Научная статья на тему 'О ВОЗРАСТНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ'

О ВОЗРАСТНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мелик-Пашаев А.А.

Первоистоком человеческого творчества является «внутренняя энергия души» [1], изначально присущая каждому человеку. Стремясь к актуализации, она избирательно преобразует все объективные факторы и впечатления жизни, проявляясь на разных уровнях, от непроизвольной активности младенца до высших форм произвольного и сверхпроизвольного человеческого творчества. Реализуя внутреннюю активность, осознавая себя как «автора» тех или иных явлений в окружающем мире, ребенок приобретает психологически необходимый опыт творчества, не реактивного, а внутренне инициированного и потому свободного действия [5]. Внутренняя активность души универсальна и может реализоваться в разных областях деятельности. Однако педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в ранних возрастах областью, наиболее благоприятствующей актуализации творческого потенциала человека, является творчество художественное. Творчески ориентированное преподавание разных видов искусства позволяет практически каждому ребенку создавать «детские», но полноценные художественные образы [6]. Это говорит о существовании общевозрастной художественной одаренности, в отличие от одаренности индивидуальной, связанной с будущей профессионализацией. Сенситивным периодом художественного развития считается возраст от 5-6 до 8-9 лет. Но есть основания предполагать, что предпосылки для этого складываются раньше. Это, в первую очередь, «зародышевые» проявления свойственного художникам «эстетического отношения к жизни»: неотделенность от мира; готовность отнестись ко всему, как к живому, интерес и эмоциональная отзывчивость на чувственные впечатления [4]. В числе ценнейших предпосылок - специфика детского воображения, которое сильно не тем, что, оперируя образами, ведет к решению конкретных задач, а тем, что беспрепятственно во-ображает, то есть придает образно-чувственную форму эмоциям, оценкам, переживаниям ребенка [2]. Это, при всех отличиях, сближает воображение художника и ребенка. Столь же важен опыт, приобретаемый ребенком в игре: предметной, сюжетно-ролевой, игре- драматизации, в режиссерской игре.Исследования художественного развития с помощью ряда авторских методик неизменно показывали, что наилучшие результаты после взрослых художников показывали дети 6-8 лет, опережавшие подростков и взрослых, не занимавшихся искусством специально [3]. Немногочисленные опыты с детьми 4-5 лет позволяют предполагать, что у них проявления художественной одаренности носят еще более распространенный, но диффузный характер, требуют модификации методик и особой экспертной тонкости при оценке результатов. Основные выводы для работы с дошкольниками, таковы: 1) нужно обогащать и разнообразить чувственный опыт ребенка, который оскудевает в условиях искусственной среды, ранней рационализации образования и натиска «виртуальной реальности»; 2) нужно компенсировать утрату детьми полноценного игрового опыта и не подменять его обучающими «играми», цели которых далеки от задач художественного развития; 3) нужно готовить воспитателей и учителей, которые понимают и ценят специфику детского творчества, а не подгоняют его под «взрослые» образцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВОЗРАСТНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

О возрастных предпосылках художественного развития

А.А. Мелик-Пашаев Психологический институт РАО г. Москва (Россия).

Первоистоком человеческого творчества является «внутренняя энергия души» [1], изначально присущая каждому человеку. Стремясь к актуализации, она избирательно преобразует все объективные факторы и впечатления жизни, проявляясь на разных уровнях, от непроизвольной активности младенца до высших форм произвольного и сверхпроизвольного человеческого творчества. Реализуя внутреннюю активность, осознавая себя как «автора» тех или иных явлений в окружающем мире, ребенок приобретает психологически необходимый опыт творчества, не реактивного, а внутренне инициированного и потому свободного действия [5].

Внутренняя активность души универсальна и может реализоваться в разных областях деятельности. Однако педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в ранних возрастах областью, наиболее благоприятствующей актуализации творческого потенциала человека, является творчество художественное. Творчески ориентированное преподавание разных видов искусства позволяет практически каждому ребенку создавать «детские», но полноценные художественные образы [6]. Это говорит о существовании общевозрастной художественной одаренности, в отличие от одаренности индивидуальной, связанной с будущей профессионализацией. Сенситивным периодом художественного развития считается возраст от 5-6 до 8-9 лет. Но есть основания предполагать, что предпосылки для этого складываются раньше. Это, в первую очередь, «зародышевые» проявления свойственного художникам «эстетического отношения к жизни»: неотделенность от мира; готовность отнестись ко всему, как к живому, интерес и эмоциональная отзывчивость на чувственные впечатления [4].

В числе ценнейших предпосылок - специфика детского воображения, которое сильно не тем, что, оперируя образами, ведет к решению конкретных задач, а тем, что беспрепятственно во-ображает, то есть придает образно-чувственную форму эмоциям, оценкам, переживаниям ребенка [2]. Это, при всех отличиях, сближает воображение художника и ребенка. Столь же важен опыт, приобретаемый ребенком в игре: предметной, сюжетно-ролевой, игре-драматизации, в режиссерской игре.

Исследования художественного развития с помощью ряда авторских методик неизменно показывали, что наилучшие результаты после взрослых художнико в показывали дети 6-8 лет, опережавшие подростков и взрослых, не занимавшихся искусством специально [3]. Немногочисленные опыты с детьми 4-5 лет позволяют предполагать, что у них проявления художественной одаренности носят еще более распространенный, но диффузный характер, требуют модификации методик и особой экспертной тонкости при оценке результатов. Основные выводы для работы с дошкольниками, таковы: 1) нужно обогащать и разнообразить чувственный опыт ребенка, который оскудевает в условиях искусственной среды, ранней рационализации образования и натиска «виртуальной реальности»; 2) нужно компенсировать утрату детьми

полноценного игрового опыта и не подменять его обучающими «играми», цели которых далеки от задач художественного развития; 3) нужно готовит ь

воспитателей и учителей, которые понимают и ценят специфику детского творчества, а не подгоняют его под «взрослые» образцы.

Список литературы:

1. Зеньковский В.В. Проблема психической причинности / В.В.Зеньковский. - Киев, 1914. - 435 с.

2. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург.: Деловая книга, 1995. - 346 с.

3. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития / А.А. Мелик-Пашаев, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. - Дубна.: Феникс+, 2009. - 272 с.

4. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс-традиция, 2000. - 271 с.

5. Мелик-Пашаев А.А. Истоки и специфика детского художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф.Чубук. -М.: Навигатор, 2014. - 177 с.

6. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.