Научная статья на тему 'О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 289 УК РФ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ "О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2021-2024 ГОДЫ"'

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 289 УК РФ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ "О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2021-2024 ГОДЫ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЯ / КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Изосимов Вадим Сергеевич, Гущев Максим Евгеньевич

В настоящей статье автором рассматриваются недостатки технико-юридического характера состава преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ. В работе предлагается включить в состав преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ новый квалифицирующий признак. При аргументации своей позиции автор проводит анализ современного уголовного законодательства, обращается к положениям Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы». В заключении автором предлагается новая редакция ст. 289 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Изосимов Вадим Сергеевич, Гущев Максим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON AMENDMENTS TO ARTICLE 289 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ACCORDANCE WITH THE DECREE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION "ON THE NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN FOR 2021-2024"

In this article, the author examines the shortcomings of the technical and legal nature of the corpus delicti provided for in Article 289 of the Criminal Code of the Russian Federation. The paper proposes to include a new qualifying feature in the composition of the crime under Article 289 of the Criminal Code of the Russian Federation. In arguing his position, the author analyzes modern criminal legislation, refers to the provisions of Federal Law № 273-FZ of December 25, 2008 «On Combating Corruption» and Decree of the President of the Russian Federation № 478 of August 16, 2021 «On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024». In conclusion, the author proposes a new version of Article 289 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 289 УК РФ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ "О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2021-2024 ГОДЫ"»

УДК 343.352.7

DOI 10.23672^1126-6696-5321-1Г1

Изосимов Вадим Сергеевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры

уголовного права и криминологии, Нижегородский филиал Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации VEKiz@yandex.ru

Гущев Максим Евгеньевич

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, Нижегородский филиал Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации VEKiz@yandex.ru

О внесении изменений в статью 289 ук рф в соответствии с указом президента рф «о национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы»

Vadim S. Izosimov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department Criminal Law and Criminology, Nizhny Novgorod branch St. Petersburg Academy the Investigative Committee Russian Federation VEKiz@yandex.ru

Maxim E. Gushchev

Candidate of Legal Sciences, Head of Department Criminal Law and Criminology, Nizhny Novgorod branch St. Petersburg Academy The Investigative Committee Russian Federation VEKiz@yandex.ru

On amendments to article 289

of the criminal code

of the russian federation

in accordance with

the decree of the president

of the russian federation

«on the national anti-corruption

plan for 2021-2024»

Аннотация. В настоящей статье автором рассматриваются недостатки технико-юридического характера состава преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ. В работе предлагается включить в состав преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ новый квалифицирующий признак. При аргументации своей позиции автор проводит анализ современного уголовного законодательства, обращается к положениям Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы». В заключении автором предлагается новая редакция ст. 289 УК РФ.

Ключевые слова: коррупция, незаконное участие в предпринимательской деятельности, проблемы квалификация, квалифицирующий признак.

Annotation. In this article, the author examines the shortcomings of the technical and legal nature of the corpus delicti provided for in Article 289 of the Criminal Code of the Russian Federation. The paper proposes to include a new qualifying feature in the composition of the crime under Article 289 of the Criminal Code of the Russian Federation. In arguing his position, the author analyzes modern criminal legislation, refers to the provisions of Federal Law № 273-FZ of December 25, 2008 «On Combating Corruption» and Decree of the President of the Russian Federation № 478 of August 16, 2021 «On the National Anti-Corruption Plan for 20212024». In conclusion, the author proposes a new version of Article 289 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: corruption, illegal participation in entrepreneurial activity, problems of qualification, qualifying attribute.

В настоящее время, укоренившаяся в России коррупция, представляет собой угрозу национальной безопасности нашей страны. Типичным видом ее проявления является незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. Рассматриваемое деяние, помимо

того что является достаточно распространенным, имеет высокую степень общественной опасности, еще несет в себе и угрозу для политической системы государства и его национальной экономики. Вместе с тем, отметим, что правоприменитель сталкивается с рядом трудностей,

возникающих при квалификации подобных преступных деяний, которые обусловлены, недостатками технико-юридического характера состава преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ. Остановим свое внимание на рассмотрении некоторых из них.

Говоря о субъекте рассматриваемого преступного деяния, необходимо отметить, что им может быть только должностное лицо. Учитывая данное обстоятельство, особого внимания со стороны правоохранительных органов заслуживают лица, которые занимают государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо являются главами органов местного самоуправления. Указанным лицам «запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц» [3], однако, часто именно они являются субъектом преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ.

Разумеется, именно данная категория лиц по своему должностному положению обладает широким спектром полномочий и наиболее влиятельна по сравнению с иными должностными лицами, что, несомненно, повышает характер и степень общественной опасности преступных деяний, совершаемых ими. Указанное обстоятельство позволило законодателю в ряде должностных преступлений (ст. 285, 286, 287, 290 УК РФ) выделить соответствующий квалифицирующий признак. Однако по непонятным причинам в составе незаконного участия в предпринимательской деятельности такой квалифицирующий признак отсутствует.

На указанный недостаток конструирования рассматриваемой уголовно-правовой нормы обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в Указе от 16 августа 2021 года № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». Так, в пункте 18 пятого раздела Национального плана Министерству юстиции Российской Федерации дано поручение совместно с СК России, МВД РФ и ФСБ РФ подготовить предложения о внесении в ст. 289 УК РФ изменений, касающихся включения в указанный состав преступления квалифицирующего признака незаконного участия в предпринимательской деятельности лица, занимающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, или главы органа местного самоуправления [2].

Мы полагаем, что необходимость устранения указанного недостатка весьма закономерна и обоснована. Включение данного квалифицирующего признака в состав преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, на наш взгляд, позволит правоприменителю наиболее точно квалифици-

Литература:

1. Изосимов В.С. Незаконное участие в предпринимательской деятельности: уголовно-правовое и криминологическое исследование : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Изосимов Вадим Сергеевич. М., 2014. 268 с.

ровать подобное преступное деяние и назначать за него справедливое наказание. Кроме того, наличие этого квалифицирующего признака в рассматриваемой норме будет способствовать дифференциации преступлений, отличающихся различной степенью общественной опасности, а также позволит унифицировать родственные нормы, предусматривающие ответственность за должностные злоупотребления. Таким образом, реализация поручения Президента Российской Федерации, в этой части, будет наиболее полно соответствовать задачам антикоррупционной политики, проводимой в стране. С учетом вышеизложенного, мы считаем целесообразным предложить следующую редакцию рассматриваемой нормы:

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

«1. Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, - наказывается... (преступление небольшой тяжести).

2. Учреждение лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и пре-и муществ или с покровительством в иной форме, -наказывается. (преступление средней тяжести ) » [1, с. 140].

В заключение хотелось бы отметить, что для усовершенствования рассматриваемой нормы законодателю необходимо рассмотреть вопрос о включении в нее и других, квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков рассматриваемого общественно опасного деяния, если оно совершено:

- с причинением крупного (особо крупного) ущерба;

- с извлечением крупного (особо крупного) дохода;

- группой лиц по предварительному сговору;

- организованной группой.

Literature:

1. Izosimov V.S. Illegal participation in entrepreneurial activity: criminal law and criminological research : dis. ... cand. law sciences: 12.00.08 / Izosimov Vadim Sergeevich. M., 2014. 268 p.

2. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 34. Ст. 6170.

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I). Ст. 6228.

2. Decree of the President of the Russian Federation № 478 dated August 16, 2021 «On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024» // Legislative Meeting of the Russian Federation dated August 23, 2021. № 34. Art. 6170.

3. Federal Law № 273-FZ of December 25, 2008 «On Combating Corruption» // Legislative Meeting of the Russian Federation № 52 of 29 December 2008 (part I). Art. 6228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.