Научная статья на тему 'О ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

О ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бутенко Н.А.

В статье даются различные подходы к понятию «цивилизация». Автор рассматривает два направления в цивилизационных теориях. Делается акцент на значение межцивилизационных противоречий в глобализационном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

сертификационные услуги за весьма высокую (по российским меркам) плату. К тому же такие услуги в ряде случаев оказываются не вполне качественными. Отечественные предприятия несут большие расходы по получению зарубежных сертификатов, которые не имеют юридической силы на территории РФ.

Таким образом, актуальность создания системы аккредитации органов по сертификации СЭМ, которая смогла бы претендовать на признание ее зарубежными партнерами, постоянно возрастает.

Рассмотренные в статье проблемы экологического менеджмента являются результатом решения одной из задач, обозначенных в диссертационном исследовании, направленном на разработку и внедрение системы экологического менеджмента в строительной компании на основе анализа мирового и российского опыта.

В заключении отметим, что мировая практика, так же как и накопленный российский опыт, показывают, что применение подходов систем экологического менеджмента (СЭМ) позволяет организациям совмещать достижение целей основной производственной и природоохранной деятельности, обеспечивая тем самым экономически эффективное снижение и предотвращение воздействия на окружающую среду. В национальном и региональном масштабах распространение подходов СЭМ способствует устойчивому развитию компании, позволяя гармонично сочетать экономический рост с сохранением благоприятной окружающей среды. Это делает подходы СЭМ особенно актуальными в современных российских условиях.

Использованные источники:

1. Свиткин, М. З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин,- М.: изд-во Санкт-Петербург,1999

2. Гарин, А. Управление окружающей средой: серия стандартов ISO 14000 -2009/А.Гарин, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.klubok.net/article2381.html

3. Новоселова, В. Д. Интегрированная система менеджмента (ИСМ). [Электронный ресурс]/В.Д Новоселова, - Режим доступа: http://www.klubok.net/article2387.html

Бутенко Н.А., к. филос.н.

доцент

Сургутский государственный университет

РФ, г. Сургут

О ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В статье даются различные подходы к понятию «цивилизация». Автор рассматривает два направления в цивилизационных

теориях. Делается акцент на значение межцивилизационных противоречий в глобализационном процессе.

Ключевые слова: цивилизация, глобализационный процесс, противоречия, цивилизационные теории, теоретические подходы, современность.

Цивилизационная проблематика в современных исследованиях является достаточно разработанной и актуальной темой. Процесс глобализации во всех сферах имеет неоднозначные последствия для развития отдельных цивилизаций. Актуальность рассмотрения цивилизационных концепций заключается не только в плане их изначальной онтологической сущности, но и в том плане, что реальной тенденцией современности является становление цивилизаций субъектами глобального мирового процесса. В современном мире, вслед и вместе с усилением межэтнической конфликтности, увеличивается вероятность назревания конфликтов в форме столкновения цивилизаций.

Термин «цивилизация» в настоящее время употребляется в нескольких значениях: [2, с.10-13]

1. Цивилизация - единство материальной и духовной культуры, обеспечиваемое длительным существованием политической и этнодемографической общности (Л.Февр, Т.Парсонс);

2. Цивилизация - современный тип общественного устройства, характерный для высокоразвитых стран Запада; употребляется выражение «современная мировая цивилизация», что означает воплощение «нового мирового порядка», вхождение в который обязательно для каждого «нормального» общества;

3. Цивилизация - хорошо организованное и гуманистически устроенное общество, обеспечивающее основные права личности. Отсюда привычное употребление термина «цивилизованное поведение» (или культура);

4. Цивилизация как система или сеть хозяйственных форм деятельности и торговли;

5. Цивилизация - качественная специфика каждого из крупномасштабных обществ, проявивших себя в мировой истории и существующих поныне, присущее им своеобразие социальной и духовной жизни, их базовые ценности и принципы жизнестроения, т.е. самобытность, формируемая опытом исторического развития и становящаяся основой их самосознания и установления отличий от других обществ;

6. Цивилизация - материальная деятельность и сложившаяся система социокультурных институтов в их противопоставленности культурному творчеству (Ж.Ж.Руссо, О.Шпенглер);

7. Цивилизация - социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства.

Для рассмотрения цивилизации в глобализационных процессах имеют значения все приведенные определения. Так же категория «цивилизация» фиксирует полиэтническое сообщество не только как политический союз, но и как становящуюся целостность его жизнедеятельности во всеобъемлющем смысле.

Цивилизационные теории формировались в рамках двух параллельно развивающихся направлений: западной общественной мысли и науки. Авторы культурно-материалистической школы: Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Чайлд, М.Вебер, Ф.Бродель обосновали идею о том, что определяющим началом цивилизации является материальное производство, экономика, способ хозяйствования и порожденные ими отношения.

Представители противоположного направления - культурно-исторической школы: П.Сорокин, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, Н.Бердяев, А.Кребер обосновали идею основополагающего духовного начала цивилизации. Они развивали мысль о многообразии мира в его социальных и культурных измерениях. Недостаток культурно-материалистической школы - в акценте на общие закономерности развития, недоучете специфики различных обществ, а недостаток культурно-исторической школы состоит в том, что ее концепция исключает всемирное единство, преувеличении замкнутости, взаимной непроницаемости «культурных генотипов».

Каждая из рассматриваемых парадигм необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Выявим общие идеи в теоретических представлениях о цивилизации. Авторы рассматриваемых теорий сходятся в том, что толчком к переходу от дикости к цивилизации послужила техническая революция, которая привела к культурному и оседлому земледелию, т.е. исторически первому типу производящего хозяйства. Сущность такого перехода заключается в вытеснении кровнородственных связей и отношений (производственных, территориальных и т.д.) социальными, надбиологическими отношениями. Мы должны учитывать комплексность и системность различных сторон социальной регуляции, взаимозависимость различных компонентов при определении концепта «цивилизация». Это означает, что материальное производство, экономику и культуру, духовную сторону развития общества необходимо рассматривать как равноценные составляющие цивилизации. Нельзя не принимать во внимание многообразие исторического процесса в различные периоды истории. Едва ли ее постижение при этом возможно, если не предполагать, что история есть результат совместного существования и взаимодействий цивилизаций; взаимодействий, осуществлявшихся длительное время и в исторической преемственности бытия древних и современных цивилизаций, в том числе и того феномена, который принято называть «мировой цивилизаций» («мировым сообществом»). Также мы должны уяснить принципы общественного единства, которые способны преодолевать силы

разлада, разъединения цивилизаций и поддерживать длительное время стабильность их существования. Вышеперечисленные моменты, на наш взгляд, и представляют принципы цивилизационного существования вообще.

Н.Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» (1870 г.) выявил противоположность Западной и Российской цивилизаций, первой - как насильственной, второй - как оборонительной. Общей чертой всех народов романо-германского типа он назвал «насильственность», а отличительной чертой характера славянских народов России - «терпимость» [1, с.179]. На материале военно-политических взаимоотношений России и Запада Данилевский показал их противоположность. Враждебность Запада по отношению к России (и, несмотря ни на что, отсутствие таковой в отношении России к Западу) проявляется не просто ситуативно, а стратегически. Также о дуализации цивилизаций говорили евразийцы, осмысливая исторический процесс как конкуренцию двух альтернативных цивилизационных проектов. Н.С. Трубецкой, один из основателей евразийства в 1920 -1930 годы, последовательно проводит следующую мысль: никакого единого пути развития человечества не существует, за такой претензией скрывается лишь стремление агрессивной романо-германской цивилизации к универсальному гегемонизму и абсолютности [4, с.30]. Как отмечает А. Дугин, евразийцы первыми обратились к геополитике как науке. Идеологи этого течения: Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский и др., создают евразийскую доктрину, которая во многом является геополитической доктриной. П.Н. Савицкий утверждал, что Россия - особый континент, который по своему значению равен не просто какой-то европейской или азиатской стране, но равен крупной цивилизационно-географической формации - Европе и Азии вместе взятым. [3, с.278-279].

Следуя за Данилевским и евразийцами, мы считаем, что невозможно обосновать состоятельность идеи «современной мировой цивилизации», если предполагать, что она воплощает в себе «новый мировой порядок», под которым подразумевается ее идентичность романо-германской (или западной) цивилизации с присущим ей специфическим демократическим социальным устройством и культурой и что именно такой «порядок» и культуру должны обязательно принять все остальные (будто бы «отсталые») народы. Современный мир существует как многообразие «культурно -исторических типов» или цивилизаций. Но, скорее всего, именно в XX веке возникла тенденция к биполярному миру, расколотому на два противоположных типа цивилизаций: наступательный и оборонительный, в котором по прежнему, - как бы кто не хотел этого не видеть или не пытался «озападить» Россию, - воспроизводится таковая противоположность Запада и России. Процесс глобализации, охвативший все цивилизации, стремится нивилировать их в культурном, религиозном и других планах, свести

мировое развитие к монополярному во главе с самой сильной державой -США. На наш взгляд, это невозможно, так как каждая цивилизация является уникальной в своем историческом и культурном развитии. Поэтому в современном мире на первый план выходят межцивилизационные противоречия, которые грозят превратиться в межцивилизационные конфликты.

Использованные источники:

1. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа./ Н.Я. Данилевский - М., 1991.- 574с.

2. Ерасов, Б.С. Цивилизация: слово-термин-смысл. / Б.С.Ерасов // Научный альманах: Цивилизации культуры. Выпуск 2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. - М.: Агро-пресс, 1995. - 292с.

3. Савицкий, П.Н. Континент Евразия / П.Н.Савицкий - М.: Аграф, 1997. -464с.

4. Трубецкой, Н.Наследие Чингисхана / Н.Трубецкой - М.: Аграф, 1999. -554с.

Бутенко Н.А., к. филос.н.

доцент

Сургутский государственный университет

РФ, г. Сургут

О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВИДЕНИЯХ ФЕНОМЕНА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Автор статьи рассматривает различные теоретические подходы к рассмотрению феномена «глобализации». Также даются различные определения понятия «глобализация». Автор приходит к выводу, что на основе системного подхода возможно исследование глобализационных процессов современного мира.

Ключевые слова: Глобализация, системный подход, «мир-система», цивилизация, процессы, феномен.

На сегодняшний день не существует однозначного толкования термина «глобализация». Имеются различные представления о значении данного понятия в научных дисциплинах: в экономике и культурологии глобализация мыслится как система «потоков» разных порядков (A. Appadurai) или как совокупность самых различных процессов (Z. Naisbitt) и в разных формах материальных обменов (в сфере экономики), интернационализации (в политической сфере) и глобальной культуре (М. Waters).[ 1, с.11]

Можно выделить обобщенные теоретические видения глобализации: во-первых, глобализация как отношения между частями мира в целом, во-вторых глобализация как целостная мировая система, или как глобальное общество, в-третьих, изображение глобализации предстает как сверхсистемный процесс, создающий такую целостность, где отсутствуют членение на внешнее и внутреннее, на часть и целое (R. Robertson, J.Bartelson) [1, с.12]. Первый подход является более узким, который и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.