Научная статья на тему 'Влияние участия в проекте "Московское долголетие" на познавательную сферу пожилых людей'

Влияние участия в проекте "Московское долголетие" на познавательную сферу пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / "МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ" / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ВНИМАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шконда Н.В.

В статье идет речь о влиянии на познавательную сферу людей пожилого возраста ум-ственных и физических занятий. Рассматривается вопрос о том, в какой мере занятия спортом и танцами, изучение английского языка и компьютерной грамотности оказывают влияние на память, мышление, внимание пожилых людей в рамках проекта «Московское долголетие». Проведены ис-следования познавательной сферы групп людей, занимающихся умственными упражнениями, и от-дельно, занимающимися физическими упражнениями на начальном этапе занятий и прошествии трех месяцев. Проведен сравнительный анализ и сделаны выводы о том, какая деятельность более плодотворно влияет на познавательную сферу пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шконда Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние участия в проекте "Московское долголетие" на познавательную сферу пожилых людей»

УДК 37.02; 613.9

ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ» НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Н.В. Шконда

Аннотация. В статье идет речь о влиянии на познавательную сферу людей пожилого возраста умственных и физических занятий. Рассматривается вопрос о том, в какой мере занятия спортом и танцами, изучение английского языка и компьютерной грамотности оказывают влияние на память, мышление, внимание пожилых людей в рамках проекта «Московское долголетие». Проведены исследования познавательной сферы групп людей, занимающихся умственными упражнениями, и отдельно, занимающимися физическими упражнениями на начальном этапе занятий и прошествии трех месяцев. Проведен сравнительный анализ и сделаны выводы о том, какая деятельность более плодотворно влияет на познавательную сферу пожилых людей.

Ключевые слова: пожилой возраст, «Московское долголетие», познавательная сфера, физическая активность, умственная активность, внимание, мышление, память.

INFLUENCE OF PARTICIPATION IN THE PROJECT «MOSCOW LONGEVITY» ON THE COGNITIVE SPHERE OF ELDERLY PEOPLE

N.V. Skonda

Abstract. The article deals with the impact of mental and physical activities on the cognitive sphere of elderly people. We analyzed to what extent does sports, dancing, as well as learning English and computer literacy influence one's memory, thinking, attention whthin in the framework of the «Moscow Longevity» project. The study of the cognitive sphere of groups of people engaged in mental exercises, and separately, doing physical exercises at the initial stage of training and after three months have been carried out. A comparative analysis and appropriate conclusions have been made on what kind of activities have a more powerful effect on elderly people cognitive sphere.

Keywords: elderly age, «Moscow longevity», cognitive sphere, physical activity, mental activity, attention, thinking, memory.

Пожилой возраст (старение) - 60-75 лет. Так определяется он по классификации возрастов, принятой в 1963 г. в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), но это разделение условно, так как неизменные стадии жизни и задачи развития, которые им соответствуют, связываются с хронологическим возрастом. Хронологическое определение границы, которые отделяют старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма, ослаблением здоровья, упадком физических сил, сужением возможностей. Происходит удаление стареющего человека от общества, спад коммуникативности и сосредоточенность на своем внутреннем мире, на переживаниях, связанных с оценкой и смыслом прожитой жизни, в связи с чем и ускоряется процесс старения [4]. Могут быть различны для полов, поэтому на симпозиуме по возрастной физиологии в 1969 г. была рекомендована следующая схема возрастной периодизации: пожилой возраст определяется в 61-74 года для мужчин и 56-74 года для женщин.

В 2017 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни в столице достигла 77,9 года, что на 3,7 года больше, чем в 2010 г., об этом на заседании Президиума Правительства Москвы

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

сообщил Сергей Собянин [7]. Согласно официальной статистике, собираемой и публикуемой Росстатом, женщины в среднем могут прожить 77.6 года, в то время как мужчины немногим больше 67,5 лет.

По многолетним исследованиям геронтологов, способность к обучению у людей пожилого и старого возраста, практически такая же, как и у молодых, при наличии правильной мотивации. Мозг, как и другие органы человека, требует тренировки во всех сферах: двигательной, сенсорной, образовательной. Рост продолжительности жизни, повышение качества медицинских услуг, улучшение состояния здоровья пожилых людей постепенно формируют новое отношение к старшему возрасту как к «лучшей половине жизни» [1]. Пожилые люди стремятся получить больше возможностей для активной насыщенной жизни, чтобы сохранять хорошее здоровье и бодрость на максимально длительное время. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы о том, как вписываются пожилые люди в современную действительность, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам. Данным проблемам посвящены работы таких авторов, как А.А. Козлов, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, И.Г. Малкина-Пых, В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко, К.А. Страшникова, М.М. Тульчинский, Е.И. Холостова, Э, Эриксона и др.

Для получения ответа на поставленные вопросы необходима разработка наиболее оптимальных методов психодиагностики людей пожилого возраста.

Откликаясь на эти запросы, Правительство Москвы приняло решение о проведении масштабного пилотного проекта «Московское долголетие» [7].

Проект призван помогать москвичам старшего возраста укрепить здоровье, получить новые знания, умения, творческое развитие. Спортивные секции, творческие лаборатории и языковые классы в каждом районе города - в программу вошли самые востребованные направления: для пенсионеров организованы спортивные, досуговые и развивающие занятия на бесплатной основе [7].

Организаторами и заказчиками занятий являются территориальные центры социального обслуживания. Для участия в проекте откликнулись образовательные центры, учреждения культуры, спорта, парки и другие организации.

Инновационный проект «Окно в виртуальный мир» [9] - компьютерная грамотность пожилым людям в быту, был создан для формирования у пожилых людей информационной компетентности как средства гражданской активности, преодоления социального одиночества, самореализации. Социальная изоляция - это один из факторов, способствующих развитию деменции. У одиноких людей, или таковыми себя ощущающих, может развиваться депрессия, нарушения сна, снижение умственных способностей. Пожилые люди очень остро страдают от недостатка общения, и если нет возможности общаться с родственниками, друзьями, людьми по интересам, можно перенести общение в виртуальный мир, чтобы сохранить ясность ума и эмоциональный интеллект [4].

В научных исследованиях неоднократно была доказана связь биллингвизма (владение двумя языками) с профилактикой болезни Альцгеймера. Группа нейропсихологов из Италии использовала позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) и препарат фтордиоксиглюкозу (ФДГ), чтобы понять механизмы влияния билингвизма на работу ослабленного болезнью Альцгеймера мозга. Важно то, что это работает не только в случае, когда человек владеет двумя языками, а если в зрелом возрасте выучить и активно владеть им на практике. Постоянное переключение на разные языки укрепляет определенные связи в головном мозге, и он лучше противостоит процессам разрушения. Задания и изучение иностранных слов заставляет активизировать мозговую деятельность. Результаты исследования были опубликованы в журнале «PNAS» [8].

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Плюсы физической активности неоспоримы - она помогает предотвратить болезни, которые ухудшают качество жизни и лидируют в списке причин смертности, в том числе сердечно-сосудистые и онкологические. Но очень важно, что движение полезно и для мозга: регулярная активность у людей пожилого возраста положительно влияет на параметры памяти и обучаемости, улучшает целостность тканей мозга. Прогулки стимулируют кровообращение головного мозга и поступление питательных веществ в него увеличивается, что положительно сказывается на памяти людей в преклонном возрасте. Не менее важным является то, что такая деятельность проходит в группе единомышленников, а поэтому формируется адекватный, пусть даже не очень широкий, но устойчивый круг общения [3].

За основу исследования влияния участия в проекте на познавательную сферу людей пожилого возраста были взяты три познавательных процесса: память, внимание и мышление.

Существуют различные методики исследования познавательных процессов.

Методика «Таблицы Шульте» предназначена для оценки переключения и распределения внимания.

Методика «Оперативная память» предназначена для оценки оперативной памяти у взрослых испытуемых.

Методика «Интеллектуальная лабильность» используется для определения способности переключения интеллектуального внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнения других (не допуская ошибок).

Методика «Корректурная проба». Она применяется для оценки устойчивости внимания и способности к его концентрации.

В качестве испытуемых выступили 18 человек в возрасте от 64 до 75 лет, занимающихся в группе по изучению компьютерных технологий, 12 человек в возрасте 62-70 лет, изучающие английский язык, а также 10 человек от 68 до 75 лет, посещающие занятия по Зумба Голд, и 13 человек в возрасте от 65 до 75 лет, увлекшиеся скандинавской ходьбой. Средний возраст составил 72 года.

Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей исследование произвольного внимания - его объема, устойчивости и распределения.

Методика «Таблицы Шульте» применяется для обследования лиц любого возраста. При обработке результатов тестирования учитывалось время выполнения каждой серии и ошибки, то есть пропуски чисел и повторения чисел дважды. После проведенного эксперимента выявилось, что показатель переключения и распределения внимания выше среднего в группе 1 увеличился на 16,7 % после трех месяцев занятий, а в группе 2 - на 8,7 %.

Высокий уровень увеличен в группе 1 на 6,67 %, а в группе 2 - на 4,35 %.

Методика «Корректурная проба» оценивавшая устойчивость внимания и способность к его концентрации, показала увеличение высокой устойчивости в группе 1 на 6,67 %, а в группе 2 - на 4.34 %. Средний показатель увеличен в группе 1 на 13,33 %, а в группе 2 снижен на 4,43 %, зато увеличен показатель ниже среднего - на 8,7 %.

Однако для человека, осваивающего новый вид деятельности, очень важной является способность к переключению внимания, или интеллектуальная лабильность. Методика «Интеллектуальная лабильность» и направлена на исследование способностей переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Ошибки и выступали критерием оценки высокой, средней и низкой лабильности. Проведение данной методики до и после занятий, показало, что высокая переключаемость в группе 1 выросла на 6.67 %, в то время как в группе, занимающейся спортом, возросла на 8,7 %, а средняя лабильность оказалась меньше на 2,31 %, по сравнению со средней переключаемостью в группе 1.

Методика «Оперативная память» применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда она несет функциональную нагрузку и очень удобна для группового

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

тестирования. Перед применением можно было дать потренироваться. Количество верно воспроизведенных сумм, позволило выделить уровни высокий, средний, низкий. Высокий уровень в группе 1 после посещения занятий вырос на 6,67 %, в группе 2 остался неизменным.

Средний же уровень поднялся в группе 1 до 13,34 %, в группе 2 на 8,7 % (рисунок 1).

Исходя из произведенных исследований, можно сделать следующий вывод: возраст и род занятий не явлюятся показателем того, кто внимательнее или у кого лучше память, а имеет значение наличие возрастных изменений, хронических заболеваний, которые негативно сказываются на интеллектуально -мнемистических функциях. Выявление типичных признаков для данных групп не представилось возможным, так как процесс старения у каждого протекает индивидуально, и один и тот же критерий не может применяться ко всем пожилым людям. Еще стало понятным, что у людей пожилого возраста повышенная утомляемость, и лучше использовать несколько коротких опросов, а не один длительный. Также следовало учитывать наличие хронических заболеваний, прием лекарственных препаратов, способность удерживать ручку, сидеть в одном положении и множество других факторов. При освоении новых навыков пожилым людям сложно не реагировать на посторонние шумы, так как данные, имеющиеся в сознании, необходимо сопоставить с производимыми звуками и проанализи-

Переключение и распределение внимания в группе 1 до и после занятий

Ниже среднего ^^^^^^ Средний

Выше среднего ^__

Высокий ^—I-1

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 Н Группа 1 до занятий □ Группа 1 после занятий

Переключение и распределение внимания в группе 2 до и после занятий

Н I 1,1

Ниже среднего

Средний ш

Выше среднего ^^^^^ 1

Высокий 1

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 ■ Группа 2 до занятий □ Группа 2 после занятий

Рисунок 1. Результаты применения методики «Оперативная память»

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ ИНСТИТУТ

ровать ситуацию. А как раз новая полученная информация заставляет двигаться, работать мыслительные процессы (анализировать, синтезировать, обобщать и т.д.)

Применение лонгитюдного (исследование одной и той же группы людей) метода позволило установить, что умственное развитие взрослых, происходящее под влиянием обучения, заключается в усвоении содержания учебного материала; снижение объема оперативной памяти компенсируется сохранностью логико-смысловой. Как отмечают психологи [5], интерес к игровой (спорт, коллекционирование, живопись) и особенно учебной деятельности не ослабевают с возрастом [3], просто пожилые люди отвыкают от этих форм деятельности. И задача проекта «Московское долголетие» - привлечение их к учению и игре. Создание условий для расширения круга социальных контактов, профилактика деменции, сохранение социальной самостоятельности пожилых людей. Все эти мероприятия способны затормозить болезнь, сохранить длительную, личностную и социальную активность граждан пожилого возраста.

Библиографический список

1. Краснова О. Социальная психология старения в России. LAMBERT Academic Publishing, 2012.

2. Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья. М., 2010.

3. Краснова О.В. Введение в психологию инвалидности. М., 2011.

4. Хасанова Г.Б. Социальная геронтология: учебное пособие для бакалавриата. М., 2016.

5. URL: http://padaread.com/?book=30265&pg=1 (дата обращения: 23.06.2018).

6. URL: https://e-reading.mobi/bookreader.php/108231/Krasnova_Psihologiya_starosti_i_stareniya. pdf (дата обращения: 23.06.2018).

7. URL: https://www.mos.ru / mos.ru/city/projects/dolgoletie (дата обращения: 23.06.2018).

8. URL: http://www.pnas.org/ (дата обращения: 23.06.2018).

9. URL: http://docplayer.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).

Н.В. Шконда

студент Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.