Научная статья на тему 'О возможности развития правового (антикриминального) просвещения непрофессиональных участников уголовного судопроизводства силами криминалистической науки'

О возможности развития правового (антикриминального) просвещения непрофессиональных участников уголовного судопроизводства силами криминалистической науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / КРИМИНАЛИСТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ НАУКА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL EDUCATION / CRIMINALISTICS / CRIMINALISTICS SCIENCE / INVESTIGATOR / INTERROGATOR / CRIMINAL PROCEEDINGS / NON-PROFESSIONAL PARTICIPANTS / RIGHTS / DUTIES / LEGAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубенко Евгений Владимирович, Бугаев Евгений Николаевич, Гармаева Дарима Андреевна

Предметом исследования являются деятельность государственных органов и должностных лиц в части, касающейся антикриминального просвещения непрофессиональных участников уголовного судопроизводства, а также нормативно-правовые акты такой деятельности в рамках производимого расследования по уголовному делу. Исследуется место правового просвещения в криминалистической науке. Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие деятельность на уровне государственных органов и их должностных лиц по осуществлению правового просвещения. Авторами подробно рассматривается правовое просвещение как часть деятельности следователя, дознавателя, которая должна найти свое отражение в криминалистической науке. Основными выводами проведенного исследования является предложение авторов, касающееся места правового просвещения (по мере становления) в структуре криминалистической науки. Оно может реализовываться в рамках одного или нескольких тактических приемов (их комбинации); как общее положение методики расследования преступления; как частная криминалистическая теория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубенко Евгений Владимирович, Бугаев Евгений Николаевич, Гармаева Дарима Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About possibility of development of legal (anti-criminal) education of nonprofessional participants of criminal proceedings by forces of criminalistic science

The subject of the study is the activity of state bodies and officials in the part concerning anti-criminal education of non-professional participants in criminal proceedings, as well as legal acts of such activities in the framework of the investigation in the criminal case. The place of legal education in forensic science is investigated. The object of the study is the social relations that regulate the activities at the level of state bodies and their officials in the implementation of legal education. The authors consider in detail the legal education as part of the activities of the investigator, the investigator, which should be reflected in forensic science. The main conclusions of the study is the authors1 proposal on the place of legal education (as it becomes) in the structure of forensic science. It can be implemented within the framework of one or more tactical techniques (their combination); as a general provision of the methods of investigation of the crime; as a private forensic theory.

Текст научной работы на тему «О возможности развития правового (антикриминального) просвещения непрофессиональных участников уголовного судопроизводства силами криминалистической науки»

УДК 343. 98 ББК 67.52

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10369

О ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО (АНТИКРИМИНАЛЬНОГО) ПРОСВЕЩЕНИЯ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ

УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СИЛАМИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Евгений Владимирович ЗУБЕНКО, доцент кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Евгений Николаевич БУГАЕВ, ведущий юрист судебной практики ООО СЗ «ВАШ ЮРИСТ», аспирант кафедры уголовного процесса, криминалистики и основ судебной экспертизы Красноярского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]

Дарима Андреевна ГАРМАЕВА, и.о. начальника отдела правового обеспечения и кадровой политики Администрации МО «Иволгинский район», Республика Бурятия, аспирант кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Бурятского государственного университета E-mail: [email protected]

Работа выполнена при содействии гранта Президента РФ для государственной поддержки

ведущих научных школ Российской Федерации НШ-4484.2018.6

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.12 — криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. Предметом исследования являются деятельность государственных органов и должностных лиц в части, касающейся антикриминального просвещения непрофессиональных участников уголовного судопроизводства, а также нормативно-правовые акты такой деятельности в рамках производимого расследования по уголовному делу. Исследуется место правового просвещения в криминалистической науке. Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие деятельность на уровне государственных органов и их должностных лиц по осуществлению правового просвещения.

Авторами подробно рассматривается правовое просвещение как часть деятельности следователя, дознавателя, которая должна найти свое отражение в криминалистической науке.

Основными выводами проведенного исследования является предложение авторов, касающееся места правового просвещения (по мере становления) в структуре криминалистической науки. Оно может реализовываться в рамках одного или нескольких тактических приемов (их комбинации); как общее положение методики расследования преступления; как частная криминалистическая теория.

Ключевые слова: правовое просвещение, криминалистика, криминалистическая наука, следователь, дознаватель, уголовное судопроизводство, непрофессиональные участники, права, обязанности, правовое государство.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

Annotation. The subject of the study is the activity of state bodies and officials in the part concerning anti-criminal education of non-professional participants in criminal proceedings, as well as legal acts of such activities in the framework of the investigation in the criminal case. The place of legal education in forensic science is investigated. The object of the study is the social relations that regulate the activities at the level of state bodies and their officials in the implementation of legal education.

The authors consider in detail the legal education as part of the activities of the investigator, the investigator, which should be reflected in forensic science.

The main conclusions of the study is the authors' proposal on the place of legal education (as it becomes) in the structure of forensic science. It can be implemented within the framework of one or more tactical techniques (their combination); as a general provision of the methods of investigation of the crime; as a private forensic theory.

Keywords: legal education, criminalistics, criminalistics science, investigator, interrogator, criminal proceedings, non-professional participants, rights, duties, legal state.

В статье 1 Конституции нашей страны провозглашается, что Россия является правовым государством. И хотя отдельные авторы указывают на декларативность этого положения, тем не менее, вряд ли оспорим тезис о том, что для нашего государства весьма значимо не только развитие правовых институтов, но и повышение правовой грамотности и правовой культуры граждан.

Осознание ценности развития российского общества в названных направлениях обусловило в том числе и принятие Президентом Российской Федерации Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее — Основы)1.

Основы явились неким фундаментом, который обусловил возможность разработки и принятия других нормативных актов, призванных регламентировать деятельность по правовому просвещению и правовому информированию россиян. В числе таких нормативных актов можно назвать Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ, Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 и некоторые другие акты2.

Таким образом, можно констатировать активную работу представителей высшей государственной власти по формированию определенной системы правового просвещения граждан, в которой задействован значительный круг государственных органов и должностных лиц.

Хотелось бы отметить, что мы полностью согласны с заложенной в Основах идеей о том, что эффективная и профессиональная деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений положительным об-

разом сказывается на правосознании и поведении граждан. При этом полагаем, что криминалистическая наука должна активно включиться в создание теоретических основ и научно обоснованных рекомендаций по правовому просвещению, реализуемому органами предварительного расследования.

Представляется, что такой подход вполне соотносится с рассуждениями одного из светил современной криминалистической науки профессора А.М. Кустова.

Ученый обоснованно отмечает, что криминалистика сегодня перешла в новое качество и трансформировалась в систему универсальной науки, она стоит на пороге существенного расширения границ своего предмета и количества объектов научного познания3.

С учетом изложенного, на наш взгляд, заслуживают внимания предложения Ю.П. Гарма-ева и его единомышленников о правовом просвещении широких слоев населения силами криминалистики4.

По мнению профессора, правовое просвещение в уголовном процессе и криминалистике — это реализуемая с учетом назначения уголовного судопроизводства деятельность ученых-разработчиков, а также сотрудников правоохранительных и судебных органов по формированию, распространению и разъяснению адресно, т.е. отдельным категориям лиц, а также широким слоям населения специально адаптированной правовой информации (включая рекомендации об эффективных способах ее реализации) в целях повышения правосознания и правовой культуры, противодействия правовому нигилизму5.

С нашей точки зрения, одним из направлений, которое целесообразно развивать, может стать правовое (антикриминальное) просвеще-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

ние непрофессиональных участников уголовного судопроизводства должностными лицами органов предварительного следствия и дознания. Тем более, что это соотносится с содержанием Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3. В статье 18 этого нормативно-правового акта, именуемой «Правовое просвещение и правовое информирование», указывается, что субъекты профилактики, а в нашем случае это следователи, дознаватели, доводят до сведения граждан (участников уголовного судопроизводства: подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей) информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.

В свою очередь, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации возлагает на лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, обязанность выяснять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73). Таковыми, как представляется, могут быть в том числе незнание требований законодательства по обязательству выполнения определенных действий, соблюдения предписаний, а также незнание о возможностях воспользоваться тем или иным правом.

И здесь, на наш взгляд, уместно остановиться на вопросе о месте правового (антикриминального) просвещения в криминалистической науке. Полагаем, можно обозначить следующие направления:

1. Правовое (в том числе антикриминальное) просвещение может реализовываться в рамках одного или нескольких тактических приемов (их комбинации). Его (их) содержанием может быть разъяснение тех или иных норм права, особенностей их реализации подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем. Соответствующие разъяснения могут быть расценены названными субъектами не только как свидетельство профессионализма должностных лиц органов предварительного расследования, но и как доброжелательное их отношение к обозначенным непрофессиональным участникам уголовного судопроизводства. Указанное, в том числе в совокупности с иными тактическими приемами, может способствовать установлению психологического контакта и оптимизации процесса расследования.

2. Правовое (антикриминальное) просвещение может найти отражение в рамках завершаю-

щего раздела науки — криминалистической методики. Как известно, заключительным самостоятельным структурным элементом общей части криминалистической методики является профилактика преступлений в расследовании6. В свою очередь, правовое просвещение является частью профилактики преступлений, его структурным элементом. Но если рассматривать криминалистическое просвещение более глобально, как деятельность не только по предупреждению преступлений и правонарушений, а отдельную задачу в расследовании преступления, призванную обеспечить развитие правовой грамотности и правосознания непрофессиональных участников уголовного судопроизводства, тогда криминалистическое просвещение следует считать отдельным общим положением методики расследования преступлений. В результате системы рекомендаций по правовому (антикриминальному) просвещению могут включаться в структуру вновь создаваемых или модернизируемых частных криминалистических методик. Отметим, что подобного рода наработки уже существуют.

Так, Ю.П. Гармаев и P.A. Степаненко предлагают в рамках правового просвещения, подразумевая при этом и криминалистические методические рекомендации, демонстрировать, разъяснять широким слоям населения: типичные заблуждения относительно разграничения преступных посягательств и правомерного поведения; за какого рода типичные преступления (способы), в каких типичных ситуациях привлекаются к юридической ответственности лица именно в данной сфере деятельности; как и кем, какими средствами и методами ведется борьба с этими преступлениями; как не допустить вовлечения себя в преступную деятельность в типичных, хорошо знакомых гражданам ситуациях.-Названные авторы отмечают, что большая часть этих рекомендаций имеет криминалистическую природу, а в целом они носят ярко выраженный междисциплинарный характер7.

3. Концепция правового (антикриминального) просвещения со временем может выкристаллизоваться в частную криминалистическую теорию. На наш взгляд, это вполне возможно в ходе дальнейшей научной концептуальной разработки соответствующих теоретических положений, а также с учетом развития государственной политики в сфере правовой грамотности и доступа граждан к правосудию.Поскольку просвещение играет серьезную роль в деятельности следователя, дознавателя, необходимо разработать соответствующие криминалистические ре-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

комендации о том, каким образом осуществлять данную деятельность, разработать принципы, общие положения, тактические приемы, алгоритм действий, рамки (пределы) просвещения, способы фиксации, возможность контроля со стороны руководителя следственного органа, проанализировать особенности просвещения каждой группы участников уголовного судопроизводства с учетом складывающейся следственной ситуации.Высказанные нами рассуждения, вероятно, могут вызвать несогласие у ряда представителей юридического сообщества — ученых и практических работников. Многие из них могут задаться вопросом: «Зачем следователю проводить такую объемную работу, предполагающую определенные временные затраты?»

Вероятно, могут иметь место высказывания о том, что обозначенное нами правовое (антикриминальное) просвещение непрофессиональных участников уголовного судопроизводства повышает вероятность заявления с их стороны различного рода жалоб, ходатайств в целях защиты прав и законных интересов, что неминуемо повысит трудозатраты следователей и дознавателей. Ответим на обозначенные и возможные иные, подобные им, вопросы следующим образом. Реализация прав и законных интересов участников уголовного процесса непосредственным образом отвечает требованиям назначения уголовного судопроизводства о защите прав потерпевших, с одной стороны, и защите личности от незаконного обвинения — с другой, а также обязанности уголовного преследования от имени государства следователем и дознавателем (статьи 6, 21 УПК РФ).

Указанные нормативные положения дают возможность взглянуть на высказанные нами суждения следующим образом. Следователь, дознаватель, взявшие на вооружение рекомендации по правовому (антикриминальному) просвещению, не усложняют себе работу, а, наоборот, повышают качество производства по уголовному делу, обеспечивают реальное достижение принципа назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

Кроме того, правовая грамотность участника уголовного процесса может стать эффективным средством профилактики случаев возможных проявлений поверхностного (халатного, недобросовестного) выполнения отдельными должностными лицами возложенных на них процессуальных обязанностей.

Таким образом, правовое (антикриминальное) просвещение непрофессиональных участ-

ников уголовного судопроизводства силами науки криминалистики: может служить одним из способов установления истины по уголовному делу; способствовать развитию правового государства и построения гражданского общества, что является одной из задач государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 г. № Пр-1168) // Рос. газ. 2011. 14 июля.

2 См.: Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 г. № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» // Законность. 2018. № 9; Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ, ст. 18 // Рос. газ. 2016. 28 июня; Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.), ст. 28 // СПС «Консультант Плюс».

3 Кустов A.M. История развития и становления российской криминалистики: Монография. М., 2005. С. 99.

4 См.: Гармаев Ю.П. Правовое просвещение и правовое информирование в уголовном процессе и криминалистике // Библиотека криминалиста. Научный журнал.

2015. № 5 (22). С. 258—270;

Гармаев Ю.П., Поликарпов Б.А. Предупреждение и нейтрализация влияния криминальной субкультуры в следственных изоляторах // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 3. С. 7—11;

Попова Е.И. О необходимости создания криминалистических методик на основе принципа компромисса // Lex russica. 2017. № 9. С. 107—115.

5 Гармаев Ю.П. Правовое просвещение и правовое информирование в уголовном процессе и ...

6 Куемжиева С.А. О методике расследования групп преступлений // Рос. юстиция. 2016. № 12. С. 34—36.

7 Гармаев Ю.П., Степаненко P.A. Особенности расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве: Монография. Новосибирск: ООО «Альфа-Порте», 2016. С. 57.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ // Рос. газ.

2016. 28 июня.

2. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс»

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

3. Гармаев Ю.П. Правовое просвещение и правовое информирование в уголовном процессе и криминалистике // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. № 5 (22). С. 258—270.

4. Гармаев Ю.П, Поликарпов Б.А. Предупреждение и нейтрализация влияния криминальной субкультуры в следственных изоляторах // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 3. С. 7—11.

5. Гармаев Ю.П, Степаненко P.A. Особенности расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве: Монография. Новосибирск: ООО «Альфа-Порте», 2016. 93 с.

6. Куемжиева С.А. О методике расследования групп преступлений // Рос. юстиция. 2016. № 12. С. 34—36.

7. Кустов A.M. История развития и становления российской криминалистики: Монография. М., 2005. 143 с.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 г. № Пр-1168) // Рос. газ. 2011. 14 июля.

9. Попова Е.И. О необходимости создания криминалистических методик на основе принципа компромисса // Lex russica. 2017. № 9. С. 107-115.

10. Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 г. № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» // Законность. 2018. № 9.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Правовое

регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации

Под редакцией З.А. Саидова

Правовое регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. З.А. Саидова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 271 с. -(Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03286-3

Анализируются проблемы правового и организационного характера, связанные с регулированием экономики России в условиях цифровизации. Раскрываются концептуальные основы регулирования цифровой экономики. Особое внимание уделяется особенностям использования правовых средств воздействия на процессы, которые протекают в условиях цифровой реальности. Рассматриваются особенности правового регулирования оборота и использования крип-товалюты, осуществления рекламной деятельности, а также противодействия правонарушениям экономической направленности.

Для широкого круга читателей, интересующихся вопросами правового регулирования экономической деятельности, а также проблемами развития цифровой экономики.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.