001: 10.17803/1994-1471.2023.152.7.027-041
И.В.Чечельницкий*
Классификация видов правозащитной деятельности
Аннотация. В статье на основании проведенного анализа имеющихся в науке и практике взглядов сформулирован авторский подход к классификации видов правозащитной деятельности. Предложены и детально охарактеризованы шесть основных классификаций правозащитной работы по таким критериям, как ее природа, объект, субъект, метод, масштаб, временные рамки, категории лиц, нарушающих права. Сделан вывод о необходимости концептуального пересмотра понимания правозащиты как борьбы человека против государства, обоснована целесообразность более плотной координации всех видов правозащитной деятельности. Автор отмечает, что повышение эффективности государственной правозащитной деятельности напрямую сопряжено с созданием эффективного механизма координации работы всех государственных правозащитных организаций России, причем не только между собой, но и с многочисленными общественными правозащитными организациями; с формированием единых понятных и прозрачных критериев эффективности их деятельности, повышения ее качества и доступности для всех граждан. Для этого представляется целесообразным разработать документ стратегического планирования в сфере правозащитной деятельности, в котором детально зафиксировать цели, задачи, принципы и показатели правозащитной работы, основные этапы достижения поставленных правозащитных результатов и критерии их оценки. Ключевые слова: правозащитная деятельность; виды правозащитной деятельности; классификация правозащитной деятельности; систематизация правозащитной деятельности; стратегия правозащитной деятельности; объект правозащитной деятельности; субъект правозащитной деятельности; метод правозащитной деятельности; масштаб правозащитной деятельности; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; омбудсмен; право; государство; общество.
Для цитирования: Чечельницкий И. В. Классификация видов правозащитной деятельности // Актуальные проблемы российского права. - 2023. - Т. 18. - № 7. - С. 27-41. - DOI: 10.17803/1994-1471.2023.152.7.027041.
Благодарности. Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
© Чечельницкий И. В., 2023
* Чечельницкий Илья Валентинович, кандидат юридических наук, докторант, преподаватель кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), первый заместитель руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
Human Rights Activities Classification
Ilya V. Chechelnitsky, Cand. Sci. (Law), Doctoral Student, Lecturer, Department of Theory of the State and Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL); First Deputy Head, Executive Office, Ombudsman for Human Rights in the Russian Federation ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]
Abstract. Based on the analysis of the views available in doctrine and practice, the author explains the author's approach to the classification of types of human rights activities. Six main classifications of human rights work are proposed and described in detail according to such criteria as their nature, object, subject, method, scope, time frame, categories of persons violating the rights. The conclusion is made about the need for a conceptual revision of the understanding of human rights protection as a human struggle against the state; the paper justifies the expediency of closer coordination of all types of human rights activities. The author highlights that improving the effectiveness of state human rights activities is directly connected with the creation of an effective mechanism for coordinating the work of all state human rights organizations in Russia, not only among themselves, but also with numerous public human rights organizations; with the formation of common understandable and transparent criteria for the effectiveness of their activities, improving its quality and accessibility for all citizens. To do this, it seems advisable to develop a strategic planning document in the field of human rights activities, in which the goals, objectives, principles and indicators of human rights work, the main stages of achieving the set human rights results and criteria for their evaluation are consolidated in detail.
Keywords: human rights activities; types of human rights activities; classification of human rights activities; systematization of human rights activities; strategy of human rights activities; object of human rights activities; subject of human rights activities; method of human rights activities; scope of human rights activities; Ombudsman for Human Rights in the Russian Federation; ombudsman; law; state; society.
Cite as: Chechelnitsky IV. Klassifikatsiya vidov pravozashchitnoy deyatelnosti [Human Rights Activities Classification]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(7):27-41. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.152.7.027-041. (In Russ., abstract in Eng.).
Acknowledgments. The study was carried out within the framework of «Priority-2030» Strategic Academic Leadership Program.
Правозащитная деятельность является одним из наиболее сложных и важных для общества юридических явлений. Она заключается в системе юридически закрепленных функций, полномочий, действий, осуществляемых государственными правозащитными организациями, а также институтами гражданского общества и международными организациями, направленных на признание, соблюдение, защиту, содействие в реализации установленных законодательством и иных, не противоречащих ему прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также коллективных прав и публичных интересов групп граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, на снижение правозащитных рисков.
С учетом комплексного характера правозащитной деятельности классификация ее видов, безусловно, важна как с теоретической, так и с практической стороны. Она позволяет уточнить, углубить представления об этом сложном социальном явлении и предложить новые подходы к его пониманию.
Вместе с тем, как отмечал классик отечественной литературы М. Горький, «классификация фактов — дело полезное, если за ним не скрывается попытка примирить непримиримые противоречия»1. В этом контексте с практической точки зрения классификация форм правозащитной работы позволяет не столько примирить непримиримое, сколько выявить сильные и слабые стороны различных видов
1 Горький М. Жизнь Клима Самгина // URL: https://www.culture.ru/books/524/zhizn-klima-samgina (дата обращения: 14.01.2023).
деятельности по оказанию помощи гражданам в защите и восстановлении их прав и свобод. Как справедливо подчеркивается в науке, «основная задача юридической классификации - это разделение явлений, объединяемых общими родовыми признаками, на такие виды, с которыми связаны юридически значимые особенности»2.
В дальнейшем это позволяет путем их синергии добиться наилучших результатов в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как показывает практика, в сложных для российского общества ситуациях (скажем, в период пандемии или вооруженных конфликтов) наилучшие правозащитные результаты дает именно объединение усилий государственных и негосударственных правозащитных институтов, обладающих своим, порой уникальным инструментарием работы.
Например, в 2022-2023 гг. в период массовой вынужденной эвакуации жителей ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей добиться выполнения сложнейших задач по созданию для людей достойных условий и реализации их прав и свобод позволило объединение усилий органов публичной власти, государственных и негосударственных правозащитных организаций, волонтеров и общественников, которые в круглосуточном режиме оказывали помощь людям в пунктах временного размещения эвакуированных.
Постараемся разобраться более детально, какие виды правозащитной деятельности наиболее актуальны в современной России и по каким критериям можно провести их классификацию. Как известно, в основе любой классификации явлений лежит выделение неких единых оснований для нее. Вопрос о классификации видов правозащитной деятельности является
достаточно дискуссионным в современной юридической науке.
Представляется, что их классификация может быть проведена по семи основным критериям:
- природа правозащитной деятельности;
- характер субъекта правозащитной деятельности;
- объект правозащитной деятельности;
- метод осуществления правозащитной деятельности;
- характеристика лица, которое нарушило права, свободы или законные интересы защищаемого;
- масштаб реализации правозащитных функций, полномочий и действий;
- время предпринимаемых правозащитных действий.
Первый критерий - природа правозащиты. По данному критерию всю работу по защите прав и свобод человека и гражданина можно подразделить на государственную и негосударственную правозащитную деятельность. Очевидно, что если первая носит публичный характер и проводится уполномоченными на то компетентными органами государственной власти, то вторая тяготеет к частноправовым отношениям и осуществляется институтами гражданского общества. Ряд авторов выделяют, соответственно, правозащиту публичного права и правозащиту частного права3.
Другие разделяют правозащитную деятельность государственно-властных структур и специализированных правозащитных структур4.
Исследуя различные аспекты государственной правозащитной работы по видам осуществляющих ее органов публичной власти, в науке выделяют правозащитную деятельность органов прокуратуры5; уполномоченных по правам че-
Кириллова Е. А., Вражнов А. С. К вопросу классификации договора розничной купли-продажи в России // Юрист. 2022. № 10. С. 36-41.
Сырых В. М. Теория государства и права : учебник для вузов // URL: https://thelib.ru/books/v_m_syryh/ teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik_dlya_vuzov-read-14.html (дата обращения: 14.01.2023). МедведицковаЛ. В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 184 с.
Бойченко С. И. Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2009. С. 9-10 ; Алисов А. Н. Публичные
2
3
4
5
ловека6; уполномоченных по правам предпринимателей7; государственных органов субъектов Российской Федерации8; органов местного самоуправления9 и др.
Некоторые ученые говорят о правозащитной деятельности, осуществляемой Президентом РФ; законодательными (представительными) органами власти; исполнительными, правоохранительными и судебными органами; институтом Уполномоченного по правам человека; общественными объединениями и неправительственными организациями10.
Отсюда вытекает второе важнейшее основание классификации правозащитной деятельности: ее субъект, в качестве которого могут в широком смысле выступать органы публичной власти либо институты гражданского общества. По данному критерию всю правозащитную работу можно разделить на публичную и частную правозащитную деятельность.
Первые, в свою очередь, возможно подразделить на органы исполнительной, законодательной и судебной власти, целью деятельности которых в широком смысле является защита прав и свобод человека и гражданина; правоохранительные и контрольно-надзорные органы, призванные выявлять и исправлять недостатки в работе иных органов публичной власти и тем самым служить целям защиты прав человека,
и, наконец, органы специализированной правозащиты, к которым принято относить национальные правозащитные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека (омбудсмены, уполномоченные по правам человека, защитники прав, народные адвокаты, комиссары по правам человека и специализированные уполномоченные по правам ребенка, предпринимателей, коренных малочисленных народов и др.).
Необходимо отметить, что Конституцией Российской Федерации и законодательством вопросы защиты и обеспечения прав человека возложены в широком смысле на все органы государственной власти и местного самоуправления. Правозащитная работа должна быть парадигмой деятельности всех без исключения органов публичной власти. При этом уполномоченные по правам человека, ребенка, предпринимателей являются дополнительными механизмами правозащитной работы, которые по идее должны быть задействованы, только если основные правозащитные инструментарии дают сбой. Таким образом, двукратный рост обращений, поступающих к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в последние годы (с 38,7 тыс. в 2018 г. до 79,4 тыс. в 2022 г.11), свидетельствует как о повышении доверия к этому институту, так и о резервах в
интересы как объект правозащитной деятельности органов прокуратуры // Политика и право. 2014. № 4 (34). С. 69-71.
Галяутдинов Б. С. Конституционный институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 20 с. ; Колобова Т. В. Административно-правовой статус уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2021. 262 с. Горбачев А. П. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (на примере Уполномоченного по защите прав предпринимателей) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2015. 24 с.
Калнина М. Ю. Правозащитная деятельность государственных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8. Шишов П. В. Роль местного самоуправления в формировании правозащитных механизмов : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 172 с.
Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 385 с.
См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год // Российская газета. 17.05.2017. № 104 ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год // Российская газета. 17.04.2018. № 81 ; Доклад о деятельности Упол-
6
7
8
9
10
11
работе компетентных органов власти, которые должны снимать возникающие у людей вопросы, не доводя их до омбудсмена. Уполномоченные по правам человека выступают именно дополнительным правозащитным средством по отношению к органам государственной власти, выполняя свою уникальную правозащитную миссию там, где другие органы не смогли или не имеют возможностей для защиты прав людей. И при достаточно небольшом административном ресурсе делают это результативно, что не раз отмечалось руководством страны.
Так было, например, в ходе непосредственного участия института уполномоченного по правам человека в российско-украинских обменах удерживаемыми лицами в 2017, 2019, 2022 гг., когда отдельные правозащитные функции, связанные с людьми, находящимися в местах принудительного содержания, верификацией документов, правозащитной дипломатией в условиях отсутствия отношений между государствами, в том числе в ходе вооруженного конфликта, мог выполнить исключительно институт омбудсмена. Благодаря такой правозащитной работе были спасены
сотни жизней. В этой связи, как представляется, требуют переосмысления содержащиеся в некоторых публикациях выводы о недостаточно высокой эффективности правозащитной работы омбудсмена по сравнению с иными государственными органами12.
Другой крупный элемент указанной выше классификации связан с негосударственным сектором правозащитной деятельности. Он опосредует работу таких важнейших институтов гражданского общества, как некоммерческие организации (ассоциации, союзы, фонды и др.), средства массовой информации, Совет по правам человека, Общественная палата Российской Федерации13, адвокатура14, профсоюзы15, нотариат16, юридические ассоциации17 и др.
Институты негосударственной защиты прав человека выполняют важнейшую функцию посредничества между человеком и государством, выступают своего рода проводником для донесения чаяний людей до органов публичной власти. Не имея своих полномочий для отмены незаконных, нарушающих права человека решений, они обращают внимание руководителей государства и должностных лиц на раз-
номоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год // Российская газета. 11.06.2019. № 125 ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год // Российская газета. 14.04.2020. № 80 ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // Российская газета. 01.04.2021. № 70 ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год // URL: https:// rg.ru/2022/06/06/doklad-za-2021-god.html (дата обращения: 28.12.2022).
12 Ким Ю. В. О понятиях правозащитной деятельности и правозащитной системы или же к вопросу об организационно-правовых предпосылках «всенародного счастья» // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 27-35 ; Гуляев Д. Е. Правозащитная деятельность уполномоченных по правам человека: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 76-80.
13 Назаров А. В. Правозащитная деятельность Общественной палаты Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 26 с.
14 Поташник И. М. Основы правозащитной деятельности адвокатуры в условиях судебно-правовой реформы в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 23 с.
15 Кузьмичева Е. И. Правозащитная деятельность профсоюзов как конституционно-правовая защита работников — членов профсоюза // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2019. № 14. С. 151-157.
16 Бегичев А. В. Правозащитная деятельность нотариата в сфере соблюдения прав и законных интересов участников гражданского оборота при обеспечении доказательств : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. 38 с.
17 Бендицкая О. И. Правозащитная деятельность юридических ассоциаций (союзов) как объект теоретико-правового исследования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. 31 с.
личных уровнях на актуальные правозащитные проблемы.
Например, в ходе встречи Президента РФ В. В. Путина с членами СПЧ в декабре 2022 г. ими была озвучена проблема применения к заключенным специальных средств обездвиживания «Ажур» со стороны сотрудников ФСИН России и МВД России. В результате данного Президентом РФ соответствующего поручения указанные средства применяться перестали18.
Таким образом, можно сделать вывод, что правозащитная работа органов государственной власти и институтов гражданского общества органично дополняет друг друга. Если у первых есть властные полномочия и возможности исправить несправедливость или беззаконие, то вторые, находясь вне корпоративных интересов системы, могут эффективно фиксировать данные факты и обращать на них внимание компетентных органов. В этом смысле Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, являясь государственным органом, выполняет тем не менее функции института гражданского общества, поскольку не входит в систему органов исполнительной власти или правоохранительных органов и имеет возможность фиксировать нарушения со стороны и пытаться их исправить. Так было, например, в ходе фиксации фактов бесчеловечных действий в отношении осужденных в колониях Ярославской и Иркутской областей в 2020-2021 гг., по которым впоследствии были возбуждены уголовные дела и виновные привлечены к уголовной ответственности. А в 2022 г. после печально известных событий в одном из саратовских учреждений пенитенциарной системы был принят разработанный при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации закон об уголовной ответственности за пытки19.
Представляется, что третьим критерием для классификации видов правозащитной деятель-
ности может быть ее объект. Анализ содержащихся в науке взглядов по данному вопросу позволяет выделить в качестве объектов правозащитной деятельности следующие: права и свободы человека и гражданина; коллективные права групп граждан; права групп людей; частные интересы личности; публичные интересы коллективов людей, общества и государства в целом.
В соответствии с этим критерием возможно выделить следующие виды правозащитной деятельности: по защите прав и свобод личности; прав групп людей (объединений, жителей дома, работников предприятия и т.д.); коллективных прав; частных интересов отдельных лиц; публичных интересов.
Права и свободы человека и гражданина в качестве объектов правозащитной работы закреплены в гл. 2 Конституции РФ. Среди них: право на жилище, право на труд, право на частную собственность и многие другие.
По группам защищаемых прав и свобод человека и гражданина правозащитную деятельность также можно классифицировать как защиту личных (гражданских) прав; социальных прав; экономических прав; политических прав и культурных прав.
Важно, чтобы объекты правозащитной деятельности находились в рамках российского правового поля, иначе они будут ничтожными. Например, не может признаваться объектом правозащитной работы в отечественной правовой системе признаваемое в некоторых западных государствах так называемое «право на смерть» или на причинение себе увечий.
Особым объектом правозащитной работы являются коллективные права человека, обладание которыми и реализация которых связаны с принадлежностью личности к определенной социальной общности. К ним, в частности, относятся: право на объединение, право на забастовку, право на проведение публичных меро-
18 Путин поручил не применять кандалы для подозреваемых в ненасильственных преступлениях // ПГ. URL: https://www.pnp.ru/social/putin-poruchil-smyagchit-zakony-v-otnoshenii-nekotorykh-obvinyaemykh. html (дата обращения: 14.01.2023).
19 Федеральный закон от 14.07.2022 № 307-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 29 (ч. III). Ст. 5274.
приятий, право народа на сохранение родного языка, права коренных малочисленных народов, право народа на самоопределение и др.20
Вместе с тем не только права и свободы личности или групп граждан могут выступать объектами правозащитной деятельности, но также и законные интересы личности, и публичные интересы общества. Так, в науке отмечается, что объектом правозащитной работы адвокатов являются не только и не столько права граждан, но в большей степени законные интересы их доверителей. В свою очередь, объектом правозащитной деятельности органов прокуратуры, помимо прав и свобод человека и гражданина, являются также и публичные интересы общества, общественных организаций, предприятий и др. Категория интереса стала предметом широкой дискуссии в юридической науке21. Безусловно, интересы, наряду с ценностями, составляют основу всех государственно-правовых явлений и определяют их содержание. Не является исключением и правозащитная деятельность, которая всегда представляет собой результат хрупкого компромисса различных интересов личности, общества и государства.
Четвертая классификация видов правозащитной деятельности видится в их подразделении по методу осуществления такой работы, который в зависимости от задействованных инструментариев может подразделяться на императивный, диспозитивный и смешанный (гибридный). Соответственно, в контексте данной классификации можно говорить об императивной, диспозитивной и гибридной правозащитной деятельности.
Для императивного метода правозащитной деятельности характерны властные, публичные, командные тактики, присущие в большей
степени государственным субъектам правозащитной работы. Они, как правило, связаны с реализацией публично-властных полномочий государства.
К императивным видам правозащитной работы могут быть отнесены следующие ее формы:
- проверки, проводимые органами публичной власти по обращениям граждан, чьи права нарушены (или контрольно-надзорная правозащитная деятельность);
- посещение компетентными представителями государственных правозащитных институтов мест принудительного содержания граждан (тюрьмы, колонии, СИЗО, спецприемники и ЦВ-СИГи, психиатрические больницы и др.);
- запросы в правоохранительных органах процессуальных документов для их изучения и правовой оценки (например, исследование омбудсменами отказных материалов уголовных дел);
- представление государственных докладов и отчетов, в которых отражены системные правозащитные проблемы и предложения законодательного плана (например, отчет Генпрокурора России перед Советом Федерации; ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации).
Правозащитная деятельность, опосредованная в большей степени диспозитивными методами регулирования, связана, как правило, с такими формами работы, как:
- правовое консультирование;
- правопросветительская работа;
- общественный контроль за местами принудительного содержания граждан;
- экспертно-аналитическая деятельность; представление и защита интересов граждан и
20 Богданова Н. А., Грекова Е. М. Коллективные права в конституционном праве // Труды по интеллектуальной собственности = Works on Intellectual Property. 2022. Т. 43. № 4. С. 15-20.
21 См.: Полянский В. В. Социальная и политическая справедливость как основа гармонизации публичной власти и общественных интересов (в контексте взглядов академика О. Е. Кутафина) // Lex russica. 2012. № 6. С. 1208-1224 ; Ломаев А. Ю. Публичный интерес как правовая категория : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. 22 с. ; Першина И. В. Интерес в праве : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. 183 с. ; Экимов А. И. Проблема интереса в социалистическом праве : дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1985. 343 с.
организаций в судах и других органах государственной власти и иные22.
Эти формы работы могут быть крайне эффективными, поскольку, например, в рамках судебного процесса по уголовному делу только высококвалифицированный адвокат может оказать подсудимому действенную правовую помощь. Тогда как государственные правозащитные органы (например, уполномоченный по правам человека) могут принять участие и оказать содействие человеку, чьи права нарушены незаконным уголовным преследованием, уже после вступления приговора в законную силу, если удастся выявить существенные нарушения материального или процессуального права.
Еще одним видом правозащитной работы с точки зрения ее методологии можно назвать ее смешанные (гибридные) формы, которые могут использоваться различными субъектами государственной и негосударственной правозащитной деятельности. К ним, например, относятся следующие:
— подготовка административных исков в судебные органы, обращения с жалобами о пересмотре административных и судебных решений, в том числе в отношении неопределенного круга лиц (такие формы правозащитной деятельности могут реализовывать как отдельные граждане, адвокаты, так и государственные органы, например прокуратура или омбудсмен);
— приемы граждан, которые могут проводиться как органами государственной власти, так и институтами гражданского общества; в последнее время широко практикуются совместные приемы, на которых могут присутствовать, например, омбудсмены и члены их молодежных или экспертных советов, представляющих гражданское общество;
— медиация как новый популярный способ поиска компромиссного решения между сторонами в конфликтных ситуациях применяется не только профессиональными медиаторами (переговорщиками), которыми могут выступать физические и юридические лица, но и и государственными органами (например, методы
медитации активно применяются в практике омбудсмена).
Пятую классификацию видов правозащитной работы возможно проводить по характеристике того лица, которое нарушило права, свободы или законные интересы защищаемого. В зависимости от того, кем нарушаются права и свободы человека и гражданина, можно классифицировать правозащитную деятельность по защите от посягательств на права человека со стороны органов публичной власти, государственных органов иностранных государств, со стороны организаций, предприятий и юридических лиц, от неправомерных действий отдельных граждан.
Как показывает практика правозащитной деятельности, нередко права человека нарушаются действиями недобросовестных должностных лиц, представляющих органы публичной власти (в частности, если в отношении обвиняемого допускаются незаконные действия, направленные на получение признательных показаний) или решениями государственных органов (когда принимается нормативный или индивидуальный правовой акт, создающий условия для нарушения прав человека). Например, уполномоченный по правам человека рассматривает исключительно жалобы граждан на действия органов публичной власти, если ранее они обжаловали их в судебном или административном порядке.
Отдельного внимания в современных условиях заслуживают нарушения прав человека со стороны иностранных органов публичной власти. Этот вид нарушений прав человека, к сожалению, стал особенно злободневным для граждан России, которые в 2022-2023 гг. подверглись настоящей санкционной войне со стороны органов публичной власти США и их сателлитов в Европе. Безосновательные и преступные санкции, направленные против простых граждан России, призваны создать условия для понижения качества их жизни, вплоть до лишения людей права на доступ к лекарствам, продуктам питания, реализации права на свободное передвижение, права собственности, права на труд
22 См.: Бендицкая О. И. Правозащитная деятельность юридических ассоциаций (союзов) как объект теоретико-правового исследования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. 31 с.
и отдых и др. Соответственно, представляется целесообразным выделять в качестве нового направления правозащитной деятельности российских органов государственной власти противодействие попыткам нарушения прав человека со стороны государственных органов иностранных государств. Здесь ключевую роль играет как правозащитная деятельность МИД России, так и комплекс усилий, принимаемых органами публичной власти по недопущению кризиса в социально-экономической сфере. Например, значительная правозащитная работа проводилась государственными органами совместно с институтом омбудсмена по обеспечению права на образование для российских студентов, которых отчислили из вузов ряда западных государств из-за принадлежности к российскому гражданству. Все они были оперативно обеспечены местами в отечественных образовательных учреждениях.
Однако нередко в качестве нарушителя прав человека может выступать организация, например собственник обанкротившегося предприятия, который не выплачивает положенную работникам заработную плату, или же директор школы или больницы, которые допускают некорректные действия (решения) по отношению к обучающимся или пациентам. Это может быть работодатель, незаконно уволивший работника, или строительная организация, которая в срок не сдает в эксплуатацию построенный дом, тем самым нарушая права вкладчиков. Нарушителями прав могут выступать и иные организации, выполняющие публичные функции, но не являющиеся государственными органами, например кредитные организации. Эффективными полномочиями по защите прав человека от действий таких негосударственных организаций обладают органы прокуратуры Российской Федерации, которые в порядке прокурорского надзора могут проводить проверки их действий и в случае выявления нарушений принимать соответствующие меры.
Кроме того, необходимо отметить, что многочисленные нарушения прав допускаются в отношении человека не только государственными органами и должностными лицами, но и со стороны других граждан. Такие нарушения
прав обычно подпадают под действие гражданского законодательства, если речь идет о хозяйственных спорах между гражданами, либо разрешаются в рамках уголовного или административного законодательства, если совершены противоправные действия, запрещенные УК РФ или КоАП РФ. В данных случаях наиболее эффективную правовую защиту людям могут оказать правоохранительные органы путем привлечения виновных в нарушении прав лиц к гражданской, административной либо уголовной ответственности. Конечно, наиболее результативным органом с правозащитных позиций в таких ситуациях выступает суд, который имеет все необходимые полномочия для разрешения подобных споров. Особые правозащитные функции здесь выполняют и органы прокуратуры (выступая в интересах лица, пострадавшего от правонарушения), и адвокатское сообщество (выступая в интересах подсудимого). В отдельных случаях может потребоваться помощь дополнительных институтов защиты прав человека, Например, когда речь идет об отказе человеку в доступе к правосудию, порой лишь подготовка уполномоченным по правам человека своего мотивированного заключения по итогам исследования отказных материалов может привести к возбуждению уголовного дела и восстановлению нарушенных прав лица, пострадавшего от преступного посягательства.
Представляется, что это важное уточнение, ведь эффективная правозащитная деятельность может строиться только на основании баланса интересов различных сторон в правоотношении. В отечественном публичном дискурсе обычно охотно говорят о резонансных случаях нарушений права на защиту обвиняемых и подсудимых, когда речь идет о нарушении презумпции невиновности или излишней суровости приговора, совершенно упуская при этом из виду вопросы защиты прав множества лиц, ежедневно страдающих от правонарушений и преступлений. Парадокс заключается в том, что применительно к указанной категории пострадавших от преступлений лиц именно такие совершенно не правозащитные на первый взгляд институты, как органы внутренних дел или следственного комитета, выступают настоящими защитниками
их прав, свобод и законных интересов. И в этом смысле закономерно присвоение Председателю Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкину высшей общественной юридической премии за защиту прав граждан23.
Вместе с тем, как показывает практика правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, нередко именно незаконные действия и решения указанных правоохранительных органов, к сожалению, приводят к нарушениям прав граждан. Поэтому чрезвычайно важно осуществлять эффективный контроль и надзор за работой таких государственных институтов, в том числе и общественный.
Шестая классификация видов правозащитной деятельности может быть проведена по масштабу реализации правозащитных функций, полномочий и действий. Органы публичной власти и институты гражданского общества в зависимости от территориального охвата субъектов, на которых оказывает влияние их правозащитная работа, могут действовать на наднациональном (международном), национальном (федеральном), региональном и местном уровнях. Соответственно, по этому критерию можно выделить наднациональную (международную) правозащитную деятельность, национальную (федеральную) правозащитную деятельность, региональную и местную правозащитную деятельность.
К наднациональному уровню правозащитной работы можно отнести деятельность по защите прав человека на международной арене, которую осуществляют международные государственные и негосударственные организации. Если первые (ООН, БДИПЧ ОБСЕ и др.) созданы путем межгосударственных соглашений и имеют своей целью, помимо прочих, и правозащитные функции, то вторые опосредуют работу негосударственных международных структур, например Международный комитет Красного Креста. Отдельные правозащитные функции на наднациональном уровне (по защите прав соотечественников, проживающих за рубежом, и др.) вы-
полняют внешнеполитические государственные ведомства и омбудсмены. Так, с февраля 2022 г., в период проведения вынужденной массовой эвакуации в Россию граждан, проживающих в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях (до их вступления в состав России), институт российского уполномоченного по правам человека во взаимодействии с УВКБ ООН выполнял важную функцию по доведению до международного сообщества объективной информации о ситуации с обеспечением прав эвакуированных лиц на территории России. Эта работа с эвакуированными была высоко оценена руководством УВКБ ООН, которое на наднациональном уровне принимало комплекс мер по обеспечению прав этих категорий граждан, в том числе проводило посещение ПВР на территории России, а также организовало серию семинаров по оказанию помощи таким лицам.
На национальном уровне правозащитную функцию выполняют органы государственной власти федерального масштаба. Как было отмечено выше, к ним можно отнести как ключевые органы исполнительной,законодательной и судебной власти, так и специализированные правоохранительные и правозащитные органы (например, прокуратуру или уполномоченного по правам человека). Специфика их работы заключается в том, что правозащитная компетенция данных субъектов распространяется на территорию всей России вне зависимости от места нарушения прав личности. Такие органы носят наиболее универсальный характер и максимально удобны для людей, которым нет необходимости разбираться в юридических тонкостях территориальной принадлежности. Федеральные органы власти при необходимости самостоятельно могут запросить информацию из регионов и принять комплексные меры в рамках своей компетенции.
Региональный уровень правозащитной работы замыкается на органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. На региональном уровне выделяют правозащитную деятельность законодательных
23 Глава СКР стал лауреатом высшей юридической премии в номинации правозащитная деятельность // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/875237 (дата обращения: 14.01.2023).
(представительных); исполнительных органов государственной власти; судебных органов; уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации24.
Необходимо отметить, что у региональных правозащитных структур есть как большие плюсы, связанные с их нахождением в непосредственной близости к людям, на соответствующей территории, где нередко удается оперативно решать в ручном режиме возникающие сложные правозащитные вопросы, так и некоторые минусы. Если к плюсам можно отнести оперативность в работе и знание региональной специфики, то минусом является ограничение их компетенции исключительно рамками региона. Как показывает правозащитная практика, нередко сложные проблемы требуют подключения нескольких региональных правозащитных институтов в различных субъектах Российской Федерации. Так, ряд обращений в период массовой вынужденной эвакуации граждан из Донбасса были связаны с необходимостью переезда ближе к родным из одного ПВР в другой, расположенный порой на другом конце России. В таких ситуациях только синергия усилий региональных и федерального омбудсменов с подключением иных органов публичной власти позволяла решать вопросы воссоединения семей.
В науке отмечается и правозащитная роль органов местного самоуправления, которые, входя в единую систему российских органов публичной власти, имеют возможность вносить свой вклад в решение правозащитных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления, в частности, участвуют в обеспечении жилищных прав граждан при их переселении из ветхого и аварийного жилья. В то же время необходимо констатировать, что недостаточные объемы местных бюджетов порой приводят к необоснованному затягиванию решения актуальных для людей правозащитных проблем.
Седьмая классификация видов правозащитной работы может быть проведена исходя из временной обусловленности предпринимаемых правозащитных действий. С этой точки зрения целесообразно разделять правозащитную деятельность на перспективную (превентивную) и ретроспективную.
Если принимаются меры по восстановлению и защите уже нарушенных прав и свобод человека и гражданина, то можно говорить о ретроспективной правозащитной работе, направленной на устранение последствий уже совершившихся противоправных действий. Большая часть правозащитной работы проводится именно в таком ретроспективном контексте, уже постфактум. И это понятно, поскольку, как правило, большинство правозащитных органов публичной власти работают по конкретным обращениям граждан, чьи права уже нарушены действиями третьих лиц. Таким образом, в основном правозащитная работа строится по принципу «тушения возникающих пожаров».
Вместе с тем не менее востребованной в современном обществе представляется перспективная правозащитная деятельность, направленная на превентивное воздействие на граждан. Целью такой работы является предотвращение нарушений прав человека или создание условий для их обеспечения и гарантирования. Указанная разновидность правозащиты может осуществляться в форме правового просвещения граждан о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты. Многие правозащитные органы государственной власти одной из задач своей работы имеют правовое просвещение, и это вполне объяснимо, ведь личность, обладающая полным объемом знаний о своих правах, реже попадает в сложные правовые ситуации, а если такое случается, то четко понимает перспективы правового решения вопроса. Например, по статистике около половины обращений, ежегодно поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека
24 Калнина М. Ю. Правозащитная деятельность государственных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 26 с.
в Российской Федерации, требуют правовых разъяснений или консультаций, не связанных непосредственно с восстановлением нарушенных прав человека25.
Таким образом, можно сделать вывод, что классификация видов правозащитной деятельности помогает более глубоко проанализировать их сильные и слабые стороны, предложить пути для совершенствования этого важного направления работы. Представляется, что на современном этапе развития Российского государства, связанном с укреплением национального суверенитета, возвращением в состав России исконно российских территорий, беспрецедентной гибридной войной, объявленной России со стороны Запада, лейтмотивом современных научных исследований должен стать поиск новой отечественной парадигмы государственной правозащитной деятельности, основанной на понимании прав и свобод человека в контексте традиционных морально-нравственных ценностей, выработанных на протяжении многовековой истории нашего Отечества26.
Приходится констатировать, что многие подходы, сформировавшиеся в правозащитной сфере на волне псевдодемократических преобразований, продиктованных России западными консультантами и советниками в конце XX в., подходили для страны, посыпавшей голову пеплом на развалинах Советского Союза, но совершенно точно не отвечают реалиям сегодняшнего дня.
Важно сформировать теоретические и практические предпосылки для окончательного перехода от понимания правозащитной деятельности как борьбы человека или некоммерческих организаций против государства к иному пониманию этой важной работы. Правозащитная деятельность в ее отечественном
прочтении опосредует совершенно иной фронт работы, связанный с противодействием государственных органов нарушениям прав человека со стороны иных частных лиц, организаций, а также отдельных недобросовестных чиновников и бюрократов, допускающих в своих действиях беззаконие и несправедливость.
Вне рамок использования государственных механизмов плоды работы негосударственных правозащитных организаций нередко перетекают из правозащитной плоскости в сугубо политическое измерение.
Вместе с тем повышение эффективности государственной правозащитной деятельности напрямую сопряжено с созданием эффективного механизма координации работы всех государственных правозащитных организаций России, причем не только между собой, но и с многочисленными общественными правозащитными организациями, формированием единых понятных и прозрачных критериев эффективности их деятельности, повышения ее качества и доступности для всех граждан.
Для этого представляется целесообразным разработать документ стратегического планирования в сфере правозащитной деятельности, в котором детально зафиксировать цели, задачи, принципы и показатели правозащитной работы, основные этапы достижения поставленных правозащитных результатов и критерии их оценки. Кроме того, следуя аксиоматическому принципу, согласно которому «нет прав без обязанностей и обязанностей без прав», в данном документе целесообразно закрепить и обязанности конкретных государственных органов, организаций и отдельных лиц по реализации правозащитных целей и задач.
К сожалению, в настоящее время правозащитная деятельность происходит по большей
25 См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год ; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год.
26 Синюков В. Н. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // Lex russica. 2018. № 10. С. 18-29.
части по принципу реагирования на нарушения конкретных прав человека. Важно, чтобы вопросы исследования перспектив развития правозащитной работы и дальше находились в фоку-
се юридической науки и практики как один из важных аспектов реализации конституционного принципа построения в нашей стране правового государства.
Классификация видов правозащитной деятельности
№ Критерий классификации Виды правозащитной деятельности
1 Природа правозащитной деятельности Государственная Негосударственная
2 Характер субъекта правозащитной деятельности Публичная Частная
3 Объект правозащитной деятельности Защита прав и свобод личности Защита прав групп людей Защита коллективных прав Защита частных интересов Защита публичных интересов
4 Метод осуществления правозащитной деятельности Императивная Диспозитивная Гибридная (смешанная)
5 Характеристика лица, которое нарушило права, свободы или законные интересы Защита прав и свобод от нарушений со стороны государственных органов иностранных государств Защита прав и свобод от нарушений со стороны органов публичной власти Защита прав и свобод от нарушений со стороны юридических лиц Защита прав и свобод от нарушений со стороны отдельных граждан
6 Масштаб реализации правозащитных функций, полномочий и действий Наднациональная (международная) Национальная (федеральная) Региональная Местная
7 Время предпринимаемых правозащитных действий Перспективная Ретроспективная
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Актуальные проблемы гражданского и административного судопроиз-водства / Д. Б. Абушенко, К. Л. Брановицкий, С. К. Загайнова [и др.] ; под ред. В. В. Яркова. — М. : Статут, 2021. — 460 с.
2. Алисов А. Н. Публичные интересы как объект правозащитной деятельности органов прокуратуры // Политика и право. — 2014. — № 4 (34). — С. 69-71.
3. Бегичев А. В. Правозащитная деятельность нотариата в сфере соблюдения прав и законных интересов участников гражданского оборота при обеспечении доказательств : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2016. — 38 с.
4. Бендицкая О. И. Правозащитная деятельность юридических ассоциаций (союзов) как объект теоретико-правового исследования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2022. — 31 с.
5. Богданова Н. А., Грекова Е. М. Коллективные права в конституционном праве // Труды по интеллектуальной собственности = Works on Intellectual Property. — 2022. — Т. 43. — № 4. — С. 15-20.
6. Бойченко С. И. Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Белгород, 2009. — С. 9-10.
7. Галяутдинов Б. С. Конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2014. — 20 с.
теория права
8. Горбачев А. П. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (На примере Уполномоченного по защите прав предпринимателей) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Белгород, 2015. — 24 с.
9. Горький М. Жизнь Клима Самгина // URL: https://www.culture.ru/books/524/zhizn-klima-samgina (дата обращения: 14.01.2023).
10. Гуляев Д. Е. Правозащитная деятельность уполномоченных по правам человека: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 10. — С. 76-80.
11. Гутцайт Е. М. Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита // Аудитор. — 2022. — № 12. — С. 10-18.
12. Калнина М. Ю. Правозащитная деятельность государственных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2009. — 25 с.
13. Ким Ю. В. О понятиях правозащитной деятельности и правозащитной системы или же к вопросу об организационно-правовых предпосылках «всенародного счастья» // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 1. — С. 27-35.
14. Кириллова Е. А., Вражнов А. С. К вопросу классификации договора розничной купли-продажи в России // Юрист. — 2022. — № 10. — С. 36-41.
15. Колобова Т. В. Административно-правовой статус уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — Воронеж, 2021. — 262 с.
16. Кузьмичева Е. И. Правозащитная деятельность профсоюзов как конституционно-правовая защита работников — членов профсоюза // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. — 2019. — № 14. — С. 151-157.
17. Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. — M., 2005. — 385 с.
18. МедведицковаЛ. В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2006. — 184 с.
19. Назаров А. В. Правозащитная деятельность Общественной палаты Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2011. — 26 с.
20. Поташник И. М. Основы правозащитной деятельности адвокатуры в условиях судебно-правовой реформы в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2013. — 23 с.
21. Синюков В. Н. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // Lex russica. — 2018. — № 10. — С. 18-29.
22. Сырых В. М. Теория государства и права : учебник для вузов // URL: https://thelib.ru/books/v_m_syryh/ teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik_dlya_vuzov-read-14.html (дата обращения: 14.01.2023).
23. Философский энциклопедический словарь. — M., 1989.
24. Шишов П. В. Роль местного самоуправления в формировании правозащитных механизмов : дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2009. — 172 с.
Материал поступил в редакцию 14 января 2023 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Aktualnye problemy grazhdanskogo i administrativnogo sudoproiz-vodstva / D. B. Abushenko, K. L. Branovitskiy, S. K. Zagaynova [i dr.]; pod red. V. V. Yarkova. — M.: Statut, 2021. — 460 s.
2. Alisov A. N. Publichnye interesy kak obekt pravozashchitnoy deyatelno-sti organov prokuratury // Politika i pravo. — 2014. — № 4 (34). — S. 69-71.
3. Begichev A. V. Pravozashchitnaya deyatelnost notariata v sfere soblyudeniya prav i zakonnykh interesov uchastnikov grazhdanskogo oborota pri obespechenii dokazatelstv: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2016. — 38 s.
4. Benditskaya O. I. Pravozashchitnaya deyatelnost yuridicheskikh assotsiatsiy (soyuzov) kak obekt teoretiko-pravovogo issledovaniya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2022. — 31 s.
5. Bogdanova N. A., Grekova E. M. Kollektivnye prava v konstitutsionnom prave // Trudy po intellektualnoy sobstvennosti = Works on Intellectual Property. — 2022. — T. 43. — № 4. — S. 15-20.
6. Boychenko S. I. Pravozashchitnaya deyatelnost prokuratury Rossiyskoy Federatsii: konstitutsionno-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Belgorod, 2009. — S. 9-10.
7. Galyautdinov B. S. Konstitutsionnyy institut Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii v sisteme gosudarstvennogo kontrolya Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2014. — 20 s.
8. Gorbachev A. P. Spetsializatsiya instituta upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii (Na primere Upolnomochennogo po zashchite prav predprinimateley): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Belgorod, 2015. — 24 s.
9. Gorkiy M. Zhizn Klima Samgina // URL: https://www.culture.ru/books/524/zhizn-klima-samgina (data obrashcheniya: 14.01.2023).
10. Gulyaev D. E. Pravozashchitnaya deyatelnost upolnomochennykh po pravam cheloveka: problemy i perspektivy // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2020. — № 10. — S. 76-80.
11. Guttsayt E. M. Chetyre tipa khozyaystvuyushchikh subektov s pozitsiy audita // Auditor. — 2022. — № 12. — S. 10-18.
12. Kalnina M. Yu. Pravozashchitnaya deyatelnost gosudarstvennykh organov subektov Rossiyskoy Federatsii: konstitutsionno-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2009. — 25 s.
13. Kim Yu. V. O ponyatiyakh pravozashchitnoy deyatelnosti i pravozashchitnoy sistemy ili zhe k voprosu ob organizatsionno-pravovykh predposylkakh «vsenarodnogo schastya» // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2021. — № 1. — S. 27-35.
14. Kirillova E. A., Vrazhnov A. S. K voprosu klassifikatsii dogovora roznichnoy kupli-prodazhi v Rossii // Yurist. — 2022. — № 10. — S. 36-41.
15. Kolobova T. V. Administrativno-pravovoy status upolnomochennogo po pravam cheloveka v subekte Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk. — Voronezh, 2021. — 262 s.
16. Kuzmicheva E. I. Pravozashchitnaya deyatelnost profsoyuzov kak konstitutsionno-pravovaya zashchita rabotnikov — chlenov profsoyuza // Aktualnye problemy teorii i praktiki konstitutsionnogo sudoproizvodstva. — 2019. — № 14. — S. 151-157.
17. Markhgeym M. V. Konstitutsionnaya sistema zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossiyskoy Federatsii: dis. . d-ra yurid. nauk. — M., 2005. — 385 s.
18. Medveditskova L. V. Teoretiko-pravovye i organizatsionnye osnovy pravozashchitnoy sistemy v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk. — Volgograd, 2006. — 184 s.
19. Nazarov A. V. Pravozashchitnaya deyatelnost Obshchestvennoy palaty Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2011. — 26 s.
20. Potashnik I. M. Osnovy pravozashchitnoy deyatelnosti advokatury v usloviyakh sudebno-pravovoy reformy v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2013. — 23 s.
21. Sinyukov V. N. Zakonodatelstvo v Rossii: problemy sotsialnoy integratsii // Lex russica. — 2018. — № 10. — S. 18-29.
22. Syrykh V. M. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya vuzov // URL: https://thelib.ru/books/v_m_syryh/ teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik_dlya_vuzov-read-14.html (data obrashcheniya: 14.01.2023).
23. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar. — M., 1989.
24. Shishov P. V. Rol mestnogo samoupravleniya v formirovanii pravozashchitnykh mekhanizmov: dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2009. — 172 s.