Научная статья на тему 'О военно-педагогическом опыте разведывательной подготовки авиационных наводчиков'

О военно-педагогическом опыте разведывательной подготовки авиационных наводчиков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка противника / организация разведки / авиационное наведение / evaluation of the enemy / organization of reconnaissance / aviation guidance

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Анатолий Константинович Пиманов

Разведывательная подготовка как учебная дисциплина была включена в систему боевой подготовки Сухопутных войск с 1970 г., приказом Минобороны СССР от 14 сентября 1969 г. Объективная необходимость в этом вызвана причинами: а) в послевоенное время задачи разведки в практике войск в основном решали штатные разведывательные части и подразделения; б) незаслуженно забыт опыт Великой Отечественной войны, когда ведение разведки всеми командирами, штабами и личным составом разнородных сил и средств было обязательным условием разгрома противника малой кровью. Совершенствование системы военного образования (далее – СВО) для успешной Специальной военной операции (далее – СпВО) предполагает реализацию главной цели – при минимуме затрат обеспечить максимальную эффективность источников пополнения офицерского корпуса под гарантию устойчивого комплектования войск и сил офицерами, обладающими высокими профессиональными и морально-психологическими качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Анатолий Константинович Пиманов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the military-pedagogical experience of reconnaissance training of aviation gunners

Intelligence training as an academic discipline has been included in the combat training system of the Ground Forces since 1970, by order of the USSR Ministry of Defense dated September 14, 1969. The objective need for this is caused by the following reasons: a) in the post-war period, the tasks of reconnaissance in the practice of troops were mainly solved by regular reconnaissance units and divisions; b) the experience of the Great Patriotic War was undeservedly forgotten, when conducting reconnaissance by all commanders, staffs and personnel of diverse forces and means was a prerequisite for defeating the enemy with little blood. The improvement of the military education system (hereinafter referred to as SVO) for a successful Special Military Operation (hereinafter referred to as SpVO) involves the realization of the main goal – to ensure maximum efficiency of the sources of replenishment of the officer corps with a minimum of costs under the guarantee of stable recruitment of troops and forces by officers with high professional and moral and psychological qualities.

Текст научной работы на тему «О военно-педагогическом опыте разведывательной подготовки авиационных наводчиков»

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-123-129 NIION: 2018-0077-1/23-295 MOSURED: 77/27-024-2023-01-494

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

0 военно-педагогическом опыте разведывательной подготовки

авиационных наводчиков

Василий Дмитриевич Самойлов1, Анатолий Константинович Пиманов2

1 Омское отделение Академии военных наук, Омск, Россия, vas.samoylow2016@yandex.ru

2 Академия гражданской защиты МЧС России

Аннотация. Разведывательная подготовка как учебная дисциплина была включена в систему боевой подготовки Сухопутных войск с 1970 г., приказом Минобороны СССР от 14 сентября 1969 г. Объективная необходимость в этом вызвана причинами: а) в послевоенное время задачи разведки в практике войск в основном решали штатные разведывательные части и подразделения; б) незаслуженно забыт опыт Великой Отечественной войны, когда ведение разведки всеми командирами, штабами и личным составом разнородных сил и средств было обязательным условием разгрома противника малой кровью. Совершенствование системы военного образования (далее - СВО) для успешной Специальной военной операции (далее - СпВО) предполагает реализацию главной цели - при минимуме затрат обеспечить максимальную эффективность источников пополнения офицерского корпуса под гарантию устойчивого комплектования войск и сил офицерами, обладающими высокими профессиональными и морально-психологическими качествами.

Ключевые слова: оценка противника; организация разведки; авиационное наведение

Для цитирования: Самойлов В. Д., Пиманов А. К. О военно-педагогическом опыте разведывательной подготовки авиационных наводчиков // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 123-129. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-1-123-129.

Original article

About the military-pedagogical experience of reconnaissance training

ofaviation gunners

Vasily D. Samoilov1, Anatoly K. Pimanov2

1 Omsk Branch of the Academy of Military Sciences, Omsk, Russia, vas.samoylow2016@yandex.ru

2 Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Abstract. Intelligence training as an academic discipline has been included in the combat training system of the Ground Forces since 1970, by order of the USSR Ministry of Defense dated September 14, 1969. The objective need for this is caused by the following reasons: a) in the post-war period, the tasks of reconnaissance in the practice of troops were mainly solved by regular reconnaissance units and divisions; b) the experience of the Great Patriotic War was undeservedly forgotten, when conducting reconnaissance by all commanders, staffs and personnel of diverse forces and means was a prerequisite for defeating the enemy with little blood. The improvement of the military education system (hereinafter referred to as SVO) for a successful Special Military Operation (hereinafter referred to as SpVO) involves the realization of the main goal - to ensure maximum efficiency of the sources of replenishment of the officer corps with a minimum of costs under the guarantee of stable recruitment of troops and forces by officers with high professional and moral and psychological qualities.

Keywords: evaluation of the enemy; organization of reconnaissance; aviation guidance

For citation: Samoilov V D., Pimanov А. К. About the military-pedagogical experience of reconnaissance training of aviation gunners // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):123-129. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-123-129.

Актуальность исследования. С разведывательной подготовкой (далее - РП) офицеров и личного состава, действующих в зонах вооруженных конфликтов,

во многом связан успех боевых действий, особенно на начальной стадии конфликта и при его ликвидации. В этом убеждают детерминирующие факторы и реаль-

© Самойлов В. Д., Пиманов А. К., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

123

ные события, происходящие в современной России, в том числе в форме СпВО за освобождение Донбасса (решение Президента Российской Федерации от 24 февраля 2022 г.): 1) динамика оснащенности формирований вооружением и военной техникой (ВВТ), включая космические средства разведки и управления; 2) ведение вооруженной борьбы способами, сходными с партизанскими подразделениями и частями регулярной армии, в результате чего действия бандформирований перестают быть стихийными и приобретают управляемость; 3) разнородность применяемых в вооруженном конфликте сил и средств, предполагающая организацию их надежного взаимодействия. Цель статьи - на конституционно-правовой основе рассмотреть процессы изучения иностранных армий и обучения личного состава по задачам [1, с. 9-18]: а) оценки противника; б) организации разведки в интересах авиа наведения.

Степень проработанности проблемы. РП - это

комплексный предмет обучения, диалектически связанный с формированием у обучающихся представлений, знаний, умений, навыков и компетенций (далее - ПЗУНК) по: а) теории и практике тактической разведки [2, с. 3-16]; б) организации, тактике и вооружению иностранных армий; в) зарубежной части ТВД (театра военных действий), операционного направления. Структурно РП включает совокупность процессов изучения иностранных армий и обучения личного состава родов войск (сил), специальных войск и служб оценке противника, организации и ведению разведки. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков на 1-ой военно-научной конференции ГСОВГ (ноябрь-декабрь 1945 г.) заявил: «На протяжении всей войны при подготовке всех операций, первое, чем лично я руководствовался, это - отличное знание противника, правильная оценка его плана действий, сил, средств и возможности» [3, с. 192-207; 12].

В ноябре 1 999 г. - январе 2000 г. были проведены с участием автора исследовательские летно-тактиче-ские учения для подготовки специалистов к практике действий в качестве авиационных наводчиков на пункте управления (далее - ПУАН), сопряженном с общевойсковым пунктом управления. Это было зимою, чтоб проблему решить замминистра с собою приказал захватить. Где в крещенских морозах окружной полигон в пышных шубках березы, гул моторов и звон. Звенья там штурмовые шли с наводки на цель, и друзья боевые брали танки в прицел. А контрольные группы по секундам вели Мико-Суховы крупы наблюденьем с земли. Засекали разрывы, уточняли маршрут, каждый звук из эфира и ПУАНовский труд. И методика стала новой сущностью жить, главным выводом зама «Довести, воплотить!». 28.01.2000 г. [4, с. 37].

Анализ полученных результатов. Изучение и оценка противника процесс двуединый, мыслительно-познавательный, связанный с определением сущности, характера объектов, явлений и событий вооруженной борьбы, факторов и обстоятельств окружающей среды для обеспечения деятельности команди-

124 РЕйДООО1СДЬ

ров, штабов и войск при подготовке и ведении боевых действий.

1. Изучением противника занимаются военнослужащие всех категорий в системе оперативной и боевой подготовки, на занятиях по командирской подготовке. Под противником следует понимать - врага, неприятеля; название воюющего государства (коалиции государств) по отношению к противостоящему в войне государству (коалиции государств); общее название вражеских войск, включая и незаконные вооруженные формирования (НВФ). Беспрецедентная ситуация, с одной стороны, все увеличившаяся группировка войск НАТО во главе с США в роли мирового жандарма, с другой - Россия, доведенная до жесточайшего кризиса. При этом, со стороны РФ отказ от признания очевидных противников таковыми, а для ВС США и ВС ФРГ - именно Россия выступает противником [4, с. 43: 8, с. 32-34; 9, с. 37-42].

Регулярные и нерегулярные (НВФ) формирования, элементы среды составляют предмет изучения РП в системе боевой и оперативной подготовки и объект оценки разведывательно-информационной работы. Содержание изучения противника включает оцененные разведывательные сведения (далее - РСВ) об объектах вооруженного противоборства сторон и элементах среды, количество которых в ходе боевых действий нарастает лавинообразно. Никому ни под силу изучить противника абсолютно полно, но усвоить его основные методы мышления, способы и формы действий - задача вполне посильная для профессионала. Разведка (от франц. Reconnaissance, где Re - вновь, connaissance -знание) - это постоянно обновляемое знание (статика), а по значению глагола «разведывать» (динамика) - это идентификация знания о противнике. Регулярные и иррегулярные (НВФ) формирования при их идентификации представляют собой совокупность разведывательных признаков, по которым такая идентификация возможна [2, с. 30-36].

Под разведывательными признаками следует понимать сведения, характеризующие как отдельные статические (стационарные) и функциональные (подвижные) количественно-качественные параметры объекта (объектов) разведки, так и позволяющие его (их) идентифицировать в целом. Классификация разведпризна-ков вытекает из определения, и включает два основных вида: статические и функциональные.

Статические - те, которые в различных условиях (политических, оперативно-тактических, физико-географических и других) характеризуют состав, положение, принадлежность и состояние объектов разведки и позволяют их идентифицировать. Их, в свою очередь, можно разделить на групповые (семь основных групп объектов) и индивидуальные (присущие каждому объекту в основных группах).

Успех во многом зависит от индивидуальных знаний разведчиками разведпризнаков, по которым можно обнаружить противника и определить его намерения. Особенности боевых действий в регионах Северного Кавказа против НВФ накладывали отпечаток на выявление разведпризнаков [5, с. 188].

SCIENCES

В СпВО при проведении разведывательно-поисковых мероприятий в Луганской Народной Республике военнослужащие Росгвардии обнаружили схроны с вооружением и боеприпасами, поставленными Вооруженным силам Украины (ВСУ) странами НАТО: а) два противотанковых ракетных комплекса (ПТРК) Javelin; б) 17 гранатометов, в том числе РПГ из Швеции; в) 46 единиц стрелкового и охотничьего оружия, более 500 снарядов и мин, 140 гранат, 70 выстрелов к РПГ, свыше 3 тысяч боеприпасов к стрелковому оружию; г) тепловизор PARD-TA32. Радиоэлектронной разведкой выявили 24-х операторов БЛА ВСУ, что были уничтожены огнем артиллерии [13].

Бахмут (Артемовск) обороняла элита ВСУ, но она на грани истощения. Бойцы частной военной компании «Вагнер» (ЧВК) утверждают, что в ближнем бою нацисты не могут им противостоять, часто сдаются в плен, но если сопротивляются, то их уничтожают. Так, по радиоперехвату понятно, что противник ожидает прорыва и отправляет подкрепление. Ночью разведка ЧВК выявляет перемещения противника, а утром на передовую прибыл ТОС-1А «Солнцепек» (тяжелая огнеметная система), от снарядов термобарических которой не укрыться в окопах, в бетонированных дотах. Пакет ракет «Солнцепека» устраивает локальный «Армагеддон» на площади в несколько футбольных полей. Бойцы ЧВК корректируют его работу с БЛА. Два снаряда легли в цель и через минуту выпускают еще 22. Цель поражена, опорный пункт противника на окраине Бахмут уничтожен и отряды ЧВК идут в атаку, а сослуживцы прикрывают их из СПГ-9. «Отработали по противнику системой ТОС. Противник был «доволен», «аплодировал» нам. ... Позиции на данный момент наши ребята штурмуют. Толковые парни, свое дело знают» [14].

ПУАНу и его заместителю по разведке важно знать, где вероятнее всего могут располагаться элементы формирований противника, где следует искать его НП (КП), огневые средства (в т. ч. на легковых автомобилях с номерами RUS), оборонительные сооружения (в т. ч. подземные), заграждения (взрывные и невзрывные, пассивные и радиоуправляемые) и другие объекты, чем они могут демаскироваться и по разведпризнакам сделать вывод [2, с. 16].

К разведпризнакам относятся: 1) положение объектов (целей) в боевом порядке войск и характерное их расположение в отношении местности и местных предметов; 2) очертание, цвет объектов (целей), если они отличаются от цвета местности (местных предметов), и тени, падающие от них; 3) отблески стекол и неокрашенных металлических частей ВВТ и БТ; 4) признаки деятельности - движение (подвижной огневой точки; кочующих - танка, ПЗРК, САУ ...), звуки, огни, дым, пыль и т.п.; 5) следы деятельности - вытоптанные места, новые тропы, следы от гусеничного и колесного транспорта, остатки стройматериалов, костров, све-жевыброшенный грунт, стреляные гильзы, брошенные автомобили с люками (прорезанной крышей), потертости на одежде (теле) правого плеча (как правило) и др. [3, с. 199-205].

Из перечисленные разведпризнаков ни один, взятый в отдельности, не следует рассматривать как бесспорное доказательство наличия в данном месте противника (цели, объекта) или как характеристику его действительных намерений. Совокупность нескольких разведпризнаков дает возможность сделать правильное (объективное) заключение об объектах. Но следует иметь в виду, что противник будет пытаться ввести нашу разведку в заблуждение путем применения различных средств (особенно СМИ) и способов маскировки и дезинформации для скрытия расположения действительных и создания ложных объектов. Например, позиции зенитных управляемых ракет (ЗУР) располагаются на открытых площадках. При стрельбе ЗУР (в момент пролета наших самолетов и вертолетов) наблюдаются светящиеся трассы ракет (ракеты) в сторону самолетов (вертолетов), появление дыма и пыли в районе позиций, а в темное время суток, кроме того, и вспышки.

Стрельба из безоткатных орудий в 1-3 км от линии боевого соприкосновения сторон (ЛБС) с огневых позиций (ОП) может вестись с земли (со специального лафета) и с автомобиля. В момент выстрела штатными снарядами в районе позиции появляется пламя, облако пыли и дыма. Полевая артиллерия занимает обычно закрытые огневые позиции на удалении 2-6 км и более от ЛБС на обратных скатах высот, в «зеленке» или за лесом, в садах, за населенными пунктами и другими укрытиями, вследствие чего обнаружение батарей противника, не ведущих огня, значительно затруднено. Стреляющие батареи на закрытых ОП могут быть обнаружены: а) по блеску и звуку выстрелов; б) по пыли, поднимающейся на ОП после выстрелов (при сухом грунте); в) по дыму, поднимающемуся в момент выстрела из-за укрытия, в виде быстро рассеивающихся полупрозрачных клубов и колец.

Ночью и в сумерках батареи, стреляющие без пламегасителей, демаскируются блеском выстрелов (в виде короткого языка пламени бледно-розового или красноватого цвета) и отблесками выстрелов на фоне тумана, облаков, гор и опушек леса (при малых углах укрытия). Если батарея ведет беглый огонь, то отдельные дымки выстрелов не успевает рассеиваться и, наслаиваясь один на другой, образуют облако, по которому ориентировочно можно определить местоположение батареи. Дым от выстрелов в сухую погоду держится 1-2 сек. При влажном воздухе или после дождя он заметен лучше, держится дольше и принимает правильную овальную форму [1, с. 5].

Минометы обычно располагаются на обратных скатах высот, в оврагах и лощинах, в крупных воронках от снарядов, мин и бомб, за строениями, в развалинах зданий и в подвалах, в кустарнике и в других местах, облегчающих маскировку минометов и затрудняющих их обнаружение. Разведка минометов трудная задача, поэтому следует знать: а) дальность действительной стрельбы большинства ствольных минометов в пределах 3-6 км, следовательно, ОП его следует искать в пределах до 6 км от него; б) позиции

СКИЕ НАУКИ 125

могут быть обнаружены днем - по звуку выстрелов и по струйкам дыма, ночью - по вспышкам. РСЗО типа Град демаскируют себя стрельбой: днем - большое облако дыма и пыли, появляющееся над ОП; ночью - разрастающееся зарево и блестящие трассы. Звук стрельбы РСЗО подобен свисту прорывающегося газа при открывании предохранительного клапана парового котла. Противотанковые гранатометы могут быть обнаружены по пламени и облаку дыма и пыли, образующихся при выстреле. РЛС в зависимости от их назначения располагаются на различном удалении от ЛБС, но их демаскируют признаки [3, с. 207]: а) внешний вид станции; б) наличие разных агрегатов комплекса станции, что компактно расположены на небольшом участке местности; в) характерные звуки некоторых типов агрегатов питания РЛС; г) РЛС противника, предназначенные для разведки движущихся целей, располагаются, как правило, на скатах высот, обращенных в сторону наших войск.

Наблюдательные посты (НП) противник обычно располагает на скатах высот и разных местных предметах, обеспечивающих обзор наших войск. Чаще всего их обнаруживают во время их занятия, оборудования и смены (перемещения) личного состава. НП могут располагаться в макетах местных предметов (в камне, пне, карнизе, памятнике - надгробье, мазаре и др.).

Деревоземляные и долговременные сооружения располагаются, как правило, в таких местах, откуда можно вести фланговый косоприцельный и фронтальный огонь. Их надо искать на скатах высот и опушках «зеленки», в подвалах крайних домов селения, на перекрестках улиц (дорог, троп), в изгибах траншей и заграждений, у тупиковых входов или подъездных путей. Несмотря на разнообразие разведпризнаков, характеризующих объект разведки (наведения), существуют устоявшиеся признаки, знание которых способствует идентификации объекта: слышимость отдельных звуков, размеры некоторых целей и местных предметов, видимость предметов с различных расстояний. Каждый разведчик (авианаводчик) должен уточнить применительно к особенностям своего зрения данные табл. 1-3.

Таблица 1

Слышимость наиболее характерных звуков

Таблица 2

Средние размеры ряда целей и местных предметов

Цель, местный предмет Размеры, м

Средний рост человека 1,7-1,8

Высота легкового автомобиля 1,5

Высота грузового автомобиля 2

Высота телеграфного столба 6

Высота одноэтажного дома 6-8

Средняя высота дерева 12-15

Высота заводской трубы 30

Расстояние между телеграфными столбами 50

Приведенные табличные данные позволяют разведчику определить расстояние в местах следующими основными (более быстрыми) способами:

1. По угловым размерам объектов (целей). Расстояние определяется по формуле Тысячной -Д = В * 1000 / У, где В - высота цели в метрах; У - угол видимости цели в тысячных. Например, высота одноэтажного дома (8 м) перекрывается двумя делениями (0-10) шкалы бинокля. Отсюда, расстояние до цели равно Д = 8*1000 / 10 = 800 м

Таблица 3

Источник (причина) шума Удаление слышимости

Орудийная стрельба до 15 000

Стрельба из автоматического оружия 3000-4000

Лязг гусеницы танка 2000-3000

Шум двигателя танка 1000-1500

Шум двигателя автомобиля 500-1000

Громкие команды, крики 500-1000

Рубка леса 300-500

Разговорная речь 200-300

Распознавание предметов невооруженным глазом

Предмет Расстояние, м

Большие башни, колокольни 15 000-18 000

Большие постройки, села 6000-8000

Небольшие дома, оконные проемы 3000-4000

Опознавательные знаки на самолетах, пешеход, дерево, столб 1000-2000

Танк на месте, движение рук и ног человека 700-900

Миномет, безоткатное орудие 400-600

Различается порода деревьев 300

Стрелковое оружие, цвет и части одежды, овал лица, борода 200-300

Листья деревьев, проволока на кольях 200

Черты лица человека, кисти рук, предметы вооружения 100

2. По вспышке выстрела и звуку. Звук в зависимости от метеоусловий распространяется со скоростью 332-340 м / сек (1 сек примерно за 3 сек). Распространение света - мгновенное (300 000 км / сек). Пример, звук выстрела после вспышки доходит до разведчика за 1 2 сек. Определить расстояние до стреляющего орудия - Д = 12 / 3 = 4 км. Более точно расстояние можно определить с помощью лазерных приборов разведки

(или ЛПР), с помощью топографической карты путем 126 PEDAGOGICAL SCIENCES

ее сличения с местностью. Это позволяет учитывать и отображать предметы, объекты разведки, а также наведение на них авиации для разведки (поражения).

Итак, мы ситуационно смоделировали характерные параметры процесса изучения противника, условий местности, на фоне которых он осуществляет свою деятельность. Следует знать его оргштатную структуру, вооружение и военную технику (ОШС, ВВТ) и тактику его действий для оценки противника.

Под оценкой противника следует понимать мыслительный процесс обработки и доведения разведсведе-ний (данных). Отсюда, содержание оценки противника представляет собой, с одной стороны, обработку, с другой - доведение разведсведений (данных). Заметим, что оценка противника начинается с началом поступления разведсведений, после того, как они будут собраны. До этого деятельность разведчика связана с процессом изучения противника. Воедино оба процесса связывает известное положение: «от живого созерцания к абстрактному мышлению, таков диалектический путь познания Истины» (т. е. достоверности разведсведе-ний) [6, с. 84-89; 10, с. 97].

Среди основных требований к оценке противника выделим:

A. Поэтапную отработку разведсведений: 1-й первичное изучение - ознакомление с содержанием сведений о наземных объектах наведения, предварительное определение их важности и срочности авиаудара по ним, нанесение на рабочую карту; 2-й учет и отображение, регистрация и систематизация; 3-й анализ для определения их достоверности, важности и ценности; 4-й обобщение - сердцевина оценки противника и объектов для авиаударов. Для разведсведений поэтапный СУД (Суммирование, Укрупнение и представление в виде, удобном для Доведения);

Б. Правовую защиту авианаводчиков, занимающихся оценкой объектов для их авиа-поражения, часто это вероятностный, предполагаемый процесс;

B. Централизацию в оценке противника, в которой главная роль по принципу единоначалия у командира, кому подчинены авианаводчики;

Г. Периодичность обновления выводов об объектах авианаведения, ибо мобильность объектов поражения в вооруженных конфликтах все возрастает для их живучести. Поэтому, перед нанесением авиаудара по разведанным объектам поражения следует их доразведать не позднее, чем за 10 минут до нанесения удара, чтобы можно было предупредить авиасредства об изменениях в составе, положении и характере действий объектов поражения.

Резюмируем: процесс оценки противника приобретает контуры хорошо известной игры в «морской бой», где мы заранее знаем противника (его 1 0 разно палубных кораблей, что располагают определенным образом в «море»). И с реальным противником, хорошо его изучив, мы, по сути, действуем по правилам этой игры при оценке основных групп объектов. Мы - идентифицируем наши знания об объектах противника с реально добытыми разведсведениями о них по совокупности разведпризнаков.

Доведение разведданных (оцененных разведсве-дений) предполагает организацию трех основных инфопотоков: первый - вышестоящему командиру (начальнику) в виде докладов или донесения; второй - а) информирование своих заинтересованных инстанций и б) обмен информацией с соседями, другими силовыми структурами; третий - подчиненным (авиасредствам) в виде ориентировки [5, с. 188; 10, с. 93-96].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты разведки для авианаведения. Под организацией разведки понимаем упорядочение добывающих, управляющих, информационно-аналитических и обеспечивающих процессов по сбору, обработке и доведению различных разведсведений (данных). На содержание организации разведки для авианаведения в большей степени влияют три фактора:

а) разведывательный для управления органами (силами и средствами) разведки, добывания сведений, их информационно-аналитической обработке, доведения до поддерживающих авиачастей и подразделений, всестороннего обеспечения данными разведчиков (авианаводчиков) [7; 10, с. 93-98];

б) деятельность органа управления разведкой того формирования, в интересах которого действуют разведчики (авианаводчики), что предполагает: целепола-гание (определение цели разведки, направление сосредоточения ее основных усилий и задач разведчикам/ авианаводчикам); планирование разведки для авианаведения на типовые объекты поражения; постановку задач исполнителям - разведорганам (силам и средствам) для обеспечения поражения определенных объектов противника авиасредствами; контроль и оказание практической помощи авианаводчикам для их действий [4, с. 37];

в) уровень боевой подготовки разведчиков/авианаводчиков - чем лучше они обучены по своему должностному предназначению, тем выше уровень их боеспособности в реальных условиях наведения авиасредств на объекты/цели.

Достижение высокого уровня боевой подготовки офицеров-авиаторов обеспечивает знание ими специфической области наведения авиасредств на наземные объекты поражения [4, с. 37, 43; 11, с. 73-77]. Орган управления организуя разведку для наведения средств на наземные объекты поражения обязан: а) планировать применение выделенной части летного ресурса; б) с общевойсковым штабом определять задачи, сроки их выполнения и наземные объекты для ударов; в) отрабатывать предложения в заявку на новый день; г) согласовывать меры взаимной безопасности при боевых действиях авиации, ПВО, РВ и А и других сил; д) надежно обозначать свои войска на поле боя; е) своевременно докладывать на СКП ПВО и ЦБУ авиацией о динамике воздушно-наземной обстановки, экипажах, терпящих бедствие; ж) вызывать на поле боя действующие с общевойсковой частью авиачасти; з) наводить авиасредства на наземные объекты поражения, обеспечивая своевременное перенацеливание экипажей на новые цели при динамике обстановки. Для этого авианаводчик должен иметь надежную связь с общевойсковым ПУ или располагаться рядом с командиром, с самолета-

СКИЕ НАУКИ 127

ми (вертолетами) в воздухе и своевременно реагировать на ее изменения.

ПУАН изучает: а) особенности местности в районе боевых действий; б) объекты поражения противника самолетами/вертолетами; в) разведпризнаки ВВТ; г) позывные ПУ и летного состава авиасредств; д) сигналы взаимного опознавания и обозначения своих войск; е) таблицы кодирования объектов; ж) замысел (решение) общевойскового командира на бой. Кроме того, он наносит обстановку на рабочую карту, уточняет свое место на общевойсковом ПУ, должен хорошо ориентироваться на местности в любое время года и суток, пользоваться табельными приборами наведения для определения расстояния до объектов (целей), средствами связи и аппаратурой [2-3; 9, с. 37-42].

В ходе боя авианаводчик обязан: а) постоянно быть с общевойсковым командиром; б) по его решению вызывать самолеты/вертолеты через ПУ ГБУ в район боевых действий; в) на установленных рубежах приема-передачи управления принимать от ПУ ГБУ управление экипажами, визуально наводить их на цель; г) при нахождении самолетов/вертолетов в районе ответственности визуально наблюдать за ними, спокойно подавать четкие и короткие команды; д) информировать начальника ГБУ об изменениях своего места и динамике обстановки в положении своих войск и объектах поражения противника.

Вопросы организации разведки отрабатываются на практических занятиях на местности с обозначенным противником и выделенным ресурсом оперативно-тактической и армейской авиации (ОТА и АА). Для реализации эффективной наводки ОТА и АА на наземные объекты требуется разведка, от качества которой будет зависеть успех боевого применения авиации.

Противника следует изучать наблюдением с КП и НП всех родов войск, всем комсоставом и службами наблюдения, обращая внимание на подбор отличных наблюдателей, способных рассмотреть детали, по которым можно безошибочно распознать ложные и фактические действия противника. Смена наблюдателей, как правило, дает поверхностные результаты [12; 15].

Беспилотные летательные аппараты (БЛА, дрон) из-за их прочности, малого веса, применения современных материалов (полимеров) развивают скорость до 1 20 км/час и при сильном ветре, низких температурах. БЛА оснащены средствами идентификации, закрытыми каналами управления и передачи видео, и помехоустойчивы. Для СпВО создан очень маневренный и высокоскоростной БЛА с уникальным полетным контроллером с функцией идентификации и собственным программным обеспечением [15].

Выводы для противодействия вызовам и угрозам: разведподготовка офицеров, штабов и войск актуальна для условий СпВО, когда успех боев и сражений решается благодаря применению эффективных средств поражения: ОТА и АА, РВ и А, БЛА и др. С этой целью рассмотрены вопросы изучения и оценки противника, положения по организации разведки для обеспечения наведения авиасредств на наземные объекты. Реальная

128 PEDAGOGICAL SCIENCES

боевая практика для разведывательного обеспечения ОТА, АА, РВ и А всеохватна. Предложения для развед-подготовки авианаводчиков способствуют укреплению их знаний и умений об объектах, объеме их действий в боевых условиях, включая СпВО для освобождения Донбасса от нацистов и наемников.

Библиографический список

1. Карпов, В. В. Лихая судьба разведчика / В. В. Карпов. М. : Вече, АСТ, 1998. 464 с.

2. Методика разведывательной подготовки подразделений Сухопутных войск. М., 1975. С. 3-16; 30-36.

3. Пособие по войсковой разведке. М., 1967. С. 192-207.

4. Самойлов, В. Д. Антология военно-патриотического служения Отечеству : монография / В. Д. Самойлов. М. : РУСАЙНС, 2022. 306 с.

5. Самойлов, В. Д. К вопросу об эффективности функционирования системы гражданско-патриотиче-ского воспитания современной молодежи (актуализация исторического наследия Великой Отечественной войны) / / В. Д. Самойлов // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 188-193.

6. Самойлов, В. Д. Конституционно-правовое толкование Основного закона РФ: рифмованные аспекты / / В. Д. Самойлов // Социально-гуманитарное обозрение. 2021. № 2. С. 84-89.

7. Самойлов, В. Д. Педагогика и психология высшей школы : учебник / В. Д. Самойлов. М. ; Вологда, Инфра-Инженерия. 2021. 248 с.

8. Самойлов, В. Д. Последствия вывода ЗГВ с территории ФРГ (ГДР) / В. Д. Самойлов // Социально-гуманитарное обозрение. 2020. № 1. С. 32-34.

9. Самойлов, В. Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации / В. Д. Самойлов // Социально-гуманитарное обозрение. 2021. № 1. С. 37-42.

10. Самойлов, В. Д. Совершенствование системы высшего образования в России: конституционно-правовые основы научно-исследовательских идей : монография / В. Д. Самойлов. М. : РУСАЙНС, 2019. 178 с.

11. Самойлов, В. Д. Человек в аспектах интерпретации его социальной и экзистенциальной сущности / В. Д. Самойлов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 2. С. 73-77.

12. URL: http://www.vif2ne.org/forum (дата обращения: 04.08.2022).

13. URL: https://rg.ru/2022/08/04/rosgvardiia (дата обращения: 04.08.2022).

14. URL:https://ria.ru/20220820/bakhmut (дата обращения: 20.08.2022).

15. URL: https://rg.ru/2022/08/03/v-rossii-sozdan (дата обращения: 04.08.2022).

Bibliographic list

1. Karpov, V. V. The dashing fate of a scout / V. V. Kar-pov. Moscow : Veche, AST, 1998. 464 p.

2. Methods of reconnaissance training of Ground Forces units. M., 1975. РР. 3-16; 30-36.

3. Manual on military intelligence. M., 1967. PP. 192-207.

4. Samoilov, V. D. Anthology of military-patriotic service to the Fatherland : monograph / V. D. Samoilov. Moscow : RUSAINS, 2022. 306 p.

5. Samoilov, V D. On the question of the effectiveness of the functioning of the system of civil and patriotic education of modern youth (actualization of the historical heritage of the Great Patriotic War) / V D. Samoilov // Education. The science. Scientific personnel. 2019. No. 1. PP. 188-193.

6. Samoilov, V. D. Constitutional and legal interpretation of the Basic Law of the Russian Federation: rhymed aspects / V. D. Samoilov // Socio-humanitarian review. 2021. No. 2. PP. 84-89.

7. Samoilov, V. D. Pedagogy and psychology of higher education : textbook / V D. Samoilov. Moscow ; Vologda, Infra-Engineering. 2021. 248 p.

8. Samoilov, V. D. Consequences of the withdrawal of ZGV from the territory of the FRG (GDR) / V D. Samoilov // Socio-humanitarian review. 2020. No. 1. PP. 32-34.

9. Samoilov, V D. Improving the system of higher education of officers of the Armed Forces of the Russian Federation / V. D. Samoilov // Socio-humanitarian review. 2021. No.1. PR 37-42.

10. Samoilov, V. D. Improving the system of higher education in Russia: constitutional and legal foundations of research ideas : monograph / V D. Samoilov. M. : RUSAINS, 2019. 178 p.

11. Samoilov, V D. Man in aspects of interpretation of his social and existential essence / V. D. Samoilov // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 2. PF 73-77.

12. URL: http://www.vif2ne.org/forum (дата обращения: 04.08.2022).

13. URL: https://rg.ru/2022/08/04/rosgvardiia (дата обращения: 04.08.2022).

14. URL:https://ria.ru/20220820/bakhmut (дата обращения: 20.08.2022).

15. URL: https://rg.ru/2022/08/03/v-rossii-sozdan (дата обращения: 04.08.2022).

Дополнительная информация об авторах

В. Д. Самойлов - корреспондент Вестника Сибирского отделения Академии военных наук, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор ВАК Минобрнауки России;

А. К. Пиманов - преподаватель кафедры юридических дисциплин Академии гражданской защиты МЧС России.

Additional information about the authors

V. D. Samoilov - correspondent of the Bulletin of the Siberian branch of the Academy of military sciences, doctor of pedagogical sciences, candidate of military sciences, professor, veteran of military service, colonel of the reserve, pensioner of the Ministry of Internal Affairs of Russia, retired colonel of the internal service.

A. K. Pimanov - Lecturer at the Department of Legal Disciplines of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 09.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.