20 ЛЕТ ЧЛЕНСТВА В ЕС
УДК 339.92
О влиянии членства в Европейском союзе на экономическое развитие Польши
Олег Михалев
Аннотация. В статье предпринята попытка выяснить, какую роль в экономических успехах Польши за последние двадцать лет сыграло её членство в Евросоюзе. Для этого автор подверг анализу инструменты, которыми ЕС влияет на развитие страны. На основе рассмотрения влияния дотаций из европейских фондов автор приходит к выводу, что, хотя Польша и получает огромные вливания, их значение не является определяющим. Более важными стали доступ к единому европейскому рынку и получение инвестиций из стран ЕС, обеспечившие возможность структурной перестройки экономики и её адаптацию к современным реалиям. Но и их роль не следует переоценивать, поскольку немалую часть возможностей, вытекающих из свободного движения товаров, услуг и капитала, Польша могла бы получить и без членства в ЕС. Неоднозначны и последствия открытия рынка труда стран Евросоюза для рабочей силы из Польши. Это привело к сокращению безработицы и росту зарплат, но вызвало отток немалой части трудоспособного населения. Автор приходит к выводу, что вступление в ЕС не открывало автоматически дорогу к успеху. Оно создало возможности, которыми надо было суметь распорядиться. Польша смогла эффективно воспользоваться выпавшим шансом.
Ключевые слова: Польша, Европейский союз, экономическое развитие, дотации из фондов ЕС, иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовая миграция.
© Михалев Олег Юрьевич - к.и.н., доцент факультета международных отношений Воронежского государственного университета. E-mail: [email protected].
Двадцать лет пребывания Польши в Европейском союзе неизменно ^ преподносятся в прессе, сообщениях государственных органов, докладах g исследовательских центров как одна большая история успеха. Страна и представляется в виде «гадкого утенка»: она вышла из почти полувекового правления коммунистов одним из самых слабых в экономическом ¡1 отношении государств Европы, но благодаря вступлению в ЕС сумела
^ в значительной степени ликвидировать отставание и в обозримой перо
™ спективе ставит задачу сравняться с европейскими лидерами. В своей речи в честь юбилея вступления Польши в ЕС президент Анджей Дуда охарактеризовал 20-летний период как «очень хорошее время» для страны, подчеркнув, что именно «принадлежность к ЕС вызвала динамичное развитие Польши» (Prezydent RP: ... 2024).
Действительно, полякам есть чем гордиться. Когда их страна в 2004 г. присоединялась к Евросоюзу, её показатели ВВП на душу населения составляли лишь 51,5% от среднего значения по ЕС. В сравнении же с крупнейшими странами — Германией (имевшей 122% от среднего по ЕС) и Францией (112%) они были еще хуже. Польша отставала даже от большинства своих соседей по региону, опережая только Латвию и Литву, да и то ненамного. За 20 лет картина резко изменилась. По состоянию на 2023 г. ВВП Польши на душу населения достиг отметки в 80% от среднеевропейского. Страна опередила Грецию, Португалию и приближается к уровню Испании (Main GDP aggregates. 2024). В повестке стоит вопрос о том, чтобы догнать Германию. Об этом ещё в избирательную кампанию 2019 г. говорил лидер правившей тогда партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, предрекая, что при сохранении имеющихся тенденций этой цели можно достичь за 21 год (Kaczynski: Za 21... 2019).
Существенно вырос ВВП страны и в абсолютных цифрах. Если в 2004 г. он составлял 206 млрд евро в текущих ценах, то в 2023 г. превысил 750 млрд (Gross domestic product... 2024a), то есть увеличился в 3,5 раза (инфляция при этом на протяжении большей части времени была не слишком велика, не превышая 3-4%). Это самый высокий показатель не только среди соседей по региону, но и всего Европейского союза. Столь бурное экономическое развитие заметно улучшило материальное положение людей. Средняя ежемесячная заработная плата выросла с 2 300 2 злотых в 2004 г. до 7 150 злотых в 2023 г. Даже принимая во внимание о ускорившуюся в последние годы инфляцию, это означает, что уровень доходов среднего поляка возрос на 140%. С учетом паритета покупа- < тельной способности Польша по показателю средней заработной платы в настоящее время опережает всех соседей по региону и стремительно сокращает отставание от «старых» членов ЕС. Увеличилась и минимальная заработная плата. В 2003 г. она насчитывала всего лишь 800 злотых,
• а с 1 января 2024 г. превышает 4 200 злотых (20 ^ РоЬЫ 2024: 16-17).
^ Одновременно с этим упал уровень безработицы. В мае 2004 г. он пре-
2 вышал 19,3%, в конце 2008 г. опустился до 8%, а в январе 2024 г. составил
Б 2,9% (20 ^ РоШ 2024: 22).
Неудивительно, что при таком стремительном росте благополучия
¡1 уровень поддержки членства в Евросоюзе остается стабильно высоким.
Е
^ Большинство поляков понимает, каким благом для страны стало её пре-
о
™ бывание в Евросоюзе, и, если поначалу многие испытывали опасения, то в последние годы количество сторонников членства в ЕС не опускается ниже 85%, а в 2022 г. достигло исторического максимума в 92% (Орте о czlonkostwie w... 2023: 2). Поляки, таким образом, являются одним из наиболее проевропейских народов.
Говоря об успехах Польши, следует отметить, что за время пребывания в ЕС она совершила более впечатляющий рывок, чем её партнеры по Вишеградской группе. Из таблицы 1 видно, что она ненамного опередила Словакию, и достаточно сильно Чехию и Венгрию. В то же время более заметно выросли Болгария и Румыния (но у них был очень низкий старт) и маленькие страны Балтии, получающие рекордные европейские дотации в расчете на одного жителя. Это позволяет думать, что, хотя опыт Польши может рассматриваться как типичный для государств Центральной и Юго-Восточной Европы, все же имелись факторы, которые позволили ей в более полной степени, чем ближайшим соседям, использовать открывшиеся при вступлении в ЕС возможности.
Таблица 1. ВВП на душу населения в Польше в сравнении с другими странами Центральной и Юго-Восточной Европы, евро
Страна 2004 2009 2014 2019 2023 2023 г. по отношению к 2004 г., раз
Польша 5400 8240 10560 13870 19920 3,69
Болгария 2710 4930 5960 8820 14580 5,38
Венгрия 8300 9440 10770 15000 20480 2,47
Латвия 5180 8830 11850 15980 21440 4,13
Литва 5400 8500 12480 17520 25070 4,64
Румыния 2820 6150 7560 11560 17030 6,04
Словакия 6460 11830 14090 23260 22210 3,43
Словения 13860 17760 18250 17320 29750 2,15
Чехия 9460 14260 15000 21150 28580 3,02
Эстония 7160 10580 15240 21100 27590 3,85
Источник: данные Евростата (Main GDP aggregates... 2024).
Поэтому в настоящей статье хотелось бы прежде всего задаться вопросом, какую роль в экономическом развитии Польши сыграло её членство в ЕС, а какую иные факторы. Автор отдает себе отчёт в том, что подсчитать хоть сколько-нибудь точно долю, которую вносит пребывание в Евросоюзе в экономический рост страны, практически нереально. Этот фактор настолько взаимосвязан с прочими, что вынести его за скобки невозможно. В то же время он считает, что было бы неверным списывать все успехи Польши на членство в ЕС. Не подлежит сомнению, что страна развивалась бы, и оставаясь за бортом европейской интеграции. Но насколько эффективным было бы это развитие в сравнении с тем, что Польша получила, вступив в ЕС? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав те инструменты, которыми Евросоюз воздействует на экономические процессы в стране.
Трансферы из бюджета ЕС
Наиболее очевидный способ поддержки экономического развития государств-членов — это непосредственные выплаты из бюджета Евросоюза. В соответствии с принятым в ЕС курсом на выравнивание уровня жизни в странах-участницах, после 2004 г. важнейшими получателями финансовых средств стали государства ЦЮВЕ1, и среди них наибольшая доля досталась Польше как крупнейшей стране региона. По объему полученной из бюджета ЕС помощи Польша находится на первом месте среди всех государств — членов Евросоюза. О величине выделенных сумм можно судить по данным таблицы 2.
Таблица 2. Баланс средств, выплаченных Польшей в бюджет ЕС, и полученных из него, млрд евро
< са
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Выплаты в бюджет ЕС 1,20 2,06 2,18 2,47 3,02 2,83 3,34 3,23 3,53 3,83 3,53
Полученные средства 2,72 4,03 5,30 7,78 7,64 9,25 11,82 14,44 15,74 16,18 17,44
Баланс +1,52 +1,97 +3,12 +5,31 +4,62 +6,42 +8,48 +11,2 +12,2 +12,3 +13,9
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Всего за 19 лет За 19 лет на 1 жителя, евро
Выплаты в бюджет ЕС 3,72 3,71 3,05 3,98 4,21 4,88 5,81 5,83 65,89 1734
Полученные средства 13,36 10,64 11,92 16,35 16,36 18,01 18,73 18,32 236,05 6212
Баланс +9,64 +6,93 +8,87 +12,4 +12,2 +13,1 +12,9 +12,5 +170,16 4478
гч о
<
1= О
о; <
и <
Источник: данные Европейской комиссии (EU spending and revenue... 2024).
Здесь и далее: Центральная и Юго-Восточная Европа.
1
По данным канцелярии премьер-министра (они немного отлича-^ ются от вышеприведенных), за период с 2004 по 2023 гг. Польша по-2 лучила из фондов ЕС 247 млрд евро, сама выплатив при этом 84 млрд. и Таким образом, за 20 лет дотации из европейского бюджета составили 163,3 млрд евро. Большая часть финансовых ресурсов поступает в рамках
¡1 политики сплочения (161 млрд) и общей сельскохозяйственной полити-Е
^ ки (77,6 млрд) (20 ^ РоЬЫ w... 2024: 37). Это значит, что львиная доля поступающих средств направляется на реализацию инфраструктурных проектов, а также поддержку малого бизнеса (прежде всего, аграрного), охрану окружающей среды, развитие сфер образования, науки, культуры, туризма и т.д. По данным, опубликованным ещё к 15-летию пребывания Польши в ЕС, за полтора десятилетия при финансовом содействии Евросоюза было построено или модернизировано 15,5 тыс. км автомобильных дорог различного значения, 4,5 тыс. км железнодорожных путей, 7,5 тыс. км водопроводной сети. Кроме того, получили поддержку почти 60 тыс. бизнес-проектов, прошли переподготовку 22 тыс. учителей, оказана помощь 2,7 млн безработных и т.д. (15 ^ w Ши... 2019).
Всего в рамках политики сплочения в Польше было реализовано почти 5 тыс. проектов. Крупнейшим из них стало строительство второй линии варшавского метро, включающей 11 новых станций. При общем объёме инвестиций в 6,5 млрд злотых, ЕС выделил 3,8 млрд (почти 1 млрд евро), что составило 60% стоимости проекта. Вторым по величине проектом было углубление водного пути Свиноуйсьце-Щецин, которое позволило доходить до Щецина судам с более глубокой осадкой. На него ЕС выделил около 300 млн евро, что составило почти 2/3 финансирования. К крупнейшим инвестициям относятся также модернизация железнодорожных путей и вокзалов, развитие сетей быстрого Интернета, строительство автострад и трамвайной линии в Варшаве, закупка вагонов для железных дорог, метро и трамвайных линий и пр. (Krawiec Sz., 2023). Безусловно, вложения в эти сферы создают условия для развития остальных секторов экономики и тем самым являются одним из важнейших драйверов экономического роста.
Однако при всем позитивном влиянии поступлений из европейских фондов следует отметить, что они не могут оказывать определяющего влияния на экономическое развитие страны. Прежде всего потому, что их доля в общем объёме имеющихся в Польше финансовых ресурсов относительно невелика. Об этом даёт представление таблица 3.
Как можно видеть, за исключением периода 2012-2014 гг. поступления из европейских фондов не превышали 4% совокупной стоимости полученных страной доходов. На протяжении же большей части времени они колебались в пределах 2,5-3,5%. Это не позволяет говорить
к
<
и <
• Таблица 3. Соотношение трансфертов из бюджета ЕС с валовым национальным доходом (ВНД) у и ростом ВВП Польши
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Полученные средства, млрд евро 2,72 4,03 5,30 7,78 7,64 9,25 11,82 14,44 15,74 16,18
ВНД Польши, млрд евро 199,0 240,0 266,5 302,5 356,4 303,9 346,3 361,6 370,1 380
Доля средств ЕС от объема ВВП, % 1,3 1,7 2,0 2,5 2,1 3,0 3,4 3,9 4,2 4,2
Годовой прирост ВВП, % 5 3,5 6,1 7,1 4,2 2,8 3,4 5 1,5 0,9
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 В среднем за 20042022 гг.
Полученные средства, млрд евро 17,44 13,36 10,64 11,92 16,35 16,36 18,01 18,73 18,32 -
ВНД Польши, млрд евро 396,1 411,4 408,2 446,9 476,3 502,7 502,8 556,4 656,4 -
Доля средств ЕС от объема ВВП, % 4,4 3,2 2,6 2,6 3,4 3,2 3,5 3,3 2,8 3,0
Годовой прирост ВВП, % 3,8 4,4 3 5,1 5,9 4,5 -2 6,9 5,3 4,0
Источник: (EU spending and revenue... 2024; PKB w Polsce... 2024).
о том, что данные средства кардинальным образом меняли ситуацию в экономике страны. Можно было бы подумать, что приток европейских денег мог обеспечивать экономический рост Польши. Однако никакой прямой зависимости между ростом и объемом финансовых поступлений из ЕС не просматривается. Как правило, рост экономики превышал долю национального дохода Польши, покрываемую средствами ЕС, а значит на него оказывали решающее воздействие другие факторы, прежде всего, состояние мировой конъюнктуры.
Второй момент, который необходимо учитывать при оценке влияния поступлений из бюджета ЕС на экономику Польши, заключается в том, что в сравнении с другими странами региона Польша вовсе не является лидером по получению средств в расчёте на 1 человека. Так, по нашим подсчётам на основе данных Еврокомиссии, если за 19 лет на одного поляка пришлось около 4,5 тыс. евро (с учётом выплат Польши в европейский бюджет), то каждый житель Венгрии получил 6,5, Чехии — 4,3, Словакии — 4,5, а Литвы — 14 тыс. евро (EU spending and revenue. 2024) (также из суммы европейских дотаций вычитался взнос этих стран
в бюджет ЕС). При этом польские показатели роста ВВП, как было видно ^ из таблицы 1, опережают результаты других стран Вишеградской группы, g а получившая в три раза больше средств на одного жителя Литва имеет и хотя и лучший экономический рост, но не в разы. Таким образом, нет прямой корреляции между тем, сколько средств получила страна, и тем, насколько успешно она развивалась. Выделяемыми финансовыми ресур-
I и
сами нужно суметь эффективно распорядиться, и у Польши это получи™ лось лучше, чем у большинства соседей.
Наконец, можно видеть, что соотношение средств, получаемых из бюджета ЕС и вносимых в него, со временем сокращается. Если в наиболее выгодных для Польши 2011-2014 гг. на каждый отправленный в Брюссель евро приходилось 4-5 пришедших в виде трансфертов, то в 2021-2022 гг. соотношение уже 1:3. Не подлежит сомнению, что в дальнейшем щедрый поток дотаций по мере подтягивания Польши к среднеевропейскому уровню будет и далее уменьшаться. На основании вышеприведенных данных можно думать, что это затормозит реализацию инфраструктурных проектов, но не окажет существенного влияния на темпы развития страны.
Торговля
По подсчетам польских экономистов, доступ к внутреннему рынку ЕС, насчитывающему около 450 млн потребителей и производящему почти 15% мирового ВВП, имел куда большее значение для развития экономики страны, чем получаемые от ЕС дотации. Если выплаты из европейских фондов добавляли 0,3-0,5% к годовому росту, то доступ к единому рынку ускорял рост ВВП на 1,6-2,1%. То есть возможность свободной торговли дает в 4-5 раз больший эффект, чем средства из бюджета ЕС. Если бы Польша в своё время не вступила в ЕС и не получила бы доступ к его рынку, в 2021 г. её ВВП в расчете на душу населения был бы на 31% меньшим и находился бы на том уровне, которого в реальности достиг в 2014 г. (Tatala M., 2024: 10-12). Поэтому даже когда страна станет вносить в бюджет ЕС больше, чем получать из него, пребывание в союзе всё равно будет окупаться.
Действительно, на страны Евросоюза приходится 75% польского 2 импорта и 50-60% экспорта. При этом за 20 лет экспорт товаров вырос о на 478%, а импорт на 295%, поэтому торговый баланс с ЕС у Польши положительный (Kompendium handlu zagranicznego... 2024: 28). В 2023 г. три главных направления польского экспорта — это государства ЕС: Германия (27,9% всего экспорта), Чехия (6,3%) и Франция (6,1%). Два из трёх главных партнеров по импорту — также страны Евросоюза. Это Германия (19,8%) и Италия (4,9%). Между ними вклинился Китай с 13,9%. Если рассматри-
вать первую десятку торговых партнёров Польши, то как по экспорту, так ^ и по импорту 7 из 10 государств являются членами ЕС (^а!а, 2024: 14).
Цифры говорят сами за себя, и трудно спорить с тем, что и в экономическом развитии Польши возможность беспрепятственной торговли с государствами ЕС сыграла важную роль. Однако для более полной оценки этого фактора следует учитывать два обстоятельства.
Е
^ Во-первых, как видно из рис. 1, доля стран ЕС в польском экспорте тоо
™ варов на протяжении 20 лет остается примерно на одном уровне, а в импорте сокращается. Это означает, что в 2023 г. доля ЕС в товарообороте Польши оставалась той же, что и в 2004 г., и даже имеет тенденцию к уменьшению. То есть торговля с третьими странами развивалась как минимум не медленнее даже при наличии сдерживающих её ограничений. Поэтому не исключено, что важность доступа к внутреннему рынку несколько преувеличена. Можно также думать о том, что со временем роль ЕС в польской торговле начнёт сокращаться, так как неевропейские рынки растут быстрее, предоставляя больший простор для развития деловых связей.
Рис. 1. Доля стран ЕС в польской торговле товарами, 2004-2022 гг.
80,0% 70,0%
гч о
<
П О
к
<
и <
Источник: (Kompendium handlu zagranicznego... 2024:29).
Во-вторых, как явствует из рисунка 2, вступление в ЕС не стало пе-^ реломным моментом в развитии польской торговли. Она поступательно 2 росла как минимум с середины 1990-х и, если испытывала трудности, и то главным образом из-за колебаний мировой конъюнктуры, как в период финансово-экономического кризиса 2009 г. или коронавирусных
¡1 ограничений 2020 г. Торговля с ЕС здесь не является исключением, Е
^ что неудивительно, поскольку значительная часть барьеров была лик-
о
™ видирована ещё на этапе подготовки к членству. Уже в начале 2000-х гг. 60-65% товарооборота, в том числе почти 100% торговли промышленными товарами, осуществлялось на беспошлинной основе (Куликова Н.В., 2002: 36). То есть снятие ограничений в торговле с ЕС сыграло важную роль в переориентации и модернизации польской экономики, но оно не требовало обязательного вступления в Евросоюз и могло быть осуществлено в каких-либо иных формах сотрудничества.
Рис. 2. Динамика роста внешней торговли Польши (2004-2023 гг.), млн евро.
<
П О
к
<
и <
Источник: (Kompendium handlu zagmnicznego... 2024:6).
Инвестиции
В отличие от предыдущих инструментов, прямые иностранные инве-2 стиции не имеют столь прозрачной зависимости от членства в Евросоюзе. и Дело в том, что западноевропейские государства с момента падения коммунистического режима в Польше рассматривали её как объект выгодного ¡1 вложения капитала, и широкий поток иностранных инвестиций устремил-
Е
^ ся в страну уже в начале 1990-х гг., еще до вступления в Евросоюз подойдя
о
™ к показателю 10 млрд долл. в год (Domagaía А., 2011: 200). Вступление в ЕС само по себе не оказало заметного влияния на движение капитала в Польше, так как еще в 1990-е гг., страна сделала всё возможное для обеспечения национальной инвестиционной привлекательности: сняла ограничения на деятельность иностранных инвесторов практически во всех сферах, ввела для них налоговые послабления, допустила иностранцев к участию в программах приватизации государственных активов. В условиях высокой степени либерализации и гармонизации инвестиционного законодательства с европейскими нормами вступление в ЕС давало эффект только в том плане, что минимализировало риски для зарубежных инвесторов, поскольку Евросоюз выступал своего рода гарантом стабильного развития государства.
Кроме того, поступление иностранных инвестиций в ту или иную страну зависит от множества факторов, среди которых принадлежность к Евросоюзу не является определяющей. Большое значение здесь имеют уровень экономического развития, географическая близость, благоприятный инвестиционный климат, качество рабочей силы, политические и культурные связи, транспортная инфраструктура, объём внутреннего рынка, наличие источников сырья, ожидаемые риски и т.д. Но всё же, можно прийти к выводу, что корреляция между членством в Евросоюзе и притоком инвестиций существует. Не будучи членом ЕС, не адаптировав его нормы, Польша вряд ли могла быть настолько привлекательной для инвесторов, что на неё приходится около трети всех капиталовложений в Центральной и Юго-Восточной Европе.
Из рисунка 3 видно, что поток инвестиций, хотя и варьируется от года к году, долгое время после вступления в ЕС оставался примерно на одном уровне, в 2009-2011 гг. пережив спад, связанный с характер- ^
П
ным для развивающихся рынков массовым оттоком капитала в период о кризисных явлений.
По состоянию на конец 2022 г. Польша накопила свыше 250 млрд < евро иностранных инвестиций. Около 86% из них (217,5 млрд) приходится на государства ЕС, прежде всего на Германию (42,6 млрд), Люксембург (35,5 млрд) и Францию (20,1 млрд) (20 ^ РоЬЫ w... 2024: 65). Наиболее охотно капитал вкладывается в промышленность, сферу услуг, банков-
Рис. 3. Прямые иностранные инвестиции в Польшу, млрд долл.
Источник: (World Investment Report... 2024).
ский сектор и торговлю. Поступление зарубежных инвестиций дало несомненный позитивный эффект, позволив модернизировать экономику и перестроить её структуру. Были ликвидированы оставшиеся в наследство от социалистической системы низкотехнологичные производства, выросла производительность труда, расширился сектор услуг.
Однако неограниченная экспансия иностранного капитала способна привести к фактической утрате национального контроля над экономикой, по сути, к скрытой колонизации. На предприятия, находящиеся под иностранным контролем, в Польше приходится более трети производства. Иностранный капитал доминирует в банковской сфере, страховом секторе, телекоммуникациях, гостиничном бизнесе, сетях розничной торговли и пр. (Глинкина С.П., Куликова Н.В, Синицина И.С., 2014: 33-34). К каким негативным последствиям это может привести, наглядно продемонстрировал кризис 2009 г., когда отток капитала привел к резкому снижению экономического роста и увеличению безработицы. Попадание экономического роста в полную зависимость от иностранных ТНК, которые могут в любой момент свернуть производство или вывести его в страны с более низкими издержками, является серьезной проблемой для всех государств ЦЮВЕ. Это плата за интеграцию в рынок ЕС и, шире, за открытие их экономик глобальным процессам. Наряду с появлением широких возможностей для развития за счёт привлечения иностранного < капитала и роста экспорта вовлечение в глобальную экономику ведёт о к тому, что все происходящие в ней кризисные явления неизбежно отражаются на ситуации в регионе. Однако альтернативой тому является лишь политика экономического обособления, которая, во-первых, в условиях членства в ЕС невозможна, а во-вторых, для небольших государств с узким внутренним рынком и дефицитом отечественных капиталов просто самоубийственна.
к
<
и <
и
Е
со <
со н и I
Е
Денежные переводы физических лиц
Ещё один источник денежных средств, которые стали поступать в Польшу в результате её вхождения в ЕС — это частные переводы от мигрантов, выезжающих в Западную Европу в поисках заработка. В результате расширения Евросоюза рынки труда его старых членов постепенно (в течение 7 лет) были открыты для рабочей силы из стран-новичков, после чего сотни тысяч трудовых мигрантов устремились на запад. Представление о размере этого потока дают данные таблицы 4.
Таблица 4. Количество поляков, проживающих на постоянной основе (3 месяца и более, для 2021-2022 гг. - 12 месяцев и более) за рубежом, тыс. чел.
Государство пребывания 2004 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Всего 1000 1450 2000 2060 2130 2196 2320 2397
В том числе Европа 770 1200 1685 1754 1816 1891 2013 2098
Европейский союз в том числе: 750 1170 1607 1670 1720 1789 1901 1983
Франция 30 44 60 62 63 63 63 64
Нидерланды 23 43 92 95 97 103 109 112
Ирландия 15 76 133 120 118 115 113 111
Италия 59 70 92 94 97 96 96 94
Германия 385 430 440 470 500 560 614 655
Великобритания 150 340 580 625 637 642 685 720
Государство пребывания 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Всего 2515 2540 2455 2415 2239 1547 1523
В том числе Европа 2214 2241 2155 2134 1973 1459 1436
Европейский союз в том числе: 2096 2121 2031 2008 1339 881 867
Франция 64 64 64 63 63 21 21
Нидерланды 116 120 123 125 135 118 116
Ирландия 112 112 113 112 114 89 87
Италия 93 92 90 88 86 46 45
Германия 687 703 706 704 706 418 411
Великобритания 788 793 695 678 514 454 446
гч о
<
П О
к
<
и <
Источник: данные Главного статистического управления Польши (П/огтад'а о ^тюгасЬ... 2024а; П/огтад'а о ^тюгасЬ... 2024Ь).
Поляки переслали на родину за 2004-2023 гг. около 210 млрд злотых (более 50 млрд евро), составивших почти четверть от трансфертов из бюджета ЕС за этот период (20 ^ РоЬЫ w... 2024: 29). Эти
деньги не только расходовались на нужды потребления домохозяйств, ^ но и выступали в качестве инвестиционного капитала. На них откры-2 вались малые предприятия, строилось жилье, получалось образование и и пр., что оказывало позитивное влияние на темпы экономического развития.
Впрочем, трудовая миграция из Польши — процесс далеко не одно-
Е
^ значный, и дискуссии о ее влиянии на развитие страны относятся к числу ™ наиболее острых из всех тем, связанных со вступлением государства в ЕС. Даже вопрос о поступлении денежных средств можно трактовать двояко. Ведь уехавшие на заработки люди могли бы приложить свои силы к развитию экономик своей собственной страны, и тем самым темпы ее роста стали бы выше. С другой стороны, они могли бы и не найти работу и пополнить и без того многочисленную армию безработных, что привело бы к неблагоприятным экономическим и социальным последствиям. Тем не менее не подлежит сомнению факт, что массовый отъезд поляков на заработки стал важной причиной сокращения безработицы, которая в 2004 г. находилась на уровне 20% трудоспособного населения, а затем начала постепенно снижаться, опустившись к 2018 г. до уровня 5-6%. Она позитивно сказалась и на росте заработных плат. В настоящее время их уровень еще не сравнялся со странами Западной Европы, но разница уже не в 3-4 раза, как было в начале 2000-х гг., а существенно меньше. Это является важной причиной, почему в последние годы возникла устойчивая тенденция к сокращению оттока рабочей силы из Польши, фиксируемая из вышеприведенных данных (даже с учетом поправки на изменение в методологии расчетов в 2021 г.). Постепенно страна сама превращается в государство, принимающее трудовых мигрантов, главным образом с постсоветского пространства. Сейчас они составляют 6,5% общего числа занятых на рынке труда (20 ^ РоЬЫ w... 2024: 31).
Подводя итог анализу экономических аспектов членства Польши в Евросоюзе, следует отметить, что влияние ЕС на развитие страны не может быть оценено однозначно. Присоединение к европейской интеграции стало для Польши гарантией стабильности политического и экономического развития, предоставив шанс на ускоренную модернизацию. Но оно же было и вызовом, при ненадлежащем реагировании на который страна могла не найти свою нишу в европейской экономике и проиграть конкурентную борьбу. Польша использовала выпавшую возможность весьма эффективно, и в этом, прежде всего, заслуга правительства и всех граждан страны.
Но если спросить, как лучше развивалась бы Польша — в ЕС или ^ за его рамками, ответ будет однозначен: альтернативы евроинтеграции g у государства нет. Евросоюз выступил источником роста, поступающие и из него средства позволили провести структурные реформы, доступ к европейским рынкам обеспечил производства сбытом, а граждан возмож-
¡1 ностью найти лучше оплачиваемую работу, что смягчило безработицу.
Е
^ Если бы вдруг Польша решила остаться за бортом ЕС, ей пришлось бы бо-™ роться с теми же самыми проблемами, но уже в одиночку, не опираясь на поддержку других европейских государств. Возникшие же в период пребывания в ЕС трудности были не только неизбежным следствием адаптации к пребыванию в интеграционной группировке, но и в более широком плане — проявлением процесса модернизации экономической и социальной системы, её приспособления к реалиям глобализированного общества.
Следует обратить внимание ещё на одно обстоятельство. 20 лет назад вступление в ЕС стало мощной встряской для страны, придало импульс её движению. Но сейчас воздействие этого импульса заканчивается. Польша адаптировалась к задаваемым Евросоюзом экономическим реалиям, она в значительной мере ликвидировала отставание от его лидеров, почувствовала свои силы и способность обходиться даже без дотаций из европейского бюджета, как это было в период конфликта правительства партии «Право и справедливость» с Брюсселем. Поэтому не случайно в нынешнюю годовщину членства в Польше доминировал совсем другой дискурс, чем пять или десять лет назад. Тогда преимущественно обсуждалось, что ЕС принес или ещё может принести стране, теперь же больше говорилось о том, какой Евросоюз нужен Польше, каковы перспективы его развития, и что поляки могут сделать, чтобы оно соответствовало их интересам. Это означает, что страна окончательно стала неотъемлемой частью Европейского союза, она прошла ту стадию, когда являлась главным образом потребителем благ европейской интеграции, в настоящее время она сама готова участвовать в создании этих благ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Глинкина, С.П., Куликова, Н.В., Синицина, И.С. (2014). Страны Центрально-Восточной Европы: евроинтеграция и экономический рост: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН. Куликова, Н.В. (ред.) (2002)._Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз. М.: Наука.
PKB w Polsce na przestrzeni lat. Ile wynosil wzrost gospodarczy i jak siç go mierzy. 300gospodarka. 31.01.2024. Available at: https://300gospodarka.pl/explainer/pkb-w-polsce-na-przestrzem-lat-ile-wynosil-wzrost-gospodarczy-i-jak-sie-go-mierzy-wykresy (accessed 10.06.2024).
к
<
и <
< ее
Kaczynski: Za 21 lat dogonimy Niemcow. Bankier.pl. 08.10.2019. Available at: https://www. bankier.pl/wiadomosc/Kaczynski-Za-21-lat-dogonimy-Niemcow-Sprawdzamy-7751796. html (accessed 07.06.2024).
Opinie o czlonkostwie w Unii Europejskiej. Komunikat z badan CBOS 55/2023. Centrum Badan Opinii Spolecznej (CBOS). 05.2023. Available at: https://cbos.pl/SPISKOM. POL/2023/K_055_23.PDF (accessed 08.06.2024).
Domagaia, A. (2011). Integracja Polski z Uni^ Europejsk^. Warszawa.
EU spending and revenue — Data 2000-2022. European Commission. 2024. Available at: https:// commission.europa.eu/strategy-and-policy/eu-budget/long-term-eu-budget/2021-2027/ spending-and-revenue_en (accessed 7.06.2024).
Gross domestic product at market prices. Eurostat. 2024. Available at: https://ec.europa.eu/ eurostat/databrowser/view/tec00001/default/table?lang=en&category=t_na10.t_nama10.t_ nama_10_ma (accessed 07.06.2024).
Main GDP aggregates per capita. Eurostat. 2024. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/data-browser/view/nama_10_pc__custom_11723295/default/table?lang=en (accessed 07.06.2024).
Informacja o rozmiarach i kierunkach czasowej emigracji z Polski w latach 2004-2020. Glowny Urz^d Statustyczny (GUS). 2024a. Available at: https://stat.gov.pl/files/gfx/portalinformacy-jny/pl/defaultaktualnosci/5471/2/14/1/informacja_o_rozmiarach_i_kierunkach_czasowej_em-igracji_z_polski_w_latach_2004-2020.pdf (accessed 11.06.2024).
Informacja o rozmiarach i kierunkach czasowej emigracji z Polski w latach 2017-2022. Glowny Urz^d Statustyczny (GUS). 2024b. Available at: https://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/lud-nosc/migracje-zagraniczne-ludnosci/informacja-o-rozmiarach-i-kierunkach-emigracji-dlugo okresowych-w-latach-2017-2022,18,1.html (accessed 11.06.2024).
20 lat Polski w Unii Europejskiej. Bilans gospodarczych efektow czlonkostwa. Kancelaria Prezesa Rady Ministrow (KPRM). 2024. Available at: https://www.20lat.eu/images/Raport-Bilans-Gos-podarczych-Efektow-Czlonkostwa.pdf (accessed 08.06.2024).
Krawiec, Sz. (2023). 50 najwi^kszych unijnych inwestycji na 20 lecie Polski w UE. Wprost. 31.07.2023. Available at: https://rankingi.wprost.pl/11329729/50-najwiekszych-unijnych-inwestycji-na-20-lecie-polski-w-ue.html (accessed 10.06.2024).
15 lat w Unii Europejskiej. Bilans czlonkostwa. Ministerstwo Funduszy i Polityki Regionalnej. 29.04.2019. Available at: https://www.gov.pl/web/fundusze-regiony/15-lat-w-unii-europe-jskiej-bilans-czlonkostwa (Accessed 10.06.2024).
Kompendium handlu zagranicznego Polski. Polski Fundusz Rozwoju. 05.2024. Available at: https:// pfr.pl/dam/jcr:e4fa67c6-416e-4b4f-9baa-476981855811/PFR_KompendiumHZ_202405.pdf (accessed 11.06.2024).
Prezydent RP: Z dum^ mozemy patrzec na rozwoj Polski. Prezydent.pl. 01.05.2024. Available at: https://www.prezydent.pl/aktualnosci/wydarzenia/prezydent-rp-z-duma-mozemy-patrzec-na-rozwoj-polski,85081 (accessed 07.06.2024).
Tataia, M. (2024). Polska na jednolitym rynku UE: korzysci, bariery, reformy. Warszawa: Fundacja Wolnosci Gospodarczej. 05.2024. Available at: https://wolnagospodarka.pl/wp-content/ uploads/2024/04/Raport_Polska-UE.pdf (accessed 08.06.2024).
World Investment Report 2023. UN Trade & Development (UNCTAD). 2024. Available at: https:// unctad.org/publication/world-investment-report-2023 (accessed 11.06.2024).
< о
к
<
и <
THE IMPACT OF EUROPEAN UNION MEMBERSHIP ON POLAND'S ECONOMIC DEVELOPMENT
£ Oleg Mikhalev
Voronezh State University, Voronezh, Russia, e-mail: [email protected]
:r
Abstract. In this article, the author has attempted to find out what role Poland's membership in the European Union has played in its economic success over the past twenty years. The tools used by the EU to influence the country's development were analyzed. Based on the consideration of the impact of subsidies from European funds, the author concludes that although Poland receives huge injections, their significance is not decisive. Access to the single European market and receiving investments from EU countries has become more important, providing an opportunity for structural reconstruction of the economy and its adaptation to modern realities. But their role should not be overestimated either, since Poland could receive a considerable part of the opportunities arising from the free movement of goods, services and capital even without EU membership. The consequences of the opening of the EU labor market for Polish labor are also ambiguous. It led to a reduction in unemployment and an increase in wages, but caused the outflow of a considerable portion of the working-age population. The author concludes that joining the EU did not automatically open the way to success. It created opportunities that had to be managed. Poland took effective advantage of this chance.
Key words: Poland, European Union, economic development, subsidies from EU funds, foreign investment, foreign trade, labor migration.
к
<
и <