Научная статья на тему 'О. В. СОКОЛОВ - ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ'

О. В. СОКОЛОВ - ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О. В. СОКОЛОВ / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / НИЖЕГОРОДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евдокимова Алла Алексеевна

В статье освещены аспекты педагогической деятельности О. В. Соколова, перечислены его главные научные достижения, названы основные темы, с которыми он выступал как музыковед-просветитель, широко известный в Нижнем Новгороде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

O. V. SOKOLOV - TEACHER, SCIENTIST, ENLIGHTENER

The article deals with the aspects of pedagogical activity O. V. Sokolov, lists its major scientific achievements, the main topics with which he has performed as a musician and educator, widely known in Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «О. В. СОКОЛОВ - ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ»

--3

>-Э

В. Н.: С кем Вам нравилось заниматься больше?

В. М.: Да трудно сказать. Я с самого начала занял... как бы сказать... правильную позицию — не снобистскую. Дело в том, что у музыканта любой специальности есть свое понимание и свои возможности, и эти возможности надо учитывать и находить требования, которые были бы этому музыканту понятны и доступны. С этими установками я работал всегда с удовольствием. И, кстати, в любой сфере есть студенты способные к нашему предмету и есть не то что неспособные, но безразличные, равнодушные.

В. Н.: Действительно, иногда наблюдается такая диспропорция: в гармонии он — ярко мыслящая личность, а в своем исполнительском деле — середняк. Рациональное и интуитивное не сбалансированы.

В. М.: Совершенно верно, такое часто наблюдается. И это заставляет задумы-

«- --

ваться — в чем же дело? Действительно, вот человек очень способный в нашем деле, а как исполнитель оказывался слабым и впоследствии куда-то исчезал с горизонта.

В. Н.: А наоборот?

В. М.: Бывает и наоборот — человек музыкальный, эмоционально стихийный, но его стесняют все наши теоретические установления, он просто не вписывается в них. Ему это кажется сухим, неинтересным. И как музыкант он себя здесь проявить не может. У меня бывали подобные случаи. Ставишь таким студентам «хорошо» или «удовлетворительно», а потом из них вырастают отличные музыканты.

На этом фрагменты воспоминаний В. М. заканчиваются. Будем надеяться, что когда-нибудь они будут опубликованы в полном объеме.

© Сыров В. Н., 2016

К юбилею Нижегородской консерватории

Евдокимова А. А.

О. В. СОКОЛОВ — ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ

В статье освещены аспекты педагогической деятельности О. В. Соколова, перечислены его главные научные достижения, названы основные темы, с которыми он выступал как музыковед-просветитель, широко известный в Нижнем Новгороде.

Ключевые слова: О. В. Соколов, музыковедение, просветительство, Нижегородская консерватория

Олег Владимирович Соколов (19292012) — доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории, член Союза композиторов РФ (руководитель музыковедческой секции), заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Нижнего Новгорода — запомнился всем, кто с ним общался, как подлинный русский интеллигент: человек энциклопедически образованный, открытый, доброжелательный, честный и глубоко порядочный.

О. В. Соколов родился в Нижнем Новгороде в семье, относящейся к потомственной российской интеллигенции. Его отец В. Н. Соколов был авторитетным

адвокатом, мать Е. П. Чайка — известной актрисой, снявшейся в в 40 фильмах [2, 216-234].

<3

Окончив среднюю школу, а в 1948 году — второй курс музыкального училища, О. В. Соколов поступил в Горьковскую государственную консерваторию, с которой связан весь его дальнейший творческий путь. Занимаясь в классах профессоров М. С. Пекелиса и И. В. Способина, в 1953 году он окончил консерваторию по специальности «история и теория музыки». По этому же двухстороннему профилю О. В. Соколов 60 лет вел педагогическую деятельность в данном вузе: читал курсы лекций по истории русской и советской музыки, музыкальной критике, преподавал музыкально-теоретические дисциплины. Лекции по всем предметам отличались единством творческого почерка — точностью научных формулировок, живой образностью языка, артистизмом.

Имея многолетний педагогической опыт, О. В. Соколов все равно готовился к каждой лекции, дополняя их новейшими достижениями музыковедческой науки и своими новыми наблюдениями или идеями. Высказывая мнение по какой-либо проблеме, он всегда давал студентам возможность соглашаться или не соглашаться, а значит — стимулировал потребность мыслить, сравнивать, активно включаться в научный поиск. При этом любой лекционный теоретический курс был пронизан музыкой — для студентов служила образцом та легкость, с какой Олег Владимирович мог сыграть любой музыкальный пример. Образцовой была и его русская речь, не искаженная насильственным внедрением модных иностранных неологизмов. Сложные музыковедческие категории он объяснял очень доходчиво, точно и образно показывая истоки и глубинную сущность того или иного художественного явления.

Широта научных интересов О. В. Соколова ярко проявилась в научном руководстве подготовкой дипломных и диссертационных работ музыковедов: среди 110 выпускников его класса [2, 241-246] — педагоги, музыковеды-исследователи (кандидаты и доктора наук), критики, журналисты, лекторы, редакторы радио и телевидения.

Разносторонность дарования О. В. Соколов проявилась и в его научной деятельности. Окончив аспирантуру Московской государственной консерватории (класс профессора В. А. Цуккермана), в 1966 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Лейтмотивная система в операх Римского-Корсакова». Ученая степень доктора искусствоведения ему присуждена в 1995 году за монографию «Морфологическая система музыки и ее художественные жанры»: автором выдвинута здесь принципиально новая концепция музыкальных жанров, учитывающая все многообразие жизненных и художественных связей музыки.

Научно-исследовательская деятельность О. В. Соколова многогранна, о чем свидетельствует обширный список его трудов [2, 248-250]. Одним из важных направлений является теория музыкального формообразования. Высокая методологическая культура позволила О. В. Соколову преодолеть фрагментарность существующих представлений и выявить стройную, логически непротиворечивую систему формообразующих принципов, позволившую создать универсальную классификацию музыкальных форм.

Знаток и тонкий ценитель литературы, О. В. Соколов исследовал проявление музыкальных форм в литературных произведениях, раскрыв тем самым закономерное единство столь различных видов искусства. В русле данной проблематики написаны статьи, связанные с творчеством А. С. Пушкина: «Пушкинский стих и русский романс», «Новаторские оперы на сюжеты Пушкина», «Медный всадник как аналог большой музыкальной поэмы» и другие. Основой данных работ послужили ежегодные выступления О. В. Соколова на Болдинских чтениях в музее-заповеднике Пушкина «Большое Болдино».

В сфере научных интересов О. В. Соколова находилась и эстетическая проблематика: несомненной заслугой автора стало исследование категорий программности, музыкальной драматургии, вопросов романтического симфонизма, «классического и аклассического» как особых типов

Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016

9 "

> л

мышления в музыкальном искусстве, проблем синтеза общеевропейского и национально-русского. Научная аргументированность, высокий художественный вкус, искренняя увлеченность делают работы О. В. Соколова в равной степени интересными и для профессионалов, и для любителей музыки.

Для всего 60-летнего научного пути О. В. Соколова характерен интерес к истории русской музыки — эта тема является своеобразной константой его деятельности. Им создан ряд работ о М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. А. Балакиреве, Н. А. Римском-Корсакове, С. В. Рахманинове, Н. К. Метнере, С. С. Прокофьеве. Данные исследования затрагивают как широкие проблемы (художественные направления в русской музыке), так и более специфические — особенности стиля композиторов, эстетический контакт музыки и слова, жанровый профиль отдельных произведений, особенности формы, возможности комизма в музыкальном творчестве. Многие годы возглавляя музыковедческую секцию Нижегородского отделения Союза композиторов России, О. В. Соколов всегда активно участвовал в обсуждении вновь созданных сочинений отечественных авторов. Его музыкально-критические суждения были обычно краткими, напоминая изящный росчерк пера, но оценки и выводы являлись всегда глубоко продуманными, проницательными и предельно тактичными.

В профессиональном облике О. В. Соколова есть еще одна важная сторона — музыкально-просветительская. Разнообразна тематика лекций и докладов, прочитанных им в вузах Нижнего Новгорода, музыкальных училищах и консерваториях многих других городов России. Широкий отклик общественности получили аннотации к циклам симфони-

С-'

ческих концертов Нижегородской филармонии («Литературные шедевры и музыка», «Симфонии Чайковского и музыка ХХ века», «Великие музыкальные эпохи» и др.). Большой интерес вызвали подготовленные и проведенные О. В. Соколовым телепередачи: «Кофейная кантата Баха», «Романсы Касьянова», «Болдинская лирика Пушкина в русском романсе» [1, 146]. Живое устное слово, которым О. В. Соколов в совершенстве владел, удачно сочетая доступность изложения с ярким и глубоким раскрытием темы, на протяжении более 60 лет (1949-2010) вызывало неослабевающий интерес аудитории. Заслуги в музыкально-просветительской области были отмечены присуждением

0. В. Соколову почетного звания лауреата премии Нижнего Новгорода.

Не утратив с возрастом широту и универсальность знаний, Олег Владимирович вел педагогическую, научную и музыкально-просветительскую деятельность до последних дней жизни. С высоты лет ему открывались новые, все более широкие горизонты научного поиска. Он оставался бодр и остроумен, сохраняя удивительную внутреннюю гармонию и щедро делясь творческой энергией со студентами Нижегородской консерватории — вуза, с которым была связана вся его творческая жизнь как педагога, ученого, просветителя.

Литература

1. Евдокимова А. А. Олег Владимирович Соколов // Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 2001. С. 144-147.

2. О. В. Соколову посвящается: сб. ст. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2013. 256 с.

© Евдокимова А. А., 2016

К юбилею Нижегородской консерватории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.