ГУЛЛНИТАРНШ НАУКИ
УДК 1(091)(2)
В. А. Киносьян
О В. И. НЕСМЕЛОВЕ И ЕГО АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Несмелов Виктор Иванович (1(13).01.1863, село Курдюма Саратовской губернии и уезда - 30.06.1937, Казань) - русский философ и богослов. Сын священника, по окончании Саратовской Духовной Семинарии в 1883 году поступил в Казанскую Духовную Академию, с которой неразрывно связал всю свою последующую жизнедеятельность. По завершении курса обучения в Академии в 1887 году был причислен к первому разряду выпускников и удостоен степени кандидата богословия. После защиты магистерской диссертации “Догматическое богословие Григория Нисского” получил в 1888 году степень Магистра Богословия. 19 марта 1985 года Несмелов прочел в Казанской государственной думе лекцию “Вопрос о смысле жизни в Новозаветном Откровении”, в которой уже содержались основные идеи фундаментального труда “Наука о человеке” (Том 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни; Том 2. Метафизика жизни и христианское откровение). Полностью публикация труда была завершена в 1902 году. За защиту первого тома Несмелов получил степень доктора богословия. В Академии Несмелов был удостоен званий доцента, экстраординарного профессора, заслуженного профессора Академии (1913 год). Был произведен в чины надворного советника и коллежского советника.
На торжественном заседании Казанской Духовной Академии (ноябрь 1898 г.) произнес речь “О цели образования”, в которой обосновывал положения о религиозно-антропологических основаниях
образования. В 1913 году опубликована работа Несмелова “Вера и знания с точки зрения гносеологии”.
В начале 1919 года занятия в Академии были прекращены, затем возобновлены, но в 1920 году Казанская Духовная Академия была окончательно закрыта.
Попытка Несмелова пройти конкурс на кафедру психологии Казанского университета окончилась неудачно: Главпрофобр отказал Несмелову в получении должности профессора по общественным наукам. В июле 1931 года Несмелову предъявлено обвинение в том, что он вдохновил возникновение Казанской организации церковников и “принял деятельное участие в преобразовании упомянутой организации в филиал всесоюзного центра церковномонархической организации “Истинно-Православная Церковь” и в антисоветской деятельности этого филиала”. В протоколе допроса отмечено: “виновным себя признал частично”. Из-за временной болезни находился под подпиской о невыезде по адресу:
г. Казань, ул. Достоевского д.52, кв.1. В этом доме (по бывшей 1-ой Солдатской улице) В.И.Несмелов с семьей проживал еще с конца ХХ столетия. Скончался Несмелов в июне 1937 года от хронического воспаления легких. Похоронен на Арском кладбище г. Казани.
Сын В.И. Несмелова - Валентин сотрудничал с Казанской ЧК. Руководил отрядом по экспроприации церковных ценностей Монастыря во имя Раифских Мучеников, убит крестьянами, его именем названа одна из улиц г. Казани.
На волне русской религиозной философии Серебряного века В.И. Несмелов фактически впервые осуществил целостную философскую интерпретацию православного учения о человеке. Н.А. Бердяев оценивал несмеловскую “Науку о человеке” как единственный в своем роде опыт построения религиозной антропологии.
Разработку своего, по сути дела, философско-богословского учения о человеке Несмелов мотивировал прежде всего необходимостью защиты христианства в условиях утверждения механистического миропонимания, усиления материализма и атеизма, в масштабном утверждении “юридического понимания” христианства как мировоззренческого обоснования приоритета материальных устремлений культурно-
цивилизационного процесса.
Исходная теоретико-методологическая идея несмеловских изысканий состоит в том, что необходимо устранить существенные искажения христианского вероучения, указанные еще апостолом Павлом: мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие (1 Кор. 1, 23). Необходимо поэтому в конкретных условиях достигнутого уровня познания раскрыть “языческому уму человека” подлинную сущность христианства, именно - его учение о “воплощении Бога, и о крестных страданиях и смерти Его за грехи сотворенного Им мира, и о будущем откровении в мире Божия царства силою умершего и воскресшего Богочеловека - Христа” (Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань. Заря-Тан, 1994, т.2, с. 435). Истина христианской веры - спасение человека, общее воскресение людей, начало которому положил И.Христос.
Исключительный радикализм несмеловских изысканий здесь состоит в том, что в них идёт поиск теоретического обоснования веры в истину христианства так, чтобы оно охватывало “мировую действительность” и включало всю совокупность достигнутых познаний о мире. Философия,
ГУЛЛНИТАРНЫЕ НАУКИ
соответственно, должна сформулировать законченное живое мировоззрение как определенный синтез эмпирических знаний положительных наук, “философских определений конечной идеи мира и религиозных созерцаний конечной картины мира” (Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1992, с.3). Фокус такого мировоззрения - феномен человека, который живет, должен и будет жить по истине человечности, содержащейся в Новозаветном Откровении.
“ От человека”, “снизу вверх” формулирует Несмелов живое мировоззрение, в котором центральное место занимает концепция богопознания, сквозь призму которой рассматривается “все мировое бытие”, библейское учение о человеке. Несмелов при этом стремится открыть путь религиознофилософского мышления, отвечающего критериям научности, - опоре на факты и логическую аргументацию, выдвигает и тщательно прорабатывает беспрецедентную в истории философии концепцию загадки о человеке, осознание и поиск решения которой неизменно ведут к христианству, к истине спасения.
Загадка о человеке есть выражение фундаментального дуализма “ физического” и “идеального” (личностного) в самом человеке. Человек сознает себя и как “простую вещь мира”, живет на “средства мира”, приспосабливаясь к нему, в человеке соответственно функционирует “психический механизм”. Но в человеке функционирует и “психический организм”, человек - свободноразумная личность, которая, будучи неотрывной от физического мира, тем не менее “сверхфизична”, сверхъестественна, субстанциональна, представляет собой живое знание. Человеческая личность, однако, не самозамкнута, она бытийна, есть образ Безусловной личности.
Человек сознает, что живет и может жить только “по физической природе”, но он сознает и то, что “эта жизнь не должна существовать, потому что она не соответствует его духовной природе”. А та идеальная жизнь, которая бы соответствовала его духовной жизни, субстанциональной личности, не может быть достигнута человеком, поскольку противоречит условиям и природе физической жизни, что и порождает загадочность бытия человека в мире (В.И. Несмелов. Наука о человеке. Казань, Заря-Тан, 1994, с. 239-240). Через такое самосознание человек достигает и богопознания, “обнаружения” в себе истины божественного. Человеческая личность не зеркало по отношению к Богу, а живое содержание человеческой личности непосредственно открывает человеку “природу Бога каким он существует в себе самом” (там же, с.270).
Сквозь призму загадки о человеке, “через” свое живое знание современный человек может осознать и то, что физический мир есть “откровение иного
бытия”, и может логически последовательно сформулировать картину мирового процесса, в котором “ по вине человека” (грехопадение) образовался смертоносный физический мир, подлежащий спасению вместе с человеком. Без крестной смерти И.Христа это невозможно. Боговоплощение, искупление греха крестной смертью, воскресение И.Христа - звенья мирового процесса, в котором человек, верящий в Христа, стал “наполовину бессмертен”, подпал под действие всеобщего и необходимого грядущего полного воскресения.
В целом, Несмелов стремится возродить, укрепить в людях христианскую веру, обосновать христианскую нравственность, необходимость жить не “ради счастья”, а по истине, сделать “христианскую веру не безотчетным исповеданием безотчетных формул, а совершенно ясным и совершенно разумным объяснением всей совокупности наших познаний о мире” (В. И. Несмелов. Наука о человеке. Т. 2, с.437).
В русле философского мышления о Безусловном как имманентной основы мирового существования генетическое миропонимание, по убеждению Несмелова, может индуктивно развиваться на почве всех полученных научных знаний о мире, религиозное мышление может “естественно и логически вполне закономерно вступать через посредство философии на почву положительной науки” (В.И.Несмелов. Вера и знание с точки зрения гносеологии, с.93).
Литература
1. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного откровения. // Русская философия: Конец XIX - начало ХХ века. - СПб.: Изд-во
С.-Петербургского ун-та, 1993.
2. Несмелов В.И. Наука о человеке. Том 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Том 2. Метафизика жизни и христианское откровение. Репринтное воспроизведение изданий 1905 и 1906 годов с добавлением биографической статьи (М.Н.Белогородский), отзывов на книгу еп. Антония (Храповицкого) и Н.А. Бердяева, с послесловием протоиерея Игоря Цветкова “Вершины и неудачи “Науки о человеке”, с комментариями. - Казань: Заря-Тан, 1994.
3. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Репринтное издание 1913 года с добавлением иллюстрированной вступительной статьи, послесловия и комментария. - Казань, 1992.
4. Епископ Константин (Горянов). Жизнь и творчество В.Несмелова //Человек, 2/92. - М.: Наука, 1992.
5. Киносьян В. А. Загадка человека (о философско-религиозной концепции В.И. Несмелова). Монография. - Казань, 2005.