УДК 628.39
о внесении дополнений в методику
разработки ндс в отношении регулируемого сброса сточных вод из накопителей
© 2015 г. Е.В. Веницианов1, А.п. Аепихин23, Т.Н. Губернаторова1, А.В. Богомолов2
1 ФГБУН «Институт водных проблем Российской академии наук», Москва
2 ФГБУН «Горный институт Уральского отделения Российской академии наук», г. Пермь
3 ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов», Камский филиал, г. Пермь
Ключевые слова: водный объект, норматив допустимого сброса веществ, регулируемый сброс, регулирование режима и контроля водоотведения, разбавляющие возможности водотока-приемника.
Е.В. Веницианов А.П. Лепихин Т.Н. Губернаторова А.В. Богомолов
Исходя из заложенных в Водном кодексе и Федеральном законе «Об охране окружающей среды» положений, обосновывается предложение о внесении ряда дополнений в Методику разработки нормирования допустимых сбросов, касающихся возможности регулируемого сброса сточных вод. Регулирование сброса является более гибкой системой нормирования допустимых сбросов, позволяющей при сохранении нормативных требований к качеству воды в контрольном створе использовать разбавляющие возможности водного объекта - приемника сточных вод. Данный подход нормирования допустимых сбросов особо актуален для производств, технологии которых предусматривают наличие накопителей - горная, металлургическая, химическая, нефтехимическая, нефтеперерабатывающая промышленность, рыбоводные пруды, лесобассейны.
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно действующей «Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» [1] (далее - Методика) норматив допустимого сброса веществ (НДС) и микроорганизмов в водные объекты разрабатывается в соответствии со следующей схемой.
Устанавливается такое максимально допустимое содержание загрязняющих веществ в сточных водах, чтобы при минимальном нормативном расходе водотока-приемника и при заданном объеме сброса содержание загрязняющих веществ не превышало бы нормативов предельно допустимых концентраций в контрольном створе ниже выпуска сточных вод. Как правило, под такими допустимыми нормативами принимаются наиболее жесткие значения из действующих систем нормирования качества природных вод, а именно - предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ для водных объектов хозяйственно-питьевого или рыбо-хозяйственного использования. В качестве минимального нормативного расхода рассматривают минимальный месячный расход года 95 % обеспеченности, имеющий среднюю повторяемость раз в 20 лет. При реализации данной схемы предполагается, что возможные, обусловленные техногенными факторами, изменения как содержания загрязняющих веществ, так и расходов сброса, не должны превышать установленных нормативов вне зависимости от реально наблюдаемого гидрологического режима и гидрохимического состояния водотока-приемника.
Согласно другой схеме, которую будем называть регулируемым сбросом, параметры сброса изменяются («регулируются») в соответствии с изменением гидрологического и гидрохимического режимов водотока-приемника. Необходимым условием для реализации данной схемы водоотведения является наличие достаточно большой емкости накопителя-регулятора, компенсирующей внутригодовую неравномерность расходов водоприемника.
Регулирование сброса по сравнению со схемой водоотведения с использованием нормативных минимальных расходов является более гибкой системой нормирования допустимых сбросов, позволяющей при сохранении нормативных требований к качеству воды в контрольном створе использовать разбавляющие возможности водного объекта - приемника сточных вод. Однако следует отметить, что регулируемый сброс предъявляет определенные требования к организации системы регулирования режима и контроля водоотведения, которые рассмотрены далее.
В СССР схема регулирования сброса была реализована еще в 1939 г. по предложению К.В. Щеголева благодаря введению в эксплуатацию накопителя-регулятора сточных вод на Рубежанском химкомбинате. Накоплен-
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
ные стоки впервые были сброшены в р. Северский Донец при прохождении весеннего паводка в 1940 г.
В дальнейшем схема регулирования сбросов достаточно широко использовалась в СССР на химических предприятиях для сброса сточных вод из накопителей. Учитывалось, что снижение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах при существующих технологиях производства было практически невозможно и сброс в соответствии со схемой равномерного водоотведения с использованием нормативных минимальных расходов привел бы к нарушению нормативных требований к качеству воды в контрольном створе. За прошедший период различные схемы и варианты регулирования сброса достаточно широко обсуждались в работах К.В. Щего-лева [2], Я.Ф. Плешкова [3-6], В.Р. Лозанского [7], а для условий отведения избыточных рассолов - А.П. Лепихина [8].
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДИКУ
Целесообразность и необходимость внесения дополнений в Методику в части, касающейся возможности регулируемого сброса сточных вод из накопителей, диктуется, прежде всего, законодательным определением понятия «норматив допустимого сброса», приведенным в п. 1 Методики: «нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды». Следовательно, при установлении нормативов допустимого сброса должны быть приняты во внимание, во-первых, режим сброса, во-вторых, технологические нормативы. Соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2014 г. был подготовлен Приказ о внесении изменений с существующую методику. Приказ № 332 от 22.07.2014 зарегистрирован в Минюсте России № 13.08.2014 от 33566.[9]. Изменения касаются возможности организации регулируемого сброса сточных вод при условии наличия у водопользователя необходимой аккумулирующей емкости. Суть его сводится к тому, что, используя минимальный из среднемесячных расходов воды года 95 % обеспеченности, определяется допустимый расход сточных вод для самого маловодного месяца, затем с учетом соответствующих переходных коэффициентов, представляющих отношения среднего расхода расчетного месяца к минимальному месячному расходу, происходит перерасчет расхода сброса сточных вод для каждого месяца.
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
Статья 44 Водного кодекса РФ [10] «Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод» устанавливает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты: содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым водным объектам. Также запрещается сброс сточных, в т. ч. дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:
- зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
Статья 60 Водного кодекса содержит требования по охране водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем. В частности, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);
- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Таким образом, регулируемый сброс, если он не допускает превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах в контрольном створе, не противоречит требованиям действующего Водного кодекса.
Статьи 22-231. ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 21 июля 2014 г.) [11] конкретизируют систему нормирования/ограничения сбросов:
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
- Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (ст. 22 п. 1).
- Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 311 настоящего ФЗ (ст. 23 п. 2).
- При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы (ст. 23 п. 1).
- Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 671 настоящего ФЗ (ст. 23 п. 2).
- Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов (ст. 23 п. 3).
- Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. В период осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности (ст. 23 п. 4).
- Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31 настоящего ФЗ (ст. 23 п. 6).
Следовательно, законодательные основания для внесения дополнений в Методику в части, касающейся возможности регулируемого сброса сточных вод из накопителей, имеются, если эти дополнения соответствуют ст. 22-231 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Использование ассимилирующей способности водных объектов Методикой предусмотрено (п. 21 Методики).
Требования практики. Технологии производства в ряде отраслей предусматривают наличие накопителей, технологически связанных с процессом добычи и переработки полезных ископаемых, а также с накоплением, безопасным хранением и утилизацией промышленных отходов горных, металлургических, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий [12]. В этом случае Приказ № 332 от 22.07.2014, предоставляет водопользователям возможности организации регулируемого сброса сточных вод [9].
Разного рода накопители или иные технологические емкости неизбежно требуют опорожнения, поскольку содержащиеся в них значительные объемы воды не могут быть очищены экономически доступными способами, направленными на повторное использование, орошение и т. п. Отказ от накопителей или применение систем оборотного водоснабжения не всегда можно реализовать на практике в силу экономической необоснованности. В то же время имеется настоятельная необходимость обоснования режима сброса с использованием накопителей сточных вод и с учетом динамики гидрологического и гидрохимического режима водного объекта - приемника сточных вод, который обеспечивает выполнение основных требований Водного кодекса и самой Методики.
Основные положения, которые обеспечивают возможность регулируемого сброса:
- Сброс вод рыбоводных прудов, накопителей, шламо- и хвостохрани-лищ, прочих технологических емкостей и иных периодических источников загрязнения должен осуществляться преимущественно в период, когда имеется резерв свободной ассимилирующей способности водного объекта по специальной программе, согласованной в установленном порядке уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды, охраны и использования водного фонда, Роспотребнадзором, органами охраны биологических ресурсов;
- Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для организаций-водопользователей и выпусков сточных вод рассчитываются и
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
устанавливаются для каждого из десяти равных диапазонов наблюденных (измеренных) расходов воды в водном объекте между минимальным и максимальным наблюдавшимся среднемесячным расходом воды в реке, исходя из внутригодового распределения расходов воды в годы расчетной обеспеченности от 5 % до 95 %. В случае значительной разницы между наблюденными минимальными и максимальными расходами воды в реке допускается установление норматива допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для организаций для большего количества диапазонов расхода воды в реке.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты рассчитываются для каждого из измеренных диапазонов расходов воды в реке по формуле (4) действующей Методики: определяется СНДС, где кратность общего разбавления сточных вод в водотоке п рассчитывается, исходя из расхода воды в водотоке, соответствующего минимальному значению расхода воды в реке для соответствующего диапазона, а величина НДС определяется по формуле (3). Используются размерности: для СНдС - кг/м3, для максимального часового расхода сточных вод q - м3/сут, для величины НДС - кг/сут.
Сброс сточных вод из накопителей и иных технологических емкостей может быть признан допустимым при соблюдении согласованного режима сброса при выполнении следующих условий:
1) в контрольном створе содержание специфичных для конкретного выпуска загрязняющих веществ не превышает нормативов качества окружающей среды (ПДК) или естественного фонового содержания веществ природного происхождения;
2) в сточных водах не превышены показатели бактериального и гель-минтозного загрязнения, установленные СанПиН 2.1.5.980-00 для поверхностных водных объектов.
Эти формулировки могут быть взяты за основу дополнений к Методике.
Определенные требования должны быть установлены относительно состава и свойств вод в накопителе при разрешенном регулируемом сбросе. Должен быть запрещен сброс:
- веществ искусственного происхождения, чуждых природной среде (ксенобиотиков), запрещенных к производству, закупке, применению;
- веществ искусственного происхождения, не прошедших государственную регистрацию, для которых не изучены параметры их санитарно-гигиенической и экологической опасности;
- суперэкотоксикантов и иных опасных веществ, включенных в списки и регистры международных конвенций и соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация.
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
НДС для регулируемого сброса не должен выражаться в размерности т/мес или т/год, поскольку контролю соответствия требованиям сброса подлежат концентрация и расход сточных вод, которые в течение года или сезона изменяются, при условии непревышения нормативов качества воды в контрольном створе. Следует иметь ввиду известный закон: «убивает концентрация, а не масса». Поэтому для регулируемого сброса норматив допустимого сброса может определяться часовой массой.
При водоотведении из накопителей обеспечивается постоянство концентраций отводимых веществ в сбросе, поскольку при поступлении в накопитель сточных вод происходит усреднение их состава. При поступлении в накопитель ливневых и талых вод может происходить снижение концентраций загрязняющих веществ.
При расчете НДС целесообразнее использовать расчет в единицах массы в час, т. е. в виде формулы
НДС = СНЛС. х q , (1)
НДС,. ^лим' 4 '
где СНДС.(г/м3) - концентрации г-го нормируемого вещества/показателя в сбрасываемой воде; qлим - установленный для расчета расход сбрасываемых вод, м3/ч.
Решающее значение для регулируемого сброса имеет режим сброса и обеспечение адекватного смешения с водой водоприемника. Это требует разработки:
- технических устройств для регулирования сброса из накопителя, т. е. разработки конструкции водовыпуска и его установки;
- диспетчеризации режима сброса;
- контроля концентраций нормируемых компонентов в отводимых водах и в контрольном створе.
Предпочтительной является организация принудительного рассеивающего смешения, поскольку при береговых «точечных» выпусках в равнинные реки струя сточных вод может не смешиваться с водой водоприемника на значительном расстоянии, создавая зону концентрированного загрязнения. Космические снимки это подтверждают.
Анализ внесенных изменений в существующую Методику Приказом № 332 от 22.07.2014 [9] выявил ряд недостатков, которые могут быть исправлены в ходе доработки Методики.
Принципиальным недостатком рассматриваемого предложения является то, что данные изменения Методических рекомендаций [1] не учитывают принципиальных различий генезиса формирования стока в периоды межени и половодья. Гидрологический режим водных объектов территории России, как правило, характеризуется очень существенной внутригодовой и внутри-месячной неоднородностью. При этом, если сток в период летней или зим-
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
ней межени весьма стабилен, то изменчивость расходов воды в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков очень сильная.
В подтверждение этому выполнен анализ выборок лет различной водности для крупной и средней рек. В качестве крупной реки выбрана р. Кама гидрологический пост Тюлькино, средней - р. Яйва - п. Усть-Игум. Для гидрологического поста п. Тюлькино на р. Кама в качестве средних по водности лет были выбраны 1963, 1964, 1976, 2003, 2006, 2009, 2012 гг.; а в качестве маловодных лет - 1967, 1977, 2005.
Соответственно для гидрологического поста п. Усть-Игум на р. Яйва в качестве средних по водности лет выбраны: 1968, 1973, 1983, 1985,1989, 2003, 2009, 2012 гг.; минимальных - 1967, 1982, 1987, 1988, 2011 гг.
Характер внутригодового распределения стока в средний и маловодный годы представлен на рис. 1.
многоводный — 1967 - маловодный
Ё
О со %
и го О. 1000
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август СентябрьОктябрь Ноябрь Декабрь
Месяц
Рис. 1. Изменение расходов воды по месяцам для лет разной водности
для гидропоста Тюлькино - р. Кама.
Концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе, лимитируемые процессами разбавления, обратно пропорциональны расходу воды водотока - приемника. Поэтому, если основной задачей регламентации отведения сточных вод является обеспечение нормативного качества вод в контрольном створе при текущем режиме, принципиальное значение имеет отношение минимальных суточных расходов (измеренных расходов) к среднемесячным расходам (показатель p). Изменчивость данного показателя, как следует из рис. 2, очень неоднородна в течение года. Если в период зимней
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
межени данное отношение составляет 0,90-0,95, то в период прохождения паводка оно снижается до 0,18-0,20. В период зимней межени максимальные суточные концентрации загрязняющих веществ будут превышать соответствующие ПДК в 1,05-1,10 раза, что сопоставимо с погрешностью действующих систем мониторинга водных объектов. В период прохождения паводка эти превышения будут достигать 5,0-5,5 раз, что совершенно неприемлемо.
■ р.Кама-п.Тюлькино
■ р.Яйва -п. Усть-Игум
месяц
Рис. 2. Годовая динамика показателя p.
Данные особенности будут наблюдаться как на подъеме, так и на спаде половодий и паводков. Продолжительность периодов, в которые среднемесячные расходы воды будут меньше суточных значений, а соответственно содержания регламентируемых компонентов в контрольном створе превышать нормативные требования, может составлять около 20 дней. Таким образом, при обосновании режима регулируемого сброса должны быть сформулированы характеристики:
- технических устройств для регулирования и рассеивания сброса;
- рассчитанного процесса смешения при водоотведении в водный объект-приемник сточных вод;
- характеристик систем контроля качества воды при водоотведении из накопителя и в контрольном створе.
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
расчет регулируемого сброса сточных вод
Разбавление является одним из основных факторов снижения концентраций веществ, поступивших со сточными водами в водные объекты. Регулируемое отведение сточных вод допустимо в водотоки или в водоемы с достаточно интенсивным водообменом.
При разбавлении общая масса поступившего в водный объект загрязняющего вещества не изменяется. Изменяется объем воды, содержащий неизменную массу. Разбавление сточной жидкости в объеме воды водного объекта, в который осуществляется водоотведение, обусловлено смешением загрязненной струи с некоторой достаточно значительной частью этого объема в процессе турбулентного перемешивания.
В практике расчетов используются понятия: кратность разбавления п и коэффициент смешения у. Кратность разбавления - это количественная характеристика, характеризующая увеличение объема воды при смешении объема сточной воды и объема воды водоприемника в процессе разбавления по сравнению со сточными водами. Коэффициент смешения показывает, какая часть расхода реки смешивается со сточной водой в данном створе.
Для расчета процессов смешения в водотоках до настоящего времени наиболее распространенным являлся метод В.А. Фролова - И.Д. Родзил-лера [14, 15]. Этот метод был разработан более 60 лет назад и изначально ориентирован на использование минимального объема как простейшего вычислительного средства при имеющейся исходной информации о морфометрии рассматриваемого водного объекта. Расчеты по методу Фролова-Родзиллера весьма просты, однако содержат сещественные методические погрешности и могут использоваться согласно [1] только при определенных соотношениях расходов водотока Qп и расходов сточных вод q (0,0025 < q / Q < 0,1). п
В настоящее время, в связи с бурным развитием вычислительных средств разработано большое количество программных продуктов, позволяющих проводить расчеты зон загрязнения водных объектов с требуемой детальностью. Их обзоры даются в [15, 16].
В Методике [1] предусмотрено использование «пакетов прикладных программ для расчета НДС» (п. 21). Разработано большое количество гидродинамических моделей, позволяющих с высокой точностью описывать процессы смешения/разбавления в водных объектах. В зависимости от особенностей водного объекта и загрязняющих веществ могут быть использованы двух- и трехмерные модели.
В отличие от традиционной схемы, изложенной в Методике, при регулируемом сбросе основной нормируемой характеристикой является расход сточных вод, при известном содержании в них загрязняющих веществ, который допустим для сброса в водный объект. Этот норматив, рассчитывае-
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
мыи как часовой расход, является регулируемом величинои в зависимости от гидрологического и гидрохимического режимов водного объекта.
Установление параметров регулируемого сброса, исходя из внутригодовой изменчивости речного стока, должно основываться на гидрографе речного стока при наблюдении расходов реки в районе сброса, для чего необходима организация гидрометрического поста при невозможности использования информации с ближайшего действующего поста. При технической возможности результаты замеров расходов водотока-водоприемника могут быть сблокированы с системами регулирования расхода сбрасываемой воды.
Регулирование сброса должно осуществляться с учетом концентраций веществ, содержащихся в сбрасываемой из накопителя сточной воде, а также фоновых характеристик качества воды в водном объекте - приемнике сточных вод. Нормативный расход вод из накопителя qлим (м3/ч) устанавливается на определенный период: сутки, декада, месяц, сезон. Результаты расчетов должны оформляться в виде диспетчерского графика режима сброса (рис. 3).
Расчет допустимого расхода сточных вод из накопителя qлим производится на основе апробированного метода разбавления по математической модели, исходя из требования непревышения норматива качества по каждому нормируемому компоненту в контрольном створе водотока-приемника. Для рек с большой водностью диспетчерский график режима регулируемого сброса может быть составлен для всех месяцев года с учетом фоновых концентраций выше створа сброса из накопителя. При расчете диспетчерского графика режима сброса необходимо учитывать также возможность поступления сточных вод из накопителя нерегулируемым стоком (за счет дренажа).
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
контроль за соблюдением нормативов допустимого сброса веществ
Действующая Методика не предусматривает механизмов контроля за соблюдением НДС. В то же время согласно законодательству должен осуществляться производственный и государственный контроль, а также учет по формам № 2-ТП (водхоз), который определяет сумму платы за негативное воздействие.
Производственный контроль имеет решающее значение, поскольку обладает оперативностью и способностью корректировки процессов. В составе производственного контроля должны быть предусмотрены автоматизированные технические способы измерений и регулирования расходов сбрасываемых вод при диспетчеризации сброса. Производственный, в т. ч. аналитический контроль нацелен на поддержание заявленного и допустимого состава и свойств сточных вод, подаваемых в накопитель и сбрасываемых в водный объект с учетом требований [17]. Безусловным должен быть контроль за безопасностью ГТС в соответствии с Правилами безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов [12]. Целесообразно также ориентировать водопользователей на применение стандарта ИСО [18].
Организация контроля качества воды в контрольном створе водного объекта-приемника сточных вод силами водопользователя представляется целесообразной. Однако следует учитывать, что учет сброса сточных вод и расчеты платы за сброс ведутся на основании данных по сбросу [19-22]. Производственный и государственный контроль водоотведения обеспечивается доступностью точек отбора проб во все сезоны путем оборудования контрольных колодцев, автоматизированных систем пробоотбора в водо-отводящем устройстве, измерения расходов и пр.
Создание автоматизированных систем контроля качества воды в контрольном створе водного объекта-приемника сточных вод силами водопользователя является дополнительным аргументом при выдаче НДС для регулируемых сбросов.
Прогноз качества воды в контрольном створе может осуществляться и расчетным методом, если известны фоновые характеристики для всех сезонов года.
заключение
Несмотря на современный уровень развития технологий производства, в большинстве промышленных отраслей неизбежно использование накопителей отходов, которые требуют периодического опорожнения, поскольку содержащиеся в них значительные объемы воды не могут быть очищены экономически доступными способами или направлены на повторное использование. В определенных условиях и при определенном режиме ре-
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
гулируемый сброс сточных вод из накопителей может быть разрешен, поскольку неизбежен и/или экономически оправдан. Регулированный сброс является более гибкой системой нормирования допустимых сбросов. Такой подход позволяет использовать разбавляющие возможности водного объекта-приемника сточных вод при условии сохранения нормативных требований к качеству воды в контрольном створе. Параметры сброса изменяются в соответствии с изменением гидрологического и гидрохимического режимов водотока-приемника.
Регулируемый сброс предъявляет определенные требования к организации системы регулирования режима и контроля водоотведения, которые были перечислены. Целесообразность внесения дополнений, касающихся регулируемого сброса сточных вод из накопителей в Методику, согласуется с заложенными в Водном кодексе и Федеральном законе «Об охране окружающей среды» положениями.
список литературы
1. Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Приказ Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333.
2. Щеголев К.В. Накопители для защиты водоемов от загрязнения. К.: Гос. изд. лит. по строительству и архитектуре УССР, 1962. 90 с.
3. Плешков Я.Ф. К выбору размеров накопителей сточных вод // Проблемы гидроэнергетики и водного хозяйства. 1966. Вып. 4. С. 144-147.
4. Плешков Я.Ф. Регулирование речного стока. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. 560 с.
5. Плешков Я.Ф., Мухопад В.И. Вопросы инженерной гидрохимии и охраны вод. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. 175 с.
6. Плешков Я.Ф. Локализация промстоков и накопители как средство санитарной охраны водных объектов // Техн. бюлл. 1953. № 48. С. 3-12.
7. Лозанский В.Р. Гидрологические аспекты управления качеством вод // XXIII Междунар. геогр. конгресс. Секция 2 «Климатология, гидрология, гляциология». М. 1976. С. 233-236.
8. Лепихин А.П., Вагнер Н.В., Панькова О.И. Гидрологические аспекты организации регулированного сброса сточных вод в водотоки (на примере БКРУ-4 г. Березники) // Водное хозяйство России. 2002. Т. 4. № 6. С. 516-529.
9. Приказ Минприроды России от 22.07.2014 № 332 «О внесении изменений в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Утв. приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333, зарег. в Минюсте России 13.08.2014 № 33566.
10. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2006.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
12. Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов. Утв. постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.02 № 6. Зарег. в Минюсте РФ 16.04.2002 № 3372.
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.
13. Родзиллер И.Д. Прогноз качества воды водоемов - приемников сточных вод. М.: Стройиздат, 1984. 263 с.
14. Канализация населенных мест и промышленных предприятий: Справ. проектировщика. М.: Стройиздат, 1981. 639 с.
15. Любимова Т.П., Лепихин А.П., Паршакова Я.Н. Тиунов А.А. Численное моделирование разбавления и переноса высокоминерализованных рассолов в турбулентных потоках // Вычислительная механика сплошных сред. 2010. № 5. С. 68-79.
16. Веницианов Е.В., Лепихин А.П., Кирпичникова Н.В., Тиунов А.А. Разработка гидродинамической модели и модели формирования загрязнений равнинного водохранилища (на примере Клязьминского) // Водное хозяйство России. 2013. № 2 С. 96-107.
17. О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ. Постановление Правительства РФ от 12.11.1992 № 869 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.1999 № 374).
18. Сертификация по стандарту ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98) «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению».
19. Об утверждении статистического инструментария для организации Росводре-сурсами Федерального статистического наблюдения об использовании воды. Приказ Минэкономразвития России от 19 октября 2009 г. № 230 (с изменениями от 28 ноября 2011 г. № 466).
20. Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (с изменениями на 26 декабря 2013 г. № 1273).
21. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (с изменениями на 24 декабря 2014 г. № 1471).
22. Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества. Приказ Минэкономразвития России от 8 июля 2009 года № 205 (с изменениями на 19 марта 2013 г. № 92).
Сведения об авторах:
Веницианов Евгений Викторович, д-р физ.-мат. наук, профессор, заведующий лабораторией охраны вод, ФГБУН «Институт водных проблем Российской академии наук», 119333, г. Москва, ул. Губкина, д. 3; e-mail: [email protected] Лепихин Анатолий Павлович, д-р геогр. наук, профессор, заведующий лабораторией, ФГБУН «Горный институт Уральского отделения Российской академии наук», 614007, г. Пермь, ул. Сибирская, 78А; директор, ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» Камский филиал (КамНИИВХ), 614007, г. Пермь, ул. Народовольческая 33; e-mail: [email protected]
Губернаторова Татьяна Николаевна, канд. техн. наук, старший научный сотрудник, лаборатория охраны вод, ФГБУН «Институт водных проблем Российской академии наук», 119333, г. Москва, ул. Губкина, д. 3; e-mail: [email protected]
Богомолов Андрей Владимирович, младший научный сотрудник, лаборатория проблем гидрологии суши, ФГБУН «Горный институт Уральского отделения Российской академии наук», 614007, г. Пермь, ул. Сибирская, 78А.
Водное хозяйство России № 5, 2015 г.