Научная статья на тему 'О ЦЕЛИ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛИ'

О ЦЕЛИ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / цель жизни / бытие человека / образ Божий / подобие Божие / спасение / обожение / нетварные энергии / причастники Божеского естества

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубинский Александр Иерей

С христианской точки зрения целью земной жизни является спасение, а целью человеческого бытия является обожение. Верующие люди могут стать «причастниками Божеского естества», стать богами с маленькой буквы, обожиться. Примером этого служат многочисленные святые, которые сияют божественным светом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЦЕЛИ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛИ»

УДК 128+271.2

Иерей Александр Голубинский (Москва)

О ЦЕЛИ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛИ

Аннотация. С христианской точки зрения целью земной жизни является спасение, а целью человеческого бытия является обожение. Верующие люди могут стать «причастниками Божеского естества», стать богами с маленькой буквы, обожиться. Примером этого служат многочисленные святые, которые сияют божественным светом.

Ключевые слова: смысл жизни, цель жизни, бытие человека, образ Божий, подобие Божие, спасение, обожение, нет-варные энергии, причастники Божеского естества.

1. В чем смысл и цель нашей земной жизни? В чем смысл и какая цель бытия человека? Эти вопросы не могут не волновать ум думающего человека. В книге Екклесиаста есть такие строки: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот, это новое"; но это было уже в веках, бывших

прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18).

В чем смысл и цель нашей земной жизни? В чем смысл и какая цель бытия человека? Не зря Давид восклицает: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» (Пс. 61:2). Иисус Христос — Господь и Бог наш, Спаситель для каждого человека. Это дается людям для понимания, на протяжении всей полноты индивидуального земного жизненного пути.

Александр Сергеевич Пушкин писал:

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.

В ответ ему добрый пастырь митр. Филарет отвечал:

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана; Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Душу сам наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, Забытый мною! Просияй сквозь мрачных дум! И созиждется Тобою Сердце чисто, правый ум!

Кто мы? Мы люди (о ^брюло^), человек, Божье творение, воплощенная в бытие Божественная творческая мысль. После того как постепенно, был сотворен мир, и вода, и земля по благословению Творца произвели животный биологический мир, после этого был сотворен именно человек, особым актом Творца. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Бог (гу£угто о ^брюяод) сделал человека (гц уих^ ^ооу) «в душу живущую» душою живою. И сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они...» (Быт. 1:26). Образ нам дан, подобие следует приобрести, стяжать. Вот истинная цель бытия человека, открывающаяся с первых страниц Книги книг. Вечная цель человека (о оубрюло^), имея как данность образ Божий, стяжать, приобрести подобие. Уподобиться Его добродетелям. Стяжать частичку Его добродетелей. Стать чище, стать добрее, преисполниться истинной любовью. Как сказано: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Душа наша являет собою образ Божий,

в то время как тело являет собою мир материальный, биологический. Но и тело освящается и наполняется благодатью благодаря душе. Потому что человек един. Человек есть душа и тело, в единстве.

Обратимся теперь к 81 псалму: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань (воскресни), Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. 81:1-8). Не могут не удивлять такие слова как: «Бог стал в сонме богов» (Пс. 81:1). И другие слова: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81:6) Бог своему творению дает имя бога с маленькой буквы. То есть мы призваны стать богами с маленькой буквы. Как это понять?

Обратимся к следующему образному примеру. Бог подобен Солнцу (Мал. 4:2) Каждая чистая капля росы, наполненная солнцем, начинает сиять подобно маленькому солнцу. Она становится солнцем с маленькой буквы. Каждый алмаз призван стать бриллиантом и засиять всеми гранями своей природы. Когда бриллиант наполняется солнечным светом он подобен маленькому солнцу. Но только чистая капля может наполниться светом. Если в ней грязь, как свет просияет в ней, если в ней тьма? Как алмаз засияет если он в грязи земной? Только проделав упорный труд по очищению от грязи, а потом не менее упорный труд по гравировке, алмаз может стать бриллиантом и засверкать всеми гранями своей природы. Так и человек призван подобно капле очистить себя от грязи греховной, чтобы наполниться светом благодати Божией и тем самым уподобиться Солнцу Правды Богу. Так и человек призван подобно алмазу очистить себя от грехов. Более того необходимо приложить огромный труд всей жизни, чтобы отгравировать грани души, чтобы они засияли

Божественной благодатью, которую каждый человек преломляет и претворяет в свою жизнь по своему, под своим индивидуальным углом и со своим жизненным узором. Господь говорит: «Вы — свет мира» (Мф. 5:14), «Так да светит (просветится) свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16) Из сказанного выше сделаем вывод, что цель человеческого бытия, имея образ Божий, стяжать подобие Божие.

2. Святые отцы говорят о том, что цель человеческого бытия — это обожение. Мы знаем, что Господь и Бог наш Иисус Христос — это Спаситель. Бог стал человеком, не переставая быть Богом, чтобы нас спасти. Но слово «спасение» — это негативный термин. Спасение — это цель земной жизни. Обожение — это цель бытия человека. Обожение — это позитивный термин. Процесс обожения включает в себя процесс спасения. В Св. Писании сказано: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Человек призван к совершенству души. Обожение, стремление к совершенству, к Богу — вечная цель бытия, достойная человека. Прп. Антоний Великий писал: «Хотя и невозможно достигнуть самой вершины, и невозможно получить все доброе, но даже взять часть немалая польза. Мы не можем выпить весь родник или водохранилище, но разве мы не можем приятием [воды] в довольство уврачевать жгущую нас жажду? И если мы не можем пропустить через себя весь воздух, то разве мы не можем дышать? И если мы не постигнем всех смыслов, то разве мы не должны беседовать? Мы можем показать, что вопреки сильному сопротивлению, мы не отпали от совершенства, но старались ради него, сколько было сил; и больше, чем было сил» (1)

В церковной терминологии есть два термина, обозначающих духовное продвижение навстречу к Богу. Это обоже-ние и спасение. Спасение — это попытка вырваться из грязи греховной к Свету Божьему. Каждый призван исполнить цель земной жизни, которая заключается в том, чтобы протянуть руку к Богу из болота греховного, в том, чтобы хоть немножко пробиться к Свету Божьему. Православные христиане ве-

рят и надеются, что Человеколюбивый Господь по великой милости Своей протянет Свою крепкую руку и вытянет из болота греховного. «Обожение» — положительный термин, в которое входит понятие «спасение», как фундамент входит в состав всего храма.

В Св. Писании сказано, что мы можем и даже призваны стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1:4). Бог по своей природе неприступен как солнце. Никто не может приблизиться к солнцу и не опалиться. Про этот момент говорится в песнопении: «Бога человеком невозможно виде-ти, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати». Но как от солнца исходят озаряющие тьму лучи, наполняющие все светом и теплом, дающие всему живому жизнь, так и от Бога исходит благодать. Исходит некая нетварная божественная энергия. Как от человека исходят человеческие дела, так и от Бога исходят Божественные дела, которые называются благодатью, нетварной божественной энергией, светом. Капля воды может наполниться светом солнечным. Капля может отражать солнце. Но если она будет грязная, то не один лучик не сможет просветить и освятить ее. Так и человек призван очищать свою душу от грехов и страстей, чтобы Господь мог наполнить сердце светом божественной благодати и тогда верующие люди могут стать, как сказано, «причастниками Божеского естества». Алмаз, когда его гравируют и полируют, может прекрасно светиться, наполняясь лучами солнца. Подобно и люди призваны гравировать и полировать алмаз своего сердца, где каждая грань является отдельной святой добродетелью, доброй чертой характера. Только такой алмаз, над которым трудились не один десяток лет, который претерпел и испытания и страдания, только такой алмаз сердца, претворившийся в бриллиант, может поистине наполниться светом Божественной благодати и засиять ею. Бриллиант, наполняясь светом, можно сказать, становится причастником естества солнца, потому что он впустил в себя свет и сам засиял подобно маленькому солнцу, подобно солнцу с маленькой буквы. Подобно и каждый человек может впустить в себя свет Божественной благодати и засиять

божественным светом. Верующие люди могут стать «причастниками Божеского естества», стать богами с маленькой буквы, обожиться. Примером этого служат многочисленные святые, которые сияют божественным светом. Необходимо до последнего вздоха очищать свое сердце, через молитву, любовь, через всю богоугодную жизнь гравировать и полировать алмаз сердца. Именно такая душа может принять в себя нетварный свет божественной благодати. А если в сердце свет, если в сердце Бог, то человек пребывает в счастье и неизреченной радости.

Из сказанного выше сделаем вывод, что цель человеческого бытия — обожение. Люди призваны стать «причастниками Божеского естества». Цель земной жизни — спасение.

Источники

1. Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 193. [Электронный ресурс]. URL: https://bible.optina.ru/ new: mf:05:48#prp_antonij_velikij (дата обращения: 10.10.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.