ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
JUS PUBLICUM
DOI: 10.17803/1729-5920.2023.203.10.056-070
И. В. Чечельницкий
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) г. Москва, Российская Федерация
О целях государственной правозащитной деятельности в Российской Федерации
Резюме. В статье сформулирован авторский подход к понятию, видам, признакам целей государственной правозащитной деятельности. В самом общем виде правозащитная деятельность заключается в системе активных действий, осуществляемых государственными органами и организациями, а также институтами гражданского общества и международными организациями, направленных на восстановление нарушенных и создание надлежащих условий для реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также коллективных прав и публичных интересов групп граждан, коммерческих и некоммерческих организаций.
В науке предлагается выделять следующие виды правозащитных целей: общие и частные; основные и неосновные; конечные, промежуточные и непосредственные; объективно истинные и объективно ложные; реальные и нереальные; своевременные и несвоевременные; материальные и инструментальные. Имеющиеся научные наработки по данному вопросу, безусловно, представляют значительный интерес, однако в большей степени характеризуют правозащитные цели законодательства, а не правозащитной практики.
Предложены и детально охарактеризованы такие необходимые признаки правозащитной цели, как ее гуманизм, нравственная обоснованность, социальная обусловленность и юридическая значимость. Сформулирована классификация видов правозащитных целей, предлагается выделять стратегические (общие) и тактические (частные); правоприменительные, правотворческие и «правопросветительские»; позитивные и естественно-правовые правозащитные цели.
В работе сделан вывод о необходимости всестороннего учета в законодательстве и правоприменительной практике целей правозащитной деятельности. Указано также, что необходимой характеристикой правозащитной деятельности является ее осуществление специфическими правовыми методами, которые строго регламентированы положениями действующих нормативных правовых актов или, во всяком случае, не противоречат им, а кроме того, не должны выходить за рамки этических норм и принципов. Ключевые слова: цель в праве; правозащитная деятельность; права человека; правозащитные цели; виды правозащитных целей; признаки правозащитных целей; средства правозащитной деятельности; стратегия правозащитной деятельности; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; омбудсмен; право; государство; общество
Для цитирования: Чечельницкий И. В. О целях государственной правозащитной деятельности в Российской Федерации. Lex russica. 2023. Т. 76. № 10. С. 56-70. DOI: 10.17803/1729-5920.2023.203.10.056-070
© Чечельницкий И. В., 2023
Objectives of State Human Rights Protection Activities in the Russian Federation
Ilya V. Chechelnitsky
Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Moscow, Russian Federation
Abstract. The paper defines the author's approach to the concept, types, characteristics of the goals of state human rights protection. In its most general form, human rights protection includes a system of actions carried out by State bodies and organizations, as well as civil society institutions and international organizations, aimed at restoring violated and creating appropriate conditions for implementation of human and citizen rights, freedoms and legitimate interests, as well as collective rights and public interests of groups of citizens, commercial and non-commercial organizations.
Researchers propose to distinguish the following types of human rights protection objectives: general and particular; basic and non-basic; final, intermediate and immediate; objectively true and objectively false; real and unreal; timely and untimely; substantive and instrumental. Indeed, the available academic developments on this issue are of great interest, but largely they characterize the human rights objectives enshrined in legislation, rather than practice of human rights protection.
The paper elucidates and describes in detail such necessary signs of a human rights protection objective as its humanism, moral validity, social conditionality and legal significance.
The classification of the types of human rights objectives is defined; it is proposed to distinguish strategic (general) and tactical (private) objectives; law enforcement, law-making and «law-enlightening» ones; positive and natural law human rights objectives.
The paper concludes that there is a need for comprehensive consideration of the goals of human rights protection in legislation and law enforcement practice. It is also indicated that a necessary characteristic of human rights protection is its implementation by specific legal methods that are subject to strict regulation by means of provisions of existing normative legal acts or, in any case, they do not contradict them, and in addition, should not go beyond ethical norms and principles.
Keywords: purpose in law; human rights protection; human rights; human rights goals; types of human rights goals; signs of human rights goals; means of human rights activities; strategy of human rights activities; Commissioner for Human Rights in the Russian Federation; ombudsman; law; state; society Cite as: Chechelnitsky IV. Objectives of State Human Rights Protection Activities in the Russian Federation. Lex russica. 2023:76(10):56-70. (In Russ.). DOI: 10.17803/1729-5920.2023.203.10.056-070
Введение
Проблема целей в праве и соразмерных средств их достижения является одной из ключевых в современной юридической науке. Пожалуй, ни одно государственно-правовое явление не может получить должного теоретического осмысления и практического применения вне категорий цели и средств, применимых для решения той или иной общественно-государственной задачи.
Безусловно, не является исключением и правозащитная деятельность, которая выступает одним из наиболее сложных и важных для общества феноменов. В самом общем виде она заключается в системе активных действий, осуществляемых государственными органами и
организациями, а также институтами гражданского общества и международными организациями, направленных на восстановление нарушенных и создание надлежащих условий для реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также коллективных прав и публичных интересов групп граждан, коммерческих и некоммерческих организаций. В науке справедливо отмечается, что сегодня как никогда востребованы «новые взгляды на инфраструктуру обеспечения правовой защищенности человека, в том числе уточнение системы контрольных и надзорных функций в этой сфере»1.
Из названия данной категории уже просматривается ее главная цель — защищать право. Президент РФ В. В. Путин, говоря о целях пра-
1 Синюков В. Н. Личность в российской правовой системе: поиск новых подходов // Журнал российского права. 2023. № 5. С. 75-85.
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО JUS PUBLICUM
возащитной деятельности, справедливо отметил, то все ее направления «должны укреплять нашу страну, делать ее более цивилизованной, сплоченной»2.
В нормативных правовых актах детально не раскрывается понятие правозащитной цели, однако указывается, что целями правозащитной деятельности выступают защита прав и свобод человека и гражданина, а также укрепление и развитие институтов гражданского общества3.
Необходимо отметить, что ряд законодательных актов называют саму защиту прав, свобод и законных интересов граждан целью многих видов государственной деятельности. Конституция Российской Федерации провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Законодательно предусматривается возможность обращения в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц (ст. 40 КАС РФ4), использования имущества Фонда развития территорий в целях защиты прав и законных интересов граждан — участников строительства (ст. 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5). Отдельные законы приняты в целях обеспече-
ния государственной и общественной защиты прав и законных интересов инвесторов ценных бумаг6, защиты прав потребителей7, защиты прав коренных малочисленных народов8 и др.
Представляется, что в нормативных актах обозначены наиболее важные реперные точки целеполагания правозащитной деятельности, однако необходимо отметить, что комплексные дефиниции правозащиты и ее целей в законодательстве отсутствуют. Безусловно, они нуждаются в глубоком доктринальном анализе с выработкой соответствующих выводов и предложений.
Для того чтобы исследовать данный фило-софско-правовой феномен, обратимся к дефинициям категории цели, сформировавшимся в юридической доктрине.
Безусловно, в философском плане следует согласиться с тем, что право — «борьба и мир», где мир — это цель, а борьба — это средство права9.
В отечественной философии права сложилось целое направление мысли, посвященное исследованию категории цели в праве, цели права или правовых целей10, которые также следует отличать друг от друга как общее и частное. Если цель права опосредует задачу установления более справедливого правопорядка, основанного на этом важнейшем нормативном регуляторе общественных отношений, достиже-
2 Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53437 (дата обращения: 04.09.2023).
3 Указ Президента РФ от 30.09.2015 № 491 «О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности» // СЗ РФ. 2015. № 40. Ст. 5533.
4 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
5 СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4767.
6 Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.
7 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
8 Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
9 Иеринг Р. фон. Борьба за право. М., 1874. С. 11.
10 См., например: Гурьянова В. В., Чулюкин Л. Д. Общая характеристика цели в праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. Вып. 1 (59). С. 24-46 ; Момотов В. В. Экономическая эффективность права как цель правового регулирования // Журнал российского права. 2022. № 1. С. 2935 ; Жуйков В. М. Новые проблемы прямого действия Конституции Российской Федерации и доступа к правосудию в целях защиты прав и свобод человека // Закон. 2022. № 7. С. 79-86 ; Бабурин С. Н. О духовности целей и социальности задач российской конституционной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 3-8 ; Згонников П. П. К вопросу о целях ограничения прав // Российская юстиция. 2019. № 7. С. 12-15 ; Царев А. Ю. О цели закона // Представительная власть — XXI век:
ния свободы, мира и справедливости11, то цели в праве, или правовые цели, — это конкретные задачи, на решение которых в действующей системе правового регулирования направлена та или иная отрасль права, институт права или конкретная правовая норма. При этом важно отметить, что цель — это не система действий, а ожидаемый от них эффект.
Одним из первых в российской юридической науке философскую по своей сути категорию цели на язык права «переложил» выдающийся советский и российский правовед, член-корреспондент РАН Д. А. Керимов12, столетний юбилей со дня рождения которого юридическое сообщество отмечает в этом году. Научные труды профессора Д. А. Керимова заложили отдельную школу правовой мысли в отечественной теории государства и права13, озарили светом научного осмысления наиболее сложные участки государственно-правового строительства современного Российского государства. Д. А. Керимов справедливо отмечал, что «цель как философская категория лежит в основе исследования правовых явлений и процессов, детерминирует правотворчество, само право, законодательство и его реализацию, совершенствование и развитие правовой системы»14.
Безусловно, это в полной мере относится и к правозащитной деятельности как одной из форм реализации права, совершенствования и развития правовой системы. Отсутствие
цели, которая предполагает «предвидимый и желаемый результат реализации субъектом выбранных им возможностей, подлежащий практическому осуществлению»15, сводит к минимуму эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и в сфере государственной защиты прав человека. Действительно, невозможно представить себе реализацию государственных полномочий в данной сфере без «мысленного предвосхищения результата деятельности»16.
Важно отметить, что категория цели в праве напрямую связана с проблемой справедливого отражения различных интересов в процессе правозащитной деятельности, поскольку право выступает в качестве некоего беспристрастного посредника между всеми конфликтующими требованиями и притязаниями.
Данный тезис имеет особое философско-правовое значение для сферы защиты прав человека, поскольку в практике правозащитной деятельности постоянно приходится сталкиваться с конфликтами различных частных и публичных интересов и находить между ними справедливый баланс. Например, при разрешении трудовых споров всегда требуется сбалансированный подход к обеспечению прав работника и работодателя, в сфере экологии — прав собственника предприятия и коллектива работающих там людей, с одной стороны, и граждан, требующих благоприятной окружающей среды, — с другой, в уголовном процессе
законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 4. С. 15-18 ; ОсиповМ. Ю. Цели и метод правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2007. № 1. С. 24-30 ; Мазуренко А. П. Цели, средства и результаты правотворческой политики // Философия права. 2007. № 1. С. 32-38 ; Шувалов И. И. Цели и средства в правотворческой деятельности // Закон. 2005. № 5. С. 110-115 ; Маль-ко А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003 ; Максимов С. В. Цель в уголовном праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002 ; МалькоА. В. Цель и средства в праве: общетеоретический аспект // Правовая наука и реформа юридического образования : сборник науч. трудов. Воронеж, 1999. Вып. 11. С. 102-119 ; Пунжин С. М. Категория «цель» в советской науке международного права // Вестник Московского университета. 1986. № 3. С. 62-66 ; Экимов А. И. Категория «цель» в советском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1970.
11 Ильин И. А. Наши задачи // URL: http://apocalypse.orthodoxy.ru/problems/078.htm (дата обращения: 09.07.2023).
12 Керимов Д. А. Философские проблемы права. М. : Мысль, 1972. С. 367-406 (гл. 9 «Цель в праве») ; Он же. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. С. 332 ; Он же. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 292-309 (гл. 17 «Цель и средство»).
13 См., например: Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. М., 1977 ; Экимов А. И. Методологические проблемы понимания права. Работы разных лет. Сборник научных трудов. М. : Проспект, 2022 ; Керимов А. Д. Демократия: опыт критического анализа. М. : Норма, 2019.
14 Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). С. 292.
15 Экимов А. И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. С. 29.
16 Шувалов И. И. Цели и средства в правотворческой деятельности // Закон. 2005. № 5. С. 110.
должен обеспечиваться справедливый баланс при защите прав потерпевшего и обвиняемого.
Исследование цели и средств позволяет выйти на проблему эффективности правозащитной деятельности, которая достигается путем нахождения баланса этих интересов, способствующего движению общества по пути прогресса. Иными словами, целью правозащитной деятельности является, во всяком случае должно являться, в широком смысле формирование справедливого общественного устройства или реализация требований справедливости в конкретной сфере общественно-государственных отношений. Выдающийся русский философ В. С. Соловьев по этому поводу обоснованно писал, что «задача права — обеспечить равную пользу для всех членов общества, то есть справедливость. Поскольку частные интересы беспредельны и противоречат друг другу, право не в состоянии реализовать полностью каждый частный интерес, оно может только справедливо заботиться об общей границе этих интересов, об одинаковой пользе для них»17.
Несмотря на приведенный богатый спектр научных изысканий, посвященных категории цели в праве, понятие правозащитной цели долгое время оставалось за пределами фокуса юридической науки, а появившиеся в последние годы исследования в данной области рас-
крывают лишь отдельные аспекты этого сложного правового явления18.
В юридической науке целями правозащитной деятельности называют восстановление правозащитной безопасности человека либо устранение для нее угроз19; защиту прав и свобод человека и гражданина от нарушений и посягательств, выявление и искоренение нарушений прав и свобод человека и гражданина публичными структурами и их представителями, оказание правовой помощи пострадавшим20; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также пресечение и предупреждение таких нарушений21; защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина, пресечение выявленных нарушений и достижение в России состояния реальной защищенности прав и свобод человека22; устранение препятствий на пути осуществления прав человека, а также восстановление нарушенных прав и наказание виновных в их нарушении23; предвосхищенный в законе (правовой норме) высокий уровень правовой защищенности прав и свобод, которыми обладает человек на территории России, соответствующий международным и внутригосударственным правовым стандартам24.
Вместе с тем, как представляется, каждая из приведенных формулировок, верно отражая
17 Соловьев В. С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 528.
18 См.: Винокуров А. Ю., Карпов Н. Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С. 27-31 ; Ким Ю. В. О понятиях правозащитной деятельности и правозащитной системы или же к вопросу об организационно-правовых предпосылках «всенародного счастья» // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 27-35 ; Самбор Н. А. Административно-правовые аспекты права на свободу мирных собраний в Российской Федерации и его судебная защита // Административное право и процесс. 2021. № 3. С. 47-54 ; Несвит Е. А. Суд как субъект защиты прав граждан // Административное право и процесс. 2020. № 10. С. 48-51 ; Панкова О. В. Задачи и функции правосудия по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 12-19.
19 РагимовА. Т. Правозащитные отношения: вопросы теории и методологии : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 14.
20 Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 12.
21 Калнина М. Ю. Правозащитная деятельность государственных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.
22 Бойченко С. И. Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2009. С. 9-10.
23 Анисимов П. В. Теоретические проблемы правового регулирования защиты прав человека : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 9.
24 Стремоухов А. А. Классификация правозащитных целей // Вестник Московского университета МВД России. Право. 2018. № 6. С. 30-35.
отдельные целевые показатели правозащитной работы, адекватно не раскрывает назначения правозащитной деятельности на современном этапе развития российского государства и права. Для исследования данной категории обратимся к положениям действующего законодательства, регулирующего различные правозащитные институты.
Так, целью правозащитной деятельности адвокатуры является защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечение доступа к правосудию (ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»25).
Правозащитная работа органов прокуратуры осуществляется с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 2 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»26).
Целью деятельности такого института государственной правозащиты, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный), является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»27). При этом, как отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москалькова, институт омбудс-мена «не просто помогает не допустить попрания законных прав. Он возвращает людям веру в справедливость»28.
Целью правозащитной работы детского омбудсмена выступает обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»29).
Уполномоченные по защите прав предпринимателей имеют целью своей работы обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдение указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»30).
Наиболее узко законодателем сформулирована цель деятельности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, которая заключается в рассмотрении обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги31. При этом финансовый уполномоченный осуществляет «досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и потребителями их услуг»32.
Анализ содержащихся в теории и законодательстве позиций позволяет сформулировать в качестве общей цели правозащитной работы эффективную защиту, обеспечение, восстановление прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, объединений граждан, а также публичных интересов и коллективных прав всего общества и государства, направ-
25 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
26 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
27 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
28 Защищать ежечасно. Омбудсмен Татьяна Москалькова — о том, зачем нужна система уполномоченных по правам человека // Известия IZ. 16.12.2016. URL: https://iz.ru/news/650424 (дата обращения: 04.09.2023).
29 СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8427.
30 СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.
31 Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» // СЗ РФ. 2018. № 24. Ст. 3390.
32 Первый приоритет — права потребителей [Интервью с О. Крайновой] // Современные страховые технологии. 2022. № 2. С. 57-59.
LEX 1PSSEA
ленную на достижение социальной справедливости, отвечающую признакам гуманизма, нравственной обоснованности, социальной обусловленности и юридической значимости.
Как видно из предложенной дефиниции, категория цели правозащитной деятельности — это комплексное государственно-правовое явление, для анализа которого, исходя из имеющихся теоретических изысканий и практической правозащитной работы, важно сформулировать и раскрыть его основные признаки.
Необходимо отметить, что далеко не каждая цель в праве может называться правозащитной. Право выполняет различные функции, в числе которых правозащитная является одной из основных, но далеко не единственной. Поэтому нельзя механически проецировать цели права на правозащитную деятельность. Цели правозащитной деятельности подчинены целям права, но не тождественны им. Из этого следует, что правозащитная цель должна отвечать определенным признакам, среди которых на основании анализа юридической литературы и правозащитной практики следует выделить четыре базовых: цель правозащитной деятельности должна быть гуманной, нравственно обоснованной, социально обусловленной и юридически значимой.
Первым признаком правозащитной цели, отличающим ее от иных правовых целей, выступает ее гуманизм — направленность на защиту, обеспечение, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. На практике данный признак позволяет четко отличить правозащитный государственный орган от иного. Например, ФНС России, выполняя важнейшие функции по наполнению государственной казны, правозащитные цели не реализует, в отличие от иного правоохранительного органа — МВД России, которое достигает в своей деятельности в том числе и правозащитных целей, обеспечивая правовую защиту лица, потерпевшего от
преступления. Гуманизм правозащитных целей предопределяет сущность такой деятельности, в которой на первом месте всегда выступает человек, его права, свободы и законные интересы. В этом смысле можно отличить правозащитную деятельность от правоохранительной, где главной задачей является обеспечение безопасности государства, общества и личности, поддержание действующего правопорядка и защита государственности. Это, конечно, не значит, что правоохранительная деятельность не обладает свойством гуманизма, но для нее это качество не имеет сущностного характера33.
Второй важнейший признак правозащитной цели — ее нравственная обоснованность. Очевидно, что «.юридические законы не должны противоречить нравственным постулатам»34, однако, к сожалению, на практике так происходит далеко не всегда. Вместе с тем выбор цели и средств в правозащитной деятельности напрямую связан с проблемой справедливости. Как отмечается в науке, «когда речь идет о выяснении справедливости права, то особо должен стоять вопрос о том, насколько справедливы правовые цели и правовые средства, закрепленные в юридических нормах»35.
Правозащитная цель, в отличие от иных правовых целей, обязательно должна быть не только законной и обоснованной, но и справедливой, что особенно важно для российского социума, где «для широких масс, глубинного народного сознания характерна апелляция к правде, справедливости, морали или нравственности»36.
Это значит, что в процессе достижения правозащитной цели всегда должен обеспечиваться соразмерный баланс между интересами личности, общества и государства. При этом нередко в правозащитной практике встречаются ситуации, «когда по закону все верно, а по справедливости — слезы на глаза наворачиваются»37. В таких случаях правозащитник обя-
33 Васяев А. А. О сходстве и различии правозащитной и правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2020. № 1. С. 55-57 ; Бендицкая О. И. К вопросу о сущности, формах и специфике правозащитной деятельности (в контексте актуальности ее теоретико-правового исследования) // Мировой судья. 2018. № 10. С. 9-13.
34 Корнев А. В. Свобода и право: соотношение понятий // Lex russica. 2015. № 4. С. 117.
35 ЭкимовА. И. Справедливость и социалистическое право. Л., 1980. С. 85-56.
36 Корнев А. В. В. С. Соловьев и Л. Н. Толстой: два взгляда на право и нравственность // Lex russica. 2021. № 7. С. 140.
37 Татьяна Москалькова: Когда по закону все верно, а по справедливости — слезы на глаза наворачиваются // Российская газета. URL: https://rg.ru/2022/09/20/tatiana-moskalkova-kogda-po-zakonu-vse-verno-a-po-spravedlivosti-slezy-na-glaza-navorachivaiutsia.html (дата обращения: 15.08.2023).
зательно должен встать на сторону человека и сделать всё, чтобы помочь ему хоть немного, даже за пределами правового поля. В процессе правозащитной деятельности обязательно должна обеспечиваться социальная справедливость. Например, в практике Уполномоченного встречалась ситуация, когда ипотечные заемщики, которые взяли кредиты на покупку квартиры в иностранной валюте, после резкого скачка курса валюты остались без жилья и должны при этом банкам значительные денежные суммы. Законодательных оснований оказать им помощь не имелось, поскольку в данной ситуации закон был на стороне кредитора-банка. Однако, не согласившись с таким порядком вещей, омбудсмен обратилась к Президенту РФ В. В. Путину, по поручению которого была разработана специальная государственная программа, позволившая сохранить жилье для более чем 20 тыс. валютных ипотечных заемщиков38.
Третий признак правозащитной цели заключается в том, что она должна быть социально обусловлена, т.е. должна обладать качеством истинности и реальности, адекватно отражать интересы людей и иметь реальные, а не потенциальные средства осуществления39. В науке по этому поводу справедливо отмечается, что «законы любого современного государства должны закреплять социально значимые цели»40.
Понимание находят только те правовые цели, которые укладываются в рамки их мировоззренческих установок, сформированных из поколения в поколение. Именно поэтому при сломе старых систем ценностей и «насаждении» новых столь сложно осуществлять эффективное правовое регулирование. И наоборот, конституционная реформа 2020 г., направленная на отражение в Конституции Российской Федерации традиционных ценностей, консолидировала общество.
Важно, чтобы правозащитная деятельность органов государственной власти отражала истинные ценности народа, избравшего и установившего их. Правозащитная цель должна отражать конкретные интересы общества, государства и личности. При этом важно
обеспечивать справедливый баланс личных и общественных интересов на основании демократического учета интересов большинства, а не диктатуры ценностей меньшинства, как происходит в некоторых западных государствах, иначе общество рискует деградировать и прийти к рецессии своего развития, а такая «правозащитная деятельность», прекратив служить инструментом эволюции общества и государства, наоборот, станет катализатором деструктивных социальных процессов.
Там, как справедливо отмечается в науке, «гипериндивидуалистические интенции человека-индивида выступают условием и критерием формирования правовых отношений, антропологические особенности становятся непосредственным источником правового регулирования (однополые браки, "культ молодости (тинейджеры)", ювенальная юстиция, манипуляции с половой принадлежностью, вовлечение в эти процессы западных религиозных исповеданий)»41.
К сожалению, нередко, особенно в европейских государствах, сегодня можно видеть, что государственные институты, призванные заниматься защитой прав человека, держат в поле зрения права только лишь отдельных меньшинств, забывая о традиционных правах человека, которые волнуют каждого, вне зависимости от их предпочтений. В этой связи важно отметить, что в России сегодня создана система защиты прав человека, отражающая интересы и ценности большинства населения нашего государства. Однако необходимо признать, что порою и она нуждается в донастрой-ке, что лишний раз подчеркивает актуальность научных исследований в данной сфере. Правозащита должна стремиться к максимально полному отражению морально-нравственных императивов общества, его представлений о добре и зле, чести, совести и справедливости в общественно-государственных отношениях, складывающихся по поводу восстановления нарушенного права.
Четвертый признак цели правозащитной деятельности заключается в том, что она должна быть юридически значимой. Юридическая
38 Как омбудсмен помогла многодетным семьям с решением по валютной ипотеке // URL: https:// rg.ru/2019/07/31/kak-ombudsmen-pomogla-mnogodetnym-semiam-s-resheniem-po-valiutnoj-ipoteke. HTML (дата обращения: 15.08.2023).
39 ЭкимовА. И. Справедливость и социалистическое право. Л., 1980. С. 88.
40 КорневА. В. Свобода и право: соотношение понятий. С. 117.
41 Синюков В. Н. Личность в российской правовой системе: поиск новых подходов.
значимость правозащитных целей означает, что недопустима постановка неправомерных целей в правозащитной деятельности. Предпринимаемые правозащитные усилия не могут противоречить основам конституционного строя России и принципам права. Юридическая значимость правозащитной цели предполагает строгое соблюдение требований законности в процессе ее формулирования и достижения. Обязательным условием правозащитной деятельности является строгое следование в процессе ее осуществления нормам действующего законодательства. Принимаемые правозащитные решения и действия должны, с одной стороны, носить легальный характер (приниматься компетентным субъектом и с соблюдением установленной законодательством процедуры), а с другой стороны, обладать свойством легитимности — признания со стороны общества и конкретной личности, чьи права нарушены.
Представляется, что любые правозащитные цели должны соответствовать указанным признакам, иначе теряется их потенциал и они уходят в плоскость политики или иных сфер общественно-государственных отношений.
Необходимо отметить, что достаточно дискуссионным в юридической науке является вопрос о видах правозащитных целей. Например, в науке предлагается выделять следующие виды правозащитных целей: общие и частные; основные и неосновные; конечные, промежуточные и непосредственные; объективно истинные и объективно ложные; реальные и нереальные; своевременные и несвоевременные; материальные и инструментальные42. Имеющиеся научные наработки по данному вопросу, безусловно, представляют значительный интерес, однако в большей степени характеризуют правозащитные цели законодательства, а не правозащитной практики.
Вместе с тем, исходя из правозащитной практики, представляется более правильным выделить следующие виды правозащитных целей: стратегические и тактические (общие и частные); правоприменительные, правотворческие и «правопросветительские»; позитивные и естественно-правовые.
По срокам достижения цели правозащитной деятельности можно разделить на стратегические и тактические (перспективные и текущие, общие и частные). Если стратегические цели предполагают реализацию многоуровнево-
42 Стремоухов А. А. Указ. соч.
го комплекса действий для их достижения и имеют долгосрочный характер, то тактические носят краткосрочный характер и направлены на конкретный результат.
Как представляется, стратегическая (общая, генеральная) цель правозащитной деятельности заключается в установлении более справедливого правозащитного режима в государстве, который предполагает всестороннее воплощение правозащитных принципов в общественно-государственных отношениях путем реализации специальных правозащитных методов достижения тактических правозащитных целей.
Под тактическими (частными) правозащитными целями предлагается понимать такие результаты правозащитной деятельности, которые направлены:
— на создание условий для недопущения нарушения прав и свобод человека;
— обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
— восстановление и защиту нарушенных прав и свобод человека;
— обеспечение выполнения обязанностей по отношению к другим субъектам правоотношений;
— исправление ошибок в правоприменительной практике по вопросам прав и свобод человека;
— восполнение пробелов в законодательстве и исправление законотворческих ошибок;
— правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
— развитие системы государственной и негосударственной защиты прав человека;
— укрепление правозащитной идеологии и высокого уровня правовой культуры по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
— формирование свободной и самодостаточной личности, способной бороться за свои права и осознающей свои обязанности и ответственность перед обществом и государством;
— создание более справедливого правопорядка, исключающего злоупотребления со стороны органов публичной власти, организаций, отдельных индивидов по отношению к личности;
— укрепление традиционных правовых ценностей, развитие патриотизма и сохранение исторической памяти;
— совершенствование системы публичной власти путем выявления и устранения узких участков в механизме государственного управления;
— снятие социальной напряженности по актуальным политико-правовым вопросам путем создания дополнительных правозащитных лифтов;
— поддержание системы обратной связи между обществом и государством как механизма саморегуляции системы государственного управления;
— развитие гуманитарного сотрудничества между государствами по линии правозащитной дипломатии;
— формирование международных стандартов в области защиты прав и свобод человека и гражданина на основании лучших отечественных правозащитных практик и др.
Конечно, не любая правозащитная деятельность предполагает достижение всех указанных целей. Обычно происходит их комбинация, параллельное или последовательное достижение на разных этапах и уровнях правозащитной работы. При этом реализация совокупности тактических (частных) правозащитных целей приводит к приближению стратегической (общей) правозащитной цели — претворению в жизнь более справедливого правозащитного режима в нашем государстве.
По характеру предполагаемого результата правозащитные цели предлагается подразделять на правоприменительные, правотворческие и «правопросветительские».
В зависимости от конечной цели правозащитной деятельности ее результат может быть выражен в правильном применении по отношению к человеку, чьи права нарушены, действующего нормативного правового акта. В таком случае права человека обычно нарушаются действиями должностных лиц, которые не исполняют правовые предписания. Например, если молодому человеку из числа детей-сирот, достигшему 18-летнего возраста, органами публичной власти в нарушение установленных законодательством норм длительное время не выдается положенное ему жилье, он имеет
право обратиться в прокуратуру, суд или к Уполномоченному, которые должны принять меры для правильного правоприменения и добиться предоставления человеку жилья. Так, только в 2022 г. более 350 человек из числа детей-сирот получили благоустроенные жилые помещения благодаря правозащитной деятельности Уполномоченного совместно с иными государственными органами43.
Другое дело, если достижение правозащитного результата требует изменения действующего законодательства. Тогда правозащитный орган государственной власти, рассмотрев обращения граждан, требующих обеспечения своих прав и полагающих, что закон, применяемый к ним, несправедлив, может обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений в законодательство с целью достижения правозащитного результата. В таких случаях права человека нарушаются не действиями или бездействием, а применением в отношении него несправедливого нормативного правового акта. В таком случае правозащитной целью будет «совершенствование правовой регламентации существующих общественных отношений, направленное на их эффективное развитие, на поиск правовой гармонии и обеспечение согласованности социальных интересов»44.
Например, во ФСИН России и к Уполномоченному на протяжении многих лет обращались тысячи заключенных, которые просили о переводе для отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, однако это было затруднительно, поскольку такого основания для перевода законодательство не предусматривало. И только в 2020 г., в результате большой законотворческой работы, которая велась на протяжении 3 лет омбудсменом, Правительством РФ, Минюстом России, ФСИН России, Государственная Дума внесла изменения в УИК РФ, которые устранили явную ошибку в законодательстве и позволили обеспечить права осужденных на поддержание связи с родственниками путем возможности их однократного перевода ближе к месту жительства родных45. После принятия данного нормативного акта проблема фактиче-
43 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 г. С. 109 // URL: https://rg.ru/2023/05/15/rg-publikuet-doklad-o-deiatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-za-2022-god.html (дата обращения: 15.08.2023).
44 Москалькова Т. Н., Черников В. В. Нормотворчество : науч.-практ. пособие. М., 2010. С. 50.
45 Федеральный закон от 01.04.2020 № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2026.
ски закрыта, о чем свидетельствует значительное уменьшение числа жалоб, поступающих к омбудсмену по данной теме46.
Нередко правозащитная цель может лежать и в правопросветительской плоскости. В данном случае речь идет о реализации правозащитными государственными органами превентивных полномочий, которые не связаны с восстановлением нарушенных прав, а направлены на недопущение возможных нарушений прав и свобод граждан путем повышения их правовой грамотности и правосознания в ходе реализации проектов и мероприятий по правовому просвещению различных категорий граждан. Особое значение правопросветитель-ская работа имеет для молодежи, поскольку подрастающее поколение, получая обширные знания о правах человека, формах и методах их защиты, может, входя во взрослую жизнь, более эффективно защищать себя правовыми средствами, а фундаментальные знания своих прав сами по себе уже являются гарантией для повышенной защищенности личности. В качестве примера реализации такой правопросветительской цели можно привести работу по правовому просвещению, осуществляемую органами прокуратуры Российской Федерации47.
Третью классификацию целей правозащитной деятельности предлагается осуществлять по источнику или форме закрепления нравственно-правовых императивов, на претворение в жизнь которых направлена правозащитная деятельность государственных органов. В этой связи представляется возможным классифицировать правозащитные цели на позитивные и естественно-правовые. Первые предполагают обеспечение в ходе правозащитной деятельности органов публичной власти тех прав и свобод человека и гражданина, которые закреплены в действующих нормативных правовых актах, установлены или санкционированы государством. Например, правозащитная работа Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей направлена на обеспечение закрепленной в Конституции РФ свободы предпринимательской
деятельности; правозащитная работа уполномоченных по правам коренных малочисленных народов осуществляется в целях реализации ими специфических прав, закрепленных в законодательстве48.
Вместе с тем в Конституции РФ указано, что закрепленные в ней права человека не носят исчерпывающего характера и их конституционное закрепление не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Поэтому защите со стороны органов публичной власти, видимо, должен подлежать весь комплекс естественных прав человека — как закрепленных в законодательстве, так и содержащихся в нормах морали и иных социальных регуляторах на определенном этапе развития человеческого общества с учетом его национальных исторических традиций и социокультурного аспекта. Например, входя в XXI век, человечество столкнулось со стремительным развитием цифровых технологий, которые, несмотря на значительные вызовы и угрозы человечеству, связанные с развитием искусственного интеллекта, тем не менее создали и новое поколение цифровых прав человека. Они должны подлежать государственной защите наравне с традиционными правами, даже несмотря на то, что многие из них еще не нашли отражения в действующем законодательстве и только входят в правозащитную матрицу нашего государства. Сегодня всё большее значение для людей приобретают такие новые цифровые права человека, как право на цифровое забвение, право на цифровую личность, право на использование цифровой валюты. И несмотря на то что некоторые из них пока не закреплены действующим законодательством, представляется, что государственные правозащитники обязаны находить возможности защищать и обеспечивать их реализацию. Как отмечается в науке, «речь идет о создании новых направлений субъективных прав и обязанностей»49.
Безусловно, предложенная классификация правозащитных целей не является исчерпываю-
46 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 г. С. 109.
47 Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
48 Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
49 Синюков В. Н. Личность в российской правовой системе: поиск новых подходов.
щей, поскольку сама жизнь и правозащитная практика постепенно трансформируют их, задавая порой новые смыслы деятельности государственных правозащитных органов.
Например, в условиях массовой вынужденной эвакуации граждан, спасающихся от бомбежек ВСУ с территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также отдельных районов Украины, в 2022-2023 гг. наметились новые цели правозащитной деятельности многих институтов государственной защиты прав человека современной России50.
Сложившиеся обстоятельства определили новую стратегическую цель для института российского омбудсмена, который, продолжая заниматься защитой и восстановлением нарушенных прав граждан в традиционных форматах, дополнительно принял на себя миссию помощи людям, попавшим в трудную ситуацию, вместе с органами государственной власти. Если в «классическом» понимании правозащитная функция институтов государственной защиты прав человека должна быть связана с восстановлением прав человека, нарушенных незаконными и несправедливыми действиями представителей органов публичной власти, то сегодня мы видим, что человек вместе с государством решает свои правозащитные проблемы. Правозащита всё больше превращается в удобный сервис по принципу одного окна. И даже выходит за рамки своего изначального предназначения, связанного с защитой и восстановлением нарушенного права, к оказанию помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, в проактивном формате. Такие ситуации возникают, когда права человека никто не нарушал, он просто столкнулся с трудной жизненной ситуацией. Например, был вынужден эвакуироваться из-за природного или техногенного катаклизма, боевых действий и других внешних факторов. В этой ситуации человек имеет, как представляется, полное право искать помощи институтов государственной защиты прав человека и получать ее, несмотря на то что формально это выходит за границы требований, установленных законодательством к государственной правозащитной деятельности (но не противоречит им). Эти новые формы
работы требуют осмысления и совершенствования правозащитного законодательства. В частности, представляется, что положение, согласно которому цель государственной правозащитной деятельности заключается не только в восстановлении нарушенных прав, но и в оказании помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, должно найти отражение в законодательных актах, регламентирующих работу государственных правозащитных институтов (омбудсменов, прокуратуры и др.). Важно, что государство создает новые правозащитные институты. Например, в 2023 г. Фонд «Защитники Отечества» стал эффективным инструментом обеспечения прав ветеранов и членов их семей51.
Необходимо отметить, что важнейшим практическим инструментом закрепления и достижения правозащитных целей является планирование в государственной правозащитной деятельности, которое предполагает постановку четких целей работы, сроков их достижения и ответственных за выполнение. Планирование в правозащитной деятельности может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Например, эффективным инструментом долгосрочного целеполагания в работе российского омбудсмена является План действий по реализации программы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 22 апреля 2021 г. при назначении на должность, утвержденный распоряжением Уполномоченного от 02.07.2021 № 852.
В качестве стратегических целей работы института государственной правозащиты на 20212026 гг. в нем названы 8 основных позиций:
— расширение доступности института Уполномоченного для граждан;
— создание дополнительных гарантий защиты прав и свобод для отдельных категорий граждан (потерпевших, осужденных, инвалидов, жертв домашнего насилия, молодежи и др.);
— укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества;
— развитие правозащитной дипломатии;
50 Т. Н. Москалькова назвала новую цель института уполномоченного по правам человека // URL: https:// lenta.ru/news/2022/11/17/moskalkova/ (дата обращения: 04.08.2023).
51 Указ Президента РФ от 03.04.2023 № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества"» // СЗ РФ. 2023. № 15. Ст. 2660.
52 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
— повышение эффективности правового просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
— укрепление законодательных гарантий прав и свобод граждан;
— развитие и укрепление института Уполномоченного.
Кроме того, под каждую из названных стратегических целей сформулировано 58 тактических целей. Анализ данного программного документа показывает, что большая часть поставленных задач к настоящему времени уже выполнена, в том числе досрочно. Среди достигнутых целей, например, такие как обеспечение приема обращений граждан через интернет-приемную Уполномоченного; организация постоянно действующей горячей линии Уполномоченного; создание молодежного совета при Уполномоченном.
Вместе с тем продолжают реализовываться такие глобальные правозащитные целевые установки, как формирование единого цифрового контура института уполномоченных по правам человека; разработка концепции правового просвещения молодежи по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты; совершенствование законодательства в части закрепления процессуальных полномочий Уполномоченного в УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и др.
Кроме того, на среднесрочную перспективу принимаются планы работы Уполномоченного и его рабочего аппарата на год, планы работы структурных подразделений на полугодие. Целеполагание на краткосрочную перспективу осуществляется в форме ежемесячных и еженедельных планов работы, планов командировок, приемов граждан, просветительских мероприятий, участия в работе по совершенствованию законодательства и др.
Сходные подходы к целеполаганию применяются и в других государственных органах, занимающихся защитой прав и свобод человека. Например, деятельность подразделений Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с полугодовыми планами работы, разработанными на основе изучения состояния законности и прокурорской деятельности53.
Необходимо подчеркнуть, что абстрактное целеполагание в государственной правозащитной деятельности не имеет практического смысла. Лишь воплощаясь в конкретных планах работы государственных органов, занимающихся защитой прав и свобод человека и гражданина, правозащитные цели обретают реальную правовую силу и начинают претворяться в жизнь. При этом необходимо отметить, что само по себе формулирование правильных правозащитных целей и их закрепление в соответствующих планах не является гарантией достижения определенных правозащитных результатов. Только наличие и выбор разумных и оптимальных правозащитных средств может гарантировать достижение цели. Поэтому совершенно невозможно рассматривать категорию цели вне контекста средств ее достижения. В этом смысле правозащитные средства не менее важны, чем сама цель. Более того, правозащитная цель по своей природе уже включает в себя и цель, и средство ее осуществления. Как справедливо отмечал по этому поводу выдающийся германский правовед Р. Иеринг, «недостаточно указать одну цель, но необходимо дать средство к ее достижению»54.
Средства достижения цели не менее важны при осуществлении правозащитной деятельности, чем сама цель. При этом вечный философский вопрос о том, допустимо ли перешагнуть через морально-нравственные основы жизни ради достижения «великой» цели, должен решаться однозначно в пользу морально оправданных средств. Если правовые цели достигаются неправовыми средствами, то они теряют свои правовые качества. По этому поводу в науке обоснованно отмечается, что, «несомненно, существует немало ценностей, которые представляются находящимися "выше права" (например, справедливость, свобода, истина), но закон — это средство борьбы за их достижение, форма, в которой они существуют, и тот, кто игнорирует средства осуществления цели, тот ставит под сомнение и саму цель»55.
Порой ошибочно выбранные средства превращают в настоящее бедствие самые высоконравственные цели, которые ставит перед
53 П. 4.1 приказа Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2016. № 8.
54 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1874. С. 11.
55 ЭкимовА. И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. № 12. С. 4.
собой законодатель. Безусловно, правозащитная цель должна достигаться исключительно адекватными морально обоснованными правовыми средствами. Иначе теряется ее высокое нравственное значение, ведь, как считал У. Шекспир, «и добродетель обратится в зло, коль путь, ее ведущий, крив и сложен»56.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимой характеристикой правозащитной деятельности является ее осуществление специфическими правовыми методами, которые строго регламентированы положениями действующих нормативных правовых актов, во всяком случае не противоречат им, а кроме того, не должны выходить за рамки этических норм и принципов. И уж совершенно точно не могут называться правозащитой действия отдельных недобросовестных лиц, совершенные с нарушением норм действующего законодательства, порой призывающих и иных добропорядочных граждан, в том числе несовершеннолетних, к совершению правонарушений. Как отмечала выдающаяся правозащитница современной России Е. П. Глинка, правозащитники «вне поли-
тики. на стороне мира, диалога и сотрудничества со всеми людьми»57.
В связи с этим представляется совершенно необходимым больше внимания в правозащитной практике уделять постановке морально обоснованных целей и выбору соответствующих правовых средств.
Говоря о пределах соотношения правозащитных целей и средств их достижения, представляется важным процитировать лауреата Государственной премии в области правозащитной деятельности О. Ю. Демичеву, которая, видя с 2014 г. страдания жителей Донбасса, погибавших от снарядов ВСУ, назвала специальную военную операцию Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине «правозащитной операцией»58. Конечно, если нет иной возможности обеспечить задачи по защите прав граждан России, то могут быть использованы в том числе силовые средства для обеспечения прав наших сограждан на достойную жизнь и безопасность. Вместе с тем необходимо отметить, что только по-настоящему суверенные государства могут эффективно защищать права и законные интересы своих граждан, находящихся за рубежом. Поэтому укрепление государства в этом смысле служит повышению эффективности правозащитной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бойченко С. И. Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2009. 23 с.
Защищать ежечасно. Омбудсмен Татьяна Москалькова — о том, зачем нужна система уполномоченных по правам человека // Известия IZ. 16.12.2016. URL: https://iz.ru/news/650424 (дата обращения: 04.09.2023). Иеринг Р. фон. Борьба за право. М. : Изд. К. П. Солдатенкова: тип. Грачева и К., 1874. 77 с. Калнина М. Ю. Правозащитная деятельность государственных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 26 с. Керимов Д. А. Философские проблемы права. М. : Мысль, 1972. 472 с.
КорневА. В. В. С. Соловьев и Л. Н. Толстой: два взгляда на право и нравственность // Lex russica. 2021. № 7. С. 139-147.
Корнев А. В. Свобода и право: соотношение понятий // Lex russica. 2015. № 4. С. 113-118. Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 56 с.
Москалькова Т. Н., Черников В. В. Нормотворчество : науч.-практ. пособие. М., 2010. 446 с. Рагимов А. Т. Правозащитные отношения: вопросы теории и методологии : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 58 с.
Синюков В. Н. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // Lex russica. 2018. № 10. С. 18-29.
56 Шекспир У. Ромео и Джульетта. М., 2010. С. 234.
57 Официальный сайт Президента РФ // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53437 (дата обращения: 20.08.2023).
58 Официальный сайт Президента РФ // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/71346 (дата обращения: 02.07.2023).
Синюков В. Н. Личность в российской правовой системе: поиск новых подходов // Журнал российского права. 2023. № 5. С. 75-85.
Стремоухов А. А. Классификация правозащитных целей // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 30-35.
ЭкимовА. И. Категория «цель» в советском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1970. 16 с. Экимов А. И. Методологические проблемы понимания права. Работы разных лет. Сборник научных трудов. М. : Проспект, 2022. 304 с.
REFERENCES
Boychenko SI. Human rights activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation: constitutional and legal research. Abstract Cand. Diss. (Law) Belgorod; 2009. (In Russ.).
Ekimov AI. Methodological problems of understanding law. Works of different years. Collection of research papers. Moscow: Prospect Publ.; 2022. (In Russ.).
Ekimov AI. The category «purpose» in Soviet law. Abstract Cand. Diss. (Law). Leningrad; 1970. (In Russ.). lering R. von. The struggle for the right. Moscow: K. P. Soldatenkova: Publishing House. Gracheva and Co; 1874. (In Russ.).
Kalnina MYu. Human rights protection by state bodies of the constituent entities of the Russian Federation: constitutional and legal research. Abstract Cand. Diss. (Law). Moscow; 2009. (In Russ.). Kerimov DA. Philosophical problems of law. Moscow: Mysl Publ.; 1972. (In Russ.). Kornev AV. Freedom and Law: Correlation between Concepts. Lex russica. 2015;4:113-118. (In Russ.). Kornev AV. V. S. Solovyov and L. N. Tolstoy: Two views on law and morality. Lex Russia. 2021;7:139-147. (In Russ.). Markheim MV. The constitutional system for the protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation. Abstract Dr. Diss. (Law). Moscow; 2005. (In Russ.).
Moskalkova TN, Chernikov VV. Rulemaking: scientific and practical study guide. Moscow, 2010. (In Russ.). Protect hourly. Ombudsman Tatiana Moskalkova — why a system of human rights commissioners is needed. Izvestia IZ. 16 December 2016. Available at: https://iz.ru/news/650424 [Accessed: 04.09.2023]. (In Russ.).
Ragimov AT. Human rights protection relations: issues of theory and methodology. Abstract Dr. Diss. (Law). Moscow; 2011. (In Russ.).
Sinyukov VN. Individuals in the Russian legal system: search for new approaches. Journal of Russian Law. 2023;5:75-85. (In Russ.).
Sinyukov VN. Legislation in Russia: problems of social integration. Lex russica. 2018;10:18-29. (In Russ.). Stremoukhov AA. Classification of purposes of human rights protection. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018;6:30-35. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Чечельницкий Илья Валентинович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) д. 9, Садовая-Кудринская ул., г. Москва 125993, Российская Федерация [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ilya V. Chechelnitskiy, Cand. sci. (Law), Senior Lecturer, Department of Theory of State and Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 9, Sadovaya-Kudrinskaya St., Moscow 125993, Russian Federation [email protected]
Статья поступила в редакцию 10 мая 2023 г. Статья получена после рецензирования 20 июня 2023 г. Статья принята к печати 15 сентября 2023 г.
Received 10.05.2023 Revised 20.06.2023 Accepted 15.09.2023