Научная статья на тему 'О возможности совершенствования ГОСТ р 22. 7. 01-99 "единая дежурно-диспетчерская служба"'

О возможности совершенствования ГОСТ р 22. 7. 01-99 "единая дежурно-диспетчерская служба" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
212
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ДИСПЕТЧЕР / ОБРАБОТКА СООБЩЕНИЙ АБОНЕНТОВ / ЛИНИИ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Таранцев А. А., Малышев Д. А.

Дан краткий анализ основных положений ГОСТ Р 22.7.01-99 "Единая дежурно-диспетчерская служба". Показано, что в нем отсутствуют требования к основным характеристикам ЕДДС и рациональному выбору числа автоматизированных рабочих мест диспетчеров и линий связи. Представлен проект приложения к ГОСТ Р 22.7.01-99, в котором приведены методы оценки соответствия характеристик ЕДДС заданным требованиям и выбора числа автоматизированных рабочих мест диспетчеров и линий связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможности совершенствования ГОСТ р 22. 7. 01-99 "единая дежурно-диспетчерская служба"»

УДК 614.84

О ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСТ Р 22.7.01-99 "ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА"

© А. А. ТАРАНЦЕВ, д-р техн. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (Россия, 196105, г. Санкт-Петербург, Московский просп., 149; e-mail: t [email protected]) © Д. А. МАЛЫШЕВ, адъюнкт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (Россия, 196105, г. Санкт-Петербург, Московский просп., 149)

Дан краткий анализ основных положений ГОСТ Р 22.7.01—99 "Единая дежурно-диспетчерская служба". Показано, что в нем отсутствуют требования к основным характеристикам ЕДДС и рациональному выбору числа автоматизированных рабочих мест диспетчеров и линий связи. Представлен проект приложения к ГОСТ Р 22.7.01—99, в котором приведены методы оценки соответствия характеристик ЕДДС заданным требованиям и выбора числа автоматизированных рабочих мест диспетчеров и линий связи.

Ключевые слова: единая дежурно-диспетчерская служба; автоматизированное рабочее место; диспетчер; обработка сообщений абонентов; линии связи.

ГОСТ Р 22.7.01-99 [1] устанавливает структуру, состав задач и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) города, района в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС. Применительно к задачам МЧС, в частности пожарной охраны, в функции ЕДДС входит прием и обработка сообщений, что является одним из важнейших этапов деятельности по обеспечению безопасности людей, тушению пожаров, спасению материальных ценностей [2].

В подразд. А.3.4 приложения А [1] указано, что "типовая проектная документация автоматизированной системы (АС) ЕДДС разрабатывается для каждой группы городов в соответствии с их классификацией...", а в Москве и Санкт-Петербурге АС ЕДДС "разрабатывается по отдельным техническим заданиям и проектам".

Тем не менее в ГОСТе [1] отсутствует информация о таких критически важных для обоснования технических заданий и проектов методах, как выбор необходимого числа автоматизированных рабочих мест (АРМ) диспетчеров (рис. 1), линий связи (ЛС) для проектируемой (модернизируемой) ЕДДС; оценка соответствия действующей ЕДДС заданным требованиям, а также отсутствуют сами требования.

В то же время разработке и обоснованию таких методов посвящено достаточно много публикаций [3-6], а в работах [6, 7] приведены основные требования к ЕДДС:

• вероятность потери вызова (отказ в приеме сообщения по причине занятости диспетчеров и ЛС) ротк в часы наибольшей нагрузки (ЧНН) не должна превышать допустимой величины, т. е. 0,1 % согласно [8];

• нагрузка на диспетчеров р не должна превышать критического значения — порядка 0,4 [7], при котором в силу утомления диспетчера возникает риск неправильной обработки сообщения абонента;

• среднее время ожидания связи абонента с диспетчером 1ож не должно превышать допустимой величины — 10 с [7];

• вероятность немедленной связи абонента с диспетчером рн не должна быть меньше допустимой величины, например 90 %.

С позиций теории массового обслуживания [9-11] ЕДДС можно представить в виде многоканальной системы с ограниченной очередью [5,6,12], куда поступает поток сообщений со средним интервалом ?п, которые обрабатываются (прием сообщения, уточнение информации, принятие решения, доведение его до исполнителя, при необходимости переадресация сообщения и др.) в течение среднего времени

Рис. 1. АРМ диспетчера, принимающего и обрабатывающего сообщения от абонентов

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2015 ТОМ 24 №11

77

п Параметры ЕДЦС

PQTK.

Характеристики Ря ЕДДС Р t,

'об' ^лс

Статистические данные

Рис. 2. Схема решения задачи анализа применительно к ЕДДС

п Параметры ЕДЦС

гр, с Р<ут

Требования к р

характеристикам н

ЕДДС Р

•пат

Статистические данные

Рис. 3. Схемарешения задачи синтеза применительно к ЕДДС

tоб. При этом следует учитывать коэффициент готовности диспетчера кд, т. е. отношение среднего времени нахождения диспетчера на рабочем месте к продолжительности смены (кд < 1), и коэффициент аппаратной готовности клс, т. е. отношение среднего числа исправных ЛС (АРМ) к их общему числу

(клс < 1).

Задача оценки соответствия действующей ЕДДС заданным требованиям является задачей анализа (рис. 2), т. е. оценки характеристик ЕДДС {ротк, рн, р, ?ож}, включающей п АРМ и Ь ЛС, при статистически определенных значениях (?п, tоб, кд и клс}. Задача выбора необходимого числа АРМ диспетчеров ЛС для проектируемой (модернизируемой) ЕДДС является задачей синтеза (рис. 3).

На основе упомянутых разработок можно предложить дополнение к ГОСТу [1] в виде справочного

приложения Б "Методы обеспечения требуемого уровня характеристик работы ЕДДС" (его проект приводится далее), которое содержит метод расчетного определения характеристик действующей ЕДДС, рекомендации по их улучшению и метод графического определения числа АРМ и ЛС. Предлагаемое приложение снабжено примерами, иллюстрирующими применение указанных методов, что сделает их понятными и доступными для широкого круга специалистов МЧС.

Таким образом, дополнение ГОСТа [1] данным приложением позволит, с одной стороны, находить объективно минимально необходимое число АРМ (число диспетчеров в дежурной смене для ЧНН) и ЛС, а с другой — оценивать соответствие ЕДДС требованиям, предъявляемым к ее характеристикам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. — Введ. 01.01.2000. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 1999.

2. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 // Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 30 (ч. I), ст. 3579.

3. Таранцев А. А. О способе выбора параметров СМО с очередью // Известия РАН. Автоматика и телемеханика. — 1999. — № 7. — С. 172-176.

4. ТопольскийН. Г., Таранцев А. А., Чумаченко А. П. Экспресс-выбор параметров систем массового обслуживания в АСУ пожарной охраны // Пожаровзрывобезопасность. — 2000. — Т. 9, № 1. — С. 7-11.

5. АртамоновВ. С., Погорельская К. В., Таранцев А. А. Методика определения рационального числа операторов и линий связи Центра управления силами Федеральной противопожарной службы // Пожаровзрывобезопасность. — 2007. — Т. 16, № 6. — С. 4-9.

6. Таранцев А. А. Методика определения числа диспетчеров и линий связи дежурно-диспетчерских служб // Пожаровзрывобезопасность. — 2014. — Т. 23, № 8. — С. 69-85.

7. Шаровар Ф. И. Автоматизированные системы и связь в пожарной охране : учебное пособие. — М. : Радио и связь, 1987.

8. РД 45.120-2000 (НТП 112-2000). Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети. — Введ. 26.10.2000. URL: www.normacs.ru/Doclist/doc/9IF.html (дата обращения: 10.06.2015).

9. Вентцель Е. С. Исследование операций. — М. : Советское радио, 1972.

10. Гнеденко Б. В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. — М. :Наука, 1966.

11. ХинчинА.Я. Работы по математической теории массового обслуживания.—М. :ГИФМЛ, 1963.

12. Таранцев А. А. Инженерные методы теории массового обслуживания. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб. : Наука, 2011.

Материал поступил в редакцию 24 июля 2015 г.

78

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2015 ТОМ 24 №11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.