Малый А.Ф., Соломонов П.Н.
О ВОПЛОЩЕНИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель: Рассмотрение конституционных основ и особенностей проявления принципа разделения власти в субъектах России.
Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Показано содержательное наполнение принципа разделения власти на уровне субъекта РФ в его развитии.
Результаты: В статье делается вывод, что с усилением единообразия сокращаются пределы самостоятельности субъектов РФ в определении их организационной структуры. Субъекты РФ должны иметь возможность использовать различные варианты закрепления взаимоотношений между ветвями власти в своих учредительных актах.
Новизна/оригинальность/ценность: Отмечена роль Конституционного Суда РФ в упорядочении отношений в системе органов государственной власти субъекта РФ. Разделение власти понимается как разделение компетенции между законодательным и исполнительными органами государственной власти субъекта РФ.
Ключевые слова: принцип, конституционные основы, разделение власти, субъект РФ, система органов власти.
Maliy A.F., Solomonov P.N.
APPLICATION OF SEPARATION OF THE AUTHORITY PRINCIPLE IN THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECT
Purpose: Consideration the constitutional basis and features of the manifestation of the separation of power's principle in the subjects of Russia.
Methodology: Formal legal and comparative legal methods were used. Substantial contents of the principle of power separation at the level of the subject of the Russian Federation in its development is shown
Results: The conclusion is that the limits of independence of the subjects of the Russian Federation in determining their organizational structure are reduced due to the strengthening of uniformity. Subjects of the Russian Federation should be able to use a variety of options to consolidate the relationship between the branches of government in their constituent acts
Novelty/originality/value: The role of the Constitutional Court of the Russian Federation in regulating relations in the system of public authorities of the Russian Federation subjects is noted in the text. The division of power is understood as the division of competence between the legislative and executive bodies of the state power of a subject in the Russian Federation.
Keywords: principle, constitutional basis, separation of power, subject of the Russian Federation, system of public authorities.
Принцип разделения власти является ключевым в конституционном закреплении и формировании организационной структуры любого государства. Конституция РФ в статье 10 прямо определяет: «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Речь идет о разделении государственной власти без указания на то, к какому уровню публичной власти применим данный принцип. Поскольку в субъектах РФ государственную власть «осуществляют образуемые ими органы государственной власти» (часть 2 статьи 11 Конституции), очевидно, что он реализуется и на региональном уровне. Подтверждается данное заключение и тем, что принцип разделения власти включен в главу 1 Основного Закона, а значит, обязателен для любого уровня власти, обозначаемой как государственная.
Иные положения Конституции, определяющие основы построения властной структуры в субъектах РФ, содержат отсылку к главе 1 «Основы конституционного строя». Так, часть 1 статьи 77 предписывает: «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом».
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подтверждал тезис о том, что принцип разделения власти «работает» на региональном уровне. Очень четко и определенно такая правовая позиция сформулирована Судом
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 2 (33) 2015 <
АДВОКАТУРА
в Постановлении КС РФ от 18.01.1996 «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края»: «Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах». В содержательном плане рассматриваемый принцип охватывает ряд концептуальных начал, которые определяют направления законодательного оформления взаимоотношений ветвей власти. Это тоже нашло отражение в Постановлении КС по «алтайскому делу». Суд отметил, что «разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие».
Указанные конституционные положения и акты Конституционного Суда РФ учитывались в научных трудах [1], специальных исследованиях [2], находили отражение в иных источниках [3], затрагивались при рассмотрении смежных проблем [4]. Но главное, они закреплялись в конституциях и уставах субъектов РФ, причем еще до принятия Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Например, в Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года имеется следующее положение: «Государственная власть в Республике Татарстан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В уставе Тамбовской области имеется схожая норма: «Государственная власть в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Упоминание в учредительных документах субъектов РФ судебной ветви власти свидетельствует лишь о ее роли в контроле за законностью принимаемых органами государственной власти решений. Очевидно, что в организационную систему субъекта судебная ветвь власти не входит. Она выполняет функцию осуществления правосудия на территории соответствующего региона. Суды вправе принимать решения, констатирую-
щие факт нарушения органами государственной власти действующего законодательства. При этом решения принимаются именем Российской Федерации.
Следует отметить, что самостоятельность субъектов РФ в закреплении системы сдержек и противовесов при определении взаимоотношений органов государственной власти проявлялась в разнообразных подходах и основывалась на собственном толковании региональными законодателями соответствующих положений Конституции РФ. Поэтому Конституционному Суду РФ пришлось сформулировать ряд правовых позиций, определивших общие подходы к выстраиванию этих взаимоотношений. В частности, выработаны критерии отношений между представительным и исполнительным органами по вопросу о формировании системы органов исполнительной власти, контрольных отношениях, законодательном процессе и др.
С принятием Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в субъектах РФ произошла унификация властных отношений на основе принципа разделения власти. Сегодня вносимые в региональные правовые акты изменения вызываются модификацией самого Закона № 184, а не потребностями субъектов РФ. Единообразие, с одной стороны, способствует укреплению «вертикали власти», но с другой - снижает самостоятельность субъектов РФ в закреплении властных отношений [5] и не способствует поиску новых, возможно, более оптимальных отношений во властных структурах.
Одним из важных условий действенности принципа разделения власти является обеспечение стабильности отношений в системе органов законодательной и исполнительной власти. Она оберегается не только Конституцией, но и федеральным законодательством, учредительными актами субъектов РФ. Но нельзя не отметить, что изменения в системе властных отношений достаточно часты. Периодическая трансформация правовых основ формирования властных отношений и перераспределение полномочий с возможностью их изменения, в том числе посредством заключения договоров (например, в «сложносо-ставных» субъектах РФ), свидетельствует о том, что поиск оптимальных взаимоотношений продолжается.
Развитие законодательства, определяющего систему органов государственной власти субъекта РФ, дает основание полагать, что трансформация взаимоотношений ветвей власти региона неизбежна. Достаточно упомянуть дебаты по поводу
EURASIAN
2 (33) 2018
ADVOCACY
замещения должности главы субъекта РФ. Эта процедура претерпела изменения, и в конечном итоге законодатель ввел диспозитивную норму. Окончательное решение о порядке замещения должности главы принимается на уровне субъекта РФ. Но ведь «алтайское дело» и возникло как результат конфликта, вызванного процедурой избрания главы. Понадобилось время, чтобы признать на федеральном уровне достаточно очевидную вещь - разнообразие является «двигателем» поиска оптимального решения.
Другим условием функционирования принципа разделения власти является четкое разграничение компетенции между ветвями власти, а также возможности оказывать влияние друг на друга. Даже существование такой перспективы является сдерживающим фактором и позволяет субъектам правоотношений держаться установленных законом рамок поведения. Отсутствие действенных шагов в направлении, например, отмены актов одного органа другим отнюдь не свидетельствует о формальной «работе» принципа разделения власти.
Реализация принципа разделения власти в субъектах РФ преследует цель упорядочивания отношений в системе органов государственной власти. По своей сути это законодательное разграничение компетенции между органами, закрепление за ними полномочий, осуществляемых в строгом соответствии с законом. За сферой правового регулирования остается политический процесс согласования и принятия важных решений. Само же право закрепляет форму взаимоотношений политических «игроков», задает правила этого процесса. При этом важно отметить, что участники политического процесса не могут посягать на право каждого органа действовать самостоятельно.
Пристатейный библиографический список
1. Малый А.Ф. Организация органов государственной власти области как субъекта Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Северодвинск, 2000.
2. Шарапов A.A. Конституционный принцип разделения властей и его реализация в республике - субъекте Российской Федерации (на материалах Чувашской Республики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
3. Государственная власть в субъектах Российской Федерации: монография. М.: Юрлитинформ, 2016.
4. Хурматуллина A^. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти в сфере защиты права на труд // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6 (109). С. 152-154.
5. Малый A^. О принципах организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Ученые записки Казанского ун-та. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. Кн. 4. С. 55-61.
References (transliterated)
1. Malyj A.F. Organizaciya organov gosudarstvennoj vlasti oblasti kak sub»ekta Rossijskoj Federacii: dis. ... d-ra yurid. nauk. Severodvinsk, 2000.
2. SHarapov A.A. Konstitucionnyj princip razdeleniya vlastej i ego realizaciya v respublike - sub»ekte Rossijskoj Federacii (na materialah CHuvashskoj Respubliki): av-toref. dis. . kand. yurid. nauk. M., 2001.
3. Gosudarstvennaya vlast' v sub»ektah Rossijskoj Federacii: monografiya. M.: YUrlitinform, 2016.
4. Hurmatullina A.M. Razgranichenie predmetov ve-deniya i polnomochij mezhdu urovnyami gosudarstvennoj vlasti v sfere zashchity prava na trud // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2017.№ 6 (109). S. 152-154.
5. Malyj A.F. O principah organizacii organov gosu-darstvennoj vlasti sub»ekta Rossijskoj Federacii // Uchenye zapiski Kazanskogo un-ta. Gumanitarnye nauki. 2013. T. 155. Kn. 4. S. 55-61.
ишэдмюшм
[К1мч1[К1©=[й1(оетщо1дтаь©11см1[й1 шетигшг тгаипимо прана
[email protected] +7-917-40-61-340