Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие проектно-ориентированной компании'

Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие проектно-ориентированной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
780
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие проектно-ориентированной компании»

4. Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / сост. и научн. ред. В.В.Радаев. -М.: РОССПЭН, 2004., С. 82- 104

5. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. / - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - С.135.

6. Шаститко А. Е. Экономическая теория организаций [Текст]: учеб. пособие / - М.: ИНФРА-М, 2007. - 303 с.

Р.Н. Ким Е.А. Ким

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОй

КОМПАНИИ

Ключевые слова: устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность (КСО), бизнес-проект, заинтересованные стороны, стейкхолдеры, окружающая среда, проектно-ориентированная компания.

Глобализация - в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации - привела к открытости экономик корпораций и компаний, глобальной конкуренции и взаимозависимости бизнеса в рыночной среде. Развитие взаимозависимости и интеграционного взаимодействия в новом мире является мощным фактором ускорения технического прогресса, модернизации производства и инноваций и повышения конкурентоспособности организаций и компаний. Интеграционное взаимодействие на основе стратегического партнерства - сегодня ключи к успеху в бизнесе. На протяжении многих поколений компании сооружали рвы с водой между собой и своими конкурентами. Сегодня наиболее успешные компании строят мосты партнерских отношений и коммуникационного сотрудничества. В современной новой экономике при возрастающем давлении конкуренции все труднее стать лидером и остаться на вершине, поэтому конкурент на одном рынке может стать союзником на другом. Все чаще корпоративные лидеры усваивают, применяют и гармонично сочетают то, что представляется противоречивыми политическими подходами, например, создание совместных предприятий с конкурентами. Поглощения и слияния с конкурентами также стали общепринятой практикой.

Интеграция экономических субъектов в большинстве случаев обусловлена факторамивнешнейсреды,изнихбольшаячастьсвязанасколебаниямиконъюнктурырынка, конкуренцией, желанием приобретения конкурентных преимуществ [3]. Пренебрежение инструментами образования интеграционных структур - причина неэффективности, низкой конкурентоспособности, отсутствия перспектив развития у рыночного субъекта: предприятия, компании, организации. Закономерности экономической и научно-технической интеграции вызывают необходимость в расширении сфер сотрудничества, что предполагает сложение сил и ресурсов в масштабах не только крупных корпораций, но и экономики в целом. В новой экономике интеграционное взаимодействие в виде

© Ким Р.Н., Ким Е.А., 2013

стратегических альянсов, союзов, партнерства и создания совместных предприятии дают возможность бизнесу обрести конкурентное преимущество посредством доступа к ресурсам партнера, включая рынки, технологии, капитал и работников.

В связи вступлением России в ВТО, российскому бизнесу придется считаться с преимуществами и выгодами устойчивого развития компании.Тем более что западные страны в интересах роста развития собственных производителей будут стремиться ужесточать экологические требования к выходящим на их рынок российским компаниям, что немедленно скажется на их конкурентоспособности и социальной ответственности бизнеса. Стратегической основой обеспечения конкурентоспособной рыночной позиции в настоящих условиях является стремление организации к долговременным, взаимовыгодным коммуникационным отношениям с основными участниками рынка, заинтересованными сторонами, группами лиц проекта, которые тем или иным образом оказывают влияние на повышение конкурентоспособности. В России первые диалоги со стейкхолдерами на системной основе начала проводить компания «Бритиш Американ Тобакко» в 2001 году в ходе подготовки своего нефинансового отчета. В современных условиях консультации и диалоги с заинтересованными сторонами регулярно проводят крупные российские и иностранные компании, работающие в России, такие как «ИНТЕР РАО ЕЭС», UCRussal, Газпром, Роснефть, и другие.

Теория стейкхолдеров (заинтересованных сторон) заключает в себе универсальный подход к ведению бизнеса в условиях новой экономики. Бизнес — это лишь часть объединенного моралью мира, и национальные, и культурные особенности стран, безусловно, имеют значение, для компании, которая имеет прямые отношения с покупателями, поставщиками и работниками и с местным сообществом. Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия со всеми субъектами. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых заинтересованные стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль соблюдения их и выполнения.

В соответствии с требованиями теории стейкхолдеров современные компании воспринимают сегодня стейкхолдеров не как элемент внешней среды, а почти как своих коллег. Проводятся совместные заседания с покупателями, поставщиков включают в группы совместного планирования, с конкурентами создаются временные союзы.Сегодня устойчивое развитие проектно-ориентированной компании достигается при постоянном взаимодействии ее с заинтересованными сторонами[2]. Обычно, компании выделяют следующие группы заинтересованных сторон при осуществлении проектов:

• государство: региональные органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, налоговые органы, МУП, бюджетные организации, федеральные структуры;

• акционеры и инвесторы: акционеры, инвесторы и кредиторы;

• персонал: высшее руководство, руководители, линейный персонал, ключевые работники, профсоюзные организации;

• партнеры: поставщики, потребители, конкуренты, хозяйствующие субъекты;

• общество: спортивные организации, образовательные организации, детские организации, внешние профсоюзные организации, политические партии, СМИ, организации здравоохранения, культурные организации, общественные

организации и ассоциации, некоммерческие партнерства, религиозные

организации, население регионов присутствия компании.

Социальный диалог - это процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятие согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регулирования социально-трудовых отношений. Сегодня интеграционное взаимодействие проектно-ориентированной компании с различными группами заинтересованных сторон теснее всего связано с получением устойчивых конкурентных преимуществ и социальной ответственностью перед обществом, подготовкой нефинансовой отчетности (социального отчета). Сегодня многие путают благотворительность с корпоративной социальной ответственностью. На самом деле благотворительность - это пожертвования на определенные цели и задачи, что носит несистемный, разовый характер и представляет лишь часть КСО. А корпоративная социальная ответственность (КСО) - это целый комплекс мероприятий, способствующих снижению рисков при осуществлении бизнес - проектов в условиях, когда корпорация, компания окружена очень многими заинтересованными сторонами. Это и акционеры, и НКО и просто физические лица, которые тем или иным образом могут быть вовлечены в сферу деятельности компании.

«КСО - это включение социальных и экологических вопросов в процесс бизнеса и его взаимодействие с заинтересованными сторонами» [4]. В данном случае корпоративная социальная ответственность, понимаемая как рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон проекта, который направлен на устойчивое развитие компании, может трактоваться и как элемент конкурентной стратегии проектно-ориентированной компании.

Неправительственные организации

Форми ро ва ние у с п ешньис вэаи моогно ше ни й

Правительственные органы

Справедливая торговля и соблюдение зако нодательства

• ••

I • • »<

■ * • * I

Сотрудники

Повышение ценности с помощью образования и инноваций

Клиенты О

Разработка экологически безопасной продукции и повышение уровня удовлетворенности клиентов

«V

•••

•V.

• •

о

• •

* •

«5 \

Устойчивое развитие

о,

6

• ••• * *••

*

Партнеры по бизнесу

Повышение

конкурентоспособное™ о помощью взаимовыгодных партнеротв

Акционеры О

• • ♦ I,

.....

V

лУ

О Местные сообщества

Активный вклад в социальное развитие для управления репутацией и стабильности бизнеса

Повышение корпоративной ценности о помощью обоснованной экономической деятельности

О Всемирное сообщество

Активный вклад в решение глобальных проблем (таких как изменения климата)

Рис. Главные подходы к устойчивому развитию проектно-ориентированной компании

Социальная ответственность корпорации и благотворительность, как ее часть, являются элементом репутации компании, причем очень важными. Корпоративная социальная ответственность (в широком смысле) - это влияние бизнеса на общество. Более узкая трактовка, принятая в западных компаниях, гласит, что «социальная ответственность - это способность и желание бизнеса по собственной воле заниматься вопросом, не только прямо не связанным с производством, продажей товаров и услуг, но и с благополучием общества той страны, в которой компания работает» [1].

Современная концепция КСО, распространенная на Западе, показываетстремле-ние проектно-ориентированных компаний добровольно и самостоятельно решать наиболее насущные проблемы общества. Например, Европейская Комиссия дает такое определение КСО: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды» [1]. Российскому бизнес-сообществу пока более привычен термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО), а не применяемое на западе понятие устойчивого развития. Но по международным стандартам социальная ответственность определяется именно через устойчивое развитие (как поясняют эксперты BDO). Анализ концептуальных основ устойчивого развития компании показал, что, несмотря на многолетнее развитие данной тематики в научных кругах, на сегодня не существует четкого определения понятия устойчивого развития. Если рассматривать дословно, то термин «устойчивое развитие» подразумевает под собой динамический процесс, который постоянно развивается под действием внутренних и внешних факторов. Впервые термин появился в 1987 году в докладе «Наше будущее», подготовленным Международной комиссией по окружающей среде и развитию, в котором было дано следующее определение: устойчивое развитие - это «модель поступательного развития общества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений людей». И именно перевод из данного доклада является официальным основополагающим и наиболее общепринятым определением, как устойчивого развития, так и концепции устойчивого развития. По своей сути, с философской точки зрения, концепция устойчивого развития является не чем иным, как идеальным вариантом развития общества. Необходимо отметить, однако, что существуют множество других определений. Так формулировка Всемирного банка: устойчивое развитие - это управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей, формулировка по законодательству РФ: устойчивое развитие - гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды.

Таким образом, подход к ведению финансово-хозяйственной деятельности, основанный на сохранении равновесия между экономическими интересами и задачами в социальной и экологической сфере, можно назвать обеспечением устойчивого развития бизнеса. За прошедшее десятилетие устойчивое развитие перестало быть второстепенной проблемой и превратилось в один из главных вопросов для менеджмента компании. Концепция устойчивого развития вызывает большой интерес у сотрудников компаний, регулирующих органов, потребителей и всех заинтересованных сторон. Таким образом, любой просчет или недооценка важности вопросов, связанных с устойчивым развитием, может оказать серьезное влияние на то, как воспринимает компанию общественность, как оценивает ее акции рынок и как это скажется на репутационном капитале компании. Вопросы устойчивого развития затрагивают практически все сферы деятельности

компании: от взаимоотношений с клиентами до обзора поставщиков, от оценки воздействия на окружающую среду до обеспечения рабочей среды, от разработки этической бизнес-культуры до подтверждения прозрачности и подотчетности корпоративной структуры управления.

В новой экономике все рассматриваемые инновационные проекты устойчивого развития, соответствующие международным стандартам социальной ответственности, должны соответствовать шести ключевым стандартам ISO 26000:

• Участие в жизни местных сообществ и их развитие;

• Добросовестные деловые практики;

• Проблемы, связанные с потребителями;

• Права человека;

• Трудовые практики;

• Окружающая среда.

Каждое из этих направлений деятельности позволяет задействовать творческий потенциал сотрудников компании со стратегией и системой коммуникационного сотрудничества.

По данным BDO, только 26% респондентов рассматриваютвопросыкорпоративного управления и защиты окружающей среды, 40% приняли кодекс поведения в области корпоративного управления, 51% готовы принять участие в жизни местных сообществ с учетом их требований и ожиданий и вести диалог с заинтересованными лицами проектов и программ при оценке качества деятельности компании (5). В числе немногих компаний, имеющих возрастающий интерес к инновационным проектам и программам устойчивого развития, соответствующим международным стандартам социальной ответственности, позволяющим их превратить в эффективный механизм повышения капитализации компании, источник новых идей развития бизнеса, крупнейшая сотовая компания МТС, ФК « Уралсиб», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и др. Эти компании рассматривают проекты в сфере социальной ответственности как долгосрочные проекты ответственности, создающие основу для устойчивого развития компании, роста репутации и ценности, формирующие в общественном сознании интерес к новым продуктам, услугам и технологиям. Сегодня корпоративная репутация - самый быстрорастущий актив, который определяет успешность компании в зависимости от увязывания воедино интересов разных групп на результат деятельности компании на системной и постоянной основе. Введение в организации системы управления заинтересованными группами позволяет менеджерам не только знать репутационныеиндексы своей компании и адекватно оценивать ее позиции среди конкурентов, но и понимать, почему меняется отношение к ней в обществе, а также оценивать, насколько полученные результаты отвечают ожиданиям и насколько эффективно используется уже накопленный репутационный капитал компании.

В последние годы практику взаимодействия с заинтересованными сторонами все чаще начинают использовать не только компании, но и государственные, муниципальные учреждения, а также различные некоммерческие организации (НКО). Кроме того, НКО и сами выступают в роли стейкхолдеров, становясь участниками отстаивания своих требований и интересов в процессе принятия решений бизнес-сообществом, органами власти, другими организациями. Западные компании давно уже не рассматривают социальную ответственность как обузу и общественную нагрузку. Они научились

извлекать из этой деятельности прибыль, а для российских компаний это все еще пиар и определенные риски. Многие российские компании стали прибегать к взаимодействию со стейкхолдерами по поводу социальных и экономических проблем, вопросов влияния факторов окружающей среды как к важному аспекту управления своей деятельностью. Управление заинтересованными группами - важнейший аспект деятельности руководства проектно-ориентированной компании, потому что корпоративная репутация - это основа эффективности бизнеса сегодня и гарантия его успешного развития в будущем.

Корпоративная репутация является одним из важнейших факторов стоимости бизнеса. В последние годы к ней возник повышенный интерес со стороны бизнеса. Это обусловлено тем, что некогда неосязаемое понятие превратилось в финансовое -goodwill (или деловая репутация фирмы) и стало одним из важнейших составляющих нематериальных активов фирмы, оцениваемых в ее годовом бухгалтерском балансе. В качестве примера можно привести самый дорогой брэнд мира - CocaCola, оцениваемый в 120,0 млрд. долл., в котором материальные активы составляют по разным оценкам не более 5-6 %. Все остальное в этой огромной сумме - имидж, индивидуальность великого брэнда и корпоративная репутация. Так, исследования, проведенные в 2006 компанией Interbrand и журналом BusinessWeek, показало, что стоимость « неосязаемых ценностей» - торговой марки, бренда компании и т. д. - может составлять до 70% ее рыночной капитализации. Репутация - от латинского «reputato - обдумывание, размышление и большинство исследователей рассматривает её как сложившееся о лице мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств. Согласно словарю Ожегова под репутацией понимается создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо или чего-нибудь. Корпоративная репутация являет собой частный случай репутации вообще. К сожалению, в действующем законодательстве нет определения «корпоративная репутация» Репутация стала реальным рыночным фактором в 70-ых годах двадцатого столетия, превратилась в финансовое понятие и стала важнейшей частью нематериальных активов компании. Корпоративная репутация - это то, как компанию оценивают все остальные участники рынка: поставщики, потребители продукции, прямые и косвенные конкуренты, бизнес-сообщество (в том числе потенциальные инвесторы и кредиторы), общественные организации, органы СМИ и представители власти, отношения с которыми могут стать определенным рычагом, двигателем, с помощью которого компания поднимется на новый уровень развития.

Причина роста интереса к репутации компании связана со значительно усилившимся вниманием мирового бизнеса к позиционированию своей социальной ответственности. Компании и корпорации стремятся доказать своим покупателям, сотрудникам, акционерам и другим корпоративным аудиториям, что они добросовестные граждане своей страны, заботящиеся об общественных интересах. Многие транснациональные корпорации осуществляют сегодня в России серьезные спонсорские проекты, позиционирующие для общества их социальную ответственность. Так компания Nestle спонсирует Московский кинофестиваль, GalinaBlanka - Федерацию фигурного катания, аналогичным образом стали поступать и российские компании, заботясь о своей корпоративной репутации - это Лукойл, Сургутнефтегаз, осуществляющие крупномасштабные проекты в сфере образования и медицины в районах Крайнего Севера. Сегодня позиция компании на рынке зависит уже не только от объемов произведенной продукции или торгового оборота, но и от восприятия ее деятельности потребителями,

СМИ, представителями государственной и муниципальной власти, акционерами, сотрудниками, всеми заинтересованными группами лиц [2].

За рубежом сильны традиции КСО: чтобы с компанией имели дело - нужно следовать им, и западные компании и инвесторы, принимая решения по инвестициям, принимают в расчет КСО компании. Так, например, нефтегазовая компания SakhalinEnergy, работающая на Сахалине с 1994 года, активно участвует во многих благотворительных проектах, от сохранения коренных народов, помощи детским домам до увеличения поголовья дикого лосося. Кроме того компания постоянно контактирует с жителями, НКО, японскими рыбаками, озабоченными, как скажется деятельность компании на участках, где они ведут улов. Её интересует, как компанию SakhalinEnergy воспринимают на острове, так как она понимает, что чем устойчивее и положительнее репутация компании, тем меньше рисков возникает в ее дальнейшей работе. Поэтому необходимость коммуникации со всеми заинтересованными группами лиц и социальная ответственность бизнеса перед обществом осознается как все более важная управленческая проблема, требующая соответствующих решений. Если компания активно занимается благотворительностью, ее статус, репутация в глазах общества растет и то, как компания понимает КСО, становится важным индикатором для ее акционеров, сотрудников, клиентов, потребителей и общества, и позволяет судить об устойчивости развития компании. Сейчас все глобальные компании включают КСО в стратегию развития бизнеса. В ФК «Уралсиб» отмечают, что благотворительные проекты все чаще становятся частью стратегии развития бизнеса. По взаимосвязанности благотворительности и интересов бизнеса можно сделать выводы о стремлении компании быть эффективной как для получателя помощи и общества в целом, так и в развитии собственного бизнеса. Социальные программы компаний нацелены на объединение партнеров по бизнесу и корпоративных клиентов для решения проблем общества. В России крупнейшие компании, включающие КСО в стратегию развития бизнес-проекта, - это сырьевые и энергетические компании, которые выделяют значительные ресурсы на благотворительные проекты. В 2011 году расходы на филантропию составили у «Русгидро» - 1,1 млрд. руб., у ФСК - 147,5 млн. руб., расходы «Роснефти» на социальную деятельность и спонсорство достигли в 2011 году $422 млн., что вчетверо больше расходов 2010 г. и является абсолютным рекордом для России [6]. Филантропия и корпоративная социальная ответственность превращаются в визитную карточку бизнеса, по которой судят о его успешности, репутации и способности к устойчивому развитию.

Таким образом, вопросы устойчивого развития затрагивают практически все сферы деятельности проектно-ориентированной компании: от взаимоотношений с клиентами до обзора поставщиков, от оценки воздействия на окружающую среду до обеспечения рабочей среды, от разработки этической бизнес-культуры до подтверждения прозрачности и подотчетности корпоративной структуры управления и являются одним из приоритетных, инновационных направлений исследований в области менеджмента.

Литература

1. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания// Под ред.

С.Е.Литовченко, М.И. Корсакова. М.: 2003

2. Сущность проектного управления. Учебное пособие// Разу М. Л. , Ким Р. Н.-М.: ГУУ, 2010.

3. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник //кол.авт.; под ред. проф. М. Л. Разу. - М.: КНОРУС, 2006.

4. The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership// The Phillip Morris Institute for Public Policy Research ASBL, Brüssels, Belgium, 2000.

5. Статья «Шаткая устойчивость», газета Ведомости, 19.04.12.

6. Статья «Не путайте благотворительность и социальную ответственность» газета Ведомости, 19.11.2012, №219.

Д.И. Маймистов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОТИВАЦИЯ» ДЛЯ КОМАНДЫ

КРЕАТИВНОГО ПРОЕКТА

Ключевые слова: креативные проекты, мотивация персонала, команда проекта, проект создания системы электронных платежей.

Для постиндустриального общества характерны креативные, то есть требующие принципиально новых решений проекты, реализуемые с помощью новых проектных технологий и командных форм организации работы персонала. Опыт управления такими командами показал, что использовать классические подходы к трудовой мотивации персонала в таких условиях не всегда эффективно, и требуется разработать ряд принципально новых подходов к мотивацинным комплексам и системе мотивации. Ниже рассмотрен опыт разработки проблемы применительно к проекту создания системы электронных платежей, - проекту, требующему креативных решений и, поэтому существенно зависящему от эффективности мотивации персонала.

Одна из сложностей создания систем мотивации команды креативного проекта связана с тем, что само понятие «мотивация» недостаточно четко определено Ряд психологов вообще считает, что этот конструкт введен в психологию излишне. Например, бихевиористы считают, что наблюдать можно только поведение, а понятие мотивации не поясняет, а лишь усложняет понимание поведения человека. С другой стороны, многие менеджеры проектов, включая креативные, и сегодня считают, что для эффективного управления людьми достаточно просто им хорошо платить. Но то, что деньги не всегда заставляют человека трудиться усерднее, известно давно. Уже Гераклит, расматривая побудительные силы, влечения и потребности, считал, что они различны и определяются условиями жизни. Он указывал, что свиньи радуются грязи, ослы предпочитают сено золоту, птицы купаются в золе, то есть единый мотиватор, например, такой как деньги, - отсутствует. То есть нет единого универсального мотиватора. Современная теория мотивации склняется к идее того, что инструменты трудовой мотивации, скорее всего, образуют мотивационный комплекс.

«Трудностьздесьсостоит в том, чтовмотивах и целяхнаиболееотчетливо появляется системный характер психического; они выступают как интегральная форма психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуалной деятельности?

© Маймистов Д.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.