Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТИ ОТБЫВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НАКАЗАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА'

О ВОЗМОЖНОСТИ ОТБЫВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НАКАЗАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробова Ирина Николаевна

Целью рассмотрения проблемы отбывания наказания несовершеннолетними осужденными к лишению свободы является обоснование необходимости создания локальных участков воспитательных колоний при исправительных учреждениях объединенного типа. На основании теоретического материала, а также данных судебной статистики приводится аргументированная позиция автора о необходимости организации данных исправительных учреждений. Отмечено, что право осужденных отбывать наказание недалеко от места жительства существует и регламентируется законодательно, однако с учетом гуманизации уголовной политики в отношении несовершеннолетних их количество уже несколько лет продолжает уменьшаться, что делает невозможным создание в каждом регионе (субъекте или округе) воспитательных колоний. Кроме того, большинство несовершеннолетних, попадающих в места лишения свободы, отбывают наказание повторно, из чего можно сделать вывод о том, что наше общество не готово полностью отказаться от назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы. При реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в части создания учреждений объединенного типа необходимо предусмотреть и участок воспитательной колонии, причем с учетом небольшой численности несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы. Данные участки могут создаваться не в каждом регионе, а на межрегиональном уровне, лимит их наполнения может составлять 20-30 осужденных. Таким образом, будет скорректировано количество учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, а за счет увеличения их числа будет соблюдаться принцип отбывания наказания вблизи места жительства. Создание таких объединенных исправительных учреждений не повлечет за собой больших материальных затрат, так как они будут формироваться внутри действующей инфраструктуры исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коробова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POSSIBILITY OF MINORS SENTENCED TO IMPRISONMENT SERVING SENTENCES IN INSTITUTIONS OF A COMBINED TYPE

The purpose of considering the problem of serving sentences by minors sentenced to imprisonment is to substantiate the need to create local sections of educational colonies at correctional institutions of a combined type. On the basis of theoretical material, as well as judicial statistics, the author’s reasoned position on the need to organize these correctional institutions is given. It is noted that the right of convicts to serve their sentences near their place of residence exists and is regulated by law, however, taking into account the humanization of criminal policy in relation to minors, their number has been decreasing for several years, which makes it impossible to create educational colonies in each region (subject or district). In addition, the majority of minors who end up in places of deprivation of liberty are serving their sentences repeatedly, from which it can be concluded that our society is not ready to completely abandon the appointment of deprivation of liberty to minors. When implementing the provisions of the Concept of the Development of the Penal Enforcement System of the Russian Federation until 2030, in terms of the creation of joint-type institutions, it is necessary to provide for a section of an educational colony, and taking into account the small number of minors serving imprisonment, these sections may not be created in every region, but at the interregional level, and the limit of their filling may be 20-30 convicts. Thus, the number of institutions for serving sentences by minors will be adjusted, and by increasing their number, the principle of serving sentences near the place of residence will be observed. The creation of such joint correctional institutions will not entail large material costs, since they will be formed within the existing infrastructure of correctional institutions.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТИ ОТБЫВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НАКАЗАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА»

УДК 343.815

DOI 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).2.202-207

ИРИНА НИКОЛАЕВНА КОРОБОВА,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: i-korobova@yandex.ru

О ВОЗМОЖНОСТИ ОТБЫВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ

К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НАКАЗАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА

Для цитирования

Коробова, И. Н. О возможности отбывания несовершеннолетними осужденными к лишению свободы наказания в учреждениях объединенного типа / И. Н. Коробова // Уголовно-исполнительное право. - 2022. - Т. 17(1-4), № 2. - С. 202-207. - DOI : 10.33463/2687-122Х.2022.17(1-4).2.202-207.

Аннотация. Целью рассмотрения проблемы отбывания наказания несовершеннолетними осужденными к лишению свободы является обоснование необходимости создания локальных участков воспитательных колоний при исправительных учреждениях объединенного типа. На основании теоретического материала, а также данных судебной статистики приводится аргументированная позиция автора о необходимости организации данных исправительных учреждений. Отмечено, что право осужденных отбывать наказание недалеко от места жительства существует и регламентируется законодательно, однако с учетом гуманизации уголовной политики в отношении несовершеннолетних их количество уже несколько лет продолжает уменьшаться, что делает невозможным создание в каждом регионе (субъекте или округе) воспитательных колоний. Кроме того, большинство несовершеннолетних, попадающих в места лишения свободы, отбывают наказание повторно, из чего можно сделать вывод о том, что наше общество не готово полностью отказаться от назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы. При реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в части создания учреждений объединенного типа необходимо предусмотреть и участок воспитательной колонии, причем с учетом небольшой численности несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы. Данные участки могут создаваться не в каждом регионе, а на межрегиональном уровне, лимит их наполнения может составлять 20-30 осужденных. Таким образом, будет скорректировано количество учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, а за счет

© Коробова И. Н., 2022

/Й)®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by NC SA Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

увеличения их числа будет соблюдаться принцип отбывания наказания вблизи места жительства. Создание таких объединенных исправительных учреждений не повлечет за собой больших материальных затрат, так как они будут формироваться внутри действующей инфраструктуры исправительных учреждений.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитательные колонии, учреждения объединенного типа, уголовно-исполнительная система, отбывание наказания несовершеннолетними.

Вследствие меняющейся уголовной политики Российской Федерации происходит снижение количества лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС). По данным ФСИН России, размещенным на официальном сайте, по состоянию на 1 января 2022 г. в учреждениях УИС содержалось 465 896 чел., что на 16 936 чел. меньше по сравнению с тем же числом 2020 г.1 Если обратиться к данным от 1 января 2010 г. (864 тыс. чел., содержащихся в учреждениях УИС), можно отметить, что снижение имеет отнюдь не случайный характер. Вместе со снижением количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС, неизбежно происходят изменения в составе самих учреждений: некоторые учреждения закрывают, а другие переформировывают. В связи с этим закономерно возникает вопрос о будущем облике учреждений УИС, а именно о возможных вариантах ее дальнейшего реформирования.

Анализ правового регулирования исполнения лишения свободы позволяет выделить ряд положений, в числе которых норма, предусматривающая отбывание наказания в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденные проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 УИК РФ). Реализация данной нормы в настоящее время затруднена в связи с тем, что количество исправительных учреждений сокращается, а в различных регионах, как и в разных видах исправительных учреждений, наблюдается неравномерное их наполнение [1, с. 58]. Доктринальный документ, касающийся направления развития уголовно-исполнительной системы, определяет решение этой проблемы - создание исправительных учреждений объединенного типа.

Изложенное в полной мере относится и к тем осужденным, которые отбывают наказания в воспитательных колониях. Гуманизация уголовной политики затрагивает социально уязвимые категории лиц, совершивших преступления, к ним, в частности, относятся несовершеннолетние преступники. Несмотря на гуманизм российской уголовной политики, невозможно полностью отказаться от назначения этой категории наказания в виде лишения свободы, а следовательно, воспитательные колонии с их немногочисленным контингентом по-прежнему будут функционировать на территории нашего государства.

Как уже не раз отмечалось, уголовно-исполнительная система является своеобразным зеркалом нашего общества, и если мы проанализируем характеристику содержащихся в воспитательных колониях осужденных, то сможем уяснить социальное назначение данного вида исправительных учреждений, а также возможность и необходимость отбывания наказания лицами, не достигшими совершеннолетия в исправительных учреждениях объединенного типа. Первым из рассматриваемых нами оснований будет возраст лиц, отбывающих наказания в учреждениях изучаемого вида. Так, 11 % составляют подростки в возрасте от 14 до 16 лет, причем при современной уголов-

1 См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Официальный сайт ФСИН России. URL : http:// фсин.рф / structure (дата обращения: 03.02.2022).

ной политике назначения наказания несовершеннолетним можно сделать вывод о том, что с учетом их минимального возраста - это лица, совершившие тяжкие или повторные преступления. Другая возрастная категория является наиболее многочисленной и составляет 64,5 % - это осужденные в возрасте от 16 до 17 лет и, наконец, осужденные, самые старшие из воспитанников, составляют примерно 23 % от общего количества содержащихся в воспитательных колониях. Следующее основание социально-демографической характеристики несовершеннолетних осужденных - это их отношение к труду. Из анализа различных научных и официальных источников можно сделать вывод о том, что почти половина из них (47 %) не обучалась нигде.

Продолжительность наказания в виде лишения свободы в отношении данной категории осужденных (исходя из требований закона и имеющихся статистических данных) за последние 4 года (в расчет взят временной промежуток с 2018 по 2021 год) выглядит следующим образом: наибольшее количество осужденных отбывают наказания сроком от 3 до 5 лет (27 %), далее следует продолжительность наказания от 2 до 3 лет (24 %), затем - от 1 до 2 лет (22 %), наказания сроком до 1 года составляют 12 %, а наказания сроком от 3 до 8 лет составляют 11 %, и около 3 % всех лишенных свободы несовершеннолетних приговорены к максимальным срокам наказания - свыше 8 лет.

Что касается состава несовершеннолетних осужденных, то большинство из них впервые содержатся в колонии и лишь небольшая часть (около 4 %) ранее отбывали лишение свободы, хотя имеют предыдущую судимость более половины (63, %). Необходимо отметить, что категории несовершеннолетних, попадающих в воспитательные колонии, - это, как правило, осужденные при рецидиве преступлений. В обществе вызывает опасение и уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних. Большая часть (75 % от общего числа отбывающих наказания в виде лишения свободы) несовершеннолетних осуждены за совершение корыстных и насильственных преступлений.

Приведенная социально-демографическая характеристика свидетельствует о том, что несовершеннолетние осужденные требуют специальных мер исправительного и последующего ресоциализационного воздействия. В силу этого нельзя оспорить тот факт, что отбывание наказания в том регионе, в котором осужденные проживали до совершения преступления, наилучшим образом отразится на процессе ресоциализа-ции. В соответствии с ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы по общему правилу отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Однако данное правило не распространяется на такую категорию осужденных, как несовершеннолетние, поскольку в соответствии с ч. 3 указанной статьи несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений, что нарушает принцип равенства осужденных перед законом. Таким образом, при распределении несовершеннолетних осужденных место их проживания до осуждения, а также возможность поддержания социально полезных связей с семьей во время отбывания лишения свободы не рассматривается в качестве критерия для выбора конкретной воспитательной колонии.

Вопрос о том, где осужденный отбывает наказание - по месту постоянного жительства, по месту совершения преступления или в другом регионе страны, представляет интерес с точки зрения возможности сохранения или разрыва социально полезных связей несовершеннолетнего [2]. Отбывание осужденными наказания в регионах, где не может быть реализовано право на свидание, передачу, куда затруднительно отправить посылку, является одним из факторов обострения оперативной обстановки и по-

следующего совершения бывшими осужденными рецидивных преступлений. Возрастает возможность и того, что такой несовершеннолетний осужденный будет стремиться установить контакты с отрицательно настроенными группами осужденных, а снижение воздействия социально благоприятной среды компенсируется усилением воздействия со стороны носителей социально деструктивных групп.

За последние пятнадцать лет произошло существенное сокращение количества самих воспитательных колоний и отбывающих в них наказания осужденных. Так, в 2004 г. в 62 воспитательных колониях (в том числе в 3 колониях для несовершеннолетних женского пола) содержалось более 16 400 осужденных, из них 945 осужденных женского пола. В 2010 г. на территории нашей страны функционировало также 62 воспитательные колонии, в которых содержалось около 6 тыс. несовершеннолетних осужденных, в конце 2014 г. - 41 воспитательная колония, при этом численность осужденных в них в среднем составила около 2 тыс. чел., в 2020 г. число воспитательных колоний сократилось до 23 с количеством содержащихся осужденных чуть более 1 тыс. чел., а по состоянию на 1 января 2022 г. количество воспитательных колоний уменьшилось до 18, а несовершеннолетних, отбывающих там наказания, - до 800 чел. Несмотря на положительную динамику снижения общего количества осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, мы должны отметить, что воспитательные колонии в настоящий момент размещаются лишь в одном из пяти субъектов Российской Федерации, а это нередко достаточно ощутимые расстояния, которые могут препятствовать общению с семьей, организации процесса ресоциализации, трудовому и бытовому устройству освобожденных несовершеннолетних.

Учитывая, что на сегодняшний день ФСИН России имеет в своем подчинении 81 территориальный орган, при реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в части создания учреждений объединенного типа необходимо предусмотреть и участок воспитательной колонии, причем с учетом небольшой численности несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы. Данные участки могут создаваться не в каждом регионе, а на межрегиональном уровне, лимит их наполнения может составлять 20-30 осужденных. Таким образом, будет скорректировано количество учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, а за счет увеличения их числа будет соблюдаться принцип отбывания наказания вблизи места жительства. Кроме того, создание таких объединенных исправительных учреждений не повлечет за собой больших материальных затрат, так как они будут формироваться внутри действующей инфраструктуры исправительных учреждений. Это положительно отразится на социально полезных связях и позволит повысить эффективность воспитательной работы в отношении несовершеннолетних осужденных и их последующей ресоциализации. Данное положение соответствует Правилам ООН 1990 г., касающимся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы, в которых рекомендовано создавать «небольшие учреждения, являющиеся составной частью социальной, экономической и культурной среды общины».

Опыт создания изолированных участков с различными видами режимов в уголовно-исполнительной системе уже имеется: Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» в ч. 2 ст. 74 УИК РФ были внесены дополнения, позволяющие создавать в одной исправительной колонии изолированные участки с различными видами режима; несколько позже

порядок создания указанных участков был отнесен к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 235-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон „Об особо охраняемых природных территориях"»).

Рассматриваемые нормативно-правовые акты послужили правовой основой для организации функционирования на базе существующих исправительных колоний участков, обеспечивающих исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении тех или иных категорий осужденных в зависимости от потребностей территориального органа или федеральной службы. Однако, как следует из толкования норм данной статьи, создание на базе исправительных колоний участков для несовершеннолетних не предусматривается.

При организации участков воспитательных колоний при исправительных колониях необходимо обратить особое внимание на реализацию принципа раздельного содержания осужденных к лишению свободы несовершеннолетних и взрослых, предусмотренного уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и международными нормативно-правовыми актами в исследуемой сфере. В частности, при создании изолированных участков необходимо предусмотреть в ведомственных нормативных правовых актах порядок осуществления таких мероприятий, как прием пищи, привлечение к труду, предоставление лечебно-профилактической и санитарно-профилакти-ческой помощи, банно-прачечное обслуживание, предоставление свиданий; прием и получение посылок, передач и бандеролей, приобретение продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости, перевод в безопасное место, обеспечив абсолютную изоляцию несовершеннолетних от взрослых осужденных. Серьезные сложности могут возникнуть при реализации различных средств исправления, а также при применении мер взыскания к несовершеннолетним осужденным (с учетом требований действующего законодательства), в частности, обучении в общеобразовательной школе и профессиональном училище; проживании в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы и работы время, в период содержания в строгих условиях отбывания наказания, проживании в общежитиях за пределами воспитательных колоний без охраны, но под надзором администрации, на льготных условиях отбывания наказания.

В последнее время под воздействием различных правозащитных организаций в Федеральной службе исполнения наказаний поднимается вопрос о разработке законопроекта об увеличении предельного возраста отбывания наказания в воспитательных колониях, называется разный возраст, до которого отбывание наказания станет возможным при положительной характеристике, - от 21 до 27 лет или до окончания срока наказания, назначенного судом. Такое изменение указывает на возможность увеличения лимитов планируемых изолированных участков, по крайней мере, вдвое, то есть до 50 чел. каждый.

В связи с изложенным считаем целесообразным:

- принять Федеральный закон «О внесении изменений в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», который создаст правовую основу для подготовки к перепрофилированию посредством создания изолированных участков,

функционирующих как воспитательные колонии, преимущественно в тех исправительных учреждениях, в регионах нахождения которых отсутствуют воспитательные колонии, дополнив ст. 74 УИК РФ ч. 10 следующего содержания: «Для обеспечения приближения отбытия несовершеннолетними осужденными наказания к месту их жительства федеральным органом уголовно-исполнительной системы в исправительных колониях в пределах территории субъекта Российской Федерации создаются изолированные участки, предназначенные для содержания несовершеннолетних осужденных»;

- разработать порядок создания в исправительной колонии изолированного участка, функционирующего как воспитательная колония (ведомственный нормативный правовой акт);

- внести изменения в Инструкцию по проектированию исправительных и специальных учреждений уголовно-исполнительной системы в части, касающейся проектирования и строительства изолированного участка, функционирующего как воспитательная колония.

Библиографический список

1. Коробова И. Н. К вопросу о создании комплексных исправительных учреждений в Российской Федерации // Вестник Кузбасского института. 2020. № 2(43). С. 58-63.

2. Нурбаев М. С., Мишустин С. П. Организационно-правовое регулирование деятельности исправительных учреждений по обеспечению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания : учеб. пособие. Самара, 2015. 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.