т 9
О и
О
Карол Ченкус
15 лет членства Польши в Европейском Союзе — экономические выгоды и проблемы
Аннотация. В настоящее время Польша и страны региона Центральной Европы подводят итоги пятнадцати лет членства в Европейском союзе (ЕС). Статья содержит анализ эффективности (преимуществ и затрат) членства. В сравнении с ситуацией до вступления в Евросоюз, т.е. до 2004 года, членство Польши в ЕС можно рассматривать как большой успех в разных измерениях (политическом, экономическом и социальном). Автор особо отмечает, что членство в ЕС стало естественным выбором Польши. Свои аргументы в пользу позитивных оценок полутора десятилетий членства автор подкрепляет богатым фактологическим материалом. На этой основе он предпринимает попытку предсказать перспективы и возможные проблемы дальнейшего функционирования страны в ЕС.
Ключевые слова: членство, Европейский союз, валовой внутренний продукт, экспорт, Единый рынок, политика сплочения, Единая сельскохозяйственная политика.
© Ченкус Карол - доктор политических наук, эксперт Экономического департамента Европейского союза МИД Республики Польши.
* Контекст и условия членствa Польши
д и стран Центральной Европы
о
в Европейском союзе
о 1 мая 2004 года стало символической датой для Польши и других
s стран Центральной Европы. В настоящее время страны региона подводят g итоги после 15 лет членства в Европейском союзе. На самом деле, честный и подробный анализ нашего членства в ЕС не может быть осущест-™ влен вне более широкого контекста, прежде всего без оглядки на то, что ^ произошло задолго до 2004 года.
^ Попытки стать частью европейского проекта были предприняты
в самом начале экономических преобразований в 1990-х годах. Эти мероприятия в каждой из стран нашего региона различались, но в Польше существовал широкий политический консенсус — членство в ЕС стало нашей стратегической целью. Несмотря на все еще присутствующие у небольшой группы людей сомнения в правильности решения о присоединении к ЕС, в целом этот консенсус сохраняется до сих пор.
Представления о членстве в ЕС полностью сочетались с принятой нами моделью экономических преобразований. Польша при этом выбрала иной путь, нежели, например, Россия. В то время как в России в начале 90-х годов активы и ресурсы были консолидированы в руках внутренних «стейкхолдеров», Польша решилa открыть свою экономику и принять иностранный капитал.
В 1991 году было подписано соглашение об ассоциации, и с 1995 года торговые барьеры были постепенно устранены. Польша также началa внедрять законодательство ЕС и постепенно адаптироваться к европейским стандартам. Страна сталa более надежной для иностранных инвесторов, и открытость экономики из года в год начала расти. Доля торговли в валовом внутреннем продукте (ВВП) в 2003 году составила около 69% по сравнению с 44% в 1995 году (15 lat Polski, 2019). Перед вступлением в ЕС Польша также началa использовать средства из финансовых инструментов ЕС (программы PHARE, SAPARD, ISPA).
Дата 1 мая 2004 года стала подтверждением того, что польские усилия — политические, экономические и социальные — не были бессмысленными. Можно говорить о разных измерениях успешности членства ^
П
Польши и других стран Центральной Европы в ЕС. о
к
15 лет членства — преимущества и затраты <
Членство в ЕС, прежде всего, отразилось большим экономическим успехом, измеряемым увеличением благосостояния общества, притоком средств для модернизации экономики и возможностью роста на основе участия на Едином рынке.
* За последние 15 лет удалось быстро сократить различия в эконо-
д мическом развитии между Польшей и другими странами ЕС. С момента
о
вступления в ЕС валовой внутренний продукт на душу населения Поль-о ши, измеряемый по паритету покупательной способности (ППС), увели-s чился с 49,5% от среднего по ЕС — 27% в 2003 году, до 70,1% в 2017 году, g (Eurostat). Это рост более чем на 20 процентных пунктов. Разницу можно также увидеть, сравнивая Польшу с Россией. ВВП на душу насе-™ ления по паритету покупательной способности в Польше в 1992 году
Ш
^ был в 2 раза ниже, чем в России, a в настоящее время он примерно на ^ 10% выше (в Польше ВВП в эти годы рос в 2 раза быстрее, чем в России) (World Economic Outlook, 2019).
Часто можно услышать, что Польша является членом ЕС только «за деньги» из его фондов. Конечно, нельзя недооценивать их важность. В настоящее время в Польше финансируются тысячи проектов из фондов ЕС. Это видимый эффект политики сплочения (конвергенции), которая была успешной для всего ЕС. Польша получила средства, эквивалентные 2,35% валового национального доходa (ВНД), благодаря этим фондам. Кроме того, Польша получила еще 55 млрд евро по программе Единой сельскохозяйственной политики, которая значительно повысила конкурентоспособность польского сельского хозяйства1.
Однако было бы ошибкой оценивать успехи Польши и других стран региона только в связи с трансфертами из бюджета ЕС. Опыт Польши показывает, что это участие в Едином рынке и экономическая интеграция способствовали приближению страны к уровню так называемой старой западной Европы.
Почти на протяжении всего периода членства Польши в ЕС экспорт товаров постоянно увеличивался (в среднем на 11% в год), достигнув в 2018 году более 220 млрд евро. Участие в Едином рынке создало условия для экспансии польских экспортеров. В 2018 году в страны ЕС были экспортированы товары на сумму около 180 млрд евро (около 80% всего экспорта)2 — почти в 5 раз больше, чем на момент присоединения.
Особый успех был зафиксирован в агропродовольственном секторе экспорт рос быстрее, чем в других категориях (с 4 млрд евро в 2003 году до более 29 млрд евро в 2018 году), а обмен со странами ЕС определил < высокое положительное сальдо сельскохозяйственного экспорта (около о
10 млн евро в 2018 году)3. Сельскохозяйственная продукция из Польши
1 Источник. Министерство инфраструктуры и развития Польши; собственные расчеты.
2 Главное статистическое управление Польши (GUS).
3 См. Там же
к
<
К. Ченкус. 15 лет членства Польши в Европейском Союзе 34 9 Диаграмма 1. Объем польского торгового обмена (млрд евро)
ш
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Источник. Главное статистическое управление Польши (GUS)
пользуется хорошей репутацией во всем мире благодаря высокому качеству и привлекательным ценам.
Также быстро развивался и экспорт услуг (с менее чем 8 млрд евро в 2004 году до примерно 36 млрд евро в 2017 году), а дефицит, имевшийся на период вступления в ЕС был преобразован в значительное положительное сальдо в размере около 9 млрд евро. Преимущества возможностей честной и открытой конкуренции на Едином рынке наглядно видны на примере сектора автомобильного транспорта. За последние 15 лет польские транспортные компании завоевали лидирующие позиции в ЕС — с долей более 30% (это почти 5-кратный рост с 2004 года) (Eurostat). Это важный вклад Польши в экономическое развитие ЕС, выгоды которого ощущаются не только потребителями в стране, но и потребителями по всему ЕС, потому что цена на транспорт является важной частью окончательной цены каждого товара.
Благодаря этим результатам значимость торговли товарами и услу- < гами для генерирования ВВП Польши значительно возросла, превысив о 50% (примерно с 30% на момент присоединения). Польша направляет больше экспорта на Единый рынок, чем в среднем страны — члены ЕС. <
В то же время улучшается качество экспорта — в 2003—2017 годах ¡^ доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте увеличилась с 2,5 до 8,5% (Eurostat). Это все еще ниже среднего показателя по ЕС, но темпы роста являются одними из самых быстрых во всем Евросоюзе.
о
о
и
1= О
Диаграмма 2. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП ЕС и Польши (в %)
60
55
50
ЕС
Польша
45 —
40
35
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Источник. Eurostat.
Факты, приведенные выше, свидетельствуют о значении Единого рынка без барьеров для польских предпринимателей. Одновременно выгоды для всего ЕС так же важны, как и выгоды для новых стран-членов. Часто забывается о том, что расширение ЕС можно сравнить с ситуацией win-win, и здесь не только Польша является бенефициаром. Благодаря слаженному функционированию внутреннего рынка ощутимые выгоды от реализации политики ЕС получают все его члены, независимо от того, куда переводятся денежные средства.
Например, внедрение политики сплочения в странах Вишеградской группы оценивается в почти 100 млрд евро для лиц, организаций и предпринимателей из стран «старого ЕС» (это эквивалент 80% средств, выделенных на эти цели) (Jak panstwa UE-15.../ 2017). Можно констатировать, что деньги, внесенные в бюджет ЕС, являются лучшими государственными инвестициями стран ЕС. Возврат c этих инвестиций является весьма существенным. Эффект проявляется не только в ВВП Польши, в той же степени он отражается в ВВП Германии, Нидерландов, Швеции или других странах так называемой старой западной Европы.
Другой пример. Благоприятные результаты экспорта были бы невозможными без активности иностранных компаний на рынках Польши и других стран Центральной Европы. Несмотря на растущую долю небольших польских компаний в торговле, еще 2/3 экспортной выручки получают предприятия с иностранным капиталом. Это тоже является результатом крупных прямых иностранных инвестиций, которые пришли из стран ЕС в Польшу в результате присоединения. В 2017 году их
к
<
Диаграмма 3. Прямые иностранные инвестиции в Польше в 2003-2017 гг. (в млн евро)
Источник. Национальный банк Польши (NBP)
стоимость достигла более 180 млрд евро (т.е. около 40% ВВП)4. Пример Польши показывает, что часть этой выручки (около 40%) реинвестируется, но около 60% возвращается инвесторам из Западной Европы в виде процентов и дивидендов (с начала членства в EC они превысили 100 млрд. евро).
Глядя на объективные данные о членстве в ЕС, нельзя забывать и о некоторых негативных тенденциях. Наиболее ярким примером является ускорение эмиграции и так называемaя утечка мозгов. В конце 2017 года число поляков, проживающих в странах ЕС, оценивалось в более чем 2 млн человек. Миграция, особенно в долгосрочной перспективе, усугубит проблему старения польского общества. Значительное увеличение населения за пределами продуктивного возраста приведет к увеличению так называемой демографической нагрузки. В настоящее время этот показатель в Польше ниже среднего по ЕС. В 2060 году он может достичь уровня 90% (сейчас — около 45%), тогда как в среднем по ЕС будет около 78% (EU Mobile Workers, 2019).
Будущее Польши в ЕС — перспективы и проблемы
Приведённый краткий анализ подтверждает, что выбор экономической модели в начале 1990-х годов, подкрепленный членством в Европейском союзе, принес ощутимые выгоды Польше и другим странам региона.
4 Национальный банк Польши (NBP); собственные расчеты.
к
<
* Это преимущества не только в глобальном измерении, но и индивиду-g ально — для каждого гражданина. Стоит отметить, что модель, принятая ° в Польше, ограничила формирование большого неравенства в доходах о (например, в ЕС 1% самых богатых имеют 10% активов, а в России — более £ 20%) (Europe in May 2019..,/ 2019).
g Тем не менее Польша осознает, что поддержание высокого уровня
экономического роста требует адаптации экономики к меняющимся ™ условиям. Именно поэтому правительство сейчас намерено проводить ^ более ответственную экономическую политику, — политику, которая ^ будет продолжать сокращать неравенство при сохранении конкурентоспособности. Это подтверждается уже введенными социальными программами, которые являются проявлениями социально-ответственной рыночной экономики. Примером выступает увеличение минимальной заработной платы или беспрецедентные субсидии для семей. Всё вместе значительно сокращает сферу бедности в Польше.
Несмотря на то что Польша выбрала экономическую модель развития, отличную, например, от российской, мы осознаем, что сильное влияние иностранного капитала на экономику страны приносит не только преимущества, но и конкретные угрозы. Кроме того, Польша — это страна, извлекающая выгоды из глобализации, поэтому нынешние тенденции в международной торговле вызывают вопросы о будущем такой либеральной модели. В настоящее время Польша пытается сбалансировать текущую ситуацию, чтобы активно реагировать на стоящие перед ней проблемы. Постепенная «реполонизация» некоторых экономических областей является осознанным выбором, равно как и деятельность, направленная на повышение эффективности налоговой системы или на поиск новых, инновационных областей развития.
Поэтому в предстоящие годы членства в ЕС Польша намерена проводить в Европе линию, убеждающую в том, что сохранение сильного Единого рынка и повышение ответственности государств за ключевые экономические вызовы являются общей задачей, которая поможет сохранить позиции ЕС в мировой экономике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ <
15 lat Polski w Unii Europejskiej — bilans. (2019). Polski Instytut Ekonomiczny (PIE). о
к
<
К
EU Mobile Workers: A challenge to public finances? (2019). CEPS; Eurostat. URL: http://aei.pitt. edu/97084/1/EU_Mobile_Workers.pdf (дата доступа: 23.07.2019).
Europe in May 2019: Preparing for a more united, stronger and more democratic Union in an
increasingly uncertain world (2019). European Commission. URL: https://ec.europa.eu/ < commission/sites/beta-political/files/euco_sibiu_communication_en.pdf (дата доступа: 23.07.2019).
Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat (дата доступа: 23.07.2019).
• Jak panstwa UE-15 korzystaj^ z realizacji polityki spojnosci w krajach Grupy Wyszehradzkiej?
m (2017). IMAPP, raport na zlecenie Ministerstwa Rozwoju (MR), Warszawa. URL: https:// о
0 www.ewaluacja.gov.pl/media/41768/UE15KorzysciRk.pdf (дата доступа: 23.07.2019). и
2 World Economic Outlook Database 2019, International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/
° external/pubs/ft/weo/2019/01/weodata/index.aspx. (дата доступа: 23.07.2019).
и
is
ш 1= О
g REFERENCES
£ EU Mobile Workers: A challenge to public finances? (2019). CEPS; Eurostat. URL: http://aei.pitt.
edu/97084/1/EU_Mobile_Workers.pdf (access: 23.07.2019). !h World Economic Outlook Database 2019, International Monetary Fund. URL: https://www.imf. org/ external/pubs/ft/weo/2019/01/weodata/index.aspx. (access: 23.07.2019).
15 lat Polski w Unii Europejskiej — bilans [15 years in EU — balance]. (2019). Polski Instytut Ekonomiczny (PIE).
Jak panstwa UE-15 korzystaj^ z realizacji polityki spojnosci w krajach Grupy Wyszehradzkiej? [How do EU-15 countries benefit from the implementation of cohesion policy in the Visegrad Group countries?] (2017). IMAPP, Warszawa. URL: https://www.ewaluacja.gov.pl/media/41768/ UE15KorzysciRk.pdf (access: 23.07.2019).
Europe in May 2019: Preparing for a more united, stronger and more democratic Union in an increasingly uncertain world (2019). European Commission. URL: https://ec.europa.eu/ commission/sites/beta-political/files/euco_sibiu_communication_en.pdf (access: 23.07.2019).
Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat (access: 23.07.2019).
15 Years of Polish membership in the European Union — economic benefits and problems
Author. Karol Cienkus has a PhD in political science. He is an expert at the Economic Department of the European Union in the Polish Ministry of Foreign Affairs.
Abstract. Poland and other Central European countries are recently drawing conclusions after their 15th anniversary of membership in the European Union (EU). The article contains an overall analysis of the effects (advantages and disadvantages) of the membership. Looking at the context and conditions before 2004, the membership of Poland in the EU turns out to be a great success in different aspects (politically, economically and socially). The author has concluded, that the membership in the EU is a natural path for Poland. Finally, the article
contains conclusions about perspectives and challenges for the country in the EU in the
<
forthcoming future. i=
Q
Key words: membership, the European Union, gross domestic product, exports, Single Market,
cohesion policy, common agricultural policy. <