ПОЛИТИКА И ПРАВО
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-6-22-27 NIION: 2021-0079-6/23-316 MOSURED: 77/27-025-2023-06-316
АНИМОКОВ Ислам Каншоубиевич,
преподаватель кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения Квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, e-mail: mail@law-books.ru
МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,
доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения Квалификации (филиал) Краснодарского
университета МВД РФ, e-mail: mail@law-books.ru
О ВОПРОСЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация. Целью данной статьи является освещение основных положений взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества. Авторы отмечают, что профилактическая работа по противодействию данным явлениям необходима, поскольку их развитие напрямую зависит от принятия обществом идей насилия, нетерпимости и непринятия. Как правило, в ряды экстремистов и террористов вовлекается молодежь, как наиболее активная и ведомая часть населения. Умышленное усугубление конфликтных ситуаций провоцирует увеличивает разрыв между здравым смыслом и готовностью отстаивать ложные представления преступников и навязанные чуждые идеи. В связи с этим должна проводиться комплексная совместная работа правоохранительных органов и общественных институтов, направленная на профилактику, противодействие и недопущения развития данных настроений, как среди молодежи, так и в обществе в целом.
Выводы: Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Однако, данный институт власти по большей части может воздействовать на ситуацию, только с позиции применения мер принуждения. Такая ситуация приобретает однобокий характер, эффективность которого достаточно спорна. Для того, чтобы противодействие было действительно эффективным, необходимо взаимодействие ОВД и гражданского общества, которое объединяет в себе общественные организации, научные сообщества, политические партии и т.п. Функции данных учреждений состоят в разъяснении, информировании, воспитании и обучении широких слоев населения грамотному подходу и пониманию тех процессов, которые происходят в обществе.
Оздоровление нации от деструктивных идей невозможно без вовлечения самого общества в данный процесс. Выстраивание такой системы поможет создать единую систему предупреждения и профилактики экстремизма, терроризма, ксенофобии, а также других сопутствующих негативных явлений.
Источником воспитания должны быть семья, школа, рабочий коллектив. Сегодня идет возврат к забытым чувствам патриотизма, культуры., нравственности, веротерпимости и гордости за свою страну. В этом процессе должны активно участвовать церковь, творческая интеллигенция, СМИ, которые имеют огромные ресурсы для воздействия на массы.
Построение единой системы противодействия деструктивным явлениям в обществе, в том числе экстремизму и терроризму возможно только при тесном взаимодействии правоохранительных и гражданских органов, глубоко заинтересованных в нивелировании разрушительных тенденций.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, взаимодействие, правоохранительные органы, гражданское общество, профилактика, противодействие, молодежь, насилие, ОВД, воспитание, патриотизм, веротерпимость, нравственность, культура.
ЧЮЮЖЖЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖ!^^
ANIMOKOV Islam Kanshoubievich,
Lecturer of the Department of State State Pedagogical Institute North Caucasus Institute of Enhancement Qualifications (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian federation
MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,
Associate Professor of GiGPD North Caucasus Institute of Enhancement Qualifications (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian federation
ON INTERACTION OF CIVIL SOCIETY WITH LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE FRAMEWORK OF COUNTERING EXTREMISM AND TERRORISM
Annotation. The purpose of this article is to highlight the main provisions of interaction between law enforcement agencies and civil society. The author notes that preventive work to counteract these phenomena is necessary, since their development directly depends on the acceptance by society of the ideas of violence, intolerance and rejection. As a rule, young people are involved in the ranks of extremists and terrorists, as the most active and driven part of the population. The deliberate aggravation of conflict situations provokes a widening gap between common sense and the willingness to defend the false ideas of criminals and imposed alien ideas. In this regard, comprehensive joint work of law enforcement agencies and public institutions should be carried out, aimed at preventing, countering and preventing the development of these sentiments both among young people and in society as a whole.
Conclusions: The State structure of countering extremism and terrorism is the internal affairs bodies. However, for the most part, this institution of power can influence the situation only from the standpoint of the use of coercive measures. However, this situation becomes one-sided, the effectiveness of which is quite controversial. In order for the counteraction to be really effective, it is necessary to interact with the Department of Internal Affairs and civil society, which unites public organizations, scientific communities, political parties, etc. The functions of these institutions are to explain, inform, educate and educate the general population with a competent approach and understanding of the processes that occur in society.
The nation's recovery from destructive ideas is impossible without the involvement of society itself in this process. Building such a system will help to create a unified system for the prevention and prevention of extremism, terrorism, xenophobia, as well as other related negative phenomena.
The source of education should be the family, school, and work collective. Today there is a return to the forgotten feelings of patriotism, culture, morality, religious tolerance and pride in their country. The church, the creative intelligentsia, and the media, which have huge resources to influence the masses, should actively participate in this process.
Key words: extremism, terrorism, interaction, law enforcement agencies, civil society, prevention, counteraction, youth, violence, ATS, education, patriotism, religious tolerance, morality, culture.
Введение (постановка проблемы). Особенностью сегодняшних дней является глобализация различных процессов: экономических, политических, социальных, а также вовлечения в них большого количества людей, особенно молодёжи, поэтому сегодня большая роль должна уделяться безопасности и профилактике экстремистских и террористических настроений в обществе. Для этого граждане должны находиться в тесном взаимодействии с правоохрани-
тельными органами. Для достижения гармоничных отношений конечно же необходимо повышать имидж правоохранительных органов, и доверие граждан.
Основное положение материала. Сегодня, как никогда актуальны вопросы безопасности. Весь мир каждый день сталкивается с жестокими явлениями экстремизма и терроризма. И, если изначально, на заре своего развития терроризм носил персонифицированный характер, то есть
был направлен на конкретную личность, то сегодня данные явления беспрецедентны по своей жестокости. Террористы стараются совершить свои преступления там, где скопление людей имеет максимальные параметры, а также на объектах промышленной, городской, экологической инфраструктуры и других.
Экстремизм как правило имеет цель разобщить изнутри. Для этого в свои ряды привлекается молодежь, и даже дети, которым навязываются ложные представления о социальных явлениях, происходящих в обществе, межнациональная ненависть, религиозная нетерпимость и прочее. Экстремизм сегодня - это крайние радикальные взгляды, выражающиеся в насильственных действиях, массовых беспорядках. Нередко данное явление провоцирует розжиг гражданских войн, противостояние народов, которые имеют многовековое мирное сосуществование, партизанские войны, направленные на отрицание переговоров, компромиссов и соглашений. Решение проблем видится в радикальных изменениях ситуации. Нередко данное явления перерождается в терроризм. Сначала члены экстремистских организаций как правило «подковываются» теоретически, морально, а затем берут в руки оружие, и пытаются, используя методы насилия и устрашения, добиться своих целей более весомыми аргументами [6].
Полагаем, что терроризм как явление, обладает теми же признаками, что и преступность (динамичность, изменчивость, историческое существование в обществе), позволяющими охарактеризовать его как процесс. Ядром терроризма по мнению Д.А. Ковлагиной являются следующие признаки:
1) идеология насилия;
2) воздействие, влияние, подавление воли как граждан, так и государства;
3) цель [3, 2015: 137].
В рамках нашей статьи мы не будем приводить определения и взгляды на данные явления различных авторов, отметим лишь, что попытки выработки универсальных и всеохватных определений экстремизма и терроризма предпринимались различными учёными, а также международными организациями, такими как Лига наций, Генеральная Ассамблея ООН и др. Однако, несмотря на близкие по смыслу дефиниции, единого понятия не выработано до сих пор. Каждая страна использует свои определения, которые логично встраиваются в концепцию её законодательства. Так, в Российской Федерации терроризм понимается как идеология насилия и политического воздействия на органы власти, как отдельного государства, так и международных организаций с целью устрашения населения.
Экстремизм - приверженность к крайним позициям и взглядам, выражающаяся в формах неповиновения государственному строю посредством различных провокаций, беспорядков, разжигании розни различного характера. Международные конвенции содержат более широкие определения, однако, смысл содержанию придаётся одинаковый.
К признакам терроризма относятся: запугивание населения, принуждение органов государственной власти и международных сообществ к определённым действиям или бездействиям, анонимность, противозаконность, особая опасность, основная направленность на гражданское население.
Сегодня противостоять данным явлениям можно только в совместной работе и взаимодействии государства и населения, в которую должны включаться также общественные и религиозные организации, политические партии.
По нашему мнению, должна проводиться качественно новая профилактическая работа. Сегодня в условиях проведения СВО необходимо вспоминать уроки истории. СССР сумел справиться как с внешними, так и с внутренними врагами посредством жесткого идеологического курса. Сегодня, по нашему мнению, проводится правильный курс по ужесточению и применению уголовной ответственности к лицам, не желающим следовать пророссийским интересам. Насаждение западных ценностей и культуры привело к внутреннему распаду нравственности, культуры, сексуальному разложению в обществе, толерантности безобразий и противоестественных потребностей нездоровых людей.
Сегодня «гонения» трансгендерных и гомосексуальных тенденций выливаются в поистине экстремистские выступления, поэтому установлена четкая связь между ЛГБТ-движениями и экстремизмом. Глобальный пересмотр фундаментальных представлений о человеческих отношениях, ориентации и поле навязывается российским гражданам. Западные социологические теории, развивающие эту тему, опираются на понимание, что человек бесполое существо при рождении, и может выбирать кем ему быть самостоятельно, без навязывания обществом половой идентификации. ЛГБТ-движения в своих самых радикальных проявлениях основаны на ненависти к традициям, религии, тысячелетней культуре и к их носителям. Они ограничивают свободу людей, а не защищают ее. На Западе и в Америке людям навязывают данную «идеологию» абсолютно всем. Спортсменки вынуждены соревноваться и находиться в раздевалках с мужчинами. Все несогласные жестко дискредитируются, и обвиняются в нетерпимости, и как следствие экс-
тремизме - разжигании ненависти к непохожим на себя людям. Хотя по факту разжигание ненависти идет уже по отношению к людям, выступающим за традиционные общечеловеческие ценности. Носители так называемой «новой этики» предполагают превосходство!!! ее носителей над всеми остальными. Сегодня это явление получило название «ЛГБТ-рейх», поскольку прослеживается прямая связь с фашизмом [4].
В нашей стране также предпринимались подобные попытки, но, к счастью, 5 декабря 2023 года Президент В. Путин подписал закон о полном запрете пропаганды ЛГБТ. Данный закон поддержала РПЦ, которая выступает не за дискриминацию трансгендеров и сексуальных меньшинств, а против размывания абсолютных нравственных норм, на которых жизнь людей строилась веками, а именно, что семья — это союз мужчины и женщины, а не как не иначе [1].
Россия - дружная и многонациональная страна, существующая испокон веков, поэтому важна организация слаженной работы всех государственных и общественных учреждений, и официальных религиозных организаций. Без согласованной и целенаправленной работы данных институтов невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и неприятия экстремизма и терроризма в любом их виде, что является залогом безопасности общества в целом [2].
В связи с этим считаем, что необходимо налаживать позитивные связи общества и правоохранительных органов.
Специалисты ОВД должны проводить профилактические встречи со школьниками, студентами, курсантами, проводить глубокие основательные беседы, круглые столы, где подростки и молодые люди могут высказать собственное мнение относительно данных явлений.
Важно отметить глубокий потенциал творческой интеллигенции, которая посредством художественных произведений, искусства, творчества воздействует на общественное сознание, разоблачает человеконенавистническую сущность природы экстремизма и терроризма, формирует доброжелательное отношение к абсолютно всем членам общества, независимо от их социального статуса, длительности проживания на территории страны, внешнего вида, состояния здоровья и пр. [2]. Обращение в творчестве к прошлому опыту, единению советского многонационального народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками яркий тому пример.
Считаем, что сегодня в условиях подвижной миграционной ситуации, необходимо проводить работу и с въезжающими на территорию Российской Федерации. Важно донести до людей, что
несмотря на относительную толерантность и стабильность, нельзя отрицать наличие экстремистского контингента, который остро реагирует на любые открытые проявления или демонстрацию приезжими гражданами своей принадлежности к той или иной общности, религии и т.п. Что во многом экстремистским настроениям способствует неправильное поведение мигрантов, которые начинают вести себя слишком свободно, не учитывая традиции русского общества [10, 2008:24].
Выстраивание системы противодействия экстремизму и терроризму должно быть по принципу поэтапной работы, где органам местного самоуправления отводится важная часть профилактической работы, когда оснований для привлечения к уголовной ответственности еще нет, правоохранительные органы должны включаться в работу по факту совершения преступлений [8, 2006:39]. Такое распределение «обязанностей» обусловлено тем, что органы местного самоуправления - это институты, приближенные к населению, поскольку являются их избранниками, соответственно обладают авторитетом донести идею недопустимости проявления насилия в любом его виде.
Важно отмечать работу педагогов и психологов во всех уровнях образовательных учреждений, недопустимости такого явления как бул-линг, который в некотором роде является зачатком экстремизма.
29 мая 2020 г. вступили в законную силу предложенные по инициативе МВД РФ поправки в «Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [9]. Данный документ является документом стратегического планирования, задающим направления работы органам государственной власти и ориентиры для разработки нормативных правовых актов по противодействию экстремизму. Однако, несмотря на глобальный характер документа вызывает некоторую дискуссионность отдельных положений. Главным недостатком данной Стратегии является то, что кроме государственных, в ряды субъектов противодействия не вошли именно институты гражданского общества: общественные движения, церковь, а также воспитательные и образовательные учреждения упоминающиеся лишь как вспомогательные субъекты [5, 2020].
Выводы. Сегодня, важными аспектами противодействия экстремизму и терроризму выступает слаженная работа всего государственного аппарата совместно с гражданским обществом.
Поскольку целью экстремизма и терроризма является достижение своих целей посредством насилия, как морального, так и физического, разжигания розни любого характера, то лучшим орудием в руках лидеров данных органи-
заций является молодое население. В связи с этим актуальным видится полномасштабное сотрудничество правоохранительных органов и институтов гражданского общества. По мнению многих авторов, экстремизм и терроризм - это самые настоящие преступные проявления, поэтому бороться с ними нужно путем профилактической работы.
В нашей стране терроризм понимается как идеология насилия и политического воздействия на органы власти, как отдельного государства, так и международных организаций с целью устрашения населения. Экстремизм - приверженность к крайним позициям и взглядам, выражающаяся в формах неповиновения государственному строю посредством различных провокаций, беспорядков, разжигании розни различного характера.
С 5 декабря 2022 года в нашей стране начал действовать закон о полном запрете пропаганды ЛГБТ, который был широко принят общественностью и церковью.
Взаимодействие общества и ОВД, направленное на противодействие терроризму и экстремизму, должно в том числе основываться на воспитании подрастающего поколения и профилактической работе с более взрослым населением. Опорой должны стать идеи патриотизма и веротерпимости, культуры, нравственности. С этой целью должны проводиться встречи, семинары, круглые столы, на которых должны выступать как представители ОВД, общественных организаций, так и школьники и студенты. Также эти встречи должны носить информационный характер.
Общественные организации совместно с правоохранительными органами должны отслеживать деятельность молодежных течений и субкультур, переориентировать их в позитивное русло.
В обществе должна проводиться целенаправленная духовно-нравственная работа, направленная на возрождение моральной, этической, религиозной и культурной составляющей личности, проводить разъяснительную работу о вреде наркомании, насилия, бродяжничества, безнадзорности, преступности и правонарушений, которые являются некими предпосылками экстремизма и терроризма.
Список литературы:
[1] В РПЦ заявили, что не выступают за гонения на трансгендеров и сексуальные меньшинства - ТАСС/ URL: https://tass.ru/ obschestvo/8831621 (дата обращения 20.04.2023).
[2] Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму / URL: https:// cao.mos.ru/countering-extremism/pamyatki-dlya-
naseleniya/grazhdanskoe-obshchestvo-v-protivodeystvii-ekstremizmu-i-terrorizmu.php (дата обращения 20.04.2023).
[3] Ковлагина Д.А. Понятие и существенные признаки терроризма// Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 5. - С. 137-138.
[4] Краснов П. Как в действительности связаны ЛГБТ-движения и экстремизм / URL: https:// ulpravda.ru/rubrics/accidents/kak-v-deistvitelnosti-sviazany-lgbtdvizheniia-i-ekstremizm (дата обращения 20.04.2023).
[5] Морозов И.Л., Абрамов А.Э. Государственная стратегия противодействия экстремизму в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2020. - №8 (85). - с. 18-22.
[6] Противодействие экстремизму и терроризму - Прокуратура Ставропольского края / URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_26/ activity/legal-education/explain/terror_ opposition?item=64940668 (дата обращения 20.04.2023).
[7] Роговая А.В. О взаимодействии правоохранительных органов и гражданского общества в противодействии распространению идеологии экстремизма и терроризма (экспертное мнение) // Мониторинг правоприменения. 2013. - №3. - С. 38-42.
[8] Сальников Е.В. Органы местного самоуправления как субъект противодействия экстремизму // Государственная власть и местное самоуправление, 2006. - №6. - с. 21-35.
[9] Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[10] Яворский М.А. Причины и условия проявлений религиозного экстремизма в современной России // Юридический мир, 2008. - №11. С. 22-25.
Spisok literatury:
[1] V RPC zayavili, chto ne vystupayut za goneniya na transgenderov i seksual'nye men'shinstva - TASS/ URL: https://tass.ru/ obschestvo/8831621 (data obrashcheniya 20.04.2023).
[2] Grazhdanskoe obshchestvo v protivodejstvii ekstremizmu i terrorizmu / URL: https://cao.mos.ru/ countering-extremism/pamyatki-dlya-naseleniya/ grazhdanskoe-obshchestvo-v-protivodeystvii-ekstremizmu-i-terrorizmu.php (data obrashcheniya 20.04.2023).
[3] Kovlagina D.A. Ponyatie i sushchestvennye priznaki terrorizma// Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2015. - № 5. - S. 137-138.
[4] Krasnov P. Kak v dejstvitel'nosti svyazany LGBT-dvizheniya i ekstremizm / URL: https://
ulpravda.ru/rubrics/accidents/kak-v-deistvitelnosti-sviazany-lgbtdvizheniia-i-ekstremizm (data
obrashcheniya 20.04.2023).
[5] Morozov I.L., Abramov A.E. Gosudarstvennaya strategiya protivodejstviya ekstremizmu v sovremennoj Rossii // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2020. - №8 (85). - s. 18-22.
[6] Protivodejstvie ekstremizmu i terrorizmu -Prokuratura Stavropol'skogo kraya / URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/proc_26/activity/legal-educatio n/explai n/terror_
opposition?item=64940668 (data obrashcheniya 20.04.2023).
[7] Rogovaya A.V. O vzaimodejstvii pravoohranitel'nyh organov i grazhdanskogo
obshchestva v protivodejstvii rasprostraneniyu ideologii ekstremizma i terrorizma (ekspertnoe mnenie) // Monitoring pravoprimeneniya. 2013. - №3. - S. 38-42.
[8] Sal'nikov E.V. Organy mestnogo samoupravleniya kak sub"ekt protivodejstviya ekstremizmu // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2006. - №6. - s. 21-35.
[9] Strategiya protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda [Elektronnyj resurs]: utv. Prezidentom RF 28 noyabrya 2014 g. № Pr-2753 // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
[10] YAvorskij M.A. Prichiny i usloviya proyavlenij religioznogo ekstremizma v sovremennoj Rossii // YUridicheskij mir, 2008. - №11. S. 22-25.