Научная статья на тему 'О церковном единстве (по трудам святителя Филарета (Дроздова ))'

О церковном единстве (по трудам святителя Филарета (Дроздова )) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единство Церкви / действие благодати / слово Церкви / церковно–государственные отношения / врачевание раскола / unity of the Church / the work of grace / the word of the Church / church-state relations / healing the schism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белик Кирилл Дмитриевич

В статье представлена богословская позиция святителя Филарета (Дроздова) о действии в Церкви даров благодати по устроению ее единства и освящению творения. Основное внимание в статье направлено на описание освящающего действия в Церкви слова Божия в соединении со словом человеческим в отношении евхаристической и исторической сторон ее жизни. В таинственном аспекте рассматриваются отношения Церкви с государством и обществом, а также усилия со стороны священноначалия, членов Церкви, которые необходимы как условие для его совершения. Приложение богословских положений святителя показано на примерах как предложенных, так и реализованных им средств по врачеванию старообрядческого раскола и охранению Церкви и государства от его разрастания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Church Unity acc ording to the works of sainted hierarch Philaret (Drozdov)

This article presents the theology of sainted hierarch Philaret (Drozdov) on the work of the gifts of grace in the Church on the dispensation of her unity and the sanctification of creation. The article focuses on the description of the sanctifying action in the Church of the word of God in union with the word of man in her word, in relation to the eucharistic and historical aspects of her life. The sacramental aspect of the action considers the Church’s relations with the State and society, as well as the efforts on the part of the clergy and members of the Church, which are necessary as conditions for its fulfilment. The application of the theological positions of the saint is illustrated by examples of the means he proposed and carried out to heal the Old Believer schism and to protect the Church and the State from its spreading.

Текст научной работы на тему «О церковном единстве (по трудам святителя Филарета (Дроздова ))»

УДК 26, 234.11

Белик Кирилл Дмитриевич

Новосибирская православная духовная семинария Кандидат технических наук, доцент 633103, Новосибирская область, г. Обь, Военный городок, 127

О ЦЕРКОВНОМ ЕДИНСТВЕ (ПО ТРУДАМ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА))

Аннотация: в статье представлена богословская позиция святителя филарета (дроздова) о действии в Церкви даров благодати по устроению ее единства и освящению творения. основное внимание в статье направлено на описание освящающего действия в Церкви слова Божия в соединении со словом человеческим в отношении евхаристической и исторической сторон ее жизни. в таинственном аспекте рассматриваются отношения Церкви с государством и обществом, а также усилия со стороны священноначалия, членов Церкви, которые необходимы как условие для его совершения. приложение богословских положений святителя показано на примерах как предложенных, так и реализованных им средств по врачеванию старообрядческого раскола и охранению Церкви и государства от его разрастания.

Ключевые слова: единство Церкви, действие благодати, слово Церкви, церковно-государственные отношения, врачевание раскола

Belik Kirill Dmitrievich

Novosibirsk Theological Orthodox Seminary Candidate of technological sciences, associate professor 633103, Novosibirsk oblast, Ob, Voenny Gorodok, 127

ON CHURCH UNITY ACCORDING TO THE WORKS OF SAINTED HIERARCH PHILARET (DROZDOV)

Abstract: This article presents the theology of sainted hierarch Philaret (Drozdov) on the work of the gifts of grace in the Church on the dispensation of her unity and the sanctification of creation. The article focuses on the description of the sanctifying action in the Church of the word of God in union with the word of man in her word, in relation to the eucharistic and historical aspects of her life. The sacramental aspect of the action considers the Church's relations with the State and society, as well as the efforts on the part of the clergy and members of the Church, which are necessary as conditions for its fulfilment. The application of the theological positions of the saint is illustrated by examples of the means he proposed and carried out to heal the Old Believer schism and to protect the Church and the State from its spreading.

Key words: unity of the Church, the work of grace, the word of the Church, church-state relations, healing the schism

Представляется важным рассмотреть учение о единстве Церкви на основе трудов святителя Филарета (Дроздова), в связи с его значительным вкладом в русское богословие, получившим свое преимущественное выражение в экклесиологии. Он является одним из первых русских богословов, кто осуществляет раскрытие положений христианского учения на основе учения о Церкви.

О ДАРОВАНИИ МИРА В ЦЕРКВИ

Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан) пишет о возможности рассматривать домостроительство спасения человека по учению святителя Филарета как созидание и собирание Церкви1. Святитель Филарет пишет, что она создана на примирении Бога с человечеством в его смерти со Христом, которое выражается в прощении грехов, и просвещении людей светом вечной жизни по их вере.

Средоточие единства Церкви святитель Филарет видит в Боге Отце. Поясняя приведенные выше слова апостола Павла (Еф. 4:3-6), он говорит об Отце, провидящем и управляющем в Церкви посредством ее членов, пребывая в них, действием благодати. Также «Отцепреданное имя «единыя Святыя, Соборныя и Апостольския Церкви»2. Единство Церкви, как это отмечает и святитель Филарет, есть дар Божий мир, который стяжается к сохранению в ней верующими через их устремление к соединению с Богом. «О мир, вожделенный паче всего! О благодать, вожделенная прежде всего! — ибо мир есть единосущное чадо благодати»3, восклицает святитель. Мир Божий, «превосходяй всяк ум» (Флп. 4:7), подаваемый как Его дар стремящимся к единению верующим, позволяет сохранять единство Церкви. «Господи Боже наш, мир даждь нам» (Ис. 26:12). Подателем мира является Бог Отец, «для сего Сам Он нарекся Богом мира (1Сол. 5:23); для сего даровал нам Единороднаго Сына Своего Иисуса Христа, Который «есть мир наш» (Еф. 2:14)»4. Когда была дана Ему «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), «прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам» (Ин. 20:19). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27), ученикам, смущенным Его отхождением на путь креста. Мир ниспосылает Он Своим ученикам и при посылании их на благовествование (Ин. 20:21), и при основании Церкви в каждом месте (Мф. 10:11-12).

в мысли святителя Филарета можно заметить, что сохраняется мир в Церкви пребыванием Святого духа с ее членами посредством благодати, подаваемой им в таинствах. господь Иисус христос, как ее глава, осуществляет устроение в Церкви. Святитель, как бы подводя итог своему описанию действия Лиц Пресвятой Троицы в жизни Церкви, говорит о взаимосвязи в ней дел, имеющих целью Ее прославление и ниспослание благодати.

о переходе от чувственного храма к внутреннему через его освящение действием церкви

в отношении исходной экклесиологической позиции святителя Филарета протоиереем Павлом Хондзинским указывается на явление храма в богословии святителя как на знамение, связанное с необходимостью для человека чувственного восприятия присутствия Божия на земле. Оно позволяет видимым образом отделить Церковь от мира.

«дом Божий на земле образуется снисхождением Бога к человеку и приближением человека к Богу»5. Бог являет Себя в «явлениях преходящих». С другой стороны, человек «собирает Богонапечат-ленные знамения»6 и «употребляет их исключительно для богослужения»7, посещая место их явления, образующее храм, с особым благоговением. Святитель Филарет предполагает устроение христианских храмов в виде памятников действий Божиих или лиц, соединенных с Ним благодатию: «Вы есте церкви Бога жива, и дух Божий живет в вас»8. По ранней мысли святителя Филарета, Бог «не столько сходит в храме к человеку, сколько напоминает ему о Себе»9. В тоже время он говорит о храме как о месте «ося-

1 Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Экклезиология в отечественном богословии: магистерская диссертация. Киев, 1997.

2 Святитель Филарет, митрополит Московский Беседа на освящение храма Святого Апостола Филиппа, на Иерусалимском, в Москве, подворье// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 5. - М.: Новоспасский монастырь, 2007. С. 171

3 Святитель Филарет, митрополит Московский Слово при вступлении в управление Московскою паствою// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 2. - М.: Новоспасский монастырь, 2005. С. 8.

4 Там же. С. 6.

5 Цит. по: Прот. Павел Хондзинский Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/svjatitel-filaret-moskovskij-bogoslovskij-sintez-epohi/ (14.06.2023).

6 Там же.

7 Там же.

8 Цит. по: Прот. Павел Хондзинский Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

9 Там же.

зательного присутствия» славы Божией. Согласно святителю Филарету, приближение человека к Богу строится на концепции образования в нем внутреннего храма. Для этого от человека необходимо принести «в жертву Богу» чувственность и «дух сокрушен», оставив в душе «один небесный огнь чистой Божественной любви»10 и затем уже предоставление им самим Богу его устроения в Свою Церковь.

По святителю Филарету, Господь является в Своем храме «в величии Творца и Вседержителя»11, храм потому является средоточием нравственного и гражданского мира. Но явление Его происходит не в величестве и славе, а «в кроткой простоте Отца»12. Храм, таким образом, является чудесным ложем «на котором под покровом тайны покоится само Божественное тело Божественного Искупителя, и вместе трапеза, от которой верные вкушают плоть и пиют кровь Его»13. Через это наблюдается связь человека, храма и Церкви, которые в богословии святителя филарета определенным образом отождествляются. При этом, в отличие от блаженного Августина, у которого отсутствует в этом контексте «понятие земного», «святитель Филарет — от здания, представляющего собой «состав камней, древ и металлов», выстраивает переход к новосозданному действием той же Церкви «святилищу Божию» и истинному дому Божию»14.

Протоиерей Павел Хондзинский отмечает, что, по словам святителя Филарета, вся тайна и слава храма внутреннего подобна внешнему в его освящении, которое происходит через очищение, украшение и благодатное посещение. в отношении храма эти действия совершаются через священнодействие, у человека через отказ от своеволия и «действенным подражанием Христу»15. При освящении храма внутреннего не человек уже действует сам, но действует в нем Христос. Именно в храме, врата которого «суть истинные врата дома Божия»16, «идеже бо аще два или трие собраны во имя Господа, ту есть и Он посреде их»17.

Именно те, кто может жить в Его вездесущии, обнаруживать свою близость к Богу, образуют Церковь, потому что, и находясь в храме, «все ли точно и здесь приступают к престолу вездесущия?..»18 говорит святитель Филарет.

В этот период богословие храма у святителя Филарета основано на теме богослужения. Именно по причине совершения в нем богослужения в храме Бог «благоволит быть познаваем... яко самая любовь, яко совершеннейшее единство»19. «Для учения о храме»20 святитель Филарет полагает исторические основания из ветхозаветных событий, описывающих связь ветхозаветного храма с жизнью иудейского народа.

Святитель Филарет подчеркивает необходимость благоговейного отношения к храму, к Церкви и к каждому верующему, «в коих обитает дух Божий»21 и которые являются домами Божиими. «Храм освящается и бывает богохраним не ради себя, но ради собирающейся в нем Церкви»22. в связи с этим он указывает на внутреннюю взаимосвязь молитвы о храме и молитвы о Церкви. По словам святителя Филарета, эта связь распространяется и в отношении храма, созидающегося в каждом верующем. она обуславливается единым их основанием Господом Иисусом Христом. Второй причиной называется внутреннее единство членов общины, стоящих в единстве живой веры, выражающейся в благотворительности друг ко другу и единодушии.

Подаяние благодати и силы апостолу Петру в слове Господнем «ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф. 16,:18) в ответ на его исповедание Господа Иисуса Христа Сыном Божиим показывает,

10 Там же.

11 Там же.

12 там же.

13 Цит. по: Прот. Павел Хондзинский Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...Время обращения 14.06.2023).

14 Прот. Павел Хондзинский «Град или храм»? - к вопросу о ключевых понятиях экклесиологических концепций блаженного Августина и святителя Филарета Московского [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/grad-ili-hram-k-voprosu-o-klyuchevyh-ponjatijah-ekklesiologicheskih-kontseptsij-blazhennogo-avgustina-i-syjatitelja-filareta-moskovskogo/ (Время обращения 14.06.202з).

15 Прот. Павел Хондзинский Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Святитель Филарет, митрополит Московский Слово по освящении храма св. оанна Богослова, что в Бронной// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 4. - М.: Новоспасский монастырь, 2007. С. 204.

22 Святитель Филарет, митрополит Московский. Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в Кафедральном Чудове монастыре// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 4. - М.: Новоспасский монастырь, 2007. С. 323.

каким должно быть устроение внутреннего храма члена Церкви. Это исповедание, по словам святителя Филарета, должно быть от «Отца небесного внутренно явленным от полной души происшедшим, искренним, несомненным, безбоязненным»23, «когда нужно, словом, а всегда жизнию»24. Созидание внутреннего храма есть дело, ближе касающееся каждого верующего, «оно требует полной заботливости нашей»25. «Непрерывно должно продолжаться созидание тела Христова»26. Через храм для верующего осуществляется и обретение Церкви и спасения в ней. При этом святитель особо отмечает необходимость для верующих приобщения к храму как к святилищу таинств и хранительнице благодати для входа «во святое, благодатное присутствие Божие»27.

о таинстве храма и церкви о действии божественной благодати В ЦЕРКВИ и по отношению к миру. о границах церкви

другая, догматическая, сторона учения святителя Филарета о храме и о Церкви берет свое начало в учении о таинствах, при совершении которых в веществе таинства, преображенном благодатью, возникает «новая духовно-чувственная реальность»28, воздействующая на человека. эта мысль, согласно протоиерею Павлу Хондзинскому, который опирается на слова святых отцов, стала отправной точкой для догматического экклезиологического учения святителя Филарета. Согласно ему, воплощение Спасителя делает возможным доступность святости Божией для человека до скончания века «ныне уже не в едином личном телеси Его, но и во всем таинственном теле Церкви»29, которая есть исполнение Его, исходящей от Него божественной силой, пребывающей в ней. Понятие новой духовно-чувственной реальности переносится здесь на всю Церковь. этим в основание единства Церкви полагается святость ее членов, достигаемая во Христе действием благодати или божественной силы, осуществляющей определенное действие на них.

Учение святителя Филарета о действии благодати в Церкви протоиерей Павел Хондзинский поясняет на основе раскрытия святителем тайнодейства освящения храма. Святитель говорит здесь о новосозидании в чине освящения из «камней, древ и металлов» «истинного дома Божия и врат небесных». Оно совершается «мерой всего здания Церкви Христовой»30- крестом, являющимся и основой «церковного священнодействия». Святитель Филарет говорит о том, что слава господня, отождествляемая с «Фаворским светом: славой Божества, излившейся через плоть Спасителя», наполняет храм31. Источником святости является действительное и истинное присутствие Бога в храме. Именно желание видения и само видение этой славы позволяет человеку престать от своих грехов для приобщения к ней. Здесь, по мысли протоиерея Павла Хондзинского, можно увидеть близость учения святителя Филарета к богословию исихазма святителя григория Паламы.

В этом может видеться некоторая связь, которую устанавливает святитель, с определением границ Церкви. «Храм есть «новосозидаемая» церковным священнодействием реальность и в тоже время реальность церковной истории»32. Вмещая в себя Церковь, он определяет ее мистические пределы, которые суть предел соприкосновения с беспредельным и существенная принадлежность Церкви, «сосредотачивающая в себе ее жизнь и выявляющая ее свойства»33. «конечно, никакое особенное место не нужно для вездесущия Божия: но для ограниченности человеческой нужно, по крайней мере, до некоторой степени усовершения, иметь известный предел, где бы усовершалось прикосновение к беспре-дельному»34. «Надменное мудрование человеческое, которое мнимым познанием вездесущия Божия хочет разрушить храм Божий, ничего не созиждет, кроме Вавилона»35. Условием пребывания человека в Церкви святитель Филарет описывает как необходимость для него потерять весь мир, потерять «себя

23 Там же. С. 329.

24 Там же. С. 330.

25 Там же. С. 329.

26 Там же. С. 325.

27 Святитель Филарет, митрополит Московский. Слово по освящении Градо-Клинскаго соборнаго храма Пресвятыя Троицы// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 4. - М.: Новоспасский монастырь, 2007. С. 3.

28 Прот. Павел Хондзинский Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

29 Там же.

30 Там же.

31 Там же.

32 Там же.

33 Там же.

34 Там же.

35 Цит. по: Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Указ. соч.

самого в беспредельной глубине своего ничтожества: сия беспредельность и есть предел общения с беспредельным Божеством»36.

Здесь мысль святителя Филарета о явлениях Божественной силы, устраивающей церковное единство, продолжается в том, что он рассматривает храм или Церковь, как «точку перехода» связующую «заключенный в Писании мир Священной истории и мир души с миром, в который послана Церковь»37. После грехопадения возникает необходимость в «видимом и тайноводственном»38 храме, который предназначен для Церкви как «собора православных христиан с их священноначалием»39. Христианский храм вместе является и «размноженной» «Апостольской горницей сошествия Святого духа»40. Храмом освящается, по мысли святителя Филарета, жизнь народа, но нечестие народа разрушает храм по причине пренебрежения даром благодати. «Если не будет Церкви живой, то есть верующих челове-ков: церковь каменная или разрушится. или. останется пуста и бесполезна»41. «Если народ не пользуется благодатию святого места к своему освящению, то не приемлемая благодать удаляется, святыня скрывается и на месте селения Божия может явиться мерзость запустения»42. При этом Церковь не погибнет, поскольку Господь назвал тело Свое храмом и в нем Самом обретается истинный храм, не могущий быть в совершенстве на земле. Исполнение Божества в земном храме и в Церкви устанавливается только по образу тела Спасителя, в полноте Божественной силы, «которая исходила через тело Господа и «исцеляше вся»43. Она является в «священных знамениях, изображениях, обрядах» как укрывающих Церковь от внешних и имеющих некоторое явление видимых границ Церкви, так и делающих возможным ««прикосновение» Божеству»44, явление приобщения Церкви, ее жизни. Сущностное же совпадение телесного исполнения Божества в Церкви с телом Христовым произойдет в новом Иерусалиме, где «Сам Агнец будет храмом»45. Этим, по словам святителя Филарета, показывается необходимость храма в состоянии, «в котором мы теперь находимся»46.

Силой Господней, присутствующей в церкви-храме, по словам святителя Филарета «новосозидается» вещество, освящается земной мир, возникает общение его с миром горним и возникает особое время-пространство, в котором образуется церковная жизнь. Обитание в храме божественной силы дает читаемому в нем евангельскому слову силу и действие. здесь через освящение Святым духом «служителей слова и таинств»47, «преодолевается «человеческая» недостаточность и погрешительность предания»48, и им преподается благодать и освящение священноначалия и священнодействия, таким образом устанавливается единство Предания. «Святители подают освящение храмам и таинствам, и взаимно храмы и таинства подают освящение Святителям»49. «все принадлежащие ко Святой, Соборной, Апостольской Церкви, делаются причастными единаго благословения Иисуса Христа и Отца Его, благословляющего нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе (Еф. 1,3)»50.

36 Цит. по: Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...24 Там же. С. 330.

37 Там же.

38 Там же.

39 Там же.

40 Там же.

41 Там же.

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же.

45 Там же.

46 Там же.

47 Там же.

48 Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Указ соч.

49 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи.. [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/svjatitel-filaret-moskovskij-bogoslovskij-sintez-epohi/ (Время обращения 14.06.2023).

50 Там же.

О значении священного предания В устроении жизни ЦЕРКВИ: общественной молитвы и богослужения. о соединении в храме и в церкви евхаристической и исторической сторон жизни человека

в слове божием

Исследователь Н.Ю. Сухова отмечает, что святитель Филарет, опираясь на Священное Писание, предупреждает о необходимости держаться истинного предания, которое дается исключительно Церковью, столпом и утверждением истины (1Тим. 3:15). Доступно оно только пребывающим в Церкви и является «действительным преподаянием благодати и освящения»51, которое передается через апостольское преемство. На основе священного предания, как и на основе ясных мест Священного Писания, осуществляется толкование Священного Писания. Священным преданием Священное Писание, как единый критерий христианского знания, проживается в Церкви и тем самым свидетельствуется истинность слова Божия через его личное осознание, что выражается в «вероопределительной деятельности Церкви и богословской интерпретации»52.

Согласно святителю Филарету, церковная жизнь, находя свое средоточие в храме, в определенной мере осуществляется действием благодати святых. «здесь даже доныне дух Святый ударяет в струны Давидовой Псалтири, и оглашает вас ея богодвижными звуками... Даже доныне, каждый день, Сама Пресвятая дева отверзает Свое преисполненное Божественною любовью сердце к нашему сердцу, и возглашает Свое превыше-серафимское величание Господа. Даже доныне Василий и Златоуст влагают в наши священнослужащие уста свои священнодейственные глаголы. Даже доныне здесь Ефрем поучает, Дамаскин песнословит вместе и богословствует, Савва Освященный управляет чином церковных мо-литвословий...»53. Храмовое богослужение рассматривается святителем как акт священной истории54. Учение о храме как о средоточии жизни Церкви полагается у святителя Филарета в основу представления о ее жизни, назначении и предании. Именно в храме за Богослужением наиболее явственно совершается единение Церкви земной и небесной. «С пастырями славь, с Ангелами ликовствуй, с Архангелами песнословь»55, говорит святитель Филарет, призывая верующих к непосредственному участию в Богослужении праздника Рождества Христова.

В своем труде56 протоиерей Павел Хондзинский подводит читателя к мысли о том, что слово Писания, по святителю Филарету, существенным образом соединяет мистико-евхаристическую и историческую стороны Церкви. «Необходимо, очевидно, через то же слово Писания установить связь между его исторической и догматической координатами, и именно эту задачу решил святитель Филарет. по-новому взглянул на слово как таковое»57. По мысли святителя Филарета, ветхозаветный храм находит свое существенное отражение в новозаветной Церкви, в том числе через священную историю Ветхого Завета, в ее историческом бытии.

По наблюдению протоиерея Павла Хондзинского, литургическое действо в поздней византийской богословской традиции может являться аналогом Священного Писания и источником по священной истории и тем самым быть основанием «сакрального присутствия Церкви в мире»58. Преподобный Максим Исповедник писал о том, что Бог «удерживает около Себя вещи, по природе отдаленные друг от друга, заставляя их соединяться силою одной связи с Собою как с началом»59. Из этого, по мысли протоиерея Павла Хондзинского, «вытекает принципиальная и существенная сообразность небесных и земных вещей»60. Эта же мысль прослеживается и у святого праведного Николая Кавасилы, когда он говорит о храме как об участнике таинства. «Ибо жертвеннику от начала установил быть помазываемым, а для священников быть священниками значит быть помазанными»61.

51 Цит. по: Сухова Н.Ю. Священное Писание и предание в экклесиологии святителя Филарета (Дроздова) [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/syjashennoe-pisanie-i-predanie-v-ekklesiologii-syjatitelja-filareta-drozdova/ (Время обращения 14.06.2023).

52 Там же.

53 Цит. по: Прот. Павел Хондзинский. «Град или храм»?..

54 Там же.

55 Святитель Филарет, митрополит Московский. Слово в день Рождества Христова, 1825г. // Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 2. - М.: Новоспасский монастырь, 2005.

56 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет и Предание Церкви [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Pavel_Hondzinskij/svjatitel-filaret-i-predanie-tserkvi/ (Время обращения 14.06.2023).

57 Там же.

58 Там же.

59 Там же.

60 Там же.

61 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ТАИНСТВЕННОМ ДЕЙСТВИИ СЛОВА БОЖИЯ В СЛОВЕ ЦЕРКВИ

Также, согласно святителю Филарету, наряду с Таинствами «существенной принадлежностью» Церкви является преображенное благодатию слово, в котором также возникает воздействующая на человека новая духовно-чувственная реальность. В основе этого положения устанавливается некоторая равнозначность между понятиями о храме Слова, имени Божия, познаваемого, прославляемого, призываемого, богомощного, богодейственного в нем62 и о храме таинств, действием Слова и действием таинств. в имени Божием, как и в таинствах, осуществляется соединение «беспредельного с ограниченным», соприкосновение Бога, нисходящего действием, с человеком. Местом этого соединения является храм или Церковь. «Имя Мое будет ту» (4Цар. 23:27)63. Имя Божие есть творческое слово Божие, воплощающееся, в частности, в человеческих именах Бога, в слове Божием и в слове Церкви и освящающее человека, который своим словом познает, прославляет и воспевает Бога64.

При этом, согласно святителю Филарету, который основывается на пророчестве Даниила, Церковь «разделяемая и раздробляемая» есть ее последнее определяемое этим пророчеством состояние. Эти разделения, на его взгляд, не отторгают имеющих, несогласное с Церковью учение, от тела Церкви совершенно, но они, как немощные члены, «одушевлены», пребывающей в ней славой Божией. Так пребывает, по мысли святителя Филарета, «чисто истинная Церковь» и «не чисто истинная церковь» — в смысле здоровых и больных членов «и в смысле чистого и не вполне чистого учения»65 в едином теле, «очерченном границами действительности таинств»66. Такой подход был намечен блаженным Августином и основан на действительности таинств вне зависимости от нравственных качеств тех, через кого они подаются, то есть во всем теле Церкви и последующей их действенности в отношении «истинных христиан» и их недейственности в отношении «неистинных христиан». Истинная Церковь состоит, по мысли святителя, из избранников Божиих, носящих предваряющую благодать в глубине своего сердца неколебимой по причине тайного для него ее присутствия. Тело Церкви, таким образом, «такою со-кровенностию запечатлено в частях своих и своем внутреннем составе, что един Господь верно знает сущия Своя»67. Блаженный Августин говорил о возможности такого соединения в едином теле Церкви при согласии «неистинных» ее членов в некоторых вопросах с Церковью. Исследователь А.А. Горбачев по этому поводу пишет: «Следует отметить, что определения «чисто истинная» и «не чисто истинная», употребленные свт. Филаретом, относятся здесь не собственно к Церкви, а к церковному вероучению»68. Протоиерей Павел Хондзинский говорит об этом взгляде святителя Филарета как о закрепленном «de facto канонами Вселенских соборов»69. Так святитель Филарет различает видимый, «наружный» образ Церкви и невидимый — ее полную меру и состав, которые «ведомы» только Христу и могут охватывать и самостоятельные Церкви.

Протоиерей Павел Хондзинский отмечает, что по отношению к инославным мысль святителя Филарета «вместила в себя как «идею братской любви», так и трезвость взгляда, «прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия»70.

Слово Божие, по святителю Филарету, есть реально действующий глагол силы, придающий «жизнь и действенность слову человеческому» [14], особенно в словах Спасителя и в словах Священного Писания. Слово человека, как образа Божия, есть «некий образ слова Божия»71, имя вещи у святителя Филарета есть «сила вещи, заключенная в слове»72. Имя Божие, по святителю Филарету, есть «действие Божие», откровение Его славы. «Имя Его — Слово Божие»73.

Слово Церкви у святителя Филарет по своему значению приближается к значению церковного таинства. Он отмечает их существенную принадлежность Церкви, и говорит как о словесности таинств,

62 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи... [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/svjatitel-filaret-moskovskij-bogoslovskij-sintez-epohi/ (Время обращения 14.06.2023).

63 Там же.

64 Там же.

65 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет и Предание Церкви [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Pavel_Hondzinskij/svjatitel-filaret-i-predanie-tserkvi/ (Время обращения 14.06.2023)

66 Там же.

67 Там же.

68 Горбачев А. А. Богословские взгляды святителей Филарета (Дроздова) и Илариона (Троицкого) [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://pravoslavie.ru/132855.html (Время обращения 14.06.2023).

69 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет и Предание Церкви...

70 Там же.

71 Прот. Павел Хондзинский «Церковь» и «Слово» в богословских воззрениях...

72 Там же.

73 Там же.

так и о таинственности слова, через которое «глаголом силы» в тайне Богообщения творится Церковь — «новая освященная и освящающая реальность»74. В единстве Церкви с ее Главой «восстанавливается единство слова и именуемого в нем»75. В слове предания, равно как и в таинствах, по мысли святителя Филарета, происходит непрерывное и неиссякаемое «преподаяние благодати и освящения»76 в Церкви.

Осуществляемое в Церкви словом Божиим как проявлением действия Божественной силы священнодейственное созидание через освящение людей есть осуществление единства Церкви и, в частности, приводит к возникновению в ней святого предания. По мысли святителя Филарета, слово в Церкви, представляет собой образ явления славы Божией, как и фаворский свет, и происходит от молитвы77. «Обретение предела с беспредельным»78 в слове происходит, по святителю Филарету, через славу Бо-жию, открывающуюся прежде всего в Его слове, в его кругообращении, устанавливающем «благобытие тварей»79, как и у святого праведного Николая Кавасилы через слово «помазанник» устанавливается связь между Спасителем, храмом и находящимися в нем христианами, то есть Церковью.

Обретение словом человеческим чудотворной силы слова Божия, или силы Божией, происходит в Церкви, как в «доме имени Божия»80, в месте присутствия Слова и Святого Духа и даруется людям посредством веры. На основе принципа соединения двух природ во Христе «слово Его действует как слово Живого Бога в слове Церкви (которая есть тело Его)»81. Как отмечает протоиерей Павел Хонд-зинский, ссылаясь на святителя Филарета, изначальная сила слова человеческого возвращена людям в едином слове Церкви, которое возвещается независимо от человеческого наречия, слове Писания, и есть ее язык.

о действии церкви в истории. об освящении жизни общества и государства в истории словом церкви

По причине присутствия образа Божия в каждом человеке святитель Филарет говорит об истории мира как об истории взаимоотношений Бога и человека, Церкви и мира, что позволяет рассматривать соотнесение каждого события в истории мира со священной историей Церкви. По мысли святителя Филарета, слово Писания, как слово Церкви, связано с историей Церкви и с историей мира как священной историей, в которой «история избранного народа есть сокращенная всемирная история вообще»82. Основанием этого является, по объяснению протоиерея Павла Хондзинского, творческое действие слова Божия как силы Христовой вне храма и Церкви в человеке, носящем в себе образ Слова Божия. Святитель Филарет говорит о священной истории, заключенной в Писании, как о сокращенном изложении всемирной истории и законов ее развития83. В этом смысле можно понимать и слова протоиерея Георгия Флоровского о том, что «вся священная история мира», по святителю Филарету, «есть история Завета Бога и человека», «есть история Церкви»84. При этом прообразовательными для мировой истории, по мысли святителя Филарета, как уже отмечалось, являются ветхозаветные Писания, «они творят историю»85.

через возобновление исполнения ветхозаветного пророчества таинственным образом соотносится воля Божия, власть «Царя царствующих»86, с действиями благочестивых царей. «Из глубины вечности провидит и уготовляет Он их; назначает им время и подвиг не только для земного их царства, но и для Своего Царствия небесного; и дарует им и силу и победу над противоборствующими силами»87. Здесь, согласно взгляду святителя Филарета, как уже упоминалось, глагол силы, слово Божие, в образе человеческого слова священной истории содержит весь мир и, следовательно, направляет его историю, им

74 Прот. Павел Хондзинский «Церковь» и «Слово» в богословских воззрениях...

75 Там же.

76 Там же.

77 Там же.

78 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет и Предание Церкви...

79 Там же.

80 Прот. Павел Хондзинский «Церковь» и «Слово» в богословских воззрениях...

81 Там же.

82 Там же.

83 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

84 Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Georgij_Florovskij/puti-russkogo-bogoslovija/ (Время обращения 14.06.2023).

85 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

86 Там же.

87 Там же.

устанавливается «существенная связь явлений»88. «В современных происшествиях читаем мы древнюю книгу Богоправимых царств»89. Согласно В.П. Зубову, отношение к слову у святителя Филарета было бережное — как к святыне, силе, вносящей «в мир хаоса мир порядка и смысла»90. Бытие на различных его уровнях, по мысли святителя Филарета, формируется словом Писания, являющимся словом Божи-им, оно есть его «стержень и внутренняя структура»91, оно задано им. «Дух Божий объемлет все времена»92. Как отмечает протоиерей Павел Хондзинский, этим у святителя формируется концепция Нового Израиля. В этой мысли святителя можно видеть обоснование, с одной стороны, вневременного существования Церкви, с другой — осуществления действия Церкви в жизни государства, их соединения в определенной мере. «Правда возвышает язык, умаляют же племена греси. Вот общая судьба царств и народов!»93. По существу, в раскрытии этой концепции указывается на единство благодати и слова.

Необходимость союза Церкви и царства, согласно святителю Филарету, определяется истиной слова Божия, «требующей своего воплощения в истории»94. В «Начертании» архиепископа Феофана (Про-коповича) написано о том, что государь за нарушение человеческих законов несет ответственность перед Богом, при этом «народ отказался от своей воли в пользу императора и власть над собою отдал ему»95. Этим у него обосновывается возможность подчинения Церкви монарху. У святителя Филарета «царство имеет характер всецело подчиненный и служебный»96. Он говорит о новотворении Нового Израиля подобно храму «из состава камней и металлов», который представляет собой «единство царства священников, народа святых (Исх. 19, 6)»97. Отмеченное святителем единство основывается на «монархии Христа» , которое возможно только в православном государстве как «хранилище истинной Церкви»98. Оно приобретает при этом «качество неодолимости», Бог становится в нем единым главой «всех и вся»100, непосредственно — главой Церкви и, через царя, — главой государства. Священное царство в этом союзе в понимании святителя Филарета есть образ царства Божия, и связь с первообразом устанавливается посредством Церкви. От приближения к Богу ее служителей и жителей государства, молящихся за его благополучие, зависит степень этой связи. Жители государства становятся Церковью в «таинстве алтаря»101.

Законы такого государства должны согласоваться с волей Божией. Святитель Филарет говорит о наследственной монархии как о Богоустановленной форме его правления, устанавливая ее в противоположность народовластию. Единство такого общества имеет два источника: Церковь и семью. Общественная правда в нем находит свое высшее выражение в любви, осуществляемой каждым «в своем круге... по своему званию и состоянию»102. «Для всех и для каждого.прямое мерило правды есть совесть, выпрямляемая словом Божиим»103. Святитель Филарет говорит также о зависимости благоустроения «государственного бытия» от состояния «нравственной жизни царства и народа»104. Протоиерей Павел Хондзинский находит в концепции государства святителя Филарета соотношение с государственными идеями древнегреческого философа Платона. Однако полное несходство во взглядах святителя Филарета с Платоном усматривается в определении святителем происхождения власти в государстве от отеческой власти в семье, что указывает на источник любой человеческой власти в Творце человека. «Царство же есть «искусственный образ сей власти»», устанавливаемый Богом»105 в государстве как в

88 Прот. Павел Хондзинский Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/razreshenie-ekklesiologicheskih-problem-russkogo-bogoslovija-17-nachala-19-v-v-trudah-svjatitelja-filareta-mitropolita-moskovskogo/ (Время обращения 14.06.2023)

89 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

90 Там же.

91 Там же.

92 Там же.

93 Там же.

94 Там же.

95 Там же.

96 Там же.

97 Там же.

98 Там же.

99 Там же.

100 Там же.

101 Прот. Павел Хондзинский. «Град или храм»?...

102 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

103 Там же.

104 Там же.

105 Там же.

увеличившейся семье. «Пчелы и муравьи составляют общества не по договору, а по природе, по впечатленной в существе их идее общения»106. В подтверждение мысли о Божественном происхождении государственной власти святитель Филарет приводит пример, в котором рассматривается иудейский народ. В этом примере он отмечает, то что Бог Сам сотворил в Аврааме «качество отца. произвел от него племя. руководствовал его Патриархов. воздвигал вождей и судей. Сам царствовал. Сам во-царил»107. Согласно святителю Филарету, права царя и государственное право в этом случае утверждаются Богом, поскольку «основаны на слове Божием»108. Так, при помощи библиоцентризма, святитель Филарет различает Церковь и государство.

Он отмечает, что имеющий свое начало в Боге «мир идей Священной истории» «объективно открывается в слове Писания», которое, в свою очередь, в образах слова человеческого несет в себе «живую силу творческого глагола Божия»109. Этим его положением объясняется твердая позиция святителя в отстаивании необходимости перевода Священного Писания на русский язык. Определяющее значение в достижении и сохранении благосостояния государства святитель отводил не внешним условиям, а языку, через который происходило бы «вживление» слова Писания в контекст жизни, образуя новую жизнь Нового Израиля. Через чтение Священного Писания на языке общения сам язык становился бы, по мысли святитель Филарета, по своей силе близок к библейскому слову, формировал бы мысль и жизнь народную, устанавливал бы ее на основах и догматах православной веры110. Церковь в учении святителя Филарета есть претворяющее земную жизнь обнаружение славы Божией111. такое действие слово получило по отношению к славянским народа после того, как «истина Христова и Евангельский дух жизни вниде в слово и писмя словенское»112.

так в слове Божием у святителя Филарета можно видеть осуществление единства благодати, действия Церкви в составе священного царства жизнью Церкви, являющейся в храме в ее вневременном плане, в социуме. Сохранение единства общества в государстве святитель Филарет связывает с тем, чтобы его граждане и начальствующие руководствовались любовью, имеющей преимущество полноты перед государственным законом. Также, по мысли святителя, «есть соответствие между высотой любви и между пространством области, в которой она действует»113.

о созидании храма человеком в самом себе. об усилиях человека по сохранению в себе божественных даров единства

Как уже упоминалось, согласно святителю Филарету, между храмом и царством существует связь, по которой его совершенство и прочность зависят от степени созидания и освящения его поклонниками храма в самих себе. «И ты аще пойдеши предо Мною, якоже ходи Давид, отец твой, в преподобии сердца и в правоте.и возставлю престол царствия твоего во Израили во веки»114. По святителю Филарету, «царь возводит храм Богу, Бог хранит храм и царство по молитвам Церкви»115. Он отмечает, что земное царство обретает «неодолимость» словом Божиим посредством евангельских духа и жизни, распространяемом в народном слове и дающих «плод «общественного правдолюбия»116. «...Именно храм связует грядущий Иерусалим, который должен снити от Бога с небеси (Апок. 21:10), с сегодняшним днем»117.

Со стороны воли человека, как храма и жителя Нового Израиля, к необходимым условиям обретения евангельских духа и жизни для соединения в Церкви в новой жизни святитель Филарет относит веру в Бога, жизнь и деятельность людей в Церкви в соответствии с условиями, установленными по воле Божией, — законом Божиим, подчинением священноначалию, во главе которого «стоит Сам Господь Иисус Христос»118.

106 Там же.

107 Там же.

108 Там же.

109 Там же.

110 Там же.

111 Там же.

112 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет и Предание Церкви...

113 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

114 Там же.

115 Там же.

116 Там же.

117 Прот. Павел Хондзинский. «Град или храм»?..

118 Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Указ. соч.

Следуя контексту мыслей святителя Филарета, можно предположить, что в его понимании верующий человек, обнаруживая в себе отсутствие возможности достижения мира своими усилиями, старается приобрести дар оного в желании обрести любовь к Богу, в преданности Ему и смирении, сердечным вниманием слову Божию, молитвенным взыванием к Нему, упованием в своем делании на помощь святых. «И тогда Господь уклоняет на нас «аки реку мира» (Ис. 66,12)»119, исцеляющую и просвещающую человека в хранении им этого дара и происходящей от него жизни. Приобретенный мир по внутреннему человеку даст мир и по человеку внешнему: «О мире всего мира, и благостоянии святых Божиих церквей, и соединении всех» (из последования Литургии святителя Иоанна Златоуста), об утолении раздоров церквей молится Церковь за литургией, о соединении между собой всех православных христиан и о соединении с ними и с Церковью всех христиан. Единодушная молитва верующих о мире в Церкви позволяет ее пастырям «с силою и действием»120 возвещать благодать и мир на пасомых, собирая и сохраняя Церковь в ее благодатной жизни.

Согласно учению святителя Филарета, жизнь в Церкви поддерживается действием благодати через освящение ее членов — людей в Церкви, которые в соединении со Христом как своим главой и образуют Церковь, — их участием в Таинствах, преподаянием им учения Христова и личных даров. Она непрерывно собирается апостолами, пастырями и учителями через слово их учения, молитву, таинства и подвиги жизни, а также через деятельное участие верующих «...в своем духовном созидании, чтобы был в нем и храм, и священство, и возношение жертв духовных»121, в соединении со Христом их душ и тел122. Согласно святителю Филарету, единство в Церкви есть прежде всего единство «бессмертной жизни в Нем»123, жизнь единого Тела Христова, которое есть вся вселенская Церковь. Жизнь, исключающая всякую нечистоту, неопределенность, немощь, нездравие, разрушение, тление по причине соединения в едином теле со Христом. Святитель выражает необходимость соборного общения пастырей в устроении жизни Церкви. Эти положения позволяют определять преподаяние божественных даров людям и человеческие действия, направленные к усвоению этих даров в Церкви, как необходимые условия для сохранения ее единства.

Из вышеприведенного можно сделать вывод о том, что единство в Церкви не обретается усилиями людей, а подается Христом как источником благодати, при условии сохранения чистоты «исповедания веры и учения жизни, неповрежденного Священного Писания и Священного Предания и непрерывного преемства священноначалия и таинств»124 через Его соединение с людьми. Это может подтверждаться словами о Церкви в образе жены, облеченной в солнце, «то есть мудрость человеческую»125, в книге Откровения Иоанна Богослова. «С наступлением царства славы», как отмечает святитель Филарет, «в истинных членах Церкви явится Единый образ Божий»126.

Святитель Филарет противопоставляет «неодолимости» Церкви в ее единстве и полноте «одоли-мость» отделяющихся от нее, находящихся в рассеянии. «Мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1Кор. 10,12). Отринувшиеся Церкви вновь обретают благодать только по возвращении в нее, прежде всего через сохраняющих благодать в Церкви Христовых пастырей и учителей, имеющих для сего данную Господом Иисусом Христом духовную власть. Имея попечение о сохранении церковного единства, «...потщимся ко всем соблюдать миролюбие, которое, по моему мнению, есть венец нашей Церкви», — призывает святитель Филарет, чему способствует сохранение благодарности к ней127.

119 Святитель Филарет, митрополит Московский. Слово при вступлении. С. 8.

120 Там же.

121 Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Указ. соч.

122 Там же.

123 Там же.

124 Там же.

125 Там же.

126 Там же.

127 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/razgovory-mezhdu-ispytuyushhim-i-uverennym-o-pravoslavii/ (Время обращения 14.06.2023).

ВЫРАЖЕНИЕ БОГОСЛОВИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА) О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ В НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ЕГО АРХИПАСТЫРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

О СРЕДСТВАХ ПО ВРАЧЕВАНИЮ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО РАСКОЛА И ОХРАНЕНИЮ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА ОТ ЕГО РАЗРАСТАНИЯ

Богословие слова святителя Филарета нашло свое выражение в его деятельности как архипастыря по врачеванию старообрядческого раскола.

Святитель Филарет пишет, что условием благоденствия Церкви и православного русского государства является «охранение принципа церковно-государственного единства»128, отмечая, что их единство и гармония не суть результат только взаимной пользы, но существенной связи между ними. Охранителем единства Церкви и государства, по мысли святителя, является Государь, который, «как избранник и помазанник Божий»129, обязан по природе быть защитником Церкви, так как через нее он получает законность. Можно заметить, что эта мысль святителя Филарета характеризует состояние Церкви в его время, однако она не теряет своей актуальности и сегодня.

Признавая истинной Церковью православную Церковь, святитель Филарет относит иные «христианские и философские верования»130 к расколу и ереси131. Терпимость к разномыслящим он призывает оградить мерой справедливости и осторожности, чтобы «не давать оружие злу»132. По определения святителя Филарета, раскол есть «...общество людей, которое вследствие давно возникших распрей и усиленно изысканных сомнений о Вселенской православной Церкви само себя поставило в отчуждение от Вселенской православной Церкви»133.

Святитель Филарет в своей деятельности по преодолению старообрядческого раскола, с одной стороны, рекомендовал правительству и правящим архиереям противораскольнические меры по их просьбе; с другой, сам являясь правящим архиереем, реализовывал эти меры в своей епархии.

При распространении старообрядческого раскола, каким оно наблюдалось во времена архипастырской деятельности святителя Филарета, важным условием его преодоления была взаимная поддержка со стороны других архиереев и правительства134.

В церковном отношении опасность старообрядческого раскола, по мысли святителя Филарета, заключается прежде всего в прельщении «тысяч несчастных». «.Вновь построенные и отворенные врата адовы на прельщения неведущих малым неким подобием Церкви, притворно прекрашенные»135.

Святитель Филарет пишет, что все раскольники-старообрядцы в Российской империи, несмотря на разделение их на «секты» в отношении к Православной Церкви, «...все они «хуления на нее возносят» и почитают ее «еретической»136 и «не признают государя помазанником Божиим и не почитают никакой власти законной»137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Святитель Филарет отмечает желание раскольников, находящихся в безблагодатном состоянии, представить себя в качестве истинной Церкви. Он говорит о недопустимости нарушения единства господствующего в государстве вероисповедания, единения в вере в государстве, которым сохраняется «церковное единомыслие и единодушие»138, и, следовательно, единство народного духа, важного для управления в государстве «в отношении гражданском и патриотическом»139. «Охранение Церкви есть охранение государства»140.

Негативное отношение старообрядцев к правительству было вызвано, по объяснению святителя Филарета, его покровительством Церкви и согласием с ней141. Не молящиеся за царя безпоповцы счита-

128 Г.П. Добротин Церковно-государственные воззрения митр. Филарета на раскол и секты [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/tserkovno-gosudarstvennye-vozzrenija-mitr-filareta-na-raskol-i-sekty/ (Время обращения 14.06.2023).

129 Там же.

130 Там же.

131 Там же.

132 Там же.

133 Там же.

134 Беликов В. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/dejatelnost-moskovskogo-mitropolita-filareta-po-otnosheniyu-k-raskolu/ (Время обращения 14.06.2023).

135 Там же.

136 Там же.

137 Святитель Филарет Московский (Дроздов). Мнение митр. Филарета о значении раскола [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/mnenie-mitr-filareta-o-znachenii-raskola/ (Время обращения 14.06.2023).

138 Беликов В. Указ. соч.

139 Там же.

140 Там же.

141 Там же.

ли правительство «антихристовым». Раскольники вводили преимущественно демократическое начало в своем управлении. Они не признавали какой-либо гражданской власти и, следовательно, государственных законов, не выполняли общественные обязанности. «По учению страннической секты непозволительно ни записываться в ревизию, ни платить подати, ни принимать должности с присягой, ни вступать в военную службу, ни даже нанимать за себя в рекруты других»142. Святитель Филарет описывает случай сотрудничества раскольников с французской армией в 1812 году.

Отличительной стороной раскола является безнравственность его учения. «Секта не бывает вполне честна. Истина религиозная и нравственная суть лучи одного света: где первая смешана с заблуждением, там не чиста и последняя»143. Раскольники не считают безнравственным действовать агрессивно по отношению к своим оппонентам. Ими «распространяется безнравственность под видом верования»144 в отношении семьи и деторождения.

Как отмечает святитель Филарет, православная вера, признанная господствующей религией в российском государстве, является «одним из твердейших оснований государственного единства»145, что, в свою очередь, требует сохранения ее единства. Поэтому раскол, по мысли святителя Филарета, сопровождаемый прозелитизмом, обладает разрушительным действием на «церковное единомыслие и единодушие»146 и, как следствие этого, на «единство народного духа»147, в котором центром является вера и нравственность148.

По мысли святителя Филарета, в отношении раскола, который «по духу своего прозелитизма. не разграничается с православными»149, оградительные меры особенно необходимы. По его словам, силу расколу придают «деньги. мирские выгоды, .вольность и ненаказанность преступлений»150, которые преодолевают «знание и ревность духовенства»151. Он является промыслом, основанным на «земных нечистых побуждениях»152, для его вожаков, желающих самочинно устраивать церковные дела.

Святитель Филарет говорит о том, что раскол поддерживается через участие в них искренних, но малообразованных людей, он «есть продукт невежества и заблуждения ума»153. Поэтому до тех пор, пока его действия не сопряжены с отчуждением от православного вероучения или нарушением государственного закона, по мысли святителя Филарета, самое подходящее средство для обращения из раскола есть «вразумление в истинном учении»154 посредством обучения в школах, просветительской деятельности духовенства и монашества, деятельности специальных миссионеров и распространения полемической литературы.

При этом святитель Филарет отмечает трудность привлечения раскольников в школу, необходимость соблюдения безупречной личной жизни духовенства, «истового и чинного совершения» им богослужения, совершения проповеди, проведения домашних бесед, а также получения духовенством миссионерского образования.

«Врачевание» раскола, по мысли святителя Филарета, должно проводиться «осмотрительно» в духе православия, в соответствии с характером действий и планами правительства и с учетом расположений тех, кого предполагается присоединить к Церкви, и условиями, в которых они находятся155.

По мысли святителя Филарета, духовное врачевание раскола состоит в составлении бесед православного духовенства, особенно епархиальных архиереев, с раскольниками, «убеждением в истине» там, где это возможно. Святитель Филарет говорит, что характер бесед должен быть «спокойный и миролюбивый»156, без обличения в отношении раскольников и споров с ними: «Терпимость, спокойствие, кротость, снисхождение, осторожность также нужны в обличении, как и ревность»157. Другим средством, как отмечает святитель Филарет, является открытие большого количества «школ грамотности»,

142 Там же.

143 Там же.

144 Там же.

145 Добротин Г.П. Указ. соч.

146 Там же.

147 Там же.

148 Там же.

149 Там же.

151 Там же.

152 Там же.

153 Беликов В. Указ. соч.

154 Там же.

155 Там же.

156 Добротин Г.П. Указ. соч

157 Там же.

в которых обучение чтению и преподавание духовных дисциплин доступно для восприятия простого народа, «под руководством духовенства». Препятствием к осуществлению этих мер, как пишет святитель Филарет является нежелание раскольников общаться с православным духовенством, что требует, на его взгляд, защитных действий со стороны государства в отношении раскольнических учителей и предоставление возможности обучать детей преимущественно в доме православного священника или диакона158.

Святитель Филарет пишет о необходимости охранительных мер для пасомых со стороны духовенства для противостояния «пропаганде» отчуждения от Церкви для «вразумления и просвещения» через личные собеседования, училища, произнесение поучений по воскресным и праздничным дням, «...в которых бы катехизические истины по порядку излагаемы были с главнейшими их доводами и потребными объяснениями, со всевозможным применением мыслей, чувствований и языка к степени разумения и к состоянию слушателей»159. В местностях, где действие раскола наиболее выражено, святитель Филарет рекомендует учреждение противораскольнических миссионеров, увеличение причта и открытие монастырей для «исполнения древнего чина богослужения»160. Условиями, необходимыми для осуществления духовных мер, являются, как отмечает святитель, в первую очередь «благословение Божие»161, затем «личная безупречная жизнь пастырей»162 и «искреннее, безпристрастное желание познать истину Божию»163.

Активное распространение раскола и вызванное этим подавление православного учения, по мысли святителя Филарета, допустимо останавливать «покровительством государей»164 посредством установления законов при неустанном «увещевании и поучении заблуждшихся» пастырями Церкви. Он подтверждает возможность такого содействия со стороны государства примерами из церковной истории, ссылаясь на святых отцов и на канонические установления. «Каким же образом цари служат Богу со страхом, если не воспрещая и наказывая с благочестивою строгостью то, что противно заповедям Господним?»165

«Карфагенского собора 59 правилом и VI вселенского 23 правилом, антиохийского 5 и 11, константинопольского 9 правилом постановлено: «нарушающих церковное устройство удалять и неволею из царствующего града; производящих в церкви возмущения и крамолы и не хотящих покоряться кроткому увещанию церковных пастырей обращать, как мятежников к порядку светскою властью»166.

При распространении раскола в духе прозелитизма, если одно селение будет разделяться на части представителями разных вер, то не устоит единодушие народа, отмечает святитель Филарет.

Он пишет, что опасно для народного единства и разрешение свободы вероисповедания сект наименее вредных — по причине их возможного внутреннего разделения.

Единоверие святитель Филарет рассматривает как вынужденное отступление от православия в сторону раскола, насколько возможно допускаемое для присоединения к Церкви из раскола, отделившихся, к единству двух оснований — православной веры и священноначалия. Поэтому, как отмечает исследователь В. Беликов, святитель не рассматривает возможность свободного перехода «из православия в единоверие в качестве общего правила»167. Существенные препятствия к достижению единства с Церковью святитель Филарет видит в отступлении от именно этих двух оснований, что «коренным образом входит в понятие раскола»168. Он считает возможной «несущественную разность в обрядах» по причине ее допустимости «издревле» в православных Поместных Церквах, однако предупреждает от следования начальникам раскола в «отступлении от святительства, священства и таинств»169.

Как отмечает святитель Филарет, единоверие отличается от раскола тем, что находится в соединении с Церковью, в едином «духе веры и единении духа в любви и послушании»170, что делает случайное различие в подробностях обрядов малозначительным и «пользуется» присутствующими в ней благо-

158 Там же.

159 Там же.

160 Там же.

161 Там же.

162 Там же.

163 Там же.

164 Там же.

165 Там же.

166 Там же.

167 Беликов В. Указ. соч.

168 Там же.

169 Там же.

170 Там же.

датными дарами. Он надеется, что оно позволит раскольникам совершенно примириться с Церковью, «отторженных от Церкви привлечь к ее единству»171.

Святитель Филарет пишет об осуществлении таких действий по присоединению раскольников к Церкви в единоверии, при которых в ней не нарушаются «церковные правила» и чистота учения. Главными же являются «молитва за них и убеждение от любви и с терпением»172. Средствами против неправославия, неверия и нечестия святитель Филарет называет «веру, ревность по вере и самопожертвование для служения Богу и спасения ближних»173.

Святитель Филарет считал опасным утверждение полной самостоятельной иерархии, поставление отдельного епископа или дарование независимых от Русской Церкви священников для единоверческой паствы, чтобы не способствовать укреплению самопоставленных старообрядческих епископов и по причине неискренности некоторых единоверцев, старающихся увести священство к расколу. «Было бы несравненно опаснее, если бы единоверческая церковь получила, через особое епископство, полную иерархию и вид особой Церкви»174. Также святитель Филарет пишет как о непредсказуемых о результатах необходимого согласования вопроса создания единоверческой епископии с восточными патриархами. Еще одной причиной были бы неудобства, которые бы вызвало рассечение православных епархий единоверческими. Главным препятствием являлась противоканоничность такого поставления. Епископ, служащий только в единоверческих храмах, лишался бы таким образом совокупного литургического общения с православными епископами, то есть находился бы в отчуждении от Церкви, что вело бы к разделению единоверцев с Церковью при нахождении не общающихся между собой в богослужении и таинствах единоверческих и православных епископов и пасомых на одной географической территории. При поставлении многих епископов «Церковь была бы рассечена»175. При этом святитель Филарет не был против учреждения единоверческого викариатства.

Он пишет: «Любовь не безчинствует (1Кор. 13,5), не расстраивает церковного чина, не нарушает церковных правил, не рассекает церковного единства». «Идти далее значило бы. увлекать православие с правого пути, и благоустроенный мир церковный погружать в хаос раскольнических самочиний и нестроений»176.

Также святитель Филарет пишет о недопустимости учреждения полной самостоятельной иерархии с последующим их выходом из общения с православной как рассекающее единство Церкви.

Еще одной областью практической реализации богословия слова святителем Филаретом является ли-тургизация событий государственной жизни. Как отмечает протоиерей Павел Хондзинский, с целью освящения событий через их возведение к Священному Писанию и направление «в русло Священной истории» святитель составлял и совершал последования молебнов на знаменательные для государства дни.

Подводя итог можно отметить следующее.

Как замечает протоиерей Павел Хозинский, экклесиология святителя Филарета продолжает византийское богословие преподобного Максима Исповедника и святого Николая Кавасилы, в котором на основе того положения, что «Бог есть связь всех вещей», Церковь и храм имеют между собой действительную связь через слово. Храм у византийских отцов выступает в значении помазанника. Здесь обнаруживается возможное продолжение этой мысли в отношении монарха православного государства. В связи с этим святитель Филарет, на взгляд протопресвитера Иоанна Мейндорфа и протоиерея Павла Хондзинского, также не противоречит богословию исихазма святителя Григория Паламы, когда святитель говорит об исхождении божественной силы в образе чувственного слова.

На взгляд протоиерея Павла Хондзинского, в храмовой экклесиологии святителя Филарета на основе установления связи слова Писания с «творческим глаголом Божиим» происходит сближение между исторической и внутренней Церковью. Получили единство своей основы Священное Писание и человеческое предание, внешняя и внутренняя стороны таинств. В концепции священного царства получила свое основание жизнь Церкви в обществе, совершающаяся через единение через слово Божие.

171 Там же.

172 Там же.

173 Там же.

174 Там же.

175 Там же.

176 Там же.

177 Там же.

Священное Писание в богословии святителя Филарета призвано не только прояснить смысл совершающихся событий, но, через возведение их к нему, направить их в «русло Священной истории»177.

Святитель Филарет, по мысли протоиерея Павла Хондзинского, является создателем русской «библейской» экклесиологии, в которой слово человеческое обретает «живую и таинственную связь»178 со словом Божиим в слове Церкви.

На взгляд протоиерея Павла Хондзинского, вопросы понимания существа Церкви и ее границ и значение в ней слова являются системообразующими во всем «синодальном богословии». В это время важно было определить, где находится Церковь в государственной и общественной средах. С другой стороны, богословие архиепископа Феофана (Прокоповича) заставляло разрешать экклесиологические вопросы «прямо из слова Божия» «как объекта научного изучения»179, что делало невозможными дальнейшие шаги по устроению на его основе жизни в Церкви. Святитель Филарет, понимая проблему секуляризации жизни общества, предпринял шаги, позволявшие сохранить богословское положение архиепископа Феофана о первостепенном значении слова Божия в экклесиологии, изменив при этом «отношение к слову»180 через введение положения о его сакральной значимости.

По мысли протоиерея Павла Хондзинского, экклесиология храма святителя Филарета через действие слова Божия на основы жизни открывала возможность преодоления разобщения между гражданской и церковной жизнью русского общества в то время181.

Достижение церковного единства святителем Филаретом полагается посредством соединения со Христом, ее Главой, и сохранения этого соединения посредством Святого Духа в благодати мира. Условием для достижения единства в поместной Церкви святитель показывает необходимость сохранения вероучения и церковной жизни в соборном участии церковной Полноты, в согласии верующих с епископом. Он также выражает необходимость соборного общения пастырей в устроении жизни Церкви. При этом он отмечает, что сохранение мира в Церкви является главной задачей всех верующих. Святитель Филарет отмечает полное выявление Вселенской Церкви в храме и в каждом христианине, ее единства в любви во Христе, выражаемого посредством молитвы о всей Церкви и о каждом верующем. Только через церковную жизнь в Поместной Церкви он видит возможность спасения для человека.

Старообрядческий раскол он характеризовал как «общество людей, которое, вследствие давно возникших распрей и усиленно-изысканных сомнений о Вселенской Православной Церкви, само себя поставило в отчуждение от Вселенской Православной Церкви»182 и относил его к церковно-государствен-ному явлению183. Средствами к его уврачеванию святитель Филарет полагал слово Божие, находящее свое выражение в слове Церкви и в государственных законах, а также действия, осуществляемые на основе церковно-государственного единства.

Святитель говорит о независимости Церкви от внешнего мира по причине сохранения ее единства и в то же время о ее предназначенности для действий по освящению всего Божиего творения.

177 Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи...

178 Прот. Павел Хондзинский. «Церковь» и «Слово» в богословских воззрениях свт. Филарета Московского и св. Иоанна Кронштадтского [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/tserkov-i-slovo-v-bogoslovskih-vozzrenijah-svt-filareta-moskovskogo-i-sv-ioanna-kronshtadtskogo/ (Время обращения 14.06.2023).

179 Там же.

180 Там же.

181 Прот. Павел Хондзинский. Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/razreshenie-ekklesiologicheskih-problem-russkogo-bogoslovija-17-nachala-19-v-v-trudah-svjatitelja-filareta-mitropolita-moskovskogo/ (Время обращения 14.06.2023).

182 Беликов В. Указ. соч.

183 Там же.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Экклезиология в отечественном богословии: магистерская диссертация. Киев, 1997. 510 с.

2. Святитель Филарет, митрополит Московский. Беседа на освящение храма Святого Апостола Филиппа, на Иерусалимском, в Москве, подворье// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 5. — М.: Новоспасский монастырь, 2007. 597 с. С. 171-175.

3. Святитель Филарет, митрополит Московский. Слово при вступлении в управление Московскою паствою// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 2. — М.: Новоспасский монастырь, 2005. 433 с. С.1-8.

4. Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/svjatitel-filaret-moskovskij-bogoslovskij-sintez-epohi/ (Время обращения 14.06.2023).

5. Прот. Павел Хондзинский. «Град или храм»? — к вопросу о ключевых понятиях экклесиологических концепций блаженного Августина и святителя Филарета Московского [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/grad-ili-hram-k-voprosu-o-klyuchevyh-ponjatijah-ekklesiologicheskih-kontseptsij-blazhennogo-avgustina-i-svjatitelja-filareta-moskovskogo/ (Время обращения 14.06.2023).

6. Святитель Филарет, митрополит Московский. Слово по освящении храма св. Иоанна Богослова, что в Бронной// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 4. — М.: Новоспасский монастырь, 2007. 647 с. С. 200-207.

7. Святитель Филарет, митрополит Московский. Слово по освящении храма Благовещения Пре-святыя Богородицы в Кафедральном Чудове монастыре// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 4. — М.: Новоспасский монастырь, 2007. 647 с. С. 322-330.

8. Святитель Филарет, митрополит Московский.. Слово по освящении Градо-Клинскаго собор-наго храма Пресвятыя Троицы// Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 4. — М.: Новоспасский монастырь, 2007. 647 с. С. 1-8.

9. Сухова Н.Ю. Священное Писание и предание в экклесиологии святителя Филарета (Дроздова) [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/ svjashennoe-pisanie-i-predanie-v-ekklesiologii-svjatitelja-filareta-drozdova/ (Время обращения 14.06.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Святитель Филарет, митрополит Московский.Слово в день Рождества Христова, 1825г. // Творения. Слова и речи. В 5 томах. Том 2. — М.: Новоспасский монастырь, 2005. 433 с. С. 422-426.

11. Прот. Павел Хондзинский. Святитель Филарет и Предание Церкви [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/svjatitel-filaret-i-predanie-tserkvi/ (Время обращения 14.06.2023).

12. Горбачев А.А. Богословские взгляды святителей Филарета (Дроздова) и Илариона (Троицкого) [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://pravoslavie.ru/132855.html (Время обращения 14.06.2023).

13. Прот. Павел Хондзинский. Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/razreshenie-ekklesiologicheskih-problem-russkogo-bogoslovija-17-nachala-19-v-v-trudah-svjatitelja-filareta-mitropolita-moskovskogo/ (Время обращения 14.06.2023).

14. Прот. Павел Хондзинский. «Церковь» и «Слово» в богословских воззрениях свт. Филарета Московского и св. Иоанна Кронштадтского [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/tserkov-i-slovo-v-bogoslovskih-vozzrenijah-svt-filareta-moskovskogo-i-sv-ioanna-kronshtadtskogo/ (Время обращения 14.06.2023).

15. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/puti-russkogo-bogoslovija/ (Время обращения 14.06.2023).

16. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/razgovory-mezhdu-ispytuyushhim-i-uverennym-o-pravoslavii/ (Время обращения 14.06.2023).

17. Святитель Филарет Московский (Дроздов). Мнение митр. Филарета о значении раскола [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/mnenie-mitr-filareta-o-znachenii-raskola/ (Время обращения 14.06.2023).

18. Добротин Г.П. Церковно-государственные воззрения митр. Филарета на раскол и секты [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/tserkovno-gosudarstvennye-vozzrenija-mitr-filareta-na-raskol-i-sekty/ (Время обращения 14.06.2023).

19. Беликов В. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу [Электронный ресурс] // Азбука веры [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/dejatelnost-moskovskogo-mitropolita-filareta-po-otnosheniyu-k-raskolu/ (Время обращения 14.06.2023).

references

1. Blessed Metropolitan Vladimir (Sabodan). Ecclesiology in Domestic Theology: Master's thesis. Kiev, 1997. 510 p.

2. Sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow. Conversation on the Consecration of the Church of St Philip the Apostle, at the Jerusalem Metochion in Moscow // Tvoreniya. Slova i rechi. V 5 tomakh. Tom 5. — M.: Novospasskii monastyr', 2007. pp. 171-175. 597 p.

3. Sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow. Speech on the assumption of the Moscow flock// Tvoreniya. Slova i rechi. V 5 tomakh. Tom 2. — M.: Novospasskii monastyr', 2005. pp.1-8. 433 p.

4. Archpriest Pavel Khondzinskii Sainted hierarch Philaret of Moscow: Theological synthesis of the era [Available online]. // Sait Azbuka very. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/ svjatitel-filaret-moskovskij-bogoslovskij-sintez-epohi/ (14.06.2023).

5. Archpriest Pavel Khondzinskii. «City or Temple»? — On the Key Notions of the Ecclesiological Concepts of Blessed Augustine and Sainted hierarch Philaret of Moscow [Available online]. // Sait Azbuka very. — URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/grad-ili-hram-k-voprosu-o-klyuchevyh-ponjatijah-ekklesiologicheskih-kontseptsij-blazhennogo-avgustina-i-svjatitelja-filareta-moskovskogo/ (14.06.2023).

6. Sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow. Speech on the Consecration of the Church of St John the Evangelist in Bronnaya // Tvoreniya. Slova i rechi. V 5 tomakh. Tom 4. — M.: Novospasskii monastyr', 2007. pp.200-207. 647 p.

7. Sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow. Speech on the Consecration of the Church of the Annunciation of the Mother of God at Chudovo Cathedral Monastery // Tvoreniya. Slova i rechi. V 5 tomakh. Tom 4. — M.: Novospasskii monastyr', 2007. pp. 322-330. 647 p.

8. Sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow. Speech on the Consecration of the Cathedral of the Most Holy Trinity in Klinsk // Tvoreniya. Slova i rechi. V 5 tomakh. Tom 4. — M.: Novospasskii monastyr', 2007. pp. 1-8. 647 p.

9. N. Yu. Sukhova. Sacred Scripture and Tradition in the ecclesiology of sainted hierarch Philaret (Drozdov) [Available online]. // Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/svjashennoe-pisanie-i-predanie-v-ekklesiologii-svjatitelja-filareta-drozdova/ (14.06.2023).

10. Sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow. Word on the Nativity of Christ, 1825// Tvoreniya. Slova i rechi. V 5 tomakh. Tom 2. — M.: Novospasskii monastyr', 2005. pp. 422-426. 433 p.

11. Archpriest Pavel Khondzinskii. Sainted hierarch Philaret and the Tradition of the Church [Available online] // Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/svjatitel-filaret-i-predanie-tserkvi/ (14.06.2023).

12. A. A. Gorbachev. The Theological Views of sainted hierarch Philaret (Drozdov) and St. Hilarion (Troitsky) [Available online]. // Sait Azbuka very. — URL: https://pravoslavie.ru/132855.html (14.06.2023).

13. Archpriest Pavel Khondzinskii. Resolution of ecclesiological problems of Russian theology of the 18th and early 19th centuries in the works of sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow [Available online]. // Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/razreshenie-ekklesiologicheskih-problem-russkogo-bogoslovija-17-nachala-19-v-v-trudah-svjatitelja-filareta-mitropolita-moskovskogo/ (14.06.2023).

14. Archpriest Pavel Khondzinskii. «The Church» and «the Word» in the Theological Opinions of sainted hierarch Philaret of Moscow and St. John of Kronstadt [Available online]. // Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzinskij/tserkov-i-slovo-v-bogoslovskih-vozzrenijah-svt-filareta-moskovskogo-i-sv-ioanna-kronshtadtskogo/ (14.06.2023).

15. ArchpriestGeorgiiFlorovskii. Paths of Russian Theology [Available online]. // Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/puti-russkogo-bogoslovija/ (14.06.2023).

16. Sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow. and Kolomna Conversations between the probing and the confident about Orthodoxy Theology [Available online].// Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka. ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/razgovory-mezhdu-ispytuyushhim-i-uverennym-o-pravoslavii/ (14.06.2023).

17. Sainted hierarch Philaret, Metropolitan of Moscow (Drozdov). Metropolitan Filaret's Opinion on the Significance of Schism [Available online].// Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_ Moskovskij/mnenie-mitr-filareta-o-znachenii-raskola/ (14.06.2023).

18. G.P. Dobrotin. Church-State Views of Mithr. Filaret on Schism and Sects [Available online].// Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/tserkovno-gosudarstvennye-vozzrenija-mitr-filareta-na-raskol-i-sekty/ (14.06.2023).

19. V. Belikov. Activities of Metropolitan Filaret of Moscow in Relation to Schism [Available online].// Sait Azbuka very. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/dejatelnost-moskovskogo-mitropolita-filareta-po-otnosheniyu-k-raskolu/ (14.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.