DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-291-296 NIION: 2018-0076-7/22-858 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1056
КОДЗОКОВА Ляца Арсеньевна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: [email protected] SPIN-код: 8639-2700
ШИГАЛУГОВА Мариана Хасановна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: [email protected] SPIN-код: 6983-8872
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ
Аннотация. Актуальность исследования вызвана тем, что сегодня можно говорить о массиве законодательных документов, составляющих основу противодействия экстремизму и терроризму. Любая деятельность функционирует только на определенной правовой основе, т.е. научно обоснованную систему норм права, систематизированных в законах и подзаконных правовых актах, которые являются базовыми для субъектов противодействия экстремизму и терроризму. Цель: рассмотреть некоторые аспекты и направления в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом. Методология исследования - философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения действующих механизмов института мошенничества. В результате обосновано отметить, что органы государственной власти - это инструмент борьбы с экстремизмом и терроризмом. С негативными явлениями осуществляют борьбу и органы, не являющиеся государственными, а также органы муниципального управления, именно органы государственной власти являются основными «борцами» с терроризмом и экстремизмом. Например, с этими негативными явлениями нашей жизни активно борется Межведомственная комиссия по борьбе с экстремизмом. В числе других государственных органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом и терроризмом, следует указать на ФСБ России, Развитие Интернета является благодатной почвой для распространения нетерпимости. Сказанное не случайно, а наглядно высвечивает важную роль в анализируемой борьбе такого государственного органа, как Роскомнадзор. Международное сотрудничество актуализируется благодаря ФЗ «О противодействии терроризму». Авторы приходят к выводу, что способами борьбы с терроризмом и экстремизмом видятся следующие: взаимный обмен необходимыми сведениями, информацией; единое противодействие экстремистской и террористической идеологии; совершенствование и разработка документов правового характера, ориентированных на сотрудничество в области борьбы с терроризмом и экстремизмом в разных их проявлениях; совместная работа по защите от виртуальных угроз; совместное противостояние финансированию терроризма; единые усилия, направленные на то, чтобы не допустить террористические атаки на ядерных объектах. Иллюстративным примером эффективного сотрудничества, при участии ШОС можно назвать совместные антитеррористические учения «Мирная миссия», которые проводятся регулярно. Основное совместное сотрудничество должно реализовываться по
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
следующим направлениям: усиливать и развивать антитеррористический потенциал государств; предупреждать, пресекать и проводить компетентное расследование террористических и экстремистских преступлений, минимизируя последствия от них.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, сотрудничество, борьба, аспекты, органы.
KODZOKOVA Lyatsa A.,
PhD in Law, senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Lieutenant Colonel of Police
SHIGALUGOVA Mariana Kh,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel
SOME ASPECTS OF COOPERATION IN THE FIELD OF COMBATING EXTREMISM AND TERRORISM
Annotation. The relevance of the study is due to the fact that today we can talk about an array of legislative documents that form the basis of countering extremism and terrorism. Any activity functions only on a certain legal basis, that is, a scientifically based system of legal norms, systematized in laws and by-laws, which are basic for the subjects of countering extremism and terrorism. Purpose: to consider some aspects and directions in the field of combating extremism and terrorism. Research methodology - philosophical, general scientific and special-legal means and methods of cognition, ensuring the objectivity of studying the operating mechanisms of the institution of fraud. As a result, it is reasonable to note that public authorities are a tool for combating extremism and terrorism. Negative phenomena are also being combated by non-state bodies, as well as municipal government bodies, it is the state authorities that are the main "fighters" against terrorism and extremism. For example, the Interdepartmental Commission for Combating Extremism is actively fighting these negative phenomena in our life. Among other state bodies engaged in the fight against extremism and terrorism, one should point to the FSB of Russia. The development of the Internet is fertile ground for the spread of intolerance. What has been said is not accidental, but clearly highlights the important role in the analyzed struggle of such a state body as Roskomnadzor. International cooperation is updated thanks to the Federal Law "On countering terrorism". The authors come to the conclusion that the following ways of combating terrorism and extremism are seen: mutual exchange of the necessary information, information; unified counteraction to extremist and terrorist ideology; improvement and development of legal documents focused on cooperation in the field of combating terrorism and extremism in their various manifestations; working together to protect against virtual threats; joint opposition to the financing of terrorism; united efforts to prevent terrorist attacks on nuclear facilities. An illustrative example of effective cooperation, with the participation of the SCO, can be called the joint anti-terrorist exercises "Peace Mission", which are held regularly. The main joint cooperation should be implemented in the following areas: to strengthen and develop the anti-terrorist potential of states; prevent, suppress and conduct a competent investigation of terrorist and extremist crimes, minimizing the consequences of them.
Key words: extremism, terrorism, cooperation, struggle, aspects, bodies.
Введение
Любая деятельность функционирует только на определенной правовой основе, т.е. на научно обоснованной системе норм права, систематизированных в законах и подзаконных правовых
актах, которые являются базовыми для субъектов противодействия экстремизму и терроризму. Сегодня можно говорить о массиве законодательных документов, составляющих основу противодействия экстремизму и терроризму. Первый
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
документ, требующий внимание, - это Конституция РФ [1].
В числе других документов, например, Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». Указанный Закон обеспечивает целостность и безопасность России, определяет организационно-правовые основы противодействия экстремизму, устанавливает ответственность за его осуществление.
Органы государственной власти - это инструмент борьбы с экстремизмом и терроризмом. С негативными явлениями осуществляют борьбу и органы, не являющиеся государственными, а также органы муниципального управления, именно органы государственной власти являются основными «борцами» с терроризмом и экстремизмом. Например, с этими негативными явлениями нашей жизни активно борется Межведомственная комиссия по борьбе с экстремизмом [2].
Роль МВД в такой борьбе обширна: проводится мониторинг оперативной обстановки в данной области; сотрудники принимают участие в разобщении организаций (сообществ) экстремистской и террористической направленности; осуществляют ОРМ, в пределах их компетенции; контролируют ситуацию по недопущению экстремизма в органы госвласти; информируют население о результатах проведенной деятельности; разрабатывают и организуют профилактические мероприятия по нейтрализации экстремизма и терроризма; выявляют причины распространения этих явлений и др. Не является редкостью, когда сотрудники МВД России проводят лекционные занятия по профилактике экстремизма и терроризма; организуют мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи; проводят разъяснительную и просветительскую работу с населением и др. [3; 4].
В числе других государственных органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом и терроризмом, следует указать на ФСБ России. Развитие Интернета - благодатная почва для распространения нетерпимости. Сказанное не случайно, а наглядно высвечивает важную роль в анализируемой борьбе такого государственного органа, как Роскомнадзор.
Сотрудничество в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом ориентировано на решение следующих задач:
- противодействовать террористической идеологии и запрещать подстрекательства к совершению преступлений, носящих террористической и экстремистский характер;
- поощрять межцивилизационный диалог, культуры мира, религиозной и конфессиональной терпимости.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
Международное сотрудничество актуализируется благодаря ФЗ «О противодействии терроризму» [4].
В числе приоритетных задач совместной борьбы с терроризмом и экстремизмом видятся следующие: взаимный обмен необходимыми сведениями, информацией; единое противодействие экстремистской и террористической идеологии; совершенствование и разработка документов правового характера, ориентированных на сотрудничество в области борьбы с терроризмом и экстремизмом в разных их проявлениях; совместная работа по защите от виртуальных угроз; совместное противостояние финансированию терроризма; единые усилия, направленные на то, чтобы не допустить террористические атаки на ядерных объектах.
Иллюстративным примером эффективного сотрудничества, при участии ШОС можно назвать совместные антитеррористические учения «Мирная миссия», которые проводятся регулярно [5].
Основное совместное сотрудничество должно реализовываться по следующим направлениям:
- усиливать и развивать антитеррористический потенциал государств;
- предупреждать, пресекать и проводить компетентное расследование террористических и экстремистских преступлений, минимизируя последствия от них.
Поэтому только совместными усилиями, при эффективном сотрудничестве можно добиться положительных результатов. Чтобы искоренить экстремизм и терроризм, необходимо конструктивно взаимодействовать в разных форматах.
Но, прежде чем проблему решать, нужно понимать, что представляет из себя угроза терроризма и экстремизма, какие причины порождают эти явления и какими мерами их нужно сдерживать.
Причины возникновения террористических и экстремистских проявлений представляют собой комплекс факторов объективного и субъективного характера. В числе основных причин, способствующих появлению терроризма и экстремизма, нужно выделять причины социально-экономического, политического, идеологического и психологического характера. Только учитывая эти причины и иные особенности экстремистских и террористических проявлений, в комплексе, можно разрабатывать эффективные меры, направленные на профилактику данного негативизма [6].
Основным инструментом субъектов, противодействующих экстремизму, являются сформированные правовые основы, под которыми следует понимать научно обоснованную систему норм права, систематизированных в законах и
подзаконных правовых актах, которые являются базовыми для противодействия терроризму и экстремизму.
Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и экстремизмом - это общая, реализуемая совместными силами с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, деятельность, направленная на искоренение терроризма и экстремизма.
Приоритетные задачи совместной борьбы: взаимный обмен необходимыми сведениями, информацией; единое противодействие экстремистской и террористической идеологии; совершенствование и разработка документов правового характера, ориентированных на сотрудничество в области борьбы с терроризмом и экстремизмом в разных их проявлениях; общие антитеррористические учения и тренировки и др. [7].
Все совместные действия должны основываться на определенных принципах: вся деятельность по совместной работе должна реализовы-ваться при строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права; реализуя совместную деятельность нужно укреплять взаимное доверие, уважая национальное законодательство; нельзя допускать в совместной борьбе практику «двойных стандартов»; борьба с терроризмом и экстремизмом должна быть бескомпромиссной; совместная борьба должна основываться на комплексности подходов с применением всего арсенала превентивных, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских и прочих мер.
Совместные профилактические меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом:
- политические - совместные политические действия по профилактике экстремизма и терроризма;
- идеологические - развенчивание экстремистских и террористических воззрений; информационное изолирование террористических и экстремистских организаций;
- социально-экономические - выявление путей по ликвидации всех возможных способов финансирования терроризма и экстремизма;
- правовые - формирование правового поля антитеррористической деятельности;
- специальные - усиленная работа спецслужб по выявлению террористов и экстремистов и проведение разных мероприятий охранного характера;
- военные - совместные действия военных ведомств, ориентированные на борьбу с терроризмом и экстремизмом [8].
Направления совместного сотрудничества:
- усиление и развитие антитеррористического потенциала государств;
- предупреждение, пресечение и компетентное расследование.
Процесс профилактики экстремизма и терроризма предполагает недопущение появления и дальнейшего развития негативного события, причем задачей профилактики становится устранение самих факторов, которые вызывают развитие данной ситуации. Именно наличие социально-негативных предпосылок в виде причин, механизмов и связей стимулирует появление экстремогенных условий. Поэтому особенно значимо видеть не только саму проблему профилактики, но и социальную опасность в случае проявления халатности [9].
Объект и предмет профилактики экстремизма и терроризма в обществе в целом можно представить в виде «зон риска».
Экзогенное условие: разрушение идеологии, нравственности, социальных опор для экстремизма и терроризма; реализация альтернативных способов для проявления активности и экстремальности; создание условий для экстремизма и терроризма социально-одобряемыми способами.
Эндогенное условие: создание условий для реализации толерантности, ответственности, социальной ориентированности личности, ценностей, установок, значимых для конкретного общества; психокоррекция неконтролируемой экстремальности, установок, ориентаций общественных настроений.
Модель авторская: усиливать сотрудничество с разными конфессиями по противодействию экстремизма и терроризма; разработка отдельной программы молодежной политики, ориентированная специально на противодействие экстремизму и терроризму; усиление роли патриотического воспитания.
В профилактике экстремизма и терроризма приоритетная роль отводится правоохранительным органам, поэтому их деятельность по предотвращению, пресечению, профилактике, раскрытию и расследованию экстремистской и террористической преступности нужно активизировать.
Необходимо, чтобы в реализации правоохранительной деятельности учитывался опыт зарубежных стран.
Цель таких организаций - собирать информацию, оценивать программы, планировать профилактические мероприятия, а также координировать деятельность полиции и других специальных органов в аспекте противодействия терроризму и экстремизму [10].
Сегодня нужно усилить роль взаимодействия правоохранительных органов, с граждан-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
ским обществом усиливая механизмы общественного контроля. Нельзя игнорировать и роль СМИ в профилактике экстремистских и террористических проявлений в обществе. Усиливая роль СМИ в данном вопросе, можно поднять правовую грамотность в обществе, донося до него недопустимость разжигания вражды между разными социальными группами. СМИ значительное влияние должно уделять отрицанию экстремизма и терроризма в обществе.
Цель и задачи
На современном этапе развития общественных отношений необходимо рассмотреть основные понятия, особенности, касающиеся международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Методы
Методологическую основу исследования составляет система философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения заданной тематики. Применение в рамках исследования эмпирических методов сбора, обобщения и анализа информации позволило осуществить качественный сбор актуального и обоснованного с практической точки зрения исследовательского материала.
Результаты
Под профилактикой экстремизма и терроризма в обществе предлагаем понимать деятельность по снижению, устранению влияния негативных факторов и причин, которые способствуют появлению терроризма и экстремизма.
Цель профилактики экстремизма и терроризма видится в следующем - создать социальные, общественные, а также внутренние социально-психологические условия, оказывающие влияние на общество и личность конкретного человека, что будет способствовать формированию адекватной ценностной ориентации, а также снижению уровня вероятности проявления экстремизма и терроризма.
Мероприятия, направленные на профилактику экстремистских и террористических проявлений в обществе, должны реализовываться по направлениям:
1.Государственная политика в области борьбы с экстремизмом и терроризмом:
- проведение инноваций в политической сфере в направлении борьбы с экстремизмом и терроризмом;
- поддержка и реализация социальных проектов, направленных на оказание помощи в трудной жизненной ситуации;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
- подготовка кадров, осведомленных о формах и методах проведения профилактической работы по экстремизму и терроризму;
- координация, помощь и поддержка со стороны государства различным категориям, склонным к экстремизму и преступлениям террористического характера.
2. Нормативно-правовое направление:
- корректировка норм и правил, а также ответственности за содеянное;
- контроль за усилением законности прав и свобод.
3. Духовно-нравственное направление:
- реализация условий для создания толерантного общества;
- создание модели «нового человека», обладающего качествами терпимости, гражданской ответственности и патриотизма;
- создание фондов, способствующих культурному развитию межкультурному взаимодействию людей, направленной на развитие гуманизма, патриотизма и личностной ответственности.
4. Семейное направление:
- организация просвещения родителей о воспитании детей, их особенностей для достижения наилучшего взаимопонимания;
- создание центров для консультирования родителей по текущим вопросам, а также по вопросам профилактики терроризма и экстремизма;
- включение родителей в социализацию ребенка;
- ужесточение наказания родителей за асоциальные поступки детей.
5. Образовательное направление:
- более подробное изучение других религий, национальностей для наибольшего понимания чужих культур и традиций;
- воспитание толерантности и отказ от насилия;
- развитие служб психологической помощи по вопросам экстремизма и терроризма.
6. Информационно-пропагандистское направление:
- повышение количества социальных реклам о противодействии экстремизму и терроризму;
- контроль и реальные наказания за распространение информации об экстремизме, терроризме и разжигании конфликтов;
- историко-разъяснительная работа патриотической направленности.
7. Аналитико-методическое направление:
- проведение мониторинга за экстремистскими и террористическими направлениями;
- внедрение грантов на разработку профилактики терроризма и экстремизма;
- повышение качества образования научных деятелей для разработки эффективных методик для предотвращения возникновения экстремизма и терроризма с последующим обучением новых сотрудников, педагогов и психологов.
Заключение
Тема экстремизма и экстремизма затрагивается во многих работах и является достаточно актуальной. Несмотря на то что многие авторы активно изучают данную тематику, до настоящего времени нет осмысленных мер, позволяющих противодействовать этим негативным явлениям. Более того, можно наблюдать жесткие противоречия в содержании таких понятий, как «предупреждение» и «профилактика». Несмотря на сказанное, противодействовать этим явлениям необходимо как на мировой арене, так и внутри отдельного государства.
Бороться с терроризмом и экстремизмом усилиями одного государства не представляется возможным. Все мероприятия, направленные на искоренение терроризма и экстремизма, нужно реализовывать совместно, на международном уровне.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Росс. газ. - 4 июля 2020 г. - № 144.
[2] Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 (ред. от 17.02.2016) «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»).
[3] О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
[4] О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[5] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
[6] Кафтан В.В. Противодействие терроризму: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Юрайт», 2019. - 261 с.
[7] Политика противодействия экстремизму: учеб. пособие / под ред. А.П. Кошкина. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. - 80 с.
[8] Ильичёв И.Е. Экстремизм и терроризм: соотношение понятий, истоки и современность // Вестник БелЮИ МВД России. - 2020. - № 4. - С. 4-6.
[9] Пинкевич Т.В. Современное состояние экстремизма и терроризма в условиях развития цифровых технологий / Т.В. Пинкевич, О.А. Зуба-лова // ЮП. - 2020. - № 3 (94). - С. 62-65.
[10] Толстых В.В. Международное антитеррористическое сотрудничество как сдерживающий фактор противодействия терроризму / В.В. Толстых, В.Б. Берестов // Проблемы Науки. - 2020. - № 5 (150). - С. 93-97.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii: (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g. s izme-neniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 goda) // Ross. gaz. - 4 iyulya 2020 g. - № 144.
[2] Ukaz Prezidenta RF ot 26.07.2011 № 988 (red. ot 17.02.2016) «O Mezhvedomstvennoj komis-sii po protivodejstviyu ekstremizmu v Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Polozheniem o Mezhvedomstvennoj komissii po protivodejstviyu ekstremizmu v Rossijskoj Federacii»).
[3] O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti: Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ (red. ot 01.07.2021) // Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
[4] O protivodejstvii terrorizmu: Federal'nyj zakon ot 06.03.2006 № 35-FZ (red. ot 26.05.2021) // Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
[5] O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
[6] Kaftan V.V. Protivodejstvie terrorizmu: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Izd-vo «Yurajt», 2019. - 261 s.
[7] Politika protivodejstviya ekstremizmu: ucheb. posobie / pod red. A.P. Koshkina. - M.: FGBOU VO «REU im. G.V. Plekhanova», 2020. -80 s.
[8] Il'ichyov I.E. Ekstremizm i terrorizm: soot-noshenie ponyatij, istoki i sovremennost' // Vestnik BelYul MVD Rossii. - 2020. - № 4. - S. 4-6.
[9] Pinkevich T.V. Sovremennoe sostoyanie ekstremizma i terrorizma v usloviyah razvitiya cifrovyh tekhnologij / T.V. Pinkevich, O.A. Zubalova // YUP. -2020. - № 3 (94). - S. 62-65.
[10] Tolstyh V.V. Mezhdunarodnoe antiterroris-ticheskoe sotrudnichestvo kak sderzhivayushchij faktor protivodejstviya terrorizmu / V.V. Tolstyh, V.B. Berestov // Problemy Nauki. - 2020. - № 5 (150). - S. 93-97.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022