Научная статья на тему 'Лук и стрелы как символы власти и элементы ритуального обряда у тюркских народов'

Лук и стрелы как символы власти и элементы ритуального обряда у тюркских народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2195
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лук / стрелы / тюрки / кочевники / символы / власть / ритуалы / обряды / bow / arrows / Turks / nomads / symbols / authority / rituals / rites

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агаев Юсиф Шукур Оглы

Статья посвящена исследованию лука и стрел как символов власти и элементов ритуального обряда у тюркских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bow and arrows as the symbol of authority and elements of ritual rites of Turkic nations

The article is about the research of bow and arrows as the symbols of authority and elements of ritual rites of Turkic nations.

Текст научной работы на тему «Лук и стрелы как символы власти и элементы ритуального обряда у тюркских народов»

Section 3. History

Section 3. History

Aghayev Yusif Shukur, military historian from Azerbaijan, E-mail: yusif_agayev@yahoo.com

Bow and arrows as the symbol of authority and elements of ritual rites of Turkic nations

Abstract: The article is about the research of bow and arrows as the symbols of authority and elements of ritual rites of Turkic nations.

Keywords: bow, arrows, Turks, nomads, symbols, authority, rituals, rites.

Агаев Юсиф Шукур оглы, военный историк из Азербайджана E-mail: yusif_agayev@yahoo.com

Лук и стрелы как символы власти и элементы ритуального обряда у тюркских народов

Аннотация: Статья посвящена исследованию лука и стрел как символов власти и элементов ритуального обряда у тюркских народов.

Ключевые слова: лук, стрелы, тюрки, кочевники, символы, власть, ритуалы, обряды.

В жизни тюркских кочевых племён лук и стрелы были чуть ли не основным оружием и неоднократно в летописях отмечали непревзойденное мастерство тюркских лучников. Однако, кроме своего прямого назначения как вида оружия, лук и стрелы олицетворяли собой ещё и главные социальные отношения в обществе тюркских кочевых племён — взаимоотношения хана (кагана) с его народом. Лук выражал у древних тюрков положение старшинства во власти, а стрела — подчиненности.

Это утверждение мы находим в древнетюркском эпосе об Огуз-Хане, в древней рукописи на древнеуйгурском языке, обнаруженной исследователями в библиотеке Шарля Шефера в Париже. Рукопись хоть и неполная, все же дает представление о событиях и взаимоотношениях тюрков в древние времена. Согласно легенде, Огуз-Хан видит во сне золотой лук, простирающийся с востока на запад, и три серебряные стрелы, направленные на север. Симптоматично, что во сне у хана лук и стрелы расположены на все части света. Поутру Огуз-Хан отправляет трех старших своих сыновей на охоту на восток, а трех младших сыновей — на запад. Старшие сыновья во время охоты находят золотой лук, а младшие — три серебряные стрелы, и приносят их отцу. Обрадовавшийся отец, ломает лук на три части и делит их между тремя старшими сыновьям, а три стрелы — между тремя младшими сыновьями. Огуз-Хан делит между сыновьями и весь свой народ, свою орду. И племена трех старших сыновей, которым он дал части

сломанного лука, стали именоваться «Бозук», т. е. «сломанный на части», а племена трех младших сыновей — «Учук», что значит «три стрелы». При этом младшие сыновья должны подчиняться старшим, как стрела луку. И посадил бозуков по правую от себя сторону, а учуков — по левую [1, 219]. По-сути, Огуз-Ханом была проведена реформа власти тюрков. При этом, лук и стрелы служили символами этой власти.

В эпосе «Огуз-намэ» средневекового летописца XIII-XIV вв. Фазлаллаха Рашид ад-Дина Огуз-Хан решил, что племена старших сыновей, которым достался золотой лук, как высшие по рангу должны составлять правое крыло войска-орды, а племена младших сыновей, которым достались золотые стрелы, должны составлять левое крыло войска-орды. Так как лук властвует подобно государю, а стрела лишь является подчиненным ему (луку) посланцем [2, 62]. В правлении старшего сына Огуз-Хана Гюн-Хане реформа власти тюрков продолжилось. У шести сыновей Огуз-Ха-на было по четыре сына, и весь народ был поделен между ними на двадцать четыре племени согласно своему «рангу, занятию, имени и прозвищу, со своим знаком и тамгой ... для устойчивости государства» [2, 63].

Аналогичный рассказ об Огуз-Хане мы находим в «Родословной Туркмен» Абульгази Бахадур Хана, написанный им в 1664 году [3, 141].

Во всех трех сказаниях об Огуз-Хане, нахождение золотого лука и серебряных (золотых) стрел сыновьями

18

Bow and arrows as the symbol of authority and elements of ritual rites ofTurkic nations

Огуз-Хана объясняется как божественная воля, а не человеческий промысел. Таким образом, само воинское оружие представляется как предмет «божественного, небесного происхождения». Кроме того, у древних тюрков лук олицетворял собой небесную сферу и нахождение под ним считалось пребыванием под куполом шатра небесного правителя — Бога Тенгри, а молнии были его стрелами, посылаемые людям в наказание [4, 190].

Некоторые ученные считают, что мифический образ Огуз-Хана имеет свое историческое воплощение в лице правителя государства Хунну шанюй Модэ (Мете) (209174 гг. до н. э.), при котором государство Хунну в Центральной Азии достигло наивысшего своего могущества [3, 35]. Еще великий русский ученый И. Бичурин высказал предположение, что первый правитель всех тюрков Огуз-Хан есть никто иной как шанюй Модэ (Мете). Последний, как и Огуз-Хан пришел к власти через сражение со своим отцом, завоевал многие страны, провел реформу власти, разделив страну на 24 части и назначив своих родственников старшими князьями-правителями над этими частями [1, 286].

Об этимологии же имени Огуз существует много мнений. Знаменитый венгерский тюрколог Д. Немет считает, что слово «огуз» производное от «ог+уз»: «ог» — «стрела», «род», «племя»; «уз» — «союз», «объединение» [5, 25]. Таким образом, слово «огуз» может означать «союзродов», «объединение племен». В данном случае слово «ог» означает как «стрелу», так и «род», «племя». С этим утверждением значения слова «ог» соглашается и китайский ученный Чэнь Чжунмянь [6, 166]. В тоже время, согласно древнетюркскому эпосу «Китаби Деде Гор-гуд» слово «уз» означает «острая», «острие» [7, 40]. Следовательно, можем предположить, что слово «огуз» означало «острая стрела» либо «острие стрелы», т. е. «наконечник стрелы». На наш взгляд, можно предложить следующую интерпретацию этимологии имени советника кагана и великого полководца периода Второго восточно-тюркского каганата Тоньюкука (646-724 гг.). Он приходился близким родственником тюркским каганам. Имена, начинающиеся со слова «тон», были распространены среди тюркской аристократии в VII-X веках, такие как Тон-ябгу, Тон-таркан, Тон-багатур [6, 166]. Если обратиться к толковому словарю тюркского языка «Диван Лугат ат-Турк», составленному в XI веке Махмудом Кашгари, то слово «тон» он же «тун» у тюрков означает «первый», «первенец» [8, 842]. Слово «юкук» производное от «юк+ук»: «юк» или же «йук» — «перо птицы», «ук» он же «ог» — «стрела» [8: 76, 847]. Тогда, слово «юкук» может означать «оперенье стрелы», а имя Тоньюкук — «первое оперенье стрелы», также как Тон-багатур — «первый богатырь». И если имя хана может означать «острие стрелы», т. е. «наконечник стрелы», то близкий родственник и советник может быть «первым опереньем стрелы», если учесть, что оперенье стрелы состоит из множества перьев. Символично, что если стрела

означает род и племя, то правитель племени — наконечник этой стрелы, а его советник — его оперенье, определяющий полет стрелы.

Подтверждение же названию племени, связанное со стрелой, мы находим в Орхонских тюркских рунических надписях на каменной стеле, воздвигнутой в честь Кюль-Тегина в 732 году, где тюрки Западнотюркского каганата названы «он ог бодун», что означает «народ десяти стрел» или же «народ союза десяти племен» — что одно и тоже, а также в надписях на каменной стеле, воздвигнутой в честь Тоньюкука, где войско западных тюрков названо «он ог сю», что значит «войско десяти стрел» [9: 156, 178]. Кроме того, в древнекитайском трактате «Цзю Тан Шу», китайские летописцы показали деление тюрков Западнотюркского каганата на десять племен: «ши син» — «десятьродов» или же «ши цзянь» — «десять стрел» [6, 168]. Причиной этому послужила реформа власти, проведенная Ышбара Хилаш-Каганом (634-639 гг.), который разделил Западнотюркский каганат-государство на десять племен. Во главе каждого племени поставил по вождю-шаду и каждому из них жаловал по одной стреле как символ власти. Отсюда и название «десять племен» — «десять стрел». А верховного правителя звали «каганом десяти племен» или же «каганом народа десяти стрел» [6, 175]. Во время походов, каждая «стрела-племя» выставляла по одному тумену, т. е. 10-тысячному конному войску во главе с вождем-шадом и своим боевым тугом-зна-менем [10, 403]. Так формировалось «войско десяти стрел» западных тюрков.

Что же касается упоминания лука и стрел в качестве символа власти, то в древнетюркском эпосе «Китаби Деде Горгуд» воспевается подвиг героя: «Прискакал Гарабудаг сын Гарагюне... заставивший изрыгать кровь обладателя железного лука Гыпчаг Мелика». В данном выражении «обладателя железного лука Гыпчаг Мелика» возможно подразумевается статус Гыпчаг Мелика как обладателя ханской власти. В том же эпосе весьма красочно описан приём у тюрков Огузов, устроенный для своих вассалов-беков Газан Беком, во время которого сын последнего Уруз Бек, стоял перед отцом, опираясь на лук, и тем самым олицетворял для окружающих власть Газан Бека — власть сюзерена [13, 65]. Потому как, лук у тюрков Огузов считался символом ханской власти.

Упоминание лука и стрел в качестве символа власти, мы находим и в древних летописях о тюрках. Так, в древнекитайском трактате «Вей Шу» описан исторический факт, как в 490 году глава одного из родов племени гаоцзюй по имени Афучжило делегировал посла к китайскому императорскому двору, который преподнес в качестве дани две стрелы. Это символичный жест. По всей видимости, тем самым Афучжило изъявлял свою покорность императору и искал у него покровительства, если преподносил ему в качестве дани символы своей власти. Согласно китайским летописям, племя гаоцзюй относилось к этнической группе сюнну (хунну), т. е. тюрко-язычным народам [11, 404]. В другой китайской летописи рассказывается о взаимо-

19

Section 3. History

отношениях китайского императорского двора с претендентом на престол Западно-тюркского каганата князем Шегуем. В 612 году императорский двор пожаловал его званием великого хана и послал бамбуковую стрелу с белым оперением как символ власти [12, 156].

В средневековых летописях также встречаются упоминания о луке и стрелах как символах власти. Так, при взятии тюрками Огузами города Нишапура в 1038 году их предводитель и основатель государства Сельджукидов Тогрул Бек как символ своей власти держал в руках лук, а за поясом у него были три стрелы. А после битвы при Данданакане в 1040 году по случаю победы тюрков Огузов, на всех письмах, отправленных в соседние государства и Аббасидскому халифу, стояла личная печать-тугра Тогрул Бека с изображением лука и стрел. Так же, как на монетах, чеканенных в государстве Сельджукидов, долгое время ещё изображались те же лук и стрелы как символы их власти [14: 310, 313].

Так как и у монголов лук и стрелы были символами власти, то после заключения договора о мире между монголами и тюрками-сельджуками в 1245 году, правитель Золотой Орды Бату Хан повелел султану государства Сельджукидов в Малой Азии Гиясед-Дину Кейхусреву II управлять своим государством и в качестве символов власти передал султану лук и стрелы [14, 309]. Во времена Чингизхана четыре воина «хорчи» («стрелки»), состоявшие при хане, также как и специальные части личной гвардии турецких султанов, как атрибуты его власти, носили лук и стрелы [15, 447]. Колчан, где хранились стрелы, тюрки и монголы также причисляли к символам власти. В казахском богатырском сказании о Ер Таргыне в богатырском поединке мудрый Карткожак выстрелил из лука не в героя — не стал убивать его, а стрелой с тупым наконечником разбил его золоченый колчан со стрелами, тем самым разбил символ власти героя [16, 35]. В государстве Ильханидов законом были установлены девять символов власти, где наряду с луком и стрелами упоминается и колчан [4, 196]. Таким образом, лук и стрелы у тюркских народов считались символами власти, где лук выражал положение старшинства во власти, а стрела — подчиненности.

В эпосе«Огуз-намэ» в качестве ярлыка («повеления, приказа») и пайцзы («мандата, пропуска») Огуз-Хан использовал стрелы с золотыми наконечниками и лук. И куда прибывали его гонцы, «население, увидев эти знаки, оказывало им услуги и уважение, снабжая их самих и их животных продовольствием, фуражом и питьем» [2, 37]. Т. е. использовали эти символы власти в качестве послания или же приказа, а также мандата или же пропуска. В древнетюркском эпосе «Китаби Деде Горгуд» герой воспевает свой лук и стрелу с золотым наконечником [7, 134].

В средневековых летописях мы также встречаем упоминания об использовании лука и стрел в качестве послания. Так, правитель государства Караханидов Илик Хан, готовясь к войне с султаном Махмудом Газневи, для сбора войска направил гонцов со стрелами в подвластные ему

племена [14, 308]. Хорезмшахский султан Джалал ад-Дин для сбора войска в Хартберде в 1230 году направил гонцов с красными стрелами к своим эмирам, ханам и другим военачальникам. Также он поступил в конце того же года, послав гонцов со стрелами к своим эмирам для сбора войска и вызова их в Мугане [17: 255, 270]. В данном случае красные стрелы служили приказом для сбора войска и вызова. Во времена Чингизхана послы, исполняющие личные поручения хана, назывались «дальние и ближние стрелы» или же «вестовые стрелы» [15, 448]. Будучи символами власти, лук и стрелы использовались в качестве послания или же приказа правителя для вызова подчиненных на войну, охоту либо торжество. Или же наделяли гонцов особыми полномочиями и служили им верительными грамотами.

Обычай тюркских правителей не проливать царственную кровь также связан с луком, а точнее, с его тетивой. Правителей и принцев крови осужденных на смерть удушали тетивой от лука, чтобы не проливать их кровь. Так, султан государства Сельджукидов Меликшах в 1073 году разгромив под Хамаданом войска восставшего против него правителя Кирмана и одновременно родного дяди Кавурта, казнил последнего через удушение тетивой от лука [14, 316]. Такой же обычай бытовал и у монголов. Таким образом, лук олицетворяющий символ власти государя был одновременно и орудием смерти для него и его потомства.

В тоже время, лук и стрелы очень часто выполняли функцию средств ритуала в обрядах жизненного цикла, существующих в традиционной культуре тюркских народов. Например, у тюрок Огузов было принято пускать стрелы, когда молодой парень женился. И куда падала стрела, там и ставили шатёр для невесты. А девицы и молодцы пускали «стрелы счастья и судьбы», чтобы найти своего избранника или избранницу [13, 66]. В древнетюркском эпосе «Китаби Деде Горгуд» красочно воспроизведен этот обряд: «Тридцать девять девиц выпустили стрелы счастья и судьбы. Тридцать девять воинов пошли за стрелами. Сорок дней и ночей длилась их свадьба» [7, 88].

Либо обряд посвящения юноши в войны у тюрков был сопряжен со стрельбой из боевого лука. Например, в якутской народной пословице: «Парень, три раза повесивши лук, становиться взрослым» вероятнее всего речь идет о древнем обряде посвящения в воины [18, 71]. Такой же обряд посвящения молодого Карткожака в войны красочно описан в казахском богатырском сказании о Ер Торгыне: «Когда ты стрелу в первый раз боевую пустил — шесть сотен шагов пролетела она. Брат твой старший тогда ликовал больше всех, он отдал тебе лук из рогов таутеке и красные стрелы из таволги горной» [16, 39]. Т. е. вручение юноши настоящего боевого лука, сделанного из рогов горного козла («таутеке»), и боевых бронебойных стрел («красных стрел») — это и есть кульминация обряда посвящения его в войны. В древнетюркском эпосе «Китаби Деде Горгуд» среди даров, преподнесенных герою эпоса Бамсы Бейреку, в честь посвящения его в войны, был лук со стрелами [7, 67]. Уменьшенную копию лука со стрелой

20

Timpani are an attribute of military glory of the Ukrainian Cossacks in the 16-18 centuries

как талисман крепили на колыбель и одежду мальчиков. В представлении тюркских народов амулет придавал ребенку мужество и силу [4, 191].

И наконец, обряд заклинания и заговора лука и стрел говорит о восприятии тюрками «нечеловеческого» происхождении этого оружия. Герой древнетюркского эпоса «Китаби Деде Горгуд» Бамсы Бейрек перед смертью своей прощается лишь только со своим луком как с живым существом, обращаясь к нему: «В скольких схватках участвовал, преследовал каждого воина, тохара, о лук мой с волосяной тетивой в моих руках, измотавший врага. Ты стоишь жеребца, жеребца я отдал за тебя, мой крепкий осиновый лук. Быка я отдал за тебя, тугая тетива» [7, 82]. Или же в казахском богатырском сказании о Кобланды Батыре, где герой заклинает лук и стрелы: «Обращаюсь к тебе, мой булгарский лук! Настал день, когда тетива не

будет знать покоя. Прогибайся, не преломляйся!Не натяну тетиву до отказа — моя вина! Обращаюсь к вам, мои бухарские стрелы! Ударил час, когда вам голосить свою песнь! Звените и свистите! Не пошлю вас в цель — моя вина!» [16, 230].

Магический обряд, проводимый тюркскими народами с луком и стрелами, говорит о сакральности этого оружия для них.

Как показывает проведенное исследование, лук и стрелы играли важную роль в повседневной жизни и государственном устройстве тюркских народов. И выступая в качестве символов власти и элементов ритуального обряда, они (лук и стрелы) несли в себе некую сакральность. Значение и место лука и стрелы в жизни тюркских народов ещё до конца не изучены и требуют дальнейшего своего исследования.

Список литературы:

1. Радлов В. В. Тюркские степные кочевники. - Астана:«Алтын ютап», 2007.

2. Фазлаллах Рашад ад-Дин. Огуз-намэ. - Баку: «Элм», 1987.

3. Gültepe Necati. Oguzname. - Istanbul: «Resse», 2014.

4. Ахметжан К. С. Этнография традиционного вооружения казахов. - Алматы: «Алматыютап», 2007.

5. Sümar Faruq. Oguzlar. - Baki: «Yazigi», 1992.

6. Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. - Новосибирск: «Наука», 1989.

7. Kitabi Dada Qorqud. - Baki: «Yeni na§rlar evi», 1999.

8. Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. - Алматы: «Дайк-Пресс», 2005.

9. Аманжолов А. С. История и теория древнетюркского письма. - Алматы: «Мектеп», 2003.

10. Кляшторный С. Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. -Санкт-Петербург: «Наука», 2006.

11. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. - Москва: «Наука», 1984.

12. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - Москва: «Клышников-Комаров и Ко», 1993.

13. Агаев Ю. Ш., Ахмедов С. А. Военное искусство тюрков в огузском эпосе «Китаби Деде Горгуд». - Баку: «OL», 2014.

14. Göksu Erkan. Türkiye Selguklarinda Ordu. - Ankara: «Türk Tarih Kurumu Baslmеvi», 2010.

15. Бартольд В. В. Сочинения. Том I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. - Москва: издательство «Восточная литература», 1963.

16. Казахские богатырские сказания. - Семей: «Международный клуб Абая», 2001.

17. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. - Баку: «Элм», 1973.

18. Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - Москва: «Наука», 1984.

Babkova Nadiya Vyacheslavivna, Kharkiv State Academy of Culture, Lecturer of the Department of History of Ukraine and World History E-mail: akademik_xdak@mail.ru

Timpani are an attribute of military glory of the Ukrainian Cossacks in the 16-18 centuries

Abstract: The article is examined the use of timpani as military-ceremonial musical instruments in life of the Ukrainian cossacks in the 16-18 centuries. The basic functions of public servant responsible for safety and integrity of timpani are characterized an item.

Keywords: timpani, Ukrainian Cossacks, music, dovbysh.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.