Научная статья на тему 'О цивилистической природе социальных услуг в сфере пробации'

О цивилистической природе социальных услуг в сфере пробации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
пробация / трудная жизненная ситуация / социальная услуга / гражданско-правовая услуга / рынок социальных услуг / probation / difficult life situation / social service / civil law service / social services market

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгения Сергеевна Витовская

Статья посвящена анализу гражданско-правовых средств в механизме правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания. На основе анализа нормативных правовых актов и научной литературы обозначены вопросы оказания различных видов услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Изучены меры пробации, применяемые в отношении лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы. Приведены виды услуг, различающиеся по объекту, характеру, отрасли, комплексности, вещественности, кругу субъектов. Автор пришел к следующему выводу: формирование концепции правового регулирования рынка социальных услуг невозможно без исследования частноправовой природы таких услуг. Данный процесс неразрывно связан с целенаправленной деятельностью субъектов по реализации пробации, среди целей которой ресоциализация, социальная адаптация, социальная реабилитация, защита прав и законных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the civilistic nature of social services in the field of probation

The article Is devoted to the analysis of civil law In the mechanism of legal regulation of relations in the field of social services. Based on the analysis of regulatory legal acts and scientific literature, the issues of providing various types of services to persons in difficult life situations are identified. We have studied the probation measures applied to persons who have been assigned other measures of a criminal legal nature, and persons released from institutions that carry out punishments in the form of forced labor or imprisonment. The types of services are given, differing in object, nature, industry, complexity, materiality, circle of subjects. The author came to the following conclusion that the formation of the concept of legal regulation of the social services market is impossible without studying the private law nature of such services. This process is inextricably linked with the purposeful activities of subjects to implement probation, among the goals of which are resocialization, social adaptation, social rehabilitation, protection of rights and legitimate interests.

Текст научной работы на тему «О цивилистической природе социальных услуг в сфере пробации»

Закон и право. 2024. № 9. С. 128-135. Law and legislation. 2024;(9):128-135.

Научная статья УДК 347.4

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-128-135 EDN: https://elibrary.ru/FPYXOH

NIION: 1997-0063-9/24-466 MOSURED: 77/27-001-2024-9-666

О цивилистической природе социальных услуг в сфере пробации

Евгения Сергеевна Витовская

Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк,

Россия, Jane-vit@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу гражданско-правовых средств в механизме правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания. На основе анализа нормативных правовых актов и научной литературы обозначены вопросы оказания различных видов услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Изучены меры пробации, применяемые в отношении лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы. Приведены виды услуг, различающиеся по объекту, характеру, отрасли, комплексности, вещественности, кругу субъектов.

Автор пришел к следующему выводу: формирование концепции правового регулирования рынка социальных услуг невозможно без исследования частноправовой природы таких услуг. Данный процесс неразрывно связан с целенаправленной деятельностью субъектов по реализации пробации, среди целей которой ресоциализация, социальная адаптация, социальная реабилитация, защита прав и законных интересов.

Ключевые слова: пробация, трудная жизненная ситуация, социальная услуга, гражданско-правовая услуга, рынок социальных услуг.

Для цитирования: Витовская Е.С. О цивилистической природе социальных услуг в сфере пробации // Закон и право. 2024. № 9. С. 128—135. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-128-135 ББЫ: Ы^:// elibrary.ru/FPYXOH

Original article

On the civilistic nature of social services in the field of probation

Evgenia S. Vitovskaya

Kuzbass Institute of the FPS of Russia, Novokuznetsk, Russia, Jane-vit@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of civil law in the mechanism of legal regulation of relations in the field of social services. Based on the analysis of regulatory legal acts and scientific literature, the issues of providing various types of services to persons in difficult life situations are identified. We have studied the probation measures applied to persons who have been assigned other measures of a criminal legal nature, and persons released from institutions that carry out punishments in the form of forced labor or imprisonment. The types of services are given, differing in object, nature, industry, complexity, materiality, circle of subjects.

The author came to the following conclusion that the formation of the concept of legal regulation of the social services market is impossible without studying the private law nature of such services. This process is inextricably linked with the purposeful activities of subjects to implement probation, among the goals of which are resocialization, social adaptation, social rehabilitation, protection of rights and legitimate interests.

Keywords: probation, difficult life situation, social service, civil law service, social services market.

For citation: Vitovskaya E.S. On the civilistic nature of social services in the field of probation // Law and legislation. 2024;(9): 128—135. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-128-135 EDN: https:// elibrary.ru/FPYXOH

© Витовская Е.С. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

R современных условиях проблема ограничения судебной практики по применению -■»^■наказания в виде лишения свободы в механизме противодействия преступности является весьма актуальной. Большие надежды на решение проблем, связанных с предупреждением криминализации личности, снижением рецидивной преступности, уменьшением нагрузки на уголовно-исполнительную систему, государство возлагает на пробацию.

В целях создания службы пробации в Российской Федерации подготавливались многочисленные проекты федеральных законов, но действующий Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» № 10-ФЗ был принят лишь в 2023 г. Целями пробации названы коррекция социального поведения, ресоциализация и социальная реабилитация лиц — адресатов пробации и предупреждение совершения ими новых преступлений.

Институт пробации становился предметом научных исследований таких ученых, как М.Р. Гета, А.Н. Сиряков, А.П. Скиба, С.А. Старостин, П.В. Тепляшин, И.Ю. Фазилов, А.В. Шес-лер и др. [4; 9; 10; 19; 20; 22; 25; 27]. Исследователи рассматривают различные аспекты пробации, ее виды, процесс исправления, формы социально-правового контроля, меры предупреждения преступности. Между тем вопрос о социальных услугах лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не получил в литературе однозначного освещения.

В механизме пробационных мер, рассчитанных на оказание помощи осужденным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, важное место занимают услуги. Это услуги в сфере медицины, образования, оформления документов, жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, аренды жилья, обслуживания, оказания юридической помощи и др.

Практическая значимость выработки единообразного подхода к вопросу услуг в сфере пробации наглядно видна на примере разграничения таких категорий, как «государственная услуга», «муниципальная услуга», «публичная услуга», «гражданско-правовая услуга», «социальная услуга». Не вдаваясь в глубину острой дискуссии по данному вопросу, рассмотрим указанные категории.

Понятие государственных и муниципальных услуг дано в ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.

Однако в указанной статье поименованы лишь органы, осуществляющие услуги, и субъекты, обратившиеся за ними. Так, под государственными и муниципальными услугами понимаются услуги, предоставляемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которые осуществляются по запросам заявителей в пределах установленных ограничений федеральным, региональным и местным законодательством. Аналогичный подход отражен в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6).

Определяя функции федеральных органов исполнительной власти, в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» подчеркнуто, что под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление непосредственно федеральными органами исполнительной власти или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях.

Факт возмездности или безвозмездности услуги и есть свидетельство того, что некое встречное предоставление не позволяет разграничить многочисленные виды услуг. Не будет преувеличением сказать, что возникает большой вопрос к оказанию государственных услуг федеральными государственными учреждениями либо иными организациями, поскольку они органами власти не являются.

В системе органов, реализующих меры про-бации, существенную роль в деле оформления документов, удостоверяющих личность, играют органы внутренних дел.

В соответствии с Приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. № 773 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» органы внутренних дел предоставляют государственную услугу по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации. За предоставление данной услуги взимается государственная пошлина (300 руб.); кроме того, необходимо сдать две личные фотографии гражданина 35 мм х 45 мм (средняя стоимость 300 руб.).

LAW & LEGISLATION • 09-2024

В связи с этим следует прежде всего принять во внимание, что если не будет оплачена государственная пошлина, то услуга предоставляться не будет.

Похожая ситуация складывается по оказанию муниципальных услуг. Так, суточная стоимость койки-места в отделении ночного пребывания муниципального казенного учреждения «Дом ночного пребывания» г. Новокузнецка, оказывающего содействие в осуществлении мероприятий по социальной адаптации и реабилитации лиц, утративших социально полезные и родственные связи, составляет 50 руб. [13].

В связи с тем, что публичные правоотношения являются по сути реализацией соответствующими государственными органами функций государств, среди ученых-административистов преобладает позиция общности государственных и публичных услуг, т.е. государство выступает в качестве услугодателя, предоставляя гражданам государственные (публичные) услуги. Единство услуг обусловлено тем, что общество заинтересовано в их выполнении, наличествует общественный интерес и социальная значимость.

Так, Ю.А. Тихомиров отмечает, что категория «публичные услуги» является родовым понятием как для государственных услуг, оказываемых государственными органами и учреждениями, так и для муниципальных услуг, оказываемых муниципальными органами и учреждениями [17, с. 38].

В целом разделяя указанную позицию, Л.К. Терещенко поясняет, что публичные услуги могут оказывать государственные и негосударственные структуры [23, с. 18].

Интерес вызывает классификация услуг, разработанная А.В. Нестеровым, который под публичными услугами понимает общественно значимые платные услуги, цена которых регулируется государством, оказываемые коммерческими организациями; под общественными услугами — бесплатные услуги, направленные на все общество, выполняемые за счет использования общественных фондов; под государственными услугами — бесплатные по законодательству, оказываемые услугодателями обратившимся заинтересованным лицам, за счет использования ресурсов государства [14, с. 25].

Категория «гражданско-правовая услуга» достаточно полно разработана наукой гражданского права. Под гражданско-правовой услугой понимается полезный эффект, возникающий в процессе производительного труда, в том числе в сфере удовлетворения имущественных потреб-

ностей в социальных услугах [2, с. 157]; деятельность, не существующая отдельно от исполнителя и не имеющая вещественного выражения [28, с. 174]; действие (деятельность), имеющее нематериальный эффект и неовеществленный результат, осуществляемое в тесной связи с личностью потребителя услуги [1, с. 30]; вид общественных отношений, экономическая сущность которых отражена в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей участников имущественного оборота [26, с. 19]; предоставление льгот или создание определенных удобств [18, с. 43]; объект гражданских прав, имеющий определенную имущественную ценность, т.е. наличие конкретной потребительской стоимости услуги [16, с. 58]; деятельность по предоставлению услуг, осуществляемая на всех уровнях и во всех сегментах рынка [5, с. 17].

В условиях современного социально-экономического строя можно прийти к выводу, что в гражданско-правовых услугах услугодателями могут выступать не только физические и юридические лица, но и государственные и муниципальные структуры.

Осуществление юридической помощи является одной из задач пробации. Особое место отводится адвокатам, деятельность которых связана с решением вопросов, связанных с реализацией норм права, что выражается в предоставлении правовых (юридических) услуг.

В Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ и иных актах, регулирующих оказание юридических услуг, указана категория граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Однако в приведенных перечнях не находят отражения лица, в отношении которых применяется пробация.

Таким образом, решение задачи по оказанию юридической помощи неразрывно связано с соглашением, заключаемым между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу на возмездной основе.

Разновидностью услуг выступают социальные услуги. Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ под социальной услугой понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Кроме того, указаны виды социальных услуг, среди которых социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые и др.

Природа социальных услуг традиционно изучается специалистами в сфере права социального обеспечения. Здесь можно выделить работы Т.Б. Голубевой, О.В. Гречкиной, И.В. Мало-феева, Т.А. Соломиной, М.В. Филипповой, Д.В. Щеголева и др. [6; 7; 12; 15; 21; 29].

Под социальными услугами понимаются все услуги, направленные на решение каких-либо проблем человека, групп, общества в целом [3, с. 114]; все виды услуг, реализуемых в гуманитарной сфере и обеспечиваемых за счет бюджетных ассигнований или иных средств [6, с. 44]; помощь гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [24, с. 27]; определенные действия, совершаемые в интересах гражданина, группы лиц, семьи или домохозяйства для удовлетворения его (их) насущных потребностей с целью восстановления нормальной жизнедеятельности, поддержания и развития личностного потенциала [8, с. 52].

С указанных позиций важное значение имеет социальная поддержка (помощь), ориентированная на разработку и реализацию большого ассортимента социальных услуг, с целью облегчения сложившейся трудной жизненной ситуации, ослабления воздействующих социальных рисков, устранения потенциально возможных угроз и опасностей социального характера. Говоря о социальной поддержке, многие ошибочно имеют в виду социальное обслуживание, а не социальную услугу.

Можно констатировать, что перед государством поставлена задача формирования полноценного рынка социальных услуг и института социального предпринимательства, способного взять на себя решение части социальных проблем общества.

На наш взгляд, под социальной услугой следует понимать деятельность, требующую договорного режима оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и других услуг

лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе нуждающимся в пробации.

Ряд авторов приводят признаки социальных услуг, среди которых оказание услуг населению в рамках реализации государственно-социальной политики, наличие конкретной субъектной направленности, ограниченный перечень услуг и круг субъектов, оказывающих услуги (государственные и муниципальные учреждения), финансирование затрат за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов [11, с. 10; 26, с. 22].

С нашей точки зрения, выделенные признаки социальных услуг отнюдь не приводят к четкому разграничению рассмотренных ранее видов услуг. Но при этом позволяют выделить два основных блока отношений, составляющих социальные услуги.

Во-первых, это оказание социальной поддержки и помощи.

Во-вторых, это удовлетворение нуждающихся в этих услугах.

Есть мнение, что критерием разграничения социальной и гражданско-правовой услуги служит платность услуги. В учебной литературе отмечается, что если услуга продается как товар, она не является социальной услугой, даже если ей пользуются лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации; такую услугу следует рассматривать как предмет гражданского права [15, с. 187].

Полагаем, что подобная позиция неубедительна. Если принять за аксиому, что услуги гражданско-правового характера носят исключительно возмездный характер, то как быть с услугами, которые оказываются как на возмездной основе, так и на безвозмездной. К одной из задач пробации относится получение медицинской помощи. Так, лечение от наркомании может осуществляться как в частном медицинском центре, так и в государственном автономном учреждении здравоохранения. При этом во втором случае прохождение курса лечения может реализовываться как на бюджетной основе, так и за счет средств внебюджетного финансирования.

Аналогичная ситуация в сфере образования. Так, государственными профессиональными образовательными учреждениями оказываются образовательные услуги как на бюджетной основе, так и на платной основе. Противопоставление социальных услуг и гражданско-правовых услуг, разделение социальных услуг на платные и бесплатные бесперспективно, поскольку в условиях рынка социальных услуг они всегда воз-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024

мездны. Вопрос только в том, что плательщик услуги не всегда совпадает с получателем.

Может быть и иная ситуация, связанная с тем, что социальная услуга, гарантированная законом, не обеспечена соответствующим субъектом, следовательно, стоимость такой услуги будет регулироваться на договорной основе. Не случайно в связи с этим в цивилистической литературе неоднократно высказывалась точка зрения о том, что если услуга участвует в рыночном товарообороте, она является объектом гражданского права и требует гражданско-правового режима регулирования.

Анализ цивилистических исследований, непосредственно относящихся к услугам, показывает, что характер услуги не зависит от формы собственности. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования на равных началах с гражданами и юридическими лицами являются участниками гражданского оборота, а, следовательно, реализуют одинаковые в правовом понимании социальные услуги (статьи 2, 124 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ отмечается, что действие нормативного правового акта распространяется в том числе и на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Указание на осуществление социальных услуг государственными и муниципальными учреждениями в качестве признака социальных услуг не обосновано.

К одному из признаков социальных услуг относят адресную субъектную направленность, независимо от условий их оказания и оплаты услуг. Потребитель услуги ее индивидуализирует, воздействует своими характеристиками на ее результат, поскольку цель услуги — социальная поддержка и помощь в преодолении трудной жизненной ситуации потребителя.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ указана категория лиц, которым предоставляются социальные услуги бесплатно. Среди таких лиц названы несовершеннолетние дети, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и др. Вряд ли может быть признано справедливым, что в приведенном перечне отсутствует категория лиц, которым назначены

иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Очевидно, что особенности правового режима социальных услуг необходимо дифференцировать. Представляется, что:

■ по объекту социальные услуги подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые и др.;

■ по характеру предоставления — на возмездные и безвозмездные со стороны получателя;

■ по отрасли предоставления — на услуги здравоохранения, образования, связи, транспортных перевозок, обеспечению питания и проживания и др.;

■ по комплексности — на простые и сложные;

■ по принципу вещественности — на направленные на физические объекты и на человеческое тело;

■ по кругу субъектов, оказывающих услуги, — на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации; организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации; негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и др.

В понятие «социальная услуга» нередко вкладывается совершенно разное содержание — от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность для социума, до предельно узкого, когда услуга сводится к социальной поддержке граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оживление рынка социальных услуг обусловлено тем, что эта сфера в значительной степени при-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

влекательна для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания.

Подводя итог рассмотрению частноправовой природы социальной услуги, требующей договорного режима правового регулирования, необходимо подчеркнуть, что формирование концепции правового регулирования рынка социальных услуг обусловливает необходимость рассмотрения вопроса о возможностях гражданско-правовых средств в механизме функционирования пробации, среди задач которой обеспечение жильем, получение образования, реализация права на социальное обслуживание, получение медицинской, психологической и юридической помощи и др.

Список источников

1. Атакуева М.Т. Проблемы соотношения понятий «работы» и «услуги» // Бизнес в законе. 2012. № 4. С. 29-31.

2. Баринов H.A. Концепция частного и публичного права России: азбука частного права // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2014. Т. 4. № 60. С. 157-158.

3. Бухалова H.A., Павлова O.A., Литвинчук В.И. Рынок социальных услуг: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2020. № 3 (106). С. 112- 121.

4. Гета М.Р., Смирнов А.Н. Реализация принципа рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения в уголовно -исполнительном законодательстве России // Вестник Кузбасского ин-та. 2023. № 1 (54). С. 26-36.

5. Гиниятуллина А.Ф. Договор возмездного оказания услуг в системе гражданско-правовых договоров // Свобода и право: Сб. ст. Междунар. науч. конф. Кемерово, 11 октября 2021. Кемерово, 2021. С. 16-19.

6. Голубева Т.Б. Основы социального государства. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 172 с.

7. Гречкина О.В. Социальные и социально значимые услуги в системе публичных услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 11. С. 36-41.

8. Еремеева Т.С., Клемес В.С., Кисель Е.А. Понятие и содержание предоставления социальных услуг // Вестник АмГУ. 2022. № 96. С. 51-56.

9. Ермасов Е.В., Тепляшин П.В., Скиба А.П. Перспективы введения досудебной пробации в Российской Федерации // Уголовно-исполнительное право. 2024. № 1. С. 12—28.

10. Каретников КВ., Шеслер А.В., Шеслер С.С. Формы профилактики преступлений и иных правонарушений групп несовершеннолетних в местах лишения свободы // Вестник Югорского гос. ун-та. 2024. № 2. С. 5—10.

11. Киселева Н.В. Социальные услуги и государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере: законодательное определение и соотношение // Гос. власть и местное самоуправление. 2023. № 2. С. 8—12.

12. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. М., 2018.176 с.

13. Муниципальное казенное учреждение «Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий» // URL: https://doz9.kmr.socinfo.ru (Дата обращения: 30.08.2024)

14. Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Гос. власть и местное самоуправление. 2005. № 11. С. 22—26.

15. Право социального обеспечения / Гл. ред. М.В. Филиппова. М., 2024. 451 с.

16. Прибытков И.Г. Теоретические аспекты категории услуг в гражданском праве // Совр. право. 2017. № 2. С. 56—60.

17. Публичные услуги и право / Гл. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2007. 415 с.

18. Радийчук К.Ю. Понятие услуги как объекта гражданских прав. Классификация услуг // StudNet. 2020. № 10.

19. Сиряков А.Н., Сирякова Е.О., Метлин Д.Г. Пробация, исправление и воспитательная работа с осужденными в свете Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» // Вопросы рос. и междунар. права. 2023. № 11-1. С. 243—249.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Скиба А.П., Малолеткина Н.С. Законопроект «О пробации в Российской Федерации»: некоторые аспекты обсуждения в 2021 — 2022 годах // Уголовно-исполнительное право. 2022. № 2. С. 176—194.

21. Соломина Т.А., Шанова Т.Н. Особенности предоставления социальных услуг поставщиком социальных услуг в условиях сельской местности // Вопросы науки и образования. 2018. № 3 (15). С. 212—214.

LAW & LEGISLATION • 09-2024

22. Старостин С.А., Анискина Н.В. Служба пробации в России: выбор политики и перспективы развития / / Пенитенциарная наука. 2022. № 2. С. 204-212.

23. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал рос. права. 2004. № 10 (94). С. 15-23.

24. Технология социальной работы / Гл. ред. И.Г. Зайнышева. М., 2020. 240 с.

25. Фазилов И.Ю. Пробация — эффективная система ресоциализации лиц, совершивших преступление // Наука, техника и образование. 2019. № 8 (61). С. 49—52.

26. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 45 с.

27. Шеслер А.В., Шеслер С. С. К вопросу об уголовном проступке // Актуальные проблемы уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики Российской Федерации на современном этапе: Матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти д-ра юрид. наук, проф. В.И. Го-робцова. Красноярск, 19 октября 2023 / Отв. ред. Н.Н. Цуканов. Красноярск: Сибирский юрид. ин-т МВД России, 2023. С. 135—139.

28. Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1964. С. 151—193.

29. Щеголев Д.В. Анализ реестров поставщиков социальных услуг в рамках государственного социального заказа на оказание социальных услуг // Стратегии развития общества и экономики в новой реальности: Сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 26—27 октября 2023. Ростов-на-Дону, 2023. С. 295—301.

References

1. Atakueva M. T. Problems of the relationship between the concepts of «work» and «services» / / Business in law. 2012. № 4. Pp. 29—31.

2. Barinov N.A. The concept of private and public law of Russia: the ABC of private law // Economics. Entrepreneurship. Environment. 2014. № 60. Pp. 157—158.

3. Buhalova N.A, Pavlova O.A., Litvinchuk V.I. Social Services Market: Challenges and Development Prospects // Bulletin NGIEI. 2020. № 3 (106). Pp. 112—121.

4. Geta M.R., Smirnov A.N. Implementation of the principle of rational use of coercive measures, means of correcting convicts and stimulating their law-abiding behavior in the criminal executive

legislation of Russia // Bulletin of the Kuzbass institute. 2023. № 1 (54). Pp. 26-36.

5. Giniyatullina A.F. Paid Services Agreement in Civil Contracts System] // Freedom and law: Materials of the International scientific conference. Kemerovo, 2021. Pp. 16-19.

6. Golubeva T.B. Fundamentals of the welfare state. Ekaterinburg, Ural Federal University, 2015. 172 p.

7. Grechkina O. V. Social and socially significant services in the public service system // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2022. № 11. Pp. 36-41.

8. Eremeeva T.S., Klemes V.S., Kisel' E.A. Concept and content of the provision of social services // Bulletin of Amur State University. 2022. № 96. Pp. 51-56.

9. Ermasov E. V., Teplyashin P. V., Skiba A.P. Prospects for the introduction of pre-trial probation in the Russian Federation / / Penal law. 2024. № 1. Pp. 12-28.

10. Karetnikov K.V., Shesler A.V., Shesler S.S. Forms of prevention of crimes and other offenses of groups of minors in prisons // Yugra state university bulletin' academic journal. 2024. № 2. Pp. 5—10.

11. Kiseleva N.V. Social services and state (municipal) services in the social sphere: legislative definition and ratio // State power and local self-government. 2023. № 2. Pp. 8—12.

12. Malofeev I. V. Social services in the system of social services of the population. Moscow, 2018. 176 p.

13. Municipal government institution «House of night stay for persons without a fixed abode and occupation» // URL: https://doz9.kmr.socinfo.ru (Accessed: 30.08.2024)

14. Nesterov A.V. The concept of public, public (social) and public services // State power and local self-government. 2005. № 11. Pp. 22—26.

15. Social security law / Ed. by M.V. Filippova. Moscow, 2024. 451 p.

16. Pribytkov I.G. Theoretical aspects of the category of services in civil law / / Modern law. 2017. № 2. Pp. 56—60.

17. Public services and law / Ed. by Yu.A. Tiho-mirov. Moscow, 2007. 415 p.

18. Radijchuk K. Yu. The concept of service as an object of civil rights. Service classification // StudNet. 2020. № 10.

19. Siryakov A.N., Siryakova E.O., Metlin D.G. Probation, correction and educational work with convicts in the light of the federal law «On probation

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

in the Russian Federation» // Matters of Russian and international law. 2023. № 11-1. Pp. 243—249.

20. Skiba A.P., Maloletkina N.S. Draft law «On probation in the Russian Federation»: some aspects of discussion in 2021 — 2022 // Penal law. 2022. № 2. Pp. 176—194.

21. Solomina T.A., Shanova G.N. Features of the provision of social services by the provider of social services in rural areas // Issues of science and education. 2018. № 3 (15). Pp. 212—214.

22. Starostin S.A., Aniskina N.V. Probation Service in Russia: policy choices and development prospects // Penitentiary science. 2022. № 2. Pp. 204—212.

23. Tereshchenko L.K. Services: public, public, social // Russian Law Journal. 2004. № 10 (94). Pp. 15—23.

24. Social work technology / Ed. by I.G. Zajny-sheva. Moscow, 2020. 240 p.

25. Fazilov I. Yu. Probation — an effective system of resocialization of persons who have committed a

crime // Science, technology and education. 2019. № 8 (61). Pp. 49—52.

26. Shablova E.G. Civil regulation of paid services: Abstract dis. ... doctor of law. Ekaterinburg, 2002. 45 p.

27. Shesler A. V., Shesler S.S. On the question of criminal misconduct // Actual problems of the criminal law and penitentiary policy of the Russian Federation at the present stage: Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2023. Pp. 135—139.

28. Sheshenin E.D. Subject of service obligation. Sverdlovsk, Middle Ural Book Publishing House, 1964. Pp. 151—193.

29. Shchegolev D. V. Analysis of registers of social service providers within the framework of the state social order for the provision of social services: Materials of the International scientific and practical conference. Rostov-na-Donu, 2023. Pp. 295—301.

Информация об авторе

Витовская Е.С. — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author

Vitovskaya E.S. — сandidate of law, associate professor of the chair of civil law disciplines

The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Социальная конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / под науч. ред. И. В. Грошева, А.Н. Сухова; под общ. ред. И.И. Аминова. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 303 с.

ISBN 978-5-238-03933-6

В учебнике раскрываются понятие и структура конфликта, его динамика, стадии развития, функции и классификация. Особое внимание уделяется освещению истории развития как западной, так и отечественной социальной конфликтологии. Излагается социально-психологический подход к пониманию различных видов конфликта.

Содержатся не только теоретические, но и прикладные аспекты реальной практики урегулирования и разрешения социальных конфликтов. Анализируются различные технологии их превенции.

Для студентов-бакалавров и магистрантов, обучающихся по гуманитарным специальностям, в том числе психологов, социологов, политологов, социальных работников, юристов, экономистов, преподавателей, менеджеров, политиков и госслужащих.

LAW & LEGISLATION • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.