Научная статья на тему 'О ТРАНСГУМАНИЗМЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ГУМАНИЗМА'

О ТРАНСГУМАНИЗМЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ГУМАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / СВЕРХЧЕЛОВЕК / ГУМАНИЗМ / ТРАНСГУМАНИЗМ / РАЗВИТИЕ / КИБОРГ / БИОТЕХНОЛОГИИ / MAN / SUPERMAN / HUMANISM / TRANSHUMANISM / DEVELOPMENT / CYBORG / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манжос В.И., Сидорова А.Д.

Статья посвящена актуальной проблеме исследования человеческой природы с позиции трансгуманизма. В работе представлен сравнительный анализ гуманистических идей и трансгуманистических идеалов современного общества. Авторами обосновываются цели трансгуманизма и его влияния на развитие медицины. Особое внимание уделено вопросу о целесообразности трансгуманизма для человека и его будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSHUMANISM AND THE PROSPECTS OF HUMANISM

The article is devoted to the actual problem of the study of human nature from the perspective of transhumanism. The paper presents a comparative analysis of humanistic ideas and transhumanistic ideals of modern society. The authors substantiate the goals of transhumanism and its impact on the development of medicine. Particular attention is devote to the question of the feasibility of transhumanism for man and his future.

Текст научной работы на тему «О ТРАНСГУМАНИЗМЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ГУМАНИЗМА»

УДК: 614.253

Манжос В.И. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Сидорова А.Д. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный медицинский

университет Минздрава РФ научный руководитель: Волкова Т.И., к.социол.н.

доцент Россия, г. Челябинск О ТРАНСГУМАНИЗМЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ

ГУМАНИЗМА

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме исследования человеческой природы с позиции трансгуманизма. В работе представлен сравнительный анализ гуманистических идей и трансгуманистических идеалов современного общества. Авторами обосновываются цели трансгуманизма и его влияния на развитие медицины. Особое внимание уделено вопросу о целесообразности трансгуманизма для человека и его будущего.

Ключевые слова: человек, сверхчеловек, гуманизм, трансгуманизм, развитие, киборг, биотехнологии.

Manzhos V.I.

2nd year student, Faculty of General Medicine FGBOU VO South-Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation

Russia, Chelyabinsk Sidorova A.D.

2nd year student, Faculty of General Medicine FGBOU VO South-Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation

Russia, Chelyabinsk

Scientific director: Volkova T.I., Candidate of Sociological Sciences

Associate Professor TRANSHUMANISM AND THE PROSPECTS OF HUMANISM

Annotation: The article is devoted to the actual problem of the study of human nature from the perspective of transhumanism. The paper presents a comparative analysis of humanistic ideas and transhumanistic ideals of modern society. The authors substantiate the goals of transhumanism and its impact on the development of medicine. Particular attention is devote to the question of the feasibility of transhumanism for man and his future.

Key words: man, Superman, humanism, transhumanism, development, cyborg, technology.

К XXI в. классические идеи гуманизма получают новое оформление. Еще во второй половине XIX - начале XX вв. в философской мысли наметился «поворот» от человека к сверхчеловеку. Якобы он сможет предотвратить все плохое в нашем мире или же преобразовать собственную психофизическую ограниченность и несовершенство, а может и все вместе взятое.

Ценность человека, его центральность в мироздании подменяется, таким образом, мыслью о возможной ценности и центральности сверхчеловека, которому стал соответствовать новый тип гуманизма -трансгуманизм.

И сейчас нужно понять каким образом гуманизм, который так трепетно относится к человеческому существу, увидев в нем личность и дав ему свободу, преобразуется в нечто иное, в то, что отрицает столь ценного человека, превращает его в отстающее звено эволюции и надеется лишь только на совершенные технологии.

Согласно определению «Новой философской энциклопедии»: «Гуманизм — особый тип философского мировоззрения, в центре которого — человек с его земными делами и свершениями, с присущей его природы способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм — доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких -либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил»[5, с. 65].

Гуманизм рассматривает человека как личность, которая может развиваться не только в научных, но и в духовных направлениях. Он не отрицает существование Бога, но люди, которые пропагандируют данный тип мировоззрения, уверены, что человек может сделать все что пожелает и без помощи «высших сил». В данном направлении личность есть не просто человечный, но и творческий. Индивид создает свою жизнь, окружающий его мир. «Ты же, не стесненный никакими пределами», - говорит Дж. Пико Делла Мирандола, - определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю... Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные» [3, с. 507-508].

Таким образом, в гуманизме есть предпосылки к трансгуманизму: человек, если он того захочет, может стать чем-то высшим, выйти за рамки разумного. Но гуманизм может обернуться в трансгуманизм только тогда, когда творческое начало возвысится над человеческим и как результат всего этого появится технологии, которые смогут улучшить биологическую часть вида [1]. И в этом «сверхчеловеке» от человека останется только его оболочка, которая окажется внутренне пустой.

Сторонники трансгуманизма определяют его как «рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение,

которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека» [2].

Зарождение трансгуманизма состоялось в 1957 г. В том году Дж. Хаксли назвал трансгуманистом индивида, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями. «Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя, и делать это не только спорадически: кто-то в чём-нибудь одном, кто-то - в чём-нибудь совсем другом, а совершенно иначе, в масштабах человечества в целом. Нам необходимо дать название этому новому убеждению. Возможно, здесь подойдёт слово «трансгуманизм»: человек останется человеком, но превзойдёт себя, реализуя новые возможности своей собственной природы. Скоро найдётся достаточно людей, которые смогут твёрдо сказать: «Я верю в трансгуманизм», род человеческий достигнет порога новой формы существования, и она будет столь же отличной от нашей, как наша отлична от пекинского человека. Тем самым человечество наконец-то приступит к осознанному выполнению своего подлинного предназначения» [4, с. 17].

Сегодня трансгуманизм получил свое дальнейшее развитие. В РФ появилась своего рода ассоциация: Российское трансгуманистическое движение. В нашей стране это общественное течение развивает и пропагандирует новые исследования и технологии, которые позволят каждому превзойти «естественные» пределы возможностей своего тела, своего разума, своей жизни. По словам этого направления, настанет день, когда современная наука позволит личности жить неограниченно долго, с помощью новых технологий люди кардинально усилят свои интеллектуальные и физические возможности, а также нанотехнологии сделают возможным создание изобилия ресурсов для каждого человека [2]. В тоже время есть и противоположная сторона этого светлого будущего. Так ярко расписывая все то, что ждет наш вид с эпохой трансгуманизма, сторонники данного направления осознают, что если человечество не сможет обуздать энергию технологической мощи, то под угрозой окажется не только развитие цивилизации, но даже само существование человечества.

Нам нужно с должной ответственностью относиться к созданию постчеловека и к концепции трансгуманизма в целом. Ведь, как мы видим, радужные представления трансгуманизма могут обернуться для человечества большой угрозой, если люди не смогут обуздать всю эту мощь техники.

С целью изучения мнения о пользе развития и расширения трансгуманистического мировоззрения в 2019 г. авторами было проведено конкретное социологическое исследование на базе Южно-Уральского государственного медицинского университета. С помощью метода анкетного опроса было изучено мнение 142 студентов. Выборка квотная по полу (женщин - 51,7%, мужчин - 48,3%) и курсу (1 курс - 25,5%, 2 курс - 48,9%, 3 курс - 8,8%, 4 курс - 4,4%, 5 курс - 3,6%, 6 курс - 4%, закончили обучение -

4,8%). Задачи данного исследования: 1) определение отношения жителей к проблеме трансгуманизма; 2) выяснение как люди видят будущее человека; 3) определение дальнейшего развития нашего вида.

Таблица 1

Информированность респондентов о трансгуманизме_

№ Варианты Абсолю % Пол, % Курс, %

ответа тное значени е Мужской Женский Младший (1-2) Старший (3-6)

1. Интересуюсь 18 12,8 16,7 10,3 12,9 23,6

2. Слышал в СМИ 39 27,7 38,9 26,4 21,6 37,8

3. Не просвещен 84 59,6 44,4 63,3 65,5 38,6

Табл. 1 показывает, что большинство опрошенных не слышали о трансгуманизме, однако с 3 курса люди более знакомы с данным направлением, либо слышали в СМИ. По статистике мужчины больше интересуются, либо слышали о трансгуманизме

В табл. 2 отражено мнение студентов о трансгуманизме как дальнейшем развитии общества.

Таблица 2

Взгляд студентов о развитии общества_

№ Варианты Абсолютное % Пол, % Курс, %

ответа значение Мужской Женский Младший (1-2) Старший (3-6)

1. Прогресс 79 56,0 62,4 50,7 72,4 60,3

2. Регресс 9 6,4 4,7 3,8 6,1 8,7

3. Не уверен 53 37,6 32,9 54,5 21,5 31,0

За то, что трансгуманизм - прогресс общества высказалось большинство опрошенных людей, либо многие не уверены, однако некоторые считают, что трансгуманизм - регресс общества.

Из приведенных данных в табл. 3 можно сделать вывод о том, что многие люди готовы заменить себе органы или ткани на искусственные, которые перестали функционировать, но меньшая часть опрошенных считает, что лучше найти альтернативные варианты, например, донорские органы. Несмотря на то, что большинство резидентов были за трансплантацию некротизированных тканей, но все же большинство не готово заменить себе части тела, которые находятся в физиологическом благополучии. Если

проанализировать следующий вопрос, то можно понять, что резиденты по возможности заменили бы себе внутренние органы. Это очевидно, потому что по статистике в большинстве случаев отказывают внутренние органы и ткани, а в меньшей степени верхние и нижние свободные конечности. В 3 пункте табл. 3 было очевидно, что большинство людей выберут именно антропоморфную форму, потому что другие формы человека могут быть не эстетичны и противоречить биологической части нашего вида.

Таблица 3

Взгляд студентов на актуальные проблемы трансгуманизма

Мнение о тканях, которые перестали функционировать, их замене

Варианты ответов Абсолютное значение % Пол,% Курс,%

Мужской Женский Младший (1-2) Старший (3-6)

Положительно 130 92,2 96,3 89,6 96,0 83,4

отрицательно 11 7,8 3,7 10,4 4,0 16,6

Взгляд на замену нормальных органов и тканей

Варианты ответов Абсолютное значение % Пол,% Курс,%

Мужской Женский Младший (1-2) Старший (3-6)

Да, нужно 66 46,8 56,8 33,1 73,5 56,9

Нет, не нужно 75 53,2 43,2 67,9 26,5 44,1

Суждение студентов о том, как человек должен выглядеть в будущем

Варианты ответов Абсолютное значение % Пол,% Курс,%

Мужской Женский Младший (1-2) Старший (3-6)

Нужно сохранить антропоморфну ю форму 122 86,5 76,0 87,0 75,2 76,4

Нужна новая форма 19 13,5 24,0 13,0 24,8 23,6

Мир технологий все дальше и дальше уходит вперед. И эта скорость изменений нарастает. Примерно 25 лет назад появились первые компьютеры, и уже сейчас актуальные технологии захлестнули буквально весь мир, изменив его до неузнаваемости. На нашей планете появляются новые технологии, которые удивляют людей своими возможностями. И человек, не успевая привыкнуть и адаптироваться к ним, снова встречает более совершенные модификации. И, скорее всего, в нашем мире это неизбежно. Возможно, для личности, это является благом, т.к. технологии, да и вообще идеи трансгуманизма, смогут облегчить людям жизнь. Индивид, который нуждается в донорском органе или в ткани, не будет «стоять в очереди» по нескольку месяцев, в надежде получить нужный орган, ему просто поставят искусственный имплантат, который будет функционировать достаточно долгое время. Пожалуй, наиболее важным достижением в области трансплантологии является пересадка искусственного сердца.

Данная процедура применятся достаточно широко, и имеет различное

целевое назначение. Сейчас искусственное сердце ставится лишь временно, до подбора подходящего донора, но это позволило людям увеличить срок ожидания. Достаточно успешно применяются биопротезы. Благодаря этой технологии люди, без какой-либо конечности, могут жить достаточно полноценной жизнью. Да, сейчас биомеханизмы медлительные, дорогостоящие и к ним нужно долго привыкать, но дальнейшая эволюция технологий (уже не только протезов, но и различных органов и т.д.), вероятнее всего, сможет подарить людям вторую жизнь.

Резюмируя, хочется отметить актуальность данной темы, потому что в век высоких технологий может произойти метаморфоз из человека в сверхчеловека по нескольким причинам:

1) Гуманизм как концепция исчерпал себя во многих аспектах. Если проследить становление человека в истории, то видно, что совершались гениальные научные открытия, становились совершенными технологии, но тенденция в XXI в. резко снизилась, соответственно можно предположить, что биологические силы человека на исходе.

2) Большинство опрошенных студентов ЮУГМУ в нашем исследовании думают, что трансгуманизм- прогресс общества. Особенно в этом уверены мужчины как младших курсов, так и старших, также сильный пол с большей уверенностью бы заменил себе органы и ткани.

3) Вопросы трансгуманизма все чаще начали подниматься не только в философии, но и в остальных сферах жизни человека, потому что в какой-то степени это неминуемое будущее, «призрак» которого достаточно давно блуждает по всему миру. Конечно, мы не можем с большой уверенностью сказать, принесет ли нам это движение счастливое будущее, или же, наоборот, повлечет за собой ужасающие последствия. Справится ли человек с такой мощью техники? Мы можем только догадываться...

Использованные источники:

1. Шилковская Н.С. От общества гуманизма к обществу трансгуманизма? // Философия и общество. - 2013. - №3 (71). - С.145-147.

2. Манифест Российского трансгуманистического движения. [Электронный ресурс]: http://www.transhumanismrussia.ru/content/view/10/8. (дата обращения 29.05.2019).

3. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т.1. - М.: Академия художеств СССР, 1962. С. 507-508.

4. Julian Huxley. Transhumanism. In New Bottles for New Wine. London: Chat Windus, 1957. p. 115-120.

5. Новая философская энциклопедия. - 2-е изд., испр. и допол. В 4-х т. -Т. 2. - М.: Мысль, 2010. - 2816 с.

6. Кутырев В.А. Философия трансгуманизма. - Н. Новгород: НГУ, 2010. - 84 с.

7. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихин. М.: Республика, 1993. - С.221-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.