ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 112-117.
УДК 339.174 Н.Ю. Калинина
О ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЖУРНАЛЬНОЙ МОДЫ ЖИТЕЛЯМИ СИБИРИ
НА ПРИМЕРЕ ЗИМНЕЙ НИКОЛЬСКОЙ ЯРМАРКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Исследуется вопрос воспроизводства моды на примере зимней Никольской ярмарки г. Ишима в конце XIX - начале XX в. Описываются пути поступления информации о модных тенденциях на территорию региона. Анализируется соотношение объемов реализации и поступления товаров на ярмарке.
Ключевые слова: Ишим, Никольская ярмарка, мода, журналы мод, товарооборот.
На рубеже XIX-XX вв. модные тенденции складывались под влиянием Парижа и распространялись не только на Западную Европу. В связи с тем что в мире в тот период росла мобильность населения, мода стала связующим звеном, объединяющим людей. Из-за влияния множества факторов мода в регионе1 проявлялась по-разному.
Следование моде являлось неотъемлемой частью большинства зажиточных семей сибиряков, а ее «рупором» как раз и являлись журналы. Известно, что еще в 1679 г. в Париже выходит первое печатное издание «Меркуре Галант» - источник сведений о моде Версаля. Оно не направляло развитие моды, но очень точно, иногда даже натуралистически, воспроизводило модели, их детали и аксессуары. Рисунки сопровождались указанием, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон [3, с. 98]. Затем и в Испании выходили журналы с описанием моделей, в том числе с указанием цвета изделий [26].
Моде следовали не только женщины, так как журналы распространяли влияние и на мужчин, предписывая, как они должны выглядеть. Парижская газета (1805) пишет: «Мужчина, одетый по моде, должен иметь круглую спину и квадратное лицо, короткие руки и длинные ноги и быть близоруким. Кто не обладает всем этим от природы, должен обратиться к сведущим мастерам; это их дело; в два дня они сделают из вас образец моды» [5, с. 229].
Журналы мод, которые с XIX в. начинают регулярно выходить в России («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин» и др.), и художественно-литературные журналы («Библиотека для чтения», «Современник») также помещают преимущественно французские модели. Да и роскошные туалеты российской аристократии по-прежнему привозили из Парижа или шили по европейским модным образцам [3, с. 102].
В Сибири, известно, выписывался «Вестник моды», который содержал зарисовки и краткое описание технологии изготовления костюма (виды швов, способы обработки и пр.). Там был представлен именно костюм, с возможными аксессуарами, макияжем и пр. [12]. Подобный подход не только отражал тенденции одежды, но и показывал, как создать целостный образ.
Публиковались фотографии и рисунки в контексте рассказов. Изображались даже карикатуры на темы: «Последняя мода», «Мамаша, которая упорно не желает стареть» [11], демонстрирующие нелепые вкусы и привычки.
Доставлялись подобные издания в Сибирь с почтовым ямщиком для ответов на разнообразные вопросы подписчиков. Какого характера вопросы мог удовлетворить ямщик, не указывается, но можно предполо-
© Н.Ю. Калинина, 2014
О воспроизводстве журнальной моды жителями Сибири...
113
жить, что он являлся коммивояжером и носителем информации о модных тенденциях, необходимых для жительниц края.
Чем дальше от европейских столиц, тем сложнее доходили новости. Купчихи Ишима следили за модой по журналам для семейного чтения «Нива» и «Огонек» [17], которые и являются предметом нашего анализа на соответствие предписываемых стандартов реальной практике ишимцев и приезжих посетителей самой известной в регионе Никольской ярмарки.
В фондах ТОКМ2 хранится несколько выпусков «Нивы» - из тех, что привозились в Сибирь. Рекламные объявления на форзаце, например, номера за апрель 1899 г. дают любопытную информацию: приложением к журналу можно было выписать 12 номеров «Парижских мод», содержащих «до 200 столбцов текста и модных гравюр». Далее в объявлении значилось: «12 листов рисунков (около 300) для рукодельных, выпильных работ и для выжигания и до 300 чертежей выкроек в натуральную величину» [8].
В регионе занимались изготовлением одежды и стремились узнать, «как правильно» шить и носить, исходя не только из накопленного опыта, но и из различных источников. Заинтересованность выкройками подтверждается тем, что в архивах ТОКМ хранится «Полный академический курс кройки мужского платья Первого вспомогательного общества С.-Петербургских закройщиков» за 1906 г. [10]. Данное пособие включало в себя не только методические разработки конструирования, но и рекламу швейных машин. Известно, что упомянутое Общество Санкт-Петербургских закройщиков развивало тригонометрическую систему кроя.
Показательны рекламные объявления на последней странице (обороте) издания: «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры Пихлау и Брантъ предлагают в большом выборе непромокаемые пальто и крылатки с башлыками, мужские и женские...» [7]. Помимо привычных предметов обихода, предлагаются «головные надувающиеся подушки и пояса для купания». Заказать каталоги можно было, отправив письмо или телеграмму: «прейскуранты высылаются бесплатно по первому требованию. Иногородним товар высылается наложенным платежом и за их счет» [7].
На последней странице журнала «Нива» за апрель 1905 г. есть другое знаковое объявление: «Руководства кройки и шитья дамских, детских (для девочек и мальчиков) и верхних платьев (издание второе, выпускаемое в Санкт-Петербурге. Составитель -Косткевич М.Д.)», «.поставила себе задачею удовлетворение существующих в нашем обществе потребности изучения кройки и шитья по самой простой и удобноприменимой, выработанной на основании опыта 30летних занятий этим делом» [9].
Одним из бесплатных приложений к журналу «Родина» были «НовЪиш1я моды и рукодЪл1я», где описывались модные туалеты для разных событий. Во втором выпуске за 1905 г. [13], помимо описания костюмов, содержатся и их выкройки, пятый номер за 1912 г. [14] изобилует прическами, а в шестом номере за 1912 г. [15] изображено множество шляп.
Иным характером отличались каталоги модных товаров. Так, каталог московского универсального магазина за 1912-1913 гг. [4] позволял заказать представленный товар. Предлагаются различные способы доставки и оплат, указана стоимость отправления в Западную Сибирь. В каталоге указывались вариации на возможные ткани, меха, но не было размеров.
Получить сведения о модных тенденциях можно было прежде всего на ярмарках. Они являлись не только местом торговли, но и определенной площадкой, где происходил обмен устной и визуальной информацией. С целью более детального рассмотрения вопроса о воспроизводстве моды (как следующего этапа логической цепочки следования моде) обратимся к классификации товарного ассортимента зимней Никольской ярмарки за период 1876-1894 гг. [23, с. 204-206].
Для начала сконцентрируем внимание на группах товаров, относящихся к изготовлению одежды и им сопутствующим: 1) мануфактура: суконные, шерстяные, бумажные, шелковые ткани (рис. 1); 2) бумажный, шелковый, шерстяной, суконный товар (рис. 2);
3) шелковые, бумажные изделия, халаты (рис. 3); 4) золото, серебро, швейные машины (рис. 4). Диаграммы построены на основании данных товарного ассортимента зимней Никольской ярмарки [23, с. 204-206]. Для удобства сопоставления объем привезенной и реализованной продукции указан в тыс. руб.
Отсюда можно сделать вывод, что привозились товары с излишком. Но любое изменение объема реализуемой продукции изменяло и ее потребление. Кривые сбыта и привоза, как правило, идут «параллельно» друг другу.
За рассмотренный период не отмечено полной реализации привезенной продукции. Согласно сведениям о торговых оборотах зимней Никольской ярмарки за 1877 г., для одних купцов это был промежуточный пункт торговли, для других - конечный. Вероятно, нереализованные товары предназначались для последующей продажи на других ярмарках, так как существовала временная зависимость проведения торгов по регионам. Но были и товары, реализуемые полностью каждый год в рассматриваемый период: крестьянские изделия, сукно, холст, пестрядь. В тот же период объемы реализации, в сравнении с рассмотренными группами, небольшие - максимальный привоз на 8 тыс. руб. отмечен в 1880 г. [23, с. 204].
114
Н.Ю. Калинина
Колебания объемов привозимых товаров не имеют общей тенденции развития и не связаны с изменениями численности населения г. Ишима за этот период. Численность населения в конце XIX в. составила 7 153 человек, что в 2,5 раз больше по сравнению с серединой XIX в. Демографическое воспроизводство населения осуществлялось более чем на 50 % за счет представителей местной среды [2, с. 40]. Рассмотренные группы товаров имели определенный круг зажиточных потребителей.
Следует обратить внимание и на последнюю группу товаров. Швейные машины не выделены в отдельную группу, а рассматриваются в совокупности с золотом и серебром. Швейные машины были значимы
для женщин не только с точки зрения их функциональности, но и в связи с социальной ценностью, так как вещь была дорогостоящей [1, с. 2].
Общая тенденция «параллельности» сохраняется и на рис. 4. Отмечается снижение реализации продукции в конце рассматриваемого периода, что характерно и для других товаров (в первой группе менее выражено).
В конце XIX в. резко уменьшилась численность участников Никольской ярмарки. Омские, томские, а также местные торговцы сокращали или даже вовсе прекращали свои «дела» в Ишиме и отправлялись за товарами в Ирбит и Нижний Новгород, где и совершали торговые сделки. Это было вы-
О воспроизводстве журнальной моды жителями Сибири...
115
звано с улучшением в первую очередь путей сообщения, что связано с открытием пароходства по рекам Западной Сибири и постройкой Транссибирской железной дороги, проложенной через более южный Петропавловск. В селениях, расположенных вдоль железнодорожного пути, стали появляться ярмарки и торжки, значение которых с каждым годом все возрастало. Ишим остался в стороне от магистральной линии на 150 верст. Северная ветка Транссиба пришла в город только в 1913 г. [6, с. 11].
На основании данных, полученных из предыдущих диаграмм, сформирована таблица «Доля нереализуемой продукции по группам товаров» (по формуле: 100 % -
сбыт/привоз х 100 %).
Для того чтобы определить, существовала ли зависимость между остатками (нереализуемой продукцией) у разных групп товаров, построим диаграмму по результатам таблицы (рис. 5). По оси ординат обозначим временной период, по оси абсцисс - долю в общей сумме привоза.
На основании диаграммы можно сделать вывод, что между группами товаров нет общей зависимости изменения доли нереализованной продукции, следовательно,
изменения в структуре потребления связаны с локальными факторами, такими как: поведение потребителя, торговца, события в цепи поставки товара, и не связаны с общей экономической ситуацией. Хаотичное изменение доли нереализованной продукции показывает, что соотношение спроса и предложения зависело от многих факторов.
Ярмарка была исключительна тем, что на ней выставлялись товары со всего мира, учитывался спрос на эти товары представителей разных слоев полиэтнического населения региона. Интересен тот факт, что основными потребителями шелковых, бумажных изделий и халатов были мусульмане (привозили товар из Ташкента) [23, с. 208]. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., по конфессиональной принадлежности среди горожан Ишима на долю мусульман приходились 1,1 % (83 человека) [2, с. 41]. Менее реализуемая группа товаров, вероятно, подразумевала религиозный характер. Например, сибирские бухарцы на ярмарках выступали законодателями (проводниками) моды для многих мусульман, проживавших в регионе.
Доля нереализуемой продукции по группам товаров3
Годы Г руппы товаров, %
Мануфактура: суконные, шерстяные, бумажные, шелковые ткани Бумажный, шелковый, шерстяной, суконный товар Шелковые, бумажные изделия, халаты
1876 12,69 44,94 40,00
1877 26,09 40,00 40,00
1878 20,83 42,86 30,00
1879 27,14 44,44 25,00
1880 22,00 42,31 22,22
1881 25,00 44,44 20,00
1882 21,43 38,08 18,18
1883 41,00 80,58 60,00
1884 29,41 65,52 20,00
1885 33,33 50,00 18,18
1886 33,33 16,67 18,18
1887 33,33 16,67 18,18
1888 39,39 36,36 21,05
1889 35,71 33,33 -
1890 41,67 40,00 60,00
1891 16,67 20,00 60,00
1892 28,57 32,00 60,00
1893 28,57 - 25,00
1894 10,77 40,00 25,00
суконные, шерстяные, бумажные, шелковые ткан и Бумажный, шелковый, шерстяной, суконный товар Шелковые, бумажные изделия, халаты
Рис. 5. Нереализованные товары
116
Н.Ю. Калинина
Сама мода - явление мультикультурное. Одежда в Западной Сибири, с одной стороны, была более консервативна (по отношению к европейским новациям), с другой -отличалась активным заимствованием различных элементов. Поэтому и складывается особый сибирский характер моды.
Крестьянская одежда Восточной Сибири, в сравнении с Западной, была однообразнее. У русских в Сибири в ХУП-XIX вв. бытовало более 400 элементов костюма [20]. Западная Сибирь становится определенной площадкой, где генерируются новые идеи и активно заимствуются элементы быта, уклада, не свойственные региону, происходил взаимный процесс адаптации.
По костюму можно было определить сословную и национальную принадлежность. Но в действительности предметы одежды сибирского купечества, особенно повседневной, были в основном те же, что у крестьян и мещан, только богаче и лучше по качеству и больше по количеству. Как раз влияние Западной Европы и проявлялось как модное, единообразцовое, его легко можно было распознать, а личность - идентифицировать. В парадных случаях купцы вынуждены были отдавать дань европейской моде, облачаясь в сюртуки, жилетки, туфли, а иногда и во фраки и цилиндры [18, с. 196].
Вносили свой вклад в формировавшийся образ и русские переселенцы, активно перенимая необходимый для них образ жизни местного населения, ввиду иных условий существования. У русских переселенцев элемент социокультурной адаптации - передача навыков по изготовлению одежды и обуви младшему поколению в соответствии с «этническими и конфессиональными стандартами» [19, с. 133].
Несмотря на то что в XVII в. природная среда и политико-экономические условия позволяли сибирским колонистам обеспечить себя продуктами питания в достаточном объеме, произошла определенная редукция традиционной системы, что характерно для периферии расселения этноса [19, с. 116]. Новации в одежде переселенцев носили преимущественно утилитарный, а не престижно-знаковый характер [19, с. 139]. Ярким примером может служить факт, что традиционную для русских обувь - лапти жители Сибири не носили [25, с. 15].
При этом культурное взаимодействие и его последствия проходили для разных групп по-разному. Интересно рассмотреть влияние тенденций европейской моды в регионе на поляков и, соответственно, их влияние на моду в регионе. Оно было не однозначным. Так, частным примером успешного взаимного модного и культурного обогащения служит история супруги ссыльного Л.Э. Шадэ [16].
Центральный статистический комитет МВД России зарегистрировал в Ишимском
округе в 1868-1869 гг. 2 408 католиков
(1 271 мужчину и 1 137 женщин) [21, с. 107]. Основная масса поляков Ишима -ссыльные. Хотя были и те, кто перебрался за Урал по долгу службы, занимая разные ступени социальной лестницы, соответственно, отличаясь и характером своего поведения [22, с. 166]. Объединение в людей группы по этническому и конфессиональному признаку указывает на желание сохранить культурные традиции, свое естество, а в условиях инокультурного окружения отличие становилось «ресурсом выживания».
На исследованных нами фотографиях не наблюдается черт, позволяющих идентифицировать изображаемых как носителей польской моды: одежда на них такая же, как и у русских. Ограниченные финансовые возможности, вероятнее всего, не позволяли заказывать привычную одежду, согласно традициям, у престижных портных. Поэтому одевались они, как и все население региона, хотя некоторые из них «ковали моду» для сибиряков.
Полячка Паулина Людвиговна Корсак была известна как хорошая портниха. Она шила на дому одежду для ишимцев. Сама принимала заказы и, соответственно, консультировала заказчика. А вот дочери только помогали матери шить избранную заказчицей модель [16]. Для изготовления одежды, конечно, использовались не только журналы, книги, но и личный опыт, который у нее как уроженки Польши отличался.
Конечно, наряду с желанием сохранить традиции, происходила и трансформация идентификации, так как некоторые ссыльные предпочли влиться в сибирский социум, приняв нормы и законы его существования [22, с. 166], в том числе и через ассимиляцию. Многие поляки пожелали остаться на территории Сибири, и их связи с родственниками были прерваны, так они стали обустраивать территорию «под себя» [22, с. 183].
Многие оставшиеся в Сибири поляки роднились с сибиряками [22, с. 170]. Так, например, старшая дочь Л.А. Шадэ была замужем за купцом И. А. Кутыревым [16].
Распространение моды на территории России носило последовательный характер в соответствии со сложившимися торговыми путями. Следуя по этому пути, тенденции моды обогащались сами и обогащали территории. По этой причине модные тенденции поступали в рассматриваемый регион в измененном виде, на их основании уже внутри возникал и закреплялся уникальный объединенный образ. Так, постоянно генерируя новый модный образ на основе традиций и новаций, регион являлся законодателем моды в своем пространстве, ибо учитывал региональные особенности и доступность необходимых товаров. Достоверным источником информации для населения служили журналы и книги, которые регулярно поступали к читателям региона. Информация по-
О воспроизводстве журнальной моды жителями Сибири...
117
ступала не только как теоретическое обоснование модных тенденций, но и как практические рекомендации по выполнению готовых образцов.
В изучаемом периоде на территории региона проживало полиэтническое население, которое регулярно контактировало с представителями других культур. Следствием этого является разнообразный ассортимент предлагаемых товаров на зимней Никольской ярмарке, который воспроизводится по ярмарочным листкам, и богатейшие коллекции музеев региона сохранившихся европейских и азиатских вещей. Одной из особенностей торга было то, что предугадать спрос было почти невозможно ввиду мультикультурного населения. Об этом свидетельствуют рассмотренные диаграммы. Так, товары, предназначенные для коренного населения, продавались без остатка, в то время как товары иного назначения всегда имели в своей структуре долю нереализованных.
В рассматриваемом регионе прогнозирование процесса торговли, с точки зрения продавцов, было достаточно затруднительным, состав населения постепенно менялся. Изменялись и потребности населения, вновь прибывшее население могло пойти по пути как скорейшей ассимиляции, так и диссимиляции. Попадая на чуждую территорию, необходимо было не только приспосабливаться к новым условиям, но и позиционировать себя в новом социуме. Важным элементом являлся костюм, образ человека, воспринимаемый «аборигенами». Заимствования в одежде, вызванные интересом к другой культуре, впоследствии сложатся в этнический стиль одежды, который будет господствовать во многие периоды XX-XXI вв.
Складывался особый, сибирский, характер моды, находящийся под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Исходя из того, что основным торговым и информационным местом служили местные ярмарки, то на моду оказывали влияние приезжие торговцы. Не стоит забывать и о влиянии климатического фактора, некоторые вещи были не употребимы в данных условиях, но приобретались. И внутри городской жизни шли определенные изменения, связанные с тесным проживанием на одной территории представителей различных сословных и национальных групп.
Таким образом, на территории Тобольской губернии, в частности в Ишиме, жители получали информацию о модных тенденциях, но следовали моде в меру норм и традиций.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Регион - область, у населения которой «в силу общности исторического развития, длительных связей и взаимного влияния возникают черты культурного единства» [24, с. 172].
2 Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я. Словцова.
3 В расчет берутся данные, где сбыт не превышает привоз продукции. Точки пересечения на графиках не несут информационной значимости.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Завьялова С. В. Империя Зингера // Провинциал. 2012. № 6 (71). С. 2.
[2] Ишим и Приишимье: страницы истории / под ред. С. П. Шилова. Ишим : Ишим. гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова, 2013. 447 с.
[3] Каминская Н. М. История костюма. М. : Легкая индустрия, 1977. 127 с.
[4] Каталог московского универсального магазина за 1912-13 год. URL: http://amnesia.pavelbers. com/the%20mode%20univermag%201912.htm (дата обращения: 3.09.2013).
[5] Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М. : Астрель : АСТ : Люкс, 2005. 336 с.
[6] Коньков Н. Л. Зимняя Никольская ярмарка // Коркина слобода: краеведческий альманах. 2000. № 2. С. 5-12.
[7] Коллекция ТОКМ. 1898. № 4.
[8] Коллекция ТОКМ. 1899. Апрель.
[9] Коллекция ТОКМ. 1905. Апрель.
[10] Коллекция ТОКМ. 1906.
[11] Коллекция ТОКМ. 1916. № 2.
[12] Коллекция ТОКМ. 1917. № 2
[13] Коллекция ТрМ. 1905. № 2.
[14] Коллекция ТрМ. 1912. № 5.
[15] Коллекция ТрМ. 1912. № 6 .
[16] Коллекция ИКМ ОФ. № 2410 .
[17] Свяженина Н. Купеческая лавка. URL: http://
www.ishimkultura.ru/events.php?id=308 (дата
обращения: 5.06.2013).
[18] Старцев А. В., Гончаров Ю. М. История предпринимательства в Сибири (XVII - начало XX в.). Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. 215 с.
[19] Шелегина О. Н. Адаптационные процессы в культуре жизнеобеспечения русского населения Сибири в XVIII - начале XX века (к постановке проблемы). Новосибирск : Сибирская научная книга, 2005. 189 с.
[20] Шелегина О. Н. Крестьянская материальная культура. URL: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/ krestyanskaya-materialnaya-kultura (дата обращения: 3.09.2013).
[21] Филь С. Г. Польские страницы тюменского краеведения. Тюмень : Вектор Бук, 2005. 302 с.
[22] Шайдуров В. Н. Евреи, немцы, поляки в Западной Сибири XIX - начала ХХ в. СПб. : Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2013. 260 с.
[23] Щеглова Т. К. Ярмарки Западной Сибири и Степных областей во второй половине XlX века. Из истории российско-азиатской торговли. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2002. 234 с.
[24] Южалина Н. С. Проблема региона как социо-
культурного пространства // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки».
2006. № 2 (57). С. 172-176.
[25] Ястребов И. Г. Пусть село совсем неброское... Покровское - родина Г.Е. Распутина. М. : Форум, 2011. 304 с.
[26] Everyday fashions (1909-1920). As pictured in Sears Catalogs / ed. by J. Olian. New York : Dover Publications, 1995. 144 p.