Научная статья на тему 'ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ИСТОРИЯ ИДЕИ'

ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ИСТОРИЯ ИДЕИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
989
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ПОСТЧЕЛОВЕК / СВЕРХЧЕЛОВЕК / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕЛА / ТРАНСГУМАНИЗМ / ТРАНСЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рочняк Е. В.

Цель. Рассмотреть историю зарождения и трансформации идей трансгуманизма от древних эпох мифологического мировоззрения до сегодняшних дней.Процедуры и методы. Для исследования данной проблемы были использованы общенаучные и частнонаучные методы - дедукция и индукция, анализ, синтез, обобщение, философско-исторический анализ, герменевтический метод.Результаты. Показаны основные этапы становления идеи трансгуманизма с указанием философских акцентов на каждом из них.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования доказывают, что трансгуманизм является сложным мировоззренческим феноменом с богатой идейной историей, не терпящий однозначных оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSHUMANISM AS ONE OF POSSIBLE WAYS OF THE HUMANITY FUTURE DEVELOPMENT: THE HISTORY OF IDEA

Aim. To analyze the history of the inception and transformation of the ideas of transhumanism from the ancient time up to nowadays.Methodology. To study this issue, general and specific scientific methods were used including deduction and induction, analysis, synthesis, generalization, philosophical and historical analysis, and hermeneutics.Results. The main stages of the development and establishment of the idea of transhumanism are demonstrated in the research with the philosophical accents on each of them.Research implications. The results of the study prove that transhumanism is a complex ideological phenomenon with a rich ideological history that cannot be evaluated unequivocally.

Текст научной работы на тему «ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ИСТОРИЯ ИДЕИ»

УДК 165.74:316.6

DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-108-116

ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ИСТОРИЯ ИДЕИ

Рочняк Е. В.

Горловский институт иностранных языков

284626, г. Горловка, ул. Рудакова, д. 25, Донецкая Народная Республика Аннотация

Цель. Рассмотреть историю зарождения и трансформации идей трансгуманизма от древних эпох мифологического мировоззрения до сегодняшних дней.

Процедуры и методы. Для исследования данной проблемы были использованы общенаучные и частнонаучные методы - дедукция и индукция, анализ, синтез, обобщение, философско-истори-ческий анализ, герменевтический метод.

Результаты. Показаны основные этапы становления идеи трансгуманизма с указанием философских акцентов на каждом из них.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования доказывают, что трансгуманизм является сложным мировоззренческим феноменом с богатой идейной историей, не терпящий однозначных оценок.

Ключевые слова: будущее человечества, постчеловек, сверхчеловек, совершенствование тела, трансгуманизм, трансчеловек

TRANSHUMANISM AS ONE OF POSSIBLE WAYS

OF THE HUMANITY FUTURE DEVELOPMENT: THE HISTORY OF IDEA

E. Rochnyak

Gorlovka University for Foreign Languages

25 Rudakova ul, Gorlovka 284626, the People's Republic of Donetsk

Abstract

Aim. To analyze the history of the inception and transformation of the ideas of transhumanism from the ancient time up to nowadays.

Methodology. To study this issue, general and specific scientific methods were used including deduction and induction, analysis, synthesis, generalization, philosophical and historical analysis, and hermeneutics.

Results. The main stages of the development and establishment of the idea of transhumanism are demonstrated in the research with the philosophical accents on each of them. Research implications. The results of the study prove that transhumanism is a complex ideological phenomenon with a rich ideological history that cannot be evaluated unequivocally.

Keywords: future of humanity, posthuman, superhuman, body improvement, transhumanism, transhuman

© CC BY Рочняк Е. В., 2022.

V4108y

Введение

Цифровые технологии захватывают всё более широкие сферы. Жизнь без смартфонов и планшетов, разного рода гаджетов и девайсов для многих уже невозможна. Промышленное и сельскохозяйственное производство также в значительной степени автоматизированы, бизнес и экономика, сферы управления и услуг активно подвергаются диджитализации. Поскольку конца оцифровке не предвидится, возникают вопросы, куда это нас может привести и желательно ли это развитие вообще.

Трансгуманизм как идея трансформации биосоциальной природы человека

Одним из крайних сценариев далеко продвинутого процесса оцифровки нашей жизни является трансгуманизм, под которым понимается использование человеком современных научных технологий для активного участия в эволюции, улучшения своего физического тела и интеллектуальных способностей, совершенствования эмоциональных и морально-социальных навыков, максимального увеличения продолжительности жизни вплоть до достижения бессмертия, преодоления биологически обусловленных недостатков своего бытия как представителя рода Homo Sapiens и, возможно, перехода на новый эволюционный уровень Homo Sapientissimus, непрерывно совершенствующегося трансчеловека или, по Ф. Ницше, сверхчеловека.

Иначе говоря, речь идёт не об изменении каких-то отдельных атрибутов человека, а о трансформации его биосоциальной природы и её интеграции с техносферой благодаря достижениям медицины и фармакологии, генетики, нанотехнологий, успехам в области разработки искусственного интеллекта, сетевых киберпространствен-ных взаимодействий и робототехники. По определению О. В. Летова, трансчеловек, или «постчеловек - это потомок человека, технологически усовершенствованный до такой степени, что он уже не является человеком как таковым» [5, с. 22]. Далее он

уточняет свою мысль: «Постчеловек может быть полностью синтетическим существом, и система искусственного интеллекта в этом смысле - первый кандидат на роль постчеловека. Эта система сможет не только решать задачи быстрее, чем человек, но и быть более приспособленной в условиях окружающей среды» [5, с. 22]. Идейно ему вторят М. М. Курочко и Д. О. Харченко, которые, однако, выступают в качестве активных противников «полной трансформации человека во всех аспектах его развития» [3, с. 46]: «Трансгуманизм оценивается как основа формирования техногенного типа сверхчеловека, как нового антропологического типа, отрицающего существующего человека, вынужденного вступить в противоборство со сверхчеловеком» [3, с. 46].

Трансгуманизм основывается на теории эволюции, разработанной Ч. Дарвином в середине XIX в., которая привела к познанию того, что все организмы возникли в результате изменчивости и естественного отбора. Его основным убеждением является тезис о том, что «всё то, что возникло, когда-нибудь будет развиваться дальше, если не исчезнет раньше» (перевод наш. - Е. Р.) [13, с. 71]. Человек также подвержен этому эволюционному давлению, и только постоянная успешная адаптация к новым условиям окружающей среды позволяет ему выжить. Собственное совершенствование с помощью технологий может дать человеку сравнительное конкурентное преимущество перед другими живыми существами и, таким образом, увеличить его шансы в борьбе за выживание даже за пределами Земли или в виртуальных пространствах. При этом следует акцентировать, что люди с течением истории всё меньше приспосабливаются к окружающей среде и всё чаще перекраивают среду в соответствии со своими потребностями. Именно это стремление человека, активно поддерживаемое приверженцами трансгуманизма, взять на себя роль «Бога как творца и мироправителя, ставя на первое место веру в саморазвитие» [8, с. 10] и вызывает наибольшую критику представителей различных религиозных организаций.

Философский анализ идей современного трансгуманизма

Последние несколько десятилетий философскому анализу трансгуманизма посвящено значительно количество исследований. Это и диссертации, и учебные пособия, и научные статьи. Фундаментальные идеи современного трансгуманизма были впервые выдвинуты в 1923 г. британским генетиком Дж. Холдейном в его эссе «Дедал: наука и будущее», в котором предусмотрено, что применение передовых достижений науки даст человеку значительные выгоды. В современном значении термин «трансгуманизм» встречается впервые у биолога-эволюциониста Дж. Хаксли в его работе «Религия без откровения» (1927) и позже активно развивается автором в эссе «Новые бутылки для нового вина» (1957).

Первый краеугольный камень современного трансгуманизма был заложен работами Р. Эттингера «Перспектива бессмертия» (1964) и «Человек в сверхчеловеке» (1972), в которых обсуждаются возможные технологические приёмы усовершенствования человека. Р. Джастроу в книге «Зачарованный ткацкий станок: Разум во Вселенной» (1981) размышляет о возможности перенесения сознания в «нерушимые кремниевые решётки» и обретаемой при этом свободе и вечной жизни.

Ещё одной вехой в развитии трансгуманизма является работа Э. Дрекслера «Двигатели созидания» (1986) по вопросам нанотехнологий, занимающихся реорганизацией материи, благодаря чему людям открываются безграничные возможности материального преобразования окружающей их среды. Человекоподобные роботы, которые могли бы представлять собой следующую ступень эволюции после человека, обсуждаются в книгах Х. Моравека «Дети разума» (1988) и «Робот» (1999). А К. Хейлз в своей книге «Как мы стали постчеловеками: виртуальные тела в кибернетике, литературе и информатике» (1999) описывает характерные черты постчеловека.

Теоретические и мировоззренческие основы трансгуманизма формируются, в

частности, в работах Ф. М. Эсфендиари «Трансчеловек ли ты?» (1989), М. Мура «Трансгуманизм: философии футуризма» (1990) и «Принципы экстрапии» (2003), Ф. Гальтона «Наследственный гений» (1996), Р. Эттингера «Перспективы бессмертия» (2003), Р. Курцвейла «Сингулярность уже близко: истинная история о будущем» (2005) и «Трансценд: девять шагов на пути к вечной жизни» (2009), О. де Грейя «Отменить старение» (2007). Среди принципиальных работ, касающихся непосредственно биоэтической дискуссии о средствах трансгуманизма, следует назвать работу Ю. Хабермаса «Будущее человеческой природы: на пути к либеральной евгенике?» (2001) и труд Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции» (2002).

В последние несколько лет были изданы книги, в которых представляются попытки дать оценку новым достижениям человечества (прежде всего, в области современной медицины) и нарисовать образ будущего. Это работы Ю. Н. Харари «Хомо Деус: Краткая история завтрашнего дня» (2015), Д. Синклера «Продолжительность жизни: почему мы стареем - и почему мы не должны» (2019), Х. Л. Кордейро и Д. Вуда «Смерть должна умереть: Наука в борьбе за наше бессмертие» (2021), Т. Арина, Х. Йаакко и С. Олли «Биохакинг. Руководство по полному раскрытию потенциала организма» (2021).

Среди работ отечественных мыслителей, работающих в проблемном поле трансгуманизма, следует назвать такие знаковые труды, как докторская диссертация И. В. Вишева «Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения» (1990), а также его монографии «Проблема личного бессмертия» (1990) и «Проблемы иммортологии» (1993), эссе А. А. Розова «Простой феномен человека» (2004), учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов В. А. Кутырева «Философия трансгуманизма» (2010), кандидатская диссертация Д. К. Казеннова «Концептуальные основа-

V4110)

ния трансгуманизма» (2011), монографии Г. Л. Тульчинского «Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности» (2002), А. В. Турчина, М. А. Батина «Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?» (2013) и М. В. Бейлина «Нанотехнология как прорыв в постне-классической науке» (2014), исследовательская программа «Жизнь навсегда» А. В. Карнаухова (2017). Отдельно следует назвать цикл изданий МГУ «Рабочие тетради по биоэтике», выходивших с 2007 г. под редакцией Б. Г. Юдина, а с 2010 г. -под редакцией П. Д. Тищенко (всего 25 выпусков). Здесь были опубликованы прикладные биотехнологические и фило-софско-антропологические результаты меж- и трансдисциплинарных исследований Сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН.

Чуть более десятилетия назад трансгуманизм обретает политическую составляющую. В 2012 г. Джузеппе Ватно стал первым политиком в Европе и мире открыто назвавшим себя трансгуманистом. В 2013 г. Анель Ньювиц предложил создать «Космическую партию», что и было реализовано в следующем году. В течение декабря 2014 г. началось создание Трансгуманистической партии в Великобритании. В течение промежуточных выборов в США в 2014 г., Габриэль Ротлблат был первым трансгуманистом, который баллотировался в Конгресс США, а уже в октябре 2014 г. Злотан Истван анонсировал свой план по созданию Трансгуманистической Партии и о том, что он планирует баллотироваться в Президенты США на выборах 2016 г. На постсоветских просторах с 2011 г. функционирует общественное движение «Россия 2045». Данная неправительственная организация является достаточно политически активной, занимается пропагандой и развитием идей трансгуманизма и научного имморализма. В таком контексте трансгуманизм представляет собой международное общественное и политическое движение, «политический проект,

направленный на формирование новой глобальной философско-мировоззренче-ской системы единой техногенной цивилизации» [6, с. 42].

Одновременно трансгуманизм презентуется как новое общечеловеческое мировоззрение, «которое утверждает не только ценность отдельной человеческой жизни, но и возможность, и желательность - с помощью науки и современных технологий -безграничного развития личности, выхода за считающиеся сейчас "естественными" пределы человеческих возможностей» [7].

История идеи вечной жизни: от древнего Шумера до Ф. Ницше

Однако следует отметить, что идеи, в той или иной степени близкие к трансгуманизму, высказывались задолго до возникновения данного понятия. Собственно, желание совершенствования человеческого тела, и, как следствие, возможность бессмертия, существовали в человеческой культуре на протяжении всей истории. Так, стремление к бессмертию мы находим в древнем шумерском «Эпосе о Гильгамеше», созданном более 2000 лет назад, где усилия главного героя направлены на поиски «эликсира жизни» - травы, растущей на дне моря, способной предотвратить старение и смерть1.

Биологическим бессмертием, согласно библейской истории, обладали первые совершенные люди до грехопадения. Эликсир молодости и бессмертия упоминается в легендах и мифах многих народов как своеобразная «пища» богов. В частности, в Древней Греции это была амброзия и нектар, в Древней Индии - амрита, в Древнем Иране - хаома, в древнеславян-ской и скандинавской традициях - моло-дильные яблоки и живая вода.

В средневековой Европе в роли жизненного эликсира выступал философский камень, непременный атрибут алхимических превращений металлов в золото, создания

1 Эпос о Гильгамеше («О всё видавшем») / пер. И. Дьяконова; отв. ред. В. Струве. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 103-108.

^глу

гомункулов в пробирках и изобретения панацеи. А путешественники этого времени отправлялись на поиски воды из фонтана молодости.

Вопросом вечной жизни были озабочены египетские фараоны и древнекитайские императоры, древнегреческие мыслители и европейские путешественники-первооткрыватели. И хотя их методы и способы победить смерть сегодня могут вызвать лишь улыбку недоумения, сама цель нам понятна. С точки зрения Библии эта жажда бессмертия обусловлена тем, что Бог «вложил вечность в сердца людей» (Экклезиаст 3:11).

Первым общим ориентиром современной философии трансгуманизма является ренессансный гуманизм в смысле умственного и физического развития человека. Гуманизм и антропоцентризм Возрождения призывает людей полагаться на свои собственные наблюдения и суждения, а не ограничиваться церковной догмой. Подтверждение этому мы находим в философской антропологической позиции, которую предложил Джованни Пико делла Мирандола. В своих размышлениях он говорит о достоинстве и свободе человека, который имеет неограниченную полноту власти быть творцом собственного «я». Человек - это результат собственных усилий, он способен стать кем угодно, впитывая в себя всё. Бог, поставив человека его в центре мира, сказал: «Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который

ты предпочтёшь» [10]. Кроме того, гуманизм эпохи Возрождения важен для трансгуманизма, поскольку он открыл новую эру наблюдения за природой, ознаменовавшую собой великие научные открытия XVI и XVII вв., ставшие основой современного естествознания.

На рубеже эпох Возрождения и Нового времени английский философ Ф. Бэкон в своём труде «Новый Органон; или истинные указания для толкования природы» ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы, чтобы достичь царства человека на земле. Первоначальный возрожденческий гуманизм объединился с наукой. И сделано это было для того, чтобы преобразовать мир, чтобы сделать его пригодным для улучшенной жизни человека.

В XVIII в. появились первые мысли о совершенствовании человека с помощью науки и техники. Распространение идей слияния человека с техникой с целью более продуктивного развития человечества можно также частично связать с идеями и реальными попытками мыслителей Нового времени создать механизмы, моделирующие человеческие действия. В этот период привлекают внимание идеи французского гуманиста Ж. А. де Ламетри, предложившего рассмотрение организма человека как машины: «Человек настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следовательно, дать точное определение» [4, с. 386]. «Человеческое тело, - пишет Ж. А. де Ламетри, - это машина, которая заводит сама себя, живое олицетворение непрерывного движения» [4, с. 386].

Именно в эпоху Нового времени в Европе формируется философский контекст собственно трансгуманизма. На фоне прогресса медицинских знаний формулируется строго материалистическое онтологическое представление о причинах поведения и интеллекта, что исключает дуализм. Успехи медицины, представления о прогрессе и эволюции ставят вопрос об изменении в управлении природой в целом, увеличение продолжительности человече-

vrny

ской жизни, наконец, об изменении человеческих качеств. В работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Ж.-А. Кондорсе рассуждает о том, что медицина может неограниченно продлить человеческую жизнь.

В 1794 г. маркиз писал: «Такова цель предпринятого мною труда, результатом которого будет показать, путём рассуждения и фактами, что не было намечено никакой границы в развитии человеческих способностей; что способность человека совершенствоваться действительно не определима, что дальнейшие его шаги на пути к самоусовершенствованию отныне не зависят от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, и путь этот окончится только с прекращением существования нашей планеты» [2]. Эта мысль восемнадцатого века легко воспринимается как идея современных авторов-трансгуманистов.

В конце XIX в. идея дальнейшей эволюции человека активно продвигается в произведениях Ф. Ницше: «Я учу вас о Сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что сделали вы, дабы преодолеть его? ... Что такое обезьяна по сравнению с человеком? Посмешище либо мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для Сверхчеловека - посмешищем либо мучительным позором. . Человек - это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью. . Величие человека в том, что он мост, а не цель; и любви в нём достойно лишь то, что он - переход и уничтожение» [9]. Он был уверен, что в конце концов человек сможет подняться над собой, над своей конечной биологической сущностью, перейдя от запуганного религиозными догмами существа к сильной сверхъестественной сущности.

Однако несмотря на то, что влияние философии Ф. Ницше часто рассматривается уже почти как аксиома, один из основателей Всемирной ассоциации трансгуманистов Н. Бостром в работе «История трансгуманистической мысли» подчёркивает, что между ницшеанским сверхчеловеком

и постчеловеком трансгуманизма есть существенная разница, ибо «сверхчеловек Ницше является не результатом технологического проектирования, а продуктом личностного и культурного роста» [12, с. 4].

Формирование и разнообразие идей современного трансгуманизма

В качестве одного из предтеч философии трансгуманизма часто рассматривают П. Тейяр де Шардена, палеонтолога-иезуита, одного из первооткрывателей синантропа, объединившего общую теорию космической эволюции и христианские догматы, а также сформировавшего учения о ноосфере под влиянием лекций, прочитанных В. Вернадским в начале ХХ в. в Сорбонне. В частности, в своих исследованиях «Феномен человека», «Христианство и эволюция», «Место человека в природе», «Наука и Христос» он утверждает, что Христос всё ещё работает над эволюцией и её технологиями и что эта работа в конечном счёте направлена на совершенствование биологии человека. Обсуждаются появление глобальной вычислительно-коммуникационной системы (некий прообраз интернета) и проблема ускорения технического прогресса до своего рода сингулярности, в которой человеческий разум станет сверхразумом, усиленным до масштабов Вселенной.

Идеи о необходимости направленной дальнейшей эволюции человека, активной и сознательной борьбы со старением и смертью были последовательно представлены в философии русского космизма. В частности, Н. Ф. Фёдоров призывает человека не надеяться на «готовое» бессмертие и не оправдывать собственную бездеятельность ссылками на «необходимость» и «неминуемость» смерти, но активно творить новые формы существования, более устойчивые по отношению к смертоносным природным стихиям. Победу над смертью и возможность воскрешения давно умерших он считал вполне достижимыми задачами. Идея о том, что чело-

Vrny

век способен управлять не только силами природы, но и самим процессом эволюции встречается также у В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского и К. Э. Циолковского, считавших, что «невозможное сегодня станет возможным завтра» [11, с. 136].

В определённой степени идеи Н. Ф. Фёдорова оказали влияние на И. В. Мичурина, что нашло воплощение в его знаменитом лозунге: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё -наша задача. Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы» [7, с. 11]. А если взять данную фразу в более широком контексте, в задачу человека входит в том числе активное улучшение себя, своего физического тела и его возможностей. Не даром эта фраза была столь популярна в эпоху кульминационного расцвета массового физкультурного движения и военно-спортивной пропаганды в СССР.

Современный трансгуманизм как достаточно продуманная и актуальная научная парадигма не является чётко определённым единым интеллектуальным течением, а состоит из нескольких форм с разными акцентами. Достаточно вспомнить такие его направления, как гедонистический, трансгресивный либертарианский трансгуманизм, технокоммунизм, постгенде-ризм и техногайянизм. Широкий спектр трансгуманистических сценариев простирается от эволюционно-евгенического развития до колонизации вселенной человеческим компьютерным интеллектом. Верх формируется сингуляристами вокруг Р. Курцвейла и в свою очередь уже представляет собой синтез нескольких технологий и трансгуманистических видений. Под научно-технологической сингулярностью в футурологии понимается некий культурно-исторический момент, достижение которого прогнозируется во второй половине XXI в., после которого технологии настолько изменят мир, что принципиально нельзя будет предсказать его дальнейшее развитие.

С одной стороны, такова природа движения, которое всё ещё находится в зача-

точном состоянии; с другой стороны, каждое философское течение имеет различных представителей с более или менее значительными различиями. Единственным объединительным моментом для них является идея достижения сверхчеловеческого состояния как некого улучшенного и постоянно совершенствующегося варианта современного человека и условий его жизни. Именно поэтому, с нашей точки зрения, наиболее обобщающим является определение, предложенное Р. Н. Гайшуном: «трансгуманизм - это футурологическая и этическая концепция, провозглашающая возможность и необходимость продолжения эволюции человека, направленной на преодоление естественных телесных ограничений вида Homo sapiens и управляемой самим человеком посредством внедрения NBIC-технологий, а также связанное с этой концепцией интеллектуальное общественное движение» [1, с. 354]

В своё время на вопрос, что такое человек, греческий философ Аристотель ответил, что человек - это разумное существо. Итальянский гуманист Пико дел-ла Мирандола внёс коррективы в определение Аристотеля, высказав мысль, что человек - это животное, чья природа не предопределена, но состоит именно в том, чтобы быть свободным в своих решениях что делать и что хотеть. Но если сущность человека состоит в том, что он не имеет неизменной сущности, а его природа не является константной, возможность технического вмешательства в его биологические основы означает не конец человека, а его начало, поскольку он только теперь соответствует своей действительной природе.

Заключение

Исследование истории зарождения и становления идей трансгуманизма раскрывает его многогранность и создаёт предпосылки для дальнейшего изучения его теоретических принципов и практи-коориентированного мировоззренческого значения. Трансгуманизм затрагивает и

vmy

пытается решить проблемы, касающиеся в той или иной степени каждого из нас, философский аспект которых выражается в осознании новых типов отношений между субъектом и объектом, между человечеством и природой, между человеком и человеком.

Таким образом, вопрос о смысле технического прогресса и в последней инстан-

ции о трансгуманизме является одним из фундаментальных вопросов современной социальной и антропологической философии в их видении нового человека и его сущности в «постчеловеческом» будущем, наступление которого ожидается в ближайшие десятилетия.

Статья поступила в редакцию 18.03.2022.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайшун Р. Н. Сущность, предпосылки и политическое самоопределение трансгуманистического движения // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 3 (35). С. 352-363.

2. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / пер. И. А. Шапиро. М.: Государственное экономическое издательство, 1936. 280 с.

3. Курочко М. М., Харченко Д. О. Трансгуманизм и феномен человека // Sciences of Europe. 2021. № 70-3. С. 46-49.

4. Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж. О. Сочинения / пер. В. Левицкого, Э. А. Гроссмана. М.: Мысль, 1983. C. 169-226.

5. Летов О. В. Человек и «Сверхчеловек»: этические аспекты трансгуманизма // Человек. 2009. № 1. С. 19-25.

6. Лонский Я. А. Трансгуманизм как новое религиозно-политическое движение современности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2021. № 2. C. 42-50.

7. Мичурин И. В. Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений по выведению новых сортов плодовых растений. М.: Сельзозгиз, 1934. 367 с.

8. Никитин С. С. Идеология трансгуманизма и её научное обеспечение: возможности и пределы развития // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (13). С. 10-22.

9. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Стихотворения / пер. Я. Э. Голосовкера, В. Б. Микушевича. М.: Прогресс, 1994. 512 с.

10. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: антология: в 2 т. Т. 1 / сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1981. С. 243-306.

11. Циолковский К. Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Реактивный прибор «Ракета» К. Циолковского. Часть II // Циолковский К. Э. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М.: Изд-во Академии наук, 1954. С. 100-139.

12. Bostrom N. A History of Transhumanist Though [Электронный ресурс] // Journal of Evolution and Technology. 2005. Vol. 14. URL: http://jetpress.org (дата обращения: 27.02.2022).

13. Mali F. Stefan Lorenz Sorgner: Transhumanismus - Die gefährlichste Idee der Welt!? // Human Studies. 2017. Vol. 40. S. 477-481.

REFERENCES

1. Gaishun R. N. [Essence, Prerequisites and Political Self-determination ofthe Transhumanist Movement]. In: Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 2018, no. 3 (35), pp. 352-363.

2. Condorcet J. Esquisse d'un tableau historique des progrès de l'esprit humain (Rus. ed.: Shapiro I. A., transl. Eskiz istoricheskoi kartiny progressa chelovecheskogo razuma. Moscow, Gosudarstvennoe eko-nomicheskoe izdatelstvo, 1936. 280 p.).

3. Kurochko M. M., Harchenko D. O. [Transhumanism and the Human Phenomenon]. In: Sciences of Europe, 2021, no. 70-3, pp. 46-49.

4. La Mettrie J. L'homme machine (Rus. ed.: Levitsky V., Grossman E. A. Chelovek-mashina. In: La Mettrie J. Sochineniya [Essays]. Moscow, Mysl Publ., 1983, pp. 169-226.

5. Letov O. V. [Man and the "Superman": Ethical Aspects of Transhumanism]. In: Chelovek [Human], 2009, no. 1, pp. 19-25.

V12V

6. Lonsky Ya. A. [Transhumanism as a New Religious and Political Movement of Our Time]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophical Sciences], 2021. no. 2, pp. 42-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Michurin I. V. Itogi shestidesyatiletnih trudovpo vyvedeniyu novyh sortovplodovyh rastenii po vyvedeniyu novyh sortov plodovyh rastenii [The Results of Sixty Years of Work on Breeding New Varieties of Fruit Plants for Breeding New Varieties of Fruit Plants]. Moscow, Selzozgiz Publ., 1934. 367 p.

8. Nikitin S. S. [The Ideology of Transhumanism and its Scientific Support: The Possibilities and Limits of Development]. In: Trudy kafedry bogosloviya Sankt-Peterburgskoi Duhovnoi Akademii [Proceedings of the Department of Theology of St. Petersburg Theological Academy], 2022, no. 1 (13), pp. 10-22.

9. Nietzsche F. Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen (Rus. ed.: Golosovker Ya. E., Mikushevich V. B., transls. Tak govoril Zaratustra. Stihotvoreniya. Moscow, Progress Publ., 1994. 512 p.

10. Pico della Mirandola G. De hominis dignitate (Rus. ed.: Shestakov V. P., ed. Rech' o dostoinstve che-loveka. In: Estetika Renessansa. T. 1 [Aesthetics of the Renaissance. Vol. 1]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1981, pp. 243-306.

11. Ciolkovsky K. E. [Research of World Spaces with Reactive Devices. Rocket Device "Rocket" by K. Ciolkovsky. Part II]. In: Ciolkovsky K. E. Sobranie sochinenii. T. 2 [Collection of Essays. Vol. 2]. Moscow, Academy of Sciences Publ., 1954, pp. 100-139.

12. Bostrom N. A History of Transhumanist Though. In: Journal of Evolution and Technology, 2005, vol. 14. Available at: http://jetpress.org (accessed: 27.02.2022).

13. Mali F. Stefan Lorenz Sorgner: Transhumanismus - Die gefährlichste Idee der Welt!? In: Human Studies, 2017, vol. 40, pp. 477-481.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Рочняк Елена Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Горловского института иностранных языков; e-mail: lero1981@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Elena V. Rochnyak - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., Department of Philosophy and History, Gorlovka University for Foreign Languages; e-mail: lero1981@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Рочняк Е. В. Трансгуманизм как один из возможных путей будущего развития человечества: история идеи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 2. С. 108-116. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-108-116

FOR CITATION

Rochnyak E. V. Transhumanism as One of Possible Ways of the Humanity Future Development: The History of Idea. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2022, no. 2. pp. 108-116. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-108-116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.