УДК 159.9
СОКОЛОВА Наталья Сергеевна, старший преподаватель филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института (г. Архангельск). Автор 10 научных публикаций
О ВЛИЯНИИ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА ЕГО УСПЕШНОСТЬ В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
В статье описано использование методики Р. Кеттела для выявления личностных качества студента и представлены результаты проведенного исследования. Данные показатели сравниваются со стандартами, опубликованными в литературе. Рассматривается вопрос о влиянии личностных качеств на успешность в овладении иностранным языком. Предлагаемое автором использование методики дает позитивный эффект при обучении иностранному языку.
Методика Р. Кеттела, качества личности, успешность обучения иностранному языку
Высокий темп научно-технического прогресса, стремительный рост объема информации, которую должен усвоить современный специалист, потребность в расширении и интенсификации международных контактов по различным областям знаний - все это привлекает пристальное внимание к преподаванию иностранного языка в вузе.
Неотъемлемым условием внедрения современной концепции образования и инновационных технологий в процесс обучения является «психологизация учебного процесса в вузе»1. Она заключается в выявлении, учете, а затем последующем использовании психологических факторов, оказывающих существенное влияние на результативность процесса обучения.
Проведенный теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил нам сделать выводы о том, что, несмотря на многочисленные исследования, ряд вопросов остается открытым. В частности, вопросу изучения индивидуально-типологических особенностей студента, позволяющих прогнозировать успеш-
ность и повышать уровень преподавания иностранного языка, в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Поэтому использование психодиагностических методик для определения качеств личности студента, являющихся предпосылками эффективного обучения иностранному языку, является весьма актуальным.
Методика. В исследовании принимали участие студенты Северного государственного медицинского университета (18-23 лет): юноши (42 человека) и девушки (93 человека). По результатам проведенного языкового тестирования при поступлении в вуз все испытуемые были разделены по степени успешности на 5 групп: девушки - плохо успевающие со средним баллом менее 3,5 (1 группа); девушки - среднеуспевающие со средним баллом от 3,5 до 4,5 (2 группа); девушки - хорошо успевающие со средним баллом от 4,5 до 5 (3 группа); юноши
- плохо успевающие со средним баллом менее
3,5 (4 группа); юноши - среднеуспевающие со средним баллом от 3,5 до 4,5 (5 группа).
© Соколова Н.С., 2011
Для определения качеств личности студента, являющихся предпосылками эффективного обучения иностранному языку, использовался 16-факторный опросник Р. Кеттелла -PF162. При интерпретации результатов учитывались экспериментальные данные К.А. Копылова, Н.В. Копыловой3 о связи отдельных факторов личностного опросника Р. Кеттелла -PF16 с успешностью обучения иностранному языку:
• B (высокий интеллект - низкий интеллект),
• C (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость),
• E (подчиненность - доминантность),
• G (подверженность чувствам - высокая нормативность поведения),
• H (робость - смелость),
• O (уверенность в себе - тревожность),
• Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль).
Попадание результатов тестирования студентов в числовые интервалы «успешности» на десятибалльных шкалах выделенных факторов позволяет говорить о наличии личностных предпосылок для успешного изучения иностранного языка.
среднеуспевающих студентов (5,46±0,63 и 5±1,29). Поскольку фактор В не определяет уровень интеллекта, а ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции, то полученные данные по данному фактору у студентов всех групп свидетельствовали о развитом абстрактном мышлении и быстрой их обучаемости, что определяет потенциальные возможности студентов в овладении иностранным языком и является прогностическим признаком их дальнейшей успешности в обучении.
Фактор С (эмоциональная неустойчивость
- эмоциональная устойчивость) характеризовался оценками ниже среднего во всех группах обследуемых. Особенно низким он был в группе хорошо успевающих девушек (1,89±0,45), чуть выше в группах плохо успевающих студентов обоего пола (2,55±0,52 и 2,86±0,78) и наиболее высоким в группах среднеуспевающих студентов (3,23±0,61 и соответственно 3,67±0,88). Для всех студенческих групп в целом примечательно, что они обладали плохим эмоциональным контролем, отсутствием чувства ответственности. Соотношение фактора С с понятиями слабой и сильной нервной системы требует дальнейшего более
Таблица 1
ИНТЕРВАЛЫ УСПЕШНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Фактор Значение фактора Нижняя граница Верхняя граница
B 6,48 ± 1,42 5,06 7,9
C 7,7 ± 1,57 6,13 9,27
E 6,67 ± 1,25 5,45 7,92
С 7,39 ± 1,38 6,01 8,77
И 7,35 ± 1,66 5,69 9,01
О 3,52 ± 1,59 1,93 5,11
03 7,93 ± 1,4 6,53 9,33
Результаты. Фактор В (высокий интеллект - низкий интеллект) наиболее сильно выражен в группе хорошо успевающих девушек (8,11±0,35). Высокие оценки по этому фактору отмечались также и в обеих группах слабоуспевающих студентов обоего пола (7,33±0,74 и 6,5±0,5). Самым низким он оказался в группах
тщательного изучения данного вопроса в плане прогнозирования успешности обучения иностранному языку.
Фактор Е (подчиненность - доминантность) был представлен примерно одинаковыми оценками ближе к среднему во всех студенческих группах, исключение составила группа средне-
успевающих юношей, где оценка по данному фактору была более чем на балл ниже, чем в остальных группах. Низкая доминантность положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах. В нашем случае среди групп девушек самая низкая оценка по данному фактору была в группе хорошо успевающих студенток (4,56±0,69), а среди юношей
- в группе среднеуспевающих (3,5±0,72).
Фактор G (подверженность чувствам -высокая нормативность поведения), который содержательно напоминает фактор С, также был представлен в нашем исследовании оценками ниже среднего во всех группах обследуемых. Известно, что высокие оценки по фактору положительно коррелируют с успехами в обучении. Наши исследования показали, что наиболее высокие оценки по данному фактору были в группах хорошо и среднеуспевающих девушек (4,44±0,89 и соответственно 4,31±0,53), примерно также одинаковыми, однако более низкими в группах плохо успевающих студентов обоего пола (3,77±0,72 в группе девушек и
3,5±1,11 в группе юношей). Наименьшая оценка по данному фактору была в группе среднеуспевающих юношей (3±0,73). Полученные данные подтвердили также наличие межполовых различий в области эмоционально-волевой сферы участвующих в исследовании студентов.
Фактор Н (робость - смелость) характеризовался примерно одинаковыми оценками ниже среднего в пределах трех баллов во всех группах обследуемых. Наименее низкие оценки среди всех групп испытуемых были в группе слабоуспевающих студенток (2,88±0,42). Полученные данные косвенно говорят об определенной неуверенности в своих силах как хорошо, так и плохо успевающих по предмету студентов и не объясняют, почему лица с примерно одинаковыми оценками по данному фактору имели различную успеваемость.
Фактор О (уверенность в себе - тревожность) представлен наиболее высокими оценками среди групп обследуемых студентов у хорошо и среднеуспевающих девушек (5,56±0,60 и 5,53±0,76). Таким образом, этот факт еще раз подтверждает данные о том, что
более успешны в обучении высоко тревожные студенты. Низкие оценки по данному фактору имели как плохо, так и среднеуспевающие юноши (3,38±1,05 и 3,83±0,95 соответственно). Оценка по данному фактору в группе плохо успевающих девушек занимала срединное положение среди всех оценок (4,89±0,48), т.е. она была ниже, чем в группах хорошо и среднеуспевающих девушек, однако выше, чем в группах юношей, что свидетельствовало о межпо-ловых различиях.
Фактор Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль) был отмечен также оценками ниже среднего уровня во всех группах обследуемых студентов, при этом максимальной эта оценка была в группе плохо успевающих юношей (5,13±0,83), минимальной - в группе среднеуспевающих девушек (3,15±0,55), а также в группе хорошо успевающих по предмету студенток (3,33±0,94). Считается, что высокая оценка по данному фактору положительно связана с учебной успешностью, однако в нашем случае это не нашло подтверждения.
Рассмотрение числовых значений факторов не позволяет прогнозировать успешность обучения, исходя из уровня развития личности, т.к. цифровые значения факторов не очень существенно отличались в группах хорошо и плохо успевающих студентов (например, факторы G, Н). Фактор В не являлся определяющим успешной деятельности студентов по иностранному языку, хотя и был наиболее сильно выражен в группе хорошо успевающих по предмету девушек. Фактор Е одинаково равным образом характеризовал группы как хорошо, так и плохо успевающих студентов. И только фактор тревожности (фактор О) определял учебную успешность в группах хорошо и среднеуспевающих студенток.
Более четкую картину дал анализ корреляционных связей между отдельными факторами 16 PF и успеваемостью. Для групп плохо успевающих студентов обоего пола характерно наличие только отрицательных взаимосвязей с уменьшением их числа на втором курсе. Однако имелись межполовые различия: количество связей в группе девушек было меньше как на
первом, так и на втором курсе и они были представлены только фактором О. Кроме того, степень зависимости между параметрами в группе юношей была сильнее. В группах среднеуспевающих студентов обоего пола количество связей увеличивалось на втором курсе, и они были представлены как отрицательными, так и положительными зависимостями. Межполовые отличия касались соотношения числа связей со знаком (+) и знаком (-), степенью зависимости между параметрами, а также соотношением факторов. Для группы хорошо успевающих девушек были характерны только положительная зависимость на первом курсе, и доминирующая положительная на втором. Для всех студенческих групп являлось показательным установление коррелятивной зависимости между фактором тревожности и успеваемостью на втором курсе.
В проведенном нами исследовании было установлено, что наши данные, полученные на студенческом контингенте, в основном не попадают в те интервалы «успешности», которые были вычислены К.А. и Н.В. Копыловыми. Однако анализ наших данных позволил измерить уровень личностных качеств различно успевающих по предмету студентов и подтвердить ряд закономерностей, описанных в литературе.
Среди личностных факторов, определяющих успешность овладения иностранным языком, прогнозировать высокие результаты деятельности может фактор О (уверенность в себе - тревожность), что дополняется проведением исследований по сравнительной оценке уровня тревожности у студентов при различной успеваемости по иностранному языку.
Примечания
1 Алексеева А. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 103-105.
2 РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога. М., 1998.
3 Копылов К.А., Копылова Н.В. Определение уровня развития личности студента для эффективного обучения иностранному языку // Проблемы психологии и эргономики. 1999. N° 2/1. С. 55-56.
Sokolova Natalia
ON THE INFLUENCE OF STUDENT PERSONALITY FEATURES ON MASTERING A FOREIGN LANGUAGE
The article describes the use of R. Cattell’s test for revealing student’s personal qualities and presents the results of the conducted research. These results are compared with the standards published in the literature. The article considers a question about the personal quality influence on mastering a foreign language. The use of the method suggested by the author gives a positive effect in teaching a foreign language.
Контактная информация: e-mail: sonata63@list.ru; bastinda@atnet.ru
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова