Научная статья на тему 'О ВОПРОСЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СПЕЦИФИКИ МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

О ВОПРОСЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СПЕЦИФИКИ МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПОДРОСТКИ / ГЕНДЕР / ГИБКОСТЬ / ПОЛ / ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумова Ю. А., Полякова П. С.

В статье рассматривается изучение половозрастной специфики мышления. Данный когнитивный процесс предполагает распознавание и выявление устойчивых взаимосвязей между предметами и объектами, способность делать истинные умозаключения, основываясь лишь на опосредованных закономерностях и косвенных признаках. Именно поэтому очень важно изучать индивидуальные особенности мыслительного процесса в зависимости от гендера и возраста. За счет более глубокого понимания мышления как результата физиологических особенностей организма можно существенно повысить качество жизни человека. Целью проведенного исследования является изучение гибкости мышления у старших подростков и пожилых людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Объектом исследования послужили особенности мышления, в качестве предмета выступают гендерные и возрастные особенности мышления людей. Выбор групп респондентов был обусловлен большой разницей в возрасте, при этом первая группа респондентов не имеет каких-либо особенностей психического развития, в то время как представители второй группы имеют в анамнезе сердечно-сосудистые заболевания, без расстройства психики. Представленные результаты эмпирического исследования полностью подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что мышление подростков более гибкое и активное, несмотря на большой жизненный опыт пожилых людей. После изучения теоретических аспектов мышления был сделан следующий вывод: мышление - это познавательный, обобщающий и косвенно отражающий действительность процесс, протекающий в психике субъекта. Особенности развития мышления напрямую зависят от возраста, состояния центральной нервной системы человека, а также от степени развития той или иной формы мышления в детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE SPECIFICITY OF A PERSON’S WAY OF THINKING IN RELATION TO GENDER AND AGE

The article examines a person’s way of thinking in connection with their gender and age. The cognitive process involves the recognition and identification of stable relationships between different objects, the ability to make true conclusions based only on mediated patterns and indirect signs. Therefore, it is really important to study characteristic features of thinking processes depending on a person’s gender and age. Taking into account peculiarities of individual thinking, when organizing educational or work processes, makes it possible to significantly increase work efficiency and a person’s interest in learning or acquiring new knowledge and skills. The understanding of thinking as being a result of physiological characteristics of one’s body allows to improve a person’s quality of life. The purpose of our research is a comparative study of the flexibility of thinking in older adolescents and elderly people with cardiovascular diseases. The object of the research was peculiarities of thinking in relation to gender and age characteristics. The choice of the groups of respondents was due to the large difference in age. The first group of respondents - teenagers - did not have any peculiarities in their mental and psychological development; the elderly people without any mental disorders, who were in the second group, had a history of cardiovascular diseases. The presented empirical results fully confirmed our hypothesis that the thinking of adolescents is more flexible and vivid than that of older people, despite the greater life experience of people in their old age. Having studied the theoretical aspects of thinking, the authors made a conclusion that thinking is a cognitive process taking place in the psyche of a subject, capable of generalizing and indirectly reflecting reality. Characteristic features of the development of thinking directly depend on a person’s age, the state of their central nervous system, as well as on the degree of development of a particular form of thinking in one’s childhood.

Текст научной работы на тему «О ВОПРОСЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СПЕЦИФИКИ МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б01 10.52170/2618-7949_2022_12_35 УДК 159.9

Ю. А. Наумова, П. С. Полякова

О вопросе изучения половозрастной специфики мышления личности

В статье рассматривается изучение половозрастной специфики мышления. Данный когнитивный процесс предполагает распознавание и выявление устойчивых взаимосвязей между предметами и объектами, способность делать истинные умозаключения, основываясь лишь на опосредованных закономерностях и косвенных признаках. Именно поэтому очень важно изучать индивидуальные особенности мыслительного процесса в зависимости от гендера и возраста. За счет более глубокого понимания мышления как результата физиологических особенностей организма можно существенно повысить качество жизни человека. Целью проведенного исследования является изучение гибкости мышления у старших подростков и пожилых людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Объектом исследования послужили особенности мышления, в качестве предмета выступают гендерные и возрастные особенности мышления людей. Выбор групп респондентов был обусловлен большой разницей в возрасте, при этом первая группа респондентов не имеет каких-либо особенностей психического развития, в то время как представители второй группы имеют в анамнезе сердечно-сосудистые заболевания, без расстройства психики.

Представленные результаты эмпирического исследования полностью подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что мышление подростков более гибкое и активное, несмотря на большой жизненный опыт пожилых людей. После изучения теоретических аспектов мышления был сделан следующий вывод: мышление - это познавательный, обобщающий и косвенно отражающий действительность процесс, протекающий в психике субъекта. Особенности развития мышления напрямую зависят от возраста, состояния центральной нервной системы человека, а также от степени развития той или иной формы мышления в детстве.

Ключевые слова: мышление, особенности, пожилые люди, подростки, гендер, гибкость, пол, возраст.

Мыслительный процесс в психологии принято характеризовать как познавательный, обобщающий и косвенно отражающий действительность, протекающий в психике субъекта [1].

Мышление запускается в процессе решения какой-либо новой задачи. В таком случае одним из условий его запуска является проблемная ситуация, т. е. такое обстоятельство, при котором человек сталкивается с чем-то новым [2]. Так как опыта решения подобных трудностей у человека нет, он сталкивается с дефицитом исходной информации, и запускается мышление, позволяющее строить различные стратегии решения проблемы.

Специфику мышления подростков активно изучали в двадцатом веке такие выдающие личности, как Ж. Пиаже, Л. Выготский, а также А. Н. Леонтьев. Все они подчеркивали важность интеллектуально-когнитивной сферы в становлении подростка как полноценной личности. Данная сфера включает в себя процесс длительной фиксации информации, а также исключения последней из памяти че-

ловека; многие перцептивные процессы, такие как ощущения и восприятие информации из внешней среды. Также к этой сфере относятся интеллектуальные процессы (воображение, мышление, речь), способствующие разработке принципиально новой информации и обмену ей с другими людьми. Интересна динамика развития интеллекта в подростковом возрасте. Есть мнение, что половое созревание и активное влияние высокого уровня гормонов в этот период тормозит развитие интеллектуальных способностей. Однако одновременно с этим формируется теоретическое, или понятийное, мышление, которое оказывает положительное качественное влияние на развитие интеллектуальных способностей. В этом проявляется интересное противоречие: подростковый период является сен-зитивным в плане развития интеллекта [3].

Если говорить о гендерных особенностях, то в подростковом возрасте у мальчиков слабо развиты аналитико-синтетические способности и пространственные представления. При сравнении их с более старшими сверст-

никами выясняется, что мальчикам этого возраста трудно линейно дифференцировать объекты, отмечать симметрию фигур. Их суждения по большей части построены на основе явных взаимосвязей объектов. Им еще сложно сосредотачивать внимание, часто бывает трудно формулировать и выражать свои мысли. Также у мальчиков в этом периоде отмечается низкий уровень аналитических и вычислительных возможностей, их мышление еще не слишком пластично, скорее наоборот, оно склонно к постоянству [4].

Если говорить о девушках подросткового возраста, то они более восприимчивы, сильнее ощущают чувства и эмоции, у них лучше развиты сенсорные способности, воображение и способности к абстрактному мышлению. Девочки легче и точнее формулируют свои мысли, им удается образовывать более точные понятия, у них лучше развито индуктивное речевое мышление, вычислительные способности, достаточно высокая скорость мышления. Многие девочки к этому возрасту разносторонне развиты, у них больше знаний из самых разных сфер жизни по сравнению со сверстниками. Они способны хорошо оперировать пространственными представлениями, поэтому им проще представлять объемные фигуры и работать с ними в пространстве. Девочки могут лучше выделять общие признаки и свойства объектов.

Мышление пожилых людей часто претерпевает сильные изменения, связанные с нарушениями в восприятии и ощущении окружающего мира. В таких случаях большинство мыслительных операций выполняются не так, как надо, либо не выполняются вовсе. Чаще всего пожилым людям становится трудно проводить операции обобщения, абстрагирования и сравнения. Может нарушаться темп мыслительных процессов: он становится слишком высоким или слишком низким, последний возникает при проблемах с кровоснабжением мозга. Также в старческом возрасте может быть затруднено выполнение таких логических операций, как суждение, умозаключение, абстрагирование. Такие нарушения встречаются, например, при олигофрении. Также в процессе старения сильно ухудшается механическая и кратковременная память, информация сохраняется более избирательно. Механическая память - это вид запоминания информации без ее осмысления,

что позволяет фиксировать не смысл, а порядок сказанного; она влияет на научение, приобретение и сохранение жизненного опыта. Расстройства, связанные с нарушениями памяти, характеризуются ее ослаблением, отсутствием либо искажением. Однако большинство пожилых людей компенсируют трудности в освоении новой информации ранее накопленным опытом, который они применяют в изменившихся условиях [5].

Все изменения процессов мышления обусловлены физиологически. Биологическое старение проявляется в накоплении органных и клеточных повреждений, в изнашивании многих структур. Так, в старческом возрасте объем и вес головного мозга становится меньше. Одним из самых значительных признаков старения является снижение пластичности мозга, проявляющееся в сниженной активности различных отделов мозга, затруднениях отдачи обратной связи, снижении нейромодулирую-щего контроля и обучаемости, а также в ненормальных проявлениях функций мозга. Все это напрямую влияет на расстройства когнитивной сферы личности, а также на изменение качества жизни [6].

Уменьшается количество нейронов в лим-бической системе, отвечающей за обучение, эмоциональные реакции и память. Так, уменьшение количества нейронов в черной субстанции и голубом пятне приводит к снижению общего уровня активности. При развитии паркинсонизма нейроны разрушаются частично или полностью, что делает человека заторможенным, снижает эмоциональный отклик. Уменьшение голубого пятна может снизить время бодрствования человека или полностью исключить фазу быстрого сна.

Для получения наглядных данных было проведено исследование. Его цель - выявить различную степень гибкости мышления у подростков и пожилых людей, а также понять, есть ли корреляционная зависимость между возрастной группой и степенью развития гибкости мышления, под которой мы будем понимать количество мыслительных операций, вовлекаемых в процесс мышления, объем обрабатываемых данных в единицу времени, количество разных привлекаемых гипотез и точек зрения при поиске новых подходов к решению проблемы [7]. Обработ-

ка полученных данных производилась в программе Statistic 7.0 с использованием непараметрического U-критерия Манна - Уитни.

Базу исследования составили учащиеся 911 классов МОБУ СОШ № 16, а также жители КГБУ СО «Минусинский психоневрологический интернат», всего 50 человек.

Используемые методики:

1. Методика «Исследование гибкости мышления». Направлена на то, чтобы определять вариабельность точек зрения, подходов, комбинаций исходных данных, а также гипотез, используемых в процессе мыслительных операций. Испытуемому предъявляется бланк с анаграммами, которые он должен расшифровать (т. е. составить слова из наборов букв), не исключив при этом ни одной буквы.

2. Методика исследования интеллектуальной лабильности в модификации С. Н. Костро-миной. Данная методика часто используется для того, чтобы оценить способности конкретного человека к освоению новых навыков. Для достижения наиболее успешного результата человек должен быть способен фокусировать внимание, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к анализу нескольких ситуаций в короткий промежуток времени.

3. Последний тест направлен на оценку творческого мышления, способности использовать такие мыслительные операции, как сравнение, абстракция, аналогия [8].

По результатам исследования группа, состоящая из пожилых людей, гораздо хуже справилась с первым тестом, чем группа, состоящая из подростков. Практически все пожилые участники тестирования получили результат низкая гибкость мышления, лишь один участник показал средний уровень. Среди подростков лишь 20 % получили такой же результат, у 76 % испытуемых подросткового возраста отмечен средний уровень гибкости мышления и лишь у одного из подростков - высокий.

Результаты второго теста «Методика исследования интеллектуальной лабильности в модификации С. Н. Костроминой» оказались крайне схожими с результатами первого тестирования. Основная часть группы пожилых людей получила результат не способен к обучению, что говорит о том, что им крайне

трудно переключать свое внимание, они не могут одновременно обрабатывать несколько задач. Лишь у 16 % испытуемых пожилого возраста определен низкий уровень обучаемости. Подростки же справились с этим тестом гораздо лучше, основная часть группы (64 %) обладает средней интеллектуальной лабильностью, это означает, что они способны к обучению новым видам деятельности. Однако 28 % (почти треть) испытуемых подросткового возраста принадлежат к группе людей с низкой способностью к обучению и освоению новых навыков, им в целом трудно дается получение новых знаний, они тяжело фокусируются на задачах и медленно переключают внимание. Двое подростков (8 % испытуемых) обладают высокой интеллектуальной лабильностью, они легко обучаемы, способны обрабатывать несколько задач одновременно, быстро переключаться с одной задачи на другую, им будет несложно освоить новый навык.

С третьим тестом, направленным на выявление творческих способностей и умение использовать различные логические операции, группа людей пожилого возраста справилась лучше, чем с предыдущими. 20 % испытуемых показали хороший уровень творческого мышления, 24 % - средний, но все же основная часть группы (56 %) показала низкий результат. Это может говорить о том, что творческие способности менее зависимы от физиологических возрастных изменений. У подростков разброс результатов, как и ранее, оказался больше: 28 % показали средний результат, 56 % - хороший, у 12 % высокие показатели творческого мышления, лишь один человек из этой группы обладает низким уровнем творческого мышления.

Важно отметить, что результаты тестирования трудно сравнивать между собой, так как для каждой возрастной группы существуют индивидуальные ключи. Однако методики для исследования гибкости мышления обычно не предназначены для тестирования лиц пожилого возраста, так как в этом нет практической необходимости. Ясно, что интеллектуальные способности, интеллектуальная лабильность и гибкость мышления в целом зависят от физиологических особенностей прежде всего центральной нервной системы

человека. Кроме того, исследование проводилось в основном на людях, страдающих заболеваниями нервной, кровеносной и эндокринной систем.

Перед тем как представить основные результаты исследования, хотелось бы добавить, что гибкость мышления имеет чувствительный период, во время которого развить ее проще всего. Однако это не значит, что в более взрослом возрасте невозможно немного улучшить или хотя бы поддерживать пластичность мышления в тонусе. Для этого существует ряд рекомендаций. Крайне важно следить за состоянием своего здоровья, ведь в большинстве своем мышление зависит от целостности нервной системы. Необходимо, чтобы правильно функционировала кровеносная система, которая обеспечивает своевременное снабжение мозга кислородом. Также рекомендуется собирать пазлы, создавать фигуры из конструктора, заниматься лепкой; разгадывать кроссворды, играть в интеллектуальные игры, например в шахматы, «Эрудит»; делать привычные дела необычными способами. Развитию творческого мышления будет способствовать постоянный поиск новых решений привычных бытовых проблем. Подойдет даже изучение различных маршрутов от дома до места учебы или работы [9]. Следует постоянно расширять свой кругозор, узнавать что-то новое. Для развития гибко-

сти мышления необходимо также развивать свою память и внимание. Этому может способствовать чтение книг, изучение иностранных языков, заучивание стихов наизусть.

Результаты исследования оказались вполне предсказуемыми: в пожилом возрасте гибкость мышления очень низкая, мышление людей этой возрастной группы осуществляется на основе малого количества логических операций, у них низкая способность к концентрации внимания и переключению его на другую задачу или объект. Основная же часть подростков обладает средним уровнем гибкости мышления, однако среди них встречаются лица как с повышенными, так и с пониженными быстротой и качеством проведения различных операций мышления [10].

В заключение можно сделать вывод, что на мышление человека напрямую оказывает влияние физиология, а именно состояние центральной нервной системы человека. В связи с этим мышление подростков осуществляется быстрее, задействует больше логических операций, а у пожилых людей все происходит наоборот, поэтому можно сказать, что их мышление менее гибкое. Учитывая особенности мышления при организации учебного или рабочего процесса, можно значительно повысить как эффективность работы, так и интерес к учебе, приобретению новых знаний и навыков.

Библиографический список

1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология : учебник. М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. 640 с.

2. Гурова Л. Л. Психология мышления. М. : ПЕР СЭ, 2005. 136 с.

3. Перевойкина Д. С. Половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы науки и образования. 2020. № 16 (100). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/polovye-osobenmsti-intellekta-v-podrastkovom-i-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 27.12.2021).

4. Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 408 с.

5. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Психология старости и старения : хрестоматия : учеб. пособие для студентов психологических факультетов. М. : Академия, 2003. 416 с.

6. Максимова С. Г. Психосемантический анализ социальных представлений общества о старости // Известия Алтайского государственного университета. 2002. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosemanticheskiy-analiz-sotsialnyh-predstavleniy-obschestva-o-starosti (дата обращения: 27.12.2021).

7. Некрасов А. С. Феномен творческого мышления в научной деятельности // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/fenomen-tvorcheskogo-myshleniya-v-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.12.2021).

8. Черемискина И. И. Методики диагностики свойств мышления : метод. указ. для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии». Владивосток : Морск. гос. ун-т им. адмирала Г. И. Невельского, 2007. 52 с.

9. Гришин А. И., Трофимов Д. А., Чемарев А. П. Особенности восприятия: проблема здоровья // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osobenmsti-vospriyatiya-problema-zdorovya (дата обращения: 27.12.2021).

10. Кузнецова Д. А., Братцева О. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2018. № 22 (208). С. 285-288. URL: https://moluch.ru/archive/208/50908/ (дата обращения: 27.12.2021).

Yu. A. Naumova, P. S. Polyakova

Studying the Specificity of a Person's Way of Thinking in Relation to Gender and Age

Abstract. The article examines a person's way of thinking in connection with their gender and age. The cognitive process involves the recognition and identification of stable relationships between different objects, the ability to make true conclusions based only on mediated patterns and indirect signs. Therefore, it is really important to study characteristic features of thinking processes depending on a person's gender and age. Taking into account peculiarities of individual thinking, when organizing educational or work processes, makes it possible to significantly increase work efficiency and a person's interest in learning or acquiring new knowledge and skills. The understanding of thinking as being a result of physiological characteristics of one's body allows to improve a person's quality of life. The purpose of our research is a comparative study of the flexibility of thinking in older adolescents and elderly people with cardiovascular diseases. The object of the research was peculiarities of thinking in relation to gender and age characteristics. The choice of the groups of respondents was due to the large difference in age. The first group of respondents - teenagers - did not have any peculiarities in their mental and psychological development; the elderly people without any mental disorders, who were in the second group, had a history of cardiovascular diseases.

The presented empirical results fully confirmed our hypothesis that the thinking of adolescents is more flexible and vivid than that of older people, despite the greater life experience of people in their old age. Having studied the theoretical aspects of thinking, the authors made a conclusion that thinking is a cognitive process taking place in the psyche of a subject, capable of generalizing and indirectly reflecting reality. Characteristic features of the development of thinking directly depend on a person's age, the state of their central nervous system, as well as on the degree of development of a particular form of thinking in one's childhood.

Key words: thinking; features; older people; adolescents; gender; flexibility; sex; age.

Наумова Юлия Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения Новосибирского государственного университета экономики и управления. E-mail: yk-mail@mail.ru

Полякова Полина Сергеевна - бакалавр факультета государственного сектора Новосибирского государственного университета экономики и управления. E-mail: 3uma.bjlu3ko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.