Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ в образовательном процессе в медицинских вузах'

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ в образовательном процессе в медицинских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / медицинские вузы / мнемотехника / ассоциации / механизмы запоминания / educational process / medical universities / mnemonics / associations / mechanisms memorization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайдарова Дилором Сафоевна

Для надежного усвоения и удержания в памяти большого объема информации, необходимой в дальнейшей врачебной деятельности, в образовательном процессе в медицинских вузах могут быть применены методы мнемотехники совокупности способов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем создания искусственных ассоциаций. Применение метода ассоциаций на занятиях способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

about the possibility of applying the methods of the mnemotechnique in the educational process at medical higher schools

For stable memorizing and remaining in mind a great volume of information that is necessary for further medical activity the mnemotechnique methods can be used on educational process in medical higher schools, that is combination of methods and means making the process of memorizing easier and increasing the memory volume by creating artificial associations. Application of associative method in classes contributes to development of creative activity and logical thinking of students, improves memorizing mechanisms, enriches vocabulary.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ в образовательном процессе в медицинских вузах»

технологии обучения

о возможности применения методов мнемотехники в образовательном процессе в медицинских вузах

Хайдарова Д.С.

самаркандский государственный медицинский институт, 140100, г. Оамарканд, Республика Узбекистан

Для надежного усвоения и удержания в памяти большого объема информации, необходимой в дальнейшей врачебной деятельности, в образовательном процессе в медицинских вузах могут быть применены методы мнемотехники - совокупности способов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем создания искусственных ассоциаций. Применение метода ассоциаций на занятиях способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Хайдарова Д.С. О возможности применения методов мнемотехники в образовательном процессе в медицинских вузах // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 133-137. 001: 10.2441 1/2220-8453-2020-1301 1

статья поступила в редакцию 13.05.2020. Принята в печать 07.09.2020.

ключевые слова:

образовательный процесс,

медицинские вузы,

мнемотехника,

ассоциации,

механизмы

запоминания

about the possibility of applying the methods of the mnemotechnique in the educational process at medical higher schools

Khaydarova D.S.

samarkand state Medical Institute, 140100, samarkand, Republic of Uzbekistan

For stable memorizing and remaining in mind a great volume of information that is necessary for further medical activity the mnemotechnique methods can be used on educational process in medical higher schools, that is combination of methods and means making the process of memorizing easier and increasing the memory volume by creating artificial associations. Application of associative method in classes contributes to development of creative activity and logical thinking of students, improves memorizing mechanisms, enriches vocabulary. Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The author declares no conflict of interests. For citation: Khaydarova D.S. About the possibility of applying the methods of the mnemotechnique in the educational process at medical higher schools. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 133-37. DOI: 10.24411/2220-84532020-1301 1 (in Russian)

received 13.05.2020. Accepted for publication 07.09.2020.

Keywords:

educational process,

medical universities,

mnemonics,

associations,

mechanisms

memorization

том 11, №3 2020

133

технологии обучения

Образовательный процесс в учебных учреждениях требует постоянного совершенствования педагогического мастерства. Студентам медицинских вузов приходится обрабатывать и усваивать большое количество информации, для чего большинство из них стараются механически запомнить материал учебника или тот, что дается на лекции либо практическом занятии. Уровень усвоения учебного материала сильно зависит от качества его подачи преподавателем и способности запоминать, а самое главное, понимать учащимися. Начиная с I курса студенты-медики сталкиваются со словами, которые им до этого не были знакомы. Если такие слова просто зубрить, они исчезают из памяти через несколько дней. Подготовка будущих врачей предполагает надежное усвоение и удержание в памяти большого объема информации, необходимой для их дальнейшей профессиональной деятельности. Сложность усвоения преподаваемого материала обусловлена большим количеством специальных терминов, пришедших из иностранных языков (латинского, греческого и др.). Особенность изучения медицинских предметов состоит в том, что лишь очень небольшой процент необходимой информации запоминается с помощью логических связей. Для прочного и одновременно легкого запоминания следует наполнить слово содержанием - чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, сильными ощущениями. Совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей), называется мнемотехникой. Мнемотехника/мнемоника (от греч. тпете - память, ?есЬпе - искусство) - искусство запоминания, одна из

старейших прикладных дисциплин. Первые сохранившиеся письменные работы по мнемотехнике датируются 86-82 гг. до н.э. Практика использования приемов запоминания информации возникла еще раньше: с мнемотехникой были знакомы уже древние греки и майя [2]. Мнемотехника применяется для запоминания большого объема информации или даже незапоминаемой информации. Ассоциация - это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству. При этом происходит замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности, образного и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении. Ассоциативный метод может применяться при изучении любой темы всех предметов программы. Значительный фактор, влияющий на эффективность применения ассоциативного метода в учебной деятельности, - эмоциональность препо-

134

Медицинское образование и профессиональное развитие

Хайдарова Д.С.

О возможности применения методов мнемотехники в образовательном процессе в медицинских вузах

давателя, его мимика, жесты, выразительность речи. Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, способствует лучшему запоминанию материала. Информация, полученная с помощью мнемотехнических приемов, сохраняется в долговременной памяти. Основной целью применения данной техники является усиление интереса к теме урока, укрепление механизмов памяти.

результаты и обсуждение

Ниже приведено несколько примеров использования мнемотехнических способов, применяемых нами на занятиях по патофизиологии.

1. Примеры ассоциаций, применяемые для запоминания последовательности стадий фагоцитоза:

• приближение фагоцита к объекту фагоцитоза;

• прилипание фагоцита к объекту фагоцитоза;

• поглощение фагоцитом объекта фагоцитоза;

• переваривание фагоцитом объекта фагоцитоза.

Учитывая, что фагоциты - это клетки-защитники нашего организма, представим их в виде солдат, сражающихся с врагами (микробами). Перед началом боя солдаты (фагоциты) находятся в траншее-окопе (сосуде). Появились враги (микробы), солдаты выходят (лейкодиапедез) из окопа (сосуда) и бегут по направлению к врагу (I стадия). Добегают до врага (II стадия) и начинается рукопашный бой (III стадия). У каждого солдата есть граната (лизо-сома), которую он взрывает (выброс лизо-

сомальных гидролитических ферментов) и погибает вместе с врагом (IV стадия), чаще всего не одним, а с несколькими. Известно, что фагоцит может одновременно фагоцитировать и уничтожать до 20 микроорганизмов (как боец, окруженный врагами, имеющий только одну гранату, старается не попасть в плен, а уничтожить себя вместе с как можно большим количеством вражеских солдат). Такой исход боя (процесса) называется «завершенный фагоцитоз». Иногда граната не срабатывает (низкая активность гидролитических ферментов), и в этом случае солдат (фагоцит) не уничтожает врага (микроорганизм), а продолжает удерживать его (незавершенный фагоцитоз). В клинической практике такое состояние называется «вирусоноситель-ство» или «бактерионосительство».

2. Для объяснения одного из механизмов увеличения скорости оседания эритроцитов (СОЭ) эритроциты ассоциируются с монетами, а их агрегаты - со столбиками монет. Если взять 2 одинаковых стакана с водой и одновременно бросить в один из них одну монету, а в другой -столбик монет, можно увидеть, что столбик монет осядет на дно стакана быстрее, т.е. агрегаты эритроцитов «тяжелее», чем отдельно взятый эритроцит. Таким образом, агрегация эритроцитов способствует увеличению СОЭ.

3. Явление тиксотропии - переход коллоидного вещества базальной мембраны стенки сосудов из твердого состояния (гель) в мягкое состояние (золь) под действием ферментов лейкоцитов при их эмиграции во время воспаления можно представить следующим образом. Коллоидное вещество базальной мембраны ассоциируется с холодцом: холодец в холодильной камере - это состояние геля, а

Том 11, №3 2020 JPJ

технологии обучения

при комнатной температуре - золя. Чем выше температура среды, в которой находится холодец, тем более жидким он становится. В данном случае ферменты лейкоцитов ассоциируются с повышенной температурой окружающей среды.

4. После перенесенного инфаркта миокарда на электрокардиограмме (ЭКГ) остается глубокий зубец 0, который отражает замещение погибших кардиомиоцитов соединительной тканью, т.е. образование рубца. Элементы соединительной ткани не способны выполнять функции карди-омиоцитов, поэтому глубокий зубец 0 на ЭКГ таких людей будет всегда выявляться, вплоть до конца их жизни, а в некоторых случаях свидетельствует о том, что человек когда-то перенес инфаркт миокарда на ногах, о чем даже не догадывается. Чтобы запомнить это, есть выражение «памятник погибшего миокарда».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение ассоциативного метода в моей педагогической практике позволяет сделать вывод, что при объяснении темы занятия с использованием при-

меров, основанных на ассоциациях, информация запоминается легко и гораздо быстрее, причем сохраняется на долгое время. Все эти приемы на первый взгляд кажутся детской игрой. Однако при хорошей организации материала и удачном ассоциировании мысленные образы, создаваемые в результате таких ассоциаций, могут быть надежным средством запоминания элементов различной информации, имеющих друг с другом мало общего. Даже в том случае, если усилия на составление мнемонических схем покажутся чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, нужно помнить, что такая игра все равно стоит свеч: требуя постоянной мобилизации воображения, она будет развивать творческие способности и логическое мышление. Мы считаем, что преподавателей вузов, особенно медицинских, необходимо обучать методике преподавания с использованием различных приемов и способов мнемотехники, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня знаний и развитию логического мышления у будущих врачей.

сведения об авторе

Хайдарова Дилором Сафоевна (Dilorom s. Khaydarova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии и патофизиологии Самаркандского государственного медицинского института, Самарканд, Республика Узбекистан E-mail: dilsaf63@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-8443-2454

литература

1. Иванова Н.В., Мурашов О.В. Использование мнемоники при изучении анатомии человека // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 3. С. 126-161.

2. Калиш Е.Е. Использование принципов педагогической мнемотехники в преподавании иностранного языка // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).19

Медицинское образование и профессиональное развитие

Хайдарова Д.С.

О возможности применения методов мнемотехники в образовательном процессе в медицинских вузах

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. М., 2007. 115 с. URL: http://www.mnemotexnika.narod.ru

4. Мнемотехника и ее основные приемы, или быстрое запоминание нужной информации. URL: http://uz.hlama-net.com/news/information-technology/63-mnemotehnika. html (дата посещения: 12.03.2013)

5. Мнемотехника, или Как подчинить себе свою память. URL: https://kpfu.ru/ psychology/mnemotehnika-ili-kak-podchinit-sebe-svoju-pamyat.html (дата посещения: 21.07.2017)

references

1. Ivanova N.V., Murashov O.V. Using mnemonics in the study of human anatomy. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2016; (3): 126-61. (in Russian)

2. Kalish E.E. Use of pedagogical mnemonics principles in teaching foreign language. Baikal Research Journal. 2017; 8 (1). DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).19. (in Russian)

3. Kozarenko V.A. Manual of mnemonics. The memory system of Giordano. Moscow, 2007: 115 p. URL: http://www.mnemotexnika.narod.ru (in Russian)

4. Mnemonics and its main techniques, or quick memorization of the necessary information. URL: http://uz.hlama-net.com/news/information-technology/63-mnemotehnika.html (date of access March 12, 2013) (in Russian)

5. Mnemonics, or How to subdue your memory. URL: https://kpfu.ru/psychology/ mnemotehnika-ili-kak-podchinit-sebe-svoju-pamyat.html (date of access July 21, 2017) (in Russian)

том 11, №3 2020 J37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.