Научная статья на тему 'О целевой финансовой дотации и итогах внутриакадемического конкурса грантов и премий'

О целевой финансовой дотации и итогах внутриакадемического конкурса грантов и премий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О целевой финансовой дотации и итогах внутриакадемического конкурса грантов и премий»

Марина Юрьевна Глейх

ЦЕЛЕВАЯ ФИНАНСОВАЯ ДОТАЦИЯ

Г рантообразующие фонды ставят своей целью поддержку талантливых ученых и исследователей, чьи усилия вносят вклад в решение социальных, экологических, экономических и других проблем стоящих перед обществом.

Программы на присуждение грантов предназначены для:

- учреждений, работающих в сфере высшего образования,

- центров перспективных исследований и образования в области фундаментальных и общественных наук в государственных университетах,

укрепляют различные формы связей внутри и между научными сообществами и т. д.

Большая часть грантовых ресурсов направляется на развитие учебной и научной базы высших учебных заведений и в зависимости от проекта предусматривает:

- поддержку исследовательских и издательских проектов;

- развитие специализированных научных центров;

- комплектование библиотечных фондов;

- разработку учебных курсов и программ;

- развитие телекоммуникаций;

- поддержку участия студентов в научной и общественной жизни вуза и местного сообщества;

- комплектование учебно-научных подразделений вуза оборудованием и материалами;

- поддержку участия в международных конференциях.

Грант - это целевая финансовая дотация, предоставляемая ученым на проведение научных исследований, поскольку любой научный проект предполагает оплату публикации; расходы на поездки в архивы, библиотеки, к коллегам; на аппаратуру; заработную плату студентам, докторантам, временным сотрудникам и т. д. Ученый на

Западе тратит 1/3 своего времени на написание заявок на гранты. Для российского ученого получение дотации на конкурсной основе является относительно новым и непривычным делом. Необходимо знать, что финансирование научных проектов осуществляют многие зарубежные, российские (правительственные и специальные) научные фонды. Условие - положительная рецензия на заявку.

Рассмотрим динамику рынка предложений грантового финансирования (см. рис. 1) [1].

Из представленного рисунка видно, что объем предложений на мировом рынке грантового финансирования резко сократился.

Основные причины данного положения:

1) мировые финансовые кризисы;

2) реакция зарубежных фондов на неэффективное использование грантополу-чателями грантовых ресурсов, в том числе:

- отсутствие у грантодающих организаций адекватного инструмента оценки долгосрочной социальной эффективности профинансированных проектов;

- появление среди грантополучате-лей «грантоедов», т. е. организаций, «зарабатывающих на жизнь грантами».

Среди отраслей, по которым зарубежные фонды предлагают грантовое финансирование следующие:

медицина и исследования в области медицины - 25 %;

нужды сообществ - 21 %; образование - 16 %; культура и культурное достояние - 10;% фундаментальная наука - 8 %; гражданское общество - 6 %; разработка новых технологий - 7 %; компьютерные технологии - 4 %; другие отрасли - 3 %.

1

Рис. 1. Динамика рынка предложений грантового финансирования

Основные страны-грантодатели

ЮАР

3 %

Франция

3%

Япония 3 %

Канада 9 %

В еликобритания 10 %

Швеция 8 %

США 34 %

Евросоюз 15 %

Австралия 11 %

На сколько реально получение гранта от зарубежных грантодателей организациям в России? Общий вклад иностранных фондов в Россию за прошедшие годы оценивается экспертами почти в 3 500 млрд долларов США. По отраслям финансирования они распределены следующим образом:

- система государственного и муниципального управления - 432,8

- гуманитарные права - 511

- культура - 313,3

- наука и образование - 2015,2

- другие отрасли - 155,7

Основными грантодающими организациями в России в период с 1988 г. и до настоящего времени являются:

Программа Тасис ЕС - 1430 (в тыс. долларов США);

Институт «Открытое общество» -Фонд Сороса (ИОО) - 1660,2 (в тыс. долларов США) (прекратил свою грантовую активность с 2004 г.);

Фонд «Евразия» - 200,1 (в тыс. долларов США);

Другие грантодатели - 137,7 (в тыс. долларов США).

Несмотря на резкое сокращение активности международных благотворительных организаций в мире и на территории Российской Федерации и, соответственное, резкое уменьшение российского рынка грантовых предложений, необходимо отметить появление новых российских благо-творителей-резидентов. Среди последних выделим наиболее крупные:

- Фонды и программы компаний (например, ЛУКОЙЛ) работающих в основном в рамках территориальных и индустриальных приоритетов компаний;

- Фонд «Открытая Россия», финансирующий в основном гражданскую активность, причем отраслевыми предпочтениями фонда являются гражданское общество и социальное партнерство;

- Благотворительный фонд Владимира Потанина, работающий на всей территории Российской Федерации, финансирующий культуру и выдающий студенческие стипендии [2].

Сегодня на территории России продолжают действовать следующие основные благотворительные организации [3]:

- грантовые программы Фонда Форда;

- АСМЕ - Американские Советы по международному образованию ACTR/ ASPRIAL/ACCEIS, финансирующий образовательные исследовательские программы и стажировки Российских студентов, аспирантов и исследователей в США. Советы оперируют средствами происходящими из частных, государственных и корпоративных источников США [4].

- Фонд Дмитрия Зимина «Династия»;

- Международный благотворительный фонд им. Д. С. Лихачева. Деятельность Фонда направлена на поддержку образования, культуры и гуманитарной науки [5].

- Британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation, работающий в области строительства благотворительности гражданского общества и социального партнерства в России [6];

- Немецкая служба американских обменов DAAD (Deutscher Akademishcer Austauschdienst),способствующая развитию

академических отношений прежде всего посредством обмена студентами и учеными [7];

- Фонд «Новая Евразия» - финансирует проекты в области образования [8];

- Грантовые конкурсы время от времени объявляют компании, неимеющие специализированные благотворительные офисы на территории Российской Федерации (например Samsung, Microsoft, LG) и др. (в рамках их технологических приоритетов).

Сегодня оценить рынок доступных грантовых ресурсов не представляется возможным в связи с диверсифицированно-стью и большим объемом необходимой для анализа информации.

Прошедший 2007 г. показал, что вопрос формирования дополнительных каналов финансирования остается одним из главных для Челябинской государственной академии культуры и искусств. Развитие научной деятельности невозможно без постоянного активного денежного вливания. Но только значимые, востребованные научные исследования могут привлечь извне денежные средства.

Весь преподавательский состав Челябинской государственной академии культуры и искусств, студенчество, молодые ученые, казалось бы, должны быть заинтересованы в финансировании научной деятельности учреждения за счет внешних средств, так как это один из показателей, который учитывается при присуждении вузу статуса университета. Так же это источник пополнения бюджета организации, средство стимулирования научного и художественного роста, повышение профессионального мастерства.

Но этого не происходит. Преподаватели, студенты и аспиранты не осознают важность данного вопроса, не имеют желания создать прецедент активного участия.

Что тормозит данный процесс:

- загруженность образовательным процессом;

- низкий уровень самооценки;

- недоверие фондам;

- отсутствие мобильности;

- отсутствие навыка работы с поисковыми системами, незнание о существо-

вании открытых информационных ресурсов публикующих объявления о конкурсах, программах, проектах;

- неумение выгодно заявить свой проект;

- боязнь конкуренции;

- неумение достойно проигрывать;

- неумение извлекать положительный результат из участия в конкурсе;

- отсутствие (у многих) лидерских качеств;

- неумение, нежелание разрабатывать проекты, заполнять необходимые документы (иждивенчество);

- отсутствие желания знакомиться с представленной информацией об условиях участия в тех или иных программах, проектах, конкурсах;

- отсутствие духа «здорового» соперничества, «закрытость» коллективов;

- снобизм;

- закоренелое чувство «периферий-ности»;

- неприятие рыночных отношений, неумение жить в условиях постоянных перемен, и т. д.

Одной из серьезных проблем в нашем вузе, как и в большинстве вузов Российской Федерации, остается низкая эффективность проектной деятельности. Анализ проектных заявок, поступающих от учебных заведений в фонды, свидетельствует не только об отсутствии у соискателей грантов элементарных навыков в области разработки проектов и общении с «донорами», но и базовых знаний в этом вопросе.

Экспертный потенциал высшего образования высок, но следует отметить, что в проектной деятельности вузов существует два основных типа субъективных и объективных проблем (социально-

психологические) связанных с подготовкой проектных заявок (см. табл.):

Таблица

Объективные проблемы Субъективные проблемы

Общие

Невнятная, неправильная формулировка миссии - неопределенность разработанного проекта Устойчивость и развитость организации

Нет четкой стратегии в планировании деятельности: недостаточное взаимодействие с внешней средой, мал % меж- и внутриотраслевого взаимодействия, недостаточное взаимодействие с местным сообществом Стиль менеджмента организации

Личностные

Неумение писать проекты: - нет навыка в выборе и определении ведущей проблемы; - недостаточные навыки целеполагания; - смещение понятий о целях и задачах, задачах и мероприятиях; - недостаточное умение анализировать предпроектную информацию Слабое описание проектов, так как нет навыков писать проектные тексты

Неумение сделать внутренний мониторинг проекта

Отсутствие навыков составления сметы проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

Для реализации проекта в той или иной сфере деятельности необходимы безвозмездные целевые субсидии которые предоставляются на конкурсной основе организации, инициативной группе, индивидуальному лицу. И у нашей академии есть большой потенциал, необходимо только зарекомендовать себя, завоевать популярность, участвуя - активно, дерзко - в самых различных конкурсах. Необходимо гордо представлять академию, на разных конкурсах, претендуя на различные виды грантов. Не только победа, но и само участие должно быть престижно, почетно. Преподаватели, молодые ученые, сотрудники академии участвуя в различных грантах и конкурсах, являются для студенчества наглядным примером активной жизненной позиции, позитивного отношения к жизни, смелого полета научной мысли.

В Челябинской государственной академии культуры и искусств есть перспективные подразделения, которые должны активно участвовать в грантосоискани-ях, но, к сожалению, у многих из них до сих пор нет понимания того, что в современных условиях без активной проектной деятельности им просто не выжить. Участвуя в конкурсах и проектах преподаватели, аспиранты, студенты показывают свое отношение к родной альма-матер.

Всем грантосоискателям необходимо готовить «проактивные» проекты, кроме систематической реактивной проектной деятельности. Реактивные проекты готовятся под уже объявленные программы или конкурсы. Проактивная, т. е. предупредительная, проектная деятельность означает разработку инициативного проекта с последующим поиском его реализации. Опыт тех стран, в которых стратегическое планирование развито, показывает, что такая проектная деятельность наиболее продуктивна. Игнорирование этого факта говорит

об отсутствии навыка работы в условиях постоянных перемен и, соответственно, стратегического планирования деятельности (программирования/проектирования), а так же о недостаточной информированности о фандрайзинговых возможностях для

реализации проектных идей. Отсюда следует, что у коллективов, не занимающихся или недостаточно занимающихся проектной деятельностью, отсутствует социальная мотивация к подобной работе, т. е. нет потребности влиять на развитие внешней среды [9].

Современному человеку, стремящемуся к своей цели, необходимо максимально эффективно использовать время. В основе развития любого успешного проекта лежит грамотная работа с информационными ресурсами. Для тех, кто действительно хочет получить грант, сегодня Интернет-ресурсы содержат существуют открытые и бесплатные источники информации о конкурсах и программах:

Помимо этого, информация о грантовых программах и конкурсах регулярно появляется на страницах газеты «Поиск».

Хочется напомнить всем, что грант в широком смысле этого слова - денежная помощь, которую безвозмездно оказывают благотворительные организации. Как источник финансирования, дотация особенно удобна для проектов, которые изначально не являются коммерческими: при осуществлении социально-гуманитарных программ; проектов, связанных с искусством, творчеством; для индивидуального обучения или проведения научных или социологических исследований в разных областях научной деятельности.

Грант - не кредит (от англ. grant -«дар»). Его не придется отдавать «физическими» деньгами. Однако это не предполагает своевольного распоряжения средствами. Грант - целевое финансирование деятельности, которую его получатель обязан осуществить. Как потенциальные получатели гранта, вы вступаете во взаимодействие с миром: вам предложены денежные средства, чтобы раскрыть ваш интеллектуальный потенциал и сделать что-либо полезное для общества. Ваша задача - не обмануть его ожидания.

Участие во Внутриакадемическом конкурсе на присуждение грантов для поддержки научно-исследовательских проектов в области культуры, искусства, информации и образования формирует у пре-

подавателей, аспирантов, студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств мотивацию к участию во внешних научных, конференциях; адаптирует грантосоискателей к условиям внешнего финансирования научных разработок и проектов; вырабатывает умения и навыки по представлению идей и разработок для внешней оценки и внешнего рецензирования, по подготовке проектов и документаций для участия в конкурсной борьбе.

Лучшие научно-публикаторские достижения в области культуры, искусства, информации и образования 2007 года

Первая премия:

1. Монография «Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения». Казакова Галина Михайловна - кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник

2. Учебное пособие «Основы создания речевой партитуры телевизионного постановочного дискурса». Суленева Наталья Васильевна - доцент кафедры сценической речи.

3. Цикл статей. Публикации, посвященные информационно-просветительной деятельности государственных и общественных организаций в России XVIII века. Чеботарев Анатолий Михайлович - декан факультета декоративно-прикладного творчества.

4. Программа и методические рекомендации «Теория и история народной художественной культуры». Каминская Елена Альбертовна - замдекана музыкально-педагогического факультета по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры народного хорового пения.

Вторая премия:

1. Монография «Личная популярность: способы конструирования и методы исследования». Зубанова Людмила Борисовна - доцент кафедры культурологии и социологии.

2. Учебное пособие «Духовная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов. Булгакова Светлана Николаевна - завкафедрой музыкального образования

3. Научное издание сборник материалов II Международной научнопрактической конференции (две части). Абросимова Галина Васильевна - завкафедрой иностранных языков.

4. Учебное пособие «Вопросы методики обучения игре на домре». Бурнатова Татьяна Васильевна - доцент кафедры оркестрового дирижирования.

Третья премия:

1. Учебное пособие «Народносценический танец и методика его преподавания». Бриске Ирина Эвальдовна -доцент кафедры искусство балетмейстера.

2. Учебное пособие «Культура звучащей речи. Орфоэпия». Игнатьева Лидия Дмитриевна - профессор кафедры сценической речи.

3. Учебное пособие «Креативное развитее личности: игровые методы формирования творческого и интеллектуального потенциала». Евдак Олег Павлович

- доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников.

4. Серии нотных изданий. Бычков Владимир Васильевич - директор творческого объединения «Международный институт музыки, профессор кафедры эстрадно-оркестрового творчества.

Научно-исследовательские проекты в области культуры, искусства,

информации и образования, поддержанные на Внутриакадемическом конкурсе Челябинской государственной академии культуры и искусств в 2008 году

1. Экспериментальная творческая лаборатория «Архаика и Авангард».

Руководитель проекта: зав кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников Мордасов Александр Алексеевич.

2. Инновационный художественнотворческий ресурс: создание/исполнение -запись - распространение (технологический цикл).

Руководитель проекта: начальник информационно-вычислительного Центра Буцык Сергей Владимирович.

3. Детская этнокультурная газета.

Руководитель проекта: художественный редактор газеты «Академгородок» Иванцов Владимир Викторович.

4. Межвузовская научно-практическая студенческая конференция «Студенческая наука: поиски и открытия».

Руководитель проекта: аспирантка кафедры педагогики и психологии Кис Светлана Васильевна.

5. Издание сборника студенческих инструментовок «Играет оркестр русских народных инструментов ЧГАКИ».

Руководитель проекта: аспирант кафедры оркестрового дирижирования Кузнецов Анатолий Николаевич.

6. «Культурные локусы открытого пространства г. Челябинска»

Руководитель проекта: студентка культурологического факультета, специализации «Теория и история культуры»,

5 курс Тужилова Елена Сергеевна.

7. Создание творческой лаборатории на базе студенческой газеты «Буквица»

Руководитель проекта: студентка кафедры книжного бизнеса, гр. 704 Пус-тынникова Екатерина Александровна.

8. Ежегодный региональный фестиваль-лаборатория «Неумелое кино».

Руководитель проекта: студент

кафедры режиссуры кино и телевидения, гр.304 Федотов Андрей Юрьевич.

1. http://www.grantexperts.com

2. Благотворительный фонд Владимира Потанина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stipendia.ru.

3. Грантовые программы Фонда Форда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iie. ru/pgms/IFP.

4. АСМЕ - Американские Советы по международному образованию ACTR/ASPRIAL/ACCEIS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.actr.ru

5. Международный благотворительный фонд им. Лихачева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lfond.spb.ru.

6. Британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Cafrussia.ru.

7. Немецкая служба американских обменов DAAD. Deutscher Akademishcer Austauschdienst [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.daad.ru.

8. Фонд «Новая Евразия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lurasia.msk.ru.

9. Коваленко, В. Н. Типичные ошибки в грантовых заявках / В. Н. Коваленко // Человек, сообщество, управление. - № 1. - 2004. - С. 119-134.

10. NT-INFORM.RU Информационный интернет-канал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsci.ru.

11. Ресурсы интеллектуальной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. rinti. ru/grants.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.