Научная статья на тему 'О важных аспектах подготовки кадров для развития цифровой экономики'

О важных аспектах подготовки кадров для развития цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАДРЫ / РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / FRAMES / THE DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT / HUMAN FREEDOM / SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов Олег Анатольевич

В статье рассматриваются важные аспекты подготовки кадров для развития цифровой экономики в России. Создание цифровой экономики как иного экономического типа предполагает построение общегосударственной системы, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением социально-экономическими процессами в стране на основе внедрения систем искусственного интеллекта и робототехники. При этом построение инфраструктуры цифровой экономики должно осуществляться на унифицированной технологической платформе, объединяющей информационные системы федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также бизнес-структур. Такую платформу предстоит создать до 2024 г. Построение цифровой экономики призвано обеспечить как более эффективное и менее затратное экономическое функционирование, так и кардинальное изменение взаимоотношений общества, государства и бизнеса. Поэтому осуществление перехода на преимущественно дистанционное взаимодействие с государством предполагает такую организацию профессиональной подготовки государственных служащих, которая нацелена на эффективное использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий, связанных с внедрением искусственного интеллекта и робототехники, на базе формирования нового мышления и стиля работы чиновников. Инициируя реализацию программы цифровой экономики, государство призвано активно влиять на общественное развитие, поэтому социально-экономической реформе, связанной с внедрением цифровой экономики, должны предшествовать усилия по повышению эффективности государственного управления. В качестве основных ориентиров, касающихся образования, выступают: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, призванной обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Staff Training Issues for the Digital Economy Development

The article considers important aspects of staff training for the digital economy development in Russia. The creation of the digital economy as a different economic type involves the founding a national system that implements the solution of a full range of tasks related to the management of socio-economic processes in the country on the basis of introducing artificial intelligence systems. At the same time, creating a digital economy infrastructure is designed to be based on a unified technological platform that unites information systems of federal executive authorities, constituent entities of the Russian Federation, local self-government bodies and business entities. Such a platform will have to be created in the period until 2024. The main guidelines for education are: the creation of key conditions for training the digital economy; the education system improvement, which should provide the digital economy with competent staff; a labor market, which must be based on the demands of the digital economy; the creation of a system that motivates to develop necessary competencies and the staff participation in developing digital economy in Russia.

Текст научной работы на тему «О важных аспектах подготовки кадров для развития цифровой экономики»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

О важных аспектах подготовки кадров для развития цифровой экономики

СТЕПАНОВ Олег Анатольевич, главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: o_stepanov28@mail.ru

В статье рассматриваются важные аспекты подготовки кадров для развития цифровой экономики в России. Создание цифровой экономики как иного экономического типа предполагает построение общегосударственной системы, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением социально-экономическими процессами в стране на основе внедрения систем искусственного интеллекта и робототехники. При этом построение инфраструктуры цифровой экономики должно осуществляться на унифицированной технологической платформе, объединяющей информационные системы федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также бизнес-структур. Такую платформу предстоит создать до 2024 г.

Построение цифровой экономики призвано обеспечить как более эффективное и менее затратное экономическое функционирование, так и кардинальное изменение взаимоотношений общества, государства и бизнеса. Поэтому осуществление перехода на преимущественно дистанционное взаимодействие с государством предполагает такую организацию профессиональной подготовки государственных служащих, которая нацелена на эффективное использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий, связанных с внедрением искусственного интеллекта и робототехники, на базе формирования нового мышления и стиля работы чиновников.

Инициируя реализацию программы цифровой экономики, государство призвано активно влиять на общественное развитие, поэтому социально-экономической реформе, связанной с внедрением цифровой экономики, должны предшествовать усилия по повышению эффективности государственного управления.

В качестве основных ориентиров, касающихся образования, выступают: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, призванной обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Ключевые слова: кадры, развитие цифровой экономики, свобода человека, безопасность.

On Staff Training Issues for the Digital Economy Development

O. A. STEPANOV, chief research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: o_stepanov28@mail.ru

The article considers important aspects of staff training for the digital economy development in Russia.

The creation of the digital economy as a different economic type involves the founding a national system that implements the solution of a full range of tasks related to the management of socio-

economic processes in the country on the basis of introducing artificial intelligence systems. At the same time, creating a digital economy infrastructure is designed to be based on a unified technological platform that unites information systems of federal executive authorities, constituent entities of the Russian Federation, local self-government bodies and business entities. Such a platform will have to be created in the period until 2024.

The main guidelines for education are: the creation of key conditions for training the digital economy; the education system improvement, which should provide the digital economy with competent staff; a labor market, which must be based on the demands of the digital economy; the creation of a system that motivates to develop necessary competencies and the staff participation in developing digital economy in Russia.

Keywords: frames, the digital economy development, human freedom, security.

DOI: 10.12737/art_2018_11 _10

В послании Федеральному Собранию 1 июня 2017 г. Президент РФ поручил подготовить программу мер для развития цифровой экономики (ЦЭ), которая позволит сократить почти двукратное отставание России в сфере высоких технологий от наиболее развитых стран1. По мнению В. В. Путина, высказанному им во время «прямой линии» с населением 15 июня 2017 г., государству необходимо заниматься развитием цифровой экономики, чтобы обеспечить будущее национальной экономики и страны в целом: «Без цифровой экономики мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу. А без этого перехода к новому технологическому укладу у российской экономики, а значит и страны, нет будущего — развитие цифровой экономики России — задача номер один в экономической сфере»2.

28 июля 2017 г. распоряжением Правительства РФ № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в соответствии с которой к 2024 г. в России должны быть реализованы пять направлений, касающихся нормативного регулирования, образования, кадров, формирования исследо-

1 См.: Греф предлагает детально проработать управление программой развития цифровой экономики. URL: http://tass.ru/ ekonomika/4385930.

2 Путин: без цифровой экономики у страны нет будущего. URL: http://tass.ru/ekonomika/ 4339918.

вательских компетенций ^-инфраструктуры и кибербезопасности.

Согласно данной программе ЦЭ представлена тремя уровнями, влияющими на жизнь граждан и общества в целом: рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг); платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности); среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Создание ЦЭ как иного экономического типа предполагает построение общегосударственной системы, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением социально-экономическими процессами в стране с использованием робототехники и искусственного интеллекта. При этом построение инфраструктуры ЦЭ призвано строиться на унифицированной технологической платформе, объединяющей информационные системы федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также бизнес-структур. Такую платформу предстоит создать в период до 2024 г.

В качестве основных ориентиров, касающихся образования, называются: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать ЦЭ компетентными кадрами; формирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии ЦЭ России.

В самом общем виде развитие ЦЭ можно обозначить как способ осуществления социально-экономической деятельности, основанный на использовании электронных данных .

Однако новые формы организации деятельности органов государственной власти и бизнес-сообщества нацелены на обеспечение населения России, бизнес-сообщества, государственных структур соответствующими данными социально-экономического характера за счет не только широкого применения информационно-телекоммуникационных технологий, но за счет и систем искусственного интеллекта, а также робототехники.

По мнению президента Сбербанка Г. Грефа, реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» способна стать новым импульсом для научно-технологического развития России с фокусом на цифровые технологии будущего, такие как искусственный интеллект, блокчейн, Big Data, облачные сервисы, виртуальная и дополненная реальность, дроны и роботы, «интернет вещей» и др.3

Построение ЦЭ призвано обеспечить как более эффективное и менее затратное экономическое функционирование, так и кардинальное изменение взаимоотношений общества, государства и бизнеса. Поэтому осуществление перехода на преимущественно дистанционное взаимо-

3 URL: http://tass.ru/ekonomika/4385930.

действие с государством предполагает такую организацию профессиональной подготовки государственных служащих, которая нацелена на эффективное использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий, связанных с внедрением искусственного интеллекта и робототехники, на базе формирования нового мышления и стиля работы чиновников.

Данное обстоятельство предполагает проведение соответствующего анализа актуальных и перспективных потребностей в работниках с компетенциями развития ЦЭ, а также обновление федеральных государственных образовательных стандартов, основных образовательных программ общего образования, увеличение количества организаций среднего профессионального образования по перспективным направлениям ЦЭ, привлечение преподавателей-практиков в соответствующие образовательные организации. В таких программах должно быть предусмотрено, в частности, изучение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий («криптовалюта», «то-кен», «майнинг», «смарт-контракт» и др.).

С учетом этого в сфере осуществления правоприменительной (контрольно-надзорной) деятельности государственных органов профессиональное развитие государственных служащих должно быть связано не только с их профессиональной карьерой, но и с тем объемом профессиональных знаний, умений и навыков, которые сопровождают их восхождение по карьерной лестнице (повышение квалификации, переподготовка, самообразование и др.).

Так, с учетом необходимости реализации идеи унификации правил подачи процессуальных документов и доказательств в электронной форме в рамках судебных процедур требуется проводить обу-

чение, связанное с установлением порядка электронного взаимодействия между участниками процесса.

Поскольку в категории «права человека» заложен общегуманистический потенциал, связанный с достойным существованием человека, то любые возможные формы умаления свободы человека должны расцениваться как направленные против его эволюционного развития. Наряду со свободой человека одним из наиболее важных показателей в рамках становления ЦЭ является его безопасность. Рассматривая безопасность человека как явление, важно отождествлять его не только с безопасностью личности, но и с обществом и государством, которые обеспечивают личности возможность сделать тот или иной выбор свободно, с уверенностью, что ее сегодняшние возможности не будут утрачены завтра.

При таком подходе к безопасности человека важно иметь возможность оценивать риск нарушения указанных выше интересов, который может ассоциироваться не только с причинением ущерба жизненно важным интересам личности, общества, государства, а также с переходом ситуации в категорию опасных для обеспечения таких интересов.

Определить, нарушаются или нет названные выше жизненно важные интересы, можно на основе анализа содержания существующих законодательных и иных нормативных актов, которые касаются регулирования воздействия на личность, общество, государство негативных проявлений в развитии ЦЭ. Для оценки подобных рисков с учетом необходимости их идентификации, определения вероятности возникновения и ориентировочного характера неблагоприятных последствий, связанных с причинением вреда человеку, допустимо использовать категории «приемлемый» или «неприемлемый»4.

4 К приемлемому следует относить риск лишь в том случае, если фиксируется до-

Поскольку величина риска характеризует опасность, которой могут подвергнуться субъекты права, то такая опасность должна ассоциироваться с юридическими фактами, которые сопряжены с проявлениями нежелательных последствий. Это позволяет спрогнозировать потенциальные угрозы для жизнедеятельности человека на самых ранних стадиях их появления и дать ответы на вопросы: а) насколько опасными представляются ожидаемые угрозы, а также побочные эффекты и их последствия для человека; б) обратимы ли последствия этих угроз; в) какие еще угрозы могут вызывать для человека риски и последствия, аналогичные рассматриваемым рискам, и насколько велики данные риски для человека по сравнению с другими угрозами, существующими в данный момент, а также с учетом правовых, политических и экономических факторов; г) существует ли вероятность того, что наряду со снижением степени одних рисков рекомендуемое решение не повлечет появление других рисков или развитие побочных эффектов.

Данные обстоятельства необходимо учитывать при разработке соответствующих программ подготовки (переподготовки, повышения квалификации) кадров для ЦЭ.

Окончание эпохи индустриального общества позволили академику Н. Н. Моисееву заметить, что осознание сложности мира должно привести к усложнению методов взаимодействия с ним в сторону индивидуализации этих методов и что будущее за конкретным человеком, осознавшим ценности и преимущества собственной индивидуально-сти5.

пустимая степень подверженности личности, общества и государства воздействию внутренних и внешних угроз либо вероятность наступления неблагоприятной ситуации для них близка к нулю.

5 См.: Моисеев Н. Н. Расставание с просто-

той. М., 1998.

Актуальность данного замечания определяется тем, что государственное управление требует прежде всего формирования высокопрофессионального корпуса государственных служащих, от уровня профессиональной компетентности, знаний, заинтересованности которых зависят качество и эффективность принятия управленческих решений в сфере ЦЭ.

При этом, инициируя реализацию программы ЦЭ, государство призвано активно влиять на общественное развитие. Поэтому социально-экономической реформе, связанной с внедрением ЦЭ, должны предшествовать усилия по повышению эффективности государственного управления.

В рамках проведения 28 февраля 2007 г. Всероссийского делового форума «Эффективное государство: партнерство власти и бизнеса» отмечалось, что в настоящее время у отечественного бизнеса есть «спрос» на эффективное государство, но нет соответствующего предложения со стороны самого государства, которое не предлагает адекватных инструментов решения наболевших проблем. При этом основной акцент был сделан на разработку и запуск механизмов участия предпринимательского сообщества в экономической политике, в совершенствовании государственного администрирования, распределении госзаказов и проведении тендеров, противодействии коррупции в сфере госрегулирования, на активизации деятельности саморегулируемых организаций6.

Между тем именно кадровая политика государства призвана обеспечивать экономический рост, повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов в стране, которые приводят к реальным улучшениям в сфере демографии, образования, здраво-

охранения, культуры, окружающей среды, безопасности, а также в таких сферах, как качество государственного управления, участие граждан в принятии решений, влияющих на их благосостояние и общественное положение.

В докладе Всемирного банка о мировом развитии «Государство в меняющемся мире» 1997 г., посвященном рассмотрению основных функций, роли государства, его места в социально-экономическом развитии стран, отмечалось, что эффективное государство — это государство, способное оптимально отвечать на внутренние и внешние вызовы, удерживая общество в координатах его устойчивого социально-экономического развития. Кроме того, в докладе особо подчеркивалось, что эффективная деятельность государства, играющего роль катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц, — важная предпосылка успешного социально-экономического развития страны7.

Учитывая, что концепция эффективного государства строится на потребности достижения определенной гармонии в отношениях личности, государства и бизнеса, в рамках реализации программы ЦЭ важен не только уровень развития технологий искусственного интеллекта и робототехники, но и наличие справедливых правовых начал в функционировании государственного механизма.

Обеспечение таких начал должно рассматриваться в качестве важнейшей цели государственно-правовой деятельности в сфере подготовки и переподготовки кадров для реализации программы ЦЭ. При этом эффективно действующее государство не может не определить как для личности, так и для своих органов таких рамок свободы, выход за ко-

6 URL: http://www.aergroup.ru/news/134. htm.

7 ИНЬ: https://docslide.net/documents/-1997--56df16c4cb36b.html.

торые ни для личности, ни для государства недопустим. Если же такое явление происходит, то оно должно предполагать возможность обеспечения судебной защиты интересов личности либо государства.

В связи с этим вполне уместно напомнить слова Ч. Беккариа: «Мнение, что каждый гражданин вправе делать все, что не противно законам, не опасаясь никаких последствий... является политическим догматом... без которого не может существовать законное общество»8; а также слова Ш. Монтескье: «Хороший законодатель не столько заботится о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений»9.

Таким образом, подготовка соответствующих кадров для реализации целей ЦЭ должна быть ориентирована на то, что государство своими запретами и угрозой применения санкций, с одной стороны, побуждает субъектов права к соответствующему поведению, а с другой — при обнаружении поведения, противоречащего закону, устанавливает и обнародует методы (средства) воздействия на них. При этом воплощение идей ЦЭ в общественной практике должно быть связано с дальнейшим прогрессом не только в государственно-правовых отношениях, но и в развитии культуры.

В рамках осуществления государственной кадровой политики должна формироваться культура не

8 URL: http://www.gumer.info/bogoslov_ Buks/Philos/Bekkar/_07.php.

9 URL: http://www.pravo.vuzlib.su/book_ z1508_page_39.html.

«подчинения», а «участия» в общественных процессах граждан, которые непосредственно вовлекаются в процесс выработки и принятия требований и решений, в том числе с помощью использования телекоммуникационных технологий.

С учетом этого в качестве важнейших направлений государственной кадровой политики по реализации программы ЦЭ следует рассматривать:

оптимизацию структуры органов государственного управления, начиная с аппарата президента и правительства применительно к развитию ЦЭ;

исключение дублирования деятельности государственных органов с целью недопущения возникновения «управленческого вакуума» в сфере реализации программы ЦЭ;

обеспечение исключительной компетенции министерств и ведомств, в рамках которой за любой вопрос отвечает только один руководитель, обладающий всей полнотой принятия решений в сфере реализации программы ЦЭ;

определение для каждого государственного органа,задействованного в решении задач ЦЭ, его главной функции и четких, формализуемых критериев результатов его работы;

создание встроенного в аппарат государственного управления механизма мониторинга достижения целей программы ЦЭ.

Учет этих положений призван в том числе минимизировать риски различных криминогенных проявлений в ходе построения ЦЭ в России.

Библиографический список

Греф предлагает детально проработать управление программой развития цифровой экономики. URL: http://tass.ru/ekonomika/4385930. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998.

Путин: без цифровой экономики у страны нет будущего. URL: http://tass.ru/ ekonomika/4339918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.