ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
RAR УДК 7.01 ББК 85.143
О ВЛИЯНИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТВОРЧЕСТВО БРАТЬЕВ-ХУДОЖНИКОВ
ЗОЛОТЫХ
Золотых Михаил Сергеевич,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры живописи Курского государственного университета e-mail: lady. [email protected].
Аннотация
Подчеркивается значение русской народной художественной культуры в жизни современного общества, как фундамента современной культуры, источника нравственной силы и духовности народа. Раскрывается влияние народных традиций в быту, искусстве, духовной жизни на развитие народной художественной культуры. Автор рассказывает, как воронежская земля с ее песнями, плясками, хороводами, предметы старины, окружавшие братьев художников Золотых в детстве, наложили отпечаток на всю их дальнейшую творческую жизнь, делится также личным опытом в создании портрета и натюрморта.
Ключевые слова
М. С. Золотых, А. С. Золотых, художественная культура, народные традиции, народное творчество, предметы старины, портрет, натюрморт, мастерство, опыт, педагогическая деятельность.
54
В настоящее время наблюдается повышенный интерес деятелей искусств к народной культуре. Анализируя экспозиции современных художественных выставок, нетрудно заметить увлечение многих художников вещами старины, предметами народного творчества. Живописцев,
графиков, скульпторов привлекают старинные вещи, сохранившие аромат времени, национальные традиции наших предков. Бережное отношение к отечественным истокам, к русской народной художественной культуре, является отрадным явлением в жизни современного общества.
Русская народная художественная культура издавна развивалась на основе вековых традиций, обеспечивала преемственность в быту, искусстве, духовной жизни. Традиционная русская культура обращена к вечным ценностям, которые осваиваются и переосмысливаются современностью. Полноценного современного специалиста в художественной культуре невозможно представить без базовых знаний традиционной культуры. На глубоких знаниях народной художественной культуры основывались и достижения выдающихся мастеров прошлого, таких, как: В. И. Суриков, Б. М. Кустодиев, В. М. и А. М. Васнецовы, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров, И. Е. Репин, М. А. Врубель и других художников, чье творчество пронизано любовью к отечественной истории и народным истокам. Эти великие мастера живописи для современных художников являются примером, как по мастерству, так и по отношению к своему Отечеству.
Интерес к старине, к рушникам, прялкам, севалкам, народным костюмам, к старинной архитектуре у меня появился с раннего детства, когда я полюбил и протяжную русскую песню, и мудрые народные сказки, и разудалую пляску, и спокойные величавые хороводы. Ведь рос я на воронежской земле, земле Кольцова и Никитина, где народные традиции всегда были сильны.
В родительском доме висели вышитые старинными узорами полотенца, а кровати, особенно в праздник, убирались нарядными кружевными покрывалами. Деревянная ступа, различные чугунки, горшки и кувшины были тогда еще в обиходе. Мне даже посчастливилось видеть настоящую русскую свадьбу со старинными обрядами, где песни «играли», т. е. пение сопровождалось старинными танцами под жалейку с характерными движениями рук, поднятыми над головой.
Как красива прялка, как совершенна форма простой старинной ступы, как великолепна старинная архитектура, будь то деревянный терем или каменный собор.
Мне всегда казалось, и я все больше в этом убеждаюсь, что созданное народом и проверенное временем народное искусство, отличается завораживающей гармонией и мудрой простотой. Неслучайно, и народная музыка, и слова из народных песен часто являются основой для творчества современных авторов, а народные костю-
Рис. 1. Золотых М. С. Натюрморт с прялкой. Х. м. 90x75. 1980 г.
мы и старинные предметы вдохновляют современных художников на создание живописных, графических, скульптурных произведений.
Вспоминается, как на последнем курсе обучения на художественно- графическом факультете появилось желание написать большой натюрморт, состоящий из старинных предметов. Задуманный натюрморт я уехал писать в родное село Синие Линяги после защиты дипломной работы. Прялку, рубель, сито нашел дома, рушник, скамейку, два кувшина и севалку — у бабушки, ступу и остальные предметы — у соседей. Работалось над натюрмортом легко! Приятно цветом «лепить» удивительные рукотворные предметы, на которые время наложило свой неповторимый живописный отпечаток. «Натюрморт с прялкой» попал сначала на областную художественную выставку в Курске, откуда был закуплен отделом культуры города и передан Курскому областному краеведческому музею, после чего экспонировался на зональной художественной выставке в Воронеже и на Всероссийской художественной выставке в Москве.
Продолжая работать над любимой темой, некоторое время спустя я написал портрет своей бабушки. Смолоду она слыла в селе рукодельницей, и мне захотелось запечатлеть ее образ на светлом фоне вышитых ею рушников. Во время сеансов мы непрестанно беседовали. Я просил больше рассказывать о прошлой жизни,
Рис. 2. Золотых М. С. Моя бабушка Елена Михайловна. 1984. Х. м. 90x75
о ее детстве, родителях, братьях и сестрах. Простым, но образным языком она рисовала картины из своего детства и юности. Меня всегда восхищало и удивляло, как старые люди, на своем диалекте так складно и красочно могли описать какое-нибудь событие или случай. Было невероятно интересно не по книгам, а по рассказам бабушки представлять хотя бы фрагментарно ту жизнь, где еще царили нравственные устои и традиции, где карагоды собирались не на сцене, а в яруге или на улице. Так, от бабушки я узнал, как ее отец, мой прадед, Михаил Ермолаевич воевал в Первую мировую войну, как он видел императора Николая II, обращавшегося к солдатам с патриотической речью, как выдержал химическую атаку, которую немцы применили против русских солдат.
С того времени, как я писал бабушку, прошло более тридцати лет. Бабушки уже давно нет в живых, но когда я снова вижу ее умное, открытое, немного грустное лицо и натруженные руки, вспоминаются наши беседы, обстановка светлой чистой комнаты, васильки и ромашки на столе, покрытом белой вышитой скатертью, рушники
над иконами. В этот момент я думаю: как хорошо, что никакие случайные обстоятельства не помешали оставить на память моим близким образ дорогого человека со своим миропониманием, своей житейской мудростью, мыслями и воспоминаниями.
Работая над портретом бабушки, я в который раз убедился в том, что художнику необходимо как можно больше общаться с портретируемым. В процессе общения с человеком можно больше узнать о нем, изучить его характер и внешность. Портретисту очень важно уметь вживаться в образ портретируемого, как вживается артист в героя, которого он должен сыграть на сцене.
Такие великие мастера портретного жанра, как И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. Н. Крамской, С. Т. Коненков, В. И. Мухина, А. С. Голубкина и другие, приступая к созданию портрета, внимательно изучали человека, образ которого предстояло воплотить живописцу на холсте, а скульптору в бронзе или в граните. В. А. Серов, например, несколько сеансов работы над портретом мог посвятить общению с моделью за чашкой чая. Беседуя с портретируемым, он старался как можно точнее уловить характерную позу конкретного человека, увидеть, при каком освещении и на каком фоне будет наиболее выразительно читаться его лицо, руки, вся фигура.
Внимательно изучив модель, художник в своем воображении создает почти законченный образ в материале, а живописец — и в цветовом ключе. Это является обязательным условием в работе портретиста. Художник в течение всего времени ведения работы должен держать в голове задуманный им образ, чтобы постоянно сравнивать его с изображением на холсте и к концу работы добиться воплощения этого образа в своем произведении. Разумеется, создавая образ будущего произведения в своем воображении, живописец должен представить и композицию, и колорит портрета. У художника, как правило, очень сильно развито образное мышление, что помогает ему создавать художественное произведение в живописи, рисунке, скульптуре, в гончарном деле, в создании глиняной игрушки и т. д.
Занимаясь педагогической деятельностью в должности профессора кафедры рисунка и живописи Курского государственного университета, я передаю свой опыт работы над портретом,
Рис. 3. Золотых М. С. Северный домик. 1985 г. Картон, масло. 36x50
натюрмортом, тематической картины, пейзажем студентам, обучая их нелегкому, но, на мой взгляд, самому интересному делу, приучаю их работать творчески, не забывать свои корни, любить русскую народную культуру.
Тема народного творчества меня по-прежнему волнует. На эту тему написано много работ, среди них: «Деревенский натюрморт», «Старинный натюрморт», «Сергей Есенин с матерью», «Заброшенный самовар», «Северный домик», «Северная деревня», «Коренная пустынь», «Ростов Великий. Церковь Иоанна Богослова», «Церковь Иоанна Богослова на реке Ишня», «Ростов Великий», «Новгородский кремль», «Тихая жизнь на Новой Ладоге», «Курские звоны», «Ярославово дворище» и другие.
Развитию излюбленной темы способствовали ежегодные поездки в качестве преподавателя со студентами художественно-графического факультета Курского государственного университета на пленэрную практику в старинные русские города: Новгород, Новая Ладога, Ростов Великий, Ярославль, Рыльск, Борисоглебск, Псков, Суздаль, Кострома. Здесь всегда с вдохновением работают и студенты, и преподаватели, восхищаясь великолепными памятниками архитектуры, удивительными музейными экспонатами, резными наличниками на окнах домов и изделиями современных народных промыслов.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Архитектура» и «Искусство интерьера»,
Рис. 4. Золотых М. С. Свято-Николаевский монастырь. Х. м. 50x75
в старинных городах имеется возможность изучать разные по стилю и назначению архитектуру и интерьеры. Студенты, обучающиеся по специальности «Дизайн костюма», могут не только любоваться экспонируемой в музеях одеждой крестьянок и боярышень, князей и стрельцов, но и оценивать костюмы с профессиональной точки зрения, дабы в дальнейшем использовать элементы старинной одежды в своем творчестве. Роль таких поездок трудно переоценить: где еще так близко соприкасаешься с историей своего Отечества и почувствуешь себя частицей всего народа...
Тема народного творчества отражена и в творчестве моего брата, Александра Золотых, который во многих своих работах воспевает удивительную красоту созданных нашими предками народных костюмов, предметов быта и глиняной игрушки, памятников старинного зодчества и разворотов старинных книг. Художник восхищается мастерством русского народа, создавшего из глины, соломы, бересты, дерева красивые и полезные вещи, которые можно использовать и в наши дни.
Любовь к этой теме у Александра проявилась, как и у меня, в детстве. Мы росли вместе и, будучи моим младшим братом, он во всем брал пример с меня. Когда по окончании института по распределению я уехал в г. Рыльск, мой брат решил написать составленный и написанный мною натюрморт со старинными предметами. Он написал его по-своему, добавив в композицию еще несколько старинных предметов. Работа получилась чрезвычайно интересной и впо-
Рис. 5. Золотых А. С. Диптих «Иван да Марья». 2010 г.. Х. м. 118x140
следствии экспонировалась на Всероссийской выставке. С темой русского народного творчества Александр Золотых не расставался и, учась в Художественном институте им. В. И. Сурикова.
В настоящее время наряду с другими жанрами живописи художник отводит большое место в своем творчестве и натюрморту. Натюрморты Александра Золотых интересны по живописи и богаты содержанию. Рассматривая такие произведения как, «Земля кормилица», «Ой, мороз, мороз», «Все в прошлом», «Натюрморт с прялкой», «Силуэты прошлого», «Хлеб», диптих «Иван да Марья» и другие, мы можем полюбоваться изображениями старинных предметов, самоваров, прялок, кувшинов, туесов, ложек, ковшей, братин, формы и пропорции которых говорят о таланте народа, его выдумке и смекалке, о «золотых руках» и большом художественном вкусе. Для художника Александра Золотых эти вещи — живые свидетели и участники крестьянского труда и быта, носители прикосновения рук умельцев прошлого.
В диптихе «Иван да Марья», изображая только предметы, которые издревле создавали люди,
Рис. 6. Золотых А. С. Диптих «Иван да Марья». 2010 г. Х. м. 140x110
пользовались ими, может быть, привычно не замечая их, художник сумел красноречиво рассказать нам о привычках, вкусах и укладе жизни хозяев этих вещей. Изображая простые вещи, А. Золотых привносит одухотворенность в неодушевленные предметы, делает их значительными и выразительными, несущими великий смысл и красоту. Он в своих работах наглядно показывает нам, как можно, изображая только предметы, создать яркие образы людей.
Левая часть диптиха («Иван») воссоздает нам собирательный образ русского мужика. Он и пахарь, и плотник, искусный умелец, и защитник Отечества. В правой части диптиха («Марья») мы любуемся прекрасным образом русской женщины. Она предстает перед нами как мать и хранительница домашнего очага, труженица и рукодельница.
Натюрмортам Александра Золотых свойственна картинность. Художник придерживается традиций национального русского искусства, где содержательность, глубина интереса к человеку и всему тому, что с ним связано, является важнейшей составляющей художественного произведения.
Работать над темой, связанной с народным творчеством, не так-то просто, нужно глубоко погружаться в эту тему, внимательно изучать традиции народа, терпеливо и самозабвенно ис-
Рис. 7. Золотых А. С. Хлеб. 2008. Х. м. 100x120
полнять свое предназначение, вызванное беспредельной любовью к своему делу. Отсюда и вдохновение, и мастерство живописца, восхищение и понимание зрителя.
Здесь уместно заметить, что за создание диптиха «Иван да Марья» Александр Золотых был удостоен звания Лауреата премии международного конкурса в области изобразительного искусства «Прохоровское поле». Высшее жюри под председательством народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Геннадия Ивановича Проваторова, оценило труд художника, который на протяжении многих лет работает над близкой его сердцу тематикой. Постоянно пополняя свой натюрморт-ный фонд в поисках предметов народной старины, посещает различные «барахолки», обменивается экспонатами с коллекционерами, договаривается с бабушками, у которых сохранились старинные костюмы, платки, лапти, прялки, севалки и другие старинные вещи. В его творческой мастерской настоящий музей народного искусства.
Заслуженный художник России, почетный академик Российской академии художеств Александр Сергеевич Золотых свою любовь к народной художественной культуре передает студентам художественного училища г. Воронежа, где он работает. Составляя совместно с ними прекрасные натюрморты, он помогает будущим ху-
дожникам осваивать азы мастерства, приобщает их к творчеству.
Работа над натюрмортом — картиной — это сложный процесс общения художника с предметами изображения, с помощью которых он стремится решить поэтические и пластические задачи. Прежде чем писать натюрморт, художник специально ставит его в натуре, т. е. сочиняет из вещей предметную группу, строит и лепит ее. Постановка натюрморта является ответственным моментом в творческом процессе. По мнению многих художников, поставить натюрморт — это почти сделать картину.
Подход к созданию натюрморта может быть разным. Один художник его «ставит», можно сказать, сочиняет, другие готовый натюрморт «видят» в натуре как естественный кусочек жизни. Эмоциональная окраска и пластическая форма композиционного решения зависит от индивидуальных особенностей, художественного видения мастера, его ощущения жизни и отношения к ней. Художественный образ в картине — натюрморте слагается из взаимодействия предметов, из того положения в композиции, в котором они оказываются по воле автора.
Народное искусство надлежит глубже изучать, его нужно пропагандировать и развивать. Это необходимость сегодняшнего дня, ведь искусство — фундамент современной культуры, источник нравственной силы и духовности. Дальнейшее совершенство общества невозможно без усвоения народной культуры, которая способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширяет и развивает представления о культуре, повышает духовные потребности, формирует художественный вкус и воображение, активизирует и нравственно возвышает.
Список литературы
1. Болотина И. С. Русский натюрморт. М., 1970.
2. Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII — начала XX века. М.: Га-ларт; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997. 432 с.
3. Кучумов А. М. Русское декоративное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л.: Художник РСФСР, 1981. 368 с.
4. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие XVIII - XXI вв. Традиции и современность/Автор-сост. М. А. Некрасова. М.: Союз Дизайн, 2013. 620 с., ил.
5. Народные художественные промыслы/О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чирков и др. Под общ. ред. О. С. Поповой. М.: Легкая пищевая промышленность, 1989. 192 с.
6. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное искусство как мир целостности. М.: Советская Россия, 1983.
7. Пружан И. Н., Пушкарев В. А. Натюрморт в русской и советской живописи. Л.: Аврора, 1971. 188 с.
8. Ракова М. Н. Русский натюрморт конца XIX — начала XX века. М.: Искусство, 1970. 147 с.
9. Русский натюрморт. Альбом. Л.: Аврора, 1987.
ON THE INFLUENCE OF RUSSIAN FOLK ART CULTURE ON THE CREATIVITY OF BROTHERS- ARTISTS ZOLOTYH
Zolotyh Mikhail Sergeevich,
PhD, professor of department of painting of the Kursk state university тел.: (908) 126 - 61 - 67 e-mail: lady. [email protected]
Abstract
The importance of Russian folk art culture in the life of modern society, as the foundation of modern culture, the source of moral strength and spirituality of the people is emphasized. The influence of folk traditions in everyday life, art, spiritual life on the development of folk art culture is revealed. The author tells how the Voronezh land, with its songs, dances, round dances, antiquities surrounding him and his brother in childhood, left an imprint on their entire future creative life. And the author also shares personal experience in creating a portrait and still life.
Keywords
M. S. Zolotyh, A. S. Zolotyh, artistic culture, folk traditions, folk art, antiquities, portrait, still life, craftsmanship, experience, pedagogical activity.