Научная статья на тему 'О вопросе конкурентоспособности налоговой системы России в условиях международной налоговой конкуренции'

О вопросе конкурентоспособности налоговой системы России в условиях международной налоговой конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / TAX SYSTEM / TAX BURDEN / TAX RATES / COMPETITIVENESS / TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Антон Сергеевич

В статье исследован уровень налоговой нагрузки стран ОЭСР, проведен анализ данного показателя в сравнении с Россией. Особое внимание уделено налоговым ставкам по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц. Автором рассмотрена проблема конкурентоспособности российской налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеев Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN TAX SYSTEM COMPETITIVENESS ISSUE IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL TAX COMPETITION

The article examines level of the tax burden in OECD countries. The author analyses this indicator in comparison with Russia. The particular attention is paid to the tax rates on corporate income tax and personal income tax. The author considers the problem of competitiveness of the Russian tax system.

Текст научной работы на тему «О вопросе конкурентоспособности налоговой системы России в условиях международной налоговой конкуренции»

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 9 (52), 2015 г.

^ СибАК

www.sibac.info

СЕКЦИЯ 6.

ФИНАНСЫ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

О ВОПРОСЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Алексеев Антон Сергеевич

аспирант, ФГБОУ ВПО «Саратовский социально-экономический институт российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова», РФ, г. Саратов E-mail: alexeev-post@ya. ru

RUSSIAN TAX SYSTEM COMPETITIVENESS ISSUE IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL TAX COMPETITION

Anton Alekseev

postgraduate student, Saratov Socio-Economic Institute,

Russia, Saratov

АННОТАЦИЯ

В статье исследован уровень налоговой нагрузки стран ОЭСР, проведен анализ данного показателя в сравнении с Россией. Особое внимание уделено налоговым ставкам по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц. Автором рассмотрена проблема конкурентоспособности российской налоговой системы.

ABSTRACT

The article examines level of the tax burden in OECD countries. The author analyses this indicator in comparison with Russia. The particular attention is paid to the tax rates on corporate income tax and personal income tax. The author considers the problem of competitiveness of the Russian tax system.

59

0.6АК

www. sibac info

Экономика и современный менеджмент: теория и практика

№ 9 (52), 2015 г

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; налоговая система; налоговая нагрузка; налоговые ставки; конкурентоспособность; налоговое администрирование.

Keywords: foreign economic activity; tax system; tax burden; tax rates; competitiveness; tax administration.

Влияние глобализации на экономику в современных условиях развития побуждает налоговые администрации государств обращать особое внимание на проблему межстрановой налоговой конкуренции. Под налоговой конкуренцией понимается создание лучших налоговых условий для производителей и потребителей в одной юрисдикции по сравнению с другой [2]. При этом необязательно данная юрисдикция должна быть офшорной.

С одной стороны налоговая конкуренция выступает эффективным инструментом перераспределения бюджетных ресурсов между государствами с более привлекательным налоговым климатом. С другой стороны, международная налоговая конкуренция подвергает опасности национальные налоговые базы, повышает риски возникновения угрозы санкций тем государствам, которые используют недобросовестную налоговую конкуренцию в целях привлечения иностранного капитала и ресурсов. Минимизация налоговых рисков для стран должна основываться на построении эффективной налоговой политики в сфере внешнеэкономической деятельности. Одним из индикаторов ее эффективности выступает показатель налоговой нагрузки.

Рассмотрим уровень налоговой нагрузки в странах ОЭСР и сравним его значение с показателем в России (таблица 1). В 2013 г. средний уровень налоговой нагрузки по странам ОЭСР составил 34,13 %. При этом максимальное значение 48,57 % в Дании, минимальное значение — 19,6 % в Мексике.

Следует заметить, что соглашения об избежании двойного налогообложения у России заключены со всеми странами ОЭСР за исключением Эстонии. По данным отчета “Paying Taxes 2015”, подготовленного компанией PricewaterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией Эстония занимает 28 место, тогда как Россия — 49 из 189 государств.

С данным государством также не заключено и административное соглашение в области обмена информацией и сотрудничества в налоговых целях. Однако, налоговая нагрузка Эстонии составила в 2013 г. 31,8 %, что превышает налоговую нагрузку в России (таблица 2). Ставка налога на нераспределенную прибыль (прирост

60

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 9 (52), 2015 г.

^ СибАК

www.sibac.info

капитала, дивиденды, проценты, роялти и т. д.) для юридических лиц в Эстонии составляет 0 %. К распределенной прибыли, полученной в виде дивидендов, может быть применено налоговое освобождение (participation exemption), при условии, что дивиденды эстонской компании выплачивала дочерняя компания из Европейского Союза, доля участия эстонской организации в которой не менее 10 %, либо дочерняя компания извне с долей не менее 10 %, которая уже удержала налог при перечислении дивидендов в Эстонию (отсутствует принцип территориальности). Рассмотренный механизм налогообложения прибыли может быть использован российскими бенефициарами, которым принадлежит менее 25 % эстонской организации. При этом налоговые администрации России в своем распоряжении имеют только один инструмент запроса информации — Договор между Эстонией и Россией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Таблица 1.

Налоговая нагрузка в странах ОЭСР [1]

Страна Налоговая нагрузка, %

2010 2011 2012 2013

Среднее значение по странам ОЭСР 32,825 33,265 33,727 34,13

Дания 46,457 46,606 47,162 48,575

Франция 41,577 42,863 44,002 45,038

Бельгия 42,366 42,898 43,954 44,641

Финляндия 40,788 42,033 42,834 43,999

Швеция 43,063 42,292 42,346 42,78

Италия 41,541 41,37 42,746 42,64

Австрия 40,9 41,03 41,667 42,524

Норвегия 42,642 42,699 42,298 40,78

Люксембург 38,003 37,501 38,492 39,335

Венгрия 37,559 36,858 38,454 38,923

Словения 36,733 36,281 36,547 36,812

Г ермания 35,03 35,698 36,45 36,677

Исландия 33,329 34,456 35,313 35,545

Чешская Республика 32,549 33,353 33,783 34,097

Г реция 31,08 32,494 33,714 33,512

Португалия 30,039 32,016 31,191 33,439

Великобритания 32,806 33,588 33,048 32,88

Испания 31,436 31,222 32,055 32,579

Новая Зеландия 31,045 31,404 32,986 32,091

Эстония 33,232 31,914 32,111 31,837

Канада 30,544 30,371 30,687 30,558

61

0.6АК

www. sibac. info

Экономика и современный менеджмент: теория и практика

№ 9 (52), 2015 г

Израиль 30,581 30,871 29,643 30,518

Республика Словакия 27,728 28,339 28,082 29,627

Турция 26,199 27,83 27,638 29,306

Ирландия 26,761 26,671 27,263 28,29

Швейцария 26,504 27,018 26,919 27,052

США 23,705 24,008 24,382 25,444

Корея 23,236 24,012 24,762 24,309

Чили 19,529 21,221 21,385 20,228

Мексика 18,529 19,509 19,59 19,678

Польша 31,251 31,776 32,07

Нидерланды 36,147 35,883 36,331

Япония 27,587 28,641 29,524

Австралия 25,584 26,285 27,288

Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период увеличение налоговой нагрузки не планируется. Анализ данного показателя между странами БРИКС и Евразийского экономического союза свидетельствует о том, что налоговая нагрузка в России превышает как среднее, так и значение по каждой из стран за исключением Бразилии (38,19 %) и Беларуси (41,84 %).

Таблица 2.

Налоговая нагрузка в России [3]

Страна Налоговая нагрузка, %

2010 2011 2012 2013

Россия 31,12 34,34 34,80 33,56

Россия (без учета нефтегазовых доходов) 22,48 23,59 23,63 22,90

Конкурентоспособность налоговой системы государства в сфере ВЭД должна рассматриваться не только с позиции исследованного выше индикатора. На наш взгляд, детальный анализ следует проводить и в отношении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций (корпоративному подоходному налогу). В таблице 3 представлены данные по состоянию налогового законодательства на 1 января 2015 г. по странам ОЭСР. В сравнении с Россией комбинированная налоговая ставка существенно отличается только в Ирландии (12,5 %).

62

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 9 (52), 2015 г.

^ СибАК

www.sibac.info

Таблица 3.

Налоговые ставки по налогу на прибыль организаций [1]

Страна Комбинированная ставка налога на прибыль, %

США 39

Франция 34,43

Бельгия 33,99

Япония 32,11

Г ермания 30,18

Австралия 30

Мексика 30

Португалия 29,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Люксембург 29,22

Новая Зеландия 28

Испания 28

Италия 27,5

Норвегия 27

Израиль 26,5

Канада 26,3

Г реция 26

Австрия 25

Нидерланды 25

Корея 24,2

Дания 23,5

Чили 22,5

Республика Словакия 22

Швеция 22

Швейцария 21,15

Эстония 20

Финляндия 20

Исландия 20

Турция 20

Великобритания 20

Чешская Республика 19

Венгрия 19

Польша 19

Словения 17

Ирландия 12,5

Анализ законодательства других государств показал, что в 2015 г. ставка налога на прибыль превышает налоговую ставку России в таких

63

0.6АК

www. sibac. info

Экономика и современный менеджмент: теория и практика

№ 9 (52), 2015 г

странах как: Зимбабве (25,75 %); Индия (34,61 %): Объединенные Арабские Эмираты (55 %); Мальта, Судан, Замбия, Аргентина (35 %); Камерун, Намибия, Марокко, Нигерия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Филиппины, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда (30 %); Аруба, Южная Африка, Шри-Ланка (28 %); Барбадос, Боливия, Китай, Колумбия, Египет, Гана, Гватемала, Ямайка, Малайзия, Нидерланды, Панама, Тринидад и Тобаго, Тунис, Уругвай (25 %). Юрисдикции, в которых ставка налога 0 %: Багамские о-ва, Бахрейн, Бермудские острова, Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба, Каймановы острова, Гернси, Остров Мэн, Вануату. Список стран, в которых налоговая ставка ниже, чем в России представлена в таблице 4.

Таблица 1.

Список стран, в которых налоговые ставки по налогу на прибыль организаций ниже российской [5]

Страна Ставка налога на прибыль, %

2013 2014 2015

Беларусь 18 18 18

Украина 19 18 18

Кипр 12.5 12.5 12.5

Лихтенштейн 12.5 12.5 12.5

Сингапур 17 17 17

Словения 17 17 17

Тайвань 17 17 17

Румыния 16 16 16

Албания 10 15 15

Г рузия 15 15 15

Ирак 15 15 15

Кувейт 15 15 15

Латвия 15 15 15

Ливан 15 15 15

Литва 15 15 15

Маврикий 15 15 15

Сербия 15 15 15

Макао 12 12 12

Оман 12 12 12

Босния и Герцеговина 10 10 10

Г ибралтар 10 10 10

Македония 10 10 10

Парагвай 10 10 10

Катар 10 10 10

Черногория 9 9 9

64

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 9 (52), 2015 г.

^ СибАК

www.sibac.info

Третьим индикатором являются налоговые ставки по косвенным налогам. По данным исследований KPMG [5] в 2013—2014 г. налоговая ставка по косвенным налогам увеличилась в Японии с 5 до 8 %; в Гондурасе с 12 до 15 %; на Кипре с 17 до 19 %; в Доминиканской Республике с 16 до 18 %; в Черногории с 17 до 19 %; в Словении с 20 до 22 %; в Судане с 15 до 17 %; в Италии с 21 до 22 %; в Чехии с 20 до 21 %; в Финляндии с 23 до 24 %; в Пакистане с 16 до 17 %; в Израиле с 17 до 18 %; в Франции с 19,6 до 20 %.

Четвертым индикатором выступают налоговые ставки по подоходному налогу. Следует отметить, что налоговая ставка в России по сравнению с другими государствами одна из самых низких. Тем не менее, существуют юрисдикции, в которых она составляет 0 %. Среди них: Ангилья (Великобритания), Багамы, Бахрейн, Бермудские острова, Бруней, Каймановы острова, Катар, Кувейт, Монако, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

Таким образом, благоприятные режимы осуществления хозяйственной деятельности, в том числе и налогообложения, предоставляют многие страны в зависимости от целей, которые преследует их внешнеэкономическая стратегия.

По данным Министерства финансов России в черный список оффшорных зон входит 40 стран и некоторые административные единицы, которые признаны неблагонадежными. В том числе княжества: Андорра, Лихтенштейн, Монако; республики: Сан-Марино, Палау, Самоа, Панама, Ниуэ, Науру, Маршалловы острова, Мальдивы, Маврикий, Либерия, Вануату; содружества: Багамы, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, а также: королевство Бахрейн, отдельные административные районы КНР, ОАЭ; острова: Мэн, Нормандские, Теркс и Кайнос, Кайман, Кука, Лабуан, Анжуан. В список вошли также государства: Ангилья, Белиз, Антигуа и Барбуда, Бруней-Даруссалам, Британская Виргиния, Монтсеррат, Гибралтар, Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть), Гренада, Сент-Люсия. С 1 января 2015 г. из данного списка была исключена Республика Мальта [4].

По данным ФАТФ/FATF (Financial Action Task Force on Money Laindering — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) на 1 февраля 2014 года в список юрисдикций, имеющих существенные пробелы в области соответствия стандартам противодействия отмыванию денежных средств входят два государства — Иран и КНДР, в список юрисдикций, не достигших существенного прогресса в ликвидации пробелов — 9 государств: Алжир, Йемен, Индонезия, Мьянма, Пакистан, Сирия, Турция, Эквадор, Эфиопия.

65

0.6АК

www. sibac info

Экономика и современный менеджмент: теория и практика

№ 9 (52), 2015 г

Проведенный анализ показывает, что в современных условиях российская налоговая система достаточно конкурентоспособна. Следует заметить, что повышение конкурентоспособности налоговой системы выступает одной из главных задач налоговой политики, которая, в свою очередь, должна быть направлена не только на снижение уровня налоговой нагрузки, но и на создание привлекательного инвестиционного климата, снижение барьеров в сфере внешнеэкономической деятельности.

Список литературы:

1. База данных OECD.Stat [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://stats.oecd.org/ (дата обращения: 01.09.2015).

2. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для

магистров для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина; Всерос. гос. налоговая акад. М-ва финансов РФ. — М.: Юрайт, 2013. — 428 с.

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Справочная правовая система <Консультант плюс>.

4. Приказ Минфина России от 02.10.2014 № 111н «О внесении изменений

в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. № 108н» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2014 № 34776) // Справочная правовая система

<Консультант плюс>.

5. KPMG. Официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа. —

URL: https://home.kpmg.com/xx/en/home.html (дата обращения:

01.09.2015).

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.