Научная статья на тему 'О возрастающей роли партнерства в условиях новой экономики'

О возрастающей роли партнерства в условиях новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА / ПАРТНЕРСТВО / КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Елена Анатольевна, Ким Роза Никитична

Аннотация статьи: В статье отмечается, что глобализация экономики, изменение потребностей потребителей в товарах и услугах, формирования нового покупателя требует от проектно-ориентированного бизнеса интеграции в форме партнерства для приобретения конкурентных преимуществ в достижении конечных результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GROWING ROLE PARTNERSHIP IN NEW ECONOMY

Abstract of article: The article notes that the globalization of the economy, changes in consumer demand for goods and services, creating a new buyer requires project-oriented business integration in the form of a partnership to acquire a competitive advantage in achieving outcomes

Текст научной работы на тему «О возрастающей роли партнерства в условиях новой экономики»

Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий

УДК 658

Е.А. Ким О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ

Р.Н. Ким НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация статьи: В статье отмечается, что глобализация экономики, изменение потребностей потребителей в товарах и услугах, формирования нового покупателя требует от проектно-ориентированного бизнеса интеграции в форме партнерства для приобретения конкурентных преимуществ в достижении конечных результатов

Ключевые слова: новая экономика, управление проектом, конкурентные преимущества, участники проекта, партнерство, коммуникации, интеграция

Helen Kim, THE GROWING ROLE PARTNERSHIP IN NEW ECONOMY

Rose Kim Abstract of article: The article notes that the globalization of the

economy, changes in consumer demand for goods and services, creating a new buyer requires project-oriented business integration in the form of a partnership to acquire a competitive advantage in achieving outcomes

Keywords: new economy, project management, competitive advantages, the project participants, partnership, communication, integration

Отличительная черта нашего времени - стремительный нарастающий темп перемен и революционных изменений - меняется экономика отдельных стран и всего мира, а вместе с нею и все общественное обустройство. Появляются новые технологии, рождаются принципиально новые продукты, изменяются потребности и предпочтительности в товарах и получаемых услугах. Современные предприятия и компании существуют сегодня в хаотичном переходном периоде, который формируется глобальной конкуренцией, быстрыми переменами, более быстрыми потоками информации и коммуникаций, увеличивающейся сложностью бизнеса и всепроникающей глобализацией. Скорость перемен стала настолько высокой, что привела к рождению новой эры бизнеса, проектно-ориентированной и, как следствие, новых направлений и концепций менеджмента в достижении конечных результатов деятельности. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что одни и те же предлагаемые способы, методы работы и используемый программный и организационный инструментарий позволят бизнесу получать и обеспечивать постоянный успех в достижении высокой эффективности и в дальнейшем стратегическом развитии.

В сегодняшнее время надо быть готовым к тому, что удачные и эффективные методы и способы работы уже в обозримом будущем могут оказаться неприемлемыми, требующие новых инновационных подходов и инструментариев управления. Продукт или услуга, которые кажутся сегодня обществу безусловно ценными, уже завтра могут быть вытеснены с рынка его более эффективным инновационным заменителем, свойства и характеристики, которых пока не доступны и не раскрыты человечеству. Это означает, что общество и экономика все чаще сталкиваемся с необходимостью в ограниченный период времени перестраивать производственную и управленческую деятельность. Результатом такой работы становится появление уникальных и принципиально новых продуктов и предлагаемых услуг. При этом обществу приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности и ограниченности используемых и предлагаемых ресурсов.

В коммерческой и социальной сфере резко усилилась конкуренция за внимание потребителя к предлагаемому товару или услуге той или иной организации: потребителю есть

© Ким Е.А., Ким Р.Н., 2014

Вестник Университета № 14, 2014_

из чего выбирать. Кроме того, в современном мире возросло значение индивидуального подхода к каждому потребителю, клиенту. Следовательно, в выигрыше оказываются те, кто способен постоянно развиваться, разрабатывать и производить, отвечающие потребностям, значимые для различных клиентов уникальные продукты - товары и услуги инновационного характера. Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методологии управления проектами. Трудно назвать хотя бы одну известную в мире компанию, не использующую в своей деятельности методы и средства проектного управления. И, как показывает практика, более 40 % целенаправленной общественно полезной деятельности реализуется через различные проекты и программы.

Развитие методологии проектного управления превратило его в мощный инструмент как управления созданием новых продуктов и услуг, так и осуществлением целенаправленных изменений в рамках отдельных организаций, компаний, а также целых социально -экономических систем [2]. Для нормального развития и эффективного функционирования сегодняшнего, ставшего проектно-ориентированным общества весь корпус инженерно-экономических и управленческих специалистов должен обладать основами методологии проектного управления, как новой управленческой культурой и незаменимым инструментарием в достижении поставленных целей.

Принципы и методы управления проектами оказались более востребованными и подходящими для экономической и общественно-политической деятельности, которая протекает в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции и значительного сокращения жизненного цикла товаров (услуг) в результате их быстрого морального старения. Хотя само по себе знание основ управления проектами еще не гарантирует жизненный успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы [3]

В результате этого на сегодняшнем рынке стали доминировать абсолютно новые фирмы и компании, проектно-ориентированные, которые совсем недавно еще даже не существовали, а из давних мировых лидеров-гигантов выжили только те, которые сумели научиться двигаться быстрее в эпоху новых технологических и экономических новаций. Эта новая экономическая и управленческая среда характеризуется частыми технологическими прорывами, быстро меняющими правилами игры на рынке, и формированием нового покупателя, который приспособился к этим быстрым переменам и приоритеты которого стали меняться с большой скоростью. Интеллектуализация менеджмента и бизнеса проявляется также в повышении значения не отдельных товаров, а конкретных решений для данного заказчика. «Смысл в том, что больше нет потребителей-объектов, а есть «потребители-субъекты», «соавторы продаж». Компании должны быстро реагировать на спонтанные желания покупателей, создавать иллюзию, что производитель и продавец удовлетворяют потребности каждого человека»[1]. Вместо типового, массового товара возникает идеальное представление о товаре, как об адаптированной для конкретного (уникального) потребителя комплексной системе товаров и услуг, направленных на решение конкретных задач клиента.

Принципиальные отличия современной проектно-ориентированной бизнес - среды настолько разняться с традиционными подходами к управлению бизнесом в индустриальную новую эпоху, что общепризнанным является факт рождения «новой экономики», основными факторами стратегического развития, которой являются знания, интеллектуальный капитал, используемых для принятия оптимальных управленческих решений. А происходящая глобализация - в научно-технических разработках, технологиях, производстве, сбыте, финансах, коммуникациях и информации, привела к глобальной конкуренции и взаимозависимости бизнесов и их интеграции в форме партнерства для приобретения конкурентных преимуществ.

Интеграцию можно рассматривать как совокупность форм, методов, посредством которых происходит создание специализированных проектно-ориентированных структур управления на основе партнерских отношений с целью повышения эффективности функционирования и развития конкурентоспособности в целом. Развитие интеграционного взаимо-

232

_Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий

действия на основе сотрудничества партнеров является мощным фактором ускорения технического прогресса, модернизации производства и инновационных подходов во всех сферах и направлениях стратегического развития. Закономерности экономической и научно-технической интеграции вызывают необходимость в расширении сфер сотрудничества, что предполагает сложение сил и ресурсов в масштабах не только крупных корпораций, но и экономики в целом. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы научно-технического прогресса, связаны с рыночными отношениями, поскольку основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами, про-ектно-ориентированными на достижение конечных результатов [3].

В новой экономике, при возрастающем давлении конкуренции все труднее стать лидером и остаться на вершине, поэтому конкурент на одном рынке может стать союзников на другом. В рамках партнерства создаются совместные предприятия. Стратегические союзы в виде совместных предприятий, дают возможность проектно-ориентированному бизнесу обрести конкурентное преимущество посредством доступа к ресурсам партнера, включая рынки, технологии, капитал и работников. Совместная работа с партнером предоставляет дополнительные ресурсы и возможности, позволяя участникам стратегического партнерства развиваться и расширяться быстрее и эффективнее в вопросах наращивания своих технических и производственных мощностей и концентрировать усилия на инновациях и профильном бизнесе. Совместные предприятия предусматривают разделение двумя или более партнерами рисков и доходов от предприятия (проекта), который находится в их совместном владении и управлении.

В новой экономике, в рамках партнерства государства и бизнеса объединяются частные и государственные ресурсы и активы, разделяются полномочия, таким образом, чтобы усилия одного партнера служили интересам другого. Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных правительством/муниципалитетом или органом, осуществляющим управление имуществом и выступающим в качестве заказчика при размещении заказа, а также от объема правомочий собственности, передаваемых государством бизнесу. Частный партнер осуществляет значительные, причем достаточно рискованные инвестиции, а государство играет роль инициатора и учредителя.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности. В Российской Федерации используются следующие основные формы ГЧП:

1) государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора;

2) аренда государственного имущества;

3) участие в капитале;

4) концессии (концессионные соглашения);

5) соглашения о разделе продукции (СРП);

6) контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности.

Важнейшим элементом модернизации, фактором развития новейшей экономики, является создание технопарков, интеграционная функция которых обусловлена способностью создать тесное сотрудничество с учеными, промышленниками, предпринимателями, региональными и местными властями, общественностью для решения проблем социально-экономического и технологического развития, проблем коммерциализации знаний, изобретений, ноу-хау, а также интеллектуализации менеджмента и проектно - ориентированного общества [3].

Библиографический список

1. Концепция изменилась, // Ведомости, 23 мая, - М., 2014

2. Сущность проектного управления. Учебное пособие./Разу М.Л., Ким Р.Н.-М.: ГУУ, 2010

Вестник Университета № 14, 2014_

3. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник /Кол. авт.: под ред. проф. Разу М.Л.-М.: КНОРУС, 2007. - 768 с.

УДК 658

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТА ИСО 50001

Аннотация: В статье рассматривается широкий круг вопросов, посвященных внедрению на предприятиях системы энергоменеджмента на основе стандартов ИСО. Рассматриваются цели и задачи, объекты и субъекты энергоменеджмента, мероприятия по повышению энергоэффективности, характеристики и ключевые элементы системы.

Ключевые слова: энергетический менеджмент, энергоэффективность, система энергоменеджента, принципы и стандарты энергоменеджмента.

INTRODUCTION ENERGY MANAGEMENT SYSTEM IN AN ORGANIZATION ON THE BASIS OF ISO 50001

Abstract: This paper addresses a wide range of questions on the implementation of enterprise energy management system based on ISO standards. Addresses the objectives and tasks, objects and subjects of energy management, energy efficiency measures, the characteristics and key elements of the system. .

Keywords: energy management, energy efficiency, system energomenedzhenta, principles and standards of energy management.

Надежная оптимизированная работа энергосистемы и эффективное использование энергетических ресурсов - основная цель системы энергетического менеджмента учреждения.

Также целями системы энергетического менеджмента учреждения являются:

• снижение затрат на оплату потребляемых энергетических ресурсов

• оптимизация функциональной деятельности учреждения

• повышение эффективности деятельности при снижении ее энергоемкости

• улучшение имиджа учреждения и его развитие через вовлечение персонала в процесс энергосбережения

Задачами системы энергетического менеджмента являются:

• принятие организационных мер, направленных на оптимизацию энергозатрат

• контроль выполнения разработанного перечня по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Основной функцией энергетического менеджмента учреждения является управление энергопотреблением учреждения

Система энергетического менеджмента представляет собой постоянно действующую в учреждении систему управления энергопотреблением, которая позволяет:

• прогнозировать и контролировать процессы выработки, передачи и использования необходимого количества энергетических ресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности учреждения

• оптимизировать потребление энергетических ресурсов при заданном графике производства

• минимизировать риски необоснованных затрат на энергетические ресурсы.

Для эффективного управления потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в организациях бюджетной сферы необходима система энергетического менеджмента. Для

А.М.Лялин Н.В.Пфайфер

Alexei Lialin Natalia Pfeifer

© Лялин А.М., Пфайфер Н.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.