Научная статья на тему 'О возможностях использования нечеткой логики при налогообложении природопользователей'

О возможностях использования нечеткой логики при налогообложении природопользователей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НЕЧЕТКАЯ ЛОГИКА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / TAXES / FUZZY LOGIC / NATURAL RESOURCES MANAGEMENT / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тиндова Мария Геннадьевна

В работе рассмотрена возможность применения авторского инструментального средства для оценки природных ресурсов при решении задач налогообложения природопользователей. Инструментальное средство, основанное на использовании современных информационных технологий, представляет собой объединение нечетких блоков для оценки различных видов природных ресурсов. Объединение осуществляется посредством пользовательского интерфейса, являющегося «надстройкой» для документов Microsoft Office Excel. Использование новой концепции оценки природных ресурсов, основанной на нечетком логическом выводе, а также инструментального средства оценки природных ресурсов, разработанного на основе предлагаемой концепции, не только позволяет решать задачи определения налогооблагаемой базы при пользовании природными ресурсами, но также может служить основой для принятия управленческих задач рационального землеи природопользования. Применение нечеткой логики позволяет снижать риски, увеличивать объективную составляющую процесса налогообложения и служить инструментом для вовлечения всех заинтересованных субъектов в процесс экологичного недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL FOR USING FUZZY LOGIC FOR TAXATION OF NATURAL RESOURCE USERS

The paper considers the possibility of using original tools proposed in the paper for assessment of natural resources for the purpose of taxation of natural resources users. The toolkit is based on the use of modern information technology and is a combination of fuzzy blocks for the evaluation of various types of natural resources. The combination is formed through the user interface which is a “plug-in” for Microsoft Office Excel. The new concept of natural resource assessment based on fuzzy logic and a new toolkit for the evaluation of natural resources not only can solve the problem of determining the tax base for the use of natural resources but also can serve as a basis for making management decisions concerning the use of natural resources. The use of fuzzy logic allows to reduce risks, increase the objective component of the process of taxation and serve as a tool to involve all stakeholders in the process of environmentally friendly natural resources management.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования нечеткой логики при налогообложении природопользователей»

удк ззо.4 Мария Геннадьевна Тиндова,

кандидат экономических наук, [email protected] доцент кафедры прикладной математики и информатики,

СГСЭУ

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

В работе рассмотрена возможность применения авторского инструментального средства для оценки природных ресурсов при решении задач налогообложения природопользователей. Инструментальное средство, основанное на использовании современных информационных технологий, представляет собой объединение нечетких блоков для оценки различных видов природных ресурсов. Объединение осуществляется посредством пользовательского интерфейса, являющегося «надстройкой» для документов Microsoft Office Excel. Использование новой концепции оценки природных ресурсов, основанной на нечетком логическом выводе, а также инструментального средства оценки природных ресурсов, разработанного на основе предлагаемой концепции, не только позволяет решать задачи определения налогооблагаемой базы при пользовании природными ресурсами, но также может служить основой для принятия управленческих задач рационального земле- и природопользования. Применение нечеткой логики позволяет снижать риски, увеличивать объективную составляющую процесса налогообложения и служить инструментом для вовлечения всех заинтересованных субъектов в процесс экологичного недропользования.

Ключевые слова: налоги, нечеткая логика, недропользование, природные ресурсы.

M.G. Tindova

THE POTENTIAL FOR USING FUZZY LOGIC FOR TAXATION OF NATURAL RESOURCE USERS

The paper considers the possibility of using original tools proposed in the paper for assessment of natural resources for the purpose of taxation of natural resources users. The toolkit is based on the use of modern information technology and is a combination of fuzzy blocks for the evaluation of various types of natural resources. The combination is formed through the user interface which is a "plug-in" for Microsoft Office Excel. The new concept of natural resource assessment based on fuzzy logic and a new toolkit for the evaluation of natural resources not only can solve the problem of determining the tax base for the use of natural resources but also can serve as a basis for making management decisions concerning the use of natural resources. The use of fuzzy logic allows to reduce risks, increase the objective component of the process of taxation and serve as a tool to involve all stakeholders in the process of environmentally friendly natural resources management.

Keywords: taxes, fuzzy logic, natural resources management, natural resources.

Значение природно-ресурсного сектора для экономики России велико как с точки зрения текущего наполнения бюджета (доходная база в большой степени формируется за счет добычи и экспорта сырьевых ресурсов), так и для выполнения стратегических задач развития страны.

Наиболее важными функциями при налогообложении природопользователей являются фискальная и регулирующая функции, поскольку именно они способствуют работе механизмов изъятия дифференциальной и абсолютной ренты при природопользовании [3].

Однако при этом система налогообложения должна создавать условия для обеспечения рационального природопользования. Чаще всего это происходит за счет материальной заинтересованности природопользовате-лей в обеспечении охраны и воспроизводства природных ресурсов (в виде функциональной зависимости ставки налога от объема и качества природосберегающих мероприятий).

В целях стимулирования рационального природопользования, а также для большей объективности при решении различных управленческих задач в области пользования природными ресурсами нами была разработана новая концепция оценки природных ресурсов, основанная на интеллектуальном анализе данных, а именно на нечетком логическом выводе, а также предложено инструментальное средство оценки природных ресурсов, реализующее предлагаемую концепцию. Следует отметить, что под интеллектуальным анализом данных понимаются такие способы обработки исходной информации, в основе которых лежат алгоритмы и действия, имитирующие интеллектуальную деятельность человека. И помимо нечеткого логического вывода к ним относят: искусственные нейронные сети, генетические алгоритмы и имитационное моделирование [4].

Инструментальное средство, названное нами ВгокШ, состоит в объединении нечетких блоков, описывающих

оценку различных видов природных ресурсов (земли -НМЗ, лесных ресурсов - НМЛР, водных ресурсов -НМВР, полезных ископаемых - НМПИ), а также экологического ущерба - НМЭУ.

Структура любой системы нечеткого вывода обычно представлена четырьмя блоками: база правил; блок фаззификации входных переменных (где происходит переход от четких переменных к лингвистическим); блок выработки решения (где происходит взаимодействие лингвистических переменных на основе базы правил); блок дефаззификации (где происходит обратный переход от лингвистических переменных к четким).

Лингвистическими переменными в каждом нечетком блоке BrokNR являются факторы, влияющие на стоимость того или иного ресурса, а база нечетких правил строится с учетом требований федеральных стандартов оценки, методик кадастровых оценок и экспертного анализа различных секторов рынка природных ресурсов.

Так, блок оценки земли описывается следующими лингвистическими переменными: L1 - цена за 1 га; L2 -категория земель; L3 - местоположение (природно-климатические зоны); L4 - размер; L5 - экология; L6 - рельеф; L7 - геология; L8 - плодородие (бонитет); L9 - инфраструктура и коммуникации.

Оценка водных ресурсов характеризуется такими переменными, как: L1 - цена за 1 м3; L2 - категория водных объектов; L3 - местоположение (бассейновые округа); L4 - размер; L5 - качество воды; L6 - пользование; L7 - мероприятия по охране и восстановлению водных объектов.

В качестве лингвистических переменных для блока оценки лесных ресурсов выступают: L1 - цена; L2 - категория леса; L3 - размер; L4 - местоположение; L5 -расстояние от транспортных магистралей; L6 - эксплуатационная ценность.

Ценообразующими факторами, а следовательно и лингвистическими переменными в оценке полезных ископаемых являются: L1 - цена; L2 - концентрация; L3 -степень изученности месторождения; L4 - сложность геологического строения; L5 - степень обоснованности; L6 - экономическая эффективность; L7 - назначение.

Пятый блок инструментального средства описывается переменными, влияющими на стоимость экологического ущерба: L1 - стоимость устранения; L2 - уровень СО2 (загрязнение воздуха); L3 - уровень шума; L4 - загрязнение воды.

Объединение нечетких блоков осуществляется в пользовательском интерфейсе, который разработан с помощью VBA Excel и является «надстройкой» над файлами, созданными в Microsoft Office Excel [5]. Одной из задач, связанных с рациональным природопользованием и решаемых с использованием инструментального средства, стала задача определения облагаемой базы при исчислении различных налогов, сформулированная как задача определения стоимости имущества, на который начисляется налог. Налоги от использования природных ресурсов могут быть разделены на три группы, и инструментальное средство может быть использовано: во-первых, при вычислении налога на имущество; во-вторых, при определении природоресурсных платежей; в-третьих, при определении прибыли от продажи природных ресурсов (недропользования).

Плата за природные ресурсы как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего выражаются либо в форме прямых или косвенных налогов, либо в форме особых целевых платежей.

Профессор Б.Д. Клюкин [2], классифицируя систему платежей в зарубежных странах по основным критериям, выделяет три их основных вида:

1) налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения полезного ископаемого и горного имущества в стоимостном выражении, определяемом в ценах, установленных в соответствии с законодательством или рыночными ценами (ad valorem tax);

2) налог на единицу добытого полезного ископаемого (production tax);

3) подоходный налог (income tax), уплачиваемый в тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и оказывает влияние на стоимость добываемого полезного ископаемого.

Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка недр. Платежом, зависящим от объемов извлекаемых предприятием полезных ископаемых (или их стоимости), является роялти, которое выплачивается независимо от прибыльности компаний и с самого начала производства. Величина роялти в большинстве стран мира составляет от 10% до 20% стоимости добытого ресурса [1].

Детальный анализ зарубежного опыта показывает, что эффективное и рациональное природопользование, а также регулирование этого пользования может осуществляться посредством одновременного использования двух видов платежей:

- за их непосредственное потребление (такой вид платежей регулирует интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивает накопление средств на их воспроизводство и охрану);

- за право пользования природными объектами в пределах определенной территории (данный вид платежей позволяет регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования).

За счет поступлений в бюджеты от данных платежей должно осуществляться финансирование природоохранных, социальных и прочих нужд данной территории; кроме того, они должны способствовать ресурсосберегающим целям.

Ставки налога на добычу природных ресурсов определяются видом полезного ископаемого (Налоговый кодекс РФ). Так, например, для калийных солей ставка налога составляет 3,8%, для торфа - 4%, для руд черных металлов - 4,8%, для радиоактивных металлов - 5,5%, для природного газа и нефти - 16,5%. При этом процентная налоговая ставка определяется как процентная доля налоговой базы.

Использование инструментального средства BrokNR при определении налогооблагаемой базы позволяет производить переоценку основных фондов предприятий,

связанных с эксплуатацией природных ресурсов, другими словами, определять базу для налога на имущество. Зная размеры земельных участков, важно определять размеры налоговых платежей на земли сельскохозяйственного использования; зная размеры и стоимость лесных участков - размеры лесных податей; для водных объектов применяется водный налог.

Таким образом, видно, что использование новой концепции оценки природных ресурсов, основанной на интеллектуальном анализе данных, а именно на нечетком логическом выводе, а также инструментального средства оценки природных ресурсов, разработанного на основе предлагаемой концепции, не только позволяет решать задачи определения налогооблагаемой базы при пользовании природными ресурсами, но также может служить основой для принятия управленческих задач рационального земле- и природопользования.

Использование нечеткой логики способствует снижению рисков, увеличивает объективную составляющую процесса налогообложения и служит инструментом для вовлечения всех заинтересованных субъектов в процесс экологичного недропользования.

1. Барулин С.В., Солнышкова Ю.Н. Налогообложение природопользования: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2008.

2. Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М.: Городец-издат, 2000.

3. Лапин Ю.В. К вопросу о понимании сущности государственной налоговой политики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44). С. 159 - 162.

4. Романов В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: учеб. пособие. М.: Экзамен, 2003.

5. Тиндова М.Г. Использование современных информационных технологий при разработке инструментального средства оценки природных ресурсов // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1 (12). С. 47 - 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.