Разработанная технология консультационного сопровождения инновационной деятельности педагогов в системе постдипломного образования способствует наращиванию инновационного ресурса профессиональной педагогической деятельности, обеспечивающего построение практики инновационного образования в регионе.
Список литературы:
1. Громыко Ю.В. Сеть мыследеятельностной педагогики. - М.: МАРО, 2011. - 29 с.
2. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография. -Н. Новгород: НГЦ, 2005. - 344 с.
3. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: школа на пороге нового века. - СПб., 1997. - С. 125.
4. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. - М.: Просвещение, 2006. - 304 с.
5. Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Горычева С.Н., Аверкин В.Н., Ширин А.Г., Петров А.В. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
6. Слободчиков В.И. Очерки по психологии. - 2-е изд., перераб. и доп. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. - 272 с.
7. Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования / Под ред. Т.М. Ковалевой. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - (Учебно-методическая библиотека Мегапроекта «Развитие образования в России»). - 160 с.
О ВЕДУЩЕЙ РОЛИ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
© Стукаленко Н.М.*, Тарасенко Ю.Н.*
Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, Республика Казахстан, г. Кокшетау
В данной статье автор рассматривает актуальную проблему экологической подготовки учителей и предлагает пути ее совершенствования на основе применения системного подхода в условиях непрерывного педагогического образования.
* Ассоциированный профессор (доцент) кафедры Общей педагогики и психологии, доктор педагогических наук.
* Старший преподаватель кафедры Общей педагогики и психологии, магистр педагогики, соискатель.
Актуальность экологической подготовки учителей на современном этапе модернизации постсоветских образовательных систем продиктована условиями их интеграции в мировое образовательное пространство, ориентированное на сохранение благоприятной природной среды в целях устойчивого развития общества, необходимостью реализации системного подхода к профессиональной экологической подготовке педагогических кадров, повышения уровня экологической культуры педагогов, формирующих новое экологическое сознание подрастающего поколения. Международные документы по экологическим вопросам свидетельствуют о глубокой озабоченности мирового сообщества проблемами экологического образования, которые в тех или иных формах дают знать о себе во всех странах мира [1].
Именно образование как сфера, наиболее тесно связанная с формированием экологической культуры личности, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог - компетентный профессионал-учитель, владеющий всем арсеналом средств экологического воспитания, творческая личность, способная к осуществлению экологизации целостного педагогического процесса, стремящаяся к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений. Целью экологической подготовки педагогов должно стать содействие дальнейшему развитию экологической компетентности педагога, его способности эффективно решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями реализации в практической деятельности экологического образования и воспитания учащихся. Экологическое образование должно сформировать новые знания, новую нравственность и систему ценностей человечества, которое в своих потребительских интересах вышло за рамки возможностей биосферы. Новому поколению всех государств необходимо вливаться в мировое движение к устойчивому развитию, включающее в себя целенаправленное «конструирование» будущего, гармонизацию социально-экономических процессов с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений планеты.
Одно из основных условий перехода современного общества к устойчивому развитию - реформирование целей и содержания нынешнего образования как социального института. Экологическое образование должно приобрести статус ведущего, т.к. социальная сущность экологического образования заключается в осознании того, что никакие другие знания человека, общества и человечества о природе не могут заменить знания экологические. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса и противодействовать ему посредством образования. В связи с этим современные педагоги должны быть готовы к осуществлению процесса экологизации школьного образования.
Важнейшая платформа формирования экологически правильного отношения школьников к природе - это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом и требует системного подхода. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно-полезных действий учащихся по защите окружающей среды. Поэтому уже в стенах вуза необходимо готовить будущих педагогов к осуществлению экологического воспитания учащихся, научить их создавать благоприятные условия для формирования экологической культуры учащихся через познавательную, опытническую, творческую, практико-ис-следовательскую, краеведческую, спортивно-оздоровительную деятельность.
Сформировать у учащихся бережное отношение к природе сможет учитель, который сам увлечен благородной задачей охраны окружающей среды и испытывает устойчивый интерес к природоохранной работе. В этой связи специально организованная экологическая подготовка учителей, как составная часть их профессионально-педагогической подготовки, способствует решению важной задачи - развивает экологическую культуру самих педагогов, формирует их убеждения в необходимости охраны природы. Это важная предпосылка реализации непрерывного экологического образования, как одного из самых приоритетных направлений развития нашего общества, ведь современная школа сегодня испытывает острую потребность в педагоге-универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и педагогические закономерности воспитания будущих заботливых хозяев родной земли, бережно относящихся к природе и людям.
Перед системой образования стоит непростая задача: реализации системного подхода к экологической подготовке учителей на всех ступенях непрерывного педагогического образования. Только при этом условии -при наличии педагогов, подготовленных к экологическому воспитанию школьников, удастся воспитать поколения, обладающие духовным стержнем - новой экологической культурой, новым экологическим менталитетом, что является одним из важнейших аспектов становления личности человека XXI в. Однако содержательный и методический компоненты современного педагогического образования еще не могут обеспечить позитивный рост экологического сознания на личностном уровне, нужны новые методологические, теоретические и дидактические основы конструирования содержания и методики экологической подготовки учителей.
Экологическая подготовка учителей - это целенаправленный процесс овладения педагогами системой научных и профессиональных знаний, умений и навыков о взаимоотношении общества и природы, ее охране и улучшению с целью реализации экологического образования и воспитания подрастающего поколения, т.е. успешной эколого-педагогической дея-
тельности. Сущность экологической подготовки учителей заключается в формировании их готовности к решению важнейших задач экологического образования и воспитания учащихся, что является государственным заказом, учитывая значимость развития экологического образования в нынешних условиях развития общества.
В последние годы для экологического образования созданы правовые основы, пример тому «Стратегия-2030» [2], «Концепция экологического образования Казахстана» [3] и ряд других программных документов. Для эффективной реализации государственной программы по экологическому образованию необходимо формирование у учащихся основ экологических знаний, воспитание чувств моральной и правовой ответственности в защите окружающей среды, информированность о достижениях науки, знание нормативно-правовых документов. Помимо выше указанных условий необходимо применять адекватные поставленным целям формы и методы обучения, в частности уроки-семинары, конференции, беседы, диспуты, викторины; научно-исследовательские и поисковые методы. Важными требованиями к организации экологического образования являются использование только научно доказанных фактов, использование в процессе обучения наглядных пособий, киносюжетов, коллекций, ведение наблюдений за явлениями природы, за фауной и флорой, учет возраста учащихся при планировании изучения основ экологической науки, доступность изложения понятий, законов, терминов; умение самостоятельно давать оценку экологическим ситуациям; учет местных традиций и т.д.
Учитывая, что экологическое образование - это процесс, направленный на сознательное развитие ответственности и озабоченности состоянием окружающей среды и связанными с ней проблемами, образование в области окружающей среды предполагает овладение экологическими знаниями, приобретение навыков для индивидуального и коллективного решения текущих проблем и предотвращения новых. Для выполнения этой миссии самая многочисленная армия - это учителя-предметники и учителя-воспитатели, всесторонне и хорошо подготовленные в области охраны природы, сохранения благоприятной окружающей среды и экологии в целом.
Таким образом, экологическая подготовка учителей составляет один из наиболее существенных аспектов обучения в области охраны окружающей среды, поэтому необходимо:
- во-первых, в процессе экологической подготовки учителей дать им все необходимые знания экологических факторов и основ взаимосвязи общества и природы;
- во-вторых, чтобы были предприняты усилия для развития критического осознания проблем окружающей среды, позволяющие учителям воспитать чувство ответственности за ее состояние;
- в-третьих, вопросы, связанные с охраной окружающей среды, были бы включены в программы по подготовке учителей как в вузах, так и на курсах повышения квалификации;
- в-четвертых, с учетом необходимости использовать современные технические средства (компьютеризация обучения) и другие методы включить в программы подготовки учителей вопросы использования наиболее эффективных педагогических методов.
Государственные программы экологического образования [4], разработанные на данном этапе, указывают на следующие моменты: будущим учителям в обязательном порядке нужны знания об окружающей среде; они должны быстро схватывать суть методов экологического образования, особенно тех, которые побуждают учащихся самостоятельно определять основные параметры окружающей среды и выяснять непосредственные ее ценности. В программах экологического обучения определенное место должно быть уделено практическим занятиям для проверки и совершенствования приобретенных умений и навыков. В программах также отмечается, что приобретенные студентами знания не могут быть ограничены только естественными науками. Все учителя должны знать факты и основные законодательства, информацию об экологических проблемах и возможностях улучшения обстановки в области окружающей среды. Эти знания должны опираться на экологические и экономические основы. Становится очевидным, что экологическая подготовка будущих учителей должна быть организована так, чтобы развивать в самих учителях восприимчивость к проблемам экологии и охраны окружающей среды, т.е. именно то, что необходимо будет передать своим ученикам.
Требования сегодняшнего дня таковы, что современный учитель - это не только духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, это еще и экологически подготовленный педагог, в совершенстве владеющей технологией экологизации обучения [5]. В идеале современный учитель должен ясно понимать самоценность экологического образования, быть человеком высокой экологической культуры, знать психолого-педагогические основы формирования экологического мировоззрения учащихся, умело использовать личностно-ориентирован-ные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и совершенствованию своей экологической подготовки. Педагог-профессионал должен уметь организовать деятельность учащихся по овладению эколого-предметными знаниями и умениями, предвидеть результаты этой деятельности, корректировать возможные отклонения. Для достижения такого результата необходимо выстроить экологическую подготовку учителя системно, создавая благоприятные условия для формирования его как экологически подготовленного педагога.
Список литературы:
1. Программа действий. Повестка дня на XXI в. и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. - Женева, 2003. - 83 с.
2. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Стратегия-2030. - Астана, 2000. - 24 с.
3. Концепция экологического образования Казахстана // Экологический курьер. - 2001. - 15 февраля.
4. Программа экологического образования. - Алматы: Республиканский издательский кабинет Казахской Академии образования им. Ы. Ал-тынсарина, 2002.
5. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан. - Астана, 2005.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
© Терентьева О.Г.*
Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск
В данной статье рассматривается антропологический подход к проблеме формирования коммуникативных способностей.
В педагогических исследованиях в последнее время ведущей тенденцией развития высшего образования признается переход от традиционной парадигмы обучения к гуманистической.
Под гуманистической парадигмой образования понимается совокупность взглядов, выражающих уважение личного достоинства человека, его права на свободу, счастье, всестороннее развитие личностных качеств и проявление способностей, а также важность создания педагогических условий, мотивирующих включение личности в процесс саморазвития.
В гуманистической парадигме признается приоритет антропологического подхода в образовании. Антропологический подход к образовательной деятельности - это мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация образовательной деятельности на человека как свою главную цель и ценность [1].
* Преподаватель кафедры «Иностранные языки».