О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ <
М.П. Антронова, выпускница агрофака АСХИ 1955 т^
С радостью узнала о том, что наша Альма-матер готовится отметить свое 60-летие. Нахлынули воспоминания, некоторые из них я хочу изложить в этой статье.
На Алтае я оказалась в 1950 г., куда приехала к старшей сестре, которая жила в Поспелихе. Надо было получать высшее образование, и сестра помогла мне материально, чтобы поехать в Барнаул. Выбор вуза был для меня обусловлен одним принципом - где можно будет получать стипендию, так как помогать мне было некому (у сестры была своя большая семья).
Г оды учебы в Алтайском сельскохозяйственном институте стали для меня не только школой высшего образования, но явились также и большой школой жизни, школой всестороннего развития меня как личности. Именно в АСХИ я получила не только специальность, но и первые навыки художественного искусства, именно здесь я впервые вышла на сцену, а затем стала солисткой хора. Поэтому свои воспоминания об АСХИ я хочу посвятить этой стороне студенческой жизни, тем более, что любовь к музыке, к песням у меня проявилась с детства. В нашей семье хорошо пели отец и мама, к песне приобщались и все члены нашей многодетной семьи. После смерти родителей я оказалась в семье дяди Саши, в Подмосковье, семья которого также была очень музыкальной. Помню, как в те годы мы все восхищались восходящей звездой в музыкальном мире
- Сергеем Лемешевым. Сама я начала петь в пять лет. Заметив мои склонности, дядя повез меня в Москву показать специалистам и определить мои музыкальные способности. На пробах я, семилетняя девчушка, на полном серьезе запела: «Вдоль по улице метелица метет, за метелицей мой миленький идет...». После прослушивания моему дяде предложили оставить меня в Москве для обучения в музыкальной школе, однако из-за материальных сложностей моя учеба в Москве не состоялась.
И вот оказавшись студенткой АСХИ, я получила возможность, помимо постижения агрономических наук, заняться художественной самодеятельностью и, в частности, пением. Надо отметить, что в те годы Алтайский сельскохозяйственный институт был одним из ведущих вузов не только по качеству образовательного процесса, но и по всестороннему, культурному развитию студентов. В течение многих лет художественная самодеятельность АСХИ была лучшей среди вузов Алтайского края.
Безусловно, эти достижения мы имели благодаря тем прекрасным педагогам АСХИ, которые не только интересно читали нам лекции, но были и застрельщиками всех интересных дел в культурной жизни института. Это были люди высокого и всесторонне развитого интеллекта. Приведу только один пример. В марте 1952 года на сцене АСХИ первого учебного корпуса состоялась премьера оперы А. Даргомыжского «Русалка». Инициатором и главным постановщиком этой оперы был зав. кафедрой химии доцент С.М. Понов. Большую роль в постановке оперы сыграл зав. кафедрой почвоведения и агрохимии профессор Н.В. Орловский. Они же на собственные деньги обеспечили всё сцени-
ческое оформление спектакля (изготовление декораций, пошив костюмов и др.). Прекрасные преподаватели выступили в опере ведущими актерами: Сергей Михайлович исполнил роль Мельника - одного из главных персонажей оперы, а Николай Васильевич на пианино сыграл всю партитуру от начала до конца. Роль князя исполнил студент агрофака Владимир Ворожбитов, а в роли русалок были заняты лучшие участницы студенческого хора. Опера имела большой успех у зрителей не только института, но и всего города.
Хорошего развития в те годы достигла и театральная студия института, участников которой консультировал уже известный и любимый публикой артист драмтеатра Дементий Паротиков. Запомнились такие пьесы, как «Медведь», «Свадьба с приданым» и др. Ведущим танцевального коллектива был студент зоофака Виктор Малевский. Этого прекрасного танцора любили студенты и встречали бурными аплодисментами, как только он появлялся на сцене.
- 1.... Хор Алтайского сельскохозяйственного института.
На переднем плане создатель и руководитель хора г ” Мюллер Марк Давыдович, слева от него солистка хора , • Маргарита Антропова (май ¡952, год)
На хорошем счету была в институте и спортивная жизнь. Кафедру физкультуры возглавляла тогда еще совсем молодая, чуть старше своих студентов, Татьяна Ивановна Бородкина. Каких только секций не создала она в вузе: волейбольная, баскетбольная, боксерская! Были свои борцы и хоккеисты. Я занималась в конькобежной секции, возглавлял которую Николай Суспицын. Наша
команда неоднократно занимала призовые места в краевых соревнованиях. Коньки я полюбила со школьной скамьи. И хотя в команде нашего института были одни парни, я была в ней равноправным членом. п ишюин п
Особо хочу подчеркнуть, что и художественная самодеятельность, и спорт, и другая общественная деятельность студентов не мешала, а, наоборот, стиму-лировааа нашу учебу. Многие из нас любили быть в гуще студенческой жизни. В числе тех. кто занимал активную жизненную позицию, была и я, поэтому Риту Янц (моя девичья фамилия) знали многие в институте. Я была заводилой и в выпуске стенных газет, и в организации субботников, и во время выездов студентов в село на уборку урожая. Но главным моим увлечением были музыка, хоровое пение. RHЬУ
В те годы в АСХИ был создан студентом мехфака Марком Давыдовичем Мюллером хор, в котором я занималась с первых дней его деятельности, и;
Репертуар хора был очень разнообразный, начиная народными, патриотическими песнями, заканчивая классическими произведениями. Вот часть репертуара хора: «Пшеница золотая», «Хороши весной в саду цветочки», «Ходит по полю девчонка», «Белая береза», «Школьный вальс» и другие. Большим успехом пользовались народные песни: «Из-за острова на стрежень», «Вечерний звон» и многие другие. В хоре я выступала и как солистка, и в общем хоровом исполнении. Большим успехом пользовался наш дуэт с Анной Устенко, особенно при исполнении «Колыбельной», дуэта Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама» на стихи A.C. Пушкина. А на краевом смотре художественной самодеятельности, выступая с грузинской песней «Сулико», я стала лауреатом конкурса.
Марк Давыдович Мюллер был удивительным человеком. Прежде всего -это талантливый музыкант, хотя отлично учился на мехфаке, причем первого набора. Он мог играть на всех инструментах, но больше всего любил баян. И как он все успевал? Учеба, работа с хором, подготовка репертуара, отработка партий - все это требовало немало времени, но Мюллер все успевал и никогда не опаздывал на репетиции. Точность, аккуратность, обязательность были его характерными чертами. И этого он требовал от нас, участников хора. Марк Давыдович обладал каким-то особым складом характера, одновременно и жестким, и добрым. Он требовал строжайшей дисциплины на репетициях. Любой возглас, шум вызывали у него реакцию негодования. Ведь пели мы не по нотам, а на слух, разучивали партии с голоса руководителя. Тех, кто имел неважный слух, Марк Давыдович просил «больше не приходить». И на него не обижались, любили за прямоту, доброту, остроумие. При нашем хоре была создана вокальная группа, которой также руководил Мюллер. Не помню состава её, он менялся, но знаю, что выступала эта группа на всех конкурсах художественной самодеятельности и занимала первые места. Марк Давыдович и женился на участнице этой группы - Валентине Гулевской, выпускнице мединститута. В последние годы жизни М.Д. Мюллер работал в АСХИ преподавателем на кафедре технологии металлов. Умер он в возрасте 63-х лет, рано. Сиротское детство, а с первых лет войны трудармия подорвали здоровье. Похоронили М.Д.
Мюллера на немецком кладбище, под Барнаулом. Его жена, Валентина Гулев-ская, всего на год пережила мужа.
Я помню Марка Давыдовича до сих пор и благодарна ему за все. Ведь именно ему я обязана тем, что на всю жизнь полюбила хоровую музыку и до сих пор ею занимаюсь. Любовь к музыке, заложенная в моем сердце М.Д. Мюллером, дает мне силы жить, работать и приносить пользу людям.
? * Впоследствии, работая в АГУ, я вместе с директором студенческого клуба З.А. Рыжовой организовала студенческую хоровую капеллу, которая уже на пятом году своего существования получила высокое звание народной и стала лучшим в городе хоровым коллективом. К сожалению, после ухода руководителя капеллы Р.Н. Лесникова и моего ухода на пенсию в 1985 г., капелла распалась на десятом году существования, и сегодня нет настоящих хоровых коллективов в городских учебных заведениях, кроме БГПУ. В 1994 г. мы создали новый студенческий хоровой коллектив под названием «Гаудеамус», который имеет в своем репертуаре около 30 произведений народной и классической музыки. Но в работе с хором имеются большие сложности: нет постоянного состава, так как из-за материальных трудностей многие студенты вынуждены работать, из-за отсутствия средств мы не можем выезжать на гастроли. Это не то, что было в 70-е годы, когда нам помогал профсоюз и комсомол. Например, с капеллой АГУ мы побывали на гастролях в Томске, Омске, Новосибирске, Кемерово, с бесплатными концертами объехали весь Алтайский край? Командировочные нам оплачивал краевой комитет комсомола. Сейчас с большим трудом удалось сшить костюмы участникам нашего хора. Спасибо администрации Железнодорожного района, выделившей средства на приобретение материала для пошива платья.
Отрадно, что по инициативе ректората и студенческого клуба АГАУ в крае возобновились фестивали студенческого творчества. Сейчас «Фесте» пять лет, и все эти годы фестиваль открывался выступлением капеллы БГПУ. Мне хочется надеяться, что возродится хор в Алтайском аграрном университете, а также в других вузах Барнаула. Закончить свои воспоминания хочу словами благодарности судьбе, которая свела меня с талантливыми людьми в Алтайском сельскохозяйственном институте. Желаю родному АСХИ-АГАУ процветания!
М.А. ПИКАЛОВ - ФРОНТОВИК, ПЕДАГОГ, : вн
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ -у;
£4, ; н.г.деев
Скоро исполнится уже 55 лет как я хорошо знаю АСХИ-АГАУ. И поэтому не понаслышке знаю, что в нашем вузе работало, да и сейчас трудится много замечательных людей: работящих, ответственных, умных и красивых. Все они заслуживают того, чтобы о них знали другие и, возможно, чему-то у них научились. С этой целью пишется большая историческая книга, которая, если хватит сил, через год должна быть закончена. Однако скажу заранее, что в той книге