научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, освоение которых позволяет выпускникам Высшей школы агробизнеса приобрести глубокие знания по избранной специальности.
Преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин студентам Высшей школы агробизнеса осуществляется на кафедрах экономического факультета, факультета бизнеса и права и факультета бухгалтерского учета. Для работы со студентами Высшей школы агробизнеса привлекаются наиболее опытные и квалифицированные преподаватели кафедр, преимущественно профессора и доценты. Учебными планами всех специальностей предусмотрено прохождение студентами производственной практики на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса, на базе которых впоследствии будут выполняться дипломные работы.
Обучение в Высшей школе агробизнеса предполагает активную работу студентов, основанную на сочетании аудиторных занятий и самостоятельной работы. Применяемые образовательные технологии основаны на активизации самостоятельной работы студентов, творческом поиске решений возникающих в процессе изучения специальных дисциплин задач и позволяют в конечном итоге приобрести необходимые для овладения профессией знания, умения и навыки. В целом учебный процесс в Высшей школе агробизнеса направлен на развитие навыков самостоятельного поиска студентами оптимальных решений на основе полученных знаний и практического опыта. Наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого студента способствует дружелюбная атмосфера и активная поддержка студентов со стороны административного персонала и профессорско-преподавательского состава.
Получение второго высшего образования экономического профиля позволяет выпускникам Высшей школы агробизнеса овладеть современными технологиями и экономическими методами в области управления производством, приобрести умения принимать экономически обоснованные решения на основе сочетания знаний, полученных при освоении как первой, так и второй специальностей.
Одним из требований к соискателям на рынке труда является наличие у претендента на вакантное рабочее место определенного уровня квалификации, который определяется, как правило, с учетом наличия документа об образовании и опыта работы по требуемой специальности.
Выпускники Высшей школы агробизнеса, обладая двумя дипломами о высшем образовании и знаниями по двум специальностям, будут иметь безусловное конкурентное преимущество на рынке труда при поиске или смене работы, а также при продвижении по службе как разносторонне образованные и целеустремленные люди, заинтересованные в постоянном профессиональном росте, готовые реализовать полученные знания в своей трудовой деятельности и в конечном итоге имеющие все основания со временем войти в элиту государства как успешные руководители предприятий и организаций различного уровня.
УДК 37.018.43
Е. П. КОЛЕСНЕВА
О ВНЕДРЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Системное использование информационно-коммуникационных технологий лежит в основе технологий дистанционного обучения и является эффективным направлением в развитии высшего образования. В США больше половины студентов занимаются по разным дистанционным программам. В Европе ставится задача увеличить число студентов, получающих образование дистанционно, хотя в отдельных странах этот уровень достигает и более 60 %. В России дистанционное обучение охватывает только около 5 %. В Республике Беларусь пока менее одного процента студентов обучаются по программам дистанционного обучения. Здесь дистанционно высшее образование можно получить в десяти учреждениях высшего образования. Организация дистанционного образования регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании, согласно которому «Дистанционная форма получения образования - вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий» [1].
Таким образом, под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг заочной формы получения образования, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.).
Современное дистанционное обучение должно строиться на использовании следующих элементов: среды передачи информации (электронная почта, телевидение, радио, информационные коммуникации, телекоммуникационные сети); методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В мировой практике дистанционного обучения применяются такие информационные технологии, как предоставление учебников и другого учебного печатного материала, пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, вебинары, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; кабельное телевидение, голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону. В наиболее доступном виде эти технологии применяются в мировой компьютерной сети Internet. При этом также используются компьютерные электронные учебники или электронные учебники на лазерных дисках.
При подготовке учреждения к организации дистанционного обучения выделяются вопросы, требующие приоритетного внимания. Это нормативно-правовая база дистанционного обучения, методика организации процесса дистанционного обучения, технологии, используемые в дистанционном обучении, виды и формы контроля в дистанционном обучении, подготовка преподавателей дистанционного обучения.
Системе дистанционного образования присущи как положительные стороны, так и недостатки, анализ которых показал, что к преимуществам дистанционного обучения можно отнести: доступность образования вне зависимости от географического положения; получение необходимой информации и повышение уровня знаний; индивидуальный темп обучения; свобода и гибкость графика обучения; возможность для инновационного творческого подхода в процессе обучения; технологичность, использование новейших технологий; мобильность обучения; обучение в комфортной, привычной обстановке; снижение затрат на проведение обучения; проведение обучения большого количества людей; систематизация информации; повышение качества обучения за счет применения современных средств; визуализация информации и ее демонстрация; обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга; создание единой образовательной среды.
К недостаткам относят: отсутствие личного общения между обучающимся и педагогическим работником, а также среди обучающихся; превалирующее влияние письменной основы обучения; необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий, прежде всего, жесткой самодисциплины; сложность идентификации, «фальсификация» образования; необходимость наличия технического оборудования и постоянного доступа к сети Internet; нехватка специально разработанных учебных программ и курсов; отсутствие постоянного контроля над обучающимся; недостаток практических знаний.
Надо дополнить, что один и тот же учебный материал в рамках дистанционного обучения может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио-видео, презентации и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями.
Особенно актуально внедрение дистанционного обучения в свете последних планов Министерства образования Республики Беларусь о введении сетевой организации обучения в учреждениях образования.
Отмечая достоинства применения дистанционного обучения, имеет место мнение, что информационные технологии позволяют автоматизировать учебный процесс, в результате чего нагрузка на педагогического работника снижается, т. к. один педагог может вести одновременно обучение нескольких сотен студентов. Трудно согласиться с этим мнением. Конечно, лекционная, да и вся аудиторная нагрузка педагогического работника может быть сокращена, но в разы возрастает объем индивидуальной работы с каждым студентом (чат, работа с электронной почтой и т.д.), т. к. у каждого студента появляется возможность задать вопрос в любое удобное для него время, что сложно сделать студентам, особенно заочной формы получения образования при традиционном обучении.
Важно отметить, что дистанционное обучение (ДО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - разные понятия, которые очень часто употребляются как синонимы [2]. Дистанционные образовательные технологии могут применяться и в традиционном процессе обучения. Они могут быть реализованы в работе со студентами при проведении тренингов, семинаров, консультирования.
Выделяют три вида технологий, применяемых в дистанционном обучении.
Технология первая. Дистанционное обучение, которое проходит на основе бумажных и аудио носителей. Сюда входят аудио- и видеодиски, учебно-методические пособия, учебники и прочее. Как правило, в данной форме обучения со студентом работает преподаватель, который и проверяет работы, присланные по почте, а также консультирует и отвечает на вопросы по телефону. Кроме того, иногда проводятся занятия в специальных учебных центрах.
Вторая технология. Дистанционное обучение посредством телевизора. Так называемая, телевези-онно-спутниковая технология. Она только получает развитие, поскольку является дорогой и сложной.
Третья технология. Это дистанционное обучение с помощью интернет-технологий. Интернет-обучение пользуется все большим спросом и становится все более актуальным по мере плотного и повсеместного внедрения Интернета в нашу жизнь. Данная технология включает в себя все вышеназванные формы в разных пропорциях.
В России многие университеты сегодня предлагают дистанционную форму обучения. В рамках договора о сотрудничестве между УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» и ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет» был изучен опыт университета по созданию и внедрению в образовательную практику системы дистанционного обучения, которую образуют кейс-технология и сетевая технология. Под кейс-технологией дистанционного обучения понимают форму обучения, при которой каждый студент после заключения договора на обучение получает электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) на электронном либо бумажном носителе. Основу учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий составляют учебно-методические материалы, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Изучив опыт ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет», с целью повышения качества заочного обучения и эффективности самостоятельной работы студентов-заочников в 2012 г. в академии начато внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. При внедрении новых методов и методик в конкретном учреждении образования необходимо учитывать его специфику, сложившиеся в нем традиции, стиль управления, величину учебного заведения и т. д. Выбор был определен на развитии дистанционных образовательных технологий для студентов заочной формы получения образования.
В системе заочного образования Белорусской сельхозакадемии сейчас можно выделить два этапа использования информационных технологий. Первый представлен информационной поддержкой процесса обучения. На этом уровне Интернет предоставляет дополнительные учебные ресурсы.
Следующий шаг - создание дистанционных технологий, что требует более сложных навыков. Очевидно, что главными условиями их внедрения в сельскохозяйственной академии являются:
1) наличие соответствующей аппаратной базы на кафедрах;
2) высококвалифицированные специалисты как в своей профессиональной сфере (педагогические работники), так и в области компьютерных технологий, мультимедиа и т. п.
Для обучения студентов академии используется образовательная платформа Moodle на основе интернет-технологий. Создан сайт http://study.baa.by/, где размещаются учебные и другие материалы (рис. 1).
Рис. 1. Образовательный портал УО БГСХА На первом этапе в качестве эксперимента были введены учебные материалы по специальности «Землеустройство». Каждому студенту выдана индивидуальная учетная запись для доступа к учебным материалам через логин и пароль. После положительного опыта по данной специальности дальнейшая работа продолжена и для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства».
В процессе самостоятельной работы в межсессионный период студент изучает разделы дисциплин, пользуясь материалами электронных учебно-методических комплексов, размещенных на сайте
дистанционных образовательных технологий академии. Здесь представлены: учебный план по специальности; учебные программы по дисциплинам; по каждой дисциплине даны цели и задачи ее изучения; требования к знаниям студентов в соответствии с образовательным стандартом; курс лекций по темам; методические указания по проведению практических (лабораторных) занятий; индивидуальные задания; перечень вопросов, выносимых на зачет или экзамен; дополнительные видео- и аудио-учебные материалы.
В системе дистанционного образования наиболее трудоемким является процесс создания высокого качества комплекта учебно-методических материалов, которые позволят студенту самостоятельно изучать учебные курсы, контролировать свои знания и уровень подготовки к экзаменам. Именно этому вопросу и надо уделять пристальное внимание. Важно, чтобы все учебные материалы были актуальными. С этой целью необходимо проводить их своевременное обновление, но не реже, чем один раз в год.
Таким образом, эффективное использование дистанционных образовательных технологий определяется системой факторов: качественный современный сайт дистанционного обучения (ключевой элемент маркетинга и привлечения обучающихся); многофункциональная система дистанционного обучения; актуальные, востребованные на рынке электронные образовательные ресурсы.
Дистанционные образовательные технологии, применяемые в академии, стали важным средством организации самостоятельной работы студентов. Данная задача решается путем активизации учебной деятельности, повышения успешности в обучении, вовлеченности в образовательный процесс, улучшения понимания изучаемого материала, формирования профессиональной грамотности. Повышается качество образования при сохранении заочной формы получения образования с традиционными лабораторно-экзаменационными сессиями.
Внедрение этих технологий имеет ряд преимуществ: студент обеспечивается полным комплектом структурированных учебных материалов по каждой дисциплине, которыми он может пользоваться в удобное для себя время; активизируется самостоятельная работа студента заочной формы получения образования в межсессионный период, что обеспечивает систематичность и последовательность в обучении. Студент сам определяет темп обучения в межсессионный период, может возвращаться по несколько раз к отдельным учебным модулям; появляется возможность консультирования студентов посредством интерактивного взаимодействия с преподавателем в on- и offline режиме; используется компьютерная графика, анимация, видео, звук, другие медийные компоненты, что дает уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым.
Наиболее актуальные достоинства этих технологий нашли свое отражение на рис. 2.
Преимущества применения дистанционных образовательных технологий
Индивидуальный подход к каждому студенту
Актуальность электронных образовательных программ
Максимальная наглядность учебных материалов
Высокое качество обучения благодаря использованию интерактивных технологий
Рис. 2. Преимущества применения дистанционных образовательных технологий в академии
В настоящее время функции дистанционных образовательных технологий реализует специалист заочного отделения, который регистрирует и ведет базы данных студентов, вводит электронные учебно-методические материалы и другие документы, поддерживает коммуникацию между педагогическими работниками и студентами; контролирует обновление информации. По мере расширения информационного поля и дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий возникает необходимость создания центра дистанционных технологий в академии. В последующем дистанционные технологии будут ориентированы в полном объеме и на образовательный процесс студентов очной формы получения образования, а также слушателей повышения квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]: 11 января 2011 г., № 243-3: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4.01. 2014. - Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/. - Дата доступа: 10.04.2015.
2. Лебедева, М. Б. Образовательные технологии: терминология и содержание / М. Б. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1.- Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 17-21.