УДК 378 ББК 74.58
О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ИНФОРМАТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Богдан УралГУФК
Проблемы, связанные с обеспечением качества современного российского высшего профессионального образования, сегодня наиболее актуальны. В статье рассматривается возможность применения критерия информативности к оценке качества образования. Данный подход требует учета и такого критерия как здоровье, которое в паритете с образованностью может служить интегральной оценкой качества образования.
Изменения в современном мире не могут не коснуться системы образования и не отразиться в ней. В настоящее время переход от репродуктивно-педагогической к креативно-педагогической деятельности стимулирует смену целей и функций образования. Изменение целей и функций образования влечет за собой и изменение его содержания [3]. Качество образовательных систем может показывать будущее качество народа и жизни данного общества. Уровень образования, его качество становится не только необходимым условием жизненного успеха, но и стратегическим ресурсом экономического развития. Акцент на развитие человеческого капитала, становящегося все более значимым фактором экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, влияет на развитие рынка образовательных услуг и повышает требования к самой системе образования. Таким образом, наиболее актуальной становится проблема повышения качества образования как для тех, кто его получает, так и для тех, кто является его носителем.
Сегодня, в период перехода от индустриального к информационному обществу, четко прослеживается тенденция развития современного образования - внедрение в процесс обучения телекоммуникационных технологий, что приводит к существенным изменениям в сфере образования, в частности, меняется характер развития, приобретения и распространения знаний; открываются возможности для обновления содер-
жания обучения, методов и технологий обучения.
В настоящее время рост сетевых «телекоммуникационных технологий, в том числе пространства сети Интернет, оказывает существенное влияние как на образовательный процесс, так и на развитие творческого потенциала субъектов образования, а увеличение плотности информационных потоков становится фактором появления новой для них, специфической формирующей среды. К ней можно отнести информационную образовательную среду, в которую входят информационные и коммуникационные технологии.
Выделение таких составляющих интенсификации информационных процессов, как: увеличение объема скорости передачи сообщения; ускорение обработки полученной информации; все более полное использование обратной связи; сокращение периода между получением новой информации и ее внедрением напрямую указывает на необходимость и возможность изменения качества образовательных процессов в учреждениях высшего профессионального образования, в том числе в области организации процессов обучения.
В связи с этим можно выделить существующие противоречия:
- между увеличивающейся плотностью информационных потоков, охватывающих все образовательное пространство, и недостаточностью вариантов новой философии образования, которая будет служить методологиче-ким основанием построения инновационных моделей обучения;
- между зависимостью качества жизни человека от качества его образования и уровнем обязательного образовательного стандарта, т.е. ограничение информационных потоков, содержащих образовательный потенциал;
- между утверждением информации в качестве одной из центральных характеристик социокультурного развития и ограниченностью в рассмотрении педагогикой проблем образования категориями дидактики [1].
Возможность применения информационного подхода к повышению качества образования позволяет по-иному взглянуть на многие проблемы образования. Потребность в обновлении информации входит в число базовых, и обучение может быть определено как целенаправленное информационное воздействие в системе «преподаватель - студент». Специфика информационного взаимодействия для качественного обучения требует постоянного соотношения его содержания с ситуацией выбора, неопределенности, поиска, усложнения структуры знаний. В этом случае по-другому формулируется вопрос о возможности усвоения базового компонента содержания образования всеми студентами. Проблема состоит не только в сложности этого содержания, но и в точном выборе для каждого студента носителей информации, каналов ее передачи, ситуаций предъявления. Информационный подход позволяет ориентировать педагогику на активный поиск новых средств и способов передачи информации обучающимся.
В различных системах могут циркулировать одинаковые потоки информации, а одна и та же информация может храниться в различных физических носителях и передаваться различными по своей природе каналами. Это влечет за собой поиск новых путей разнообразного копирования одинакового по объему и сложности содержания образования. Для педагога это означает, что он должен найти новый подход к проблеме развития познавательной потребности студентов и обеспечить тем самым эффективность такой познавательной деятельности. Это будет связано с повышением информативности содержания как качества, обусловливающего способность удовлетворить актуальную потребность субъекта познания в обновлении информации, проявляющуюся в индивидуальном информационном запросе [5].
При оценке качества содержания образования встает вопрос не только об индивиду-
ально-информативной, но и энергетической ценности предлагаемого студенту учебного материала. Существует взгляд на информацию как энергию, сформированную в соответствии с запросами получателя, как форму передачи энергии от одного объекта к другому.
Следовательно, информативность может выступать критерием оценки качества содержания образования относительного конкретного субъекта познания. В этом случае увеличивается ответственность преподавателя за передачу информации в образовательных системах относительного каждого субъекта. Именно поэтому возникает необходимость оценки качества образовательных стандартов всех уровней относительно их информированности. С одной стороны, она определяется соответствием стандартов обучения запросам социума и информационно-образовательным процессам в обществе. С другой стороны, наличием «источников» производства и восполнения запасов энергии (физической, интеллектуальной, нравственной и др.) у студентов разных курсов обучения при усвоении предлагаемого объема содержания.
В этой связи можно по-новому взглянуть на проблемы утомляемости и перегрузки. Неумение студентов в отборе нужного объема информации, случайность отбора информационных единиц приводит к проблеме информационной перегрузки и, как следствие, повышенной утомляемости. Следует отметить, что условия окружения (в данном случае информационные потоки и технологии) становятся причиной негативных тенденций в развитии здоровья студентов.
Утомление может рассматриваться как особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Таким образом, утомление оказывает влияние на результаты деятельности студентов в образовательном процессе, среди которых одним из важнейших является достигаемый ими уровень образованности. Поэтому, выбирая явление утомления в качестве критерия оценки качества образования, мы устанавливаем ориентир и на здоровье студентов, и на их образованность.
В настоящее время управление процессом обучения осуществляется главным образом с учетом его результатов, то есть присвоенной образованности студентами, на основании тестирования ее успешности. При этом вне поля
Богдан Н.В.
О возможности использования критериев информативности и здоровья в оценке качества...
внимания остается вопрос о том, являются ли педагогические условия оптимальными с точки зрения биологических критериев.
Другими словами, учитывается ли та «биологическая цена», которую студент платит за присвоенную образованность; то есть те энергетические затраты, которые сопровождают процесс обучения и которые могут быть оценены через изменение его функционального состояния. Особое внимание должны привлекать те индивидуальные особенности студентов, которые связаны с механизмами регуляции состояний организма и влияют на развитие неоптимальных его состояний и стресса. Следовательно, необходимо соотносить педагогические и другие возбуждения с возможностями здоровья конкретных студентов.
В образовании утомление может быть следствием отношений субъектов образования с образовательными системами в конкретных условиях образовательного пространства. Между мерой утомления и состоянием здоровья организма существуют определенные связи. До некоторого предела эта мера не представляет особой опасности для здоровья студентов, но избыток утомления (переутомление) является фактором, представляющим угрозу ухудшения здоровья субъектов. С явлениями переутомления приходится встречаться на первых курсах обучения в вузе. Сложность проблемы в том, что в этот период обучения трудно определить начальную стадию утомления: студент, работая самостоятельно с большим информационным массивом, не может сам понять своего состояния и тем более выразить его. Это обусловлено тем, что значительный объем информации студент получает через посредника - машину, исключая контакт с другим субъектом, в этом случае не требуется психологических, эмоциональных энергозатрат. Такой характер информационного взаимодействия требует некоторого ограничительного, охранительного принципа по отношению к сохранению здоровья. Поэтому необходимо принимать меры, препятствующие нарастанию утомления, то есть четко обозначить единицы информации, необходимые для усвоения.
Утомление часто трактуется как реакция организма на нагрузки. Нагрузка - это та внешняя задача, параметры которой не зависят от человека, выполняющего работу. Информационные нагрузки студентов обусловливаются особенностями их отношений с образовательными системами, происходящими в образова-
тельном пространстве, которые сопровождаются реакциями организма с определенными энергозатратами. Эти энергозатраты и составляют нагрузку на организм [4]. Преодоление такой нагрузки и вызывает утомление у студентов. Следовательно, между состоянием здоровья студентов и мерой утомления в процессе взаимодействия их с информационными системами существуют определенные связи.
Таким образом, можно утверждать, что одним из критериев качества образования может быть критерий здоровья, его сохранение и укрепление. Преподаватель должен активно использовать информационные потоки и источники в образовательных процессах со студентами, но не допускать индивидуальноличностных разрушений в состоянии здоровья ни на одном из уровней: физиологическом, психическом, социальном. При адекватности содержания информации и способов ее передачи уровню развития информационной потребности и готовности студента, в ходе образовательной деятельности должен наблюдаться своеобразный эффект «энергетической прибавки». Такая постановка проблемы повлияет на педагогически необходимое время для усвоения того или иного объема информации, определяя норму учебной нагрузки и структуру учебных планов [1,4].
Важно отметить то, что, работая с единицами информации на социально-психологическом и психофизическом уровнях, преподаватель переходит к процессам дифференциации обучения, то есть возможность передачи одной и той же по объему и качеству информации разными путями. В ходе усвоения единиц учебного содержания информация, существующая в системе «преподаватель
- студент» в оперативной форме, трансформируется в виде одной из характеристик образованности во внутреннее, субъективное пространство студента.
Конечно, это потребует включения в систему обучения технических форм получения информации. Но такой характер информационного взаимодействия носит двоякий характер. С одной стороны, за счет появления мультимедийной техники стало возможным предъявления учебной информации в виртуальном пространстве, а Интернет стал своеобразным компьютерным аналогом информационно-образовательного потенциала. Такое информационное пространство порождает противостояние информационной и, как следствие, социальной действительности. Все это
порождает этико-социально-педагогические проблемы, так как необходимо обучить субъектов образования оценке качества и плотности информационных потоков в целях распознания любой информационной агрессии и формированию культуры информационного запроса, нравственной ответственности субъектов за использование той или иной информации [2].
С другой стороны, появление принципиально новых для педагогики таких форм реализации принципа наглядности не позволяет сделать видимыми количественные и качественные характеристики таких свойств субъектов, которые непосредственно не поддаются восприятию. К ним относятся характеристики таких состояний субъекта, как здоровье, образованность и т.д. Это означает, что в образовательных процессах должна реализовываться ориентация одновременно и на образованность, и на здоровье, что позволит добиться более существенных качественных результатов в образовании. Отсюда вытекает идея равнозначности, паритета между здоровьем и образованностью, который будет являться интегральной качественной оценкой образования [4].
Однако, в силу высокой психофизиологической нагрузки на студентов в процессе всего периода обучения, имеющееся на сегодняшний день низкое качество здоровья нивелирует даже самое высокое качество образования на выходе из вуза. Несмотря на это, при рассмотрении критериев качества образования ни в одном
нормативном документе не учитывается такой критерий, как «качество здоровья» студента или выпускника вуза. Для этого необходимо создание новой образовательной (здоровьесберегающей) среды в вузе, а такой показатель, как «качество здоровья» будущего специалиста необходимо рассматривать при оценке качества образования в целом.
Литература
1. Богдан, Н.В. Некоторые аспекты обеспечения качества образования в вузе // Менеджмент XXI века: управление образованием материалы VI Международной науч.-практ. конф. / Н.В. Богдан. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2006. -С. 212-213.
2. Громова, Л.А. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение / Л.А. Громова, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2006. - С. 27-28.
3. Колесникова, И.А. Педагогическая ре-
альность: опыт межпарадигмалъной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. - СПб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2001. -288 с.
4. Сериков, С.Г. Здоровъесбережение учащихся в образовательных процессах: монография. /С.Г Сериков. -Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2001. - 320 с.
5. Субетто, А. И. Основы социального менеджмента качества образования / А.И. Субетто. - СПб. - Оренбург: ИЦПКПС, ОГУ, 2004.-60 с.