Научная статья на тему 'О валеологической культуре будущего инженера'

О валеологической культуре будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / THE STUDENT / HEALTH / FACTORS OF A HEALTHY WAY OF LIFE / VALEOLOGICAL CULTURE / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов П. Н., Осипова Л. Н.

Одной из характеристик конкурентоспособного специалиста является умение вести здоровый образ жизни, его валеологическая культура, развивать которую у студентов призваны все преподаватели вуза. Система медико-биологической подготовки студентов должна быть направлена на формирование глубокого философского представления о здоровье, связанного со смыслом жизни и высшими ценностями бытия, с развитием саногенного мышления, определяющего жизненные ориентации, реальные поступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of characteristics of the competitive expert is ability to realize a healthy way of life. All teachers of higher school must develop the valeological culture of students. The system of medical and biologic education of students should be directed to formation of deep philosophical image about the health. It should be connected with meaning of the life and the higher values of life, with development of the sanogenic thinking defining vital orientations, real acts.

Текст научной работы на тему «О валеологической культуре будущего инженера»

УДК 371

П. Н. Осипов, Л. Н. Осипова

О ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Ключевые слова: студент, здоровье, факторы здорового образа жизни, валеологическая культура, физическая

культура, физическое воспитание.

Одной из характеристик конкурентоспособного специалиста является умение вести здоровый образ жизни, его валеологическая культура, развивать которую у студентов призваны все преподаватели вуза. Система медико-биологической подготовки студентов должна быть направлена на формирование глубокого философского представления о здоровье, связанного со смыслом жизни и высшими ценностями бытия, с развитием саногенного мышления, определяющего жизненные ориентации, реальные поступки.

Keywords: the student, health, factors of a healthy way of life, valeological culture, physical culture, physical training.

One of characteristics of the competitive expert is ability to realize a healthy way of life. All teachers of higher school must develop the valeological culture of students. The system of medical and biologic education of students should be directed to formation of deep philosophical image about the health. It should be connected with meaning of the life and the higher values of life, with development of the sanogenic thinking defining vital orientations, real acts.

Важнейшей задачей профессионального образования в новых социально-экономических условиях является подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Конкурентоспособность - обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетенций выпускника учебного заведения профессионального образования. Конкурентоспособный специалист должен обладать определенными характеристиками, в числе которых умение вести здоровый образ жизни.

Обращение к проблеме здорового образа жизни сегодня весьма своевременно и актуально. Объективные данные, характеризующие демографические процессы, заставляют задуматься о том, что же будет с нами: смертность превышает рождаемость, здоровье родившихся ухудшается. Безусловно, это опасные тенденции, имеющие угрожающий характер. Причем, значительная потеря здоровья происходит в юношеском возрасте: по официальной статистике до 90% выпускников школ и первокурсников вузов имеют те или иные отклонения в здоровье. Всё это и способствовало усилению в последние годы интереса к валеологическому образованию. Развитие общества невозможно без валеологической культуры его граждан, особенно молодёжи. Её формирование - прямая обязанность всех социальных институтов общества, в том числе, безусловно, и высшей школы.

Надежды на возможность лучшего будущего для нашей страны многие политики, экономисты, деятели культуры, педагоги сегодня связывают с воспитанием духовно и физически здорового поколения россиян. На государственном уровне принимаются законы, реализуются программы, направленные на укрепление здоровья и повышение духовности граждан, в том числе учащейся молодежи.

К сожалению, в нашем обществе до сих пор не сложилось правильного понимания здоровья - большинство наших граждан, ориентируются на соматическое здоровье, не думая о психическом. Между тем, большинство болезней носят именно психосоматический характер. Поэтому, говоря о валеологической культуре, валеологическом образовании и воспитании, речь должна идти не об отсутствии болезней, а о здоровье полного физического (телесного), психического (душа, разум), социального благополучия.

Физическое здоровье, как показывает жизнь, далеко не единственный показатель благополучия человека. Ему не менее необходим психический комфорт, что во многом зависит от его характера, наличия жизненной цели, умения контролировать свои желания, быть терпимым. Для этого необходимы глубокие знания о своем организме, о причинно-следственных связях,

которые приводят к болезням. Нужны также умения, целенаправленно воздействовать на свое тело для сохранения и укрепления здоровья. Сейчас повсеместно развивается представление об ответственности человека за свое здоровье

Причин неблагополучия в здоровье очень много, но основная - в неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должны определенный образ жизни, формирование потребностей в его соблюдении, культура самосохранения здоровья. Образ жизни, способствующий сохранению здоровья - это, прежде всего, определенный стиль мышления и поведения.

Безрассудное сжигание собственной жизни, легкомысленное отношение к ней приводят к серьезным изменениям в человеке и обществе в целом, разрушая человеческую личность. Особенно это важно в подготовке специалистов, которые будут заняты в экологически проблемных и жизненно важных сферах производства и жизнедеятельности человека, где ошибки могут иметь серьезные и даже катастрофические следствия. Отсюда возникает необходимость в просвещении и воспитании устойчивых позиций и ориентиров на нравственную основу личности, на сохранение в человеке человеческого лица с творческими интересами и потребностями, на здоровый образ жизни.

Надо честно признать, что сегодня высшая школа явно недостаточно занимается формированием у студентов потребности в здоровом образе жизни. Учебные предметы вследствие авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, перегруженность учебных программ, отсутствие должной учебно-материальной базы, занятия в две смены оказывают негативное влияние практически на все компоненты здоровья студентов, вызывают переутомление и психические расстройства, деформируют их мотивационную и смысловую сферы, снижают сопротивляемость организма и провоцируют хронические заболевания.

По результатам ежегодных медицинских осмотров студентов первого курса Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) значительное их число определяется в подготовительную группу и, более того, нуждается в лечебной физкультуре. Такая ситуация сегодня отмечается и в других технических вузах. Безусловно, это угрожает национальной безопасности страны, ибо здоровье - один из важнейших факторов ее устойчивого развития.

С целью выяснения того, осознают ли студенты понятие «здоровье», мы опросили 348 студентов очно-заочной формы обучения КГЭУ (79% студентов первого и 21% второго курсов).

В числе респондентов оказалось 33,9% работающих и 65% пока нет. Оказалось, что, по мнению опрошенных, здоровье это: жизнь - 23%, отсутствие болезней - 12,3%, гармония - 11,7%, счастье - 10%. Среди ответов были и такие: это дар; будущее; сила; энергия; это все, а остальное купим; это благополучие и веселье; этому нет объяснения и др. Как видим, у студентов нет достаточного понимания здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия, как это определено Уставом Всемирной Организации Здравоохранения.

Далее перед студентами был поставлен вопрос о понятии ими здорового образа жизни. Вот их некоторые типичные ответы на него: это жизнь без вредных привычек - 43,6%, занятия спортом - 34,4%, рациональное питание - 13,4%, рациональный режим жизни - 7,1%. Были и такие ответы: смысл существования, жить по правилам правильного мира, путь ко всему, уравновешенное состояние человека и природы, образ мыслей, взгляды на жизнь и др. И здесь у студентов нет полного понимания того, что здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Какие факторы, по мнению студентов, положительно влияют на здоровье? В числе наиболее значимых оказались: спорт - 85,9%, рациональное питание - 83,6%, здоровый сон -78,1%, экология - 35,9%, гигиена - 9,7%. Среди единичных ответов: оптимизм, общение, секс, равнодушие и др.

А какие факторы отрицательно влияют на здоровье? Неожиданностей не оказалось: алкогольное опьянение - 70,1%, табакозависимость - 67,5%, наркозависимость - 46,5%,

нездоровый сон - 38,2%, экология - 34,1%. Были названы также: скандалы, ночной образ жизни, секс, лень и др.

На вопрос о том, занимаются ли они спортом и с какой целью, студенты ответили: для интереса - 39%, для здоровья - 38%, для повышения спортивного мастерства - 3,4%, для оценки -0,86%. В то же время 16,7% опрошенных честно признались, что спортом они не занимаются.

Анализ студенческих ответов позволяет сделать вывод о том, что большая часть юношей и девушек отвечает на вопросы усвоенными еще в школе понятиями и фразами, хорошо известными лозунгами. Общепринято считать, что спорт - основа здорового образа жизни, но в то же время спортом для здоровья занимается лишь 38% опрошенных.

Характерно, что в числе отрицательных факторов студенты называют вредные привычки, но многие сами же от них и страдают. Получается, что знание усвоено, но в жизни не применено. Между тем, применение знаний в жизни - необходимое условие формирования мотивации здорового образа жизни.

Учитывая, что более чем на 50% здоровье определяется образом жизни человека, необходимо формировать у студентов внутреннюю потребность к здоровому образу жизни. Это является задачей педагогической валеологии. Необходимо изменять мировоззрение студентов в гуманитарном направлении, особенно в вузах технической направленности, формировать особую собственно человеческую форму отношений к окружающему миру и к себе. В свою очередь это возможно лишь при воспитании в себе нравственных качеств, которые приведут к духовному здоровью. При этом высший потенциал можно создавать, длительно работая над собой, совершенствуя свою душу, выходя из обычного понимания назначения жизни как радостного обслуживания своих потребностей и потребностей близких, к отдаче своих сил на общее благо.

Однако современность диктует необходимость быть конкурентоспособным, готовым к рыночным отношениям, где жесткие правила, где решает рубль. Ориентация на рыночную экономику может привести к прибыли, развитому или дикому рынку, но не к духовному развитию. При современном устремлении к рыночным отношениям ожидать нравственного роста не приходится, поскольку рынок ориентирован на прибыль и не всегда заботится об отдаленных результатах, которые дадут следствия в соответствии с причинами их породившими. Единственный выход - активное движение, начиная с себя, за нравственную чистоту и духовное развитие. Только решая вопросы нравственного очищения и воспитания, можно успешно решать экономические задачи, поскольку все проблемы связаны с человеческим фактором.

Что же включает в себя человеческий фактор? Кроме качества профессиональной подготовки и общего морально-психологического состояния, огромную роль играют волевые и физические качества личности, нравственное здоровье специалиста. Непременным условием подготовки деловых людей, способных взаимодействовать и развивать экономику, сегодня становится наличие высоких нравственных качеств.

Здоровье напрямую зависит от состояния сознания и образа жизни. Уже невозможно доверять лишь пяти чувствам в познании мира, где живет человек, необходимо путем полета мысли уметь видеть и предвидеть следствия от породивших их причин. Особо важное место в этой деятельности принадлежит мысли, а мыслительный процесс - это энергия. Задача педагога -суметь допустить в свое сознание новые сведения, которые утверждают, что нравственные принципы имеют биологическое обоснование и это не отвлеченное понятие, а настоятельная действительность, которая требует исполнения в жизни.

Для изменения отношения к нравственным законам в природе необходимо осмыслить, понять открытия, связанные с самим человеком. Они показывают, что человек - сложная энергетическая система, которой необходимо научиться управлять, уметь развивать энергии в унисон с развитием эволюционных процессов на земле и в космосе, в противном случае человечество ожидает безумие, разрушение и хаос. Однако до сих пор, хотя открытия и запатентованы, имеет место непонимание и отрицание научных достижений, что способствует дальнейшему углублению невежества.

Накопление и расход этой энергии целиком зависят от сознания человека, иерархии его ценностей и мировоззренческой позиции. Сознание требует тонкого подхода к себе, никакое насилие, воздействие со стороны не могут способствовать развитию, если сам человек того не захочет. Зачастую он не знает, чего хочет, что для него важно, и очень часто ценности меняются в зависимости от настроения, состояния здоровья или от социальных условий, в которых он вынужден находиться. Выявление реальной иерархии ценностей поможет приобрести источник оздоровления, уверенности в жизни и работе. Основное в работе над собой должно быть направлено на формирование и очищение нравственного и духовного начал человека.

Научные открытия, связанные с человеком, его здоровьем в области биологии, экологии, физики, кибернетики, синергетики и других науках должны занять свое место в жизни людей их необходимо осмыслить на философском уровне, связать воедино и использовать. Для дальнейшего развития человечеству необходимо изменить мировоззрение, прежнее антропоцентрическое, не может быть основой в валеологическом образовании.

Необходимо перейти от информационной модели обучения к развивающей, строить медико-биологическое образование на основе социокультурной парадигмы здоровья.

Система медико-биологической подготовки студентов должна быть направлена на формирование глубокого философского представления о здоровье, связанного со смыслом жизни и высшими ценностями бытия, с развитием саногенного мышления, определяющего жизненные ориентации, реальные поступки.

Субъектами развития валеологической культуры студентов являются все преподаватели вуза, поэтому очень важно, чтобы в первую очередь они сами обладали этой культурой. Преподавателям можно рекомендовать:

а) определить возможности в содержании образования по своим предметам для пропаганды здорового образа жизни и использовать их в учебной и внеучебной работе;

б) разъяснять студентам ценность здоровья, помогать им в разработке индивидуальных оздоровительных программ.

Формирование валеологической культуры требует создания адекватных психологических условий. Прежде всего, необходимо изменить устаревший, традиционный тип взаимодействия педагогов со студентами. К сожалению, во многих вузах, как и в школах, преобладает унаследованный от прошлого авторитарный тип отношений, что ведёт к отчуждению обучающихся от педагогов и, в конечном счете, снижает эффективность учебно-воспитательного процесса. Изменение этой ситуации не требует материальных средств. Речь идёт о формировании нового стиля педагогического общения, получившего название педагогики сотрудничества.

Педагогика сотрудничества предполагает использование такой системы методов, которые апеллируют к индивидуально-психологическим особенностям личности и создают условия для свободного проявления ее творческих дарований, для саморазвития.

Сегодня настала пора, когда любой учебный предмет в любом типе учебного заведения может и должен стать здоровьесберегающим и нравственно оздоравливающим как для тех, кто учится, так и для тех, кто учит. В этой связи важно подчеркнуть необходимость валеологического обоснования новых образовательных программ, которые зачастую характеризуются экстенсификацией, что приводит к явному ухудшению здоровья обучающихся.

Это особенно важно в процессе профессиональной подготовки будущих энергетиков. Кому, как не энергетику, знать о необходимости ресурсосберегающих технологий на производстве. Человеческий же организм в ещё большей степени нуждается в разумном использовании собственных ресурсов. Любой специалист знает о необходимости прогнозирования работы сложных систем, своевременной их профилактики, подобные же знания необходимы ему и для управления еще более сложной и очень важной системой, какой является он сам как человек.

Дисциплиной, объединяющей все умения студентов, могла бы стать физическая культура, число часов на которую сегодня значительно увеличено во всех типах учебных заведений. Однако это возможно при условии специальной подготовки преподавателей и их ориентации не только на физическую, но главным образом на психическую и социальную культуру.

В рамках предмета физическая культура преподаватели соответствующей кафедры Казанского государственного энергетического университета проводят беседы со студентами на темы нравственности и ее значения для здоровья, силы мысли и ее следствия, психических возможностей и опасности психической зависимости. К сожалению, многие студенты не хотят этого знать, не желают нести ответственность за свое невежество, их интересуют прагматические идеи, увлекает индустрия развлечений, причем здесь и сейчас. Возможно, что это особенность возраста, поэтому есть надежда на дальнейшее понимание ими законов жизни, в противном случае - природа принудит их к этому.

Забота о физическом и психическом здоровье студентов и преподавателей требует внимания к развитию их валеологической культуры, что предусматривает:

- необходимость изыскания возможностей для более углубленного медицинского и психологического обслуживания всех субъектов педагогического процесса (как студентов, так и преподавателей);

- привлечение для проведения занятий с освобожденными от уроков физической культуры студентами специалистов по лечебной физкультуре;

- использование приемлемых и адекватных состоянию здоровья студентов форм занятий физической культурой;

- наличия в учебных заведениях мест отдыха для релаксации студентов и преподавателей, оснащенных мягкой мебелью, живыми цветами, аквариумами для их релаксации.

Здоровье выпускников - показатель их конкурентоспособности и приоритетная задача любого образовательного учреждения.

Сохранение, укрепление и восстановление здоровья участников образовательного процесса возможно в учебном заведении при системном комплексном подходе к этой проблеме. Для обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства вуза необходимо:

- формирование у субъектов образовательного процесса психологической потребности в здоровье как профессионально важном качестве конкурентоспособного специалиста;

- создание управленческого механизма, материально-технической базы и медикосоциальной поддержки субъектов образовательного процесса для оптимального функционирования учебного заведения;

- использование в учебном процессе оптимальных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья его субъектов;

- мониторинг качества образовательной среды в учебном заведении.

Качество здоровьесберегающей образовательной среды профессионального образовательного учреждения можно оценивать по итогам мониторинга и должно учитываться при его лицензировании, аттестации и аккредитации.

© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ; Л. Н. Осипова- канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания Казанского государственного энергетического университета, posipov@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.