Научная статья на тему 'О влиянии глобализации и модернизации на социальное регулирование в современной России'

О влиянии глобализации и модернизации на социальное регулирование в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
375
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ПРАВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / LAW / REGULATION / MODERNIZATION / MODERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казаков Герасим Александрович

Статья посвящена исследованию в контексте развития современной России проблем влияния глобализации и модернизации на социальное и правовое регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About influence of globalization and modernization on social regulation in modern Russia

The article is devoted to learning of the issues of influence globalization and modernization on social and legal regulation in modern Russia.

Текст научной работы на тему «О влиянии глобализации и модернизации на социальное регулирование в современной России»

ВОПРОСЫ социологии

Казаков Герасим Александрович

аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета (тел.: +79886232222)

О влиянии глобализации и модернизации на социальное регулирование в современной России

Статья посвящена исследованию в контексте развития современной России проблем влияния глобализации и модернизации на социальное и правовое регулирование.

Ключевые слова: право, регулирование, модернизация, современная Россия.

G.A. Kazakov, Post-graduate of a Chair of Theory and History of State and Law of the Kuban State University; tel.: +79886232222.

About influence of globalization and modernization on social regulation in modern Russia

The article is devoted to learning of the issues of influence globalization and modernization on social and legal regulation in modern Russia.

Keywords: law, regulation, modernization, modern Russia.

Формирование и развитие права (отего примитивных до современных развитых форм) при всех особенностях национальных систем права, по сути, представляет собой историю его все большей универсализации и унификации, историю движения ко все более глобальному праву. История общесоциальной глобализации сопровождается универсализацией (и глобализацией) самого права, прогрессирующим развитием универсальных свойств, норм, форм и процедур правового типа социальной жизни и демонстрирует как социальную необходимость, так и способность права к упорядочению первоначально по преимуществу стихийных процессов общесоциальной глобализации в рамках всеобщего (общезначимого и универсального) правопорядка. И чем более социально-исторически развито право, тем более оно универсально (глобально) [1, с.40].

Особое значение правовых аспектов глобализации, правовой регуляции отношений различных субъектов глобальных процессов современности обусловлено спецификой правового типа и правовой формы регуляции социальных отношений, внутренне присущих праву как регулятору таких свойств и характеристик, как абстрактная всеобщность (универсальность), формализованность (формальная определенность), системность, общезначимая и общеобязательная конкретизированность и определенность и т.д. [1, с. 40]. Большинство исследователей сходится в том, что антиличностная направленность была и остается одной

из самых значимых черт российской социокультурной модели, она уже не раз становилась препятствием для каких-либо изменений [2, с. 5].

К сожалению, в современных модернизирующихся обществах происходит социальная метаморфоза человека - отказ от идеалов гражданского долга, социальной ответственности, социальной сопричастности, взаимопомощи. По замечанию А.С. Панарина, современный либерализм так формулирует задачу модернизации: исключить «архаику» социальной и моральной ангажированности, расчистив место для тотальной экспансии экономических отношений [3, с. 78].

Итак, что представляет собой модернизация, и каковы ее последствия для социального, в частности правового, регулирования? В литературе отмечается, что постиндустриальная модернизация означает постепенное изменение технико-технологической базы производства, в результате которого решающую роль начинает играть применение информационных и биотехнологий, имеющих ярко выраженный ресурсосберегающий и экологически чистый характер. Этот переход обеспечивает повышение интеллектуализации труда, вследствие чего наука, культура, образование и здравоохранение утрачивают свое традиционное предназначение «непроизводственной сферы» и трансформируются в самостоятельную производительную силу, ориентированную на производство не только материальных благ, но и самого человека. В обществе складывается ситуация, когда

296

общество и право • 2014 • № 1 (47)

все большее число людей получает возможность осуществлять свободный выбор формы общественных отношений, сферы профессиональной деятельности в соответствии со своими устремлениями и интересами. В новых условиях занятие предпринимательством начинает превращаться из способа увеличения материального благосостояния в средство самореализации индивида [4, с. 60]. Место экономических достижений как высшего приоритета в настоящее время в обществе постмодерна занимает все большее акцентирование качества жизни. В значительной части мира нормы индустриального общества с их нацеленностью на дисциплину, самоотвержение и достижения уступают место все более широкой свободе индивидуального выбора жизненных стилей и индивидуального самовыражения. Мы приближаемся также к пределам развития иерархических бюрократических организаций, способствовавших созданию современного общества [5, с. 10].

Ценности постмодерна отдают самовыражению более высокий приоритет, чем экономической эффективности: люди менее готовы принять человеческие издержки, с которыми сопряжены бюрократия и жесткие социальные нормы. Общество постмодерна характеризуется упадком иерархических институтов и жестких социальных норм и расширением сферы индивидуального выбора и массового участия [5, с. 11].

Модернизация и глобализация оказывают существенное влияние на ценностные ориентации россиян и, соответственно, формирование социальной, в частности правовой, идеологии. В литературе отмечается, что в современных индустриальных обществах осуществляется постепенный «сдвиг» от «материалистических» ценностей (когда упор делается прежде всего на экономической и физической безопасности) к ценностям «постматериальным» (когда на первый план выдвигаются самовыражение и качество жизни) [5, с. 8]. Все перечисленное относится и к современной России.

Усиление ощущения безопасности в условиях модернизации постмодерна снижает потребность в абсолютных правилах. В состоянии сильного стресса индивиды нуждаются в твердых предсказуемых правилах. Постматериалисты олицетворяют противоположную позицию: выросшие в условиях относительной безопасности, они могут терпимо отнестись к большей неопределенности; им вряд ли требуется надежность абсолютных твердых правил [5, с. 19].

Менее решающей становится роль семьи. Если когда-то семья была ключевой экономической единицей, то в передовом индустриальном обществе трудовая жизнь индивида в основном

осуществляется вне дома. Равным образом и воспитание ныне происходит большей частью вне семьи. Кроме того, государство благосостояния забрало у семьи и взяло на себя ответственность за выживание. Выживание детей прежде зависело от того, обеспечат ли их средствами к существованию родители; а выживание постаревших родителей зависело от детей. Сегодня, хотя семейные отношения все еще важны, это уже не те отношения, в которых решается вопрос жизни и смерти; роль семьи во многом взяло на себя государство благосостояния. Новое поколение способно выживать в случаях распада семьи или даже в случаях отсутствия обоих родителей. Неполные семьи и бездетные старики в современных условиях имеют лучшие шансы на выживание, чем когда-либо прежде [5, с. 19]. Однако представляется, что это не должно вести к разрушению и размыванию такого важнейшего социального института, как семья.

Налицо также постепенный сдвиг в мотивации людей к труду: с увеличения получаемого дохода и с обеспеченности работой акцент сдвигается в сторону более настоятельного запроса на интересную и осмысленную работу [5, с. 22]. Все это требует нового осмысления проблем правового регулирования трудовых отношений.

Модернизация имеет существенный ценностный аспект. Как показал Р. Инглхарт, опираясь на данные исследования ценностей в 43 странах мира, модернизации общества обязательно предшествует модернизация ценностей [6, с. 28]. Сегодня, по справедливому мнению ряда авторов, ценностные ориентации, свойственные российскому менталитету, духовно-нравственному характеру, вытесняются несвойственными, более прагматичными и материальными [7, с. 20]. С другой стороны, ряд авторов отмечает, что вестернизация несет разрушительные социокультурные последствия, поэтому высокие западные стандарты жизни не могут быть положены в основание духовного фундамента модернизации в таких странах, как Россия [8, с. 50].

Другой социально важный процесс, связанный с модернизацией, - урбанизация, сопровождающаяся ослаблением традиционного контроля соседской общины, усилением анонимности социального контроля.

Система ценностей современного российского общества по многим признакам движется в направлении к модернистской системе. Это выражается прежде всего в возрастании ценностей развития, свободы (в национальном понимании), индивидуализма, собственности [2, с. 74].

В связи с этим в российском переходном обществе необходима активизация не стаби-

297

лизирующей, а инновационной функции права. Большая роль в модернизации общества принадлежит таким социальным институтам, как общественные объединения по защите прав и свобод граждан (правозащитные организации, общества по защите прав потребителей, экологические движения и т.д.). Одна из главных задач этих институтов гражданского общества состоит в трансформации склонного к патернализму общественного сознания [2, с. 109].

В современной России происходит противоборство универсалистских и самобытных теорий модернизации. Оно идет на фоне продолжающейся эрозии системы социальных мотиваций основной части населения, «культурошока», в ходе которого большинство утвердившихся ранее ценностей, концепций, норм поведения и направлений мысли неожиданно становятся устаревшими и ненужными [2, с. 7]. Для модернизирующегося российского общества проблема укрепления правовых ценностей и правосознания усугубляется слабой представленностью начал формально-правового мышления и правовых ценностей в отечественной культурной традиции. Содержание институционально-правовых реформ в России предполагает, в сущности, создание качественно иного правового пространства, характер которого, наряду с обновленным законодательством, определяется массовой ориентацией населения в своей по-

вседневной деятельности на правовые ценности демократического общества и такой же ориентацией деятельности структур государственного управления [9, с. 4].

В.С. Нерсесянц справедливо отметил универсализацию в сфере права и государства как один из важных аспектов общей глобализации в современном мире и указал, что основная задача государственно-правовой политики России в этом направлении состоит в том, чтобы понять, овладеть, рационально управлять и упорядочить (в интересах сохранения и развития всей человеческой цивилизации и ее составных частей) стихийно развертывающиеся процессы современной глобализации, в которой пока что доминируют интересы наиболее мощных в финансово-экономическом, информационном, технологическом и военном отношениях так называемых постиндустриальных стран Запада и сформировавшихся в них гигантских транснациональных корпораций [1, с. 38-39]. Определение путей такого «рационального управления» - важная задача современной российской науки и практики.

Глобализация и модернизация - реальность нашего времени. И именно потому, что мы признаем эту реальность и воспринимаем ее всерьез, мы претендуем на то, чтобы в ней звучал и наш собственный голос, чтобы ее осуществление не прошло без нашего участия.

1. Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. 2005. № 5.

2. Манченко А.П. Социальная модернизация в современной России. М., 2000.

3. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

4. Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль. 1992. № 15.

5. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 7.

6. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социологические исследования. 1997. № 6.

7. Меняйло Д.В. Правовой менталитет: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

8. Зарубина Н.Н. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. № 3.

9. Пшидаток В.Е. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.

1. Nersesyants US. Universalization processes of law and state in a globalizing world // State and law. 2005. № 5.

2. Manchenko A.P. Social modernization in contemporary Russia. M., 2000.

3. Panarin A.S. Orthodox civilization in a global world. M., 2002.

4. Ryabov A. Integrative ideology and modernization of the modern Russian // Free thought. 1992. № 15.

5. Inglehart R. Postmodern: changing values and changing societies //Polis. 1997. № 7.

6. Pantich D. Conflicts of values in the countries of transition // Sociological research. 1997. № 6.

7. Menyailo D.V. Legal mentality: auth. abstr. ... Master of Law. Volgograd, 2003.

8. Zarubina N.N. An original version of the modernization // Sociological research. 1995. № 3.

9. Pshidatok V.E. Transformation of justice and legal values in terms of democracy and civil society in contemporary Russia: auth abstr. . Master of Law. Rostov-on-Don, 2007.

298

общество и право • 2014 • № 1 (47)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.