Научная статья на тему 'О военном искусстве по «Кутадгу Билик» Юсифа Баласагунского'

О военном искусстве по «Кутадгу Билик» Юсифа Баласагунского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное искусство / тюрки / кочевники / тактика / стратегия / вооружение / военное право / art of war / turkics / nomads / tactics / strategy / weapons / military law

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агаев Юсиф Шукур Оглы

Статья посвящена исследованию военного искусства в трактате великого тюркского мыслителя XI века Юсифа Баласагунского «Кутадгу Билик» («Благодатное знание»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art of war on “Kutadqu Bilik” by Yusif Balasaqunlu

This article is dedicated to the research of art of war in the tractate called «Kutadqu Bilik» («Essential knowledge») by Yusif Balasaqunlu, the Great Turkic thinker of XI century.

Текст научной работы на тему «О военном искусстве по «Кутадгу Билик» Юсифа Баласагунского»

Section 4. History

Section 4. History

Aghayev Yusif Shukur, military historian from Azerbaijan E-mail: yusif_agayev@yahoo.com

Art of war on “Kutadqu Bilik” by Yusif Balasaqunlu

Abstract: This article is dedicated to the research of art ofwar in the tractate called «Kutadqu Bilik» («Essential knowledge») by Yusif Balasaqunlu, the Great Turkic thinker of XI century.

Keywords: art of war, turkics, nomads, tactics, strategy, weapons, military law.

Агаев Юсиф Шукур оглы, военный историк из Азербайджана E-mail: yusif_agayev@yahoo.com

О военном искусстве по «Кутадгу Билик» Юсифа Баласагунского

Аннотация: Статья посвящена исследованию военного искусства в трактате великого тюркского мыслителя XI века Юсифа Баласагунского «Кутадгу Билик» («Благодатное знание»).

Ключевые слова: военное искусство, тюрки, кочевники, тактика, стратегия, вооружение, военное право.

История человечества — это в том числе и череда воин и сражений, где проявлялись полководческий талант военачальников и героизм простых воинов. И с развитием человечества совершенствовалась и оттачивалась его военная мысль — военное искусство. Что же тогда представляет собой военное искусство? В Военных Академиях военное искусство определяют как важнейшую область военной науки, зародившуюся одновременно с возник -новением войн. И утверждают, что военное искусство — это теория и практика подготовки и ведения войны в целом, операций и боя, это военное мастерство использования сил и средств для достижения победы, искусство военачальников и всех воинов в разгроме врага [1,5].

Дошедшие до нас древние летописи изобилуют сценами сражений, осады городов и крепостей, описаниями оружий. Там восхваляют полководцев и храбрых воинов. Наряду с летописями до нас дошли и древние трактаты о военном искусстве таких великих древнекитайских мыслителей и полководцев как Сунь-цзы и У-цзы, а также древнегреческих и римских мыслителей и полководцев, таких как Аполло-дор и Эней Тактик, Секст Юлий Фронтин и Флавий Вегеций Ренат. Дальнейшее развитие человечества совершенствова- ло как методы, так и механизмы ведения войны. А это в свою очередь развивало военную мысль, что находила отражения в более поздних

работах, таких как трактат «О военном искусстве» итальянца Никколо Макиавелли или же «Военный канон в ста главах» китайца Цзе Сюань.

Упоминания о военных победах и подвигах тюркских народов находим во многих летописях, однако, одним из первых трактатов о военном искусстве тюрков дошедших до нас можно смело назвать трактат великого тюркского мыслителя XI века Юсифа Баласагунского «Кутадгу Билик» («Благодатное знание»).

Великий тюркский мыслитель Юсиф Баласагун-ский родился по некоторым данным в 1015-16 году в столице тюркского государства Караханидов в городе Баласагуне. В 1069-70 году он завершил свой философский трактат «Кутадгу Билик» («Благодатное знание») в поэтической форме на тюркском языке и подарил её своему государю-хакану Табгач-Карахану Богра, за что и был удостоен хаканом звания «Хас Хаджиба» («Камергинер»). Умер Юсиф Баласагунский по некоторым данным в 1075 году и захоронен во второй столице государства Караха-нидов в городе Кашгаре.

Трактат «Кутадгу Билик» содержит 6 520 поэтических бейтов, разделенных на 85 глав, а также три приложения, содержащих 124 бейта разбитых на три главы. До нас дошли Венская, Каирская и Наманган-ская рукописи этого произведения. Наиболее полной

12

Art of war on “Kutadqu Bilik” by Yusif Balasaqunlu

и сохранившейся считается Наманганская рукопись, хранившаяся в Ташкенте, которая и стала основным источником для исследования, перевода и издания Академией наук СССР в 1983 году. Само произведение — философский трактат о том, как праведно жить и управлять государством, где наряду со всеми раскрывается и военное искусство:

Искусство великое — править войсками И в бой их водить для побед над врагами [2, 188]. Глава трактата, где излагается военное искусство, называется «Огдюльмиш рассказывает Элику, каким должен быть муж, возглавляющий войско», т. е. каким должен быть полководец. Значение полководца для государства неоценимо. Еще в VI-V веках до н. э. древнекитайский мыслитель Сунь-цзы в своем трактате о военном искусстве писал: «Полководец для государства — все равно что крепление у повозки: если это крепление пригнано плотно, государство непременно бывает сильным; если крепление разошлось, государство непременно бывает слабым» [3, 41]. И по этой причине по Сунь-цзы в полководце должно было сочетаться ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость [3, 36]. В тоже время другой древнекитайский мыслитель IV века до н. э. У-цзы в своем трактате о военном искусстве писал: «Есть пять пунктов, к которым полководец должен быть особо внимательным. Первое — закон руководства, второе — постоянная готовность, третья — отвага, четвертое — бдительность, пятое — простота» [3, 475]. Более поздний средневековый стратег XIV-XV вв. Умар бен Ибрахим аль-Ауси аль-Ансари в своей работе «Наставление по войне» пишет: «Командующий армией должен быть совершенен умом, силен сердцем, полон отваги, всегда бдителен, очень осторожен, тверд в решениях» [4, 490].

Трактат Юсифа Баласагунского начинается с перечня качеств, в том числе и нравственных, каким должен обладать полководец — командующий войсками: Муж должен беречь и хранить свою честь, Бороться с врагами, готовя им месть.

Муж чести любого врага сокрушит,

Бежит от врага лишь утративший стыд.

Трус, помня о чести, становится смелым,

Но гибнет смельчак, если стал оробелым.

У смелых душа духом чести богата:

Муж чести умрет, лишь круша супостата.

Муж смелый и правый, но кроткий душой, Любим всем народом любовью большой.

Кто скромен, тот греет людские сердца, Отвратна для воинов речь гордеца! [2, 190].

При этом перечисляются такие качества необходимые полководцу, как жизненный опыт, смелость, стойкость, щедрость, порой и дерзость:

Муж нужен могучий для этого дела,

Все в жизни видавший и бьющийся смело.

Он должен быть зорким и бдящим всегда, Чтоб войско в бою не постигла беда.

Он должен быть храбрым и метким стрелком, И щедр и широк — с хлебосольством знаком. Да, должен быть щедрым начальник-воитель, Тогда лишь он — лучшим мужам предводитель. Готов он все всем раздавать без изъятия — Соратники будут при нем и собратья.

Раздаст он одежды, оружье, коней —

И к славе всесветной пути нет верней.

Пусть он для потомков не копит добра,

Не жаждет угодий, садов, серебра.

Пусть он утверждает мечом своё право:

Что взял — то раздай, и — возвысится слава! Да будет он щедр, всех кормя, одевая,

Коней и невольников всем раздавая. Несчетных мужей соберет его меч,

Горой за него они рады полечь!

Ему нужно смелым и знающим быть,

И стойким, и в битвах дерзающим быть [2, 189]. Уподобление себя зверям — свойственно тюркам и это, естественно, нашло свое отражение в трактате в перечне необходимых качеств полководца:

И свойства нужны для возглавивших рать,

С какими дано им врага покарать.

В бою смелость львиную надо иметь,

И хватку тигриную надо иметь,

Кабанье упорство и волчий бросок, Медвежью свирепость, олений наскок. Воитель, как лисы, быть хитростью лют,

И яростен, словно взбешенный верблюд.

Да будет муж бдителен — зорче сорок,

Да будет, как ворон в горах, дальноок!

Да будет во гневе он яростней льва,

Да будет недремлющим, словно сова.

И тот, кто подобных даров удостоен, Достойный воитель и подлинный воин [2, 191]. Среди перечня доблестей необходимых полководцу автор трактата первым видит честность, прямоту и правдивость главнокомандующего, и только после него все остальные качества, такие как щедрость, смелость и хитрость:

Вот доблести, что полководцу нужны Для лучших успехов в веденье войны: Во-первых, быть честным, прямым и правдивым,

13

Section 4. History

Народ не поверит обманным призывам. Второе — будь щедрым, всех жалуй добычей, Корыстный — без войска, таков уж обычай. И третье: будь смелым, сражайся с задором, Лишь трусу привычно прикинуться хворым. В-четвертых, знай хитрости разных уловок: Осилит и льва тот, кто в хитростях ловок. Готовят прорыв лишь упорством умелым,

А воинов в бой вести — нужно быть смелым. Когда полководец — сих доблестей муж, Врага побеждай, славу недруга рушь! [2, 192]. При этом судьба полководца имела решающее значение для исхода сражения. Если он погибал или же попадал в плен, это подрывало боевой дух всего войска: И грозная рать без главы-вожака —

Безглавая рать: она в битве жалка [2, 192]. Военная дисциплина — это краеугольный камень, на котором держится войско, и как стержень, пронизывает и связывает всех от командующего до рядового война, и тем самым отличает войско от сборища вооруженных людей. Ещё в XVI веке в своем трактате итальянский мыслитель Никколо Макиавелли писал: «Там где сильна кара, должна быть велика и награда, дабы в людях одновременно поддерживались надежда и страх» и далее «Вся строгость военной дисциплины нужна только для того, чтобы войска были в полном порядке, когда наступает час сражения... Кто сумеет лучше к нему подготовиться и поддержать в своей армии большую дисциплину, тот приобретает безусловное преимущество над противником и может больше рассчитывать на победу» [5, 262-263]. В трактате китайского полководца XVII века Цзе Сюань мы находим, что «применять строгие наказания может лишь тот, кто умеет щедро награждать. Авторитет же есть только у того, кто способен строго наказывать... Если строго покарать тех, кто дрожит за свою жизнь или боится потерять должность, воины могут воспрянуть духом и старательно выполнят приказание. Если не давать спуску тем, кто ослушался приказа, войско будет стоять твердо, как гора, а его движение будет неудержимым, как горный обвал. Так можно обеспечить себе победу» [6, 86]. Аналогичные мысли о значимости и важности военной дисциплины мы находим и в трактате Юсифа Баласагунского:

А если муж стоек, величествен, смел,

Он славиться доблестью воинских дел.

Он должен быть твердым - грозой для дурных, И добрым — с такими, кто кроток и тих.

Глава над войсками для власти — опора,

Где лад в ратном деле — правление споро.

Где сильная власть, там и рать — для защиты, Где войско возглавлено — воины сыты.

А если не будет у войск вожака,

Считай, о элик, что погибли войска!

С дурным — обходительным быть надлежит, С достойным — почтительным быть надлежит. Всех лучших пожалуй достойной наградой, Ничем не неволь их, чем можешь — возрадуй! Всем любы награды, добро — животворно:

В ответ на добро люди служат покорно [2, 190]. Этот отрывок из трактата «Кутадгу Билик» по сути, требование к полководцу по поддержанию военной дисциплины в войсках на основе справедливости, что еще раз подтверждает наличие железной дисциплины в войсках у тюрков, регулируемая нормами как тюркского обычного права — «тёре», так и исламского права. Военная дисциплина в войсках является залогом его победы, и это мы находим не только в трактате Юсифа Баласагунского, но в древнеогуз-ском эпосе «Китаби Деде Горгуд» [13, 108].

Стратегические и тактические уловки и маневры являются одним из составляющих военного искусства. Ещё древнекитайский полководец и мыслитель Сунь-цзы в своем трактате писал, что «Война — это путь обмана», подразумевая под этим военную хитрость или же тактические приемы, применяемые на войне [3, 36]. С ним соглашается и средневековый мыслитель мусульманского Востока начала XIII века Шариф Мухаммад Мансур Мубаракшах. В своем трактате «Правила ведения войны и мужество» он приводит высказывание зятя Пророка и одного из праведных халифов Али: «Война всегда есть обман» [10, 184]. В своем трактате китайский полководец XVII века Цзе Сюань пишет: «На войне невозможно обойтись без хитростей, но хитрости должны быть безупречны» и далее «Мудрые мужи не делают промахов потому, что не творят обман, а в военных делах благодаря обману добиваются успеха» [6: 46,141]. Средневековый стратег мусульманского Востока Умар бен Ибрахим аль-Ауси аль-Ансари в своей работе пишет: «Победы, одержанные в результате превосходных уловок и изящной находчивости, с сохранением собственной жизни, спасенной армией и без расходования излишних усилий, — вот лучшие победы» [4, 489]. В трактате Юсифа Баласагунского в перечне доблестей полководца значится хитрость как средство, путем которого можно добиться победы над врагом: В-четвертых, знай хитрости разных уловок: Осилит и льва тот, кто в хитростях ловок [2, 192], и далее:

14

Art of war on “Kutadqu Bilik” by Yusif Balasaqunlu

Два рода оружья — основа победы,

От них супостату — смертельные беды.

И прежде всего это — хитрость, обман, Хитри, чтобы враг был до боя заклан [2, 194]. Немаловажное место в военном искусстве занимает разведка. Древне-китайский стратег Сун-цзы разведке посвятил отдельную главу в своем трактате [3, 68-70]. Китайский полководец Цзе Сюань о разведке писал: «Когда войска сближаются друг с другом, нужно найти способ испытать противника. Когда войска стоят друг против друга, нужно уметь разведать силу неприятеля. Разведку в стане неприятеля проводят для того, чтобы не наносить удар впустую» [6, 37]. В средневековой рукописи XI века «Кабус-намэ» автор трактата Кей-Кавус в назидание будущему полководцу настоятельно советует: «Не упускай случая послать лазутчика» [7, 229]. В трактате Юсифа Баласагунского о разведке изложено в следующем фрагменте:

Следи, чтобы враг не забрал «языка»,

Не вызнал бы, как твоя рать велика.

А вражьего взять «языка» подобает, Проведать про вражьи войска подобает [2, 193]. Необходимость в пленении солдата противника — «языка», чтобы через него получить необходимую информацию о вражеском войске — одно из условий разведки.

Военная тактика, изложенная Юсифом Баласагун-ским в «Кутадгу Билик», основывается как на традиционной военной тактике кочевников Центральной и Средней Азии, так и на военной тактике, принятой на мусульманском Востоке. У тюрков, как у кочевников Центральной и Средней Азии, сражение делилось на три этапа: выдвижение, развертывание и битва [8, 196]. Все это мы находим и в «Кутадгу Билик». Первый этап сражения — выдвижение войск, а именно, сбор и поход армии, в трактате автор отстаивает свою позицию, что лучше меньше да лучше, т. е. лучше меньше войска да лучше подготовленное и оснащенное, указывая на достаточное количество хорошо подготовленных и оснащенных необходимым вооружением воинов, нежели бесчисленное их количество:

Для войск не бессчетность важна, а добротность, А доброму войску — в оружье бессчетность. Муж опытный молвил: «Управишься с боем, Владея двенадцатитысячным строем».

Изрек муж, познавший в бою торжество: «Четыре лишь тысячи нужно всего!

В растянутом войске — всегда суматоха:

И строй не наладить, и править им плохо!»

Внемли, что прославленный воин изрек,

Тебе в его слове — совет и урок:

«Для войск не бессчетность потребна, а сила, Да чтобы оружье отличное было! Налаженный строй — лучше рати несметной: В растянутом войске

все худо и гнило!»[2, 192-193]. Как видно из этого отрывка главное не количество, а качество войска, т. е. воевать надо не числом, а уменьем. В своем трактате Никколо Макиавелли пишет: «Пусть оно (т. е. войско) лучше будет меньше, ибо большая численность приводит к замешательству, нарушениям дисциплины и боевого строя» [5, 250]. В трактате древнеримского стратега IV века н. э. Флавия Вегеция Рената мы находим конкретное указание на оптимальное количество войск необходимое для ведения войны: «Древние желали иметь войска не столь большие по численности, но зато хорошо обученные владеть оружием. Поэтому при небольших войнах они считали достаточным один легион с присоединением к нему вспомогательных отрядов, т. е. 10 тысяч пехоты и 2 тысячи всадников, всего 12-тысячное войско» [9, 311-312]. Ещё более конкретное указание на оптимальное количество войск отмечено в хадисе о пророке Мухаммеде (с. а.), где сказано, что «Пророк повелел: « Самое лучшее из войск то, которое насчитывает 4 тысячи. И никакая сила не сможет разгромить 12 тысяч единомышленников — кавалеристов» [10, 179]. В трактате XI века великого визиря государства Сельджукидов Хаджи Низам ал-Мулька «Сиясет-намэ» указано: «С каждого народа должно быть четы-рехтысячное войско» [12, 93]. Так, в классическом виде выглядели войсковые соединения мусульманского Востока в средние века. И тому подтверждение мы находим в вышеприведенном отрывке из « Кутадгу Билик».

Поход войск тюрков проходил по классической схеме, принятой у кочевников Центральной и Средней Азии: впереди шел авангард войск, за ним следовали главные силы, и наконец, замыкал шествие арьергард. Во время всего движения и привала войск вокруг авангарда, главных сил и арьергарда выдвигалось сторожевое охранение — дозор. Как в трактате: И военачальник, возглавивший рать,

Обязан в дела свои близко вникать.

Заставы обязан он выслать дозором,

Тогда будет чуток он слухом и взором.

Он вышлет заставы — дозорный отряд Разведает, много ли вражьих засад.

Должна быть приставлена к войску охрана — Ни дальше, ни ближе, ни поздно, ни рано.

15

Section 4. History

И нужно убежище сделать — со стражей, Чтоб зорко высматривать замысел вражий. Знаменщик блюсти должен поле войны,

Чтоб воины все ему были видны.

И стан основать нужно в месте надежном, Собрать там все войско и быть осторожным, Не зная беспечности, быть начеку, Беспечного легче осилить врагу [2, 193]. Второй этап сражения — развертывание войска в боевые порядки. Развертыванию войск в боевые порядки уделялось пристальное внимание в работах средневековых авторов. Так, в «Кабус-намэ» в назидание будущему полководцу автор пишет: «Способы изучения войска и построения боевых рядов знай основательно. В день, когда случится бой, на правое и левое крыло посылай полководцев опытных, испытанных в бою и видевших мир. Самого смелого полководца с лучшими людьми поставь позади войска, чтобы эти люди заднего отряда были в тылу войска» [7, 229]. Подавляющее большинство исторических источников отражают три основных элемента боевого порядка — центр, правое крыло и левое крыло. Боевые порядки тюркского войска насчитывало 7 элементов: передовые части — гаравул; отборная часть перед центром — йа-равул; центр — йасав; правое крыло — онкол; левое крыло — солкол; резерв, стоявший за центром или располагавшийся в засаде — джигдавул или же огче; тыловое охранение — бухтарма [11, 206]. Развертывание войск в боевые порядки по Юсифу Баласагун-скому выглядит следующим образом:

До боя в засаду часть войск уведи,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А лучников двинешь — скачи впереди. Возглавь свое войско отрядом бывалых,

Чтоб воинов вел он и в бой увлекал их. Бывалые смелы и хватки в бою,

А смелые держат порядки в бою.

Все юные бойки в задиристой силе,

А чуть неудача — глядишь, и остыли!

Вперед и назад выставь смелых — кто лих,

А справа и слева поставь остальных [2, 195]. Как видим, в трактате приведены все элементы боевого порядка: центр, правое крыло, левое крыло, отборная часть перед центром и резерв в засаде. При этом в трактате отражено и по отрядное построение боевого порядка войска, которое в средние века на Востоке называлось тюркским [10, 204]:

А рати сойдутся, и битва начнется,

Отряды схлестнутся и станут бороться [2, 195]. Таким образом, как видим из вышеприведенных отрывком, тюркский боевой порядок предполагал

при наличии по отрядного построения и элементы классического боевого порядка: центр, правое крыло и левое крыло. Данный боевой порядок в тюркских войсках мы находим и в древнеогузском эпосе «Китаби Деде Горгуд» [13: 96, 101]. Это опровергает утверждения некоторых западных исследователей о том, что «тюрки не были организованы в три основные подразделения: правый фланг, левый фланг и центр» [4, 487].

И наконец, третий этап сражения — сама битва. В трактате Юсиф Баласагунский детально рассматривает каждую стадию битвы:

А рати сойдутся, и битва начнется,

Отряды схлестнутся и станут бороться.

Тут выпусти стрелы из дальних засад,

А ближних брось в пики — и враг будет смят. Мечом и секирой сражайся умело,

Зубами, ногтями терзай вражье тело [2, 195]. Как видим, в трактате отражены минимум три стадии битвы: стрельба лучников, как конных, так и пеших, на дальних дистанциях, сближение с противником и ближний бой с использованием копий и пик и, наконец, рукопашная схватка на мечах и секирах. Все вышеприведенные стадии битвы и их последовательность мы находим и в трактате XIII века Шариф Мухаммад Мансур Мубаракшаха [10, 213]. Таким образом, можно сделать вывод, что такая тактика боя была известна и широко применяема на Востоке.

Упорство в битве определяло его результат, о чем говорит следующий фрагмент из «Кутадгу Билик»: Держись — да не видит твоей спины враг, Борись, а не можешь — так жертвою ляг! Внемли слову мужа, что в битвах был смел: «Упорствуй! Упорный врага одолел!»...

И ежели конница вражья прорвется — Держаться, стоять, до победы бороться! [2, 195]. И, наконец, перелом в ходе битвы, его кульминация — разгром и преследование противника:

А враг только дрогнет — не медли, не жди, Преследуй, гони, наседай позади!

Настигни врагов, поскакавших в запале, Хватай их, следи, чтоб твоих не хватали! Зарвавшихся в гонке в ряды перестрой,

Пусть снова преследуют вражеский строй.

А враг побежден — возвратись с полдороги, Не то возвращенья не выдержат ноги!.. Бегущих врагов не преследуй задаром — Сразит тебя недруг ответным ударом.

Как видим, автор советует не увлекаться беспорядочным преследованием побежденного врага,

16

Art of war on “Kutadqu Bilik” by Yusif Balasaqunlu

ситуация на поле боя может измениться в любой момент не в пользу преследователя. Такой же совет мы находим и в «Кабус-намэ»: «Когда добьешься победы, бегущих долго не преследуй, ибо при вне- запном обращении назад может случиться много бед и нельзя знать, как обернется дело» [7, 230]. Никколо Макиавелли в своем трактате пишет: «Кто в беспорядке преследует разбитого врага, стремиться только к тому, чтобы из победителя превратиться в побежденного» [5, 293].

В трактате Юсиф Баласагунский приводит в качестве примера такой военный прием, как внезапная конная атака, практиковавшаяся тюрками, когда тяжеловооруженные всадники, облаченные в доспехи как сами, так и их кони, и вооруженные копьями, двигавшиеся в «лаве» таранным ударом сметали противника:

Снять вражий дозор надо в дерзостной схватке И грянуть лавиной на вражьи порядки [2, 193]. Либо такой военный прием, как внезапная ночная атака:

Готовься, обманом наскакивай ночью —

Кто ж видит во тьме твои силы воочью! [2, 194]. И, наконец, внимание и забота полководца о своих воинах во время войны сказывается на боевом духе войска. В «Кабус-намэ» автор в назидание будущему полководцу пишет: «Всякого, кто хорошо бьется и кого-либо выбьет, или ранит, или возьмет конного, или приведет коня, или принесет голову и окажет похвальную службу, ты за эту службу уважь халатом или прибавкой в оплате... Когда это увидят, всему войску захочется сражаться, и никто в бою не оплошает, и достанется тебе та победа,

которой ты хочешь» [7, 230]. Китайский полководец Цзе Сюань пишет: «Не оставляй не замеченной даже малую заслугу, особо отличившихся награждай щедро, военную добычу дели по справедливости, с родственниками воинов будь учтив, добрым отношением побуждай подчиненных служить самоотверженно, а разбив неприятеля, не учиняй резни» [6, 82]. Аналогичные мысли мы находим и в трактате Юсифа Баласагунского:

Добычею всех смельчаков одели,

Чтоб радостью лица достойных цвели!

Кто мужествен был — отличи храбреца,

От щедрых наград да забьются сердца! Дурного похвалишь — и ладным он стал,

А ладный не портиться и от похвал.

Кто ранен — леченьем его исцели,

И вызволить пленных обменом вели.

Кто пал, тех с почетом вели погрести,

А детям их щедрой рукой отплати.

Одобрят все воины доблесть твою —

Все пасть за тебя будут рады в бою [2, 197]. Как показывает проведенное исследование, « Ки-тадгу Билик» Юсифа Баласагунского» можно смело поставить в один ряд с великими творениями по военному искусству и использовать как важный и незаменимый источник по изучению военного искусства тюркских народов. В трактате изложена как стратегия войны, так и тактика боя, искусство полководца и военное право. Содержащаяся в трактате информация не только подтверждает ранее извест- ные моменты военного искусства тюркских народов, но и обогащает багаж знаний новыми сведениями.

Список литературы:

1. История войн и военного искусства. Учебник для слушателей-офицеров высших военно-учебных заведений Советских Вооруженных сил. - Москва: Министерства обороны СССР, 1970.

2. Юсиф Баласагунский. Благодатное знание. - Москва: Наука, 1983.

3. Сун-цзы, У-цзы. Трактаты о военном искусстве. - Москва: АСТ, 2002.

4. Керол Хилленбранд. Крестовые походы. - Санкт-Петербург: Диля, 2008.

5. Никколо Макиавелли. О военном искусстве. - Москва: Центрполиграф, 2013.

6. Цзе Сюань. Военный канон в ста главах. - Москва: Европа, 2011.

7. Кабус-намэ. Перевод Е. Э. Бертельса. - Москва: Восточная литература, 1958.

8. Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. - Москва: АСТ, 2004.

9. Военная мысль античности. - Москва: АСТ, 2002.

10. Шариф Мухаммад Мансур Мубаракшах. Правила ведения войны и мужество. - Душанбе: Министерство обороны Республики Таджикистан, 1997.

11. Мамедов С. Г. История войн и военного искусства Азербайджана. - Баку: Nafta-Press, 1997.

12. Абу Али Хасан ибн Али Хаджи Низамульмульк. Сиясетнамэ. - Баку: Эльм, 1989.

13. Агаев Ю. Ш., Ахмедов С. А. Военное искусство тюрков в огузском эпосе «Китаби Деде Горгуд». -Баку: OL, 2014.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.