позволяющий выявлять закономерности развития исследуемого явления, проблемно-хронологический, позволяющий в хронологической последовательности раскрыть характер, свойства и изменения изучаемой реальности, более емко и разносторонне представить выявленный в ходе исследования фактический материал, а также методы логического и структурного исследования. Теоретическая основа исследования определена комплексом научных положений и выводов, сформулированных в трудах отечественных ученых в области истории.

Результаты

Избирательная кампания 1934-1935 гг. позиционировалась советской властью как особенная, поскольку должна была «протекать в новых условиях». Как указывал заместитель председателя Мордовской областной избирательной комиссии А. Очкин, «за годы первой пятилетки был построен фундамент социалистической экономики, разгромлен

последний капиталистический класс - кулачество, создан в деревне новый колхозный строй и основные массы крестьянства - колхозники - стали прочной опорой советской власти. ...В избирательной кампании текущего года должна еще более повыситься политическая активность и организованность рабочего класса и основных масс крестьянства - колхозников» [7, л. 5].

Несмотря на такой позитивный настрой руководства, избирательная кампания 19341935 гг., впрочем, как и предыдущие кампании конца 1920-х - начала 1930-х гг., прежде всего, была направлена на «очищение советов от классово-чуждых и разложившихся элементов» [2, с. 16]. Иными словами, борьба за «чистоту» общества велась как среди потенциальных избирателей, так и среди тех, кого должны были ввести в новые органы власти. Подтверждением данной мысли может стать циркуляр Средне-Волжского краевого исполнительного комитета окружным и районным исполкомам от 1 сентября 1934 г., в котором указывалось, что в ходе предстоявших перевыборов необходимо было «обеспечить новый состав советов и исполкомов лучшими ударниками и ударницами, преданными делу социалистического строительства» [11, л. 55]. Необходимость кадрового обновления сельсоветов руководство Мордовского облисполкома видело в «крайне низком политическом уровне кадров низового советского аппарата и незнании значительным количеством председателей сельсоветов избирательной инструкции». Также был отмечен недостаток в области «пролетарской прослойки среди руководящего актива», что вело к избранию в руководящий аппарат «представителей социально-чуждого элемента». Кроме того, немалую отрицательную роль играла недостаточная проверка сельсоветов райисполкомами, РИКов - облисполкомом [16, л. 157, 186].

Для того чтобы выборы в Советы прошли успешно, к избирательной кампании 1934-1935 гг. ВЦИК готовил новую избирательную инструкцию. В ЦИК автономных

республик, краевые и областные исполкомы был выслан циркуляр, датированный 22 апреля 1934 г. за подписью председателя Всесоюзной центральной избирательной комиссии Н. Курмакова. В данном циркуляре говорилось о необходимости представить во ВЦИК рекомендации к изменению инструкции Президиума ВЦИК от 20 октября 1930 г. (по которой проходили предыдущие выборы). Это было необходимо для ее изменения и дополнения с учетом «местных условий» [12, л. 1].

В Мордовской области этому циркуляру было уделено некоторое внимание, однако, не самое пристальное и, скорее, формальное. «Естественное» для того времени запаздывание ответов по срокам высылки (как со стороны райисполкомов, так и облисполкома) сопровождалось предложениями, которые уже действовали в форме дополнений к предыдущей инструкции. Например, Рузаевский районный исполком предлагал вносить в списки лиц, лишенных избирательных прав между избирательными кампаниями лишенных не только по суду, но и представителей других категорий. Однако это было уже легализовано постановлением ЦИК СССР от 3 декабря 1930 г. [12, л. 6].

В итоге избирательная инструкция, утвержденная Президиумом ВЦИК 1 октября 1934 г., мало чем отличалась от подобной инструкции, изданной к выборам 1930 г. Однако это нисколько не смущало руководство страны. Напротив, по словам секретаря ЦИК СССР А. Енукидзе, это должно было «облегчить пользование инструкцией на местах» [3; 4, с. 69].

Система снабжения нижестоящих Советов официальной документацией для проведения выборов была, как и прежде: руководство автономных республик, краевых и областных исполкомов выписывали ее сами в издательстве «Власть Советов» в необходимом количестве.

Например, Мордовский областной исполком при заказе новой избирательной

инструкции, а также инструкции к составлению отчетности по выборам Советов и исполкомов расчет необходимого количества экземпляров вел следующим образом: по 1 шт. на каждый сельсовет, горсовет и райисполком, и «несколько штук» для организационного отдела облисполкома [11, л. 78; 12, л. 15-15 об.]. Остальная документация изготавливалась на местном уровне [10, л. 3-3 об.].

Однако сельсоветы к избирательной документации не относились серьезно. Так, уже к октябрю часть из них «успели растерять... или же использовали их на другие надобности». Райисполкомы пытались не допускать подобные «безобразия», для чего в своих циркулярах сельсоветам указывали на вероятность наказания виновных, т. е. привлечения их к уголовной ответственности [15, л. 216].

Но и вероятность наказания не меняла отношение к делопроизводственным документам, причем не только представителей сельсоветов, но и самих райисполкомов. Например, 25 ноября 1934 г. Мордоблиспол-ком выслал в Ромодановский райисполком новую инструкцию о выборах в Советы в количестве 28 шт. (по 1 экземпляру для сельсоветов и 5 экземпляров - для райисполкома). Посылка пролежала на Ромодановской почте два месяца и была возвращена обратно «за истечением срока хранения» [8, л. 25].

Несмотря на положительные прогнозы руководства области о повышении политической сознательности крестьянского класса, из проблем подготовки к перевыборной кампании безусловным приоритетом выделялось электоральное поведение населения.

Нередко жители селений не видели смысла в участии в выборах и, тем более, в избрании в члены Совета. Например, в Берсеневском сельсовете Саранского района были случаи, когда активных членов Совета уговаривали «бросить ходить в членах» так как за это «налоги не скостят, а платить они будут наравне с прочими гражданами» [7,

л. 4]. В Протасовском сельсовете два члена совета отказались работать из-за того, что их обложили единовременным налогом [7, л. 5]. В Павловском сельсовете ходили разговоры о том, что «перевыборы Советов ни к чему, не все ли равно платить налоги новому, или старому составу» [7, л. 6].

Парадоксально, но те, кого лишали избирательных прав (лишенцы), проявляли большую активность в политической жизни государства. Они различными способами пытались участвовать в выборах. Так, в Атяшевском районе в Дубровскую сельскую избирательную комиссию под видом колхозников прошли «служанка попа» и «бывшая предприятчица». А в Батушевской сельской избиркомиссии были выявлены два ее члена, осужденные за растрату. В ходе проверки все они «из состава избиркома отведены» [7, л. 6].

Случались и более негативные проявления срыва отчетно-перевыборных собраний. Так, в Новоковыляйском сельсовете Ельниковского района со стены был сорван вывешенный список лиц, лишенных избирательных прав. Назначенное на 24 октября 1934 г. по этому сельсовету общее собрание жителей, на повестке которого стоял отчетный доклад РИКа, также не состоялось. Сельские исполнители четыре раза информировали население о необходимости участия в этом собрании. Однако избиратели не явились. Интересно то, что в ходе оповещения о собрании со стороны групп женщин-единоличниц раздавались возгласы: «Что мы, глупые?» и «Нам делать нечего на собраниях» [7, л. 5].

В ответ на такие явления, руководство мордовского облисполкома предлагало властям на местах усилить революционную бдительность через мобилизацию широких масс избирателей и повести самую решительную борьбу со всякого рода попытками классового врага использовать в своих интересах перевыборную кампанию Советов.

Перейдем непосредственно к анализу результатов выборов. Не везде выборы про-

ходили гладко. Например, постановлением Рузаевского райизбиркома от 16 ноября 1934 г. были отменены выборы и распущен сельский избирком в с. Мордовская Пишля. Причинами стали необеспечение явки избирателей (по некоторым участкам явка избирателей составила 50 %, тогда как рекомендовалось 90 %) и низкий процент избрания женщин в сельский Совет (5,8 %, вместо рекомендованных 30 %) [13, л. 62]. Отменены выборы из-за низкой явки избирателей в Ковылкинском сельсовете (явка составила 47,4 %) [13, л. 38], Могиловском сельсовете Рузаевского района (явка избирателей от 54 до 65 % по разным участкам) [13, л. 60], Ога-ревском сельсовете [13, л. 61].

Обращаясь к анализу итогов выборов председателей сельсоветов по МАССР, отметим, что по данным на ноябрь 1934 г., участие в выборах в сельсоветы МАССР принял 408 481 житель сельсовета из 522 140 избирателей. Явка избирателей составила 78 % от общего числа лиц, имевших право участвовать в выборах [6, л. 8].

Всего было избраны председателями сельсоветов 598 человек. При этом на выборах произошла незначительная ротация председателей. Руководство сельсоветов обновилось лишь на четверть. 137 человек (23 %) были избраны на эту должность впервые. Это лишь немногим меньше показателей по РСФСР, где процент вновь избранных составил 24,2 [6, л. 8 об., 16, 21-108 об.].

Анализируя состав группы вновь избранных председателей сельсоветов, можно легко установить, что в основном это мужчины - 537 человек (90 %). Женщин соответственно оказалось 61 (10 %) человек [6, л. 8 об., 18, 21-108 об.]. Несмотря на небольшой процент избранных женщин, он все же был выше средних показателей по РСФСР, где женщины составили 8,2 % [1, с. 15].

Наибольшее число женщин в сельсоветах МАССР - представители Ковылкин-ского и Рузаевского районов (по 6 человек).

По 5 человек в Ардатовском, Ельниковском и Темниковском районах. По 4 представительницы - в Атяшевском и Ичалковском районах. В Дубенском, Зубово-Полянском, Инсарском, Кочкуровском и Чамзинском районах - по 3 представительницы. И в пяти районах (Большеигнатовском, Ромо-дановском, Саранскомй, Старошайговском и Торбеевском). А вот в Краснослободском и Лямбирском районах таковых вообще не оказалось [12, л. 277].

Что касается возраста избранных председателей сельсоветов, то в основном это были представители категории «от 26 до 40 лет». Таковых оказалось 442 чел. (73,9 %). Тогда как в категории «от 18 до 25 лет» -100 чел. (16,7 %) и «старше 40 лет» - 56 чел. (9,4 %) [6, л. 8 об., 16, 21-108 об].

Все были грамотными, 314 - служили в рядах Красной армии [6, л. 8 об., 16, 21-108 об.].

По национальности русские составили 358 чел. (59,9 %), мордва - 204 (34,1), татары - 34 (5,7), прочие - 2 чел. (0,3 %) [6, л. 8 об., 16, 21-108 об].

Показатели социального положения председателей сельсоветов мордовского края несколько отличались от данных по РСФСР и СССР. Здесь нужно учитывать то, что территория мордовского края - это аграрный регион. В связи с этим основное число составили колхозники - 73,2 % (из них 22,3 % ударники). Единоличники - 0,3 % (все представители Ардатовского и Торбеевского районов); рабочие - 7,7 (из них 52,2 % - рабочие, находящиеся на административной, хозяйственной или общественной работе; 28,2 - рабочие на производстве; 19,6 % - рабочие в сельском хозяйстве); служащие - 11,2 % [1, с. 17; 6, л. 8 об.].

Основная часть вновь избранных председателей сельсоветов являлась членами или кандидатами в члены ВКП(б) (460 чел., или 77 %). Членов или кандидатов в члены ВЛКСМ оказалось 41 чел. (6,8 %), 97 чел. (16,2 %) были беспартийными [6, л. 8 об., 18, 21-108 об.]. По РСФСР число

партийных было немного иным. Так, члены или кандидаты в члены ВКП(б) составили 75,8 %, члены или кандидаты в члены ВЛКСМ - 7,1; беспартийные - 17,0 % [1, с. 16].

Таким образом, среднестатистический вновь избранный председатель сельского совета, - это мужчина в возрасте от 26 до 40 лет, грамотный, русский, колхозник, член или кандидат в члены ВКП(б). Однако, несмотря на такой положительный портрет, процесс с выборами председателей сельсоветов в 1934 г. на этом не закончился.

С конца 1934 г. усилились репрессия против работников органов исполнительной власти Мордовии. 17 декабря 1934 г. и 11 апреля 1935 г. крайком ВКП(б), а бюро Мордовского обкома ВКП(б) 18 марта 1935 г. приняли постановления «Об очищении аппаратов от классово-чуждых, разложившихся элементов и выдвижении колхозного актива на руководящую советскую и колхозную работу» [5, с. 101].

По итогам выполнения указанных постановлений (данные на июнь 1935 г.) по 23 сельским Советам Мордовии были сняты 83 председателя. В июле того же года их численность увеличилась до 107 чел. К октябрю число бывших председателей значительно возросло и составило 177 чел. (18 %). Наибольшее количество снятых с должности председателей в Торбеевском и Ковылкинском районах (по 55 %). Немногим меньше в Ромодановском (44 %), Инсарском (41), Лямбирском (38), Кадошкин-ском (36) и Темниковском (34 %) районах [8, л. 155-157, 312, 313].

Что касается причин снятия с должности председателя сельсовета, то в «Информационной сводке о соблюдении революционной законности советов Мордовской АССР» указываются, прежде всего, «систематическое пьянство, моральное разложение и связь с кулачеством» (18,1 %). Далее в процентном соотношении идет: «уголовное преступление с отдачей под суд» (16,4 %). Среди таких преступлений указываются:

«убийство колхозника», «искривление революционной линии», «связь с разложившимся элементом», «растрата». Немногим меньше - бывших председателей сельсовета, снятых с этой должности за «халатность, пьянство, бездеятельность» (15,8 %) и в связи с «выдвижением и переводом на другую работу» (12,4 %). Причем за пьянство и развал работы сельсовета снимались с должности не только мужчины, но и женщины. Например, такие случаи были отмечены в Кочкуровском и Темниковском районах [8, л. 156]. Далее по числу снятых с должности в списке причин указываются «прочие причины» (9 %): «административный зажим самокритики», «дискредитация советской власти», «не обеспечил охрану трупа убитого комсомольца», «как временно назначенный», «по личному желанию», «сбежал с работы», «отказался от работы», «самовольно оставил сельсовет». Наименьший процент в списке составили бывшие председатели сельсовета, призванные в ряды РККА (1,1 %) [8, л. 312, 320].

Причем не только председатели сельсоветов снимались с должности в результате этой «чистки», но и председатели колхозов и сельпо. За рассматриваемый период, например, по Саранскому району было снято 16 % председателей колхозов и 33 % председателей сельпо, по Краснослободскому - 21,8 и 33, по Большеберезниковскому - 26,8 % председателей колхозов и 20 % председателей сельпо [8, л. 320-321; 14, л. 20].

Не обошли стороной и председателей районных исполкомов МАССР. Так, с ноября 1934 г. по 20 декабря 1935 г., освободили свои рабочие места 6 человек из Зубово-Полянского, Большеигнатовского, Кочкуровского, Рыбкинского, Саранского (2 чел.) районов. Из них председатель Рыб-кинского РИК Ф. Н. Фирстов, несмотря на 6-летний стаж советской работы и 9-летний стаж партийности, снят с должности и исключен из партии как сын кулака. На тот момент ему было 42 года, и вопрос

об ответственности за отца должен был быть снят. Председатель Саранского РИК Г. В. Погорелов исключен из партии и снят с работы за злоупотребления [8, л. 358].

По предварительным итогам «чистки» районных и республиканских аппаратов только по 9 районам в 1935 г. уволили с работы 323 чел. [5, с.101].

Но и на этом все не закончилось. «Чистки» продолжались. К 1 апреля 1936 г. данные по числу снятых председателей сельсоветов МАССР значительно изменились. Оно увеличилось до 296 чел. (49 %). Из них решения по 115 чел. постановлением ЦИК были утверждены и по 43 чел. отклонены. По остальным 138 чел. решение ЦИКом на тот момент еще не было принято [9, л. 34].

Что касается причин снятия с должности председателя сельсовета то, большинство из них (21,3 %) обвинены в «политических и уголовных преступлениях». Далее по убывающему количеству в причине указываются «перевод на другую работу» (13,2 %), «пьянство, бытовое разложение» (11,5 %), «болезнь, семейные обстоятельства, призыв в РККА» (10,8), «не справился с работой» (10,5), «отъезд на учебу» (10,1 %). Также в причинах значатся «потеря классовой бдительности» (8,1 %), «перевод в другой сельсовет» (5,7), «сбежал, отказался работать» (3,7), «социально чуждый элемент» (3,4 %) [9, л. 34].

Обсуждение

Несмотря на то, что руководство страны было озадачено проблемами проведения выборов в сельские Советы, властям так и не удалось усовершенствовать дело в этой сфере. Как видно, несмотря на серьезный настрой руководства Советского государства, на местах, в частности в рассматриваемом регионе, представители низовых органов власти к выборам нередко относились без необходимой серьезности. Избирательная документация хранилась ненадлежащим образом, терялась.

Особенный интерес представляет электоральное поведение населения во время

выборов в сельсоветы. Потенциальные избиратели не хотели идти на выборы или были пассивны на избирательных собраниях. Тогда как лица, лишенные возможности участия в выборах (так называемые лишенцы), напротив, искали возможности каким-либо образом повлиять на их исход. Эта тенденция не могла не повлиять на итоги выборов председателей сельсоветов. В ряде сельсоветов по ряду причин (слабая явка избирателей, низкий процент выборов женщин и др.) были отменены результаты выборов и проведены перевыборы.

В итоге проведенной избирательной кампании среди вновь выбранных председателей сельсоветов Мордовской АССР в среднем были мужчины работоспособного возраста, колхозники (что определяется спецификой региона), русские по национальности, имеющие принадлежность к партии. Однако такой перспективный и положительный портрет не гарантировал дальнейшую стабильную работу. Около 30 % вновь избранных председателей сельсоветов Мордовской АССР были сняты с указанной должности.

Данная работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы проведения выборов в сельские Советы в середине 1930-х гг. Ис-

следования в этом направлении могут быть продолжены, поскольку интересно проследить и кто получил должности других представителей советской власти (члены президиума, секретари, члены ревизионной комиссии и др.), что позволит более точно и ярко показать результаты избирательной кампании того времени.

Заключение

Итак, мы видим, избирательная кампания 1934-1935 гг. позиционировалась изначально как особенная, протекающая в условиях полной ликвидации кулачества как класса, когда крестьяне виделись как опора советской власти. При всем этом главной ее задачей было очищение Советов от «классово-чуждых и разложившихся элементов», а также повышение уровня политического сознания и грамотного отношения к работе низового советского аппарата.

Задачи, поставленные советским руководством в начале избирательной кампании, определили усиление масштаба репрессий в отношении работников органов исполнительной власти в регионах государства. Результатом этого стало снятие большого количества председателей сельсоветов и других низовых органов власти со своих должностей.

1.

3.

4.

5.

6.

7.

Библиографический список

Выборы в Советы в СОЮЗЕ ССР 1934-1935 гг. / Центральная избирательная комиссия ЦИК СССР - М. : Власть Советов, 1935. - 88 с.

Ергина Н. М. Работа государственных органов по устранению нарушений избирательного законодательства весной-летом 1930 года (по материалам мордовского края) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2013. - № 1 (21) - С. 16-21. Известия ЦИК СССР и ВЦИК Советов. - 1934. - 30 сент. - № 230.

Морозова Н. М. Лишение избирательных прав на территории Мордовии в 1918-1936 гг. : монография. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 156 с.

Солдаткин А. П. Властные институты Мордовии в период модернизации 1930-х гг. - Саранск : Красный Октябрь, 2007. - 128 с.

ЦГА РМ (Центральный государственный архив Республики Мордовия). - Ф. Р-175. - Оп. 1. -

Д. 28.

- Д. 33.

- Д. 86.

- Д. 175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Д. 239.

- Д. 1043.

ЦГА РМ. - Ф. Р-175. - Оп.

8. ЦГА РМ. - Ф. Р-175. - Оп.

9. ЦГА РМ. - Ф. Р-175. - Оп.

10. ЦГА РМ. - Ф. Р-238. - Оп

11. ЦГА РМ. - Ф. Р-238. - Оп. 1

12. ЦГА РМ. - Ф. Р-238. - Оп. 1. - Д. 1086.

28

том 17, № 4, 2017

13. ЦГА РМ. - Ф. Р-238. - Оп. 1. - Д. 1094.

14. ЦГА РМ. - Ф. Р-323. - Оп. 1. - Д. 84.

15. ЦГА РМ. - Ф. Р-323. - Оп. 1. - Д. 89.

16. ЦГА РМ. - Ф. Р-323. - Оп. 1. - Д. 112.

References

1. Vybory v Sovety v SOJUZE SSR 1934-1935 gg. (Elections to the Soviets in the Union of SSR 1934-1935). Central'naja izbiratel'naja komissija CIK SSSR. Moskva, 1935. 88 p. (In Russ.)

2. Ergina N. M. Rabota gosudarstvennyh organov po ustraneniju narushenij izbiratel'nogo zakonodatel'stva vesnoj-letom 1930 goda (po materialam mordovskogo kraja) (The Work of Government Agencies to Eliminate Violations of Electoral Legislation in the Spring and Summer of 1930 (Based on Materials from the Mordovian Region)). Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. 2013. No. 1 (21). P. 16-21. (In Russ.)

3. Izvestija CIK SSSR i VCIK Sovetov. 1934. 30 sent. (Izvestia of the Central Executive Committee of the USSR and the All-Russian Central Executive Committee. 1934. 30 Sept.). No. 230. (In Russ.)

4. Morozova N. M. Lishenie izbiratel'nyh prav na territorii Mordovii v 1918-1936 gg.: monografija (Deprivation of Electoral Rights in the Territory of Mordovia in 1918-1936: Monograph). -Saransk, 2009. 156 p. (In Russ.)

5. Soldatkin A. P. Vlastnye instituty Mordovii v period modernizacii 1930-h gg. (The Power Institutions of Mordovia During the Modernization of the 1930s.). Saransk, 2007. 128 p. (In Russ.)

6. CGA RM (Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Mordovija) (Central State Archives of the Republic of Mordovia). F. R-175. Op. 1. D. 28. (In Russ.)

7. CGA RM. F. R-175. Op. 1. D. 33. (In Russ.)

8. CGA RM. F. R-175. Op. 1. D. 86. (In Russ.)

9. CGA RM. F. R-175. Op. 1. D. 175. (In Russ.)

10. CGA RM. F. R-238. Op. 1. D. 239. (In Russ.)

11. CGA RM. F. R-238. Op. 1. D. 1043. (In Russ.)

12. CGA RM. F. R-238. Op. 1. D. 1086. (In Russ.)

13. CGA RM. F. R-238. Op. 1. D. 1094. (In Russ.)

14. CGA RM. F. R-323. Op. 1. D. 84. (In Russ.)

15. CGA RM. F. R-323. Op. 1. D. 89. (In Russ.)

16. CGA RM. F. R-323. Op. 1. D. 112. (In Russ.)

Поступила в редакцию 21 июня 2017г.

Сведения об авторе

Ергина Наталья Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, учитель истории и обществознания МОУ «Центр образования «Тавла» СОШ № 17» г. Саранск. Сфера научных интересов: отечественная история, советская избирательная система. Автор более 40 научных и учебно-методических публикаций, в том числе 1 монографии. ORCID: http://orcid. org/0000-0002-9267-3995.

Тел.: (8342)22-30-06

E-mail: [email protected]

Submitted 21.06.2017.

About the author

ErgiM Natalia Mihaylovna - candidate of historical sciences, associate professor, teacher of history and social science municipal general education institution «Center of Education «Tavla» School No. 17». Research interests: national history, soviet electoral system. The author of more 40 scientific and methodical publications, including one monograph. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9267-3995.

Тел.: (8342)22-30-06

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.