В.В. Ушницкий О ВРЕМЕНИ ЗАСЕЛЕНИЯ ВИЛЮЯ ЯКУТАМИ
Аннотация
В статье рассматривается время заселения бассейна реки Лена, оспаривается устаревшая концепция Г.В. Ксенофонтова о первоначальном заселении Вилюя якутами. На основе опубликованных трудов классиков якутоведения, многочисленных документов и археологических памятников доказывается заселение данной территории якутским населением начиная со второй половины XVII в. Этому соответствуют и многочисленные фольклорные материалы.
Вилюй с 30-х гг. XVII в. стали заселять якуты кангаласского племени. В основном это были джарханцы и бордонцы - люди князца Бойдона (Бордон, Бордонг). В фольклоре это отразилось в появлении сюжета о происхождении вилюйчан от сыновей жены Тыгына - Джархан (Дьаархан, Дьаардаах) из племени ньюрба-чаан (нюрбачаан, ньурбачаан, ньуурбачаан, нюрбачан), некогда истребленного племенем туматов (легендарное племя, заселявшее Вилюй до прихода предков якутов со Средней Лены). Они враждовали с тунгусским родом ньюрбачаан (в якутской огласовке известных в документах как нюрмаган или нюрмагат). В то же время в архивных документах «туматы» - это название «пеших» якутов Нижнего Вилюя, занимавшихся рыболовством и охотой. Таким образом, туматы - это, возможно, название раннего тюркского (якутского) населения Вилюя, вытесненного сначала со Средней Лены, потом с Нижней Лены в Верхний Вилюй.
Особое происхождение вилюйчан отразилось в появлении названия наслегов1, повторяющих названия тунгусских родов, ассимилированных якутами. Это: югюлээты, сологоны, ньюрбачааны. Синтез тунгусо-якутских этнонимов и топонимов отражает сложный характер формирования вилюйских улусов, участие в их этногенезе тунгусов.
Ключевые слова: заселение Вилюя, миграции якутов, этнокультурные контакты, историография, родовой состав, вопросы этногенеза
Vasily V. Ushnitskiy
ON THE TIME OF SETTLING THE VILYUI BY THE YAKUTS
Abstract
The article discusses the time of settling the Lena river basin by the Yakut population. The outdated conception by G.V. Ksenofontov about the original settlement of the Vilyui by the Yakuts is being challenged. It is proven that the Yakuts began to inhabit the Vilyui in the second half of the 17th century, published works by classical authors in Yakut studies, numerous documents and archaeological monuments being referred to. Numerous folklore materials correspond to this.
From the 30's of the 17th century the Yakuts of the Kangalassian tribe began to populate the Vilyui. Mostly they were Dzharkhans and Bordonians, people of Prince Boydon (Bordon, Bordong). In folklore, this was reflected
1 Наслег - якутская деревня, аул, десятка в два юрт (кибиток).
Ушницкий Василий Васильевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Сектора археологии и этнической культуры Северо-Востока Сибири Института гуманитарных исследований и проблем малочисленныхнародов Севера СибирскогоотделенияРАН(Якутск), e-mail:[email protected]
Vasily V. Ushnitskiy, Cand.Sc. (History), Research Associate, Sector of Archaeology and Ethnic Culture of North-Eastern Siberia, Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch ofthe Russian Academy ofSciences (Yakutsk), e-mail: [email protected]
УДК 94 (=512.157)
© Ушницкий B.B., 2017
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/4 (78)
in the appearance of a story about the origin of the Vilyui people from the sons of Jarhan (Daarhan, Daardaah), Tigyn's wife. She was from the Nyurbachaan (Nyurbachan) tribe, once exterminated by the Tumat tribe. Tumats were a legendary tribe that inhabited the Vilyui before the arrival of the Yakuts' ancestors from the Middle Lena. They were at enmity with the Tungus clan Nyurbachaan (its Yakut pronunciation known in documents being Nyurmagan or Nyurmagat). At the same time, in archival documents "Tumats" is the name for the "unmounted" Yakuts from the Lower Vilyui engaged in fishing and hunting. Thus, the Tumats are probably the name of the early Turkic (Yakut) population from the Vilyui, displaced first from the Middle Lena and then from the Lower Lena to the Upper Vilyui.
A peculiar origin of the Vilyui people was reflected in the appearance of the names of settlements repeating the names of the Tungus clans assimilated by the Yakuts. These are Yugyulets, Sologons, Nyurbachaans. A synthesis of the Tungus-Yakut ethnonyms and toponyms reflects the complex character of the formation of the Vilyui uluses, participation ofthe Tungus in their ethnogenesis.
Key words: settling the Vilyui, migration of Yakuts, ethnocultural contacts, historiography, clannish structure, issues of ethnogenesis
В публицистической, иногда и в научной литературе встречаются утверждения о более раннем заселении якутами Вилюя, чем бассейна Средней Лены [1]. Идею о раннем заселении Вилюя якутами и теорию о Вилюе в качестве прародины якутского народа активно выдвигал филолог М.С. Воронкин. Данная точка зрения - это своего рода реакция на роль и значение выходцев из вилюйских районов в современной политической и культурной жизни якутского народа.
Следует отметить о наличии утверждений о необходимости возвращения к концепции Г.В. Ксенофонтова о ранней (дорусской) колонизации предками саха всей территории Якутии. Однако следует напомнить, что ранний (вилюй-ский) этап этногенеза саха Г.В. Ксенофонтов связывал с оленными тунгусами-ураангхаями. Он считал тунгусов-эвенков одним из компонентов при формировании единого народа саха вместе с вилюйскими и северными группами [2]. Об образовании группы вилюйских якутов написал С.И. Николаев [3]. Подробные сведения о численности их родов в XVII в. приводятся в труде Б.О. Долгих [4]. Информацию о заселении Вилюя в XVII в. выходцами из центральных якутских волостей и их расселении можно найти в труде A.C. Парниковой [5]. Археологические материалы, свидетельствующие о заселении Вилюя якутами, приводятся в монографии А.И. Гоголева [6] и использованы в статье Д.М. Петрова [7].
По архивным данным, в 1636 г. небольшая якутская колония располагалась лишь на нижнем течении Вилюя. Их называли «пешими» якутами или «туматами». Якуты - осекуи и ко-куи вносили ясак в Усть-Вилюйское зимовье, а кирикеи, кыргыдаи, тагусы и другие - в Сред-невилюйское [5].
Интересна находка в среднем течении Вилюя участников экспедиции А.И. Гоголева - остатки
жилищ и материалов, характерные для кулун-атах-ской культуры на Средней Лене. Они датируются Х1У-ХУ1 вв. и приписываются представителям племен тумат и хоро [6]. Д.М. Петров считает, что «пешие» якуты родов кырыкый, кокуй, осе-куй могли быть носителями бесскотной культуры «малых домов», открытых А.И. Окладниковым [7].
В свое время Б.О. Долгих пришел к выводу, что слово тумат могло быть общим племенным названием якутов, плативших ясак в Средневи-люйское зимовье (за исключением оргутского рода кангаласского происхождения), к ним принадлежали роды тагус, кыргыдай, кирикей, он-тул, лучинцы и олесы [4, с. 468-469].
В состав «пеших» якутов на Вилюе входил род люючюн, который связывают с названием средневековых нюйчжа (чжурчжэней) [1, с. 397]. В Средневилюйском улусе образовались два наслега люючюн. Вероятно, роды под названиями нуучча, луучча возникли в результате оседания русских (нуучча) в якутской среде, что показывает на оседания и ассимиляционные процессы, происходившие в составе якутского народа. Бесследно раствориться в его составе могли туматы, хоро, сортолы.
В архивных документах XVII в. среди подгородных «саха» представлена Чумецкая, согласно Б.О. Долгих - Туматская, волость (род), находившаяся на территории Тюлэхского наслега Дюп-синского улуса [4, с. 364]. Согласно Г.А. Попову, Чумецкая волость это - род, затем наслег Тюбэ в Намеком улусе.
Среди северных улусов встречаются наслеги под названием Тюмэти и Туматский, что заставляет прийти к выводу о возможности различия носителей этнонимов тюмэт и тумат. В составе амгинских бётюнцев и вилюйчан имелся род чорду, под таким названием род был и у тувинцев.
50
B.B. Ушницкий
Название рода «конных» якутов Вилюя - та-гус, возможно, связано с древним этнонимом тогуз-огуз. В 1638 г. тагусы были встречены на Вилюе, в Алдане и на речке Томпо. В районе среднего Вилюя был расположен Тагуский наслег [8, с. 109].
По преданиям, записанным Г.В. Ксенофон-товым на Сунтаре, прародительница вилюйских якутов Дьаархан была не якуткой, а иноплемен-ницей-туматкой. Его сыновья стали прародителями многочисленных джарханских родов [1, с. 105-107]. Следовательно, у вилюйских якутов имеется своя родословная, возводящая свои корни к братьям Тыгына со стороны туматки или ньурбачаанки (тунгусский род нюрмаган) Дьаар-даах. Таким образом, данная генеалогия связывает вилюйчан как с аборигенами Вилюя, так и с кангаласцами - родственниками Тыгына. Это доказывается и анализом родового состава и этнической истории вилюйчан.
По легендам, записанным Я.И. Линденау, Джархан была первой женой Мунньана, его сыновья Каджага и Дедуор - его законными наследниками [9]. Таким образом, джарханцы и бордонгцы отделились от кангаласцев, ранее они подчинялись тойонам - потомкам Джархан, а также князцу Бойдону, который был не менее влиятельным, чем знаменитый Тыгын. Но их уход в Вилюй состоялся после прихода русских. В 1634 г. кангаласцы, преследуемые отрядом атамана И. Галкина, отступили или перекочевали в сторону Вилюя. Там скрывался с многочисленной конной ордой князец Бойдон.
Названия наслегов Нюрбинского улуса: Бор-донский, Жарханский, Кангаласский, Мальжа-гарский, Мархинский свидетельствуют о преобладающем вкладе беженцев с Кангаласского улуса после подавления их многочисленных восстаний. В то же время само название улуса свидетельствует об ассимиляции тунгусского племени нюр-магат. Его старое название - Мархинский, из которого выделился Нюрбинский улус и часть Верхневилюйского, говорит о южных, централь-ноазиатских корнях этноса. Конечно, это название происходит от имени р. Марха - притока Вилюя. Однако в Кангаласском улусе есть род марха, по легендам, это - антропоним. Название рода марха возможно увязать с центральноазиат-скими марка (названия племени кунов, начавшего в XI в. великую миграцию племен). Известные тюркологи связывали их название с марка-тами (меркитами).
Вилюйские саха происходили от переселенцев из Центральной Якутии, поэтому в основном они состоят из тех же родов. Якутские наслеги повторяют старые родовые названия. Так, Верхне-вилюйский улус состоял из десяти наслегов: Хо-ринский (1 и 2 наслеги), Намский, Батулинский, Чочуйский, Оргетский, Одугейский (2 наслега), Меикский. Хоринский, намский, батулинский, меикский роды хорошо известны в Центральной Якутии. Однако среди вилюйских якутов дополнительно можно было встретить представителей родов сологон, югюлээт, нюрбачаан, которых можно назвать потомками тунгусских родов шелогон (сологон), фугляд (угулят) и нюрмагат XVII в.
В 90-х гг. XIX в. «объякутившиеся» увала-гиры-угуляты образовали Югюлээтский наслег [10, с. 190]. Среди вилюйских и оленекских саха зафиксирован этноним югюлээт, схожий с одним из обозначений племени ойратов - угулят, хотя они сами были представлены как одно из четырех племен ойратского союза. В составе Верхневилюйского улуса обнаруживаются многочисленные юёдюгэйцы, имя которых, возможно, образовано от названия намского рода юёдэй.
Но прежде всего необходимо исходить из данных родового состава населения Вилюйского округа. Начиная с XVIII в. заметную роль среди якутских улусов начинают занимать вилюйские. Четыре улуса: Вилюйский, Сунтарский, Нюрбинский и Верхневилюйский составляют ви-люйскую группу улусов. Сунтарский улус, расположенный на западе Якутии, знаменит своими тойуксутами и сохранением чисто якутских традиций. В его состав входили 8 наслегов, названия которых Дьаархан, Бордон, Наахара, Тойбохой. Считается, что они образованы от антропонимов, а названия таких наслегов, как Хоро, Хан-галас, Мэйик своими этимологическими корнями уходят в далёкие евроазиатские просторы.
На основе архивных документов Г.В. Ксено-фонтовым, A.C. Парниковой [5], Б.О. Долгих [4] было доказано распространение якутского населения в XVII-XVIII вв. в результате ясачной политики царизма по всему северо-востоку Азии. Таким образом, по документам XVII-XVIII вв. наглядно видно, что Вилюй якуты освоили после прихода русских и что тунгусские роды - выходцы с Вилюя активно мигрировали в сторону Алдано-Майского бассейна и в сторону Амура и Приморья. Оставшаяся часть аборигенного населения перешла в скотоводство и приняла якутский язык.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. 1. Кн. 1. Якутск: Нац. изд-во РС(Я), 1992.416 с.
2. Бравина Р.И. К датировке якутских погребений в свете концепции Г.В. Ксенофонтова // Культурное наследие Северной Евразии: проблемы и перспективы освоения: сб. материалов международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева. Киров: Международный центр научно-исследовательскихпроектов, 2014. С. 85-96.
3. Николаев С.И. Основные этапы этнической истории вилюйских якутов // Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. 1957. Вып. 27. С. 90-98.
4. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 622 с.
5. Парникова A.C. О расселении якутов в XVII-XVIII вв. // Сибирь XVII-XVIII вв. Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1962. С. 247-256.
6. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV-XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. 192 с.
7. Петров Д.М. Освоение бассейна реки Вилюй якутскими родами в XVI-XVIII вв. // Вестник Томского госуд. унив. 2017. № 1. С. 98-102.
8. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. 320 с.
9. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первой половины XVIII в.). Магадан: Книжное изд-во, 1983. 176 с.
10. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М.: Наука, 1985. 285 с.
REFERENCES
1. Ksenofontov, G.V. Uraangkhaj-sakhalar: Ocherki po drevnej istorii yakutov [The Uraanghay-Sakha: Essays on the Ancient Yakut History. Vol. 1. Book 1]. Yakutsk: the National Publishing House of Sakha (Yakutia), 1992. 416 p. (inRuss.).
2. Bravina, R.I. К datirovke yakutskikh pogrebenij v svete kontseptsii G.V. Ksenofontova [On Dating the Yakut Graves in the Light of G.V. Ksenofontov's Concept]. In: Kul'turnoe nasledie SevernojEvrazii:problemy
i perspektivy osvoeniya: sb. materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, posvyashchennoj 100-letiju so dn-ya rozhdeniya L.N. Gumileva [Cultural Heritage of Northern Eurasia: Problems and Prospects for Development: Collected Materials of the International Scientific Conference Devoted to L.N. Gumilev's Birth Centenary]. Kirov: International Centre for Research Projects, 2014. P. 85-96 (in Russ.).
3. Nikolaev, S.I. Osnovnye etapy etnicheskoj istorii vilyujskikh yakutov [The Main Stages of the Vilyuy Yakut Ethnic History]. In: Kratkie soobshcheniya In-ta et-nografii AN SSSR [Brief Reports of the Institute of Ethnography of the USSR Academy of Sciences]. 1957. Issue 27. P. 90-98 (in Russ.).
4. Dolgikh, B.O. Rodovoj i plemennoj sostav naro-dov Sibiri v XVII veke [Clannish and Tribal Structure of the Siberian Peoples in the 17th Century]. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1960. 622 p. (in Russ.).
5. Parnikova, A.S. O rasselenii yakutov v XVII-XVIII vv. [On the Resettlement of the Yakuts in the 17th -18th Centuries]. In: Sibir' XVII-XVIII vv. [Siberia in the 17th -18th Centuries]. Novosibirsk: Publishing House of the USSR Academy ofSciences, 1962. P. 247-256 (in Russ.).
6. Gogolev, A.I. Arkheologicheskie pamyatniki Yaku-tii pozdnego srednevekov'ya (XIV-XVIII vv.) [Archaeological Monuments of the Late Medieval Yakutia (the 14th - 18th Centuries)]. Irkutsk: Irkutsk University press, 1990. 192p. (inRuss.).
7. Petrov, D.M. Osvoenie bassejna reki Vilyuj yakut-skimi rodami v XVI-XVIII vv. [Development of the Vilyuy Basin by Yakut Clans in the 16th - 18th Centuries]. Vestnik Tomskogo gosud. univ. - Bulletin of Tomsk State University. 2017.Nol. P. 98-102 (in Russ.).
8. Bolo, S.I. Proshloe yakutov do prikhoda russkikh na Lenu (Po predaniyam yakutov byvshego Yakutskogo okruga) [The Past of the Yakuts before the Russians Arrived at the Lena (According to Legends of the Yakuts from the Former Yakut County)]. Yakutsk: Bichik National Publishing House, 1994. 320 p. (in Russ.).
9. Lindenau, Ya.I. Opisanie narodov Sibiri (pervoj poloviny XVIII v.) [Description of the Siberia Peoples (the First Half of the 18th Century)]. Magadan: Magadan PublishingHouse, 1983. 176p. (inRuss.).
10. Tugolukov, V.A. Tungusy (evenki i eveny) Sred-nej i Zapadnoj Sibiri [The Tungus People (Evenki and Evens) of Central and Western Siberia]. Moscow: Nauka press, 1985. 285 p. (in Russ.).