Научная статья на тему 'О трех аспектах либерализма'

О трех аспектах либерализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1034
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ИНДИВИД / СОЛИДАРНОСТЬ / LIBERALISM / IDEOLOGY / INDIVIDUAL / SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Окара А. Н.

Автор анализирует многозначность понятия «либерализм», что позволяет применять его и в связи с высокими политическими ценностями, и с жестокой античеловеческой политикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three aspects of liberalism

The author analyzes polysemanticism of the "liberalism" notion. This peculiarity enables to use this notion in relation to supreme political values as well as to a tough antihumane policy implementation

Текст научной работы на тему «О трех аспектах либерализма»

О трех аспектах либерализма

А.Н. Окара

Для продуктивного разговора о либерализме следует понимать, что существуют три понятия.

Во-первых, либерализм как политическая философия, основанная на ценностях свободы и возникшая в англосаксонском культурно-идеологическо-ре-лигиозном контексте (Гоббс, Локк, Смит).

Во-вторых, либерализм как политическая идеология, часто используемая в качестве тарана против традиционных обществ, а также против тоталитарных политических систем. Так, скажем, идеология либерализма (точнее, либерального тоталитарного фундаментализма) в начале 1990-х гг. стала эффективным инструментом уничтожения не столько Советского Союза, сколько советского модерна и всех его составляющих (промышленности, систем образования и здравоохранения и пр., и пр.). То есть на наших глазах либерализм проявился и как технология управляемого социального хаоса.

В-третьих, либеральность может быть характеристикой политического режима, который обеспечивает гарантированные государством гражданские свободы: многопартийность, свободу слова, состязательный политический процесс, развитие инфраструктур гражданского общества и т.д. В этом смысле «либеральность» можно употреблять почти как синоним «полиархии».

Манипуляции определениями с корнем «либерал», подмена их друг другом (а этим, надо сказать, нередко занимаются и сами либералы) ведут к размыванию понятия «либерализм»: оказывается, что это определение применимо и к высоким политическим ценностям, и к жестокой античеловеческой политике.

Следует заметить, что либерализм как политическая философия возник в современном понимании в контексте протестантской (англиканской и кальвинистской) этики и культуры, в рамках которой был произведен поворот от средневекового католицизма не только к раннему христианству, но и к ветхозаветным ценностям. Получился достаточно сложный микст, из которого вытекает идея о богоизбранности («особой роли», «глобальной ответственности» и пр.) англосаксов и Британской империи, а позже — США. Возможно, по этой причине либерализм в своем модельном, эталонном виде так или иначе исходит из представления о возможности двойных стандартов. Либерализм — это та политическая философия, идеология, пропаганда и «гражданская религия», которые наиболее хитрым образом запутывают свои следы, проекции и информационные экстраполяции. И тут речь идет не столько о моралисте Локке, сколько о современном неолиберализме.

Возникает вопрос, где же есть ядро либерализма и что под ним следует понимать. Совершенно очевидно, что та политическая практика, которую проводят либералы и люди, именующие себя либералами, говорящие от имени ли-

86

Выпуск 5 2010

берализма, совершенно нелиберальна: неслучайно вспоминаются и Пиночет, и Хиросима. А ведь это все делалось под прикрытием вполне либеральных ценностей и аргументов.

То есть либеральный тоталитаризм — это не оксюморон, а очень логичное завершение той модели идеологии, которая появилась, кристаллизовалась в Англии в XVI-XVШ вв., а восходила она, по-видимому, к Демокриту и представлению об атомарности бытия как такового.

Лично для меня важно, что для этой идеологии несущественны ценности справедливости и солидарности. Или же они стоят на второстепенных позициях. Это идеология, в которой предельным воплощением является абсолютизация индивида, а индивид абсолютизируется именно в своей звериной, а не божественной ипостаси.

Полагаю, во всем этом либеральном компендиуме нужно очень четко разграничить либеральное концептуальное ядро, имеющее свои онтологические предпосылки, и либеральность как тип политического дискурса. Мне кажется, сегодня мы говорим больше не о либерализме как идеологии, но о либеральности как политике. И что интересно и на чем я настаиваю, эта политика может соответствовать не столько либеральной политической философии, сколько со-лидаристской, консервативной или социал-демократической философиям.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.