Научная статья на тему 'Участие России в межгосударственном налоговом регулировании на современном этапе развития: текущие позиции, проблемы и перспективы'

Участие России в межгосударственном налоговом регулировании на современном этапе развития: текущие позиции, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УКЛОНЕНИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / INTERNATIONAL TAX REGULATION / DE-OFFSHORIZATION / EXCHANGE OF INFORMATION ON TAX MATTERS / PREVENTION OF TAX EVASION / INTERNATIONAL TAX TREATIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погорлецкий Александр Игоревич

В статье характеризуется текущее состояние дел в сфере межгосударственного налогового регулирования, анализируются соответствующие позиции России, выделяются проблемы и перспективы взаимодействия России и зарубежных стран в налоговой области. Отмечается, что со стороны российских властей в налоговой политике наиболее рациональными действиями, ориентированными на внешнюю среду, должны стать, во-первых, продолжение программы деофшоризации и сотрудничества с ведущими налоговыми регуляторами мира, включая Организацию экономического сотрудничества и развития, и, во-вторых, гармонизация налогового законодательства в рамках Евразийского экономического сообщества и Евразийского экономического союза. Акцентируется внимание на том факте, что, несмотря на существующие противоречия политического и экономического характера между Россией и странами Запада, взаимное межгосударственное сотрудничество в налоговой области не только не ослабевает, а имеет позитивные шансы на дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's participation in international tax regulation at the current stage of its development: current positions, problems and prospects

The article characterizes the current state of international tax regulation, analyzes respective current positions of Russia, and highlights the problems and prospects of cooperation between Russia and foreign countries in the taxation sphere. It is stressed that the most rational actions focused on the external environment for the Russian authorities in the taxation sphere will be, first, to continue the de-offshorization program and maintain cooperation with the leading world tax regulators, including the Organization for Economic Cooperation and Development, and, second, to harmonize the tax legislation within the Eurasian Economic Community and the Eurasian Economic Union. The author draws attention to the fact that, despite the existing differences of political and economic nature between Russia and the West, interstate mutual cooperation in tax matters not only fails to diminish, but, on the contrary, has positive chances for further development.

Текст научной работы на тему «Участие России в межгосударственном налоговом регулировании на современном этапе развития: текущие позиции, проблемы и перспективы»

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4,pp. 637-644. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 637-644. ISSN 1993-3541

A. I. POGORLETSKIY

УДК 336.227

DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(4).637-644

А. И. ПОГОРЛЕЦКИЙ

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ НАЛОГОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ: ТЕКУЩИЕ ПОЗИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье характеризуется текущее состояние дел в сфере межгосударственного налогового регулирования, анализируются соответствующие позиции России, выделяются проблемы и перспективы взаимодействия России и зарубежных стран в налоговой области. Отмечается, что со стороны российских властей в налоговой политике наиболее рациональными действиями, ориентированными на внешнюю среду, должны стать, во-первых, продолжение программы де-офшоризации и сотрудничества с ведущими налоговыми регуляторами мира, включая Организацию экономического сотрудничества и развития, и, во-вторых, гармонизация налогового законодательства в рамках Евразийского экономического сообщества и Евразийского экономического союза. Акцентируется внимание на том факте, что, несмотря на существующие противоречия политического и экономического характера между Россией и странами Запада, взаимное межгосударственное сотрудничество в налоговой области не только не ослабевает, а имеет позитивные шансы на дальнейшее развитие.

Ключевые слова. Международное налоговое регулирование; деофшоризация; обмен информацией по налоговым вопросам; предотвращение уклонений от уплаты налогов; международные налоговые соглашения.

Информация о статье. Дата поступления 14 мая 2015 г.; дата принятия к печати 30 июня 2015 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2015 г.

A. I. POGORLETSKIY

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation

RUSSIA'S PARTICIPATION IN INTERNATIONAL TAX REGULATION AT THE CURRENT STAGE OF ITS DEVELOPMENT: CURRENT POSITIONS, PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract. The article characterizes the current state of international tax regulation, analyzes respective current positions of Russia, and highlights the problems and prospects of cooperation between Russia and foreign countries in the taxation sphere. It is stressed that the most rational actions focused on the external environment for the Russian authorities in the taxation sphere will be, first, to continue the de-offshoriza-tion program and maintain cooperation with the leading world tax regulators, including the Organization for Economic Cooperation and Development, and, second, to harmonize the tax legislation within the Eurasian Economic Community and the Eurasian Economic Union. The author draws attention to the fact that, despite the existing differences of political and economic nature between Russia and the West, interstate mutual cooperation in tax matters not only fails to diminish, but, on the contrary, has positive chances for further development.

Keywords. International tax regulation; de-offshorization; exchange of information on tax matters; prevention of tax evasion; international tax treaties.

Article info. Received May 14, 2015; accepted June 30, 2015; available online August 31, 2015.

Новая конфигурация мировой экономики, сложившаяся с весны 2014 г. на волне событий вокруг Украины, характеризуемая возвратом к геополитическому противостоянию России и стран Запада, а также преобладанием политических решений над экономической целесообразностью, ставит немало вопросов о дальнейшей судьбе межгосударственного налогового

сотрудничества, инициированного ведущими государствами мира, включая Россию, в ходе мер преодоления последствий глобального кризиса 2008-2009 гг. В рамках данной статьи характеризуется текущее состояние дел в сфере международного налогового регулирования, обращается внимание на специфику взаимодействия России и стран Запада в налоговой

© А. И. Погорлецкий, 2015

637

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4,pp. 637-644. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

области до и после взаимного введения санкций, а также выявляются дальнейшие перспективы межгосударственного налогового сотрудничества в новых геополитических условиях. Целью исследования является доказательство тезиса о том, что, несмотря на множество проблем и разногласий в отношениях между Россией и странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) после эскалации событий на Украине, сотрудничество в налоговой сфере продолжается, являясь одним из немногих примеров понимания взаимной заинтересованности в контактах, направленных на решение глобальной проблемы уклонения от уплаты налогов.

Вопросы международного налогового сотрудничества России и зарубежных стран в отечественной научной литературе традиционно рассматривались как в контексте изложения основных положений международного налогового права [4; 15], в особенности в части характеристики российских налоговых соглашений [3; 5], так и непосредственно с точки зрения специфики межгосударственных отношений в налоговой сфере [9; 13; 14]. Кроме того, некоторыми российскими авторами анализировалась необходимость противодействия международному уклонению от уплаты налогов с использованием институтов межгосударственного сотрудничества [2; 10], оценивались перспективы офшорного бизнеса и международного налогового планирования для российских бизнес-структур [12], включая возможности деофшоризации в контексте стратегии, провозглашенной президентом России [6]. Данные темы исследовались и автором статьи [7], в том числе с оценкой процесса становления глобальной системы регулирования налоговых отношений с участием России и перспектив так называемой сетевой модели межгосударственного налогового регулирования [8]. Вместе с тем, из-за стремительного развития событий в современном мире на фоне сложной геополитической обстановки 2014-2015 гг. текущее взаимодействие России с другими странами мира (в особенности государств ОЭСР) в налоговой сфере изучается недостаточно, в связи с чем данное исследование является своевременным и актуальным.

Изложенные материалы структурируются следующим образом: в общих чертах характеризуется ситуация в сфере межгосударственного налогового регулирования с участием России с момента развития финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., затем рассматриваются

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 4. С. 637-644. ISSN 1993-3541

особенности взаимодействия России и стран Запада в налоговой сфере, начиная с весны 2014 г., в итоге выявляются перспективы налогового сотрудничества России и зарубежных стран (включая государства ОЭСР) с учетом современной геополитической обстановки.

Характер развития системы межгосударственного налогового регулирования после глобального кризиса 2008—2009 гг. и позиция России. После начала кризиса в качестве одной из важнейших мер антикризисного характера стало усиление международного сотрудничества в налоговой сфере, направленное на предотвращение уклонений от уплаты налогов и агрессивного международного налогового планирования. Это вполне логично: с одной стороны, в условиях дефицита государственного бюджета и роста государственного долга правительства многих стран стали крайне заинтересованы в повышении собираемости налогов; с другой стороны, усиление контроля за государственными средствами, выделенными на антикризисную поддержку системообразующим компаниям и банкам, предполагало жесткое наказание менеджеров, направлявших указанные средства на персональные офшорные счета в низконалоговые юрисдикции. Поскольку на национальном уровне невозможно создать надежный всеобъемлющий барьер против уклонения от уплаты налогов и налогового планирования с использованием офшорных юрисдикций, наиболее эффективным соответствующим методом воздействия стала межгосударственная координация антикризисных мер налогового характера.

Институциональной основой системы межгосударственного налогового регулирования кризисного и посткризисного периода стал тандем двух ведущих международных организаций — Большой двадцатки ^20), вновь созданной организации крупнейших ведущих стран мира, и ОЭСР, уже имевшей к тому времени заслуженный авторитет в решении вопросов устранения двойного юридического налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на глобальном уровне. Если G20 определила общую стратегию антикризисных мер в экономике ведущих стран мира с учетом влияния налоговых факторов (преимущественно антиофшорные инициативы и требования фискальной прозрачности операций международного бизнеса), то ОЭСР сконцентрировала свое внимание на конкретных мерах воздействия на налогоплательщиков и отдельные юрисдикции, поведение которых отклоняется от общепринятых правовых

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4,pp. 637-644. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 637-644. ISSN 1993-3541

A. I. POGORLETSKIY

и морально-этических норм, поощряя уклонение от уплаты налогов и их обход (избежание)1.

В рамках ОЭСР налоговое сотрудничество как государств-членов этой организации, так и всех заинтересованных суверенных сторон осуществляется через участие в работе Комитета по фискальным вопросам, а также через крупнейшую международную контактную группу мира — Глобальный форум ОЭСР по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях (далее — Глобальный форум), объединяющий 123 страны. Основным итогом антикризисной деятельности Комитета по фискальным вопросам ОЭСР стало отражение текущих проблем и глобальных вызовов в тексте новой редакции Модельной налоговой конвенции ОЭСР, в особенности переход на новые стандарты обмена информацией по налоговым вопросам для противодействия уклонению от уплаты налогов (ст. 26 Модельной налоговой конвенции ОЭСР)2. В свою очередь Глобальный форум, деятельность которого стартовала в 2001 г. и заметно активизировалась с наступлением кризиса

1 С правовой точки зрения уклонение от уплаты налогов (tax evasion) является противозаконным деянием, за которое в большинстве ведущих стран мира предусмотрены меры уголовной ответственности, в то время как избежание или обход налогов (tax avoidance) часто связано с несовершенством налогового законодательства и ведением налогоплательщиком таких видов деятельности, доход от которых легально не подпадает под действующие правила налогообложения.

2 Model Convention with Respect to Taxes on Income and

on Capital. OECD, 2014, p. 22. URL : http://www.oecd.org/ ctp/treaties/2014-model-tax-convention-articles.pdf.

2008-2009 гг., стал не просто площадкой для обсуждения действенных механизмов антиофшорного регулирования, но и содействовал созданию обширной глобальной сети соглашений об обмене информацией по налоговым вопросам, что фактически ликвидировало прежние правовые бреши в противостоянии ведущих стран мира и юрисдикций — налоговых гаваней. Число таких соглашений с 2008 г. выросло в несколько раз (табл. 1) в особенности после разработки единого стандарта информационного обмена в налоговых вопросах и принятия в 2010 г. Многосторонней конвенции ОЭСР по взаимной административной помощи в налоговых вопросах3. Это пример наиболее действенного и результативного межгосударственного сотрудничества в области разработки и реализации антикризисных мер глобального характера.

Благодаря работе Глобального форума прежние претензии со стороны ведущих стран мира к информационному обмену по налоговым вопросам с развитыми и развивающимися государствами во многом сняты. Стандарты обмена информацией в области налогообложения, действующие в ОЭСР, в настоящее время выдерживаются большинством государств (табл. 2), что существенно упрощает борьбу с уклонениями от уплаты налогов с использованием некооперативных низконалоговых юрисдикций.

3 The Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. URL : http://www.keepeek.com/ Digital-Asset-Management/oecd/taxation/the-multilateral-convention-on-mutual-administrative-assistance-in-tax-matters_9789264115606-en#page1.

Соглашения об обмене информацией по налоговым вопросам, заключенные между странами-членами Глобального форума в 2005—2014 гг.

Таблица 1

Типы соглашений 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Октябрь 2014

Двусторонние соглашения, подписанные страна- 82 194 284 392 701 1 047 1 260 1 445 1 603 1 633

ми-членами Глобального форума

Соглашения, подписанные странами-членами - - - - - 1 058 1 377 1 743 2 876 3 340

Глобального форума (включая Многостороннюю

конвенцию по взаимной административной помощи в налоговых вопросах)

Двусторонние соглашения, подписанные страна- 13 45 81 136 413 739 940 1 097 1 250 1 280

ми-членами Глобального форума и соответствующие стандарту обмена информацией в ОЭСР

Соглашения, подписанные странами-членами - - - - - 750 1 057 1 395 2 523 2 987

Глобального форума, соответствующие стандарту обмена информацией в ОЭСР (включая Многосто-

роннюю конвенцию по взаимной административной помощи в налоговых вопросах)

Составлено по данным OECD: Tax Transparency 2014. Report on Progress: Global Forum on Transparency and exchange of Information for Tax Purposes, 2014. URL : http://www.oecd.org/tax/transparency/GFannualreport2014.pdf.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4,pp. 637-644. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

Таблица 2

Группировка стран-членов Глобального форума по соответствию стандартам информационного обмена по налоговым вопросам (по состоянию на конец 2014 г.)

Соответствие режиму обмена информацией по налоговым вопросам стандартам ОЭСР Страны (юрисдикции)

Полностью соответствуют Австралия, Бельгия, Дания, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Канада, Китай, Мексика, о. Мэн, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Южная Африка, Япония

В основном соответствуют Аргентина, Багамские острова, Бахрейн, Белиз, Бермуды, Бразилия, Великобритания, Гана, Германия, о. Гернси (Великобритания), Гибралтар, Гренада, Греция, Гонконг (Китай), о. Джерси (Великобритания), Италия, о. Кайман (Великобритания), Катар, Маврикий, Макао (Китай), Македония, Малайзия, Мальта, Монако, Монсеррат, Нидерланды, Россия, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сингапур, Словакия, США, о. Теркс и Кайкос (Великобритания), Филиппины, Чили, Эстония, Ямайка

Частично соответствуют Австрия, Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Израиль, Индонезия, Сент-Люсия, Турция

Не соответствуют Британские Виргинские острова, Кипр, Люксембург, Республика Сейшельские острова

Юрисдикции, которые не могут быть оценены по различным причинам Бруней-Даруссалам, Вануату, Гватемала, Доминика, Либерия, Ливан, Республика Маршалловы острова, Науру, Панама, Тринидад и Тобаго, Федеративные Штаты Микронезии, Швейцария

Составлено по данным OECD: Tax Transparency 2014. Report on Progress: Global Forum on Transparency and exchange of Information for Tax Purposes, 2014. URL : http://www.oecd.org/tax/transparency/ GFannualreport2014.pdf.

Новым этапом развития межгосударственного сотрудничества в области обмена информацией по налоговым вопросам становится переход на автоматизированную многостороннюю систему обмена базами данных налогоплательщиков, инициированный в 2012 г. По итогам встреч лидеров Большой восьмерки (с участием России) и G20, проведенных в 2013 г. с целью разработки и утверждения

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 4. С. 637-644. ISSN 1993-3541

этого решения, важного для всей системы глобального налогового регулирования, осенью 2014 г. состоялось подписание соответствующих соглашений. К настоящему времени 52 страны из 123, которых объединяет Глобальный форум, заявили о своей готовности стать участниками межправительственной сети информационного обмена по налоговым вопросам либо с сентября 2017 г., либо годом позже (табл. 3). В случае воплощения проекта автоматизированного обмена базами данных налогоплательщиков по единым стандартам, в мире впервые будет создана сеть межгосударственного административно-правового сотрудничества в режиме онлайн, работающая почти по принципу известных социальных сетей типа Facebook или Вконтакте.

Таблица 3

Страны-участницы глобальной многосторонней

системы автоматического обмена информацией

по налоговым вопросам (по состоянию на 19 ноября 2014 г.)

Предполагаемая дата начала обмена налоговой информацией Страны (юрисдикции)

Сентябрь 2017 г. Ангилья, Аргентина, Бельгия, Бермуды, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, о. Гернси (Великобритания), Гибралтар, Греция, Дания, о. Джерси (Великобритания), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, о. Кайман (Великобритания), Кипр, Колумбия, Кюрасао, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальта, Мексика, Монсеррат, о. Мэн, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, о. Теркс и Кайкос (Великобритания), Фарерские острова (Дания), Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, Южно-Африканская Республика

Сентябрь 2018 г. Австрия, Албания, Аруба, Швейцария

Источник: http://www.oecd.org/tax/exchange-of-information/MCAA-Signatories.pdf.

Наряду с развитием информационного обмена, другим важнейшим направлением нейтрализации агрессивного налогового планирования со стороны международных компаний и состоятельных физических лиц стал План противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложе-

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4,pp. 637-644. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 637-644. ISSN 1993-3541

A. I. POGORLETSKIY

ния (в офшорные юрисдикции) — BEPS Action Plan (далее — План BEPS), согласованный G20 и ОЭСР в 2013 г.1 В этом плане были намечены методы, направленные на лишение так называемых гибридных бизнес-структур, а также применяемых ими гибридных финансовых инструментов преимуществ от использования международных налоговых соглашений, и обозначены меры контроля государством иностранных активов своих резидентов, использующих соответствующие схемы международного налогового планирования для перевода доходов в офшорные низконалоговые юрисдикции. Стоит отметить, что основная работа над Планом BEPS велась при непосредственном участии России, в том числе на саммите лидеров G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 г.

Очевидно, что Российская Федерация в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и сразу после него находилась в центре международного сотрудничества по налоговым вопросам. Более того, рассчитывая на полноправное членство в ОЭСР после вступления во Всемирную торговую организацию, Россия последовательно внедряла рекомендуемые ОЭСР методы налогового регулирования в национальное законодательство. В частности, можно выделить следующие направления унификации налогового законодательства России в соответствии с универсальными стандартами ОЭСР:

- обмен информацией по налоговым вопросам на основании положений международных соглашений России об устранении двойного налогообложения (их соответствие требованиям ст. 26 Модельной налоговой конвенции ОЭСР);

- появление в российском законодательстве правил трансфертного ценообразования, максимально сближенных со стандартами ОЭСР;

- предотвращение практики тонкой капитализации, для чего введена аналогичная рекомендациям ОЭСР процедура определения взаимозависимости сторон сделок кредитования (п. 2 ст. 269 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, в рамках антиофшорной стратегии правительства РФ с начала 2015 г. применяется Закон о контролируемых иностранных

' Отчет ОЭСР «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» (BEPS). URL : http://www.pwc.ru/en_RU/ru/tax-consulting-services/ legislation/assets/tax_flash_report_issue_special_issue_ (rus).pdf.

компаниях2, аналогичные положения которого давно действуют в практике стран ОЭСР.

Особенности взаимодействия России и стран Запада в налоговой сфере, начиная с весны 2014 г. Примечательно, что кардинальных перемен к худшему с началом новой геополитической напряженности в мире не произошло. Несмотря на то, что Российской Федерации пришлось заморозить на неопределенное время ранее инициированный процесс присоединения к ОЭСР, все основные требования в части соответствия национального налогового законодательства стандартам налогового регулирования стран-членов ОЭСР к началу 2014 г. уже были выполнены: Россия соблюдает все условия Плана BEPS; имеет необходимую правовую базу для обмена информацией по налоговым вопросам с другими государствами; проводит собственную антиофшорную политику по образу и подобию ведущих стран-членов ОЭСР; жестко регламентирует как трансфертное ценообразование, так и порядок взаимозависимости компаний для предотвращения практики тонкой капитализации. Прогресс в правоприменительной практике по международным налоговым соглашениям Российской Федерации также очевиден; если в 1997 г. российские окружные суды вынесли только 1 решение по интерпретации положений налогового соглашения для субъектов внешнеэкономических операций, то за период 20072014 гг. таких решений было около 4003.

Отмечаются и особенности взаимодействия в налоговой области между Россией и ее важнейшим на сегодняшний день геополитическим противником — США. Как известно, в марте 2010 г. в США вступил в действие Закон о налогообложении иностранных счетов — Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), который требует передавать Службе внутренних доходов США (IRS) сведения о доходах американских налогоплательщиков из зарубежных источников. Изначально российская Федеральная налоговая служба (ФНС) планировала осуществлять такой обмен автоматически, на основании заключения соответствующего двустороннего соглашения с

2 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций) : федер. закон 24 нояб. 2014 г. № 376-ФЗ.

3 Такие данные приводились в докладе Е. В. Килинкаро-вой на конференции «Закон и судебный процесс: будущее развития налогового права», проходившей 5 декабря 2014 г. на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4,pp. 637-644. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 637-644. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

IRS, которое предполагалось подписать и ввести в действие к лету 2014 г. Однако, после присоединения Крыма и эскалации конфликта на востоке Украины, IRS отказалась от ранее намеченной модели сотрудничества с ФНС по политическим соображениям. Тем не менее, компромисс все-таки был найден: на основании закона «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»1, подписанного президентом России, передача в адрес США налоговой информации в рамках закона FATCA была одобрена [16], хотя и на индивидуальной основе — российским банкам предписывается самостоятельно информировать IRS о наличии счетов американских налоговых резидентов на территории РФ. Таким образом, Россия не стала создавать препятствия для США в сфере обмена налоговой информацией, хотя при этом IRS, действующая на основании FATCA, вышла за пределы своей национальной юрисдикции, оказав давление на российские власти и банковское сообщество.

Еще одним хорошим примером продолжения сотрудничества в налоговой сфере, несмотря на геополитические барьеры, служит взаимодействие ФНС России и налоговой администрации Нидерландов в деле установления конечного бенефициара голландской холдинговой компании, которым оказался налоговый резидент Российской Федерации, уклонявшийся от уплаты налогов [1]. В данном случае голландская сторона, уже после обострения отношений Европейского союза и России на фоне введения взаимных санкций, предоставила запрашиваемую ФНС информацию, правовой основой для передачи которой послужило соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между РФ и Нидерландами в 1996 г. Этот кейс наглядно показывает и доказывает пользу от межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере для реализации внутрироссийских задач по деофшоризации экономики и наказания лиц, уклоняющихся от уплаты налогов с помощью офшорных схем.

1 Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 173-Ф3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы налогового сотрудничества России и зарубежных стран с учетом современной геополитической обстановки. В период, когда политика определяет текущую ситуацию в экономике, сложно делать долговременные прогнозы. Однако, можно определить собственные приоритеты России в международной налоговой политике, выяснить, насколько соответствуют им ее стремления к продолжению участия в межгосударственном налоговом регулировании в качестве активного игрока.

Сложность ситуации в экономике РФ в начале 2015 г. определяется следующими факторами: структурными проблемами развития долгосрочного характера, снижением цен на нефть, действием режима санкций со стороны стран Запада. В итоге прогнозы развития отечественной экономики на ближайшие годы выглядят достаточно пессимистично — падение валового внутреннего продукта в 2015 г. составит не менее 3 % и продолжится в дальнейшем2; доходы населения и бизнеса будут сокращаться, а проблемы, связанные с государственными финансами нарастать из-за сокращения налоговых поступлений. Кроме того, продолжается отток российских капиталов за рубеж, в 2014 г. он превысил 150 млрд дол.3 Эти факты означают, что внешний вектор национальной налоговой политики должен быть направлен, в первую очередь, на обеспечение доходов государственного бюджета путем предотвращения вывоза капиталов в низконалоговые юрисдикции и консолидацию капитала на национальной базе. Таким образом, наиболее рациональным действием российских властей в налоговой политике, ориентированным на внешнюю среду, станет продолжение программы деофшоризации и сотрудничества с ведущими налоговыми регуляторами мира, включая ОЭСР. В случае обострения взаимоотношений с ОЭСР Россия рискует лишиться основных каналов межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере, серьезно препятствующих уклонению ее резидентов от уплаты налогов.

Вместе с тем, в настоящее время Россия стремится к диверсификации своих междуна-

2 World Economic Outlook Update: Global Growth Revised Down, Despite Cheaper Oil, Faster U.S. Growth. IMF Survey. URL : http://www.imf.org/external/pubs/ ft/survey/so/2015/NEW012015A.htm; Чистый ввоз/ вывоз капитала частным сектором в 2005-2014 годах. URL : http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_ statistics/capital_new.htm.

3 Минэкономразвития резко ухудшило прогноз на 2015 год. URL : http://www.newsru.com/ finance/31jan2015/macroprgns.html.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4,pp. 637-644. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 637-644. ISSN 1993-3541

A. I. POGORLETSKIY

родных взаимоотношений в налоговой сфере. Кроме продолжения сотрудничества по линии ОЭСР Российская Федерация параллельно осуществляет процесс гармонизации налогового законодательства в рамках Евразийского экономического сообщества и Евразийского экономического союза, объединяющих некоторые страны постсоветского пространства. Среди основных тенденций налогового сотрудничества в этом направлении — переход на единые принципы страны назначения в обложении налогом на добавленную стоимость (НДС), а также введение единообразных ставок НДС в странах Таможенного союза Россия — Беларусь — Казахстан; в планах — гармонизация акцизов в Евразийском экономическом союзе. Тем не менее, при всей привлекательности данного направления налогового сотрудничества не следует забывать о том, что оно сильно подвержено политической конъюнктуре и в любой момент может прекратиться при возникновении острых противоречий между странами-участницами данного процесса.

Итак, продолжение налогового сотрудничества с зарубежными странами и организациями в настоящее время полностью отвечает интересам самой России, и это нужно всяческим образом поддерживать. Очевидно, что на этом постулате строится и внешняя налоговая политика России, изменения в которой будут зависеть от дальнейшего развития геополитической ситуации в мире.

Таким образом, можно подвести следующие итоги:

- посткризисный этап развития мировой экономики отличается растущим уровнем межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере;

- в системе межгосударственного налогового регулирования Россия продолжает занимать позицию на одном полюсе со странами Запада;

- резкой смены внешнего вектора российской налоговой политики не ожидается, хотя не исключается возникновение форс-мажорных обстоятельств, меняющих существующую и прогнозную оценку.

Список использованной литературы

1. Асанкин Р. ФНС впервые дотянулась до бенефициаров офшоров в Голландии / Р. Асанкин, А. Штыкина. — URL : http://top.rbc.ru/business/19/12/2014/549302429a79476f5cfde7b3.

2. Кастанова Е. Д. Международно-правовые инструменты сотрудничества налоговых администраций с целью устранения двойного налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов / Е. Д. Кастанова // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 7. — С. 816-822.

3. Кашин В. А. Налоговые соглашения России / В. А. Кашин. — М. : Финансы : ЮНИТИ, 1998. — 383 с.

4. Кучеров И. И. Международное налоговое право (Академический курс) / И. И. Кучеров. — М. : ЮрИнфоР, 2007. — 452 с.

5. Перов А. В. Налоги и международные соглашения России / А. В. Перов. — М. : Юристъ, 2000. — 306 с.

6. Погорлецкий А. И. Межгосударственный контроль операций офшорных юрисдикций в современном мире и позиции России / А. И. Погорлецкий // Международные экономические отношения: теоретические и практические аспекты : сб. науч. ст. — СПб. : Скифия-принт, 2013. — С. 95-107.

7. Погорлецкий А. И. Офшорный бизнес и антиофшорное регулирование / А. И. Погорлецкий // Экономика. Налоги. Право. — 2013. — № 2. — С. 48-56.

8. Погорлецкий А. И. Перспективы становления системы глобального налогового регулирования / А. И. Погорлец-кий, С. Ф. Сутырин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — 2010. — Вып. 2. — С. 47-59.

9. Третьякова С. И. BEPS: поворотная точка в истории международного налогового сотрудничества / С. И. Третьякова // Научные записки молодых исследователей. — 2014. — № 3. — С. 13-16.

10. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения : монография / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2013. — 383 с.

11. Хейфец Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы / Б. А. Хейфец. — М. : Ин-т экономики РАН, 2013. — 63 с.

12. Хейфец Б. А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике / Б. А. Хейфец. — М. : Экономика, 2008. — 335 с.

13. Худякова Л. С. Новый этап глобального налогового сотрудничества / Л. С. Худякова // Год планеты: экономика, политика, безопасность. — М. : Идея-Пресс, 2013. — С. 56-65.

14. Шахмаметьев А. А. Межгосударственное налоговое сотрудничество во второй половине ХХ века: правовой анализ / А. А. Шахмаметьев // Вестник федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». — 2014. — № 1-2. — С. 144-157.

15. Шахмаметьев А. А. Международное налоговое право / А. А. Шахмаметьев. — М. : Междунар. отношения, 2014. — 824 с.

16. Шебалина Я. Путин разрешил передачу США налоговой информации по закону FATCA / Я. Шебалина. — URL : http://www.vedomosti.ru/finance/news/28342101/putin-razreshil-peredachu-ssha-nalogovoj-informacii-po.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4,pp. 637-644. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 637-644. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

References

1. Asankin R., Shtykina A. FNS vpervye dotyanulas' do benefitsiarov ofshorov v Gollandii [The Federal Tax Service reached the beneficiaries of offshore companies in Netherlands for the first time]. Available at: http://top.rbc.ru/busi-ness/19/12/2014/549302429a79476f5cfde7b3. (In Russian).

2. Kastanova E. D. International legal cooperation instruments of tax administration intended to avoid double taxation and tackle tax evasion. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Kutafin University Law Review, 2013, no. 7, pp. 816-822. (In Russian).

3. Kashin V. A. Nalogovye soglasheniya Rossii [Russian tax treaties]. Moscow, Finansy, YuNITI Publ., 1998. 383 p.

4. Kucherov I. I. Mezhdunarodnoe nalogovoe pravo (Akademicheskii kurs) [International Tax Law (An Academic Course)]. Moscow, YurInfoR Publ., 2007. 452 p.

5. Perov A. V. Nalogi i mezhdunarodnye soglasheniya Rossii [Taxes and international treaties of Russia]. Moscow, Yurist"Publ., 2000. 306 p.

6. Pogorletskii A. I. Interstate control over offshore jurisdictions operations in the modern world and the position of Russia. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: teoreticheskie iprakticheskie aspekty [International economic relations: theoretical and practical aspects]. Saint Petersburg, Skifiya-print Publ., 2013, pp. 95-107. (In Russian).

7. Pogorletskii A. I. Offshore business and anti - offshore regulation. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2013, no. 2, pp. 48-56. (In Russian).

8. Pogorletskii A. I., Sutyrin S. F. Prospects of formation of the global tax regulation system. Vestnik Sankt-Peterburgsko-go universiteta. Seriya 5. Ekonomika = Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 5. Economics, 2010, iss. 2, pp. 47-59. (In Russian).

9. Tret'yakova S. I. BEPS: the turning point in the history of international tax co-cooperation. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific Notes of Young Scholars, 2014, no. 3, pp. 13-16. (In Russian).

10. Maiburov I. A., Kireenko A. P., Ivanov Yu. B. (eds). Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax Evasion. Problems and Solutions]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2013. 383 p.

11. Kheifets B. A. Deofshorizatsiya rossiiskoi ekonomiki: vozmozhnosti i predely [Deoffshorization of the Russian economy: opportunities and limits]. Moscow, Institute of Economy, Russian Academy of Sciences Publ., 2013. 63 p.

12. Kheifets B. A. Ofshornye yurisdiktsii v global'noi i natsional'noi ekonomike [Offshore jurisdictions in the global and national]. Moscow, Ekonomika Publ., 2008. 335 p.

13. Худякова Л. С. The new stage of the global tax cooperation. Godplanety: ekonomika, politika, bezopasnost' [The year of the planet: economy, politics, security]. Moscow, Ideya-Press Publ., 2013, pp. 56-65. (In Russian).

14. Shakhmamet'ev A. A. Intergovernmental tax cooperation in the 2d half of the 20th century: the legal analysis. Vestnik federal'nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya «Gosudarstvennaya registratsionnaya palata pri Ministerstve yustitsii Rossiiskoi Federatsii» = Bulletin of the Federal State Institution «State Registration Chamber under the Ministry of Justice of the Russian Federation», 2014, no. 1-2, pp. 144-157. (In Russian).

15. Shakhmamet'ev A. A. Mezhdunarodnoe nalogovoe pravo [International tax law]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2014. 824 p.

16. Shebalina Ya. Putin razreshil peredachu SShA nalogovoi informatsii po zakonu FATCA [Putin authorized the transfer of tax information according to the law FATCA to USA]. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/28342101/ putin-razreshil-peredachu-ssha-nalogovoj-informacii-po. (In Russian).

Информация об авторе Погорлецкий Александр Игоревич — доктор экономических наук, доцент, профессор, кафедра мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 62, e-mail: [email protected].

Библиографическое описание статьи Погорлецкий А. И. Участие России в межгосударственном налоговом регулировании на современном этапе развития: текущие позиции, проблемы и перспективы / А. И. Погорлецкий // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 4. — С. 637-644. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(4).637-644.

Author

Alexander I. Pogorletskiy — Doctor habil. (Economics), Associate Professor, Department of World Economy, Saint-Petersburg State University, 62 Cheajkovskogo St., 191123, Saint-Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Reference to article Pogorletskiy A. I. Russia's participation in international tax regulation at the current stage of its development: current positions, problems and prospects. Izvestiya Irkutskoy gosudarst-vennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 637-644. DOI: l0.l7l50/l993-354l.2015.25(4).637-644. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.