Священник Андрей СОЛОДКО, бакалавр, преподаватель СПДС
церковь и таинства в их взаимном отношении
Аннотация: Предлагаемая статья представляет собой краткое изложение православного учения о связи Церкви и таинств. В данном исследовании литургический аспект эк-клезиологии рассматривается через соотнесение православного вероучения о Боговоплощении, церковных таинствах и обожении.
Ключевые слова: Церковь, таинства, экклезиология, Бо-говоплощение, обожение.
Priest Andrey SOLODKO, lecturer
The church and the sacraments in their mutual relation
Abstract: This article is a summary of the Orthodox teaching on the relationship between the Church and the sacraments. In this study the liturgical aspect of ecclesiology is considered through the correlation of the Orthodox doctrine of the Incarnation, Church sacraments and deification.
Keywords: Church, sacraments, ecclesiology, Incarnation, deification.
Православное учение о Церкви
В современном православном богословии особое внимание уделяется проблемам экклезиологии. Экклезиология,
являясь разделом богословской науки, призвана сформировать самопонимание Церкви (ответить на вопрос, как Церковь осознает саму себя). Это комплексная богословская дисциплина, включающая в себя различные аспекты бытия Церкви. «Современная экклезиология призвана отразить многомерную реальность Церкви: как ее сущностные богословские характеристики, так и ее миссионерскую активность, церковное служение миру»1.
В православном вероучении имеется много разных определений Церкви. Однако все существующие определения описывают лишь внешние признаки и свойства Церкви, сама же она остается тайной, неразрывно связанной с тайной Боговоплощения: «Тайна Церкви для Православного Кафолического (Соборного) богословия представляет собой стержневую тайну христианства, само христианство. Потому что христианство невозможно понимать иначе, как Церковь: оно возникло в мире как Церковь, как Тело воплощенного и вочеловечившегося Бога Слова, Тело Богочеловека Христа»2.
Начиная с богословия апостола Павла, Церковь рассматривается как Богочеловеческий организм, как Тело Христа, Которого Бог Отец поставил «выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22-23).
Боговоплощение — это основание, на котором строится Церковь Христова — «как бы непосредственное продолжение воплощения, как и здание может быть названо продолжением фундамента»3.
1 Филарет (Вахромеев), митр. Православное учение о Церкви [Электронный ресурс] // Православие и мир URL: http://www.pravmir.ru/pravoslavnoe-uchenie-o-tserkvi/ (дата обращения: 10.05.2020). Загл. с экрана.
2 Афанасий (Евтич), иером. Экклесиология Апостола Павла. М.: Новоспасский монастырь, 2009. С. 16.
3 Иларион (Троицкий), архиеп. Воплощение и Церковь [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: http https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/ voploshhenie-i-tserkov/ (дата обращения: 10.05.2020). Загл. с экрана.
Следовательно, Церковь — это не просто человеческое сообщество, но одновременно и человеческое, и Божественное; это место встречи Бога и человека, соединения человека со Христом. Христос, воплотившийся Сын Божий, глава Церкви, Ее основание и цель, «начало и конец» (Откр. 1:8), и так как Он не только истинный человек, но и истинный Бог, явившийся во плоти (см.: 1 Тим. 3:16), то вся полнота Божества присутствует и в Церкви.
Во Христе достигается цель существования человека — приобщение к Богу, соединение с Богом, обожение. «Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божьим»4.
Цель христианской жизни — достижение полноты бо-гообщения, при которой мы самым тесным образом приобщаемся Божеству, становимся «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), подобными Ему (1 Ин. 3:2). Эта возможность обожения человека открывается воплощением Сына Божьего и осуществляется именно в Его Церкви.
Церковь есть Царство Божие на земле: «Церковь — это благодатное, сверхъестественное, на основе голгофской жертвы Самим Господом установленное на земле единство свыше рожденных людей, составляющих таинственное тело Христово, напоенное Духом Святым и имеющее главою своею Самого Господа Иисуса Христа»5.
Сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова называют днем рождения Церкви, так как Духом Святым утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. Дух Святой — источник новой жизни человечества, именно
4 Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996. С.102-103.
5 Александр (Милеант), еп. Мысли о Царствии Божием или о Церкви [Электронный ресурс] // Православные Миссионерские Листки. URL: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/church_aU_r.htm (дата обращения: 10.05.2020). Загл. с экрана.
жизни церковной, духовной. По слову Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Бо-жие» (Ин. 3:5).
Наполняющий жизнь Церкви Дух Святой дает каждому члену Церкви силы быть новой тварью и в жизни своей руководствоваться заповедью любви. Церковь не только единое Тело, но и единый Дух. Вся жизнь церковная есть проявление именно Духа Божия, всякое проявление любви, всякая добродетель есть действие дарования Духа. Все производит один и тот же Дух Божий, проникающий Собою все тело Церкви, подающий членам этого тела различные духовные дарования; Он делает возможной для человечества новую жизнь, соединяет всех в одно тело, вливая в сердца любовь, которая становится основой жизни человека и его отношений к другим людям.
«Дело Христово есть создание «новой твари», то есть Церкви. В Церкви живущий Дух Божий дает силы для осуществления христианского учения в жизни, а так как учение это есть учение о любви, то осуществление его опять-таки создает единство, ибо любовь — начало связующее, а не разъединяющее. Возрастание Церкви есть в то же время и возрастание ее отдельных членов»6.
Устройство Церкви есть дело всей Пресвятой Троицы, через Сына и Духа Святого, Которые посланы в мир Отцом. Священномученик Иларион (Троицкий) призывает обратить особенное внимание на слова Христа: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:11, 20-21). В этих словах он видит сущность всего христианства: «Христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности
6 Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви [Электронный ресурс] // Православная беседа. URL: http://pravbeseda.ru/ library/?page=book&id=206 (дата обращения: 10.05.2020). Загл. с экрана.
настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы»7.
Сыном Божиим человеческая природа искуплена, очищена, воссоздана; Дух Святой сообщает каждой личности в Церкви полноту благодати, превращая каждого члена Церкви в сознательного соработника Бога, свидетеля Истины. Поэтому в день Пятидесятницы Дух Святой явился в разделении огненных языков и сошел на каждого присутствовавшего, и до сего дня огненный язык невидимо подается в Таинстве Миропомазания каждому, кто Крещением приобщается единству Тела Христа8.
Церковь и таинства
Слово «таинство» указывает на некоторую непостижимость, невозможность заключить это явление духовной жизни христианской Церкви в четкие определения и формулировки. Господь наш Иисус Христос, открывая апостолам тайны Царства Небесного, облекал их в притчевую форму, используя многочисленные образы повседневной жизни. Так поступали и апостолы, и святые отцы. Например, этот прием использует святой праведный Николай Ка-васила. Он сравнивает таинства с окнами, через которые, подобно солнечному свету, в наш мир проникает благодать Божия: «И так посредством сих священных таинств, как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце правды и умерщвляет жизнь, сообразную с миром, и вос-становляет жизнь премирную...»9. Крещальную купель этот духовный писатель сравнивает с входной дверью в жизнь
7 Там же.
8 См.: Лосский В.Н. По образу и подобию [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия Азбука веры. URL: http://azbyka.ru/ dictionary/25/losskij_po_obrazu_i_podobiju_09-aU.shtml (дата обращения: 10.05.2020). Загл. с экрана.
9 Николай Кавасила, св. О жизни во Христе. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. С. 13.
будущего века: «Сам Спаситель восхотел креститься Крещением Иоанновым, показывая, что чрез Крещение только мы можем узреть небесные пространства и тем указано было, что нельзя войти в жизнь некрещеному, тем же указано и то, что купель есть вход и дверь»10.
Рассуждая о церковных таинствах в «Семи словах о жизни во Христе», святой Николай Кавасила именно в них видит присутствие Царствия Божия на земле. Таинства же являются средствами, благодаря которым осуществляется истинная жизнь человека во Христе.
Таинство Крещения — начало новой жизни. Умирая в крещальной купели, ветхий человек получает новое бытие во Христе: принимая мертвых, это таинство вводит их в жизнь. Миропомазание дает вновь рожденному силу действовать в новой жизни. Евхаристия же сохраняет и поддерживает сию новую жизнь: «Ибо принимаем от сей трапезы уже не смерть, и гроб, и общение жизни лучшей, но Самого Воскресшего, и не дары Святого Духа, какие только можем мы получить, но Самого Благодетеля, самый храм, в коем находится вся полнота благодатных даров»11.
По учению Николая Кавасилы, Евхаристия является Таинством Таинств, исполнением и венцом всего в Церкви, окончательным действом и реальным участием в Царстве Божием. После Евхаристии уже нет ничего такого, к чему мы могли бы стремиться, но необходимо остановиться и постараться сохранить это сокровище. Как земной хлеб поддерживает телесную жизнь, так Хлеб, сошедший с Небес, поддерживает духовную жизнь христианина: «Посему сим хлебом живем, движемся миром, получив бытие от купели»12.
10 Николай Кавасила, св. О жизни во Христе. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. С. 14.
11 Там же. С. 63.
12 Там же. С. 13.
Духовную жизнь христианина, заключенную в церковных таинствах, святой Николай Кавасила называет жизнью во Христе, подчеркивая ее христоцентризм. Как отмечает Неллас Панайотис: «Духовная жизнь для него есть именно жизнь во Христе, или жизнь Христа в нас. Ее сущность недвусмысленно задана Павловым утверждением «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), принятым в самом буквальном смысле»13.
Особый интерес вызывает взгляд святого преподобного Иустина (Поповича): он рассматривает понятие таинств Церкви гораздо шире общепринятых семи священнодействий: «Все в Церкви есть таинство, от самого малого до самого великого, ибо все пронизано неизреченною святостью безгрешного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Как Церковь, Богочеловек охватывает и небо, и землю, ибо и земля и небо суть Его творение: «все Им и для Него создано» (Кол. 1:16-20). Он есть и Творец, и цель всех творений, всех тварей: «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18); и еще: Церковь есть «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Поэтому в Нем, Который объемлет все, суть и спасение, и обожение, и становление частью Христа Богочеловека, и все самое совершенное, что только потребно человеческому существу и на небе, и на земле. Этому служат все святые таинства в Его Церкви и все святые добродетели, и прежде всего: святое Таинство Крещения, святое Таинство Миропомазания и святое Таинство Причащения (Евхаристии)»14.
В своем труде «Православная Церковь и экуменизм» преподобный Иустин раскрывает вопрос о взаимном отношении
13 Неллас Панайотис. Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле / пер. с англ. Н.Б. Ларионовой // Человек. 2001. № 5. С. 110124; № 6. С. 91-103.
14 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. С. 105.
Церкви и таинств: «Каждое святое таинство исходит и вновь возвращается к святой тайне Церкви, к святой тайне Богово-площения, Богочеловека, Богочеловечности. В самом деле, всякое святое таинство всецело находится в Церкви, также вся Церковь находится в каждом святом таинстве»15. Именно церковность делает всякое священнодействие святым таинством, спасительным, как и сама тайна Церкви. Каждое священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в неразрывной связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом. Через органическую связь во святом крещении с Богочеловеческим таинством Церкви любая добродетель в душе православного христианина, такие как вера, молитва, любовь, надежда, пост, милосердие, смирение, кротость и многие другие, также становится святым таинством.
«Потому-то и нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней и каждое «Господи, помилуй» есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах»16.
Заключение
Вопрос о взаимном отношении Церкви и таинств коренится в воплощении Сына Божия, которое есть основание Церкви; Церковь — это Боговоплощение, продолжающееся во времени. Благодаря этому, человек получил в Церкви возможность спасения, неотделимого от обожения, уподобления Святой Троице; возможность приобщения через Церковь к обоженному человечеству Христа и к Божественным энергиям, подаваемым нам действием Святого Духа,
15 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. С. 106.
16 Там же. С. 108.
что получает актуализацию в церковных таинствах и наиболее полно — в Евхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых. Спасение в Церкви возможно потому, что воспринятая Сыном Божиим в единство Своей Ипостаси человеческая природа полагается в основание Церкви. Через участие в таинствах члены Церкви становятся соучастниками скорбей и славы своего Божественного Спасителя. «Это участие в скорбях и славе Спасителя совершается не механически и не безболезненно, но требует волевых усилий от каждого церковного члена. Впрочем, болезненность этих усилий растворена радостью, поскольку через них приобретаются добродетели, духовно связанные с блаженством и представляющие собой Божественные энергии, подаваемые человеку не только для его собственного совершенствования, но и для служения всему церковному телу»17.
17 Горбачев А. Опыт систематического изложения богословия свя-щенномученика Илариона (Троицкого) (по различным аспектам эккле-зиологии) [Электронный ресурс] // ПРАВОСЛАВИЕ^и URL: http:// dasys.pravoslavie.ru/69130.html(дата обращения: 10.05.2020). Загл. с экрана.