Научная статья на тему 'О влиянии компетентности экспертов на обоснованность их оценки эффективности применяемых наноматериалов и технологий в производстве (сообщение 2)'

О влиянии компетентности экспертов на обоснованность их оценки эффективности применяемых наноматериалов и технологий в производстве (сообщение 2) Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТ / EXPERT / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / SOFTWARE / КОЭФФИЦИЕНТ КОНКОРДАЦИИ / COEFFICIENT OF CONCORDANCE

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Рева Д.В., Тихонова Н.В., Шрайфель И.С., Мальцев И.М., Прохоров В.Т.

В сообщении 2 авторы предложили новый способ оценки компетентности мнений на исследуемый процесс при участии специалистов в качестве приглашенных экспертов Таможенная Комиссия Таможенного Союза в таможенной экспертизе. Разработанный авторами алгоритм и программный продукт создают условия для сравнения совпадения мнений участвующих респондентов-специалистов в качестве экспертов об их компетентности в предложенной им области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Рева Д.В., Тихонова Н.В., Шрайфель И.С., Мальцев И.М., Прохоров В.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии компетентности экспертов на обоснованность их оценки эффективности применяемых наноматериалов и технологий в производстве (сообщение 2)»

УДК 678

Д. В. Рева, Н. В.Тихонова, И. С. Шрайфель, И. М. Мальцев, В. Т. Прохоров

О ВЛИЯНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТОВ НА ОБОСНОВАННОСТЬ ИХ ОЦЕНКИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЯЕМЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ

(Сообщение 2)

Ключевые слова: эксперт, алгоритм, программный продукт, коэффициент конкордации.

В сообщении 2 авторы предложили новый способ оценки компетентности мнений на исследуемый процесс при участии специалистов в качестве приглашенных экспертов Таможенная Комиссия Таможенного Союза в таможенной экспертизе. Разработанный авторами алгоритм и программный продукт создают условия для сравнения совпадения мнений участвующих респондентов-специалистов в качестве экспертов об их компетентности в предложенной им области.

Keywords: expert, algorithm, software, coefficient of concordance.

The report 2 authors have proposed a new method of estimating an informed opinion on the process under study, with the participation of experts as invited experts Customs Commission of the Customs Union Customs examination. Developed by the authors algorithm and software create the conditions for the comparison of convergence of respondents participating professionals as experts on their competence in his proposed area.

Введение

Рассматривая традиционные технологические процессы производства изделий из кожи, которые сегодня являются источниками отрицательного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье человека, можно с большой уверенностью констатировать, что практически каждая из технологических операций в той или иной степени является экологически опасной. Наибольшее по значимости вредное воздействие на человека в обувной промышленности оказывают операции технологического процесса, связанные с использованием деталей верха и низа обуви, изготавливаемых из вспомогательных материалов, содержащих в своем составе токсичные вещества. Наиболее опасными являются растворные клеи, содержащие в своем составе 78 - 80 % растворителей (ацетон, этилацетат, бензин). А если учесть, что в настоящее время более 80 % обуви изготавливается с использованием вспомогательных материалов, содержащих такое большое количество токсичных веществ, то проблемы обеспечение безопасности производства, а также здоровья потребителей и сегодня остаются актуальной и требуют привлечения к работе в качестве экспертов высококвалифицированных и компетентных специалистов.

Основная часть

Рассмотренный в сообщении 1 метод оценки компетентности экспертов при их участии в работе экспертных комиссий различных организаций может быть использован в том случае, если имеется достаточная аргументация о достоверности полученных результатов их работы. Если же возникает необходимость у руководителя организации, которая формирует эти экспертные комиссии, в персональной оценке компетентности каждого участника, в этом случае авторы предлагают новый метод. Сначала определим наиболее предпочтительные маркетинговые коммуникации для продвижения

продукции легкой промышленности с помощью оценок экспертов. Для этого проведено анкетирование, результаты которого говорят о том, что эксперты отдали предпочтение рекламе в качестве главного средства маркетинговых коммуникаций для продвижения продукции лёгкой промышленности, второе место эксперты отдали стимулированию сбытом, третье место - связь с общественностью и четвёртое место - личной продаже. Повторим оценку предпочтительных коммуникаций для экспертов с наибольшей компетентностью по итогам всех исследований - это эксперты под номерами 1,4,5,6,7,8,9. По итогам оценки предпочтений наиболее компетентными экспертами заключаем, что эксперты отдали предпочтение рекламе и стимулированию сбыта в качестве главных средств маркетинговых коммуникаций для продвижения продукции лёгкой промышленности на рынке сбыта с нестабильным спросом.

Авторы разработали дополнение к программе по обработке результатов априорного ранжирования, расширив её возможности за счет придания ей оценочной функции. Такая потребность возникла из-за существенного увеличения объема работы таможни. Теперь таможня вынуждена приглашать в качестве экспертов более широкую и не всегда подготовленную группу специалистов к участию в оценке качества такого широкого перечня продукции без достаточного опыта квалифицированной оценки об их назначении и качестве, что может провоцировать поступление на отечественные рынки недоброкачественной продукции. В этой связи появилась настоятельная потребность наличия методики по объективной оценке привлекаемых специалистов к работе в экспертных комиссиях в их компетенции, то есть независимая оценка компетенции этих экспертов. Для подтверждения предложенной методики объективной оценки в компетенциях экспертов проведено анкетирование группы экспертов и преподавателей вузов Ростовской области,

которые учувствуют в подготовке этих самых специалистов, привлекаемых таможней к экспертизе. Определим наиболее предпочтительные рекламные коммуникации для продвижения продукции лёгкой промышленности с помощью оценок экспертов-аудиторов. Характеристика рекламных коммуникаций: радио, телевидение, печать, «Директ мэил», «Public relations», телемаркетинг, стимулирование сбыта, специальная реклама, рекламные сооружения, другие виды продвижения продукции (флаер-сы, постеры, раздаточные материал, воздушные шары).

Результаты анкетирования экспертов приведены в таблице 1, а преподавателей вузов - в таблице 2. Предварительно обозначенная компетентность приглашаемых специалистов для анкетирования подтвердилась итоговыми результатами - их оценка о значимости предложенных компетенций (эффективность маркетинговых коммуникаций для продвижения продукции легкой промышленности к потребителю) в основном совпали (табл. 1 и 2).

Таблица 1 - Результаты анкетирования экспертами наиболее эффективных рекламных коммуникаций для продвижения продукции лёгкой промышленности

н, Элемент рекламных коммуникаций

U С о « m 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 4 1 6 7 9 10 2 3 5 8

2 9 4 8 7 2 3 1 5 6 10

3 6 1 2 5 4 3 7 8 10 9

4 10 2 1 4 3 8 5 9 6 7

5 10 1 3 2 9 7 4 5 6 8

6 10 5 2 7 8 4 1 9 3 6

7 2 1 3 9 8 7 4 5 6 10

8 2 1 7 8 3 10 4 5 6 9

9 4 5 1 2 3 7 6 9 8 10

10 10 5 6 3 7 1 2 8 9 4

Ито го: 67 26 39 54 56 60 36 63 65 81

Вы вод 9 1 3 4 5 6 2 7 8 10

Учитывая, что основная задача таможни -получить оценку компетентности каждого эксперта при их работе в таможне и принять решение о возможном их участии в будущем в экспертизе или отказе им в этом - провели сравнительную оценку результатов анкетирования по этим маркетинговым коммуникациям для всех участников эксперимента, то есть для экспертов и для преподавателей вузов.

В результате сравнительного анкетирования заключаем, что сумма рангов по каждой компетенции сравнивалась между собой и для экспертов, и для преподавателей, и это позволило на основе значения коэффициента конкордации расставить их по степени компетенции. В группу наиболее компетентных, у которых коэффициент конкордации равнялся 0,90 ^ 0,97, вошли - 9 преподавателей из 10, и только у 10 преподавателя коэффициент конкордации ниже нормативного, а именно равен 0,54; а вот

для экспертов-специалистов - результаты значительно хуже, ни один из них не получил значение коэффициента конкордации, которые показали преподаватели - он у них равен 0,50 - 0,87, следовательно, у таможенной службы при таком результате экспертизы имеются основания для отказа участвующим в экспертизе специалистам и предложить им или повысить свою квалификацию с последующей проверкой на компетентность, или привлечь других специалистов, уровень компетенции которых будет удовлетворять предъявляемым требованиям.

Таблица 2 - Результаты анкетирования преподавателями рекламных коммуникаций для продвижения продукции лёгкой промышленности при наличии «связанных» рангов (после обработки)

Экс Элемент рекламных коммуникаций

перт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 10 1,5 1,5 3,5 5,5 3,5 5,5 7 8 9

2 8 1,5 3,5 1,5 3,5 5,5 5,5 7 9 10

3 9,5 1,5 3 4 5 6 1,5 7 8 9,5

4 10 4 1,5 1,5 4 4 6 7 9 8

5 10 1,5 3 4 5 6 1,5 7 8 9

6 10 1 4,5 4,5 4,5 4,5 2 7 8 9

7 4 1 6 7 9 10 2 3 5 8

8 10 1,5 6 4 4 4 1,5 7,5 7,5 9

9 10 1,5 4,5 4,5 4,5 4,5 1,5 7 9 8

10 10 1 3 5,5 3 5,5 3 7 9 8

Сум

ма рангов 91.5 16 36.5 40 48 53.5 30 69.5 80.5 85.5

Вы-во- 10 1 3 4 5 6 2 7 8 9

ды

Заключение

Таким образом, авторы смогли с одной стороны показать возможности экспертизы для оценки компетентности привлекаемых таможней специалистов для маркетинговых коммуникаций по соответствию продукции нормативно-правовым требованиям в рамках ТК ТС и других организаций и выбору предпочтений в рекламе по стимулированию сбыта продукции, с другой стороны убедиться - компетентны ли привлечённые эксперты-аудиторы или нет, что позволит руководству ТК ТС и других организаций уменьшить ошибки в своей работе по привлечению в качестве экспертов-аудиторов для работы в таможне, а потребители будут уверены, что приобретают продукцию высокого качества и соответствующую требованиям технических регламентов, стандартам, сводам правил, или условиям договоров [3-5]. В любом случае, от всего этого выиграет только само дело, т.е. удастся защитить отечественного потребителя от некачественной продукции и спровоцировать отечественных производителей существенно улучшить само это качество продукции и повысить её конкурентоспособность и востребованность.

Литература

1. Д.В. Рева Об особенностях подготовки высококвалифицированных специалистов для Таможенной комиссии Таможенного союза /Д.В. Рева, В.Т. Прохоров, Т.М. Осина //Современные тенденции в образовании и науке сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции.- Тамбов.- 2013.- С.69-71.

2. Д.В. Рева Применение экспертизы для оценки компетентности специалистов по маркетинговым коммуникациям / Д.В. Рева, С.Ю. Полухина, В.Т. Прохоров, Т.М. Осина// Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2013.- № 6.- С. 148-152.

3. Ю.В. Вареньева О способах оценки компетентности экспертов-аудиторов по их обоснованному привлечению к участию в работе таможни в рамках Таможенного союза/ Ю.В. Вареньева, Л.В. Дуюн, Е.В. Компанченко, Т.М. Осина, В.Т. Прохоров//Техническое регулирование: базовая основа качества материалов, товаров и услуг: междунар. сб. науч. трудов / Ин-т сферы обслуж. и предпринимательства (филиал) федер. гос. бюдж. обра-

зоват. учреждения высш. проф. образования «Донской гос. техн. ун-т» - Шахты.-2014. -С.58-63.

4. Ю.В. Вареньева О способах оценки компетентности экспертов-аудиторов по их обоснованному привлечению к участию в работе таможни в рамках Таможенного союза (сообщение 2)/ Ю.В. Вареньева, Л.В. Дуюн, Е.В. Компанченко, Т.М. Осина, В.Т. Прохоров // Техническое регулирование: базовая основа качества материалов, товаров и услуг : междунар. сб. науч. трудов / Ин-т сферы обслуж. и предпринимательства (филиал) федер. гос. бюдж. образоват. учреждения высш. проф. образования «Донской гос. техн. ун-т» - Шахты.- 2014. -С.63-67.

5. В. Т. Прохоров О влиянии нано-материалов и технологий на литьевые свойства полимерных композиций на основе этилена с винилацетатом/ В.Т. Прохоров, Н.В. Тихонова, Т.М. Осина, Д.В.Рева, А.А. Тартанов, П.Н. Козаченко//Вестник Казанского технологического университета. - № 19. - 2014. - С.130-135.

© Д. В. Рева - аспирант каф. «Стандартизация, сертификация и товароведение», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, prohorov@sssu.ru; Н. В. Тихонова - д. т.н., профессор кафедры «Конструирование одежды и обуви», КНИТУ, sapr415@mail.ru; И. С. Шрайфель - к.ф.-м.н., доцент каф. «Математика и прикладная информатика» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, prohorov@sssu.ru; И. М. Мальцев - к.ф.-.м.н., доцент, зав. каф. «Математика и прикладная информатика» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ,: prohorov@sssu.ru; В. Т. Прохоров - д.т.н., профессор, зав. каф. «Стандартизация, сертификация и товароведение», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, prohorov@sssu.ru.

© D. V. Reva - postgraduate of department "Standardization, certification and commodity research ", Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) DSTU, Shakhty E-mail: prohorov@sssu.ru; N. V. Tihonova - Dr.Sci.Tech, the professor Garment and Footwear Design Department of Kazan National Research Technological University, Kazan E-mail: sapr415@mail.ru; I. S. Shraifel' -Ph.D., Associate Professor of Department. "Mathematics and Applied Computer Science" Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) DSTU, Shakhty. E-mail: prohorov@sssu.ru; I. M. Maltsev - Ph.D., associate professor, head of Department "Mathematics and Applied Computer Science" Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) DSTU, Shakhty. E-mail: prohorov@sssu.ru; V. T. Prokhorov - Doctor of Technical Sciences, professor, head of department "Standardization, certification and commodity research ", Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) DSTU, Shakhty. E-mail: prohorov@sssu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.