ЛИТЕРАТУРА
Величковский Б. Т., Кацнельсон Б. А. Этиология и патогенез силикоза. М., 1964. — К а ц н е л ь с о н Б. А., Величковский Б. Т. Гиг. и сан., 1963, №9, стр. 88. — Кацнельсон Б. А., Кедров Б. Д., Зеленева Н. И. и др. Гиг. труда, 1965, № 6, стр. 31. — Кацнельсон Б. А., Кедров Б. Д., Бабушкина Л. Г. Там же, 1964, № 11, стр. 8. — Кацнельсон Б. А., Лемясев М. Ф., Бабушкина Л. Г. и др. Гиг. и сан., 1964, № 12, стр. 30.-—Максимова Л. И. Гигиена труда в промышленности строительной керамики. Автореф. дисс. канд. М., 1960. — У л р и х Л. Гиг. труда, 1963, № 4, стр. 22. — В а 1 о h J., Csl. Zdrav., 1962, т. 10, стр. 20
Поступила 28/XII 1964 г.
COMPARATIVE ASSESSMENT OF KONIOSIS HAZARDS FROM INDUSTRIAL DUST
N. I. Zeleneva, B. A. Katsnelson, B. D. Kedrov, M. F. Lemyasev, Z. P. Yarosh
The authors compare the incidence of specific pneumoconiosis signs revealed in the course of medical examination of five groups of workers, who were exposed to the action of dust of various fireproof materials, with their prevailing concentrations at the corresponding enterprises and come to definite conclusions on the comparative hazards of these materials in respect to koniosis. In this connection certain propositions are made on the possible use of similar comparative investigations for substantiating the maximal permissible concentration of industrial dust.
УДК 612.766.1:621.316.345
О ВЛИЯНИИ РАБОТЫ ЗА ПУЛЬТОМ УПРАВЛЕНИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Канд. мед. наук Г. И. Оксенгендлер
На транспорте, в промышленности и энергетике все больше становится операторов, управляющих механизмами и агрегатами посредством получения и переработки различного рода информации и целенаправленных ответных действий. Для рационализации труда представителей этой профессии важное значение имеет изучение и оценка физиологических сдвигов, возникающих в их организме под влиянием работы, связанной с управлением, и характеризующих степень утомления и работоспособности. Между тем эти сдвиги у специалистов, обслуживающих пульты управления и другие аналогичные устройства, исследовали немногие авторы (А. И. Киколов; М. Г. Бабаджанян с сотрудниками; С. О. Руттенбург с сотрудниками, и др.).
В период плавания морского судна мы предприняли изучение некоторых двигательных функций у операторов, обслуживавших пульты управления электромеханизмами судовой энергетической установки. Работа этих лиц состояла из ряда взаимосвязанных, последовательных, преимущественно стереотипных, целенаправленных действий, составлявших операции управления, а также из зрительного и слухового контроля и активного анализа показаний индикаторов с постоянной готовностью к немедленному ответному реагированию. Общий объем этой работы был велик, так как количество элементов управления, размещенных на каждом из пультов, достигало 50 единиц и более. Как и при всяком обслуживании систем управления, наибольшая нагрузка падала на зрительный и кинестезический анализаторы. В частности, ряд операций характеризовался высокой точностью дифференцирования силы и направления ответных действий. Одной из причин развития утомления служило состояние ограниченной подвижности при внеопе-рационной деятельности, отличавшейся длительными однообразными статическими напряжениями.
3*
35
Было обследовано 9 специалистов в возрасте 21—24 лет, работавших в течение 2 смен в сутки, одна из которых была дневной (утренней), а вторая — ночной (вечерне-ночной). Профессиональный стаж обследованных колебался от 2 до 4 лет. Все они трудились в одном и том же корабельном помещении, т. е. в одинаковых условиях внешней среды. Средние микроклиматические показатели ее при плавании в северных морях были следующими: температура воздуха 23,0—26,4°, относительная влажность 39,5—46,3%. скорость движения воздуха 0,20— 0,25 м/сек.
Для оценки функционального состояния двигательного анализатора непосредственно в корабельных условиях с помощью портативной аппаратуры мы определяли силу и выносливость хватательной группы мышц правой кисти, способность воспроизводить заданное мышечное усилие и проводили тремометрию. Силу и выносливость мышц исследовали по методике В. В. Розенблата1 с помощью динамометра собственной конструкции (Г. И. Оксенгендлер). По словесным отчетам испытуемых определяли также так называемый показатель усталости, т. е. время в секундах, прошедшее от начала статической работы до появления чувства усталости в работающей кисти. Способность воспроизводить заданное мышечное усилие изучали по методике, описанной Г. Б. Смолянским с соавторами. Чтобы исключить тренируемость испытуемых, при каждом исследовании меняли величину заданного усилия (в пределах от 50 до 200 мм рт. ст.). При тремометрии, помимо проведения электрода по прорезям, испытуемый неподвижно в течение 30 сек. удерживал его в круглом отверстии пластины, стараясь не касаться ее краев. Тремометрию проводили после функциональной нагрузки в виде статической работы на динамометре (предельное поддержание усилия, равного половине максимального).
Перечисленные методы мы применяли комплексно до и после дневных и ночных смен (вахт). С каждым из 9 испытуемых в течение 14 дней было проведено 28 наблюдений, общее количество проб составило 1512.
При статистической обработке результатов наблюдений использовали непараметрические тесты — так называемые критерий знаков и критерий Вилкоксона (Б. Л. Ван-Дер-Варден), с помощью которых выявляли степень достоверности сравниваемых физиологических сдвигов.
Сила кисти рук испытуемых после дневных смен уменьшилась по сравнению с исходной (до работы) в 40,6% опытов, увеличилась в 28,8% и осталась неизменной в 30,6% опытов. При исследовании ночных смен эти показатели составили соответственно 39,7, 32,4 и 27,9%. Подобное распределение результатов не дает нам основания говорить о направленном изменении силы кисти.
Иные результаты получены при определении показателя выносливости. В дневных опытах после вахты отмечалось его снижение в 72,7% опытов, увеличение в 21,2%, в 6,1% наблюдений показатель выносливости не изменился. В ночных опытах эти данные соответственно равнялись 74,8, 20 и 5,2%- Это с достаточной степенью статистической надежности говорит о достоверном снижении выносливости к статическому усилию под влиянием работы, связанной с управлением. Примерно аналогичные данные установлены при определении показателя усталости. Уменьшение его после рабочей деятельности отчетливо коррелировало со снижением выносливости, средняя величина которой, согласно дневным исследованиям, до работы была 83,3 сек., а после работы — 73,6 сек. и приближалась к аналогичному показателю (79±1 сек.), вычисленному другими авторами (В. В. Скрябин и В. В. Розенблат).
Оценка способности воспроизводить заданное мышечное усилие показала, что днем после работы в 71,3% опытов отмечалось увеличение ошибки, в 16,1% —уменьшение ее, в 12,6% наблюдений этот показатель не изменялся. При ночных исследованиях соответствующие данные составляли 69,2, 12,0 и 18,8%.
Такие результаты позволяют считать, что под влиянием работы за пультом управления у операторов наступает некоторое ослабление мы-шечно-суставной чувствительности. Величина средней квадратической
1 Автореферат кандидатской диссертации. Свердловск, 1953.
ошибки воспроизведения возрастала у испытуемых по сравнению с исходными показателями в среднем на 75—84%.
При проведении стержня по прорезям пластины достоверность усиления тремора статистически доказывалась недостаточно, так как после дневных вахт тремор усиливался лишь в 58% наблюдений, а после ночных— в 49,6%- Более отчетливо (в 65,2% дневных опытов и 68,3% ночных) усиливался тремор кисти после работы при удерживании электрода в фиксированном положении. Это возрастание было значительным (в среднем 30%).
Таким образом, у операторов корабельных пультов управления под влиянием работы отмечались сдвиги в функциональном состоянии ки-нестезического анализатора: ослабление выносливости к статическому усилию, снижение проприоцептивной чувствительности и усиление тремора. По литературным данным (М. В. Кирзон, К- X. Кекчеев; Н. К. Верещагин и В. В. Розенблат; Tastevin; Marshall и Walsh; Cohen; А. Г. Зима и др.), все эти показатели отражают не только состояние периферических отделов двигательного анализатора, но прежде всего его центрального, коркового отдела. Так, по современным представлениям, снижение выносливости к статическому напряжению есть следствие ослабления процесса внутреннего торможения в моторной зоне коры головного мозга (Н. К- Верещагин; В. В. Розенблат, и др.) и, в частности, является для наших испытуемых неблагоприятным сдвигом, потому что длительные статические мышечные напряжения (как об этом упоминалось ранее) входят в их рабочую деятельность в качестве обязательного компонента. Тот факт, что при этом не отмечено статистически доказанных сдвигов уровня силы мышц, подтверждает результаты наблюдений других исследователей (С. П. Нарикашвили; В. В. Скрябин2; Ю. И. Данько3, и др.), согласно которым показатель выносливости служит более тонким индикатором наступления сдвигов в состоянии двигательного анализатора, чем сила мышц. Кроме того, важно учитывать мнение ряда упоминавшихся нами авторов о том, что показатель выносливости мышц кисти в известной мере отражает общую выносливость нервно-мышечного аппарата и организма в целом.
Что касается остальных физиологических сдвигов, то в нарушении способности воспроизводить заданное мышечное усилие мы склонны, подобно другим исследователям (Tastevin; Cohen, и др.), видеть ослабление регулирующего влияния коры головного мозга на состояние мы-шечно-суставной чувствительности; усиление же тремора в первую очередь, по-видимому, определялось изменениями координационных отношений между центральными структурами двигательного анализатора и косвенно характеризовало снижение точности координации движений, зависевшей в наших опытах от сочетанной функции двигательного и зрительного анализаторов.
При сравнении данных исследования в дневные и ночные часы не обнаружено статистически достоверных различий почти всех изучавшихся физиологических показателей в зависимости от времени суток. По-видимому, это следствие того, что систематическая тренировка к работе в необычные часы суток может до некоторой степени переделать привычный стереотип суточных колебаний физиологических функций и работоспособности (И. С. Кандрор4, К- М. Смирнов; С. О. Руттенбург и Н. И. Наследова; и др.). Именно такие явления наблюдаются в условиях плавания морских судов, когда деятельность значительной части специалистов протекает в течение длительного времени в ночные и вечерне-ночные часы, а сон и отдых — днем.
1 Автореферат кандидатской диссертации. Алма-Ата, 1958.
2 Диссертация. Л., 1956.
3 Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1959.
* Цит. С. О. Руттенбург и Н. И. Наследова, 1963.
Согласно нашим наблюдениям, средние исходные (до работы) показатели дневных и ночных исследований существенно не отличались друг от друга. Очевидно, изменения физиологических функций после работы сравнительно нестойки и через несколько часов (в пределах 8 часов) после смены, как правило, нормализуются.
Выводы
1. Работа операторов, обслуживающих судовые пульты энергетической системы, приводит к изменениям функционального состояния их двигательного аппарата — снижению выносливости к статическому усилию, ослаблению проприоцептивной чувствительности и усилению тремора.
2. Эти физиологические сдвиги, по-видимому, вызваны ослаблением процесса внутреннего торможения в корковом отделе двигательного анализатора, его регулирующего влияния на состояние периферических структур двигательной сферы, а также изменениями координационных отношений между моторными центрами.
3. Существенных различий между изучавшимися физиологическими показателями при дневных и ночных исследованиях не отмечено. Очевидно, в условиях плавания морского судна при длительном привыкании специалиста к работе в необычное время суток возможно частичное изменение суточного стереотипа.
ЛИТЕРАТУРА
Бабаджанян М. Г., Соколова В. Н., Костина Е. И. и др. В кн.: Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960, стр. 154. — Верещагин Н. К., Розенблат В. В. В кн.: Физиология нервных процессов. Киев, 1955, стр. 377.— Верещагин Н. К. В кн.: Вопросы физиологии труда. М., 1957, стр. 38. — Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. М., 1946. — К и колов А. И. Гиг. труда, 1960, № 2, стр. 20. — Кико-лов А. И. В кн.: Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960, стр. 145. — Кирзон М. В. В кн.: Психофизиология труда в промышленности. Л., 1935, стр. 224..— Нарикашвили С. П. Теор. и практ. физ. культуры, 1953, т. 16, в. 7, стр. 421. — Оксенгендлер Г. И. Воен.-мед. ж., 1958, № 3, стр. 81 — Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1961. — Руттенбург С. О., Дэн Су-и, Наследова Н. И. В кн.: Исследования по физиологии трудовых процессов. М., 1962, стр. 208. — Руттенбург С. О., Н а с л е д о в а Н. И. Гиг. труда, 1963, № 4, стр. 31. — Скрябин В. В., Розенблат В. В. Труды Всесоюзн. о-ва физиологов, биохимиков и фармакологов. М., 1958, в. 4, стр. 91. — Смирнов К. М. В кн.: Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960, стр. 58. — Tastevin J., J. psychol. norm, et path., 1956, v. 53, p. 10. — Cohen L. A., J. Neurophysiol., 1958, v. 21, p. 563. — M а г s h a 1 1 J., W a 1 s h E. G„ J. Neurol. Neurosurg. Psychiat., 1956, v. 19, p. 260. — В а н - Д e p - В a p д e н Б. JT. Математическая статистика. М., 1960.
Поступила 3/VIII 1964 г.
THE INFLUENCE OF WORKING ON CONTROL PANELS ON SOME INDICES OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE MOTOR APPARATUS
G. I. Oksengandler
Under study were the physiological shifts in operators working on control panels. Under the influence of day and night work in these specialists there occurred functional changes of the kinesthetic analyzor. These shifts reflected the development of fatigue manifested by a weakened process of internal inhibition in the cortical layer of the motor analyzor, its regulating influence on the state of peripheral structures, motor spheres, as well as alterations of coordination ratios between the motor centers. The physiological indices of day and night studies did not differ essentially this, apparently, being the result of a certain alteration of the daily rhythm of physiological functions in prolonged adaptation to night work.
\