Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ «КИНОУРОКОВ» НА ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

О ВЛИЯНИИ «КИНОУРОКОВ» НА ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
510
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Ключевые слова
«КИНОУРОКИ» / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВОЛОНТЕРСТВО / МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Понамарёв Александр Борисович

Введение. В данном исследовании предпринимается попытка оценить воспитательный и профориентационный потенциал короткометражных фильмов, представленных проектом «Киноуроки». Применение телекоммуникационных технологий становится важной частью образовательного процесса в школах, а их результативность в качестве инструмента социальной инженерии остается под вопросом и недостаточно изучается научным сообществом. Автор сконцентрировал внимание на воспитательном аспекте применения короткометражных воспитательных фильмов и попытался выявить сильные и слабые места данного подхода. Методы. Было реализовано разведывательное панельное социологическое исследование, в рамках которого были опрошены школьники Приморского края. Первая волна опроса проводилась до просмотра фильмов, а вторая - через две недели после просмотра. Респондентам задавались вопросы, свяанные с их восприятием «успешного человека», их взглядами на репродуктивную стратегию (сколько необходимо иметь детей в счастливой семье), отношением к волонтерскому труду и готовностью выбрать социально полезные профессии (врач, учитель и т.д.). Результаты и их обсуждение. результаты исследования позволяют рельефно определить, на какие ценности и установки возможно оказать влияние, а на какие затруднительно. Более глубокие ценностные ориентиры, вроде отношения к рождению детей, достаточно трудно изменить, а лежащие на поверхности, вроде выбора профессии и иерархии факторов, влияющих на ее выбор, изменить возможно. Воспитательные художественные короткометражные фильмы не смогут стать важнейшим драйвером социальных преобразований и главным инструментом социальной инженерии, но могут занять свое место в более широком профориентационном комплексе, направленном на ориентацию российской молодежи в сторону более общественно полезного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Понамарёв Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE IMPACT OF “FILM LESSONS” ON THE VALUES OF SCHOOLCHILDREN

Introduction. This study attempts to evaluate the educational and career guidance potential of short films presented by the Kino Lessons project. The use of telecommunication technologies is becoming an important part of the educational process in schools, and their effectiveness as a tool for social engineering remains questionable and insufficiently studied by the scientific community. We focused our attention on the educational aspect of the use of short educational films, and tried to identify the strengths and weaknesses of the approach. Methods. An exploratory panel sociological study was implemented, which surveyed schoolchildren of Primorye Territory. The first wave of the survey was conducted before watching the movies, and the second wave was conducted two weeks after watching the movies. In this study, respondents were asked questions related to their perception of a “successful person”, their views on reproductive strategy (how many children to have in a happy family), about their attitude to volunteer work and their readiness to choose socially useful professions (doctor, teacher, etc.). Results and its discussion. The results of the study allow us to clearly identify which values and attitudes are possible to influence, and which are difficult to influence. More “deep” value orientations like attitudes towards having children are quite difficult to change, while “lying on the surface” like the choice of profession and the hierarchy of factors influencing its choice is possible to change. Educational feature films cannot become the most important driver of social change and the main instrument of social engineering, but they can take their place in a broader career-guidance complex aimed at directing Russian youth toward a more socially useful way of thinking.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ «КИНОУРОКОВ» НА ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Научная статья

УДК 316.4

DOI: 10.18522/2658-5820.2023.1.2 EDN WZKRAY

О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников Александр Б. Понамарёв1

1Южно-российский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия

e-mail: kalvarus94@gmail.com

Аннотация

Введение. В данном исследовании предпринимается попытка оценить воспитательный и проф-ориентационный потенциал короткометражных фильмов, представленных проектом «Киноуроки». Применение телекоммуникационных технологий становится важной частью образовательного процесса в школах, а их результативность в качестве инструмента социальной инженерии остается под вопросом и недостаточно изучается научным сообществом. Автор сконцентрировал внимание на воспитательном аспекте применения короткометражных воспитательных фильмов и попытался выявить сильные и слабые места данного подхода.

Методы. Было реализовано разведывательное панельное социологическое исследование, в рамках которого были опрошены школьники Приморского края. Первая волна опроса проводилась до просмотра фильмов, а вторая - через две недели после просмотра. Респондентам задавались вопросы, связанные с их восприятием «успешного человека», их взглядами на репродуктивную стратегию (сколько необходимо иметь детей в счастливой семье), отношением к волонтерскому труду и готовностью выбрать социально полезные профессии (врач, учитель и т.д.).

Результаты и их обсуждение. результаты исследования позволяют рельефно определить, на какие ценности и установки возможно оказать влияние, а на какие затруднительно. Более глубокие ценностные ориентиры, вроде отношения к рождению детей, достаточно трудно изменить, а лежащие на поверхности, вроде выбора профессии и иерархии факторов, влияющих на ее выбор, изменить возможно. Воспитательные художественные короткометражные фильмы не смогут стать важнейшим драйвером социальных преобразований и главным инструментом социальной инженерии, но могут занять свое место в более широком профориентационном комплексе, направленном на ориентацию российской молодежи в сторону более общественно полезного мышления.

Ключевые слова: «Киноуроки»; воспитание школьников; профориентация; волонтерство; многодетные семьи.

Для цитирования: Понамарёв А.Б. (2023). О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников. Caucasian Science Bridge, 6 (1), с. 18-27. https://doi.Org/10.18522/2658-5820.2023.1.2

About the impact of "Film Lessons" on the values of schoolchildren

Alexander B. Ponamarev1

*South Russian Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia e-mail: kalvarus94@gmail.com

Abstract

Introduction. This study attempts to evaluate the educational and career guidance potential of short films presented by the Kino Lessons project. The use of telecommunication technologies is becoming an important part of the educational process in schools, and their effectiveness as a tool for social engineering remains questionable and insufficiently studied by the scientific community. We focused our attention on the educational aspect of the use of short educational films, and tried to identify the strengths and weaknesses of the approach.

Methods. An exploratory panel sociological study was implemented, which surveyed schoolchildren of Primorye Territory. The first wave of the survey was conducted before watching the movies, and the second wave was conducted two weeks after watching the movies. In this study, respondents were asked questions related to their perception of a "successful person", their views on reproductive strategy (how many children

to have in a happy family), about their attitude to volunteer work and their readiness to choose socially useful professions (doctor, teacher, etc.).

Results and its discussion. The results of the study allow us to clearly identify which values and attitudes are possible to influence, and which are difficult to influence. More "deep" value orientations like attitudes towards having children are quite difficult to change, while "lying on the surface" like the choice of profession and the hierarchy of factors influencing its choice is possible to change. Educational feature films cannot become the most important driver of social change and the main instrument of social engineering, but they can take their place in a broader career-guidance complex aimed at directing Russian youth toward a more socially useful way of thinking.

Keywords: "Film Lessons"; schoolchildren education career guidance; volunteering; large families.

For citation: Ponamaryov A.B. (2023). About the impact of "Film Lessons" on the values of schoolchildren.

Caucasian Science Bridge, 6 (1), р. 18-27. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.1.2

Введение

Актуализация современных методов обучения и приведение их в соответствие с актуальными стандартами является важным элементом современной педагогики. Основная тенденция развития общего образования неразрывно связана с таким понятием, как цифровизация. Образовательные технологии трансформируются и приобретают более современные черты, связанные в первую очередь с применением телекоммуникационных технологий. Иными словами, компьютеры и видеоматериалы становятся все более популярными в образовательном пространстве. В современной российской школе имеется два направления: непосредственно образовательное и воспитательное. Польза применения информационных технологий, обеспечивающих увеличение наглядности представляемых материалов, очевидна и неоспорима, но в научном сообществе отсутствует консенсус насчет эффективности воспитания в общеобразовательных учреждениях, даже вне контекста применения современных технологий. Классический метод воспитательной деятельности в российской школе - классный час и лекция. Из этого следует, что воспитательный процесс в школе является однонаправленным, идущим сверху вниз - от преподавателя к обучающемуся. Вышеописанный подход достаточно часто критикуется опытными педагогами, а в центре внимания оказывается потенциал познавательно-развивающей парадигмы, в которой обучающийся обладает намного большей субъектностью, чем обычно (Герасимов, Лубский 2014). Сегодня этот подход постепенно популяризируется, и в данной работе мы предпримем попытку оценить эффективность одного из главных методов современного обучения - посредством просмотра видеоматериалов. При этом мы сконцентрируем наше внимание не на усвоении учебного материала, а на воспитательном потенциале. Иными словами, нас интересует ответ на следующий вопрос: обладают ли телекоммуникационные технологии воспитательным потенциалом? Для этого мы обратим наше внимание на достаточно проработанный и продвигаемый проект под названием «Киноуроки» (Киноуроки. Официальный сайт) и используем его как базу для социологического исследования. Работы, написанные по теме воспитательных фильмов, либо носят обзорный характер и расписывают потенциал данного метода (Вострикова, 2011), либо концентрируются на образовательном, а не на воспитательном аспекте. Особенно часто это связано с иностранными языками. Складывается впечатление, что большинство авторов сходится во мнении о том, что именно для изучения иностранных языков фильмы показывают себя наиболее эффективно (Форопонова, Чернышёва, 2022). В научном дискурсе отсутствуют современные социологические исследования, связанные с получением эмпирических данных об оценке обучающимися эффективности фильмов, а также с попытками выяснить, оказали ли подобные фильмы влияние на ценностные ориентиры молодых людей. В данном исследовании мы предпримем попытку заполнить эту лакуну.

Авторы проекта «Киноуроки» занимаются распространением короткометражных кинофильмов, рекомендованных Министерством просвещения РФ и входящих в программу «Культура для школьников». Из этого следует, что исследуемые нами короткометражные фильмы - не простая низовая инициатива, обладающая сомнительным качеством, а воспринимается как эффективный и полезный воспитательный инструмент на федеральном уровне. Приведем слова руководителей проекта, которые могут исчерпывающе описать их взгляд на свой проект: «Воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем нравственной, социальной и интеллектуальной компетентности. Поколения, воспитанные на духовных ценностях исторического и культурного наследия, станут мощной опорой для развития и укрепления государства». Как следует из вышеприведенной цитаты, воспитание детей, разделяющих созидательные и общественно полезные ценности, по сути, является одним из направлений социальной инженерии, реализуемой властным истеблишментом Российской Федерации. С точки зрения социологии нас интересует ответ на вопрос: оказал ли просмотр фильмов из проекта «Киноуроки» реальное влияние на мировосприятие молодых людей?

Методы. Исследование реализовано в формате панельного социологического опроса, проводившегося в две волны - до и после просмотра короткометражных воспитательных фильмов. Опрос проводился среди школьников Приморского края посредством анкетирования непосредственно перед просмотром и через две недели. Данный опрос носит разведывательный характер и направлен на подтверждение или опровержение гипотетического предположения о том, что короткометражные фильмы могут оказать позитивное влияние на морально-нравственное развитие молодых людей. Двухнедельная пауза между волнами опроса позволяет обеспечить достаточно долгое время для рефлексии и гарантировать, что ответы респондентов не контаминированы непосредственным впечатлением после недавнего просмотра. Школьникам были показаны три фильма: - «Дом», «Чистодей» и «5 дней».

В фильме «Чистодей» продвигается идея счастливой многодетной семьи, в которой семейное счастье, достигаемое путем обладания крепкой и сплоченной семьей, превышает по значению любой материальный достаток и престиж. Этот посыл становится особенно актуальным во времена спада рождаемости на фоне снижения желания молодых людей заводить семьи.

В фильме «5 дней» продвигается идея активного гражданского общества, выстроенного на взаимопомощи и совместном участии в социально полезной деятельности (субботники, древонасаждения, помощь пожилым людям и т.д.). Эта идея очень актуальна в современных реалиях, так как современная российская молодежь в целом очень атомизирована и зациклена на собственных проблемах. При этом очевидно, что активное вовлечение наших сограждан в созидательные инициативы приведет к повышению всеобщего благосостояния населения России.

В фильме «Дом» продвигается идея так называемой жизни ради других - паттерна социального поведения, ориентированного на приоритет общественной полезности любой деятельности и коллективного начала перед индивидуальным. Актуализируется идея выбора профессии, приносящей пользу социуму, и важности своей малой родины.

Сформулировав вышеописанные лейтмотивы и художественные замыслы каждого из фильмов, мы разработали три задачи исследования:

1. Выявить динамику отношения молодых людей к ценностям многодетной семьи до и после просмотра фильма «Чистодей».

2. Определить отношение молодых людей к добровольческой деятельности, активному вовлечению в созидательные общественные инициативы до и после просмотра фильма «5 дней».

3. Установить влияние фильма «Дом» на профессиональную ориентацию молодых людей, в частности на стремление выбирать социально полезные профессии.

Результаты и их обсуждение

Начнем с анализа общих вопросов.

По ответам на вопрос «Какие личные качества в человеке вы цените больше всего?» наблюдается заметная позитивная динамика общественно полезной направленности. Во-первых, доброта, отзывчивость и стремление помогать людям были выбраны в 37% случаев после просмотра (24% до просмотра, рост на 13 п.п.), честность и порядочность выбирались в 31% случаев (23% до просмотра, рост на 8 п.п.), ответственность выбиралась в 23% случаев (до просмотра 15%, рост на 8 п.п.). Особенно интересно то, что после просмотра фильмов «независимость», бывшая самым популярным ответом до просмотра фильмов (28%), значительно потеряла в популярности после просмотров (15% после просмотра, снижение на 13 п.п.) (рис. 1).

Доброта, отзывчивость, стремление помогать людям

Честность, порядочность Ответственность Стремление к саморазвитию Умение отстаивать свою точку зрению Независимость

Инициативность

Амбициозность, стремление быть первым

во всём

Умение извлекать пользу излюбой ситуации Затрудняюсь ответить

0 5 10 15 20 25 30 35 40

■ 2 волна ■ 1 волна

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Какие личные качества в человеке вы цените больше всего?», %

Вывод следующий: просмотр фильмов оказал значительное влияние на восприятие школьниками наиболее общественно ценных личных качеств и можно констатировать смещение их интересов от независимости в сторону социально полезных личных качеств. Можно сказать, что открытые, добрые и положительные пер-

сонажи фильмов запомнились школьникам и оказали влияние на ответы во второй волне опроса.

Далее респондентам было предложено выбрать из предложенных характеристик понятия «жизненный успех» именно те характеристики, которые являются для них наиболее подходящими (рис. 2).

Честно жить Иметь интересную работу Стать профессионалом в выбранном деле Иметь надежных друзей Иметь крепкую семью и детей Стать авторитетным и уважаемым человеком Быть первым во всем, что кажется важным Быть полезным обществу

Получать яркие жизненные впечатления

Обладать материальным достатком и престижной собственностью

Обладать властью и распоряжаться ею по своему усмотрению

Затрудняюсь ответить Приобретать богатства любым путем

■ 2 волна ■ 1 волна

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Выберите из предложенных характеристик понятия "жизненный успех" именно те характеристики, которые являются для вас наиболее подходящими» (множественный выбор), %

В случае школьников просмотр фильмов не столько изменил их приоритеты, сколько укрепил. Проявляется это в том, что первые три жизненных приоритета, определяющие «успешного человека», не поменялись местами, но стали более популярными. Такими ответами считаются «честно жить», «иметь интересную работу» и «стать профессионалом в выбранном деле». Остальные изменения в распределении ответов регистрируются в рамках статистической погрешности. Вывод следующий: просмотр фильмов не изменил представление школьников об успешном человеке, но укрепил уже укорененные в них позитивные, созидательные и конструктивные идеалы.

Распределение ответов на вопрос «Как вы думаете, сколько должно быть детей в семье для счастливой жизни?» представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Как вы думаете, сколько должно быть детей в семье для счастливой жизни?» (%)

Вариант ответа Волна 1 Волна 2

Только один ребенок 29 22

Два или три ребенка 14 11

Зависит от доходов семьи 11 28

В счастливой семье вообще не должно быть детей 7 5

Каждая семья должна ответить на этот вопрос самостоятельно 11 7

Чем больше детей, тем счастливее семья 1 3

Затрудняюсь ответить 26 25

Наиболее заметную динамику демонстрирует вариант ответа «только один ребенок», выбранный в 22% случаев после просмотра фильма (29% до просмотра, снижение на 7 п.п.) и «зависит от доходов семьи», который был выбран в 28% случаев после просмотра фильма (11% до просмотра). Отметим, что в данном вопросе очень высока доля затруднившихся ответить, так как школьники редко задумываются о вопросах деторождения стратегически. Интересно, что просмотр фильма оказал совершенно неожиданное влияние на выбор ответа «зависит от доходов семьи». Содержание фильма выстроено таким образом, что должно снижать степень рациональности и расчетливости в репродуктивной стратегии и придать рождению детей больше идейного, нравственно-морального и социально-полезного контекста, но после просмотра фильма школьники стали относиться к этому вопросу намного рациональнее. Насколько это совпадает с замыслом авторов, остается под вопросом, но мы можем констатировать, что фильм заставил школьников как минимум задуматься об этом вопросе и выбрать самый рациональный ответ. Вывод следующий: просмотр фильма не оказал влияния на оценку репродуктивной стратегии школьников, не зародил в них интереса стать многодетными родителями, но повысил степень рациональности в выборе количества детей.

Распределение ответов в табл. 2 демонстрирует положительную динамику отношения к волонтерству. Однозначно положительный ответ был выбран в 47% случаев после просмотра фильмов (23% до просмотра, рост на 24 п.п.). Вариант ответа «положительно, но во многих ситуациях люди должны справляться самостоятельно», демонстрирующий сдержанное отношение к волонтерству, был выбран в 24% случаев после просмотра фильмов (41% до просмотра, снижение на 17 п.п.). Вывод следующий: просмотр фильмов оказал заметное влияние на позитивное восприятие волонтерства среди школьников.

Распределение ответов на вопрос «Что лежит в основе вашей карьерной стратегии и выбора будущей профессии?», представленное на рис. 3, демонстрирует, что стремление добиться высокого дохода и качества жизни остаеётся основой карьерной стратегией (29%), но количество тех, кто готов выбрать профессию исходя из ее востребованности, увеличилось с 16% до просмотра до 24% после просмотра. Вывод следующий: это один из индикаторов того, что просмотренные фильмы обладают потенциалом вносить изменения в систему приоритетов, используемую школьниками при выборе профессий.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Выскажите свое отношение к добровольческим инициативам, волонтерству, безвозмездной помощи людям в трудных ситуациях» (%)

Варианты ответа Волна 1 Волна 2

Однозначно положительно, мы все должны помогать друг другу 23 47

Положительно, но во многих ситуациях люди должны справляться самостоятельно 41 24

Скорее отрицательно, так как в нашей стране есть специальные службы, оказывающие поддержку профессионально 14 11

Отрицательно, в обществе каждый должен быть сам за себя 9 4

Затрудняюсь ответить 13 15

Стремление добиться высокого дохода и качества жизни

Востребованность профессии в обществе Популярность специальности на рынке труда Возможность приносить пользу обществу Престижность и статусность профессии Затрудняюсь ответить

■ Волна 2 ■ Волна 1

Рисунок 3. «Что лежит в основе вашей карьерной стратегии и выбора будущей профессии?», %

Вышеприведенные результаты также были верифицированы прямым вопросом: «Оказал ли просмотр фильмов влияние на ваше отношение к труду и общественно полезным профессиям?». Распределение ответов представлено на рис. 4.

21% опрошенных указали в ответе, что просмотр фильмов повысил их интерес к социально полезным профессиям; Для 37% опрошенных эти профессии были интересны и до фильмов; 19% опрошенных посчитали, что фильмы не смогли повысить их интерес. Итак, можно сказать, что предположительно 21% респондентов восприняли фильм не просто положительно, но смогли осознать и воспринять его контент, что, по их мнению, оказало влияние на их карьерную стратегию.

5

■ Однозначно да, просмотр фильмов повысил мой интерес к таким профессиям

■ Скорее да, такие профессии мне интересны, но не только из-за фильмов

■ Скорее нет, фильмы не смогли повысить мой интерес к таким профессиям, но я понимаю их важность

Однозначно нет, общественная полезность профессии не имеет для меня никакого значения и фильмы ничего не изменили

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Оказал ли просмотр фильмов влияние на ваше отношение к труду и общественно полезным профессиям?», %

Мы считаем, что мотивирующие фильмы, очевидно, не смогут стать краеугольным камнем, меняющим мировосприятие молодых людей и оказывающим прямое влияние на их карьерную стратегию, но они могут стать важным элементом более расширенного профориентационного комплекса, так как просмотр фильмов может дать кумулятивный эффект, усиливающий и акцентирующий идеи, продвигаемые в рамках других профориентационных мероприятий. В общем и целом 21% - это достаточно существенная цифра, и данные фильмы, по мнению опрошенных, обладают важным профориентационным и воспитательным потенциалом.

Заключение

Резюмируем полученные данные и подведем итоги по задачам социологического исследования. Начнем с того, что понятие «жизненный успех» для опрошенных школьников по всем параметрам совпадает с образом представителя западного среднего класса. Они желают обладать крепкой семьей, хорошими друзьями, достойным заработком и востребованной квалификацией. Подобная референтная модель по своей сути наполнена неолиберальными ценностями и стремлением к индивидуализму. В настоящий момент воспитательным трендом является привитие школьникам идей приоритета коллективного перед индивидуальным и пользы общества

перед собственным благосостоянием. Исследованные фильмы, по своей сути, применяют средства художественной суггестии для влияния на зрителей. Иными словами, «Киноуроки» - один из инструментов социальной инженерии, а наша исследовательская задача - определить эффективность этих инструментов. Воспитательный потенциал у короткометражных фильмов имеется, но он достаточно ограничен.

Повлиять на репродуктивную стратегию, а именно повысить социальный престиж многодетной семьи не представляется возможным посредством фильмов. Во-первых, высокая степень затруднившихся ответить позволяет сказать, что школьники редко задумываются о деторождении, во-вторых, современные российские школьники стремятся к рационализации своей жизненной стратегии, следовательно, попытки суггестивно повлиять на нее посредством просмотра художественных короткометражных фильмов не могут привести к значительным результатам. Мы считаем, что стратегия повышения рождаемости в России в условиях экономических и социально-политических потрясений направлена на снижение рациональности и стратегического мышления молодых людей и привитие им чувства долга. Результаты исследования свидетельствуют об инстинктивном сопротивлении этому. Вместо увеличения доли ответов, связанных с многодетностью, самым преобладающим во второй волне стал ответ «зависит от доходов семьи». Количественный анализ позволяет предположить, что ученики почувствовали, что на них стараются повлиять, и выбрали ответ, демонстрирующий сопротивление. Стоит отметить, что именно этот вопрос оказался самым сложным для анализа и потребует дальнейшей проработки посредством качественных исследований в виде глубинных интервью. Таким образом, фильм, направленный на продвижение идеи многодетности, достиг прямо противоположной цели - заставил школьников, не задумывавшихся о таком вопросе, заняться рефлексией и задуматься о рационализации своей репродуктивной стратегии.

Фильм, направленный на продвижение идеи волонтерства, оказал позитивное влияние на восприятие этой идеи среди опрошенных школьников. До просмотра фильма самой популярной идеей была «помогать людям хорошо, но чаще они должны сами о себе заботиться», а после просмотра доминирующей идеей стала «да, мы все должны помогать друг другу», что свидетельствует о достигнутой суггестивной задаче. Идея помощи другим людям, как нам кажется, всегда воспринимается положительно, но реальные примеры взаимопомощи могут послужить вдохновляющим стимулом для того, чтобы осознанно стать волонтером или более открытым к убеждению в необходимости участия в волонтерской деятельности.

Продвижение идеи «жить ради других» посредством короткометражного фильма, показанного школьникам, возымело достаточно интересный эффект. Во-первых, «социально полезные» варианты ответов, такие как «честно жить», «быть полезным обществу», приобрели заметную популярность у школьников во второй волне опроса, а во-вторых, ответ «востребованность профессии в обществе» стал более популярным, а значение «престижности профессии» снизилось. Это означает, что на профориентацию возможно гибко влиять посредством правильных инструментов художественной суггестии. Наше заключение таково: идею стремления к обладанию общественно востребованной профессией можно и нужно продвигать посредством воспитательных художественных фильмов.

Общий итог следующий: результаты исследования позволяют рельефно определить, на какие ценности и установки возможно оказать влияние, а на какие очень трудно. Более глубокие ценностные ориентиры, вроде отношения к рождению детей, достаточно трудно изменить, а лежащие на поверхности, вроде выбора профессии и иерархии факторов, влияющих на ее выбор, изменить возможно. Мы не считаем, что

воспитательные художественные короткометражные фильмы могут стать важнейшим драйвером социальных преобразований и главным инструментом социальной инженерии, но они могут занять свое место в более широком профориентационном комплексе, направленном на направление российской молодежи в сторону более общественно полезного мышления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Герасимов, Г.И., Лубский, А.В. (2014). Диалог о познавательно-развивающей парадигме высшего образования. Гуманитарий Юга России, 2, 107-122.

Вострикова, Е.Л. (2011). Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2, 19-22.

Форопонова А.А., Чернышёва Л.А. (2022). Мультипликационный фильм «Двенадцать месяцев» на уроке русского языка как иностранного (методические разработки). Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 1(61), 162-167. Киноуроки - официальный сайт. Режим доступа: https://kinouroki.org.

References

Foroponova A.A., Chernysheva L.A. (2022). Multiplication film "Twelve Months" at the lesson of the Russian language as a foreign language (methodological development). Scientific Notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University, 1 (61), 162-167.

Gerasimov, G.I., Lubsky, A.V. (2014). Dialogue on the cognitive-developing paradigm of higher education. Humanitary of the South of Russia, 2, 107-122.

Vostrikova, E.L. (2011). The use of information and communication technologies in the elementary school.

Municipal Education: Innovations and Experiment, 2, 19-22.

Film Lessons - official website. Available at: https://kinouroki.org

Дата получения рукописи: 20.03.2023 Дата окончания рецензирования:18.04.2023 Дата принятия к публикации: 19.04.2023

Информация об авторе Понамарёв Александр Борисович - кандидат социологических наук, старший преподаватель, Южно-Российский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: kalvarus94@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Information about the author Ponamaryov Alexander Borisovich - Candidate of Sociological Sciences, senior lecturer, South Russian Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: kalvarus94@gmail.com

The author has no conflict of interests to declare

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.